Притча от энтони де мелло
Обновлено: 14.11.2024
Возвращение домой
- Существуют три уровня развития, - сказал Мастер, - физический, духовный и божественный.
- Что такое физический уровень? - нетерпеливо спросили ученики.
- На этом уровне смотришь на деревья - и видишь деревья, смотришь на горы - и видишь горы.
- А духовный?
- На втором уровне видишь суть вещей - деревья перестают быть деревьями, горы перестают быть горами.
- А божественный?
- А, это и есть Просветление, - хмыкнул Мастер. - Деревья снова становятся деревьями, а горы - горами.
Бесплодие
Мастер терпеть не мог ученые разговоры. Он называл их "перлами мудрости".
- Но если это перлы, почему ты их отвергаешь? - спросили ученики.
- А вы когда-нибудь видели жемчуг, выращенный в огороде? - в свою очередь спросил Мастер.
Рост
Мастер сосредоточенно слушал известного экономиста, излагавшего свою теорию развития.
- Является ли рост главным показателем в экономиической теории?
- Да. Всякий рост - это хорошо.
- Не так ли думает и раковая клетка? - заключил Мастер.
Вина
Мастер учил, что вина в любом проявлении - пагубное чувство, которого нужно избегать, как самого дьявола.
- Но разве мы не должны ненавидеть свои грехи? - спросил ученик.
- Если ты чувствуешь свою вину, то ненавидишь не свой грех, а себя самого.
Несоответствие
В тот день, как нарочно, каждый посетитель спрашивал только об одном: что будет после смерти.
Мастер только смеялся и ничего не отвечал.
После ученики спросили, почему он все время уклонялся от ответа.
- Вы замечали, что загробной жизнью интересуются именно те, кто не знает, что делать с этой? Им нужна еще одна жизнь, которая длилась бы вечно, - ответил Мастер.
- И все-таки - есть жизнь после смерти или нет? - упорствовал один из учеников.
- Есть ли жизнь до смерти - вот в чем вопрос, - загадочно ответил Мастер.
Идеология
Группа политических активистов пыталась убедить Мастера в том, что только их идеология способна изменить мир.
Мастер внимательно слушал. На следующий день он сказал:
- Идеология бывает хорошей или плохой в зависимости от того, кто ее использует. Если бы миллион волков объединились для борьбы за справедливость, неужели от этого они перестали бы быть миллионом волков?
Молчание
Однажды Мастер обратился к своим ученикам:
- Что толку от вашей учебы и вашего поклонения? Разве осел становится мудрым оттого, что живет в библиотеке, а мышь - святой оттого, что живет в церкви?
- Что же нам тогда нужно?
- Сердце.
- Как это понять?
Ничего не ответил Мастер. Что он мог сказать? Что не нужно становиться предметом изучения или объектом поклонения?
Прибытие
- Труден ли путь к просветлению?
- Он и не труден, и не легок.
- Почему?
- Потому что нет никакого пути.
- Как же тогда дойти до цели?
- Не нужно никуда идти. Это путь без расстояния. Перестань идти, и ты достигнешь цели.
Цель
На следующий день Мастер добавил:
- Но, увы, идти легче, чем остановиться. Ученики просили объяснить.
- Пока вы идете к цели, вы парите в мечтах. А остановившись, пребываете в настоящем.
- Как же измениться, не имея ни мечты, ни цели? - спросили озадаченные ученики.
- Истинная перемена не происходит по заказу. Пребывайте в настоящем - и она произойдет.
Трезвость
- Где мне найти Бога?
- Он прямо перед тобой.
- Но почему я не могу увидеть Его?
- А почему пьяница не может увидеть свой дом?
Позже Мастер добавил:
- Разберись, от чего ты пьянеешь. Чтобы видеть, нужно быть трезвым.
Божий дар
- Каким праведным трудом я мог бы заслужить милость Божью? - спросил еврей.
- Откуда мне знать? - ответил Мастер. - В твоей Библии говорится, что Авраам ежедневно проявлял радушие и Бог был с ним. Илья молился, и Бог был с ним. Давид правил царством, и Бог был с ним.
- Можно ли как-нибудь узнать, что за работа предназначена мне?
- Можно. Спроси, что милее всего твоему сердцу, - и делай то, что оно велит
Пророчество
- Я хочу стать учителем Истины.
- А ты готов терпеть насмешки, отчуждение и голод
до сорока пяти лет?
- Готов. Но скажи мне, что случится после сорока
пяти?
- Ты просто привыкнешь ко всему этому.
Гармония
Несмотря на приверженность традициям, Мастер не особо чтил законы и условности. Однажды между отцом и дочерью возник спор. Отец настаивал, чтобы в выборе будущего супруга дочь поступала сообразно с канонами религии.
Мастер открыто стал на сторону девушки.
Отец удивился: как мог такой благочестивый человек поддержать его дочь? Мастер ответил ему на это:
- Пойми: жизнь сродни музыке. А для музыки чувства и интуиция важнее, чем законы.
Понимание
- Как я могу заслужить милость Господа, чтобы Он избавил меня от привычки осуждать ближнего?
- Молитвой.
- Тогда почему я все еще не заслужил эту милость?
- Ты не там молился.
- А где следует?
- В сердце Господа.
- Что для этого нужно?
- Осознать, что совершающий грех не ведает, что творит, и потому заслуживает прощения.
Сплетни
Ученик признался Мастеру в том, что у него есть дурная привычка повторять сплетни. Мастер с усмешкой ответил:
- Повторять - не такой уж большой грех; главное - ничего не добавлять от себя. .
Единение
- Как добиться единения с Богом?
- Чем упорнее этого добиваешься, тем больше отдаляешься от Него.
- А как преодолеть это расстояние?
- Осознать, что никакого расстояния нет.
- Значит ли это, что Бог и я - одно?
- Не одно. Но и не два.
- Как такое возможно?
- Солнце и его свет, океан и волны, певец и песня - не одно. Но и не два.
Возрождение
- Начисто забудь о своем прошлом - и ты станешь просветленным, - сказал Мастер.
- Я так и делаю, только постепенно.
- Постепенно можно лишь расти. Просветление - мгновенно.
Позже мастер объяснил:
- Тебе нужно прыгнуть! Крохотными шажками пропасть не преодолеть.
Сновидения
- Когда я достигну просветления?
- Когда увидишь, - ответил Мастер.
- Увижу что?
- Цветы, деревья, звезды, луну.
- Но я и так вижу их каждый день.
- Нет. То, что ты видишь, - всего лишь образы деревьев, цветов, луны и звезд. Ты не живешь в реальности, ты живешь в мире слов и мыслей.
И в утешение он мягко добавил:
- У тебя жизнь из бумаги, зато и смерть твоя будет бумажной.
Преображение
Ученику, который постоянно всех критиковал, Мастер сказал:
- Если ищешь совершенства, стремись изменить себя, а не других. Проще самому надеть сандалии, чем покрывать ковром всю землю.
Проекция
- Почему здесь все счастливы, кроме меня?
Потому что они научились во всем видеть благодать и красоту, - ответил Мастер.
- А почему я не вижу эту благодать и красоту?
- Потому что нельзя увидеть снаружи то, чего не видишь внутри.
Уход
- Как помочь миру?
- Пойми его, - сказал Мастер.
- А как понять мир?
- Отвернись от него.
- Как же тогда служить людям?
- Пойми себя.
Похожая притча
— Этот человек несет всякий вздор, — заявил посетитель после беседы с Мастером.
— Ты бы тоже нес всякий вздор, если попытался бы выразить Невыразимое, — ответил ему один из учеников.
Когда посетитель спросил об этом напрямую у Мастера, то получил такой ответ:
— Каждый волен нести вздор. Главное — не делать это с серьезным видом.
Когда после обеда гость изъявил желание вымыть посуду, Мастер спросил у него:
— А ты уверен, что умеешь мыть посуду? Гость возмутился: кто же не умеет мыть посуду?
— Да я и не сомневаюсь, что ты сделаешь посуду чистой, — ответил ему на это Мастер. — Я сомневаюсь, умеешь ли ты ее мыть.
Ученикам он позже объяснил:
— Есть два способа мытья посуды. Первый — мыть, чтобы посуда была чистой; второй — мыть для того, чтобы мыть.
Это объяснение еще больше запутало учеников, поэтому Мастер добавил:
— В первом случае действие неживое: пока тело моет посуду, ум сконцентрирован на том, чтобы сделать посуду чистой. Во втором случае действие живое: твое тело находится там, где и ум.
Мастер вел беседу, когда в лекционный зал ворвался отец одной из учениц и заорал на свою дочь, не обращая внимания на присутствующих:
— И ты бросила университет для того, чтобы сидеть у ног этого идиота! Чему же он тебя здесь научил?
Девушка встала, спокойно вывела отца из зала и сказала:
— Общение с ним дало мне то, что не смог бы дать ни один университет — он научил меня не бояться тебя и не краснеть за твое недостойное поведение.
— Люди не желают расставаться с ревностью, волнениями, обидами, чувством вины, ибо эти негативные эмоции питают их эго, создают ощущение полноты жизни, — сказал Мастер.
В качестве примера он привел следующую историю:
Деревенский почтальон пересекал луг на велосипеде. На полпути его заметил бык и погнался за ним. Бедняга еле успел добраться до забора.
— Еще немного, и он догнал бы тебя, — сказал Мастер, наблюдавший за сценой.
— Да, — запыхавшись, ответил старик, — и так каждый раз.
Мастер утверждал, что большинство людей живет не в мире Реальности, а в мире, созданном их умом.
Когда один ученый пришел поспорить на эту тему, Мастер выложил на полу две палочки в форме буквы «Т» и спросил:
— Что ты здесь видишь?
— Букву «Т» — ответил ученый.
— Я так и думал, — произнес Мастер. — В природе нет никакой буквы «Т»; есть только символ в твоей голове. Здесь лежат всего лишь две сломанные веточки.
— Когда вы говорите о Действительности, — сказал Мастер, — вы пытаетесь выразить словами Невыразимое. Поэтому не удивительно, что ваши слова могут быть поняты превратно. Вот почему люди, воспринимающие Жизнь через Библию, становятся глупыми и жестокими: они следуют не здравому смыслу, а своему пониманию Писания.
И он проиллюстрировал сказанное прекрасной притчей:
Деревенский кузнец нашел себе помощника,
согласившегося выполнять тяжелую работу за минимальную плату.
Кузнец сразу же принялся наставлять парня:
— Когда я выну полосу металла из огня и положу ее на наковальню, я кивну тебе головой.
В этот момент бей по ней молотом.
Ученик сделал так, как понял.
На следующий день он стал деревенским кузнецом.
— В чем секрет твоего спокойствия?
— В полном приятии неизбежного, — ответил Мастер.
Отношение Мастера к системе социального обеспечения вызывало недоумение. То он всецело поддерживал ее, то казался равнодушным.
Объяснения такой непоследовательности оказались не менее загадочными:
— Тот, кто хочет творить добро, должен стучаться во все двери, — говорил он. — Для того же, кто любит, двери всегда открыты.
Ученики огорчились, узнав, что на страницах общенационального журнала учение Мастера подверглось насмешкам.
Мастер оставался невозмутимым.
— Разве может быть истинным то, над чем никто не смеется? — заметил он.
— Что именно ты стремишься найти?
— Покой, — сказал посетитель.
— Тем, кто стремится защитить свое эго, истинный Покой приносит лишь беспокойство.
Группе религиозных фанатиков, пришедших поглазеть на него и просить благословения, Мастер с озорной улыбкой ответил:
— Пусть покой Божий никогда не дает вам покоя!
В Мастере не было ничего помпезного. Его речь то и дело перемежалась диким, необузданным смехом, приводившим в смущение тех, кто серьезно относился к духовности — и к самим себе.
— Этот человек — настоящий клоун! — заметил один разочарованный посетитель.
— Нет-нет, — возразил ученик. — Ты не понял главного: клоун заставляет тебя смеяться над ним, а Мастер — над самим собой.
Учеников шокировало равнодушие Мастера ко всякому поклонению.
— Найдите себе объект для поклонения, — любил повторять он, — и он отвлечет вас от того, что истинно важно, — от осознанности, ведущей к любви. В подтверждение своих слов он приводил в пример Иисуса, укорявшего тех, кто кричали «Бог, Бог!», но при этом совершенно неосознанно творили зло.
Однажды Мастер угостил бананом охваченного благоговейным страхом ученика, который отнесся к подарку с таким трепетом, что даже не знал, что с ним делать.
Когда Мастер узнал об этом, он ответил с присущей ему прямотой:
— Скажите этому идиоту, пусть он его съест.
Новичок:
-Почему проживание в монастыре рядом с Мастером почти ничего мне не дает?
Ученик:
— Может быть, это из-за того, что ты пришел научиться у него духовности?
— А могу я узнать, зачем ты сам сюда пришел?
— Чтобы видеть, как он завязывает свои сандалии.
Тем, кто практикует добродетель с целью снискать дружбу или расположение Бога, Мастер обычно рассказывает такую историю:
Большая толпа людей принимала участие в бесплатном розыгрыше «кадиллака», организованном компанией, производящей мыло.
Участникам задавали вопрос:
— Почему вам нравится мыло «Райский аромат»? Одна женщина честно ответила:
— Потому что мне хочется иметь «кадиллак».
— Я уже четыре месяца у тебя, но до сих пор ты еще не обучил меня никакому методу, никакой технике.
— Метод? — переспросил Мастер. — Какой же тебе нужен метод, скажи, пожалуйста?
— С помощью которого я смог бы достичь внутренней свободы.
Мастер громко рассмеялся.
— Нужно и в самом деле обладать большим мастерством, чтобы добиться освобождения с помощью ловушки, именуемой методом, — сказал он.
Однажды Мастер загадал загадку:
— Что общего у художника и музыканта с мистиком? Ответа не знал никто.
— Знание того, что самую совершенную речь рождает не язык, — ответил Мастер.
— Где я смогу найти достойного Учителя, когда вернусь в свою страну?
— Тебе не нужно его искать, он всегда с тобой. Ученик был ошеломлен.
— Просто наблюдай, как ты реагируешь на все — на птицу и лист дерева, слезу и улыбку, — тогда все становится твоим Учителем.
Когда Мастер был еще мальчишкой, в школе его постоянно обижал задира-одноклассник.
Повзрослев и раскаявшись, обидчик пришел в монастырь. Мастер принял его с распростертыми объятиями.
Однажды одноклассник завел разговор о своем жестоком поведении, но Мастер сделал вид, будто ничего не помнит.
— Разве ты ничего не помнишь? — спросил тот.
— Почему же, я ясно помню, как забыл об этом! — ответил Мастер, и оба рассмеялись.
У одного ученика спросили:
— Зачем ты ходишь к Мастеру? Он помогает тебе зарабатывать деньги на жизнь?
— Нет, но благодаря его помощи я буду знать, что мне делать с жизнью, когда я заработаю их.
Мастер долго и оживленно говорил с группой учителей, ведь он сам был когда-то учителем. Проблема учителей заключается в том, что они постоянно забывают, что задача образования — не в накоплении знаний, а в познании самой жизни.
Мастер рассказал, как однажды у реки повстречал мальчугана. Тот удил рыбу.
— Привет! — поздоровался Мастер. — Хороший день для рыбалки!
— Очень, — отозвался мальчик. Немного погодя Мастер спросил:
— А почему ты сегодня не в школе?
— Ну, вы же сами сказали, сэр, что сегодня — хороший день для рыбалки.
Еще Мастер рассказал о характеристике, которую принесла из школы его маленькая дочь Мина:
«Успеваемость хорошая. И могла быть еще выше, но этому мешает одно обстоятельство — она слишком радуется жизни».
На вопрос, с чем можно сравнить просветление, Мастер ответил:
— Представь, что ты находишься в пустыне и внезапно чувствуешь, что на тебя кто-то смотрит.
— Кто?
— Скалы, и деревья, и горы.
— Жуткое ощущение.
— Наоборот, радостное. Но поскольку это ощущение человеку непривычно, ему хочется убежать назад, к привычному миру людей — с его шумом, разговорами, смехом, — к миру, который отрезал нас от Природы и Действительности.
Ученик спросил у Мастера о значении одной фразы, которую он где-то слышал:
«Просветленный человек путешествует, не двигаясь».
Мастер сказал на это:
— Садись у окна каждый день и наблюдай за постоянно меняющимся видом за окном — ведь Земля приглашает тебя в ежегодное путешествие вокруг Солнца.
— Приведи хотя бы один пример реальной, практической пользы от духовности, — скептик был готов поспорить.
— Хорошо, — ответил Мастер. — Когда кто-либо обижает тебя, ты можешь поднять свой дух до таких высот, которых обида не достигнет.
About Тина Гай
Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне. This entry was posted in Мысли вслух and tagged Мудрые мысли. Bookmark the permalink.Статьи на эту же тему
20 Responses to Энтони Де Мелло. Маленькие притчи
Высокий интеллект
Владимир Шебзухов
Вниманье привлекал субъект,
Хваля высокий интеллект,
Но, не чужой,
А только свой.
В том видел для себя респект!
Одно осталось, чтоб вконец,
С ним согласился и мудрец!
Наморщив лоб от хвастовства,
Нашёл мудрец свои слова –
Согласна с вами Юрий .
Да, остался интерес к культуре. Хотя иногда достает и политика.
yuriyapril says:Но это же Ваши проблемы! Я тоже многие Ваши соображения не принимаю, и что? Я с Вами продолжаю общаться, согласны Вы со мной или нет, согласна я с Вами или нет. Мне важно совсем другое. Я не добиваюсь согласия ни с чьей стороны, потому что каждый имеет право на собственное мнение.
yuriyapril says: yuriyapril says: yuriyapril says: yuriyapril says:Спасибо, Юрий, за притчу! И за Вашу трактовку легенды. Правда, как я поняла, этот миф о Вечной Любви состоит из множества маленьких притч, разных и на разные темы, в том числе и о том, что Лейла вышла замуж за другого, а Маджнун сошел с ума. Это история трагической любви, а не счастливой, о которой рассказываете Вы. Хотя это только одна из многих вариаций на тему Вечной любви.
А все изыски протестантов о Писании, конечно, интересны и имеют место быть, но Духа Писания это не меняет. Так же, как и Евангельского Духа не изменят протестанствующие рассуждения о том, было это на самом деле или не было. Стороннему наблюдателю, который находится не в Духе Евангельском, всегда будет, что Ему предъявить.
Но это и естественно.
yuriyapril says: yuriyapril says: yuriyapril says: yuriyapril says:Похожая притча
Энтони Де Мелло – один из тех, кому я почему-то внутренне сопротивляюсь, хотя принадлежит он к христианству: священник, монах-иезуит, психотерапевт и мистик.
Но уж слишком он не похож в своих текстах и учении на все, что до сих пор встречала.
Может быть, потому что в нем всего много: и христианства, и буддизма, индуизма и вообще востока.
Но в его притчах, с которыми часто не соглашаюсь и которым сопротивляюсь, есть та простота, что привлекает и не только меня.
Хотя эта простота, наверное, все-таки обманчива.
Но пусть каждый сам решит, принимать ли ему эту простоту или отвергнуть. Я привожу нескольку его притч, разных, но они дают возможность понять, кто такой Мелло и что скрывается за простотой его притч.
Тюрьма
- Ты очень гордишься своим интеллектом, - сказал Мастер ученику.
- Этим ты напоминаешь мне заключенного, который гордится тем, что у него большая камера.Единение
- Как добиться единения с Богом?
- Чем упорнее этого добиваешься, тем больше отдаляешься от Него.
- А как преодолеть это расстояние?- Осознать, что никакого расстояния нет.
- Значит ли это, что Бог и я - одно?
- Не одно. Но и не два.
- Как такое возможно?
- Солнце и его свет, океан и волны, певец и песня - не одно. Но и не два.
Зрелость
Ученику, который постоянно молился, Мастер сказал:
- Когда же ты прекратишь опираться на Господа и сам станешь на ноги?Удивился ученик:
- Но ведь ты и учил нас видеть в Боге Отца!
- Когда же ты усвоишь, что отец не тот, на кого можно опереться, а тот, кто избавляет тебя от этой привычки?Чуткость
- Как мне достичь единения с Творцом?
- Просто слушай.
- Как я должен слушать?
- Прислушивайся ко всему вокруг, внимай каждому шороху Вселенной. Но как только услышишь, что говоришь ты сам, замолчи.Чудеса
Человек проделал долгий путь по суше и по морю, чтобы самому убедиться в необычных способностях Мастера.
- Какие чудеса сотворил твой Мастер? - спросил он одного ученика.
- Смотря что называть чудесами. В вашей стране принято считать чудом, если Бог исполнит чью-то волю. У нас же считают чудом, если кто-то исполнит волю Бога.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Похожая притча
Однажды путешественник заблудился в пустыне и отчаялся когда-либо найти воду. Он взбирался на один холм, затем на другой, затем на третий, пытаясь высмотреть воду. Он смотрел во все стороны, но тщетно.
Человек поплелся дальше, но зацепился ногой за сухой куст и свалился на землю. Он лежал там, не имея сил подняться, не желая больше продолжать борьбу, не надеясь, что живым выберется из этого сурового испытания.
Продолжая лежать без сил, без надежды, он неожиданно услышал тишину пустыни. Повсюду царило волшебное безмолвие, не нарушаемое ни единым звуком.
И тут путешественник поднял голову. Он что-то услышал. Что-то очень тихое и далекое, что мог бы различить самый острый слух в полнейшей тишине: звук бегущей воды.
Окрыленный надеждой найти воду, он поднялся и продолжал идти, пока не пришел к свежей, прохладной воде.
Нет другого мира, кроме этого. Но есть два взгляда на него.
ЗАСТРЯВШИЙ ГРУЗОВИК
Большой грузовик проезжал в тоннеле под полотном железной дороги и намертво застрял под сводом тоннеля. Все попытки дорожных команд вытащить грузовик оказались безуспешными; с обеих сторон тоннеля образовались огромные пробки.
Маленький мальчик пытался привлечь к себе внимание бригадира, но его постоянно отталкивали прочь.
Наконец, не выдержав, бригадир вскричал:— Полагаю, ты пришел сюда, чтобы подсказать нам, как высвободить грузовик?
— Да, — ответил ребенок, — спустите немного колеса.
В уме непрофессионала есть множество возможностей. В уме эксперта — лишь несколько.
ВООБРАЖАЕМАЯ КЛЕТКА
Медведь мерял шагами свою четырехметровую клетку: это была ее длина.
Через пять лет клетку убрали, но медведь продолжал ходить туда четыре метра и обратно эти же четыре метра, как будто клетка по-прежнему была там.
И она была. Только для него!
Многие люди живут в своих воображаемых клетках, в которые их вогнала жизнь, не пподозревая о своих возможностях.
PS: На сайте "Как привлечь удачу?" новая публикация.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Читайте также: