Притча об убийстве священного оленя
Обновлено: 22.11.2024
Если вы еще не видели этот фильм, но вам понравился «Лобстер», обязательно посмотрите «Убийство священного оленя». Это не просто странный фильм — это безумный фильм в квадрате. Если вам нравится греческая мифология, темы связанные с грехом, долгом и искуплением, «УСО» придется вам по душе.
Давайте обсудим события фильма, а также попытаемся понять его смысл.
Краткий обзор
Сама история достаточно проста. Доктор Стивен Мерфи столкнулся с большой проблемой. Во время операции на сердце, которую он делал, Мерфи случайно убил пациента. Вероятно, Мерфи выпил пару рюмок перед операцией, однако смерть пациента, судя по всему, была просто несчастным случаем. Проблем в том, что у погибшего пациента есть сын, Мартин, и вдова, которая осталась без материальной поддержки.
В добавок Мартин оказывается богом или просто великим магом. В качестве искупления за убийство своего отца Мартин требует от доктора Мерфи, чтобы тот убил одного из своих детей. В противном случает Мартин обещает, что всех членов семьи доктора разобьет паралич, они перестанут есть, затем у них из глаз пойдет кровь, ну а потом их ждет смерть. Это кажется бредом, но вскоре сын Стивена — Боб теряет возможность ходить. Вскоре то же самое происходит с дочерью Ким.
Стивен рассказывает о сложившемся положении своей жене, Анне. Анна заинтересовывается смертью отца Мартина. Она хочет знать, пил ли Стивен перед операцией.
В конце концов Стивен приковывает Мартина в своем подвале и пытает его в надежде остановить болезнь детей. Однако это не помогает. Анна и Стивен решают, каким ребенком пожертвовать.
Кстати, пока не забыли. В Сети сейчас не так много ресурсов, которые ведут толковую аналитику по фильмам и сериалам. В их числе — телеграм-канал @SciFiNews, авторы которого пишут годнейшие аналитические материалы — разборы и теории фанатов, толкования послетитровых сцен, а также секреты бомбических франшиз, вроде фильмов MARVEL и «Игры Престолов». Подписывайтесь, чтобы потом не искать — @SciFiNews. Однако вернемся к нашей теме…
Прибегнув к «игре», аналогичной русской рулетке, Стивен стреляет в боба, и тот умирает. Ким поправляется и семья пытается жить дальше. Но в чем же смысл этого сюжета?
Вина Стивена
Если закон понимается как личность, как бог, то осуществление закона можно понимать как волю бога. Т.о. всё, происходящее в данной сфере действительности, происходит по его воле. А поскольку бог – это всеобщая идея, то его воля – это воля всеобщего, которой отдельные индивиды должны подчинять свою личную волю.
Стивен, как отдельный индивид, пойдя против этой всеобщей воли, наносит определенный ущерб.
В чем состоит вина Стивена? Возможно, даже не в том, что на его операции умер человек. Отец Мартина действительно мог умереть по независящим от Стивена причинам. Скорее, вина состоит в том, что Стивен приступил к своему делу без должного почтения. Выпив перед операцией, он проявил неуважение к самому хирургическому делу, неблагоговейно отнесся к тайне жизни.
Таким образом, своим поступком он идет против объективного закона, т.е. против воли бога, и как бы устанавливает собственный закон, свою волю делает всеобщей волей. А что будет, если любой хирург станет действовать в соответствии с такой всеобщей волей, т.е. если позволит себе выпивать перед операцией? То, что и он сам может умереть на операционном столе, попав к выпившему хирургу.
Т.е. убивая по халатности другого, Стивен позволяет убить и себя (дети и жена могут считаться его частью). Поэтому следующая фраза Мартина совершенно логична:
Делая свою волю всеобщим законом, Стивен направляет ее против себя же самого. А тем самым, он сам устанавливает себе возмездие. И это возмездие восстанавливает нарушенное равновесие. Стивен поступил несправедливо, но применив тот же поступок к нему самому, справедливость восстанавливается.
В этом фильме важно то, что Мартин не является простым человеком, иначе бы он сам подчинялся всеобщему закону. И тогда его возмездие было бы простой местью, т.е. поступком обиженного человека.
«месть … имеет форму произвола, так как обиженная сторона действует, всегда повинуясь чувству или субъективной побудительной причине. Именно поэтому справедливость, осуществленная как месть, и является в свою очередь новой обидой, воспринимается только как единичный поступок и воспроизводится, таким образом, без примирения до бесконечности»
Но в том и дело, что Мартин не подчиняется всеобщему закону, а является самим воплощением этого закона. Мартин – это сам закон. Поэтому он не обижается на Стивена:
«Я не сержусь на него, мне жаль его» 55:30
И поэтому то, что делает Мартин — это не месть, а наказание. Это неизбежность возмездия, положенная самим законом.
Похожая притча
Если вы еще не смотрели фильм «Убийство священного оленя» советую вам сделать это до просмотра данного видео. Иначе вы рискуете упустить очень важное ощущение, которое создаёт у зрителя режиссер. Ощущение, которое большинство цивилизованных людей никогда не переживает.
Это ощущение встречи с иррациональным. С тем, что превосходит человека, что сильнее его. С тем, что непостижимо и необъяснимо. С тем, что однажды вторгается в тщательно выстроенный человеком уютный мирок и демонстрирует ему всю его беспомощность и ничтожность.
С тем, что называется судьбой.
Кто такой Мартин?
Вы наверняка уже знаете, что название фильма — «Убийство священного оленя» — задаёт параллель с греческим мифом о царе Агамемноне, который прогневал Артемиду, убив на охоте посвященного ей оленя. Эта параллель помогает понять, кем в фильме является Мартин; в мифе ему соответствует Артемида. Кроме этого, в фильме есть подсказка, которая говорит о том, кем является Мартин, прямым текстом:
«Откуда тебе знать, что я не Бог?» 28:31
Очевидно, что Мартин – это бог. Конечно, Бог не с большой буквы, не монотеистический, а один из низших богов.
Что понимали под богами древние греки? Не что иное, как идеальные общности, идеи.
Взять, к примеру, Артемиду, богиню охоты. Охота – это определённая сфера человеческой деятельности. Сфера, в которой человек определенным способом взаимодействует с природой: добывает себе пропитание, отбирая жизнь у других животных. Стало быть, это сфера со своими характерными природными и нравственными законами. Вступая в эту сферу, человек подчиняется законам, которые здесь царствуют. С одной стороны (с внешней), он зависит от происходящих здесь объективных процессов и событий. С другой стороны (с внутренней), он обязан следовать определенным моральным нормам.
Так вот, под богом или богиней понимается целостная общность данной сферы, идея, которая является совокупностью законов для всех подпадающих под нее единичностей.
Поскольку законы – это принципы, по которым в данной сфере протекают события, постольку говорится, что данный конкретный бог имеет власть над всем происходящим в подчиненной ему области. Или еще говорят, что данный бог покровительствует данной сфере действительности.
В контексте нашего фильма можно сказать максимально просто, бог – это закон, данный как живое существо, или как личность.
Исходя из этого можно предположить, что Мартин – это, напр., бог хирургии.
Судьба
Встреча Стивена с Мартином в кафе – это встреча человека со своей судьбой.
Через Мартина Стивен узнаёт суд судьбы о самом себе. Теперь он знает, что представляет собой его поступок с точки зрения объективной справедливости.
«Теперь он может сознательно принять этот суд и отдаться этой судьбе, признаваемой своей, но может и вступить с нею в спор, заявляя о своем суде над самим собой и совершая тем самым некое важное авторефлексивное движение. Этот прорыв в "новое" знание - прорыв к самопознанию, вольный или невольный отклик на сократовский призыв познать самого себя, заявка о достоинстве человека, личности, Я.»
Топоров В.Н. Судьба и случай
Стивену предъявлено обвинение в убийстве и два варианта искупления этой вины, но ни слова не говорится о необходимости признания своей вины.
Мартин не говорит Стивену о возможности раскаяния, потому что Мартин – это только закон: неизбежность того, что определенное действие вызывает определенное последствие. Как закон, он нелицеприятен и механичен: он просто действует, как природная необходимость.
Судьба обычно мыслится нами как нечто неизменное, потому что мы понимаем ее как совокупность внешних обстоятельств, которые нам не под силу изменить. Мы не догадываемся о том, что можем измениться внутренне, и в соответствии с этим изменится и наша судьба.
Но древнегреческие философы, ясно осознавая себя живущими в рамках высших законов, всё же пришли к пониманию того, что внутреннее изменение человека может изменить его судьбу.
Согласно Ямвлиху, «Власть судьбы распространяется только на вторую, низшую душу («носитель»), тогда как чистая душа может освободиться с помощью теургических действий» (Хлебников, Античная философская теология, 269).
Впрочем, такие мысли возникли уже на закате Античной Греции, в 4 веке, и не исключено, что на Ямвлиха повлияли христианские идеи.
Именно в христианстве за счет понимания Бога как любви происходит переосмысление закона и переосмысление судьбы. Любовь ставится выше закона, и Бог теперь ждёт милости, а не жертвы. А слепая судьба теперь понимается как воля Бога, ведущая человека к спасению.
Но герои фильма, хотя живут в культуре, построенной на христианских ценностях, не могут почерпнуть из нее необходимого знания (разве что Анна еще сохраняет в себе его проблески).
Стивен до последнего не признаёт свою вину. Он борется с судьбой во внешнем. Может быть, если бы он искренне раскаялся, это изменило бы приговор. И это было бы третьим вариантом из предложенных судьбой двух.
Понятно, что, если бы в фильме речь шла о маньяке, который ставит условия своим жертвам, то было бы неправомерно говорить о возможности третьего пути. Но в фильме речь идет о божестве, т.е. о чем-то в первую очередь внутреннем. Мартина вполне можно понимать и как олицетворение совести Стивена, тем более, что во многих учениях голос совести отождествляется с голосом Бога. А раз речь идет о внутреннем, то и изменять нужно не внешнее, а внутреннее.
Однако, Стивен не идет путем перемены ума. Он не переоценивает себя и свой поступок, а оценивает приговор и борется не с собой, а с фатумом.
Он ищет возможности избежать судьбы, но ищет не там; ищет снаружи, а не внутри.
Он ищет причину в теле Боба и отвергает вариант психосоматического расстройства, предложенный Анной. А ведь этот вариант – это тоже предложение поискать причину не в теле, а в душе. Он отрицает свою ошибку в операции/
Анна догадывается, что причина не во внешнем,
«мы в этой ситуации из-за тебя» 01:22:57
но она не может заставить Стивена измениться.
Позднее, Анна проявляет милосердие к Мартину и оказывает ему почести. 01:37:30
Но, судя по всему, Мартин не может ничего изменить, если не изменился Стивен. Скорее всего, Мартин даже не знает о том, что судьбу можно изменить, ведь боги тоже подчиняются судьбе.
Похожая притча
Если вам понравились более ранние работы режиссера, такие как «Клык» или «Лобстер», то вы точно захотите узнать, что происходило в «Убийстве» и что все это значит в итоге. Ниже мы поговорим именно об этом, а так же сделаем подробный анализ сюжета, смысла и концовки фильма.
Кто такой Священный олень
кадр из фильма «Убийство священного оленя»
Объяснение сюжета «Убийства священного оленя»
Главная сюжетная линия строится вокруг того, что незадолго до серьёзной операции на сердце Стивен напился, а потому совершил непоправимую ошибку в результате которой на его операционном столе умер пациент. Мы знаем, что так и было, потому что мы видим, как герой скрывает подробности того, как погиб отец Мартина (пациент) от свой жены Анны, говоря ей, что тот погиб в автокатастрофе. Стивен также совершенно не сожалеет об этом и винит в смерти пациента своего друга анестезиолога.
Мёрфи жалеет Мартина, сына пациента, а потому часто проводит с ним время. Их встречи, сначала редкие, к середине фильма становятся обычным событием. В скором времени герой приглашает Мартина к себе домой в надежде на то, что личная связь с его семьей поможет устранить возможные обиды.
Смысл фильма Убийства священного оленя
кадр из фильма «Убийство священного оленя»
Однажды у Боба отказывают ноги. Отец пытается лечить сына, но встреча с Мартином в фойе больницы все проясняет. Последний говорит такие слова:
Этот монолог и есть краткое изложение сути фильма. Вселенная автоматически уравновешивает один неправильный поступок другим. Мартин произносит эти строки так, будто он всего лишь напоминает о них Мёрфи, и что тот должен выйти из состояния отрицания и постараться принять подобное положение вещей без истерик.
Вскоре после этой беседы ноги отказывают и у Ким. Судя по спокойному поведению девушки, мы можем предположить, что она знает об ошибке отца. Она убеждена, что один человек из ее семьи должен расплатится за его промах. Ее увлечение Мартином заставляет ее эмоционально дистанцироваться от противоположных убеждений своей семьи.
Без дальнейшего лечения Ким и Боб возвращаются домой. Мёрфи похищает Мартина и избивает его, требуя, чтобы тот изменил ситуацию. Мы ясно видим, что отец семейства принял ситуацию, но вместо того, что бы искреннее раскаяться в содеянном, решил силой заставить Мартина прекратить все это. Тактика не срабатывает. Анна пытается задобрить парня вежливостью, но это тоже не работает. Ким предлагает ему сбежать с ней, но тот отказывается.
Почему доктор Мёрфи просто не покончил с собой?
кадр из фильма «Убийство священного оленя»
Этот вопрос волнует многих. В конце концов в монологе Мартина говорилось о том, что он просто не умрет, а не о том, что даже если он покончит с собой, все члены его семьи все равно умрут. Выход очевиден, Мёрфи должен был пожертвовать собой и положить конец страдания своих близких, но он даже не думает об этом. Вместо этого он ходит в школу своих детей, что бы спросить у директора какой ребенок «лучше». Он пытается логически рассчитать ценность каждого ребенка.
Старшая дочь Ким тоже не хочет умирать. Она подходит к Мартину, когда тот находится в подвале, чтобы убедить его вместе сбежать. Она уже решила, что умрет ее брат Боб. Она даже говорит об этом Бобу, прося у него его MP3-плеер после его смерти. Вскоре она понимает, что решение о том, кто все такие должен умереть принимает только её отец. Она в отчаянии сбегает из дома. Но когда её возвращают, мы можем видеть, как она изо всех сил старается, чтобы ее не выбрали в жертву.
Боб решает постричься, чтобы успокоить отца. Он извиняется настолько серьезно, насколько это возможно, и говорит, что ему следовало послушать отца насчет стрижки. После этого Боб ползет, чтобы полить растения. Он даже говорит, что хочет стать кардиологом, как его отец. Боб делает все возможное, чтобы его не выбрали на роль жертвы.
Объяснение концовки фильма Убийства священного оленя
кадр из фильма «Убийство священного оленя»
Мёрфи убивает Боба? Да. Мерфи связывает своих детей и Анну и усаживает на три стула, завязывая им глаза. Он разкручивается на месте и стреляет из пистолета, имитируя человеческую русскую рулетку. Первые две пули стреляют мимо, а третья попадает в Боба и убивает его.
Уравнение сбалансировано. Конечная сцена показывает, как оставшиеся члены семьи сидят в кафе и едят бургер с картофелем фри и кетчупом. Мартин тоже находится там. Каждый из них смотрит на него в знак признательности. Ким все еще, кажется, увлечена им. Вскоре семейство уходит, а Мартин остается.
Объяснение «Убийства священного оленя» от режиссера фильма Йоргоса Лантимоса:
Фильм представляет собой мир, в котором карма разыгрывается автоматически. Как будто есть внешний наблюдатель, который уравновешивает плохие поступки с наказаниями. Но я сразу скажу, что Мартин не обладает никакими сверхспособностями. Если бы это было так, он мог бы в первую очередь мог защитить своего отца от смерти или отомстить за него гораздо раньше.
«Убийство священного оленя»: смысл фильма
кадр из фильма «Убийство священного оленя»
«Убийство священного оленя» не исключение. Его герои живут в измененном мире, где карма является частью их существования. Персонажи, лишенные жизни, полностью зависят от мира, в котором они обитают. Учитывая ракурсы, упомянутые в фильме, кажется, что за всеми ними наблюдают вездесущие боги, такие же, как и в упомянутой ранее древнегреческой мифологии.
Кто или что такое Мартин? Есть ли у него силы?
кадр из фильма «Убийство священного оленя»
Священный олень и высшая справедливость
Сначала цитата из Мартина:
«Единственное, что мне понятно из этого всего, что это более-менее близко к справедливости».
Доктор Стивен Мерфи убил отца Мартина из-за грубой халатности. По идее, Мерфи должен быть привлечен к ответственности за свои деяния. Но Мерфи не признает свою вину. Он винит анестезиолога. Виноваты все, но не он.
Но почему новой кровью можно расплатиться за старую? С точки зрения религии, жертвы — способ полной выплаты долга. В европейском мире в жертву приносили голубей, овец, коз и даже людей. Авраам был готов принести в жертву Исаака.Кровь — цена греха. Смерть любого ребенка в обмен на смерть пациента на операционном столе.
Похожая притча
В российских кинотеатрах уже можно посмотреть противоречивую картину «Убийство священного оленя» режиссера Йоргоса Лантимоса. Название фильма уходит корнями в греческую мифологию. Но какие же мотивы, восходящие к эпохе классической античности, могут волновать режиссера современности?
Счастливый семьянин и успешный кардиохирург Стивен (актер Колин Фаррелл), общается с сыном своего бывшего пациента – шестнадцатилетним парнем Мартином (Барри Кеоган). Два года назад отец Мартина умер на операционном столе по ошибке Стивена. Наступило время расплаты…
Возвращаясь к названию фильма, уточню, режиссер делает отсылку к мифу «Ифигения в Авлиаде». Древнегреческий драматург Еврипид заложил в сюжет трагедии мысль о наказании Богами человека за грехи, повлекшие за собой беды окружающих. Но все же центральное место в мифе отдается помилованию, заслуживающее через жертвоприношение.
Автор фильма демонстрирует историю, в которой нет места покаянию героя, что впоследствии приведет к неминуемой трагедии. Наблюдательный зритель заметит, что сам постер к фильму символизирует человеческое бессилие перед разворачивающимися обстоятельствамив. В фильме происходят абсурдные события, где мы так и не можем понять причину внезапной болезни детей Стивена. Но и не нужно искать им объяснений: это своего рода возмездие за убийство отца Мартина.
Жуткая сцена расстрела врачом своего же сына, и без того умирающего из-за кровотечения глаз, многих зрителей оставит в состоянии внутреннего опустошения. Наверное, кто-то предложил бы в роли жертвы себя, нежели членов семьи. Но смысл наказания состоит именно в раскаянии, в полном осознании хирургом той боли, которую он доставил молодому парню, лишив жизни его отца.
Сценарий фильма получил приз на Каннском фестивале в 2017 году. Но драматизм сюжета усиливает музыкальное сопровождение, наводящее панику и тревогу на зрителя. Так и хочется спрятаться под кресло или уткнутся в плечо соседу от нагнетающего ужаса. Кстати, жанр фильма создатели указывают именно, как ужас, триллер. Так оно и есть. Ужас человеческой души, в которой царствуют гордыня и себялюбие. Ведь, может быть, автор нам показывает, что главный герой не убивает себя, потому что духовно он уже мертв?
На этот вопрос отвечают герои своим исполнением. Стивен и жена Анна (Николь Кидман) хладнокровны ко всем предлагаемым обстоятельствам. Герои бездейственны, они принимают правила игры карающего их молодого парня. Омерзительный образ Мартина, отождествляющего в себе дьявола, врезается в зрительскую память. А разве какой-нибудь безнравственный поступок не оставляет за собой следа?
Убийство священного оленя — что означает название фильма?
Название «Убийство священного оленя» сразу же вызывает ассоциации с мифами древней Греции. Существует легенда об Ифигении, которая появляется, когда греческий флот готовится к войне с Троей. Один из лидеров войска, Агамемнон случайно убивает оленя в священной роще Артемиды. Артемида наказывает Агамемнона — она останавливает ветер, и флот не может плыть к Трое. Однако прорицатель Кальхас сообщает Агамемнону, что задобрить Артемиду — реальная задача. Для этого надо лишь пожертвовать своей старшей дочерью Ифигенией. Что-то знакомое, не правда ли? Агамемнон сначала отказывается, но затем смягчается, поскольку на него давят другие командиры.
Итоги
Чем в итоге заканчивается эта история? Если мы ожидали от героя какой-то метаморфозы, то – ничем. Никакого внутреннего перерождения главного героя не происходит. Его жизнь и жизнь его семьи остаётся в рамках закона: жертва принесена, справедливость восстановлена. Ему даже не потребовалось просить прощения. Они начали свою жизнь с чистого листа.
Впрочем, для древнего грека катарсис и не был связан с идеей какого-либо внутреннего перерождения. Он заключался скорее в созерцании того, как во всех ужасах жизни проявляют себя неизменные надмирные принципы. Так что, если намерением режиссера было поставить греческую трагедию, то это ему несомненно удалось.
Объяснение концовки
В конце фильма семья Мерфи отправляется в закусочную, чтобы поесть — они берут гамбургеры, картофель фри и очень много кетчупа. Появляется Мартин — бог, который судит за убийство священных оленей. Стивен и Мартин смотрят друг на друга. Ким с интересом смотрит на Мартина, забыв о гибели своего брата и даже не задумываясь о том, чтобы измениться.
Доктор Мерфи и его семья не раскаялись. Они совершили похищение, жестоко обращались с подростком и даже убили своего сына. Америка продолжает безоглядно хозяйничать в мире, пытаясь сохранить свое место на вершине пирамиды — вот что хотел сказать своим фильмом грек Йоргос Лантимос.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: Три билборда на границе Эббинга, Миссури — разбор, обсуждение и объяснение концовки
И кто же такой Мартин из фильма, как не Артемида? Даже в именах есть определенное сходство. Википедия описывает Артемиду, как почитательницу оленей и кипарисов. Артемида — богиня охоты, дочь Зевса и Лето. В этой истории Мартин играет роль бога, наказывающего невежественного и нераскающегося преступника. Вообще, история Ифигении напоминает легенду об Аврааме и Исааке. Это история долга, потери и искупления. Это история правосудия.
Непокорный человек — это Америка
Мерфи жил богато — у него отличный дом и дорогие автомобили. Но если Стивен Мерфи — это Америка, то в чем она виновата? Какого оленя она убила? Что если безумная концентрация на эгоизме и потреблении и есть халатность Мерфи, повлекшая за собой убийство отца Мартина? Вместо того, чтобы извиниться и просить прощения, доктор слепо выполняет инструкцию и убивает одного из своих детей. Это фильм — обвинение.
Читайте также: