Притча о злых виноградарях проповедь

Обновлено: 22.11.2024

В нынешний воскресный день положено Церковью читать из Евангелия притчу о некотором домовладыке, насадившем виноградник, и о виноградарях, которым поручил домовладыка свой виноградник. Виноградник был устроен великолепно, со всеми принадлежностями, с давильней, на прекрасной земле, обнесенной оградой. Но виноградари оказались крайне лукавыми и злыми. Они не только не давали хозяину плодов в урочное время, но еще и били посылаемых хозяином слуг, или совсем убивали и камнями побивали, и наконец, убили и единственного сына хозяина.

Похожая притча

Сказал Господь такую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

Вся эта притча – рассказ об отвержении Самого Господа Иисуса Христа. Виноградник в ней – вначале избранный Богом народ Израилев. Как говорит пророк Исаия: виноградник Господень – народ Израилев ( Ис. 5, 7 ). Хозяин виноградника – Бог, виноградари – религиозные вожди народа, слуги, которые приходят, чтобы собрать плоды – посланные Богом пророки. И, наконец, Сын – Христос Мессия, Он послан как последний посланник в мир.

В притче нет другого объяснения Его смерти, кроме того, что виноградари убили Его, потому что знали, что Он наследник, что Он – Сын Божий. Не потому что не знали, а потому что знали. «Придем и убьем Его, – говорят они, – и наследство будет наше». Какое простое решение всех проблем, существующих в роде человеческом, когда он отворачивается от Бога! От Каина до Каиафы, от Каиафы до убийц нашей святой Царской Семьи и до последнего убийцы, который будет на земле. Вынуть камень, всего один, из строения жизни – и не заботиться ни о чем. Все теперь принадлежит нам, и мы поступаем так, как мы хотим. Как просто и ясно показана в этой притче история и судьба Израиля и всего человечества!

Обратим внимание на то, как милостив Господь по отношению к тем, кому Он вверяет Свой виноградник. Господь дает его делателям и оставляет их одних. Он не стоит над ними, как надсмотрщик. Он доверяет им то дело, которое они призваны осуществить на земле. И мы видим еще, с каким непостижимым терпением снова и снова, несмотря на все страшные грехи и преступления, Господь дает им возможность ответить на Его доверие, на Его любовь. Однако это не означает, что праведного суда Божия не существует. Все кончается тем, что Господь, как мы слышали, предает смерти злых делателей, забирает виноградник у них и передает его другим.

Со времени пришествия Христова новый виноградник Божий распространяется по всей земле. Весь человеческий род включается в этот виноградник. И этот новый виноградник – Церковь Христова с апостолами, мучениками, святителями, исповедниками, преподобными, благочестивыми царями и царицами – теми, кто достойно трудится в Господнем винограднике. Это «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел», как говорит нам слово Божие ( 1 Пет. 2, 9 ). «Якоже красный плод спасительного сеяния», приносят Господу добрые виноградари свой труд, и будут приносить Ему до скончания века.

Однако эта притча Господня – о злых виноградарях. И она касается не одного только Ветхого Завета. Вся Церковь наша – виноградник Господень. Каждая душа человеческая, говорят святые отцы, это своего рода виноградник. И подобно тому, как хозяин винограда в притче не получил ни одной кисти виноградной, точно также Бог очень часто не получает духовных плодов от многих людей, которых Он любит. Что за опустошение над нашей землей прошло в недавние годы? Сам диавол иссушил почти весь виноградник. И Господь предупреждает, что будет горшее. Сын Человеческий, говорит Он, придя, найдет ли хоть одну виноградину на земле?

Кто же будет виновен в этом более всего? Мы знаем, что князь мира сего, все более утверждающий свою власть в этом мире, зная, что ему мало осталось времени, все более неистовствует, все более утверждает свое господство, «тайну беззакония», о которой говорит апостол Павел в Послании к Солунянам ( 2 Фес. 2, 7). Но она действует не только во внешнем мире – говорят святые отцы – она касается и самой Церкви, потому что, в конце концов, «человек беззакония», как говорит апостол, придет и в храме Божием сядет, выдавая себя за Бога (2 Фес. 2, 4 ).

Совершенно понятно, что более всего противостоять «тайне беззакония» должны те, кто поставлен Господом трудиться над возделыванием душ человеческих; те, кто ответственен перед Богом за духовное состояние народа. А в чем же будет их вина? Как смогут эти люди дойти до отвержения Самого Бога? Вот притча о злых виноградарях показывает, сколь ужасным может быть возрастание во зле. Чем больше Господь проявляет милосердие по отношению к делателям виноградника, тем более они утверждаются в своем зле.

Мы видели ряд явлений неправедного суда злых виноградарей, пока они не доходят до убийства Сына Хозяина виноградника. Все начинается с утраты чувства реальности, утраты страха Божия. Каждый человек, живущий духовной жизнью, может знать, что можно потерять страх Божий, потерять благодать. Что можно с небрежением относиться к святыне. Слово Божие говорит: «Проклят всяк, творящий дело Божие с небрежением» ( Иер. 48, 10 ). А если человек проклят, значит, лишен благодати. Значит, он подчиняется князю мира сего, силам зла. Он становится на тот самый путь, по которому шли злые виноградари.

Чтобы понять нашу ответственность, в особенности ответственность тех, кому вручен виноградник Божий, мы должны увидеть, что все подробности притчи имеют значение. С самого начала притчи говорится, что Господь дал делателям для служения ограду, башню и точило.

Точило в винограднике – место, где получают сок и вино. Согласно изъяснениям святых отцов, это тайна обетованного Мессии, истинного Спасителя рода человеческого, в ожидании Которого жили все в Ветхом Завете – и в чаянии Второго Пришествия Которого живем мы. «Жаждай да грядет ко Мне и да пиет» ( Ин. 7, 37 ), говорит Господь, обращаясь к таким людям. Башня, говорят святые отцы, означает древний Иерусалимский храм – предтечу Церкви Христовой, где совершались прообразовательные жертвоприношения. И также она – все храмы самой Христовой Церкви. Но она, кроме того – наблюдательная башня, с которой наблюдали и должны наблюдать всегда за приближением врагов, в особенности, когда наступает время созревания плодов. Это назначение башни лучше всего, наверное, помогает нам понять, как совершается постепенно «тайна беззакония» в Церкви. Ведь и ограда, которой был обнесен виноградник, существует для тех же самых целей. Ограда – то, что отделяет виноградник от невозделанной земли и то, что должно защищать виноградник от воров, от диких зверей. Неогороженный виноградник открыт для разорения. Если ограда где-то оказывается разрушенной – тот, кому не все равно, что делается с виноградником, постарается немедленно восстановить ее. И в духовной жизни существует ограда. Как говорят святые отцы, это заповеди Божии. Прежде всего, оградительный древний закон: не убивай, не воруй, не блуди. Эти запреты не утесняют свободу человека, как мы знаем, но защищают человека, ограждают его, хранят его свободу. Без этой ограды человеческая жизнь станет подобной винограднику, который могут вытоптать и пожрать стада диких свиней. Есть и другие ограды в винограднике Господнем. Это таинства Церкви, Тайны Христовы, перед которыми мы молимся: «Не бо врагом Твоим тайну повем». Это догматы и каноны, и все установления церковные, которые должны храниться от всякого злого поползновения на них.

Когда не будет у делателей виноградника заботы об ограде, тогда придет его запустение и гибель. Пусть не думает кто-нибудь, что он простой мирянин и какой с него спрос. Если ты принял дар Духа Святаго, ты тоже делатель, какое бы место ты ни занимал в Церкви. И пусть не скажет кто-нибудь, что он заботится только о своем личном благочестии и остальное его не касается. Что значит твое благочестие, если тебя не заботит, что весь виноградник гибнет у нас на глазах? Нам всем дал Господь виноградник и снабдил его всем необходимым, чтобы мы достойно исполняли свой главный труд. Мы все облечены доверием Божиим, и все свободны отнестись к этому дару так, как нам заблагорассудится.

Однако и для нас всех приближается день, когда мы должны будем предстать пред Господом с отчетом, что мы сделали с тем, что Он нам вручил. Все мы должны будем дать ответ на последнем и Страшном Суде Господу об этом. И выбор, перед которым мы стоим, как показывает Крест Христов, оказывается предельным. В этом мире, лежащем во зле, существуют зло и смерть. Когда зло раскрывается до предела, человек становится либо мучеником, либо убийцей. До такого предела дойдет жизнь, что иного выбора не будет дано никому.

В притче ясно показано, что Христос знает, что ждет Его впереди и каким путем должна идти Его Церковь. Он сознательно восходит к смерти, чтобы отдать Себя за спасение всех, чтобы стать краеугольным камнем, на котором строится жизнь и без которого, чему теперь, казалось бы, должно стать свидетелем все человечество, рушится все. Отвержение и смерть ожидают Господа и Церковь Его, но это все для того, чтобы изнести милость, и суд, и победу для любящих Его.

Похожая притча

С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры!

В сегодняшний день мы с вами слышали притчу нашего Спасителя, которую Он рассказал в Великий Вторник, за три дня до Своего распятия.

Что это значит? Что оставили книжники и фарисеи, которые были лицемерами? Самое главное — суд, милость и веру. Но в приложении к нашей жизни это что?

Фарисеи допускали несправедливости на суде, они готовы ради денег были что угодно сказать, оклеветать человека для своей собственной выгоды.

Какое отношение это имеет к нам? К тому винограднику, который возделываем мы? Наверное, каждый из нас без труда ответит на вопрос, в каком смысле мы оставили суд, оставили милость и оставили веру. Но если подводить под общий знаменатель, в каком смысле мы все это оставили, то в очень простом: конечно, это тот плод виноградника или нашего естества, того дара жизни, который нам дал Господь.

Да, много людей бывает в храме. Но внимательно посмотрим, зачем они приходят к Господу, что они ищут в Церкви?

И оказывается, что притча о злых виноградарях — это самая что ни на есть притча о каждом из нас, о нашей забывчивости, о нашей лени, о нашем безразличии ко всему тому, что дарует нам Господь.

Притча о злых виноградарях есть притча-обличение. Но в то же время это и притча-пророчество. Заканчивается она словами Спасителя: «Что сделает с такими виноградарями Господин, когда придет?» И отвечает: «Он их зле погубит и отдаст виноградник тем возделывателям, которые будут приносить плоды в свое время» (Мф., 21: 33-41).

Но, как говорят в народе, Бог в мелочах и дьявол в мелочах. И не зная мелочей, мы, по сути дела, делаем не что иное, как благими намерениями выстилаем себе дорогу в ад. Как бы нам, увлекшись нашим, своим, собственно придуманным христианством, не отвергнуть истинное Православие и не отвергнуть истинного Христа, не отвергнуть тот Камень, о Котором мы в конце концов (отвергнув) потом пожалеем.

Похожая притча


Во имя Отца, и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем евангельском отрывке была прочитана притча о злых виноградарях.

При толковании этой притчи важно указать время ее произнесение – это страстная седмица. То есть Господь Иисус Христос произнес данное поучение в последние дни Своей земной жизни. И смысл притчи приобретает особую специфику с учетом этого.

Итак, притча гласит: «Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился» (Мф. 21, 33).

Сам образ виноградника имеет символическое значение в священной истории Израиля. Псалмопевец восклицает: «Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы, и посадил ее» (Пс. 79:9). Великий пророк Исайя прямо называется Израиль виноградником Божьим: «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев» (Ис.5:7).

Таким образом, используя образ виноградника Христос своим слушателям сразу же дает понять значение этого образа. Стало быть, слушателям этой притчи вполне ясно было, что виноградник — это Израиль, а хозяин и устроитель виноградника — это Сам Бог.

Святитель Иоанн Златоуст, объясняя притчу, говорит, что под всеми трудами, сделанными хозяином для виноградника «обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню» (Мф. 21.33) следует понимать дарование евреям Закона, и строительство ветхозаветного храма. Отлучившись же, хозяин виноградника поручает уход за ним виноградарям.

Прежде всего, следует отметить, что отсутствие хозяина виноградника не нужно понимать как отсутствие Бога или Его попечения. Уже блаженный Иероним протестует против такого мнения и говорит: «Дело идет не о перемене места, ибо Бог, Которым все наполнено, может ли где-нибудь не присутствовать? Но Он кажется удаляющимся от виноградника, чтобы виноделам предоставить полную свободу в делании».

У виноградарей полная свобода в действиях, которую предоставил им хозяин. Что скрывается под этим образом? Разумеется, что если под хозяином виноградника мы видим Бога, под виноградником – иудейский народ, то под виноградарями явно узнаются учителя народна Израилевна; священники, книжники и фарисеи.

Как раз им дана свобода действия в вверенном им винограднике. Почему так? Потому что, человек, его натура, его отношение, его ответственность или, наоборот, безответственность в полноте раскрываются тогда, когда ему дает свободу действия. Опыт жизни есть главное доказательство этого утверждения. Все мы знает, что человек проверятся именно тогда, когда свободен, а еще более, когда эта свобода сопровождается полномочиями и властью. Бог позволяет учителям Израилевым действовать беспрепятственно по той причине, что в конечно итоге все они должны в полной мере раскрыться и показать, что они есть на самом деле. Такова мудрость Божия, и таков великий дар свободы.

Ухаживание за виноградом очень сложный процесс, требующий большого внимания и мастерства. И сам образ ухаживания за божьим виноградником приоткрывает тайну спасения. Бог Всемогущий. Словом Его сотворены небо и земля, по слову его сразу же творятся чудеса. Но в деле спасения все по-иному. Спасение – это грандиозный труд. Бог как любящий родитель или заботливый виноградарь взращивает человека к принятию спасения. Любовь и забота родителей всегда проявляется в скрупулезном, медленном, наполненном любви воспитании. Вставание к ребенку по ночам, трепливое его обучение даже тогда, когда ребёнок неприлежен в учебе, мудрость и долготерпение в отношении к ребенку в сложном подростковом возрасте – все это характеризует любящих отца и мать. Данный образ поможет нам наравне с иными евангельскими и святоотеческими образами понять насколько Бог – отец и педагог в нашем спасении. Неспешный, внимательный, любящий и терпеливый.

Как и в воспитании ребенка, так и в взращивании прихотливого винограда, всегда есть помощники: воспитатели, учителя, тренера, репетиторы и прочие наставники. Само собой разумеется, что от этих помощников ожидается полная ответственность и благочестие. Но, увы, так бывает не всегда. Вот и этой притче, Бог-виноградарь поручает свое наследие Израиль-виноградник виноградарям-помощникам. Но предоставленные сами себе эти помощники раскрываются как злые натуры.

Виноградник посажен и устроен. Приближается время сбора урожая, и хозяин виноградника хочет собрать плоды. Для этого посылает своих иных служителей к виноградарям, но те не просто не дают созревший виноград – они бьют и выгоняют присланных. Что произошло? Виноградари узурпировали имущества хозяина, присвоили его себе. Вообразили, что они не смотрители и управляющие, а сами хозяева. Очень ярки и понятный образ дан в этой причти. Учителя Израилевны – узурпаторы. И как все узурпаторы они, что называется, временщики. Делают что хотят, не за что и не перед кем не несут ответа. У них один закон – они сами.

Такое поведение злых виноградарей и их бунтарство против законного хозяина виноградника делает их сродными с иным узурпатором – князем мира сего, сатаной. Диавол тоже узурпатор, воображающий, что он властелин мира. Однако, по учению святых отцов, диавол не в коей мере не принадлежит земля и все, что сотворено Богом. Диавол лишь желает похищать принадлежащие Господу. И все же до некоторый поры есть множество людей принявших сатанинское учение и покоряющейся диаволу. Вот эти самые принявшие заветы диавола образуют как бы некий мир, князем которого диавол является. Учителя Израилевы, которых мы узнаем под образом злых виноградарей, не просто узурпаторы наследия Божьего, они принимают и разделяют некое сатанинское мировоззрение, которое делает их ненавистниками Бога и Его Сына. Сам Господь Иисус Христос, обличая своих врагов, желающих погубить Его, прямо говорит им: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин.8:44).

Все Писание Ветхого Завета – это повествование о постоянном отпадении иудейского народа от Закона Божьего. И тогда Господь посылал пророков, которые открывали волю Божию и призывали к покаянию. Ветхозаветные пророки всё время взывали: Израиль! Покайся, иначе будет крушение!

И что делают с пророками – этими слугами Божьими правители и учителя Израилевы? Притча дает ответ: «иного прибили, иного убили, а иного побили камнями» (Мф. 21:34).

Но Господь посылает ещё большее количество слуг, т.е. ещё большее количество пророков. Эти пророки всё время говорят евреям о необходимости покаяться и жить по Закону Божьему, но их всё ровно отвергают и убивают. И в конечном итоге Господь посылает Сына Своего Единородного, в надежде, что злые виноградари его постыдятся. Бог-Отец делает абсолютно все, чтобы призвать к покаянию злых виноградарей – вплоть до того, что посылает своего сына.

Смысл этого выражения мы поймем, если учтем существовавшую на Востоке традицию особые важные дела, в том числе миссии, поручать наследнику, сыну. Как бы повышается статус посланника и тем самым иллюстрируется важность и решительность Пославшего.

Убить статусного посланника – радикальная мера, обозначающая полный разрыв и войну. В притче использован образ сына-посланника для подчеркивания: терпение достигло предела, и все возможные границы нарушены.

Однако злые виноградари уже ничего не боятся и потому решаются на убийство. Писание передает их настрой такими строками: «это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его» (Мф. 21.37).

Злодеи рассчитывают, что после такого сам хозяин виноградника уже никогда не будет никого прислать, да и сам не пожелает более заниматься виноградником. А значит воры смогут уже абсолютно беспрепятственно и долго владеть тем, что они присвоили.

Сама притча одновременно является пророчеством о том, что Сын Божий Иисус Христос будет убит злыми виноградарями, т.е. теми, кто поставлен пасти народ Израилев - книжниками, учителями народными, фарисеями, священниками. Господь этой притчей не просто обличает фарисеев и книжников, но и предрекает Свою скорую смерть на кресте за стенами святого город Иерусалима (ср. Евр.13: 12).
Сам Господь Иисус Христос в завершении этой притчи, спрашивает, что же сделает хозяин с этими злодеями, когда придёт (Мф. 21. 40), а слушатели отвечают: «Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф. 21. 41).

Здесь указание на грядущую судьбу Израиля: благодать Божия будет отнята от еврейского народа и будет передана народам, которые уверовали во Христа. В Новом Завете открывается новый Израиль, новый избранный народ. Это все верующие в Господа Иисуса Христа и принадлежащие святой соборной и апостольской Церкви. Это новый Богоизбранный народ, на котором пребывает Божия благодать, отнятяа от древних иудеев за то, что они не просто не исполняли заповеди Божии, а не приняли Христа и в конечном итоге убили Его.

Дальше Господь говорит: «Неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?» (Мф. 21, 42). Под камнем конечно же Он подразумевает Самого Себя. Апостол Пётр в своём соборном послании прямо говорит, что камень, которого отвергли и который положен во главу угла это и есть Христос (1 Пет. 2, 6-8). Вера во Христа есть камень и основание для благочестивой жизни. Евреи отвергли Христа, но благочестие в мире существует с тех времён благодаря тому, что Иисус Христос есть камень, основание спасения нашего. И никто, говорит святой апостол Павел, «не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор.3:11). Одни, подобно злым виноградарям, отвергают этот камень спасения и погибают. Другие же – принимают и строят на Нем (ср. 1 Кор. 3 гл), ибо Господь и Спаситель наш Иисус Христос есть основание, дверь, путь, начало и конец, смысл и цель жизни человека, Ему же слава во веки веков! Аминь!

Читайте также: