Притча о сучке и бревне

Обновлено: 28.04.2024

Это могло произойти либо из-за того, что с Вашего адреса идут некорректные обращения к сайту, либо по ошибке. Чтобы восстановить доступ к сайту, свяжитесь пожалуйста с нами через эту форму и укажите там свой ip-адрес: 178.186.77.42

Свт. Иоанн Златоуст

И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь

См. Толкование на Мф.7:1

Евфимий Зигабен

Что же видиши сучец, иже во оце брата твоего, бервна же, еже есть во оце твоем, не чуеши

Сучком указал на весьма малую погрешность, а бревном – на весьма большую, потому что бревно – весьма длинная колода. Этим желает сказать: каким образом ты усматриваешь в душе брата своего незначительный грех, а в своей и весьма тяжкого не замечаешь? Всякий лучше знает свои, чем чужие, и лучше видит большие, чем меньшие.

Похожая притча

Продолжая пояснять Свою мысль о том, что люди не должны судить в смысле осуждать, изобличать своих ближних, Иисус Христос сказал: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь» ( Матф.7:3 ). Как нужно понимать эти слова?

При толковании этого стиха многие пояснители (экзегеты), сталкивались с трудностями в пояснении и давали порой взаимоисключающие толкования. Первая трудность при толковании этого стиха была связана с переводом слова «сучок». В немецком переводе Библии Лютер перевел это слово так, что оно стало многосмысловым словом и стало означать занозу, спичку, осколок. В английском переводе Библии это слово обозначает атом, маленькую частичку или спичку. В латинском переводе Библии, Вульгате, а также в русском Синодальном переводе это слово обозначает сучок.

Возможно неточности перевода этого слова и вызвали противоречивые толкования 3-го стиха. Так например Святой Феофилакт пишет: «Господь показывает, что тот, кто много грешит, не может хорошо видеть греха брата своего, потому что каким образом сможет увидеть прегрешение другого, легко уязвленного, тот кто сам имеет бревно в глазу?» Вопреки утверждению Феофилакта о том, что «тот кто много грешит, не может хорошо видеть греха брата своего», Иисус Христос говорит о том, что критикующие люди хорошо видят аллегорически представленные в виде сучка даже малые грехи брата своего. А свои большие грехи (представленные в виде бревна) не замечают.

Европейский экзегет Толюк, поясняя 3-й стих, говорит, что «собственная греховность лишает человека правильного духовного взгляда, чтобы судить о нравственных преступлениях других». Но вопреки этому утверждению о том, что «греховность лишает человека правильного духовного взгляда чтобы судить. », в словах Иисуса Христа говорится о человеке, который несмотря на свою греховность, активно судит ближнего за его даже незначительный грех.

Экзегет Цан так пояснил 3-й стих: «Маленькое постороннее тело затрудняет зрение, а большое делает его невозможным». В своем пояснении Цан воспринимает слова Спасителя буквально, в то время когда в разбираемой фразе используется иносказание и посредством сучка и бревна говорится не о постороннем теле, которое «затрудняет зрение», а о степени греховности критикующего человека, имеющего большой грех (с бревно величиной) и о его ближнем (брате), имеющем незначительный грех (величиной с сучок). А также говорится о том, что изобличитель чужого незначительного греха не только имеет ничем не затрудненное зрение, но и любит критиковать ближнего с малым грехом. Хотя при этом сам изобличитель отягощен значительными грехами.

Находились экзегеты, которые недоумевали по поводу того, что «если в глазу брата моего соринка, причиняющая ему боль, а у меня в глазу гораздо большее тело, бревно, то последнее мне не только должно причинять боль, но ещё и совершенно загораживать от меня какие бы то ни было чужие соринки или грехи. Что соринка может попасть в глаз брата, это случается часто и потому вполне понятно. Но каким образом может попасть и находиться в глазу целое бревно» («Толковая Библия» под редакцией А.П. Лопухина, издание журнала «Странник» 1911, том 9, стр. 144).

Очевидно, что в этих словах не учитывается того, что в 3-м стихе говорится о нравственных отношениях людей, и при помощи аллегорического сравнения в виде сучка и бревна показывается степень греховности изобличителя и изобличенного. Эта мысль подтверждается например тем аргументом, что о боли в глазу, вызванной присутствием соринки или бревна загораживающих зрение, в словах Спасителя ничего не говорится, подразумевая морально-нравственные категории, в силу которых обличитель хорошо видит чужие недостатки и не замечает свои. А.П. Лопухин так поясняет это место: «В глазу всегда отражаются разные внешние предметы как в зеркале, что может видеть всякий, кто близко смотрит в глаз своего брата. Он может видеть отражающийся за роговой и другими оболочками в глазу другого, предметы. Понятно, что такие отражающиеся предметы не производят и не могут производить никакой боли и нисколько не препятствуют видеть в моем глазу. В моем глазу может отражаться целое бревно а в глазу брата сучок. Я не вижу бревна, а сучок вижу» («Толковая Библия» под редакцией А.П. Лопухина, указанное издание, том 9, стр.145).

Однако такое толкование противоречит 4-му и 5-му стиху, в которых говорится не об отраженном бревне и сучке, а об иносказательных образах бревна и сучка, которые нужно вынуть из глаз. При толковании 3-го стиха нужно учитывать более точный перевод слова «смотришь» обозначающего:

Таким образом слово «смотришь» применяется в значении видишь, обращаешь внимание «на сучок в глазе брата твоего». Заметив в виде сучка недостаток, размышляешь, изобличаешь этот недостаток. При анализе 3-го стиха нужно не забывать также и то, что разбираемые слова являются продолжением и пояснением мысли о том, что люди, не судящие своих ближних, не будут судимы. Потому что судить людей могут только праведники. Об этом и говорит Иисус Христос в разбираемой фразе, указывая на то, что перед тем как судить брата своего, человек сам должен быть безгрешным. Эту мысль Иисус Христос в разбираемой фразе высказал аллегорически.

Недостатки, которые критикует человек у брата (то есть ближнего) своего Иисус Христос представил в виде сучка. Человек, связанный со столярным или плотницким делом, знает, что сучок в доске считается недостатком. Потому что сучок может выпасть из доски, оставив дырку, а также способствует возникновению трещин. Поэтому в столярно-плотницком деле выше ценятся доски без сучков, а сучковатые доски считаются второсортными.

Итак, сучок в словах Иисуса Христа представлен как символ недостатков. Под братом в разбираемых словах подразумевается ближний, то есть люди, которые окружают человека. Обращая внимание на человека, который критикует ближнего (брата твоего) и который заметил в глазе брата сучок (недостаток), Иисус Христос указывает на то, что критикующий человек сам заслуживает критики. Так как этот человек сам имеет огромное количество недостатков. Эти недостатки Иисус Христос также представил аллегорически в виде бревна, сказав « а бревна в твоем глазе не чувствуешь».

В разбираемых словах бревно сравнивается с сучком для того, чтобы показать по объему и внешнему виду насколько сучок меньше бревна. Под сучком подразумеваются недостатки и изъяны, которые критикующий человек заметил у брата своего. И таких изъянов мало. Они представлены иносказательно в виде небольшого сучка. Под бревном подразумеваются недостатки, свойственные критикующему человеку. Таких недостатков много. Аллегорически эти недостатки представлены в виде огромного бревна, которое по своей массе многократно превосходит сучок.

Разбираемыми словами Иисус Христос указывает на то, что обличитель способен к осуждению даже малого греха, когда сам имеет значительно больше грехов. Спаситель осуждает человека, который любит и стремится критиковать и изобличать в ближних их грехи.

С точки зрения христианства, суд (то есть злословие и злорадство) над грехами ближних является недостойным поступком. Потому что истинный христианин должен проявлять милосердие к ближнему, не осуждать, а исправлять терпением и любовью. Если Господь судит человека за все его поступки и всю его жизнь, имея полное право на суд, то государственные суды и люди, дающие частные осуждения, имеют частное право на суд, выражающееся в осуждении не всей жизни, а только отдельных поступков человека. Не имея полного права судить, люди между собой должны жить мирно, не деля себя на праведников и грешников и не гордясь друг перед другом показной святостью, потому что Господь посылает солнце и дождь грешникам и праведникам. «Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Матф. 5,45 ).

Истинный христианин не должен со злорадством и высокомерием изобличать грехи ближнего своего, подчеркивая свое показное доброчестие, и греховность ближнего, потому что Иисус Христос принял муки крестные и пришел для спасения всех людей на свете, как грешников так и праведников. Поэтому изобличитель греха в разбираемых словах Спасителя повинен не только в грехах, которые присутствуют в его глазу и представлены аллегорически в виде бревна, но сверх того повинен в грехе высокомерия и гордыни, таких греховных чувств которые подбивают его на критику и изобличительство чужих грехов и позволяют не видеть грехи собственные.

Суровый и непримиримый изобличитель чужих грехов поступает не как истинный христианин, а как фарисей. Потому что именно фарисеям был свойственен дух критиканства и изобличения недостатков ближних. Именно фарисеи, заслонившись от Бога многочисленными обрядами и усложненной системой богослужения, обьявляли себя людьми, единственно правильно понимающими учение Божье, приписывали себе право пояснять Божье учение и часто поясняли его так, как это было выгодно им, вопреки истине. Одержимые высокомерием, они выставляли напоказ свое мнимое благочестие и считали себя вправе разоблачать чужие грехи и осуждать других людей, не замечая грехи и ошибки собственные.

Темная сущность этих последствий проявляется в том, что в душе человека, который любит критиковать и изобличать, нет любви, сочувствия и сострадания к ближнему. А это значит, что в такой душе закостенелого изобличителя нет Духа Христова. А отсутствие любви к ближнему это главная черта не христианской души, в которой не стало светлого присутствия Христова. «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? ( 1Иоан.4:20 ).

Поддавшись греховному желанию язвительно изобличать и желчно критиковать, для того чтобы потешить свое самолюбие и гордыню, человек-изобличитель начинает приобретать и другие отрицательные черты характера, позволяя своей душе катиться в бездну зла. Утеряв силу Божественной любви к ближнему, человек постепенно и незаметно для себя отходит от Бога и своими злыми поступками начинает служить злу, отстраняясь от Господа всё дальше и дальше.

Таким образом разбираемые слова Иисуса Христа применительны к человеку, который увлекшись язвительной критикой и злословием, катится вниз по наклонной плоскости к своему духовному падению и взращивает в своей душе любовь к злословию, вместо сострадания к ближнему. Злословие и язвительное изобличение грехов ближних имеет губительные последствия и потому, что осуждение и оголтелая критика толкают заблудшего ближнего, которого гневно критикуют, в ещё большую тьму греха. Оглушенный язвительными насмешками и разоблачениями, заблудший ближний не способен вникнуть в свои ошибки и разобраться в своих грехах. Наоборот такой человек способен замкнуться в себе и озлобиться. Потому что оголтелая критика и ругань его грехов причиняет грешнику душевные страдания и переживания и не способствует тому, чтобы он разобрался в своих ошибках.

Поэтому истинные христиане ставят своей целью не осуждать, а спасти, разъяснить и наставить на путь истинный заблудшего человека. Не обругать и насмеяться, а протянуть руку помощи и оказать заботу о ближнем. В этом проявляется позиция христианина. Более того истинный христианин ради исправления и спасения ближнего может пойти даже на самопожертвование. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Иоан.15:13 ). Христиане так поступают потому, что знают о том, что никто никогда на свете не был спасен и перевоспитан укорами и осуждением и не был выведен из заблуждений злословием и язвительной критикой и высокомерным порицанием. Потому что, обидясь на злословие, люди концентрируют свое внимание на своей обиде, уходят от логических рассуждений и не стремятся понять своих грехов и ошибок. А высокомерные разоблачители также удаляются от Христа, попадая в сети греха, потому что начинают любить зло и служить ему.

Согласно учению Христову, только кротостью и смирением, всепобеждающей любовью и состраданием к ближнему можно добиться исправления ошибок и улучшения нравственной природы человека. Могучее влияние светлых истин Христовых при их изложении не нуждается в укорах и злословии. Потому что только любовь к ближнему и терпение в исполнении заповедей Божьих способны преобразить грешника в образ, подобный прекрасному лику Христову и улучшить человеческую духовно-нравственную природу.

Похожая притча

Это могло произойти либо из-за того, что с Вашего адреса идут некорректные обращения к сайту, либо по ошибке. Чтобы восстановить доступ к сайту, свяжитесь пожалуйста с нами через эту форму и укажите там свой ip-адрес: 178.186.77.42

Прп. Исидор Пелусиот

Что же видиши сучец, иже во оце брата твоего, бервна же, иже есть во оце твоем, не чуеши

Это общий, кажется, недуг - быть не только слепым для собственных своих грехопадений и зорким для проступков ближнего, себе самим отыскивать принужденные оправдания, для других же быть строгими и неумолимыми судиями, те, кто действительно освободился от самолюбия и держится той мысли, что брать верх должна справедливость, греша, произносят и себе самим тот же приговор, какой произнесли бы и ближним. Лучше же сказать, они исправляют себя покаянием, зная, что неисправимый достоин гибели. Сему-то строгому испытанию подвергая нас, Христос сказал: что же видиши сучец, иже во оце брата твоего, бревна же, иже есть во оце твоем, не чуеши? Не надлежит быть строгим судиею других тому, кто невнимателен к собственным своим недостаткам.

Троицкие листки

Ст. 3-4 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно

Прав. Иоанн Кронштадский

Что же видиши сучец, иже во оце брата твоего, бервна же, иже есть во оце твоем, не чуеши

Видел и слышал я людей, которые с лукавством и злорадством рассказывают о некоторых темных пятнах в жизни и деятельности великих и даже святых людей и из-за этих темных, мнимых или истинных, пятен порицают всю жизнь человека, называя его лицемером и едва не богоотступником. Они представят вам и факты, только эти факты так же темны и сомнительны, как темна их подозрительная, лукавая душа, которая из чужого пятна, из чужого греха, чужой слабости хочет извлечь для себя мнимое оправдание для своих порочных дел. Но не оправдают они себя, а большее навлекут осуждение на себя за то, что видят сучец во оце брата своего и осуждают его, бервна же (поистине бревна) во оце своем не чуют. Ты говоришь: в этом святом отце или в этом благочестивом человеке есть такие и такие-то грехи. Что же? — Он человек. Но никто из людей не безгрешен. Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас ( 1Ин. 1:8 ) . Но разве ты без греха? Если же нет, что же ты бросаешь в брата камень осуждения? Если бы я стал разбирать твою жизнь по слову Божию, то я собственными твоими словами осудил бы тебя в бесчисленных и тяжких грехах: и в гордости, и в кичении, и в неверии, в любодеянии и в прелюбодеянии, и в кривотолковании слова Божия и заповедей Божиих, и в холодности к своей вере, и мало ли в чем! Я нашел бы, что, может быть, всё тело твое темно, потому что сердечное око твое лукаво. Ох! Как мне это противно — диавольское злорадство о грехе ближнего, это адское усилие доказать его истинную или мнимую его слабость. И люди, так поступающие, еще смеют говорить, что они уважают и всеми силами стараются исполнять закон о любви к Богу и ближнему! Какая же тут любовь к ближнему, когда даже в великих и святых людях намеренно хотят видеть и отыскивать темные пятна: за один грех чернят всю его жизнь и не хотят покрыть греха ближнего, если он действительно есть. Забыли они, что любовь… все покрывает ( 1Кор. 13:4 , 7) (толк о Филарете). Как много делают зла эти нравственные черви себе и другим! Они подрывают во многих законное уважение к известной особе, затемняют для них свет ее и отвлекают от подражания ей, и смущают душу их помыслами осуждения и себе вредят тем, что принимают от диавола яд осуждения ближнего. Брат! Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его ( Рим. 14:4 ) .

Похожая притча

Ст. 3-5 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего », а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего

И хорошо сказано: Лицемер! Ведь осуждать пороки есть дело честных и доброжелательных людей. Когда это делают злые, они, как лицемеры, играют чужие роли, скрывая под маской свою суть, и изображают с помощью маски то, чем не являются. Таким образом, под именем лицемеров тебе следует понимать притворщиков. И особенно остерегаться того назойливого рода притворщиков, которые с ненавистью и завистью предпринимают обличение всех пороков и желают при этом казаться дающими советы. Потому следует благочестиво и осмотрительно бдить, чтобы, когда необходимость будет вынуждать нас осуждать или упрекать кого-то, мы сперва рассуждали, является ли порок таким, которого мы никогда не имели или от которого мы уже избавились. И если мы никогда не имели его, то должны помышлять, что мы - люди и могли бы иметь. А если имели и избавились, то следует вспомнить об общей немощи, чтобы этому осуждению или упреку предшествовала не ненависть, а милосердие, и чтобы это послужило к исправлению или обращению того, ради которого мы делаем это (ведь результат неясен), но мы были бы спокойны благодаря честности нашего взгляда. Если же, поразмыслив, мы обнаружим, что сами пребываем в том же пороке, что и тот, кого собирались осудить, то да не осудим и не упрекнем, но станем горько плакать и призывать не его к повиновению нам, но к обоюдной решимости [избавиться от этого порока]!

Свт. Лука Крымский

И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь

См. Толкование на Мф. 7:1

Лопухин А.П.

И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь

( Лк. 6:41 ) . При толковании этого стиха многое зависит от того, что понимать под словом κάρφος, соринку ли, попавшую в глаз, или действительно древесный сучек, хотя бы и маленький. Слово, конечно, имеет и то, и другое значение (Вульгат. festuca — сучок; нем. пер. Лютера: Splitter, заноза, спичка, осколок; англ, mote — атом, маленькая частичка, спичка). По всей вероятности неточные слова, поставленные в немецком и английском переводах, были причиною того, что западные экзегеты, по-видимому, почти совсем не понимают этого текста и их рассуждения представляются иногда даже странными.

Впрочем, этот упрек может относиться не к ним одним, но и к некоторым древним толкователям. Напр., Феофилакт пишет: “Господь показывает, что тот, кто много грешит, не может хорошо видеть греха брата своего (δείκνυσι δε ό κύριος, ότι ουδέ δύναται ίδεΐν καλώς το του αδελφού άμάρωημα ό μεγάλα άμαρτάνων); потому что каким образом сможет увидеть прегрешение другого, легко уязвленного, тот, кто сам имеет бревно в глазу?” Но об этом ли говорит Спаситель? Кажется, что Он как раз выражается наоборот, что грех брата мы обыкновенно хорошо видим, а своего собственного большого греха не замечаем. Объяснения западных экзегетов еще более неудовлетворительны, чем объяснение Феофилакта. Так, Толюк говорит, что “собственная греховность лишает человека правильного духовного взгляда, чтобы судить о нравственных преступлениях других”. Цан утверждает, что попавшее в глаз “маленькое постороннее тело затрудняет зрение, а большое делает его невозможным”. Соринка или бревно суть, следовательно, образы малых и больших нравственных недостатков и мешают нам правильно познавать предметы и обходиться с ними. Поэтому Цан считает непонятным, чтобы тот, у кого большой недостаток (как бревно), замечал неважный недостаток у другого, и думает, что “в области телесной жизни” это даже и “невозможно.” Хотя так и бывает на “нравственной почве”, однако все это представляется столь “неестественным”, что на вопрос, почему так именно поступает лицо, к которому Спаситель обращается с речью (τι δε βλέπεις), “не мыслим” никакой удовлетворительный, оправдывающий его деяние ответ.

По поводу этого толкования следует сказать, что действительно, если в глазу брата моего соринка, причиняющая ему боль, а у меня в глазу гораздо большее тело, целое бревно, то последнее мне не только должно причинять боль, но еще и совершенно загораживает от меня какие бы то ни было чужие соринки, или грехи. Что соринка может попасть в глаз брата, — это случается часто и потому вполне понятно. Но каким образом может попасть и находиться в моем глазу целое бревно? В комментариях мы нигде не нашли нужного объяснения. Если скажут, что все это — только образы для обозначения нравственных отношений, то на это можно ответить, что образы должны же сколько-нибудь соответствовать природе и действительности, иначе они окажутся слишком грубыми, неестественными и преувеличенными, что вполне и признают разные толкователи. Мы, с своей стороны, думаем, что под κάρφος 3-го стиха следует разуметь не “соринку” и не “соломинку”, причиняющую боль (об этой боли ничего Спаситель не говорит), а целый действительный “сучок,” festuca, как в русском, славянском и Вульгате, и что этот сучок вовсе не причиняет никакой боли. В глазу всегда отражаются разные внешние предметы, как в зеркале, что может видеть (βλέπειν) всякий, кто близко смотрит в глаз своего брата. Он может видеть отражающиеся за роговой и другими оболочками в глазу другого, в зрачке, предметы (διαβλέπειν — с. 5). Понятно, что такие отражавшиеся предметы не производят и не могут производить никакой боли, и нисколько не препятствуют видеть. В моем глазу может отражаться целое бревно, а в глазу брата — сучок. Я не вижу бревна, а сучок вижу. При таком толковании удовлетворительно объясняется и другое выражение: κατανοειν. Спаситель не говорит: ты не чувствуешь боли от бревна, или ты не видишь его, а собственно не думаешь, не размышляешь о том, что отражается у тебя в твоем собственном глазу (значение κατανοειν только в виде исключения — переходное = просто размышлять, обыкновенное же переходное, направлять внимание на что-нибудь, рассматривать, замечать, примечать — Кремер).

Следовательно, образы, употребленные Спасителем, представляются вполне естественными и отвечающими действительности. Правда, против предлагаемого нами толкования можно возразить, что ему, по-видимому, противоречат выражения следующих 4 и 5 стихов. Об этом мы скажем в своем месте; теперь же заметим, что связь ст. 3-го с предыдущим понятна. В 3 стихе Спаситель объясняет, почему мы не должны судить других, — потому, что судить значит вглядываться в глаза брата, замечать его недостатки, и не обращать внимания на свои собственные. А между тем последние — больше грехов брата. Мысль та же, какая выражена в притче ( Мф. 18:23-35 ) . К сказанному прибавим, что подобная же мысль встречается в Талмуде в нескольких местах (см. Эдершейм, Жизнь и время Иисуса Мессии, т. 1 с. 678 и след.).

Свт. Афанасий Великий

Ст. 3-5 Чтоже видиши сучец, иже во оце брата твоего, бервна же, еже есть во оце твоем, не чуеши? Или како речеши брату твоему: остави, да изму сучец из очесе твоего? Лицемере, изми первее бервно из очесе твоего, и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего

Если у самого тебя в оке бревно непотребства; то можешь ли, будучи слепым, предостеречь брата своего от сучьца малого греха? Богомудрый Павел, пиша к римлянам, о таковых лицемерах, приемлющих на себя вид благочестия, говорит: научая убо иного, себе ли не учиши? проповедая не красти, крадеши? глаголяй не прелюбы творити, прелюбы твориши? гнушаяся идол, святая крадеши? Иже в законе хвалишися, преступлением закона Бога бесчествуеши ( Рим. 2:21-23 ) ; и еще: имже бо судом судиши друга, себе осуждаеши: таяжде бо твориши судяй ( Рим. 2:1 ) . Так, преступившие закон Пасхи преступлением сего закона бесчестят Христа, Господа Пасхи. Посему, кто осуждает за что-либо другого, а сам делает то-же, тот осуждает себя самого. Так и два старца, судившие Сусанну как прелюбодейцу, сами по закону Моисееву осуждены как прелюбодеи. И Фараону возмерено тою-же мерою, какою он мерял. Поскольку ввергал он в реку младенцев, то и сам погиб, потонув в Чермном море. И архиереи, убившие Захарию у жертвенника, сами при жертвеннике побиты римлянами, в научение тебе, что, какою мерою кто меряет, такою и ему возмерится. И имиже кто согрешает, сими и мучится ( Прем. 11:17 ) .

Блж. Феофилакт Болгарский

И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь

См. Толкование на Мф. 7:2

Еп. Михаил (Лузин)

И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь

Сучок в глазе брата

Речь иносказательная; спица, или κάρφος небольшая острая часть какого-либо де­рева, растения, ость колоса или травы, это — символ какого-либо незначительного нравственного недостат­ка в образе действий или поведении ближнего.

Бревно

Это образ больших нравственных недо­статков в собственном нашем поведении. Смысл из­речения тот, что мы более склонны примечать незна­чительные недостатки в ближних, чем сознавать бо­льшие недостатки собственные.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 3-5 Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего»; а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего

Здесь говорится о тех людях, которые, хотя сами являются повинными в смертном грехе, но братьям не спускают меньших грехов, [как бы] процеживая [В ( Мф. 23:24 ) : оцеживающие] комара и поглощая верблюда ( Мф. 23:24 ) . Итак, по справедливости и они за свою притворную праведность, - как и выше мы сказали, - называются лицемерами, которые сквозь бревно глаза своего усматривают сучок в глазе брата своего.

Читайте также: