Притча о трех деревьях
Обновлено: 21.12.2024
Притчу о зерне горчичном мы встречаем у трёх евангелистов: Матфея (18: 31–32), Марка (4: 30–32) и Луки (13: 19–19). Вот как ее передаёт евангелист Матфей:
«Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём, которое, хотя меньше всех семян, когда вырастает, бывает больше всех злаков и становится большим деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» ( Мф. 13: 31–32 ).
В этой притче нужно понимать, что Христос сравнивает Царство Небесное не с ничтожным по размеру зерном горчичным (у евреев того времени была поговорка: «Мал, как горчичное семечко»), а с конечным процессом его вырастания, когда оно превращается в большое густое дерево, в ветвях которого укрываются стаи птиц. Птицы – метафора, означающая народ Божий, который будет укрываться (спасаться) в имеющей быть основанной Церкви Христовой. На вид мертвое, ничтожно малое горчичное зерно, по слову притчи, «меньше всех семян» – символ тайны воскресения из мертвых. Обо всём этом мы скажем подробнее несколько позже.
Иисус Христос сказал притчу о зерне горчичном сразу после притчи о плевелах. Это не случайно, ибо они взаимосвязаны. В притче о сеятеле сказано, что три части всех посеянных семян погибают, а всходит (спасается) только четвертая часть; притча о плевелах поясняет, что даже этой четвертой части посеянного угрожает большая опасность от плевел. Слушая эти притчи, ученики могли прийти в уныние от такого малого числа людей, которым может быть открыт путь к спасению. Потому Господь и предлагает им притчи о горчичном зерне и закваске. Зерно это, будучи меньше всех семян, когда всходит, делается больше всех злаков и становится большим деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. То же самое будет и с христианской проповедью. Хотя ученики Христовы, по человеческому разумению, были бессильны, но сокрытая в них сила была велика, и проповедь евангельская распространилась по всей вселенной.
Блаженный Иероним пишет об этом так: «Евангельская проповедь меньшее из всех учений. В самом начале оно кажется неправдоподобным: оно проповедует человека и Бога, Бога умирающего, и соблазн креста. Сравни это учение с догматами философов, с их книгами, блистательным красноречием, со сложением их речей, – пишет Иероним, – и увидишь, как семя Евангелия меньше всех этих семян. Но то (учение философов – В.П.), при своем начале, проникая глубоко, не животворит, напротив того, оно слабеет, истощается и, подобно злакам, иссыхает. Благовестие же с виду малое, будучи посеяно в душе верующего или целом мире, укореняется подобно сильному дереву».
Царство Божие, Царство Христа на земле, или Церковь Христова, сначала совсем малое, едва приметное, как горчичное зерно, разрослось. Церковь Христова всегда современна и вмещает в себя множество народов, подобно тому, как в ветвях горчичного дерева укрываются стаи птиц.
В таких жарких странах, как Иудея, горчичное дерево достигает громадных размеров. Оно сильно отличается от горчичных растений в других странах мира, достигающих только роста обычного куста. Под его ветвями может проехать человек на коне; его сучьями топят большие печи; на его ветвях садятся огромные стаи птиц, и ветви его не ломаются даже под тяжестью человека. Семена горчичного дерева считались целебными, и потому само растение было широко известно.
Христос Сам есть и горчичное семя и сеятель. В Нем одном, как в самом семени, заключалась первоначально вся Церковь Его, и от Него она распространилась по всей вселенной. Христос – единый, вечный Глава Церкви; без Него Церкви не было бы. Христос же есть и сеятель, добровольно предавший Себя на смерть и через эту смерть даровавший жизнь Своей Церкви – всем верующим в Него. Он Сам говорит о Себе: «Если пшеничное зерно, падши на землю, не умрет, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода» ( Ин.12: 24 ).
Действительно, Христос был малым зерном в глазах людей. Родился Он в отдаленной, в политическом отношении незначительной стране Иудейской; тридцать лет жил в безвестном Назарете, в презираемой Галилее, в доме плотника; Своим учением привлёк к Себе немногих учеников из простых рыбаков и мытарей и, наконец, предав Себя в руки врагов, умер на кресте позорной смертью. Но вот Он воскрес, вознесся к Отцу, и Его Церковь распространилась по всей земле, подобно великому дереву. На Нем сбылось древнее пророчество Иезекииля: «И возьму Я с вершины высокого кедра, и посажу; с верхних побегов его оторву нежную отрасль и посажу на высокой и величественной горе. На высокой горе Израилевой посажу его, и пустит ветви, и принесёт плод, и сделается величественным кедром, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его» ( Иез. 17:22–23 ).
Итак, от Христа, как от горчичного семени, распространилась на весь мир через горсточки неученых апостолов Его Святая Церковь. Тот же процесс происходит и с душой человека, откликнувшегося на евангельское учение: благодать Божия, действующая вначале едва заметно для человека, при его, человека, старании охватывает постепенно всю его душу, совершенствуя ее и делая «храмом Божиим». Действие евангельского учения уподобляет горчичному зерну, и св. Климент Александрийский говорит: «Оно огорчает душу с пользою для нас». То есть заповеди Христовы представляются для нашего привязанного к греху сердца, сначала горькими, неприятными, но, когда мы решимся исполнять их, они становятся целительными и спасительными, ибо они обновляют и преображают наши сердца.
Преп. Исаия пишет: «. Прилично нам подражать свойствам сего семени. Когда Писание называет его самым меньшим из всех семян, то этим показывает, что мы должны возлюбить смиренномудрие, считая себя ниже всякого, и иметь кротость и долготерпение. Его красный (румяный) цвет означает стыдливость и целомудрие, чтобы мы не допускали в плоти нашей ничего порочного. Его острая сила знаменует ненависть к страстям и суетам мира. А что сила его не иначе обнаруживается, как когда оно будет истолчено и истёрто, этим доказывается, что добродетель не принесёт никакой пользы, если в возделывании ее не понесём труда и скорби. Итак, по образу этого семени будем рассматривать себя: подобны ли мы ему смирением сердца, кротостью души, горячностью любви?»
Горчичное семя производит теплоту. Так и благодатное слово Божие, воспринятое сердцем, согревает его. Такую благодатную теплоту ощущали в себе два ученика Христа, Лука и Клеопа, на пути в Еммаус, с удивлением сказавшие: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге?» ( Лк. 24: 32 ). Горчица производит позыв на пищу, а слово Божие возбуждает в душе алкание по Небесному Хлебу, жажду спасения и оправдания во Христе Спасителе.
Еще полнее и яснее Господь говорит об этом спасительном действии Его учения на наше сердце в совсем коротенькой притче о закваске.
Похожая притча
Первое дерево сказало: «Когда-нибудь я хотело бы стать ящиком для сокровищ. Меня заполнили бы золотом, серебром и драгоценными камнями. Меня украсили бы резьбой, и каждый бы видел мою красоту».
Второе дерево сказало: «Я хотело бы стать мощным кораблем. Я перевозило бы царей и цариц по волнам во все уголки земли. Все чувствовали бы себя в безопасности из-за моей прочности».
Третье дерево сказало: «Я хотело бы вырасти и стать самым мощным и высоким деревом в лесу. Люди бы видели меня на вершине холма, любовались бы моими ветвями и думали бы о Боге и о том, как близко я к Нему. Я стало бы самым великим деревом всех времен и народов, и люди всегда бы помнили меня».
Через несколько лет их молитв за свои мечты пришли лесорубы. Один подошел к первому дереву и сказал: «Это прочное дерево, наверное, я смогу продать его плотнику», и начал его рубить. Дерево было счастливо, потому что плотник мог сделать из него ящик для сокровищ!
У второго дерева лесоруб сказал: «Это прочное дерево, я смогу продать его строителям кораблей». Второе дерево обрадовалось, потому что оно было на пути к осуществлению своей мечты.
Когда лесорубы подошли к третьему дереву, оно испугалось, потому что если его срубили бы, то мечта бы не сбылась. Один из лесорубов сказал: «Мне не нужно какое-то особенное дерево, я возьму это» и срубил его.
Плотники сделали из первого дерева кормушку для скота. Его поставили в хлев и наполнили сеном. Это было совсем не то, за что оно молилось! Из второго дерева сделали маленькую рыбацкую лодку. Его мечты стать мощным судном и перевозить царей разрушились. Из третьего дерева сделали заготовку и оставили ее лежать в темноте.
Прошли годы, и деревья забыли про свои мечты. И однажды в хлев пришли мужчина и женщина. Она родила младенца, и его положили в сено в кормушке для скота, сделанной из первого дерева. Мужчина хотел бы, чтобы для ребенка была детская кроватка, но получилось то, что получилось. И вдруг дерево поняло всю важность этого рождения и то, что в нем лежит самое большое сокровище всех времен и народов. Через несколько лет группа людей плыла в рыбацкой лодке, сделанной из второго дерева. Один из них устал и уснул. Пока они плыли, начался сильный шторм, такой, что дерево уже не думало, что лодка достаточно прочная, чтобы все были в безопасности. Тогда люди разбудили спящего, он встал и сказал: «Успокойся!», и шторм перестал. И тут дерево осознало, что оно в своей лодке перевозило Царя царей!
И однажды кто-то пришел к третьему дереву. Его несли по улицам, и люди плевали в того, кто его нес. Когда они остановились, человека прибили к дереву и подняли вверх, чтобы он умер на вершине холма. Когда наступило воскресенье, дерево поняло, что оно стояло на вершине холма и было к Богу так близко, как это было возможно, потому что Иисус был распят на нем.
Смысл этой истории в том, что когда все идет не так, как ты хочешь, помни, что у Бога есть план для тебя. Если ты доверяешь ему, он даст тебе драгоценные дары. Каждое дерево получило то, что оно просило, но совсем не так, как они себе это представляли. Мы не всегда знаем, какие планы у Бога для нас. Мы всего лишь знаем, что Его пути – не наши пути, но Его пути – всегда лучшие пути!
Похожая притча
Первый садовник вставал поздно, кое-как закидывал семена в твердую, как камень, почву, и уходил гулять. Ленивый он был человек, поэтому сад его был чахлым и запущенным. Кусты росли только самые неприхотливые, деревья не плодоносили, а цветы и вовсе не вырастали.
Путники обходили стороной его сад, а если кто-то и заходил, то особо не церемонился: ходил по клумбам, плевал на дорожки, ломал кусты. И садовник его не останавливал - ему самому была безразлична судьба его сада.
И сад его больше напоминал нечто среднее между помойкой и пустыней. Безрадостное зрелище.
Второй садовник нежно ухаживал за своим садом. Применял самые современные методы полива и удобрения, любовно пестовал каждый цветок. Вот только забор вокруг сада поставить не потрудился, все свои силы отдавал заботам о растениях.
И все прохожие заходили в этот сад, рвали его цветы, выращенные с таким трудом. Обрывали груши и яблоки, топтали клубнику и тут же валились спать на мягких грядках. А поутру уходили, даже не поблагодарив за ночлег и пищу.
И сад его был похож на разоренный праздник, да таким он и был по сути.
А третий садовник окружил свой сад красивым забором. А потом стал сажать деревья, кусты и цветы и любовно ухаживать за ними. Он вскапывал землю, выкладывал дорожки, уничтожал вредителей. А на ночь всегда вешал на ворота сада крепкий замок.
Люди издалека замечали его сад, и все хотели зайти туда и полюбоваться на прекрасные растения. И наш садовник радушно приглашал к себе гостей.
Только он следил, чтобы гости аккуратно ходили по дорожкам. Он угощал их плодами и ягодами и проводил экскурсии по своему саду. И никому не приходило в голову наступить на грядку или сорвать яблоко.
Все гости очень бережно относились к этому саду, видя, как любит его хозяин и как ухаживает за ним. А если кто-то относился к саду с неуважением, хозяин больше не приглашал этого человека к себе в гости.
И этот сад был по-настоящему роскошным и цветущим. И путники чаще всего останавливались в нем и хотели задержаться как можно дольше.
У каждого из нас есть свой сад. Это наша жизнь. И каждый сам решает, какие растения он посадит и как будет за ними ухаживать. Кого он будет пускать в свой сад и что позволять там делать.
Каждый сам решает, будет его жизнь райским садом, проходным двором или выжженной пустыней.
А какой вы садовник?
Подписывайтесь на Душевную помощь и ухаживайте за своим садом.
Похожая притча
Как-то ночью мимо него шел вор. Издалека дерево показалось ему злобным жандармом, который его стережет и вот-вот поймает и посадит в тюрьму.
Потом мимо дерева ехали мама и маленький мальчик. Мальчик очень боялся колдунов, а дерево как раз ему напомнило такого персонажа. Он начал плакать и просить маму его защитить.
Шел мимо влюбленный юноша. В полумраке дерево было похоже на статный силуэт его возлюбленной. Парень еще больше стал мечтать о встрече с ней.
А дерево просто стояло. Все, что оно про себя знало: «Я – это дерево». Ему было невдомек, какие страсти и переживания оно вызвало у всех этих людей.
Вот так многие люди не пытаются присмотреться к сути, к фактам. Они видят ровно то, что хотят увидеть. Порой, из ничего создают себе проблемы, и сами же их решают.
Читайте также: