Притчи 12 25 переводы

Обновлено: 14.11.2024

Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда.

Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит.

Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен.

Добродетельная жена — венец для мужа своего; а позорная — как гниль в костях его.

Помышления праведных — правда, а замыслы нечестивых — коварство.

Речи нечестивых — засада для пролития крови, уста же праведных спасают их.

Коснись нечестивых несчастие — и нет их, а дом праведных стоит.

Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении.

Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе.

Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко.

Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен.

Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд.

Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды.

От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку — по делам рук его.

Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.

У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.

Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного — обман.

Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует.

Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык — только на мгновение.

Коварство — в сердце злоумышленников, радость — у миротворцев.

Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол.

Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему.

Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость.

Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью.

Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его.

Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 4-5 Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его. Помышления праведных - правда, а замыслы нечестивых - коварство

Намеревающийся жениться пусть ищет не только спутницу жизни, но и добродетели. Невозможно мужу не погибнуть, когда жена развращена; потому ищи добродетели, а не богатства. Хорошая, добродетельная сделается славным венцом; худая же, подобно червю, находящемуся в самом сердце, незаметно мало-помалу приводит к гибели. А всего ужаснее то, что, незаметно для окружающих, вливает внутрь яд и изнуряет несчастную душу. Или иначе: добродетель украшает своего последователя, порок же делает порочного ненавистным. Промышления праведных - суды потому, что судятся и простые, или потому, что праведные постоянно размышляют о судах и заповедях Божиих, или потому, что всегда производят суд по разуму, так как у нас есть судья - ум, оценивающий всякую добродетель по сравнению с противоположным ей пороком; последний он осуждает, первую же оправдывает.

Похожая притча

1–3. О внутренней и внешней противоположности добра и зла вообще. 4–11. О счастье и несчастье домашней жизни и о причинах того и другого. 12–22. О положительных и отрицательных явлениях в жизни общественной, преимущественно в связи с должным или недолжным употреблением языка 23–26. О мудрости, правде и прилежании с их противоположностями.

Притч.12:1 . Кто любит наставле­ние, тот любит знание; а кто не­на­видит обличе­ние, тот невежда.

Притч.12:2 . Добрый при­обретает благо­воле­ние от Го­с­по­да; а человека коварного Он осудит.

Притч.12:3 . Не утвердит себя человек беззако­ни­ем; корень же праведников неподвижен.

Мысль о том, что путь к мудрости заключается в наставлении и тщательном внимании к нему (ст. 1), представляет повторение высказанного в Притч 10.17 ; а мысль о прочности единой лишь праведности (ст. 3) выражена была ранее в Притч 10.25 .

Притч.12:4 . Добродетель­ная жена – венец для мужа своего; а по­зорная – как гниль в костях его.

Притч.12:5 . Промышле­ния праведных – правда, а замыслы­ нечестивых – ковар­с­т­во­.

Притч.12:6 . Речи нечестивых – засада для про­лития крови, уста же праведных спасают их.

Притч.12:7 . Коснись нечестивых несчастие – и нет их, а дом праведных сто­ит.

Притч.12:8 . Хвалят человека по мере ра­зу­ма его, а раз­вращен­ный сердцем будет в пре­зре­нии.

Притч.12:9 . Лучше про­стой, но работа­ю­щий на себя, нежели выда­ю­щий себя за знатного, но нужда­ю­щийся в хлебе.

Притч.12:10 . Праведный печет­ся и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко.

Притч.12:11 . Кто воз­делывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам праз­дно­любцев, тот скудо­умен.–

Притч.12 :11a. –[Кто находит удоволь­ствие в трате време­ни за вином, тот в своем доме оставит бесславие.]

На первом месте в ряду благ домашней жизни человека поставляется доблестная жена, именуемая венцом мужа своего (4а) – так как ее труд, прилежание, толковость и под. приносят мужу богатство, честь и славу (ср. Притч 31.10 след.); напротив, неизмеримо велик вред для мужа от злой жены: как червь подтачивает дерево, и оно сохнет и гибнет, так и злая жена подтачивает здоровье и благосостояние мужа и всей семьи (ср. Сир 25.11 и след.). Затем, после общего противоположения благотворности мыслей, намерений, слов и дел праведников и зловредности всего этого у нечестивых (ст. 5–6) и указания противоположности внешней конечной судьбы нечестивого и праведного (ст. 7, ср. Притч 10.25 ), а также не одинакового отношения общественного мнения к словам и речам того и другого (ст. 8), похваляется трудолюбие незнатного бедняка и осуждается презрение к труду и бездеятельность человека тщеславного своим происхождением (ст. 9), частнее, похваляется труд земледельца и осуждается всякая праздность, приводящая к разным порокам, напр., к пьянству (ст. 11 по LXX-ти). К характеристике праведника принадлежит (ст. 10) и то, что он оказывает милосердие и к животным, повинуясь внушениям естественного чувства сострадания и следуя прямым предписаниям закона ( Исх 20.10 ; Исх 22.4–5 ; Лев.22:28 ; Втор 25.4 ), предписывавшего еврею гуманное обращение и с животными.

Притч.12:12 . Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд.

Притч.12:13 . Нечестивый уловляет­ся грехами уст сво­их; но праведник выйдет из беды.–

Притч.12 :13a. –[Смотрящий кротко по­милован будет, а встреча­ю­щийся в воротах стеснит других.]

Притч.12:14 . От плода уст сво­их человек насыщает­ся добром, и воз­даяние человеку – по делам рук его.

Притч.12:15 . Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.

Притч.12:16 . У глупого тотчас же выкажет­ся гнев его, а бла­го­ра­зу­мный скрывает оскорбле­ние.

Притч.12:17 . Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного – обман.

Притч.12:18 . Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – врачует.

Притч.12:19 . Уста правдивые вечно пре­бывают, а лживый язык – только на мгнове­ние.

Притч.12:20 . Ковар­с­т­во – в сердце зло­умышлен­ников, радость – у миротворцев.

Притч.12:21 . Не при­ключит­ся праведнику никакого зла, нечестивые же будут пре­исполнены зол.

Притч.12:22 . Мерзость пред Го­с­по­дом – уста лживые, а говорящие истину бла­го­угодны Ему.

Желания, слова и дела нечестивого и праведного существенно различны, различен и плод, последствие их для того и другого, неудача и прямая гибель для нечестивого, и спасение для праведного (ст. 12–14, сн. Притч 18.7 ; Пс 61.13 ).

Затем противополагаются самомнение и нетерпеливость безумного и скромность (в принятии советов от ближних) и терпеливость и осторожность (при получении обид) мудрого (ст. 15–16), а также правдивость и истинность свидетельства мудрого и ложь, коварство и злоба свидетельства безумного и нечестивого (ст. 17–22). Будучи само по себе злом, которое всегда болезненно отзывается в сердце ближнего, как бы нанося ему рану (ст. 18), свидетельство или лжесвидетельство нечестивого и самому ему приносит гибель (ст. 19–20), главное – лишение милости Божией, которая неразлучна с правыми сердцем, словами и делами (ст. 22).

Притч.12:23 . Человек рас­суди­тель­ный скрывает знание, а сердце глупых выска­зывает глупость.

Притч.12:24 . Рука при­лежных будет го­с­по­д­с­т­во­­вать, а ле­нивая будет под данью.

Притч.12:25 . Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово раз­веселяет его.

Притч.12:26 . Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблужде­ние.

Притч.12:27 . Ле­нивый не жарит своей дичи; а имуще­с­т­во человека при­лежного многоцен­но.

Притч.12:28 . На пути правды – жизнь, и на стезе ее нет смерти.

Похваляются сдержанность в слове, присущая мудрому (ст. 23а), умение его – утешить словом печального (25а) и вообще преподаваемое им руководство ближнему (ст. 26), прилежание и трудолюбие (24а, 27б); напротив осуждаются противоположные пороки нечестивого. Общее заключение главы: путь правды ведет к истинной жизни и бессмертию (ст. 28).

Похожая притча

Ст. 4-11 Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его. Помышления праведных - правда, а замыслы нечестивых - коварство. Речи нечестивых - засада для пролития крови, уста же праведных спасают их. Коснись нечестивых несчастие - и нет их, а дом праведных стоит. Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении. Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе. Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко. Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен

На первом месте в ряду благ домашней жизни человека поставляется доблестная жена, именуемая венцом мужа своего (4а) - так как ее труд, прилежание, толковость и под. приносят мужу богатство, честь и славу (ср. XXXI:10 след.); напротив, неизмеримо велик вред для мужа от злой жены: как червь подтачивает дерево, и оно сохнет и гибнет, так и злая жена подтачивает здоровье и благосостояние мужа и всей семьи (ср. Сир XXV:11 и след.). Затем, после общего противоположения благотворности мыслей, намерений, слов и дел праведников и зловредности всего этого у нечестивых (ст. 5-6) и указания противоположности внешней конечной судьбы нечестивого и праведного (ст. 7, ср. X:25) , а также не одинакового отношения общественного мнения к словам и речам того и другого (ст. 8), похваляется трудолюбие незнатного бедняка и осуждается презрение к труду и бездеятельность человека тщеславного своим происхождением (ст. 9), частнее, похваляется труд земледельца и осуждается всякая праздность, приводящая к разным порокам, напр., к пьянству (ст. 11 по LXX-ти). К характеристике праведника принадлежит (ст. 10) и то, что он оказывает милосердие и к животным, повинуясь внушениям естественного чувства сострадания и следуя прямым предписаниям закона ( Исх XX:10 ; XXII:4-5; Лев XXII:28 ; Втор XXV:4 ) , предписывавшего еврею гуманное обращение и с животными.

Похожая притча

Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот – невежда. Добрый приобретает благоволение у Господа; а человека коварного Он осудит. Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен. Добродетельная жена – венец для мужа своего; а позорная – как гниль в костях его. Помышления праведных – правда, а замыслы нечестивых – коварство. Речи нечестивых – засада для пролития крови, уста же праведных спасают их. Коснись нечестивых несчастье – и нет их, а дом праведных стоит. Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении. Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе. Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко. Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен. Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд. Нечестивый улавливается грехами уст своих; но праведник выйдет из беды. От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку – по делам рук его. Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр. У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление. Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного – обман. Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – врачует. Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык – только на мгновение. Коварство – в сердце злоумышленников, радость – у миротворцев. Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зла. Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему. Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость. Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью. Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его. Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение. Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно. На пути правды – жизнь, и на стезе ее нет смерти.

Свт. Климент Александрийский

Ст. 4-5 Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его. Помышления праведных - правда, а замыслы нечестивых - коварство

Венцом для жены должен быть муж, а венцом для мужа должен быть брак. Цветы брака суть дети от обоих; с лугов плоти их пожинает Божественный Земледелатель. Венец стариков - сыновья сыновей, и слава детей - родители их ( Притч 17:6 ) , говорит Писание. Для нас же венком является Отец вселенной, а венцом всей Церкви является Христос.

Читайте также: