Притчи 10 глава толкование

Обновлено: 22.11.2024

Если и от добрых речей надобно иногда воздерживаться ради добродетели молчания, то сколь более подходит избегать плохих речей из страха наказания за грех! Итак, по причине преимущественного достоинства молчания даже совершенным ученикам редко должно быть даваемо позволение говорить, и притом о предметах святых, добрых, назидательных, ибо написано: При многословии не миновать греха и еще: кроткий язык - древо жизни ( Притч 15:4 ) . Говорить и учить надлежит учителю, ученику же приличнее слушать и молчать.

Похожая притча

С гл. X начинаются «Притчи Соломона» ( Притч 10.1 ) о характере общем содержании, назначении и цели которых было сказано в начале книги Притчей ( Притч 1.2–6 ). Если в гл. I-IX развитие мысли о значении мудрости шло последовательными и связными периодами, то отселе с гл. X по XXIX включительно идет ряд приточных изречений разнородного содержания, так что почти каждый стих есть самостоятельное целое, отдельная притча, не имеющая видимой связи ни с предыдущим ни с последующим. По содержанию своему эти приточные изречения относятся ко всевозможным отношениям и условиям жизни. Пред взором читателя, в свойственном жизни человеческой разнообразии здесь проходят попарно: богатый и бедный, мудрый и глупый, прилежный и ленивый, благочестивый и нечестивый, отец и сын, муж и жена, господин и раб, царь и подданный и под. Относясь каждая к отдельным явлениям жизни, все притчи в совокупности, однако, выражают цельное воззрение на жизнь, законченное мировоззрение свящ. писателя. По форме своей притчи эти образуют двухстрочия, обе части которого находятся обыкновенно в отношении противоположности (в гл. X-XV) – исключительно или представляют собой так называемый антитетический параллелизм, в котором одно полустишие выражает обратную сторону истины выражаемой в другом (см. напр., еще в Пс 2.6 ; Еккл 2.14 ).

Притч.10:1 . Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый – огорче­ние для его матери.

Такую именно форму имеет уже этот первый стих, имеющий, очевидно, отношение ко всему последующему собранию притчей. Частный оттенок мысли в противоположении отца и матери: печаль неудачного сына особенно глубоко воспринимает материнское сердце (ср. Притч 1.8, 15.20, 17.25 ).

Притч.10:2 Не доставляют по­льзы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти.

Притч.10:3 Не допустит Го­с­по­дь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет.

Притч.10:4 Ле­нивая рука делает бедным, а рука при­лежных обогащает.

Притч.10:5 Собира­ю­щий во время лета – сын ра­зу­мный, спящий же во время жатвы – сын бес­путный.

Притч.10:6 Благослове­ния – на голове праведника, уста же беззакон­ных заградит насилие.

Притч.10:7 Память праведника пре­будет благо­словен­на, а имя нечестивых омерзеет.

При всей разнородности содержания этих шести стихов, они несколько объединяются общею всем им мыслью о неодинаковом земном жребии праведного и нечестивого, разумного и неразумного, прилежного и ленивого. «Жизнь и смерть» (ст. 2) – типическое обозначение блага и бедствия жизни, проходящее чрез всю книгу Притчей. – «Сокровища неправедные» – нажитые неправдой, беззаконием, «не доставляют пользы» – бессильны спасти от смерти, а равно от всякого смертельного бедствия. Спасет от этого одна «правда» (евр. цедака ), т. е. правота всех намерений и поступков человека, деятельное осуществление «мудрости», хокма (по традиционно-еврейскому толкованию, цедака , спасающая от смерти, есть милостыня). Мысль ст. 2 почти дословно повторяется в Притч 11.4 . В ст. 3 противополагаются, во-первых, «душ а» праведного, т. е. нормальное, уравновешенное психическое состояние (по LXX ψυχὴ δικαία ) праведника – и »стяжание" или алчность (евр. гавва , ср. Мих 3.7 ; по LXX ζωὴ , жизнь, в смысле средств к жизни) нечестивого; а, во-вторых, противоположная судьба одного и другого: Господь не попускает праведнику голодать (ср. Пс 32.19, 36.25 ), напротив, злым и похотливым желаниям нечестивца не дает осуществляться, тем более, что они часто бывают направлены ко злу ближних. Затем, в ст. 4–5, высказывается мысль, что благосостояние или материальная скудость стоят в зависимости и от собственной энергии или, напротив, бездействия, как уклонения от всеобщего закона труда ( Быт 3.19 ). В Вульгате к ст. 4 добавлено: qui nititur mendaciis, hic pascit ventos idem autem ipse sequitur aves volantes. LXX имеют прибавку в ст. 5, читаемую в славянск. Библии так: « спасется от зноя сын разумный, ветротленен же бывает на жатве сын беззаконный» , т. е. благоразумный, вследствие своевременной уборки хлеба, не терпит вреда от знойного ветра, тогда как неразумный и беспорядочный человек пропускает время жатвы, и перезрелый хлеб в колосьях опустошает зной и ветер; общее, здесь как и в целых ст. 4–5, выражена мысль о необходимости благоразумного пользования временем для успеха в делах житейских и духовных. Ст. 6–7 говорят о добром имени, незапятнанной репутации праведного и – бесславии и гибели имени нечестивого, как при жизни их (ст. 6), так и по смерти того и другого (ст. 7) (ср. Пс 111.6 ; Сир 44.13 ; сн. Мф 26.13 ).

Притч.10:8 . Мудрый сердцем при­нимает заповеди, а глупый устами пре­ткнет­ся.

Притч.10:9 . Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто пре­вращает пути свои, тот будет нака­за­н.

Притч.10:10 . Кто мигает глазами, тот при­чиняет досаду, а глупый устами пре­ткнет­ся.

Противополагаются по характеру и последствиям действия мудрого и нечестивого в отношении к наставлениям мудрости (ст. 8), в поведении или жизненном пути, противоположном у одного и другого (ст. 9), и в самой манере речи – лукавой и криводушной у нечестивого, и прямой, хотя бы и резкой, у праведного (ст. 10). Последняя мысль рельефнее, чем в еврейском тексте, выражена в греч. переводе LXX второй половины ст. 10: ὁ δὲ ᾿ελέγχων μετὰ παρρησίας είρηνοποιεῖ ; слав.: «обличаяй же с дерзновением миротворит» .

Притч.10:11 . Уста праведника – источник жизни, уста же беззакон­ных заградит насилие.

Притч.10:12 . Ненависть воз­буждает раз­доры, но любо­вь по­крывает все грехи.

Притч.10:13 . В устах ра­зу­много находит­ся мудрость, но на теле глупого – розга.

Притч.10:14 . Мудрые сберегают знание, но уста глупого – близкая по­гибель.

Продолжается изображение доброго и злого, мудрого и глупого – в отношении их обращения с ближними и влияния на них, преимущественно со стороны речи или способности и манеры пользоваться словом. Если вообще речь человеческая сравнивается с волнами и потоками вод ( Притч 18.4, 20.5 ), то речь праведного – по ее прямоте и назидательности – называется здесь (ст. 11) источником жизни, тогда как из уст нечестивого выходит только насилие. Этому насилию и пагубному влиянию его на общество способствует именно наполняющая его ненависть. Напротив, «любовь покрывает все грехи» (ст. 12, ср. 1Пет 4.8 ; Иак 5.20 ; 1Кор 13.4 ), т. е. снисходит к ошибкам ближнего, не распространяет о нем худой молвы (ср. Притч 17.9 ), вообще всячески содействует миру. В ст. 13–14 новая противоположность мудрого и неразумного: первый восприимчив к простому наставлению мудрости, для второго требуется физическое воздействие (ст. 13); первый, уразумев истину, не спешит сообщать ее всем и каждому, напротив, соблюдает осторожность в речи, сообразуется с степенью восприимчивости слушателей; глупый, напротив, болтлив – к своей гибели (ст. 14).

Притч.10:15 . Имуще­с­т­во богатого – крепкий город его, беда для бедных – скудость их.

Притч.10:16 . Труды праведного – к жизни, успех нечестивого – ко греху.

Притч.10:17 . Кто хранит наставле­ние, тот на пути к жизни; а отверга­ю­щий обличе­ние – блуждает.

Притч.10:18 . Кто скрывает не­на­висть, у того уста лживые; и кто раз­глашает клевету, тот глуп.

Притч.10:19 . При многословии не мино­вать греха, а сдержива­ю­щий уста свои – ра­зу­мен.

Притч.10:20 . Отборное серебро – язык праведного, сердце же нечестивых – ничтоже­с­т­во.

Притч.10:21 . Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка ра­зу­ма.

В этих семи стихах говорится главным образом о земных благах, ценности их и способе приобретения и употребления. Возвышающее самочувствие и самонадеянность человека, значение богатства и принижающее на человека действие бедности (ст. 15) – факт опыта. Премудрый этим изречением предостерегает – богатого от самонадеянности, порождаемой богатством, а бедного от лености, приводящей к бедности и нищете. При этом как богатство, так и бедность рассматриваются главным образом с нравственной точки зрения: богатство, предполагается, должно быть приобретено жизненной мудростью и средствами нравственно-безукоризненными и в свою очередь должно быть употребляемо на дела мудрости, любви и благочестия; напротив, бедность, являющаяся следствием лености и других пороков, может, в свою очередь, приводить к новым порокам. Что Премудрый рассматривает богатство и бедность главным образом с моральной точки зрения, показывает следующий стих – 16-й, где прямо говорится, что прочны лишь приобретения праведника, а стяжания нечестивого ведут ко греху, – а равно и ст. 17-й, где уже со всею определенностью выступает нравоучительное направление и содержание речи: говорится о спасительности хранения учения мудрости и о гибельности пренебрежения обличением (ср. Притч 12.1 ): не принимающий обличения не только сам гибнет, но, через пагубную силу примера, губит и других ( Мф 15.14 ). В следующих ст. 18–21 говорится преимущественно о правильном, спасительном и неправильном, гибельном пользовании даром слова: осуждается злоречие по адресу ближнего (ст. 18), вообще празднословие, неизбежно приводящее ко греху (ст. 19, ср. Притч 13.3, 21.23 ; Еккл 10.14 ; Сир 20.7, 22.31, 28.25 ; Мф 12.35 ), похваляется, напротив, обдуманное слово праведного (20а) как назидательное для многих (21а), в противоположность пустому, бессодержательному слову нечестивого (20б, 21б.)

Притч.10:22 . Благослове­ние Го­с­по­дне – оно обогащает и печали с собою не при­носит.

Притч.10:23 . Для глупого пре­ступное деяние как бы забава, а человеку ра­зу­мному свой­с­т­вен­на мудрость.

Притч.10:24 . Чего страшит­ся нечестивый, то и по­стигнет его, а желание праведников исполнит­ся.

Притч.10:25 . Как про­носит­ся вихрь, так нет более нечестивого; а праведник – на вечном основании.

Соответственно неодинаковой настроенности безумного нечестивого и мудрого – праведного (ст. 23), неодинаковы и внешняя судьба того и другого: у праведника все спорится, все ему дается без труда, забот и тревоги, так как на жизни и делах его почивает благословение Божие (ст. 22, сн. Пс 126.2 сл.), всякое желание его исполняется (ст. 24б); напротив, удел нечестивого – вечный страх за свое благополучие (ст. 24а, сн. Ис 66.4 ; Иов 3.25 ), а конец его – внезапная и полная гибель, при полной непоколебимости праведника (ст. 25; сн. Притч 1.27 ; Иов 1.19 ).

Притч.10:26 . Что уксус для зубов и дым для глаз, то ле­нивый для по­сыла­ю­щих его.

В этом стихе высказана, особняком здесь стоящая, мысль о вреде лености (ср. Притч 6.6 сл.; Притч 12.27, 19.24 ).

Притч.10:27 . Страх Го­с­по­день при­бавляет дней, лета же нечестивых сократят­ся.

Притч.10:28 . Ожидание праведников – радость, а надежда нечестивых по­гибнет.

Притч.10:29 . Путь Го­с­по­день – твердыня для непорочного и страх для дела­ю­щих беззаконие.

Притч.10:30 . Праведник во веки не по­колеблет­ся, нечестивые же не по­живут на земле.

Повторяются не раз высказанные мысли о различном до противоположности жребии праведных и нечестивых (ср. Притч 3.2, 9.11 ; сн. Иов 8.13 ; Пс 109.6 ).

Притч.10:31 . Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечет­ся.

Притч.10:32 . Уста праведного знают бла­го­приятное, а уста нечестивых – раз­вращен­ное.

Об устах праведного и нечестивого и плодах их.

Похожая притча

В этом разделе книги Притчей Соломона содержится 375 изречений и пословиц. Одна какая-то мысль во всей ее полноте умещается в 2-х строках или более каждого стиха. В главах 10-15 продолжается тема, превалирующая в главах 1-9, - тема противопоставления праведных (или мудрых) нечестивым (или безрассудным). Остальная часть раздела (16:1 - 22:16) характеризуется более разнообразной тематикой.

Большая часть стихов в главах 10-15 построена по принципу контраста (так называемого антитетического, или прямо противоположного параллелизма), грамматически выраженного во второй строке стиха через частицу "же", союз "а" и т. п. В 16:1 - 22:16, напротив, лишь немногие стихи "контрастны"; большая же часть их построена или на сравнении (синонимический параллелизм), или по принципу развития, дополнения мысли, выраженной в первой строке (синтетический параллелизм); для таких стихов характерен союз "И", которым нередко начинается 2-ая строка.

Частая смена темы (от одного стиха к другому) представляется намеренной; этим читателя побуждают вдуматься в мысль, выраженную в одном стихе, прежде чем перейти к следующему стиху. Однако время от времени встречаются два или более следующих друг за другом стихов, которые связаны между собой общей темой или "ключевым словом".

А. Притчи, противопоставляющие праведную жизнь неправедной (главы 10-15)

Прит. 10:1. Относительно "Притчей Соломона" в разделе "Авторство и время написания Притчей" во Вступлении. При том, что авторство Соломона не по длежит сомнению в отношении глав 1-9 (1:1) и глав 25-29 (25:1), а также - 10:1 - 22:16, им написано около 84 процентов всей книги; конечно, все написанное Соломоном создавалось по вдохновению от Божественного Автора, Святого Духа.

"Контрастность" первого стиха в этой главе - в противопоставлении мудрого сына глупому. Автор не хочет сказать, что сын глупый не огорчает отца или что мудрый не радует матери (сравните 1:8; 15:20; 17 25), ко хочет в этом изречении - притче подчеркнуть особую печаль материнского сердца о неудачном сыне. Для приточной литературы типично такое, как здесь, "выступление парами": в одной строке "отец" - в другой "мать".

Прит. 10:2. Сокровища, неправедно нажитые, если и будут на протяжении какого-то времени радовать владеющего ими, то в конечном счете пользы ему они не принесут. Это первая мысль краткого изречения-притчи; вторая же как бы определяет обратную сторону медали: правда (в значении праведных намерений и поступков), напротив, избавляет от смерти ("смерть" в Притчах употребляется не только в собственном, узком, смысле слова, но и в значении несчастного горестного существования).

Прит. 10:3. Господь позаботится о праведном человеке. Этой мысли противопоставляется мысль о том, как поступит Он с нечестивыми: осуществлению их злых, разрушительных намерений (понимаемых здесь под словом стяжание) Господь помешает. Стих в целом, как это часто бывает в притчах, формулирует некое общее правило, знающее исключения; так бывает обычно: угодные Богу люди не страдают от голода, и далеко не все зловещие планы нечестивых осуществляются.

Прит. 10:4-5. Тема этих стихов - усердие и лень. Первое есть свойство разумного, праведного человека, вторая - "беспутного". Любовь прилежных к труду, их умение все делать в свое время (стих 5) обогащает их, тогда как нерадивых лень ведет к бедности. Развитие мысли, с которой начинается стих 3, можно проследить в стихах 4-5: любящих груд праведников благословляет сам Господь, поэтому обычно (выше) они голода не терпят.

Прит. 10:6-7. Не во всех, но в очень многих стихах этого раздела жребий праведных и жребий нечестивых противопоставляются друг другу. Типичны в этом смысле стихи 6-7. В первой части стих 6 говорится о благословениях, которыми благословляется праведник; во второй его части - "характеристика" беэзаконников, о незавидной судьбе которых говорится во второй части стиха 7. Требует особого пояснения фраза уста же беззаконных заградит насилие (стих 66), которая повторяется в стихе 116. Это "заградит" означает одно из двух: либо что "беззаконные" скрывают, не выдают в неосторожной речи вынашиваемые ими планы зла, насилия, либо, напротив, -то, что сходящее с уст их пышет (как бы "переполняя уста" их) ненавистью, насилием.

Тут вспоминаются слова Иисуса Христа: "злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое; ибо от избытка сердца говорят уста его" (Лук. 6:45). В стихе 7 Соломон имеет в виду, что самая память о добрых делах праведника будет вдохновлять на них потомков, станет для них источником духовных благословений; что же касзется нечеставых, то большинству людей поскорее захочется забыть о них, ибо даже имя их будет вызывать у них омерзение.

Прит. 10:1б-12. Здесь о том, как зло и добро сказываются на человеческих взаимоотношениях. "Мигающие глаза" (имеется в виду, хитро, недобро мигающие) часто символизируют в Библии злые намерения (сравните 6:13; 16:30; Пс. 34:19); они, естественно, могут обернуться печалью, бедой (здесь причиняет досаду) для тех, на кого направлены. Относительно второй части стиха 10 комментарии на вторую часть стиха 8. Уста праведника - источник жизни (стих 11а), ибо то, что сходит с уст его, вселяет в слушающих утешение и бодрость (сравните 13:14; 14:27; 16:22).

Толкование второй части этого стиха в комментарии на вторую часть стиха 6. Взаимная ненависть не может не вести к раздорам между ненавидящими друг друга, но любовь покрывает (в значении "прощает") дурные поступки других людей, проявляет к грешникам снисходительность, всячески содействуя миру (1-Кор. 13:5; Иак. 5:20; 1-Пет. 4:8).

Прит. 10:13-14. Еще один ракурс противопоставления разумного и глупого. Первый говорит мудрые вещи, второй же подвергается неприятностям. Тут может подразумеваться и следующее: разумный легко усваивает знания, они у него всегда наготове (В устах у него), и тогда, в частности, когда их надо преподать другим; глупого же приходится сечь розгой в процессе обучения. В стихе 14 та, очевидно, мысль, что и попусту мудрые своими знаниями не разбрасываются ("не мечут бисера перед свиньями"), но знают, когда, как и в каком обществе воспользоваться ими (они сберегают знание). Глупый же человек навлекает на себя беду (погибель) тем, что говорит не то и не к месту.

Прит. 10:15-16. В стихе 15 - констатация житейского факта: богатство ограждает (до известной степени) от бедствий (в других стихах книги Притчей содержится предостережение против чрезмерного упования на него; 11:4; 23:4-5); первой мысли этого стиха противопоставляется вторая: всегдашняя скудость средств к существованию есть неразрешимая проблема для бедных. На тему материальной обеспеченности и притча в стихе 16. В ней говорится о том, что результаты трудов праведного гарантируют ему безбедную жизнь, тогда как успех нечестивого (то, чем он овладел, чего достиг, - подразумевается, нечестным путем) послужит лишь совершению им нового греха.

Прит. 10:17. Здесь часто повторяющаяся в притчах мысль о пользе следовать добрым советам и наставлениям и о бедственном положении тех, кто не склонны принимать обличение.

В стихе 19 - о пользе сдерживать язык, ибо при многословии не миновать греха. В стихе 20 "языку" лгуна, клеветника, лицемера противопоставляется язык праведного, который уподоблен "отборному серебру". Ничтожество в стихе 20 означает то (в противовес серебру), что ценности вообще не имеет; таково сердце… нечестивых (т. е. вся их внутренняя суть).

Прит. 10:21. Здесь пасут в значении "питают", причем "питают" не в буквальном, а в духовном смысле этого слова: слова, сходящие с уст праведного, служат полезным назиданием для многих - так может быть прочтена эта строка. Мысль же второй строки в том, что глупые не могут духовно напитать и самих себя, они страдают (умирают не обязательно следует понимать тут буквально) от недостатка разума.

Прит. 10:22. Подчеркивается, что благословение Господне, которое (подразумевается) удел разумного и трудолюбивого, приносит только радость, печаль же никогда ему не сопутствует.

Прит. 10:23. Отсюда и до конца главы (в большинстве стихов) "глупый", который ассоциируется с "нечестивым", противопоставляется в том или ином смысле разумному (праведному). В этом стихе кесил (глупый, твердолобый; толкование на 1:7) веселится, совершая преступное дело; противопоставление ему "разумного", которому присуща мудрость, показывает, что в библейском понимании мудрость была явлением нравственного порядка.

Прит. 10:24-25. Здесь поучение Соломона имеет, вероятно, целью убедить людей, еще не до конца сформировавшихся, не имеющих большого житейского опыта, что, выбирая между нечестием и праведностью, следует иметь в виду не немедленные их плоды, а те, которые дадут о себе знать какое-то время спустя. Многие нечестивые боятся, говорит он, что ответное зло постигнет их - и так оно и происходит.

Праведники же живут под защитой Господней, и не это ли их главное желание! Бог благословляет одних и насылает бедствия на других. Так, внезапно налетевшим вихрем может быть уничтожено все имущество нечестивого, да и он сам (сравните 1:27; 6:15; 29:1); что же касается праведника, то его жизнь и благополучие зиждутся на более твердом основании (сравните 10:9,30; 12:3).

Прит. 10:26. Лень вредна не только для самого ленивого, но и для тех, кто пошлет его по какому-то поручению, либо понадеется на него в исполнении какого-нибудь дела.

Прит. 10:27-30. Перспектива праведников, которые следуют путем, угодным Господу (стих 29), т. е. исполняют заповеди Его, - долголетие, добрая надежда, чувство безопасности. Нечестивые же, как правило, лишены всего этого.

Свт. Амвросий Медиоланский

При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен

Послушай, каким образом вторгается грех. При многословии, - говорит Соломон, - не миновать греха ( Притч 10:19 ) . Изошло много слов, а вошел грех, ибо в многословии исходящее слово становится тщетным. И падает человек в неразумии своем, ибо и сама речь, не ведающая меры, есть грех великий.

О Каине и Авеле.

Велика добродетель молчания, особенно в Церкви. Ни одна мысль божественных чтений не ускользнет от тебя, если ты приклонишь ухо и закроешь уста. Никакого слова, которое ты желала бы сказать, не выпускай из уст твоих, но да будет сдержаннее смелость твоя в речах. Ибо великий грех в многоглаголании. Человекоубийце, дабы он не согрешил еще более, сказано: ты согрешил, и замолчи, а деве нужно сказать: молчи и не согрешишь. Мария, как мы читаем, все, что говорилось о Сыне, сохранила в сердце своем, и ты, когда во время [церковного] чтения возвещается о будущем пришествии Христа, или разъясняется о Его бывшем пришествии, не производи шума речами, а будь внимательна. Может ли быть что-нибудь недостойнее, чем заглушать шумом Божественные речения, так что их нельзя и слышать, и проникнуться верой в них, и понять их. Нехорошо оглашать беспорядочными криками святыню и тем самым мешать речи, произносимой ради общего спасения.

Похожая притча

Сы́нъ прему́дръ весели́тъ отца́, сы́нъ же безу́менъ печа́ль ма́тери.

Не по́льзуютъ сокро́вища беззако́н­ныхъ, пра́вда же изба́витъ от­ сме́рти.

Не убiе́тъ гла́домъ Госпо́дь ду́шу пра́ведную, живо́тъ же нечести́выхъ низврати́тъ.

Нищета́ му́жа смиря́етъ: ру́цѣ же му́же­с­т­вен­ныхъ обогаща́ют­ся.

Сы́нъ нака́занъ прему́дръ бу́детъ, безу́мный же слуго́ю употреби́т­ся: спасе́т­ся от­ зно́я сы́нъ разу́мный, вѣтротлѣ́ненъ же быва́етъ на жа́твѣ сы́нъ беззако́н­ный.

Благослове́нiе Госпо́дне на главѣ́ пра́веднаго: уста́ же нечести́выхъ покры́етъ пла́чь безвре́мен­ный.

Па́мять пра́ведныхъ съ похвала́ми: и́мя же нечести́выхъ угаса́етъ.

Прему́дръ се́рдцемъ прiи́метъ за́повѣди: непокрове́н­ный же устна́ма остроптѣва́я запне́т­ся.

И́же хо́дитъ про́сто, хо́дитъ надѣ́яся: развраща́я же пути́ своя́, позна́нъ бу́детъ.

Намиза́яй о́комъ съ ле́стiю собира́етъ муже́мъ печа́ли: облича́яй же со дерзнове́нiемъ миротвори́тъ.

Исто́чникъ жи́зни въ руцѣ́ пра́веднаго: уста́ же нечести́ваго покры́етъ па́губа.

Не́нависть воз­двиза́етъ ра́спрю: всѣ́хъ же нелюбо­при́телныхъ покрыва́етъ любо­́вь.

И́же от­ усте́нъ про­изно́ситъ прему́дрость, жезло́мъ бiе́тъ му́жа безсерде́чна.

Прему́дрiи скры́ютъ чу́в­ст­во, уста́ же проде́рзаго при­­ближа́ют­ся сокруше́нiю.

Стяжа́нiе бога́тыхъ гра́дъ тве́рдъ, сокруше́нiе же нечести́выхъ нищета́.

Дѣла́ пра́ведныхъ живо́тъ творя́тъ, пло́дове же нечести́выхъ грѣхи́.

Пути́ жи́зни храни́тъ наказа́нiе: наказа́нiемъ же не обличе́ный заблужда́етъ.

Покрыва́ютъ вражду́ устнѣ́ пра́выя: износя́щiи же укори́зну безу́мнѣйшiи су́ть.

От многосло́вiя не избѣжи́ши грѣха́: щадя́ же устнѣ́, разу́менъ бу́деши.

Сребро́ разжже́ное язы́къ пра́веднаго: се́рдце же нечести́ваго исче́знетъ.

Устнѣ́ пра́ведныхъ вѣ́дятъ высо́кая: безу́мнiи же въ ску́дости скончава́ют­ся.

Благослове́нiе Госпо́дне на главѣ́ пра́веднаго, сiе́ обогаща́етъ, и не и́мать при­­ложи́тися ему́ печа́ль въ се́рдцы.

Смѣ́хомъ безу́мный твори́тъ зла́я: прему́дрость же му́жеви ражда́етъ ра́зумъ.

Въ поги́бели нечести́вый обно́сит­ся: жела́нiе же пра́веднаго прiя́тно.

Преходя́щей бу́ри, нечести́вый исчеза́етъ, пра́ведный же уклони́вся спаса́ет­ся во вѣ́ки.

Я́коже гро́здiе зеле́ное вре́дъ зубо́мъ и ды́мъ очи́ма, та́ко законопреступле́нiе творя́щымъ е́.

Стра́хъ Госпо́день при­­лага́етъ дни́: лѣ́та же нечести́выхъ ума́лят­ся.

Пребыва́етъ съ пра́ведными весе́лiе, упова́нiе же нечести́выхъ погиба́етъ.

Утвержде́нiе преподобному стра́хъ Госпо́день, сокруше́нiе же творя́щымъ зла́я.

Пра́ведникъ во вѣ́ки не поколе́блет­ся: нечести́вiи же не населя́тъ земли́.

Уста́ пра́веднаго ка́плютъ прему́дрость, язы́къ же непра́веднаго поги́бнетъ:

устнѣ́ муже́й пра́ведныхъ ка́плютъ благода́ти, уста́ же нечести́выхъ развраща́ют­ся.

Прп. Ефрем Сирин

При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен

Очисти душу свою, да сможешь мудростью Его знать, что должно, и волею Его знать, как следует исполнять заповеди. Кто радуется злым, сам злее их. Нечистые слова - шум и звук пустой. При многословии не миновать греха. Многословие - признак распущенности.

Свт. Феофан Затворник

При многословии не миновать греха

Внимательные к себе христиане все чувства называют окнами души, которые если открыть, уйдет вся внутренняя теплота. Но самое широкое отверстие, просторная дверь, в обилии пропускающая эту теплоту, есть язык, которому дается воля говорить, сколько и что хочет. Какой вред вниманию и внутреннему строю наносят все чувства в совокупности, такой же причиняет многословие, ибо оно касается предметов всех чувств и заставляет душу, не видя видеть, не слыша слышать, не осязая осязать. Что внутри мечтание, то вне многословие; но последнее пагубнее, ибо оно фактично и потому более впечатлительно. К тому же, с ним в близкой связи самомнение, дерзость и самочиние - эти буре подобные разорители внутреннего строя, оставляющие за собой нечувствие и ослепление. Как после этого избежать греха при многословии?!

Читайте также: