Притча самое важное 3 класс

Обновлено: 18.04.2024

Цель занятия: раскрыть значение книги как источника знаний мудрости, познакомить учащихся начальной школы с историей возникновения письменности и появлением книг, развивать воображение, воспитывать бережное отношение к книге, учить работать в команде.

Задачи:

-расширять представление о важности ежедневного чтения;

-развивать интерес к источнику знаний;

-воспитывать любовь к книге и к чтению.

ВложениеРазмер
kniga-_istochnik_znaniy.doc 693.5 КБ
kniga-_istochnik_znaniy.ppt 851.5 КБ

Похожая притча

Цель: содействовать раскрытию содержания общечеловеческой ценности – истина.

Задачи:

- расширять представление о любознательности - внутреннем стимуле для получения новых знаний;

- развивать умение сопоставить свою самооценку с оценкой окружающих людей;

- воспитывать бережное отношение к книге, как источнику преемственности поколений.

Ресурсы:

Учебник, рабочая тетрадь, народная мудрость, Музыка «Мечта дельфина»,

Притча «Самое важное», Песня «Тот, кто любит читать», выставка книг,

Стихи: Татьяна Пригожина.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Наглядности

1.Организационный момент

Приветствие учеников ( 3 мин)

Встанем, тем самым поприветствуем гостей и друг друга. Сегодня прекрасный день и я желаю каждому из вас успехов.

Позитивный настрой. Концентрация на дыхании. Музыка «Мечта дельфина»

Но чтобы добиться положительных результатов надо сконцентрироваться и настроиться на урок. Ни что так не успокаивает нервную систему, как дыхательная гимнастика. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость, а при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства и страхи.

Давайте приготовимся, ребята. Закроем глаза, спинки держим прямо, руки можно положить на колени.

Вдо- о-ох - вдыхаем радость, выдох - выдыхаем страх, вдох - вдыхаем уверенность, выдох - боязнь, вдох вдыхаем покой, выдох – беспокойство. Вдохнули выдохнули. ….

А теперь откройте глаза.

-Кто хочет поделиться впечатлениями? Что вы почувствовали?

2.Проверка дом.задания.

Задание - Нарисовать школу. Принести любимую книгу.

Концентрация на дыхании .

III. Подготовка к восприятию новой темы.

Урок я хочу начать с позитивного высказывания

Позитивное высказывание (цитата). (3мин)

Сколько бы ты ни знал, книга всегда откроет новое. (Народная мудрость)

Чтение цитаты хором, затем девочки, потом мальчики. Запись цитаты в тетрадь.

Как вы понимаете смысл данной народной мудрости?

Демонстрируют имеющиеся знания.

Постановка целей, определение темы.

-Кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Итак, тема нашего урока – «Книга – источник знаний».

«Дерево предсказаний».

-Каковы цели нашего урока?

-А какую цель вы бы хотели достичь на уроке?

- Я бы хотела, чтобы каждый из вас сегодня на уроке заинтересовался хотя бы одной новой книгой и захотел её прочитать.(выставка книг)

- Как вы думаете, зачем человеку нужны книги, ведь много интересной информации мы узнаем из телевизионных передач и фильмов, из интернета?

- Кто из вас читает иногда?

- Кто из вас читает каждый день?

- Расскажите, о чем вы любите читать.

- Кто из ваших родных и близких любит читать книги? Расскажите о них. (Ответы учащихся )

Вывод : Каждый человек должен много читать, потому что книга- кладезь мудрости.

Осмысливают поставленную цель.

У каждого учащегося появляется первичный материал, с которым дальше предстоит работать.

IV. Актуализация знаний.

Подарок от учителя. Рассказывание истории.(5 мин)

Я вам приготовила вам в подарок притчу, послушайте её внимательно.

Притча «Самое важное»

В одном старинном городе случился большой пожар. Люди пытались погасить огонь и спасти все самое ценное из имущества. Но огонь победил все их усилия. И вот собрались все жители города на площади возле ратуши. У каждого было по сумке спасенных от пожара вещей. Люди погоревали о случившемся и завели разговор о том, что взяли с собой.

Один сказал: «Я взял только деньги. За них я могу купить все, что мне надо».

- А что ты купишь? - засмеялся другой. - Все же сгорело. Покупать негде и нечего. Вот я взял одежду и продукты. Мне теперь надолго хватит. Не замерзну и не умру от голода.

- Но ведь пища кончится. Что потом будешь делать? - возразил первый.

- Как это, что потом? Кто-то ведь начнет строить дома снова! - рассерженно ответил второй.

- А ты знаешь, как строить дома? - спросил первый.

- Нет, - ответил второй.

- Вот и я не знаю, - грустно сказал первый.

- А я вас научу, - отозвался третий. - Я взял с собой книги. В одной написано, как строить дома. В другой - как обрабатывать землю и выращивать овощи. В третьей содержатся полезные советы, как охотиться и ловить рыбу. В четвертой…

- Достаточно! - закричали жители на площади. - Ты взял самое важное!

- Как вы думаете, почему книги оказались самым ценным, что спасли жители от пожара? Сформулируйте вывод: в чем значение книг? В книгах содержатся все знания человечества.

Что случилось в старинном городе?

Что спасали жители города?

Почему книги оказались самым ценным из того, что спасли жители от пожара?

Вывод: В книгах содержится все знания человечества.

Давайте, прочитаем научную информацию в учебнике стр.25.

Книга – это источник знаний. Она не только знакомит нас с прошлым, но и позволяет разобраться в настоящем и, словно крылья, уносит нас в будущее. Это единственная «машина времени», с помощью которой можно совершать увлекательные путешествия.

Книга – друг человека на протяжении всей жизни. Она может сыграть ключевую роль в судьбе человека, поэтому иногда говорят: «Эта книга перевернула всю мою жизнь».

Сейчас в качестве разминки я вам предлагаю, познакомиться с нашей книжной выставкой, на которой собраны ваши любимые книги, кто - то может поделиться информацией о прочитанном. А вы посмотрите, какие книги вы еще не читали и желаете прочитать.

История книги (4 мин)

Глядя на вашу выставку, хочется сказать:

- Какие чудесные красочные книги сейчас можно купить в магазине. Но так было не всегда .

- Вы знаете, как появились книги? (Ответы)

Я предлагаю просмотреть видео ролик.

Анализ видео ролика.

Долгий путь прошла книга, чтобы стать такой, какой вы видите её сейчас. Но знаете не всем книгам удается выглядеть так хорошо, как вашим.

V. Закрепление урока.

Беседа о бережном отношении к книге. (10 мин)

Я прошу вас посмотреть на эти книги, вернее это учебники.(показ книг одна в отличном состоянии, а другая в удовлетворительном) Сравните их. Что, можно сказать.(ответы)

Давайте посмотрим на слайд, как делают учебники (слайд)

- Прежде чем учебник попадает к вам на парту, он проходит долгий и нелегкий путь, в его создании принимают участие сотни людей. А вы получили учебники бесплатно. Каждый учебник должен послужить четырем-пяти ученикам. Очень часто в конце учебного года мы наблюдаем именно такую картину. А если б книги умели говорить, они обратились бы к вам с просьбой.
Давайте послушаем, о чем хотят нам сказать книги.

Послушайте обращение книги к вам, ребятам.

hello_html_49a28f60.jpg

5.Творческая работа в группе.

Задание №1. Правила обращения с учебниками.

Что же поможет сохранить учебник в целости и сохранности вы нам расскажите, поработав в группах. Я вас попрошу создать постеры -призывы, где вы запишите правила обращения с учебниками. Разделимся на группы по счету.

• Не загибать страницы!

• Не делать записей на полях!
-Кроме этого есть ещё единые для всех правила обращения с учебниками, которые помогают нам сохранять их.
• Бери книгу только чистыми руками!

• Оберни книгу, вложи в нее закладку!

• Переворачивай страницы за верхний правый угол!

• Не перегибай книгу при чтении!

• Не делай в книге пометок!

• Не загибай страницы!

• Если книга порвалась - подклей ее!
Защита постеров. 4 группы

Спикеры зачитывают по одному правилу по очереди не повторяясь.

А вам предлагаю своё высказывание

БЕРЕГИТЕ КНИГУ - ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ!

Задание №2. Собери пословицы.

Не красна книга письмом, красна умом.

С книгой поведёшься, ума наберёшься.

Книга – твой друг, без неё как без рук.

Чтенье – лучшее ученье.

6.Групповое пение.

Ребята, а давайте все вместе споём песню про книги.

Песня «Тот, кто любит читать»

Тот, кто любит читать

Тот, кто любит читать,

Может столько увидеть и столько узнать

Открывать и исследовать новые страны.

Переплыть на дельфине моря, океаны.

Может сесть в звездолёт, на Луне побывать.

Тот, кто любит читать.

Тот, кто любит читать.

Возьмите в руки книгу, дети.

Мир необъятный рад вас встретить.

Помогут книжные страницы

Всему вокруг преобразиться.

Тот, кто любит читать

Тот, кто любит читать,

Кем захочет на свете, тем сможет он стать

Капитаном, врачом, цирковым акробатом,

Доброй феей, волшебником, храбрым солдатом.

Может в битве со злом.

Всех врагов побеждать

Тот, кто любит читать.

Тот, кто любит читать.

Припев: 2 раза

Творческая деятельность в тетради.

(Если останется время, работа с пословицами о книгах в тетради стр.14)

Люди с древности ценили книги, поэтому нам в наследие осталось очень много пословиц изречений, мудрых мыслей о книгах. Я вас прошу вспомнить их и записать в тетрадь

Проверка, чтение пословицы, объяснение смысла.

На доске пословицы, прочитаем и объясним смысл.

Познание- непрекращающийся процесс в жизни человека, книга является главным помощником на этом пути. Книга- источник знаний, источник мудрости. В ней можно найти ответы на любые вопросы.

Похожая притча

Цель: расширение знаний детей о книге, пользе книг.

Задачи: раскрыть значение книги как источника знаний и мудрости; дать первоначальные представления об истории возникновения письменности и появлении книг; углубить знания о структуре книги: переплет, форзац, титульный лист.

ВложениеРазмер
bibliotechnyy_urok_3_klass_kniga-istochnik_znaniy.docx 22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель нач. классов

Школа- лицей № 27

Тема: Книга- источник знаний

Цель занятия: раскрыть значение книги как источника знаний мудрости, познакомить учащихся начальной школы с историей возникновения письменности и появлением книг, развивать воображение, воспитывать бережное отношение к книге, учить работать в команде.

-расширять представление о важности ежедневного чтения;

-развивать интерес к источнику знаний;

-воспитывать любовь к книге и к чтению.

Песня из мультфильма «Бременские музыканты»: «Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету».

Проверка домашнего задания (обсуждение в группе, вывешивание работ)

-Как вы думаете, зачем человеку книги, ведь многое мы узнаём из телевизионных передач и фильмов?

-Каждый человек должен стремиться много читать, потому что книга- кладезь мудрости.

Сколько бы ты ни знал, книга всегда откроет новое.

-Какая мудрость заключена в этой пословице?

Учитель пересказывает содержание притчи «Самое важное»

1.В старинном городе пожар

2.Люди погоревали и завели разговор о том, что взяли с собой

3.Деньги (но всё сгорело, что купишь)

4.Одежда и продукты (кончится)

5.Кто- то начнёт строить дома (но как их строить)

6.Книги (я вас научу как строить дома)

7.Ты взял самое важное

-Как вы думаете, почему книги оказались самыми ценными, что спасли жители от пожара?

-В чём значение книг? (В книгах содержатся знания человечества)

-А вы знаете, когда появились книги?

Работа в группах.

-Прочитайте, ответьте на вопросы (устно)

Чему перво-наперво учат ребят, пришедших в школу? Грамоте, конечно: учат читать и писать.

А когда-то давно никто не умел писать. Люди могли общаться, только разговаривая друг с другом. Все, что узнавал и изобретал человек, он хранил только в голове. Знания передавались устно. Это было чрезвычайно важное и трудное дело – не перервать нить знания, передать его от учителя к ученику, чтобы тот когда-то передал его своему ученику – и так далее, из поколения в поколение. И ведь не всегда это удавалось. Сколько секретов было утеряно безвозвратно, сколько раз людям приходилось учиться чему-то заново. Делать открытия, которые были когда-то сделаны.

В древние времена человеческая память была единственным средством сохранения и передачи общественного опыта, информации о событиях и людях. История знает так называемые цивилизации без письменности, где огромное количество необходимых сведений просто заучивалось наизусть жрецами, законоведами, учителями, а на дальние расстояния посылались “живые письма” - гонцы.

Путешественники рассказывали о племенах аборигенов дальних стран, в которых старейшины примерно раз в году уводили подросших юношей в джунгли или в пустыню, и там, из уст в уста передавали им весь опыт племени, который должен быть усвоен. Правда, тогдашний опыт был еще примитивен, и первобытные педагоги для скорейшего запоминания сопровождали его усвоение ритмическими танцами и пением. Так было на протяжении сотен веков до того, как была изобретена первая книга. Если оглянуться назад, то станет понятно, что все народы так или иначе прошли период “устной книги”, прежде, чем стали фиксировать информацию на каком-либо материале. До этого в течение веков информация, а особенно поэмы, распространялись устно. Аэды и рапсоды – древние певцы, сказители, пели их наизусть на народных празднествах. Запоминать многотысячные строки было трудно, и первобытные сказители использовали ленточки и узелки, которые помогали им. У индейцев Южной Америки такая вещь называлась КИПУ – узелковое письмо. Для такого письма требовалась толстая веревка (палка) и разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль, привязывал к толстой веревке(палке) шнурок особым способом. Чем ближе к началу веревки узелок, тем важнее была вещь, о которой шла речь. Цвет тоже имел огромное значение:

  1. Желтый – золото
  2. Белый – серебро или мир
  3. Черный – смерть
  4. Зеленый – хлеб

Если узел не окрашен – число.

Чтобы прочитать такое письмо, нужно было обращать внимание на детали: толщину шнурка, как завязан узел, какие узлы рядом. Такое письмо было трудно прочитать, и часто смысл письма при прочтении становился совсем другим.

И сейчас, в нашей повседневной жизни, мы можем наблюдать отголоски узелкового письма. Например, светофор. Все знают – что белый флаг – это флаг, цвет перемирия, а черный цвет – это цвет траура.

По мере того, как расширялся кругозор древнего человека и усложнялась его деятельность, у памяти появлялись другие помощники: разного рода зарубки, заметы и, наконец, рисунки.

-Где древние люди хранили информацию? (в голове)

- Прежде, чем люди стали фиксировать информацию на каком-либо материале

все народы так или иначе прошли какой период? ( “устной книги”)

- Что использовали вместо книги первобытные сказители использовали? (узелковое письмо)

-Это было легко? (нет)

Каменные книги – считаются первой формой записи информации. Необходимость у людей делиться между собою знаниями привела древних людей к тому, что они стали делать небольшие рисунки на скалах. Это и получило название – каменные книги. Ученые находят в пещерах и на скалах изображения, сделанные рукой первобытного человека, отразившие его впечатления от окружающего мира, жизни, природы. Это зачатки природы, но одновременно и зачатки письменности. Здесь человек впервые выразил и изобразил свою мысль.

Вот пример толкования одного из древнейших рисунков

(Изображение в пещере Пасьега. ). Слева вверху, по-видимому изображена внутренняя часть пещеры; две человеческих ступни справа рядом символизируют, вероятно, понятие “идти в пещеру”, а неизвестный знак в самом правом углу может означать или запрещение, или приглашение войти в пещеру.

В наши дни, когда вы спешите, вы вдруг замечаете знак в кружке фигура, перечеркнутая наискосок. И вам без слов ясно, что здесь прохода нет. Это пиктография – рисуночное письмо, дошедшее до нас через многие века. Если мы посмотрим вокруг, то увидим множество примеров пиктографии.

( Приложение Знаки “Проход запрещен и т. д. )

Примером пиктографии также могут служить гербы государств.

-Какие книги появились первыми? (каменные книги)

-Что такое пиктография? ( рисуночное письмо)

-Дошла ли она до нас? (да, знаки)

В какой-то момент люди сделали шаг, за которым открывалась дорога, прямо выводившая людей к современному письму. Знаками стали изображать не только предметы, но и звуки. В разных странах люди пришли к письму похожими путями, только выглядели изобретенные ими знаки по-разному.

В 1929 г. при раскопках погибшего в XIII в. до н. э. древнего города Угарит были найдены остатки клинописного алфавита, состоящего из 22 знаков, обозначающих отдельные буквы. Это самый ранний буквенный алфавит. Через многие поколения идея алфавита дошла до греков. Возник греческий алфавит ,родоначальник всех алфавитов мира.

Это уже стало огромным шагом на пути к появлению книг.

Переоценить привнесение письменности в славянское общество невозможно. Этот величайший вклад в нашу культуру был совершен святыми Кириллом и Мефодием. До Кирилла у славян, по видимому, существовала какая-то письменность, но этот вопрос очень спорный, так как до сих пор не был найден ни один славянский памятник письменности. В IX-XI веках кириллица состояла из 43 букв, позднее 14 из них исчезли, а 4 новых появились.

-Что стали изображать знаками? (предметы и звуки)

-Когда были найдены остатки клинописного алфавита ? (в 1929 г. при раскопках погибшего в XIII в. до н. э. древнего города Угари)

-Из скольких знаков он состоял? (из 22 знаков)

-До кого дошла идея алфавита через многие поколения? ( до греков)

-Кто привнёс письменность в славянское общество? (святые Кирилл и Мефодий)

-Из скольких букв состояла кириллица? (из 43, потом 14 исчезли, 4 новых появились)

Когда мы хотим что-то написать, мы берем лист бумаги. Сегодня нам трудно представить, что когда-то ее не было совсем. Используемые для письма материалы принято делить на две группы: твердые и мягкие. К твердым, кроме камня, относятся кость, металл, керамика и дерево. Писали на всем, что попадалось под руку.

Показ одной из страниц, изготовленной из бумаги.

В древнем Египте в 3 тысячелетии до н. э. изобрели превосходный материал для письма – папирус. Так называлось растение, которое собиралось по берегам Нила. Его стебель легко расщепляется на волокнистые ленты. Эти ленты укладывали в ряд. Поверх этого ряда клали другой слой так, чтобы эти волокна легли поперек волокон первого ряда. И так несколько раз. Сверху волокна прижимали тяжелыми камнями. Растительный сок, выделявшийся при этом, крепко склеивал все слои в сплошной кусок. Несколько таких кусков соединяли в полоску и сворачивали в свиток, чтобы им было удобно пользоваться, к нему прикрепляли палку. Свернутый свиток вставляли в футляр или кувшин. Несколько таких “книг” укладывали в ящики. На весь мир прославилась Александрийская библиотека. В ней было около 700 000 свитков.

Царь Пергамского царства решил создать еще более крупную библиотеку. Тогда египтяне запретили вывозить папирус в Пергамское государство. Но пергамцы научились делать свой собственный писчий материал, он так и стал называться по месту своего рождения – пергамент. Он был прочнее папируса и из него удобнее было делать книги. Большие листы складывались вчетверо, в виде тетрадки (“тетра” – четыре). Несколько тетрадей сшивали вместе, получалась книга, которую называли “кодекс”. Готовую рукопись заключали в переплет из деревянных досок, обтянутых кожей.

Изготавливали пергамент так: кожу овцы, теленка или козленка вымачивали в извести, туго натянув на раму, разглаживали и втирали мед. Получался очень крепкий материал. На пергамент, нужный только для одной книги требовалось целое стадо телят, ягнят или козлят. Постепенно пергамент перекочевывал и в другие страны. Несколько пергаментных книг, сделанных в Киевской Руси дошли и до наших дней.

-На Древнем Востоке книги были какие? (глиняные таблички)

-В Египте книги были из чего? (папируса-растение)

- Пергамцы научились делать свой собственный писчий материал, какой? (пергамент- кожа овцы или телёнка, вымоченная в извести)

Изобретателем бумаги традиционно считается китаец Цай Лунь. Годом же изобретения считается 105 г. н. э. первые листы бумаги были изготовлены из растительных волокон. Но способ ее производства держался в секрете. Лишь в X в. н. э. в Европе появилась бумага, сваренная из размолотых тряпок, древесного корья, бамбуковой щепы. Изготавливали ее из соломы, ржи, пшеницы, овса, крапивы, водорослей, камыша. Делали бумагу вручную с применением самой примитивной техники. За день получали около 100-120 кг бумаги. С развитием книгопечатания этого было недостаточно. И тут решили испробовать дерево. Опыт удался. С тех пор и производят бумагу из дерева.

На Руси довольно долго использовали другой писчий материал: бересту. Знаки на бересту наносились тонким стерженьком с ушком наверху. В это ушко вдевали тесьму и вешали на пояс. Одна из таких книг хранится в библиотеке Академии наук России. В Средние века возникли мастерские, где изготавливались книги. На Руси первыми создателями рукописных книг стали монахи. Букву за буквой выводил писец. Художник заполнял страницы рисунками. Причудливым шрифтом писались заглавные буквы – буквицы. Затем книгу одевали в переплет, украшенный серебром и драгоценными камнями. Увеличилось число людей, владеющих грамотой, спрос на книги возрастал. Люди стали думать, как увеличить их выпуск. В XV веке немец Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатный станок. Он стал отливать литеры (буквы) из металла. Из отдельных литер составляли слова, строки, страницы. Такие металлические литеры служили долго. Механизированный станок, изобретенный Гуттенбергом, ускорил печатание книг. Первая книга сошла с этого станка в 1456 г. Вскоре типографские мастерские появились во многих городах Европы.

Началом русского книгопечатания считается 1564 г. русские мастера Иван Федоров и Петр Мстиславец 19 апреля 1563 г. начали набор первой печатной книги, и она была готова к 1 марта 1564 г. Это была церковная книга “Апостол”. А в 1574 г. во Львове была издана первая российская Азбука, сохранившаяся в одном экземпляре – в библиотеке Гарвардского университета США. Эта азбука – первая русская грамматика, первый русский Букварь.

-Кто считается изобретателем бумаги? ( китаец Цай Лунь. Годом же изобретения считается 105 г. н. э. первые листы бумаги были изготовлены из растительных волокон)

-На Руси довольно долго использовали другой писчий материал, какой? ( береста).

- В Европе появилась бумаг аиз чего? (сваренная из размолотых тряпок, древесного корья, бамбуковой щепы. Изготавливали ее из соломы, ржи, пшеницы, овса, крапивы, водорослей, камыша.)

Вот такой длинный путь до первых книг прошло человечество.

Книга — источник знаний, бодрости духа. Книга верно служит людям в труде, борьбе, повседневной жизни.
Посмотрите, как оформлены ваши учебники, какие они яркие, нарядные, красивые. Мы говорим «бесплатный учебник», так что же, он ничего не стоит? Давайте подумаем и вспомним, что же собой представляет учебник? Это книга, только книга учебная. А вы знаете, как создается книга?
Над созданием учебника работают ученые, а чаще коллектив ученых: авторский коллектив. Они пишут рукопись учебника и приносят ее в издательство.
В издательстве над рукописью работают редакторы, машинистки, художники. Они готовят рукопись к производству. Но пока готовится рукопись, в другом месте, очень далеко от издательства, кипит другая работа - нужна бумага, чтобы напечатать книгу. Для создания учебников нужны миллионы тонн бумаги. Значит, лесорубам нужно валить лес.
Но срубленный лес – это еще не бумага. Плотогоны сплавляют его по рекам. На бумажных фабриках химики превращают древесину в хрустящую белую бумажную ленту. Вот и готовы и рукопись и бумага.
Начинается робота в типографии, где должны напечатать миллионы учебников. За дело берутся наборщики, печатники, переплетчики.

Вопросы
-Кто работает над созданием книги? (коллектив ученых)

- Для создания учебников нужны миллионы тонн бумаги, где её взять? (Лесорубам нужно валить лес. Но срубленный лес – это еще не бумага. Плотогоны сплавляют его по рекам. На бумажных фабриках химики превращают древесину в хрустящую белую бумажную ленту. Вот и готовы и рукопись и бумага)

-Кто работает в типографии? (наборщики, печатники, переплетчики)

Усложняющаяся жизнь непрерывно требовала новых решений. Часто изображения, как вы видели на примере рисунков из пещеры Пасьега, напоминают собой ребус, который порой нелегко разгадать, а многие до сих пор не удалось расшифровать.

На этом рисунке запечатлен один из подвигов Тегумая Бобсулая. Попробуйте рассказать, что же произошло.

(Ранним утром Тегумай собрался на охоту. Он вышел из пещеры, а жена и маленькая дочь сопоровождали его. Тешумай и Таффи очень гордились своим охотником. Тегумай шел охотиться на большого зверя, поэтому свое любимое копье с черной ручкой оставил дома.

Тегумай шел по дороге и вдруг увидел огромного первобытного зверя – возможно, бизона. (Точнее сказать трудно, сами видите. Но зверь был большой. ) Закипел поединок, и Тегумай вышел победителем. Он очень обрадовался. А когда на помощь ему подоспели другие охотники племени, им оставалось только помочь Тегумаю донести зверя до дома. По случаю удачной охоты племя ликовало и устроило праздник. )

Задание №2. Прочитайте славянскую азбуку-кириллицу. Найдите среди этих букв 14, которые за тысячу лет ушли из нашего алфавита, подчеркните их. Сравните их с современным алфавитом. Какие новые буквы появились? Приложение

Беседа о бережном отношении к книге.

-Да, к сожалению, и у нас в школе тоже есть ребята, которые небрежно обращаются с учебниками.
Учебники издаются один раз в 4 года. И он обходится государству очень дорого, труд многих людей вложен в него.
-Дело чести каждого ученика - сохранить свои учебники. Сделать это совсем нетрудно, надо их только.
• Не рвать!

• Не загибать страницы!

• Не делать записей на полях!
-Кроме этого есть ещё единые для всех правила обращения с учебниками, которые помогают нам сохранять их.
• Бери книгу только чистыми руками!

• Оберни книгу, вложи в нее закладку!

• Переворачивай страницы за верхний правый угол!

• Не перегибай книгу при чтении!

• Не делай в книге пометок!

• Не загибай страницы!

• Если книга порвалась - подклей ее!

Работа в тетради с. 16 Нарисуй героев любимых книг.

-Познание- непрекращающийся процесс в жизни человека, книга является главным помощником на этом пути. Книга- источник знаний, источник мудрости. В ней можно найти ответы на любые вопросы.

Круг «От сердца к сердцу»

Учитель предлагает прочитать всем вместе стихотворение А. Лопатиной «Книга- это целый мир» с. 22.

Домашнее задание творческого и познавательного характера: дорисуй героев в тетради, с. 21 посетить библиотеку

Предварительный просмотр:

Библиотечный урок в 3 классе Дата проведения 05.10.2016

Тема: «Книга – источник знаний»

Цель: расширение знаний детей о книге, пользе книг.

Задачи: раскрыть значение книги как источника знаний и мудрости; дать первоначальные представления об истории возникновения письменности и появлении книг; углубить знания о структуре книги: переплет, форзац, титульный лист;

развивать внимание, память, воображение, связную речь;

воспитывать бережное отношение и интерес к книге.

Оборудование: классная доска, загадки, иллюстрации, притча «Самое важное», книги, наборы раздаточного материала (проблемное задание; пословицы и поговорки).

  1. Организационный момент

- Ребята, любое дело нужно начинать с улыбкой. Подарите её соседу по парте, охарактеризуйте одним позитивным словом ваш классный коллектив. (Ответы детей.)

  1. Актуализация опорных знаний
  1. Работа над загадками

На полке в комнате моей

Всегда полным-полно друзей.

Они утешат, развлекут,

А надо – и совет дадут. (Книги)

- Какие загадки вы знаете о книге?

(Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает.

Открыть свои тайны

Не услышишь ни слова.)

  1. Интерактивное упражнение «Ассоциативный куст»

- Совершим небольшое путешествие в прошлое книги, рассмотрим структуру современных книг и ответим на главный вопрос нашего урока «В чем польза книг?».

  1. Изучение библиотечно-библиографического материала
  1. Рассказ педагога-библиотекаря об истории возникновения книг

Перенесемся на тысячу лет назад. На русскую землю книги пришли после принятия христианства – Крещения Руси князем Владимиром (988 г.). В то время книга была огромной ценностью, потому что приносила людям знания и мудрость, а её изготовление было трудоёмким процессом. Наши предки в древности писали на пергаменте – тонко выделанная телячья кожа или шкурка молодой овцы. Пе6ргамент был очень дорогим материалом. Писали на нем чернилами от руки. Пергамент со временем желтел и сворачивался. Чтобы этого избежать, делали тяжелые деревянные обложки на застёжках, которые плотно прижимали друг к другу. Отсюда и выражение – «читать книгу от доски до доски» . Обложки книг украшали золотом, серебром, драгоценными камнями, резьбой. Переписывание книги, украшение иллюстрациями занимали несколько месяцев или лет. Это требовало много терпения и мастерства, поэтому книга была ценностью и редкостью. После изобретения бумаги стали писать на ней. С изобретением печатного станка на смену рукописным книгам пришли печатные. С тех пор книги печатаются в типографии .

Письменность появилась давно – в 863 г, когда была составлена славянская азбука. Это сделали святые братья-просветители Кирилл и Мефодий . Они перевели на славянский язык первую книгу – «Евангелие от Иоанна». Ежегодно, 24 мая , славянские народы отмечают день их памяти.

  1. Практическая работа: изучение структуры книги

Какие сведения содержит

Переплет или обложка

Укрепляет, предохраняет от повреждений

Фамилия автора, название, издательство, год издания

Скрепляет переплет и книжный блок

Содержит сведения о книге

Фамилия автора, полное заглавие книги, подзаголовочные данные (жанр, вид, перевод, иллюстраторы, переиздание), выходные данные (город, издательство, год)

  1. Выполнение практического задания в группах

- Необходимо определить, о чем книга и её назначение.

  1. «Энциклопедия животных» (научное справочное издание, содержит знания для детей и взрослых)
  2. «Математика, 4 класс» (учебник для обучающихся и их родителей, учителей)
  3. Англо-русский словарь (справочное издание для всех, кто изучает английский язык)
  4. «Русские народные сказки» (художественная литература для любых категорий читателей)
  1. Физкультурная минутка на развитие внимания «Четыре стихии»
  1. Работа над притчей о ценности книг

В одном старинном городе случился большой пожар. Люди пытались погасить огонь и спасти все самое ценное из имущества. Но огонь победил все их усилия. И вот собрались все жители города на площади возле ратуши. У каждого было по сумке спасенных от пожара вещей. Люди погоревали о случившемся и завели разговор о том, что взяли с собой.

Один сказал: «Я взял только деньги. За них я могу купить все, что мне надо».

- А что ты купишь? - засмеялся другой. - Все же сгорело. Покупать негде и нечего. Вот я взял одежду и продукты. Мне теперь надолго хватит. Не замерзну и не умру от голода.

- Но ведь пища кончится. Что потом будешь делать? - возразил первый.

- Как это, что потом? Кто-то ведь начнет строить дома снова и выращивать овощи! - рассерженно ответил второй.

- А ты знаешь, как это делать? - спросил первый.

- Нет, - ответил второй.

- Вот и я не знаю, - грустно сказал первый.

- А я вас научу, - отозвался третий. - Я взял с собой книги. В одной написано, как строить дома. В другой - как обрабатывать землю и выращивать овощи. В третьей содержатся полезные советы, как охотиться и ловить рыбу. В четвертой…

- Достаточно! - закричали жители на площади. - Ты взял самое важное!

Вопросы и задания для обсуждения.

- Как вы думаете, почему книги оказались самым ценным, что спасли жители от пожара?

- Сформулируйте вывод: в чем значение книг? (В книгах содержатся все знания человечества.)

  1. Проблемное задание

- Отметьте более важные книги зеленым карандашом, менее важные – красным.

Литературное чтение, 3 класс

А.Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»

Редкие растения и животные Крыма

Линда Зоннтаг. Атлас Океанов

Вывод: каждая книга – это кладовая мудрости, источник знаний.

  1. Закрепление материала
  1. Работа в парах

- Составьте пословицы из слов, объясните их смысл.

Слова для справок

Человека, века, книга, растит, испокон.

Испокон века книга растит человека.

Читая книги, человек развивается, становится образованным, культурным, нравственным, интеллигентным.

К, ключ, знаниям, книга.

Книга – ключ к знаниям.

Книги содержат достоверную информацию о процессах, явлениях из разных областей знаний.

В, в, счастье, утешает, книга, украшает, а, несчастье.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Книга дарит положительные эмоции, а также поддерживает человека в трудную минуту.

  1. Упражнение «Синквейн» (технологии развития речи)

1 слово-предмет (тема)

2 слова-признака (описание)

Рассказывает, учит, советует.

4 слова (предложение-повествование)

Книги – верные помощники детей.

1 слово – ассоциация или настроение.

Упражнение «Продолжи предложение»

- Необходимо продолжить одно предложение на выбор.

Когда я читаю книгу, я представляю… (ковёр-самолёт, огромных слонов и т.д.)

Читайте также: