Притча профессор и студенты
Обновлено: 14.11.2024
Уже очень давно в Интернете циркулирует притча про неверующего профессора, который попытался искусить своего верующего студента атеистической пропагандой, но сделал это неумело и сел в лужу. Давайте разберем эту притчу.
Один умный профессор однажды в университете задал студенту интересный вопрос.
[Профессор в этом рассказе будет использован для создания соломенного чучела. Соломенное чучело — логическая уловка, заключающаяся в создании фиктивной точки зрения и ее опровержении. С помощью уловки один из участников спора искажает какой-либо аргумент своего оппонента, подменяя его похожим, но более слабым или абсурдным. Спорщик затем опровергает этот искажённый аргумент, создавая при этом видимость того, что был опровергнут аргумент, не созданный им самим, а первоначальный. Именно поэтому автор притчи называет профессора умным, хотя сам умным его явно не считает. Профессор — это искаженный образ неверующего ученого].
Профессор: Бог хороший?
Студент: Да.
Профессор: А Дьявол хороший?
Студент: Нет.
Профессор: Верно. Скажи мне, сынок, существует ли на Земле зло?
Студент: Да.
Профессор: Зло повсюду, не так ли? И Бог создал все, верно? Студент: Да.
Профессор: Так кто создал зло?
Студент: …
[Вообще не очень понятно, с чего это профессор ни с того ни с сего выделил одного студента и начал ему промывать мозги].
Профессор: На планете есть уродство, наглость, болезни, невежество? Все это есть, верно?
Студент: Да, сэр.
Профессор: Так кто их создал?
[На самом деле это единственная разумная мысль в тексте, но сформулированная очень слабо. Нужно спросить конкретней: кто создал вирус иммунодефицита человека? Кто создал бледную спирохету? Кто создал бычьего цепня? Кто сделал так, что невинный ребенок может родиться с синдромом Дауна из-за лишней 21-ой хромосомы? От таких вопросов не удастся так легко отмахнуться, сказав, что «болезни не существует» — это отсутствие Бога. Инфекционные болезни — это присутствие в организме вполне конкретных микробов, а наследственные заболевания – результат вполне конкретных мутаций].
Студент: .
Профессор: Наука утверждает, что у человека есть 5 чувств, чтобы исследовать мир вокруг. Скажи мне, сынок, ты когда-нибудь видел Бога?
[Но если профессор не дурак, то он понимает, что для исследования мира мы также используем научный метод и приборы. Например, мы не можем ощущать радиоволны, но можем показать, что они существуют, используя радио. Причинно-следственные связи не даны нам в ощущениях, мы их выводим из информации об окружающем мире. Аналогично, мы выводим информацию о строении микромира. Здесь и происходит зачатие соломенного чучела — ученым приписываются принципы мышления, которых они не разделяют].
Студент: Нет, сэр.
Профессор: Скажи нам, ты слышал Бога?
Студент: Нет, сэр.
Профессор: Ты когда-нибудь ощущал Бога? Пробовал его на вкус? Нюхал его?
Студент: Боюсь, что нет, сэр.
Профессор: И ты до сих пор в него веришь?
Студент: Да.
Профессор: Исходя из полученных выводов, наука может утверждать, что Бога нет. Ты можешь что-то противопоставить этому?
[Конечно, наука ничего не будет утверждать на основании приведенных выводов — это абсурд. Однако ученый может утверждать, что нет оснований верить в Бога, ибо не только через пять чувств, но и никакими экспериментами, никакими приборами нельзя показать, что он существует. Не обнаружено способа различить гипотезы, что Бог есть и что Бога нет. Бог — это не Студент: Нет, профессор. У меня есть только вера.
Профессор: Вот именно. Вера — это главная проблема науки.
[Едва ли вера это проблема науки — там-то как раз верой пользоваться не принято. Это проблема общества, далекого от науки].
Студент: Профессор, холод существует?
Профессор: Что за вопрос? Конечно, существует. Тебе никогда не было холодно? (Студенты засмеялись над вопросом молодого человека)
Студент: На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы считаем холодом, в действительности является отсутствием тепла. Человек или предмет можно изучить на предмет того, имеет ли он или передает энергию. Абсолютный ноль (-460 градусов по Фаренгейту) есть полное отсутствие тепла. Вся материя становится инертной и неспособной реагировать при этой температуре. Холода не существует. Мы создали это слово для описания того, что мы чувствуем при отсутствии тепла. (В аудитории повисла тишина)
[Холод — это ощущение, которое возникает в нашем мозге в результате возбуждения определенных чувствительных клеток с определенными рецепторами, белками, находящимися в мембранах этих клеток. Эти клетки могут возбудиться как из-за низкой температуры, так и под действием некоторых химических веществ, например, ментола. Мы можем экспериментально показать существование у человека рецепторов к холоду и выяснить, в каких случаях они активируются, а в каких нет. Исследование влияния низких температур на биологические или иные объекты тоже поддается изучению. Бог не поддается такому исследованию].
Студент: Профессор, темнота существует?
Профессор: Конечно, существует. Что такое ночь, если не темнота.
[Ночь — промежуток времени, в течение которого для определённой точки на поверхности небесного тела (планеты, её спутника и т. п.) центральное светило (Солнце, звезда) находится ниже линии горизонта. Ночью при искусственном освещении может быть очень даже светло. Мне интересно, профессор — философ? Каких наук он профессор?]
Студент: Вы опять неправы, сэр. Темноты также не существует. Темнота в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не темноту. Мы можем использовать призму Ньютона, чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета. Вы не можете измерить темноту. Простой луч света может ворваться в мир темноты и осветить его. Как вы можете узнать, насколько темным является какое-либо пространство? Вы измеряете, какое количество света представлено. Не так ли? Темнота это понятие, которое человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света. А теперь скажите, сэр, смерть существует?
[Да, темнота — это отсутствие света, а смерть — прекращение жизни, а профессор – соломенное чучело. Но мы можем экспериментально показать, что встречается как смерть — прекращение жизни, так и темнота — области пространства, где мало или вовсе нет света. А вот экспериментально показать, что существует Бог, никому не удалось. К тому же мировые религии утверждают, что Бог вездесущий и всемогущий, так откуда же берется отсутствие Бога?].
Профессор: Конечно. Есть жизнь, и есть смерть — обратная ее сторона.
Студент: Вы снова неправы, профессор. Смерть — это не обратная сторона жизни, это ее отсутствие. В вашей научной теории появилась серьезная трещина.
[Появилась трещина в соломенном чучеле, а не в какой-либо научной теории, причем сомнительная, как я показал выше].
Профессор: К чему вы ведете, молодой человек?
Студент: Профессор, вы учите студентов тому, что все мы произошли от обезьян. Вы наблюдали эволюцию собственными глазами?
[Человек и современные обезьяны имели общего предка. Чтобы знать это, необязательно своими глазами лицезреть весь процесс эволюции во всех его деталях. Как не обязательно иметь свидетеля убийства, чтобы восстановить картину преступления или личность убийцы. Для этого криминалисты используют отпечатки пальцев, обувных подошв, анализ ДНК и так далее. Точно так же, используя анализ ДНК, мы можем реконструировать эволюцию жизни на нашей планете и проверить гипотезу о родстве тех или иных организмов. А вот существование Бога таким проверкам не поддается].
Профессор покачал головой с улыбкой, понимая, к чему идет разговор.
Студент: Никто не видел этого процесса, а значит вы в большей степени священник, а не ученый. (Аудитория взорвалась от смеха)
[Забавно, что слово священник, верующий автор притчи использует как некое оскорбление. То, что профессор — идиот мы уже установили, однако студент не меньший идиот, ибо его вывод столь же порочный].
Студент: А теперь скажите, есть кто-нибудь в этом классе, кто видел мозг профессора? Слышал его, нюхал его, прикасался к нему? (Студенты продолжали смеяться)
[Существование мозга у профессора следует по индукции из того, что у всех без исключения людей при вскрытии находили мозг. Это не вопрос веры, а вопрос знания человеческой анатомии].
Студент: Видимо, никто. Тогда, опираясь на научные факты, можно сделать вывод, что у профессора нет мозга. При всем уважении к вам, профессор, как мы можем доверять сказанному вами на лекциях? (В аудитории повисла тишина)
Профессор: Думаю, вам просто стоит мне поверить.
[Вместо разумного ответа про индукцию, который я привел выше, соломенное чучело порождает единственный ответ, который нужен автору этого бредового текста для донесения своей мысли].
Студент: Вот именно! Между Богом и человеком есть одна связь — это ВЕРА!
Профессор сел.
[С фейспаломом, я надеюсь? Хотя, учитывая, что это соломенное чучело, ему следовало бы потом креститься, уйти в монастырь, перестать блудить, поклоняться дьяволу и благодаря этому жить долго и счастливо, а потом попасть в рай].
Этого студента звали Альберт Эйнштейн.
«Идею личного Бога антропологической концепции я не могу воспринимать всерьёз».
«Это конечно ложь, что Вы читали о моих религиозных убеждениях, ложь, которая систематически повторяется. Я не верю в персонифицированного Бога и никогда не отрицал этого, но выразил это отчётливо. Если во мне есть что-то, что можно назвать религиозным, то это, несомненно, беспредельное восхищение строением Вселенной в той мере, в какой наука раскрывает его».
«Идея персонифицированного Бога совершенно чужда мне и кажется даже наивной».
«Слово Бог для меня не более, чем выражение и продукт человеческих слабостей, Библия — свод благородных, но все же примитивных легенд. Никакая интерпретация, даже самая изощрённая, не сможет для меня это изменить»].
В качестве пруфа, последнее можно найти здесь.
«Кстати, меня всегда удивляло, что темнота — это отсутствие света, но атеизм при этом — вера в отсутствие, а не отсутствие веры. Я не утверждаю, что в других высказываниях определенной группы людей в остальных случаях присутствует логика, но часто после байки про Эйнштейна и пары критических комментариев на неё раздаются крики про «атеизм — тоже религия».
В своем блоге я делюсь различными научными выводами, доказательствами и примерами интересных биотехнологических и биоинженерных исследований. Подписывайтесь на канал.
Похожая притча
Преподаватель задал своим студентам такой вопрос:
— Всё, что существует, создано Богом? А раз Бог создал всё, значит Бог создал и зло. И, согласно тому принципу, что наши дела определяют нас самих, значит Бог есть зло.
Преподаватель был очень доволен собой. Он похвалился студентам, что он ещё раз доказал, что вера в благого Бога это миф.
Один студент поднял руку и сказал:
— Могу я задать вам вопрос, профессор?
— Конечно. — ответил преподаватель.
Студент поднялся и спросил:
— Холод существует?
— Что за вопрос? Конечно, существует. Тебе никогда не было холодно? — ответил преподаватель.
Студенты засмеялись над вопросом молодого человека.
Молодой человек ответил:
— На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы считаем холодом, в действительности является отсутствием тепла. Человека или предмет можно изучить на предмет того, имеет ли он или передаёт энергию. Абсолютный ноль (-460 градусов по Фаренгейту) есть полное отсутствие тепла. Вся материя становится инертной и неспособной реагировать при этой температуре. Холода не существует. Мы создали это слово для описания того, что мы чувствуем при отсутствии тепла.
Студент продолжил:
— Темнота существует?
— Конечно, существует. — ответил преподаватель.
— Вы опять неправы, сэр. Темноты также не существует. Темнота в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не темноту. Мы можем использовать призму Ньютона чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета. Вы не можете измерить темноту. Простой луч света может ворваться в мир темноты и осветить его. Как вы можете узнать, насколько тёмным является какое-либо пространство? Вы измеряете, какое количество света представлено, не так ли? Темнота это понятие, которое человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света.
В конце концов, молодой человек спросил преподавателя:
— Сэр, зло существует?
На этот раз, преподаватель неуверенно ответил:
— Конечно, как я уже сказал. Мы видим его каждый день. Жестокость между людьми, множество преступлений и насилия по всему миру. Эти примеры являются не чем иным как проявлением зла.
На это студент возразил:
— Зла не существует, сэр, или, по крайней мере, его не существует для него самого. Зло это отсутствие Бога, оно похоже на темноту и холод, обозначение, созданное человеком чтобы описать отсутствие Бога. Зло это результат отсутствия в сердце человека любви. Это вроде холода, который приходит, когда нет тепла, или вроде темноты, которая наступает, когда нет света.
Если верить притче, находчивым студентом был не кто иной, как молодой Альберт Эйнштейн.
Похожая притча
(Было видео. Почитать тоже надо!)
Однажды профессор одного известного университета задал своим студентам вопрос:
- Является ли Бог создателем всего сущего?
Один из студентов храбро ответил:
- Да, является!
- То есть, вы считаете, что Бог создал все? - спросил профессор.
- Да, - повторил студент.
- Если Бог создал все, тогда Он создал и зло. А в соответствии с общеизвестным принципом, утверждающим, что по нашему поведению и нашим делам можно судить, кто мы такие, мы должны сделать вывод, что Бог есть зло, - сказал на это профессор.
Студент замолчал, поскольку не мог найти аргументов против железной логики преподавателя. Профессор же, довольный собой, похвастался перед студентами, что еще раз доказал им, что религия есть миф, придуманный людьми.
Но тут второй студент поднял руку и спросил:
- Можно в связи с этим задать вам вопрос, профессор?
- Конечно.
- Профессор, существует ли холод?
- Что за вопрос?! Конечно, существует. Вам же когда-нибудь бывает холодно?
Некоторые студенты захихикали над простецким вопросом своего товарища. Он же продолжил:
- В действительности, холода нет. Согласно законам физики то, что мы считаем холодом, есть отсутствие тепла. Только объект, испускающий энергию, поддается изучению. Тепло есть то, что заставляет тело или материю испускать энергию. Абсолютный ноль (- 273° С) есть полное отсутствие тепла, и любая материя при такой температуре становится инертной и неспособной реагировать. Холода в природе нет. Люди придумали это слово, чтобы описать свои ощущения, когда им не хватает тепла.
Затем студент продолжил:
- Профессор, существует ли тьма?
- Конечно, существует, и вы это знаете сами. - ответил профессор.
Студент возразил:
- И здесь вы неправы, тьмы также нет в природе. Тьма, в действительности, есть полное отсутствие света. Мы можем изучать свет, но не тьму. Мы можем использовать призму Ньютона для того, чтобы разложить свет на его составляющие и измерить длину каждой волны. Но тьму нельзя измерить. Луч света может осветить тьму. Но как можно определить уровень темноты? Мы измеряем лишь количество света, не так ли? Тьма - это слово, которое лишь описывает состояние, когда нет света.
Студент был настроен по-боевому и не унимался:
- Скажите, пожалуйста, так существует ли зло, о котором вы говорили?
Профессор, уже неуверенно, ответил:
- Конечно, я же объяснил это, если вы, молодой человек, внимательно меня слушали. Мы видим зло каждый день. Оно проявляется в жестокости человека к человеку, во множестве преступлений, совершаемых повсеместно. Так что зло все-таки существует.
На это студент опять возразил:
- И зла тоже нет, точнее, оно не существует само по себе. Зло есть лишь отсутствие Бога, подобно тому, как тьма и холод - отсутствие света и тепла. Это - всего лишь слово, используемое человеком, чтобы описать отсутствие Бога. Не Бог создал зло. Зло - это результат того, что случается с человеком, в сердце которого нет Бога. Это как холод, наступающий при отсутствии тепла, или тьма - при отсутствии света.
Профессор замолчал и сел на свое место. Студента звали Альберт Эйнштейн.
Похожая притча
Дубликаты не найдены
2 года назад Прекрасные слова, виньетка ложной сути. 2 года назадОбычно в конце таких притч с дешёвой философией добавляют, что этим профессором был Альберт Эйнштейн, ну или, как минимум Курт Кобейн или Махатма Ганди.
раскрыть ветку 2 2 года назад Альберт Махатма Кобейн 2 года назадглавное, себе не присваивать)
2 года назад. и этим профессором был Альберт Эйнштейн?
2 года назад А теперь я свой 1 засуну в ваш 0 по самые гланды , чтобы навсегда запомнили . раскрыть ветку 1 2 года назадзнает толк в человечности ! А уж в воспитанности . Ну и про гланды : *****
2 года назадА суть одна – не нужно технарям в гуманитарные науки.
Если же говорить серьёзно, то начать видимо следует с определения человечности.
раскрыть ветку 2 2 года назадЧеловечность - см. Гуманность.
Гуманность - см. Человеколюбие
Человеколюбие - Любовь к человечеству, к людям
Человек - двуногая прямоходящая голая обезьяна с ногтями.
раскрыть ветку 1 2 года назадТо есть человечность равносильна к любви к обезьянам.
2 года назадТакую притчу любой заштатный философ расскажет. Лучше бы профессор физико-математического факультета объяснял почему на ноль делить нельзя.
раскрыть ветку 3 2 года назадПочему нельзя? Можно! Вот я делил только что. Ответ только не определён, но делить можно.
2 года назадя не преподаватель, и даже не студент уже,
но как я понимаю: возьмем в предметах.
Есть у нас 6 штуки, делим на 2 части, теперь у нас есть два раза по три штуки.
Есть у нас 5 штук и делим на 0 частей. и как, блять, это сделать? Всё-равно меньше одной части получиться не может. Поделить на ноль, это как дематериализовать.
раскрыть ветку 1 2 года назад2 года назадменьше одной части получиться не может
А как воспитать человека без образования? Кнутом бить? Бессмысленно, ведь он даже языка то не понимает, невежда.
Очередная "глубокомысленная" херня.
раскрыть ветку 2 2 года назадДумаю что вы по верхам пошли. Человечность это что? Помощь, поддержка, добро (а порой и добро с кулаками), сострадание, милосердие, это тоже самое образование, потому что без образования хрен поймешь в чём именно "очеловечиваться".
раскрыть ветку 1 2 года назадОбразование воспитывает, а воспитание образовывает.
показать ещё 0 комментариев Похожие посты 17 дней назадМистер Цыпкин
Когда я проснулся и вышел из дома во двор, бабушки нигде не было. Неужели она нас оставила? Я разбудил сестру, и путано объяснил ей в чём дело. Лена хоть и младше меня на полтора года, и только закончила первый класс, но более смелая и рассудительная чем я.
— Спи, дурень, - сонно проболтала она. — Бабушка вчера говорила, что рано утром поедет в райцентр за цыплятами. Помнишь?
Я поморщился от собственной трусости и попытался выкрутиться, сказав, что хотел её разыграть, напугав тем, что бабушки нигде нет. Но сестра мне явно не поверила и развернувшись на другой бок продолжила досматривать какой-то свой девчачий сон.
Вдруг послышался скрип открывавшейся калитки и, выбежав во двор, я увидел бабушку. В руках у неё был картонный ящик прикрытый тряпкой из под которой я услышал многоголосый писк.
— Цыплята! - радостно прокричал я. - Бабушка, покажи их! Можно я ими поиграюсь?
— Вот ещё что! - с наигранной строгостью сказала бабушка.
Но я знал, что бабушка меня любит и не откажет в просьбе, поэтому я обнял её и упершись лицом в её живот продолжил клянчить и вскоре был вознаграждён за своё упорство.
— Ладно, - сказала бабушка. - выбери себе одного! Но аккуратно! Не сломай ему ничего! Ты вон какой большой, а цыплёнок ещё маленький и косточки у него как тонкие веточки. Как бы не сломал!
Я мигом сорвал тряпку с ящика и уставился на множество пушистых желторотиков. Я долго не мог выбрать себе подходящего цыплёнка, ведь все они похожи и вдруг следующий окажется чем-то лучше предыдущего?
С этими мыслями я перемацал каждого цыплёнка и все таки выбрал себе самого красивого, после чего окрестив его мистером Цыпкиным, я пулей помчал строить из поленьев домик для своего нового питомца.
До конца лета я ни на шаг не отходил от мистера Цыпкина, то наряжая его в разные наряды, которые я делал из разных цветных тряпок, то бесконечно улучшая его жилище, то просто таская его по двору, показывая где у нас палисадник, а где огород. Моему счастью не было предела. Омрачало лишь то, что бабушка была от всего этого явно не в восторге.
— Смотри, не покалечь цыплёнка, - постоянно говорила мне она.
— Я аккуратно! - выкрикивал я и убегал вместе с мистером Цыпкиным по своим неотложным делам.
За такими вот хлопотами и пролетело моё лето. Расставаясь с мистером Цыпкиным я вопил как белуга, обещая ему, что учебный год пролетит очень быстро и на следующее лето я обязательно вернусь и мы продолжим наше безудержное веселье.
В следующем году я вернулся на каникулы в бабушкино село уже не каким-то сопляком, а будущим пятиклассником. Мои мысли были заняты тем, как бы прочитать все заданные на лето книги, а так же этой противной одноклассницей Светкой, которую так и хотелось оттягать за косички.
Я много помогал бабушке по хозяйству. Носил воду, колол дрова, кормил кур. Вёл себя практически как взрослый. Бесила меня только одна курица. Рыжая такая, горбатая. Ходит постоянно и квокчет так противно. И другие куры тоже её не особо любили. Когда я созывал их чтобы покормить, а потом рассыпал перед ними зерна кукурузы, то каждая из куриц не упускала возможность или клюнуть или толкнуть свою горбатую соплеменницу.
Я тоже не упускал возможности потренировать свою меткость, бросая в горбатую курицу всё, что попадалось под руку. Через месяц я достиг совершенства в мастерстве метания, и мог попасть в неё чем угодно и с практически любого расстояния.
Один раз я решил похвастаться перед бабушкой точным броском.
Но вместо радости лицо её погрустнело
— Не хорошо так со старыми друзьями, - тихо ответила она.
— С какими такими друзьями? Эта горбатая мне не друг. Да и другие куры её тоже не любят!
— Ошибаешься. Это же твой мистер Цыпкин.
— Не может быть! - прокричал я. - это же курица! А значит девочка! А мистер Цыпкин был мальчиком! Как ты не понимаешь.
— Это ты не понимаешь. Тебе хотелось, видеть в цыплёнке мальчика, вот ты и видел. А я купила пятьдесят цыплят-девочек, чтобы они выросли курочками и несли яйца..
— Но она же горбатая! - перебил я бабушку
— Это ты её такой сделал, когда таскал по двору и цеплял на неё разные тряпки! Эх, не хотела я.
Пятничная быль
Показать полностью 1 Эмоции 1 год назад
Читайте также: