Притча про корягу психология

Обновлено: 22.12.2024

Давным-давно на окраине огромного темного леса у широкой полноводной реки жили Бревна. Это были хорошо отесанные Бревна, сваленные в удивительном беспорядке - вперемешку большие и маленькие, короткие и длинные, широкие и узкие. Такая у них была игра: они любили наскакивать друг на друга, переворачиваться, кувыркаться и с шумом вновь раскатываться в разные стороны.

Среди ровных и стройных Бревен выделялась одна странная, неуклюжая Коряга, вызывая своим причудливым видом общие насмешки. Никто ее не обтесывал - она была такой, какой уродилась здесь, на берегу реки. Она хотела поиграть с Бревнами, но была настолько неповоротлива, что своими вкривь и вкось торчащими сучьями делала больно другим. Все вокруг стали отгонять Корягу, не желая иметь с ней дела, и даже задумывались: не проучить ли ее? Не обломать ли ей все сучки да подровнять задоринки?

Особенно тяжело было Коряге как-то вечером, когда она лежала в одиночестве и до нее доносились веселые голоса Бревен. А ей было так грустно думать, что никому она не нужна, что она совсем не такая, как остальные. Уставшая от печальных мыслей, от чувства безысходности, она наконец уснула.

Дровосек с трудом уложил Корягу поперек всех Бревен плота. Кривые сучья, принесшие столько бед Коряге, словно пальцы, охватили Бревна, тесно прижали их друг к другу и закрепили плот. А на длинный сук, гордо торчавший вверх, Дровосек привязал маленький флажок.

И плот отправился в далекое путешествие, в новые неизведанные земли.

? А есть ли в вашем классе "Отверженные" ребята? Как мы можем им помочь наладить взаимоотношения с классным коллективом?

Притча "Пророк и длинные ложки".

Они покинули зал и вскоре уже не слышали адских воплей. После долгих странствий по темным переходам они вошли в другой зал. Здесь тоже было много людей. Посреди зала стоял котел с кипящим супом. У каждого было по такой же громадной ложке в руке, какие Элиас и его спутник уже видели в аду. Но люди были упитанными, в зале слышались лишь тихие довольные голоса и звуки окунаемых ложек. Люди подходили парами. Один окунал ложку и кормил другого.

Если для кого-нибудь ложка оказывалась слишком тяжелой, то сразу же другая пара помогала своими ложками, так что каждый мог спокойно есть. Как только насыщался один, его место занимал другой. Пророк Элиас сказал своему спутнику: "А вот это - рай!"

? А всегда ли мы умеем принимать всех людей такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками?

Притча "Философ и бабочка"

Слух о мудрости одного из философов разнесся далеко за пределы его родного города, и люди из дальних мест стали приходить к нему за советом. Тогда один позавидовал его славе. Он поймал бабочку, поместил ее межсомкнутых ладоней и отправился так к философу.
– Спрошу у него, какая бабочка у меня в руках, – решил он, – живая или мертвая? Если скажет, что мертвая, я открою ладони, и бабочка улетит. Если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда все поймут, кто из нас умнее… И все действительно поняли.
– Какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? – спросил завистник, добравшись до философа.
Все в твоих руках, – ответил ему философ .

? Каким человека делает добро? Кого называют добрым? Человек и внешне красив, и одет прилично, и работник хороший, а поговоришь – на душе плохо, какой-то осадок. Почему?

«Бог слепил человека из глины, и у него остался неиспользованный кусок.
-Что ещё слепить тебе? - спросил бог.
-Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. »

? А что человека делает счастливым?

Притча "О дружбе"

Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.

Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню ночью проникли воры и угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.

Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с этим че­ловеком. Прошел еще один день, и на заре хозяин овчарни увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть в облаке пыли людей. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к хозяину овчарни во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда этот человек шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.

? О какой пословице шла речь в начале притчи? Можете ли вы привести примеры подобного рода для того, чтобы подтвердить, что в жизни нередко происходит именно так

«Трое смотрят в лужу. Один видит себя. Другой - Луну и звёзды. Третий - грязь. У всякого свое зрение. »

? Загляни внутрь себя. Что ты там видишь?

У одного мальчика был маленький друг- Стеклянный Человечек. Был он совершенно прозрачный и имел чудесное свойство: угадывать, что думает и переживает его друг Мальчик. Не сделал Мальчик то, что просила мама, а собирается идти гулять- Стеклянный Человечек, уже не совсем прозрачный, а чуть – чуть помутневший, говорит мальчику:

- Нельзя думать так, Мальчик. Сначала сделай дело, а потом иди гуляй.

Стыдно станет Мальчику, но принимается за дело: все сделает, а потом идет гулять. Человечек молчит и становится прозрачным.

Однажды у Мальчика заболел товарищ, с которым он часто играл во дворе. Прошел один день, второй день- а Мальчик и не вспоминает о друге. Смотрит, а Стеклянный Человечек стал темный, как туча.

- Что я сделал плохого или подумал? – с тревогой спросил Мальчик.

- Ты ничего не сделал плохого, ничего не подумал плохого… но ты забыл о своем товарище.

Стыдно стало Мальчику, и он пошел к больному другу. Принес ему цветы и большое- большое яблоко, которое подарила ему мама.

КОММЕНТАРИЙ К СКАЗКЕ

Особенность этой сказки в том, что ее психологическая трактовка может быть принципиально различной. О чем она? О существе, которое в силу своей непохожести на других и нестандартности страдало и подвергалось гонению со стороны этих других — красивых и благополучных, а потом оказалось, что ее непохожесть просто жизненно необходима окружающим? Да, это очевидно.
Для кого эта сказка? Для детей, отвергаемых сверстниками? Для детей с физическими недостатками? Для детей, не умеющих общаться? Да, она может быть использована в работе с такими детьми. Тогда «Коряга» — это психотерапевтическая сказка, в которой ребенок видит отражение собственной жизненной ситуации и идентифицирует себя с главным героем.
Но в том-то и прелесть этой сказки, что если суметь увидеть в ней более глубокий смысл, то она превращается в сказку психологическую — о внутреннем мире человека.
Ведь можно предположить, что Бревна — это внутреннее психологическое содержание, сформированное при взаимодействии с социумом, то есть нечто окультуренное, правильное, «отесанное». А Коряга — это подлинное «Я» ребенка, которое противостоит фасадному «Я», желательному для взрослых — родителей и учителей. И пусть это подлинное «Я» неуклюже и неудобно для других, но зато оно способно стать ядром для развития личности; осознание и принятие своего подлинного «Я» дает возможность запустить механизм саморазвития.
Иными словами, эта сказка — метафора процесса самоосознавания, или продвижения, используя юнгианский термин, к Самости. Она может быть использована для объяснения процессов, происходящих во внутреннем мире любого человека.

Похожая притча

Сказкотерапия является одним из методов психотерапевтической работы. Вашему вниманию предлагаю сказку "Коряга". Результат проведенной сказкотерапии позволит определить проблему человека в принятии себя, в уверенности и самооценке, в своем положении в социальном окружении. Определив проблемные моменты, в ходе обсуждения, мы откроем уникальность каждой личности, научимся самопринятию и, возможно, появится шанс изменить жизнь к лучшему.

Просмотр содержимого документа
«Психотерапевтическая сказка "Коряга".»

КГКОУ ШИ № 3

Методические материалы

Психотерапевтическая сказка «Коряга»

Цель: диагностика и коррекция уровня самооценки, позволяющей осознать свое жизненное предназначение.

Ход занятия: сесть поудобнее, расслабиться и закрыть глаза.

Давным – давно в прекрасном лесу среди красивых деревьев с густыми кронами и стройными стволами жила странная Коряга. Своим причудливым видом она вызывала всеобщие насмешки соседей. Долго лежала коряга среди этих деревьев, горько размышляя, почему она не такая, как все. Все деревья, как деревья, красавцы как на подбор, а она скрюченная, ободранная, кривая – ни красоты, ни проку… Как ей было обидно (метафорический кризис: непринятие своей уникальности, так как сравнение происходит с другими и она переживает от этого. Коряге некому помочь принять свою уникальность).

Однажды в лес приехали лесорубы. Они срубали деревья одно за другим, укладывали их в грузовик и увозили их на мебельную фабрику. «Счастливчики…»,- думала Коряга, завидуя этим деревьям. – «Из них изготовят красивую мебель, которая будет радовать людей и приносить им пользу, а я такая никому не нужна. Так и сгнию в этом лесу, и никто даже не узнает о моем существовании…» (метафорический кризис: обида, зависть, крушение надежд).

Как-то утром в лес забрел один старичок. Он долго ходил по лесу и набирал хворост для обогрева своего жилища. Коряга, уже отчаявшись быть когда-то кому-то полезной, лежала среди зарослей травы и думала о чем-то своем. Для нее было крайне неожиданным, что старик обратил на нее внимание. Он поднял Корягу с земли, попробовал на прочность, слегка согнув ее, и положил в свою телегу. Ей предстояло сгореть без следа, если не считать золы, да и ту выметут, выкинут и позабудут… Но, несмотря на это, она была счастлива! (метафора «нужности», которая заключается в том, что иногда, из желания быть нужным, мы толкаем себя «на самоуничтожение», мы «сгораем»).

В телеге Коряга оказалась в большой компании различных палок и поленьев. Как всегда, тут же нашлись и добрые и завистники. Вредных оказалось большинство, и они стали злословить и хихикать по поводу ее внешности. И так ей стало больно за все эти годы страданий и издевательств… (бессознательные процессы).

В довершение всех унижений телегу неожиданно тряхнуло. Коряга вылетела, закувыркалась по дороге и начала скатываться по склону горы. Для чего жить, если даже в костер не сгодилась! О, как же тяжело достался ей этот спуск! От страха перед тем, что с ней произойдет в конце, она судорожно пыталась зацепиться за небольшие деревца, за камни, за траву, за землю…, но ничего не получилось. В конце концов, бедная Коряга поняла, что летит с обрыва. Внутри все сжалось и казалось, перед ней промелькнули все картинки из ее жизни (долгая пауза). (метафорический кризис: шанс изменить жизнь)

Она упала в море. «Что это? Куда я попала? Что со мной будет? – думала Коряга. Эта стихия пугала своей неизведанностью, непонятностью, нереальностью… Через некоторое время на море начался шторм. Все вокруг потемнело, завыл ветер, над морем угрожающе стянулись огромные тучи. Корягу кидало из стороны в сторону, било холодными волнами. Она, то погружалась в морскую пучину, то всплывала на поверхность, и думала, что этот кошмар никогда не закончится, что сейчас точно ей придет конец… Но вот шторм потихоньку начал стихать… и на небе показалось солнышко… Оглянувшись вокруг, она увидела много интересного: стаи проплывающих рыб, коралловые рифы, пеликана, реющего над водой в поисках пищи, приятно и ласково шелестящие волны… теплые морские волны, словно любимое дитя, убаюкивали Корягу… Она по-другому увидела этот мир: вокруг не было никого, с кем можно было бы ее сравнивать… Здесь она была одна такая…, единственная… И на душе у нее стало радостно и спокойно (пауза). (метафора: вода и шторм – метафорические символы души и кризиса. Когда человек меняет свою жизнь, он попадает в кризис, т.е. ему представляется возможность пережить это как шанс поменять свое мироощущение. Кризис меняет человека – шторм поменял самоощущение Коряги, погрузил ее в себя, в свою психику, и ей стало спокойнее – именно кризис принес оздоровление. Чем больше в своей жизни мы переживаем этих бурь, тем меньше у нас становится тревожных ожиданий, тем «здоровее», сильнее мы становимся. Происходят видоизменения в душе, осознание себя в новом качестве.)

Так она плавала по волнам, пока ее не выбросило на берег. Опять безнадежность – так и придется лежать здесь, пока не сгниешь и не превратишься в труху. До чего же бессмысленной оказалась моя жизнь! Прогревшись на солнышке, Коряга как-то незаметно уснула под равномерный шорох волн. На поверхность ее ствола вышла морская соль, и постепенно образовались, сверкающие в лучах солнца, кристаллики… (невротичность Коряги заключается в том, что она постоянно чем-то недовольна).

Пробудилась она от прикосновения чьих-то ласковых рук, которые ее подняли. Коряга увидела улыбающееся лицо человека, который с восторгом повторял: «Это просто чудо! Настоящее чудо!». На нее никто не смотрел с такой любовью… (пауза) и никогда она не слышала такой похвалы в свой адрес… (пауза) и никто не держал ее в своих руках так осторожно и заботливо (долгая пауза). Человек поднял Корягу, отряхнул песок со ствола, принес ее домой, отшлифовал и покрыл лаком. ( метафора: признание индивидуальности, придача «товарного вида»)

Коряга была в полной растерянности, но ее ловко подхватили и доставили туда, где было много народа и все восхищались ее формой, ее неповторимостью, ее художественной ценностью… (долгая пауза). Корягу поместили на стенд с надписью «Дар моря» и относились к ней с большим почтением. Ее неоднократно представляли на различные конкурсы, и она завоевала огромное количество наград. Во всем мире отмечали ее изысканность и теплоту, и много других удивительных качеств. Для Коряги была сделана специальная подставка, на которой она счастливо покоилась, наблюдая радостно улыбающиеся лица и вслушивалась в восторженные похвалы посетителей, которые старались невзначай прикоснуться к ней, просто потрогать это чудное творение природы.

«Сколько бедствий я перенесла, - думала Коряга, - и все же в конце пути моя жизнь обрела смысл. До чего же мне хорошо и спокойно». (метафора: торжество)

Похожая притча

В качестве примера психологической сказки можно привести сказку «Коряга» Алисы Поповой — замечательного психолога из Орска

Графика - Анна Пригода

Похожая притча

Давным-давно на окраине огромного темного леса у широкой полноводной реки жили Бревна. Это были хорошо отесанные Бревна. Правда, свалены они были в удивительном беспорядке — вперемежку большие и маленькие, короткие и длинные, широкие и узкие. Такая у них была игра: они любили наскакивать друг на друга, переворачиваться, кувыркаться и с шумом вновь раскатываться в разные стороны.
Среди ровных и стройных бревен выделялась одна странная, неуклюжая Коряга. Ее причудливый вид давал повод для насмешек. Никто ее не обтесывал — она была такой, какой уродилась здесь, на берегу реки. Она хотела поиграть с Бревнами, но была настолько неповоротлива, что своими вкривь и вкось торчащими сучьями делала больно другим. Все вокруг отгоняли Корягу, не желая иметь с ней дела, и даже задумывались: «Не проучить ли ее? Не обломать ли ей все сучки, да подровнять задоринки?»

Комментарии. Психологи могут трактовать эту сказку совершенно по-разному. О чем она? О существе, которое в силу своей непохожести на других и нестандартности страдало и подвергалось гонению со стороны этих других — красивых и благополучных, а потом оказалось, что ее непохожесть просто жизненно необходима окружающим. Для кого эта сказка? Для людей, отвергаемых обществом, для людей с физическими недостатками, для тех, кто испытывает проблемы в общении. Тогда «Коряга» — это психотерапевтическая сказка, в которой человек видит отражение собственной жизненной ситуации и идентифицирует себя с главным героем.

Но в том-то и прелесть этой сказки, что если суметь увидеть в ней более глубокий смысл, то она превращается в сказку психологическую — о внутреннем мире человека. Ведь можно предположить, что Бревна — это внутреннее психологическое содержание, сформированное при взаимодействии с обществом, то есть нечто окультуренное, правильное, «отесанное». А Коряга — это подлинное «Я» человека, которое противостоит фасадному «Я», желательному для вдругих — для общества в целом. И пусть это подлинное «Я» неуклюже и неудобно для других, но зато оно способно стать ядром для развития личности; осознание и принятие своего подлинного «Я» дает возможность запустить механизм саморазвития. Иными словами, эта сказка — метафора процесса самоосознавания. Она может быть использована для объяснения процессов, происходящих во внутреннем мире любого человека.

Похожая притча

Среди ровных и стройных Бревен, выделялась одна странная, неуклюжая Коряга, вызывая своим причудливым видом общие насмешки. Никто ее не обтесывал – она была такой, какой уродилась здесь, на берегу реки. Она хотела поиграть с Бревнами, но была настолько неповоротлива, что своими вкривь и вкось торчащими сучьями делала больно другим. Все вокруг стали отгонять корягу, не желая иметь с ней дела, и даже задумывались: не проучить ли ее? Не обломать ли ей все сучки да подравнять задоринки?

Особенно тяжело было Коряге как-то вечером, когда она лежала в одиночестве и до нее доносились веселые голоса Бревен. А ей было так грустно думать, что никому она не нужна, что она совсем не такая, как остальные. Уставшая от печальных мыслей, от чувства безысходности, она наконец уснула.

Дровосек с трудом уложил Корягу поперек всех Бревен плота. Кривые сучья, принесшие столько бед Коряге, словно пальцы, охватили Бревна, тесно прижали их друг к другу и закрепили плот. А на длинный сук, гордо торчавший вверх, Дровосек привязал маленький флажок.

И плот отправился в далекое путешествие, в новые неизведанные земли.

Читайте также: