Притча о субботе евангелие

Обновлено: 22.11.2024

Случилось как-то Иисусу вместе с учениками проходить засеянными полями. И ученики его, почувствовав голод, стали срывать колосья и есть. А когда фарисеи увидели это, то сказали ему: «Вот ученики твои делают то, что законы наши запрещают делать в субботу».

Иисус же в ответ рассказал им о том, что сделал сам царь Давид, когда захотел есть. Вошел Давид в храм Божий и взял хлеба жертвенные, которые нельзя было есть никому, а только священникам. «Или не читали вы, — спросил Иисус, — что священники в храме нарушают закон о субботе, оставаясь при этом невиновными? Но Я говорю, что здесь есть Тот, Кто больше храма, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы». И сказав это, вошел Он в их синагогу и увидел там человека, у которого была сухая рука. Тогда фарисеи, желая найти возможность обвинить Его, спросили, можно ли исцелять в субботу. И вот что ответил им Иисус: «Найдутся ли среди вас такие, кто, имея в хозяйстве овцу, не возьмет ее и не вытащит из ямы, если она упадет туда в субботу? Неужели же человек хуже овцы? Истинно говорю вам: можно и в субботу творить добро». И сказал Иисус тому человеку, чтобы протянул тот руку, и этот человек протянул, и стала она здорова, как другая его рука. Фарисеи же, выйдя из синагоги, стали совещаться о том, как бы им погубить Его. Но Иисус, узнав об этом, удалился оттуда, и за ним последовало множество народа, и Он исцелил их всех.

Но фарисеи, услышав, что Иисус изгоняет бесов, стали утверждать, что Он делает это силой сатаны. Иисус же, узнав про эти обвинения, сказал: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. А если сатана изгоняет сатану, то он разделился сам с собою, и как же тогда устоит его царство?» И еще спросил Иисус: «Может ли слепой водить слепого? Не упадут ли оба в яму?»

Попался один человек в руки разбойников, которые ограбили его, избили и ушли, оставив едва живым

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

б) Исцеление сухорукого в субботу.

б) Исцеление сухорукого в субботу. 3.1-6 — «И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. А им говорит: должно ли в субботу

ГЛАВА 9. Исцеление сына царедворца. Чудесный улов рыбы. Исцеление бесноватого. Исцеление тещи Симона-Петра. Иисус в Назарете. Исцеление расслабленного. Призвание мытаря Матфея

ГЛАВА 9. Исцеление сына царедворца. Чудесный улов рыбы. Исцеление бесноватого. Исцеление тещи Симона-Петра. Иисус в Назарете. Исцеление расслабленного. Призвание мытаря Матфея Галилеяне были на празднике пасхи и видели, как Иисус очистил храм от скота и торгующих им; они

9. Исцеление сухорукого в субботу и обличение фарисеев.

9. Исцеление сухорукого в субботу и обличение фарисеев. 9. И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их.(Мк. 3:1; Лк. 6:6). Первое впечатление от рассказа то, что непосредственно после беседы по поводу срывания учениками колосьев в субботу Спаситель отошел из того места, где

Исцеление в субботу человека с больной рукой

Исцеление в субботу человека с больной рукой (Мк. 3:1–6; Лк. 6:6-11)9 Уйдя оттуда, Иса зашёл в молитвенный дом иудеев. 10 Там был человек с иссохшей рукой. Недоброжелатели искали повод обвинить Ису и поэтому спросили Его:— Позволяет ли Закон исцелять в субботу?11 Иса сказал

Исцеление в субботу человека с больной рукой

Исцеление в субботу человека с больной рукой (Мат. 12:9-14; Лк. 6:6-11)1 Иса снова зашёл в молитвенный дом иудеев. Там был человек с иссохшей рукой. 2 Недоброжелатели Исы внимательно наблюдали за Ним, не будет ли Он исцелять этого человека в субботу, потому что искали повод обвинить

Исцеление в субботу человека с больной рукой

Исцеление в субботу человека с больной рукой (Мат. 12:9-14; Мк. 3:1–6)6 В другую субботу Иса зашёл в молитвенный дом иудеев и учил. Там был человек с иссохшей правой рукой. 7 Учители Таурата и блюстители Закона внимательно наблюдали за Ним, не будет ли Он исцелять в субботу, потому

Исцеление женщины в субботу

Исцеление женщины в субботу 10 В субботу Иса учил в одном из молитвенных домов. 11 Там была женщина, скорченная духом болезни. Она не могла выпрямиться вот уже восемнадцать лет. 12 Увидев её, Иса вызвал её вперёд и сказал:— Женщина! Ты свободна от своей болезни!13 Он возложил на

Исцеление бесноватого в синагоге в субботу Мк. 1, 21–28; Лк. 4, 31–37

Исцеление бесноватого в синагоге в субботу Мк. 1, 21–28; Лк. 4, 31–37 Живя в Капернауме, Господь в субботние дни посещал синагогу и учил жителей Капернаума. Слово Его действовало на умы и сердца слушателей сокрытою в нем животворною силою и возбуждало невольное удивление,

Исцеление скорченной в субботу Лк. 13, 10–21

Исцеление скорченной в субботу Лк. 13, 10–21 Чудо исцеления больной женщины, совершенное господом в синагоге в субботний день, показало еще раз, как сильны были предрассудки иудеев, слепо державшихся так называемых преданий старец (Мк. 7, 3). Фарисейская закваска (Мф. 16, 6)

Еще одно исцеление в субботу

Еще одно исцеление в субботу Однажды в субботу Иисус пришел в дом к одному из начальствующих фарисеев на обед. За Ним внимательно наблюдали. 2 Как вдруг перед Ним появился человек, больной водянкой. 3 Обратившись к законникам и фарисеям, Иисус спросил: «В субботу

Глава III. Исцеление сухорукого в субботу (1—6). Общее изображение деятельности Иисуса Христа (7—12). Избрание 12-ти учеников (13—19). Ответ Иисуса Христа на обвинение Его в том, что Он изгоняет бесов силою сатаны (20—30). Истинные родственники Иисуса Христа (31—85)

Глава III. Исцеление сухорукого в субботу (1—6). Общее изображение деятельности Иисуса Христа (7—12). Избрание 12-ти учеников (13—19). Ответ Иисуса Христа на обвинение Его в том, что Он изгоняет бесов силою сатаны (20—30). Истинные родственники Иисуса Христа (31—85) 1 Об исцелении

Глава 5 1. Исцеление расслабленного при Вифезде в субботу

Глава 5 1. Исцеление расслабленного при Вифезде в субботу 1. После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. После сего — т.е. после событий (. . множ. число. Ср. . . — един. число в 12-м ст. 2-й главы), описанных Иоанном в 4-й гл.Был праздник иудейский. Что это за

23. Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, — на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?

23. Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, — на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу? Различие между тем нарушением закона, какое совершил Христос, и теми, какие дозволяют себе делать "иудеи", состоит не в том,

9. Исцеление сухорукого в субботу и обличение фарисеев

9. Исцеление сухорукого в субботу и обличение фарисеев 9. И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их. (Мк. 3:1; Лк. 6:6). Первое впечатление от рассказа то, что непосредственно после беседы по поводу срывания учениками колосьев в субботу Спаситель отошел из того места, где

Исцеление в субботу

Исцеление в субботу Случилось как-то Иисусу вместе с учениками проходить засеянными полями. И ученики его, почувствовав голод, стали срывать колосья и есть. А когда фарисеи увидели это, то сказали ему: «Вот ученики твои делают то, что законы наши запрещают делать в

Продолжение объяснения о значении субботы

Зная, с какой целью фарисеи предложили Ему этот вопрос, зная помышления их ( Лк. 6, 8 ), и желая объяснить им, что не грешно делать добрые дела в субботу, Иисус приказывает сухорукому стать посреди синагоги, чтобы все могли видеть его, и обезоруживает фарисеев вопросом: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? (Л к. 6, 9). Они молчали, не успев подыскать фарисейского ответа на вопрос.

Они молчали и тем как бы показывали, что не понимают вопроса. Тогда Христос выражает Свою мысль в самой понятной для них форме. Они не знают, можно ли спасти человека в субботу; так пусть же корыстолюбие их подскажет им, можно ли спасти в субботу погибающее животное, принадлежащее им? Поэтому Иисус и спрашивает, кто из них не вытащит в субботу свою овцу, попавшую в яму? Они молчат, но сознают, что такого между ними не найдется.

А если так, если овцу можно вытащить в субботу из ямы, то ведь человек же лучше овцы! Возможно ли не спасти его в субботу? Итак, вы понимаете, вы сознаете, что если добрые дела надо делать всегда, то, конечно, и в субботу можно делать добро.

Для того же, чтобы доказать им, что должно творить добро в субботу, Он тотчас же всенародно исцелил сухорукого одним словом Своим.

Казалось бы, и каменные сердца должны были расплавиться при таких словах и чудесах; но у фарисеев сердца были крепче камня. Они пришли в страшное негодование, которое Евангелист Лука называет бешенством. Да это и было бешенство их; такое состояние духа иначе нельзя назвать, как бешенством, потому что только бес, только злой дух мог поступать так, как они; то есть они могли поступать так только потому, что допустили злого духа овладеть их волей, их разумом.

Беснуясь, они вышли из синагоги и вступили в союз с иродианами, чтобы погубить Иисуса. Иродианами называли приверженцев Ирода Антипы. Фарисеи и иродиане ненавидели друг друга, и если соединились для преследования одной цели, то, конечно, лишь вследствие того, что фарисеи выставили Иисуса как опасного для власти Ирода проповедника.

Евангелист Марк говорит, что Иисус воззрел на них (то есть фарисеев и книжников) с гневом, скорбя об ожесточении сердец их. ( Мк. 3, 5 ).

Слова Евангелиста – с гневом – дают повод некоторым полагать, что Иисус разгневался на книжников и фарисеев. Но так ли это? В чем же выразился гнев Его? Евангелист говорит, что гнев Иисуса выразился лишь взглядом; но он же добавляет, что во взгляде этом видна была скорбь об ожесточении сердец фарисеев и книжников. А разве может быть гнев там, где скорбь? Чувства эти не уживаются вместе; они разного духа. Но как же объяснить в таком случае слова Евангелиста? Ведь мы же признаем и доказываем, что Евангелисты говорят правду? Нам кажется, что слова Евангелиста – воззрев на них с гневом – можно объяснить лишь тем впечатлением, какое произвело на учеников Иисуса выражение Его лица в то время. Мы имеем достоверные свидетельства о том, что Иисус всегда сохранял серьезное выражение лица, что Он никогда не смеялся, но часто плакал. При разговоре Иисуса с фарисеями и книжниками, ученики Его, конечно, пылали гневом против них; да и нельзя было обыкновенному человеку спокойно видеть их упорство. Вот почему они, сами гневно смотря на врагов своего Учителя и видя хотя скорбящее, но строгое лицо Иисуса, могли строгое выражение лица Его принять за гневное, думая по-человечески, что и Он не может не гневаться. Это – их впечатление, это – их предположение; но скорбь Иисуса и отсутствие каких-либо внешних проявлений Его гнева заставляют нас признать, что и в данном случае, как и всегда, Он был чужд этого осужденного Им чувства.

Из синагоги Иисус пошел к морю (Галилейскому); Его сопровождали ученики Его и множество народа, собравшегося не только из окрестных мест Галилеи, но и из Иудеи и Переи (находившейся на восток от Иордана), и даже из языческих стран: Тира, Сидона и Идумеи. В этой толпе было много больных; все они хотели исцелиться, все нетерпеливо спешили поближе подойти к Иисусу, обратить на себя Его внимание или просто хотя бы прикоснуться к Нему; многие из них бросались к ногам Его, теснили Его, и тем вынудили распорядиться, чтобы готова была лодка, в которую Он мог бы сесть, отплыть немного от берега и учить стоявший на берегу народ.

Пока подходил Иисус к морю, Он исцелил всех больных, находившихся в сопровождавшей Его толпе, и запретил им (то есть исцеленным) объявлять о Нем.

В этой кротости Иисуса, смирении Его и отсутствии в Нем тщеславия Евангелист Матфей видит подтверждение слов пророка Исайи, изображающего характер ожидаемого Мессии ( Ис. 42, 1–4 ): Се, Отрок Мой, Которого Я избрал.

И возвестит народам суд. Суд, в переводе с еврейского, означает правду; поэтому, выражение – возвестит народам суд – может означать: возвестит народам (всем народам, а не одним только евреям) правду, правду о Боге, о назначении людей и о вечной жизни их в Царстве Небесном, то есть возвестит ту правду, ту истину, которая теперь известна нам из Евангелия.

Никто не услышит на улицах голоса Его. Он не будет, подобно фарисеям, выступать со Своей проповедью на шумных улицах и городских площадях, Он не будет искать Себе славы, и голоса Его там не услышат.

Слова пророка: трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит – Иоанн Златоуст объясняет так: удобно было Христу переломить их всех (то есть врагов Своих) как трость, притом уже надломленную; удобно было Ему воспламенившийся гнев иудеев погасить, как лен курящийся; но Он не захотел этого и тем доказал Свою величайшую кротость (Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея. 40, 1 ).

Доколе не доставит суду победы. Таким смиренным и кротким образом действий. Он достигнет-таки того, что правда восторжествует, Он доставит правде победу, и на имя Его будут уповать все народы.

Потому-то Евангелист Лука и пояснил в своем повествовании, что это происходило в субботу, первую по втором дне Пасхи ( Лк. 6, 1 ).

Похожая притча

Очень многие наши современники-христиане отвечают на этот вопрос так: «Да, заповедь о субботе Он нарушал». А что об этом говорит нам Евангелие и Сам Иисус? Об этом мы кратко и поговорим сегодня.

Когда наш Спаситель вышел на общественное служение, вокруг Него собирались огромные толпы любопытных людей. Видя чудеса, которые совершал этот скромный Учитель, люди задавали себе вопрос: «Кто Он?» (Евангелие от Матфея 8,27)

«Многие из народа уверовали в Него и говорили: «Когда придёт Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели Сей сотворил?» (Евангелие от Иоанна 7,31)

«Многие из народа, услышав эти слова, говорили: «Он точно пророк!» Другие говорили: «Это Христос!»» (Евангелие от Иоанна 7,40-41)

«Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: «Долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты – Христос, скажи нам прямо!»» (Евангелие от Иоанна 10,24)

Как Вы знаете, друзья, хотя вокруг личности Сына Божьего во время Его общественного служения не утихали споры, к сожалению, многие современники Иисуса так и не увидели в Нём Спасителя мира. Почему? – Причин было много. Об одной из них нам сообщает Евангелие от Марка – «(Понтий Пилат) знал, что первосвященники предали Его из зависти». (Евангелие от Марка 15,10)

Для того, чтобы оправдать свою ненависть к Иисусу, священники всеми силами пытались доказать, что Он нарушает заповеди Нравственного Десятисловного Закона Божия, данного Богом на горе Синай.

«Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: «Воздай славу Богу! Мы знаем, что Человек Тот – грешник!» (Евангелие от Иоанна 9,24)

«Тогда некоторые из фарисеев говорили: «Не от Бога этот Человек, потому что не хранит субботы…» (Евангелие от Иоанна 9,16) - « А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи». (Евангелие от Иоанна 9,14)

Иудеи были уверены, что оказывать помощь больным – это прямое нарушение заповеди о субботнем покое! Иисус хорошо понимал, что любое исцеление больных в день субботний, непременно вызовет по отношению к Нему страшный гнев священников и фарисеев. Однако Он не только исцелял тех, кто нуждался в этом, но и делал это таким образом, чтобы Его действия имели всенародную огласку! Вызывая бурную реакцию людей, Иисус старался довести до сознания народа простую мысль – оказывать помощь больным в день субботний – не есть нарушение этой заповеди, но подобные действия полностью соответствуют воле Божьей, потому что Бог есть Любовь, и Он желает, чтобы все, кто имеет здоровье и силу – оказывали в день субботний всю необходимую помощь тем людям, которые болеют, страдают или оказываются в беде по причине какого-либо несчастного случая или катастрофы!

«И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?
Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?
Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно в субботы делать добро.
Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая». – (Евангелие от Матфея 12,10-13)

« Можно в субботы делать добро!» - простая и ясная мысль, правда?

Делать добро в субботу – это совсем не то же самое, что работать в этот день, как в другие – обычные дни трудовой недели!

Делать добро в субботу - в плане помощи больным и страдающим – не есть нарушение 4-ой заповеди Закона Божьего, но заниматься своими обычными делами – это, безусловно, является нарушением того, что заповедал нам Господь!

«Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота - Господу, Богу твоему! Не делай в этот день никакого дела…» (книга Второзаконие 5,13-14)

Среди некоторых христиан есть мнение, что для Бога нет разницы, какой именно день недели определит для себя человек, как день покоя. Но Библия не подтверждает такую точку зрения! Для Господа Бога очень важно, чтобы человек приходил на поклонение к Нему именно в тот день, который установил для этой цели не человек, но лично Он – Творец всего существующего! (Исход 31,12-17)

По замыслу Создателя именно евреи должны были стать тем народом, через который Господь Бог мог бы научить все другие народы мира, как нужно соблюдать Его Десятисловный Закон, в том числе и заповедь о субботе! Для этой цели, как Вы знаете, этот народ был выведен Богом из Египетского рабства около 3,5 тысяч лет тому назад под предводительством Моисея.

Вышедшие из рабства евреи плохо усваивали уроки, которые старался преподать им Бог. После того, как им было сказано не выходить в субботу собирать манну, некоторые из народа всё же вышли, но ничего не нашли. (книга Исход 16,27)

И тогда Господь Бог сказал Моисею: «Долго ли Вы будете уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих?» (книга Исход 16,28)

Для того, чтобы народ Божий чётко усвоил, что суббота – это особый день, установленный Богом для отдыха и поклонения Творцу, Бог на протяжении 40-ка лет из недели в неделю совершал одно и то же чудо – в течение 6-ти рабочих дней недели Он посылал людям манну, но в 7-ой день она не появлялась на поверхности земли!
Кроме того, та манна, которую люди собирали во все дни кроме пятницы, имела свойство портиться, если её остатки оставляли до следующего дня! Но двойная порция манны, которую народ собирал в пятницу, прекрасно сохранялась и в субботний день, и эту манну люди с радостью использовали в пищу! (книга Исход 16,19-27)

И ещё один момент – для того, чтобы люди могли заранее готовиться к субботе, день перед этим – пятница – был отмечен Богом, как день приготовления! (книга Исход 16,23)

После всех этих чудес и наставлений, трудно было спутать – какой именно день недели является субботой, правда?

Когда наш Спаситель вышел на общественное служение, Он сказал:

«Не думайте, что я пришёл нарушить закон или пророков! Не нарушить пришёл Я, но исполнить! (Евангелие от Матфея 5,17)

И Иисус подчеркнул, что Нравственный Закон Божий по замыслу Творца должен оставаться неизменным на протяжении всех последующих бесконечных веков! – «Скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадёт!» (Евангелие от Луки 16,17)

В конце Своего служения Иисус сказал: «Я соблюл (то есть исполнил) заповеди Отца Моего!» (Евангелие от Иоанна 15,10)

Сын Божий, помимо Своей главной миссии – открыть людям характер и планы Бога по спасению людей Земли, выполнил также ещё одну важную задачу, которая была поставлена перед Ним – «возвеличил и прославил закон (Божий)»! (книга Исайи 42,21)

И хотя некоторые Иудеи пытались доказать, что Этот самозванный Учитель нарушает заповедь о субботе, Иисус всегда решительно отвергал эти обвинения! Для того, чтобы ещё раз предоставить Своим противникам возможность указать на какие-либо нарушения Закона Божьего, которые Он, по их мнению, якобы, совершал, Спаситель сказал им: «Кто из Вас обличит меня в неправде?» (Евангелие от Иоанна 8,46) И что же? – все обвинения, которые высказывали недруги Спасителя в Его адрес, рассыпались, образно говоря, в прах!

Читая Евангелие, мы не найдём ни одного случая, где бы Иисус говорил людям о том, что в день субботний можно трудиться ради того, чтобы обеспечить себя или своих близких средствами для существования, или осуществлять какую-либо уборку, или делать какие-либо другие повседневные дела!

Народ Божий был предупреждён Богом о том, что даже во время уборки урожая или во время сева – день субботний должен был оставаться днём покоя и отдыха от физических работ!

«Шесть дней работай, а в седьмой день покойся! Покойся и во время посева, и жатвы!» (книга Исход 34,21)

А вот ещё один интересный момент!

Как известно, в период Ветхого Завета, священники, которые совершали служение в скинии, даже в день субботний выполняли тяжелейшую физическую работу при принесении жертв Богу. (книга Числа 28,9-10)
Если бы нам пришлось наблюдать за их работой со стороны, то мы бы сказали – они выполняют такую же работу, которую делают мясники на бойне или на современных мясокомбинатах!

Но этот труд был поручен им Самим Богом! Принося жертвы животных, священники действовали в точном соответствии с указаниями Творца! Все эти жертвы указывали на непрерывную деятельность Бога по осуществлению плана спасения грешников Земли! Поэтому Иисус и объяснял людям: «… не читали ли вы в законе, что священники в храме (с точки зрения формального понимания субботнего покоя) нарушают субботу, однако невиновны?» (Евангелие от Матфея 12,5)

Вот, друзья, цитата из одной очень интересной книги:

Если же, друзья, всё, сказанное в этой статье – истина, то не следует ли и нам последовать примеру нашего Спасителя, обыкновением Которого было – соблюдать день субботний? (Евангелие от Луки 4,16)

На этой Земле есть люди, которые именно в субботний день собираются вместе для проведения священного собрания, для поклонения Богу – как Создателю всего, что окружает нас и для исследования Библии!

Готовы ли Вы присоединиться к Его народу? – Ответ за Вами!

Обильных Вам Божьих благословений, друзья! С искренней симпатией ко всем Вам, Игорь Плохатнюк

Объяснение Иисуса по этому поводу и ссылка его на случай с Давидом

Фарисеи упрекнули Иисуса в нарушении субботнего покоя. Иисус же объясняет им, что они, строгие ревнители Писания, обнаруживают полное непонимание его. »Неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда, будучи голоден, вошел в храм и ел хлебы предложения, которых никто, кроме священников, не должен был есть?»

Хлебами предложения назывались двенадцать хлебов, которые клались каждую субботу на особом столе, сначала в скинии, а после в храме, пред Господом от сынов Израилевых ( Лев. 24, 5–9 ); эти хлебы как бы предлагались Тому, перед Кем были положены, и потому получили название хлебов предложения. Каждую субботу их сменяли новыми хлебами, а снятые должны были есть священники на том святом месте, где они были положены ( Лев. 24, 9 ).

В Первой книге Царств, в главе 21, сказано, что Давид, гонимый Саулом, пришел в Номву (где тогда была скиния) к священнику Ахимелеху и просил у него хлеба для утоления мучившего его и спутников его голода. У священника не было простого хлеба, и потому он дал Давиду хлебы предложения.

Передавая слова Иисуса, Евангелист Марк называет Авиафаром того первосвященника, при котором Давид ел хлебы предложения, тогда как в книге Царств он называется Ахимелехом. Эту неточность Евангелиста в передаче слов Иисуса объясняют тем, что Авиафар был сыном и преемником первосвященника Ахимелеха, а также другом Давида; при жизни еще своего отца Авиафар помогал ему в исполнении обязанностей первосвященника, а по смерти его был так долго первосвященником при царе Давиде, что при имени царя Давида невольно вспоминалось имя Авиафара, как современного ему первосвященника. Во всяком случае, исторически верно то, что Давид вошел в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения ( Мк. 2, 26 ).

Если мучения голода, которые испытывал Давид, заставили первосвященника нарушить закон о хлебах предложения, – если, таким образом, помощь ближнему в нужде выше соблюдения буквы закона, как милость выше жертвы, – то и ученики Иисуса, утоляя свой голод зернами из срываемых колосьев, могли нарушить закон субботнего ничегонеделания в том его виде, как понимали фарисеи. А что фарисеи неправильно понимали этот закон, – что в нем вовсе не содержится безусловного воспрещения что-либо делать, это Иисус разъяснил указанием на священников, которые в храме по субботам совершают священнодействия и жертвоприношения, убивают жертвенных животных, снимают с них кожу, приготовляют их для принесения в жертву и сжигают, однако невиновны ( Мф. 12, 5 ) в нарушении субботнего покоя? Если служители храма невиновны в том, что нарушают покой субботнего дня, то тем более невиновны служители Того, Кто больше храма ( Мф. 12, 6 ).

У фарисеев нет милосердной, сострадательной любви к ближним, какой требует Бог; все их внимание направлено на одни только жертвы, священнодействия и установленные преданием обычаи. Если бы они понимали, что сострадательная любовь к голодному выше всех преданий, обычаев и жертв, то они не осудили бы голодных, срывающих колосья в субботу. Поэтому, Иисус и говорит им: если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных ( Мф. 12, 7 ).

Недавно еще, после посещения мытаря Матфея, Иисус объяснял фарисеям, что значит: милости хочу, а не жертвы (см. с. 241). Быть может, и теперь между фарисеями были некоторые из тех, которым Иисус сказал тогда: пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? ( Мф. 9, 13 ). Они, как видно, не научились понимать смысл этого изречения. Поэтому Иисус и говорит им теперь: «Если бы вы знали, если бы вы понимали, что Богу не нужны ваши жертвы, посты и омовения, а нужна любовь к ближним, милосердие к ним и добрые дела, то вы не осудили бы Моих учеников; но вы не понимаете даже того, что не человек создан для соблюдения субботы, а суббота дана, установлена для человека».

Похожая притча

Защитив учеников Своих, срывавших колосья в субботу, И, ОТОЙДЯ ОТТУДА, где объяснял фарисеям Закон о субботе, в следующую затем субботу ВОШЕЛ ОН, Господь Иисус Христос, В СИНАГОГУ ИХ и учил. И ВОТ, ТАМ БЫЛ ЧЕЛОВЕК, ИМЕЮЩИЙ СУХУЮ РУКУ, и притом правую. И следили за Господом книжники и фарисеи, не исцелит ли Он этого сухорукого, чтобы найти новый повод к обвинению Его в нарушении Закона о субботе. Они рассуждали так: врач, для излечения больного, должен составлять лекарство, ухаживать за больным, словом, – утруждать себя, работать; а всякий труд в субботу запрещен заповедью Божией, значит, – исцелять болящих в субботу грешно. Они не хотели вспомнить, что спасти жизнь человеку Закон не запрещал и в субботу, следовательно, – и простому врачу не грешно было лечить болящих в день субботний. А Господь исцелял болящих единым прикосновением, единым словом Своим всемогущим. Только слепая злоба врагов Его могла истолковать в смысле труда действия Его Божественной чудотворящей силы, если бы и в самом Законе запрещалось лечить больных в субботу. Сердцеведец видел их лукавые помышления; да они и сами не утерпели, чтобы не высказать их: И СПРОСИЛИ ИИСУСА, ЧТОБЫ ОБВИНИТЬ ЕГО: МОЖНО ЛИ ИСЦЕЛЯТЬ В СУББОТЫ? Вопрос, очевидно, имел целью обвинить Его, чтобы иметь причину клеветать на Него. Вопрос был хитрый: если Он скажет «нельзя», то можно будет бросить в Него упреком в жестокости; если же скажет «можно», то Он покажет Себя явным нарушителем субботы, и тогда можно будет сделать на Него донос в местное судилище, какие были тогда в городах и местечках Палестины. Не отвечая совопросникам, Господь, по рассказам евангелистов Марка и Луки, обратился к сухорукому со словами: «встань и выступи на средину» ( Лк. 6:8 ). И тот встал и выступил. «Заметь милосердие Господа, – говорит святитель Златоуст, – вызвал на середину, чтобы смягчить их его видом, чтобы они, тронувшись этим зрелищем, оставили злобу свою. Но неукротимые и безчеловечные больше хотят помрачить славу Христову, чем видеть больного исцеленным.

И вот Господь на их вопрос теперь отвечает вопросом же: «спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро» , как Я делаю, или зло, как замышляете вы в сердцах ваших? «спасти душу, или погубить?» ( Мк. 3:4 ; Лк. 6:9 ). Ваше же присловие говорит: кто может, но не хочет, и потому не делает добра, тот делает зло; кто может спасти, но не спасает, тот губит». Фарисеи сами попали в расставленную ими же сеть: им оставалось или сознаться, что сами не понимают духа Закона, или же молчать. Но не затем они пришли сюда, не для того неотступно ходили по следам Господа, чтобы искать истины: «Они молчали» ( Лк. 6:9 ). Но молчание не помогло им: Иисус Христос тотчас же обратился к суду их же совести и показал им, что сами они, даже в своих житейских делах, вовсе не так строго держатся своего учения о покое субботнем, и нарушают его даже из простой корысти. ОН ЖЕ СКАЗАЛ ИМ: КТО ИЗ ВАС, ИМЕЯ ОДНУ ОВЦУ, у кого только и есть единственная и потому дорогая для него овца, ЕСЛИ ОНА В СУББОТУ УПАДЕТ В ЯМУ, НЕ ВОЗЬМЕТ ЕЕ И НЕ ВЫТАЩИТ? Неужели не вытащит ее из ямы? А если вы не считаете нарушением субботы вытащить овцу из ямы, то оказать человеку милосердие – неужели грешно? СКОЛЬКО ЖЕ ЛУЧШЕ ЧЕЛОВЕК, созданный по образу Божию, безсловесной ОВЦЫ! Как же не стыдно вам так лицемерить предо Мною? ИТАК – вот вам Мой ответ на ваш лукавый вопрос: МОЖНО В СУББОТЫ ДЕЛАТЬ ДОБРО, грешно и небезопасно откладывать доброе дело до другого дня, но в этом, конечно, и вы не сомневаетесь, – вы только притворяетесь незнающими! И, при виде этой лжи, этой внутренней пустоты фарисейской нравственности, чистейшее сердце кроткого и милосердного Господа Иисуса исполнилось праведного негодования и вместе с тем – глубокой скорби об ожесточении сердец этих мнимых праведников, этих гробов покрашенных; Он воззрел на них строгим взором Судии помышлений сердечных; прежде сухорукого Он хотел уврачевать их самих, но их болезнь духовная была неисцельна, и потому Он для большей очевидности тут же исцелил болящего одним словом Своим; ТОГДА ГОВОРИТ ЧЕЛОВЕКУ ТОМУ: ПРОТЯНИ РУКУ ТВОЮ! И тот, с верой в Его всемогущество, исполнил повеленное; И ОН ПРОТЯНУЛ, И СТАЛА ОНА ЗДОРОВА, КАК ДРУГАЯ. Враги Иисусовы теперь были совершенно посрамлены. Христос даже и перстом не коснулся больного, не повелел ему что-либо делать исцеленной рукой, – Он сказал только три слова: «протяни руку твою» , и рука исцелилась.

Самый придирчивый фарисей не мог сказать, что произнесение этих трех слов можно было считать нарушением субботы. Но эта-то безоружность более всего и разжигала ярость врагов Христовых. По выражению евангелиста Луки, они пришли в бешенство; ФАРИСЕИ ЖЕ, – пишет святой Матфей, – ВЫЙДЯ из синагоги, ИМЕЛИ СОВЕЩАНИЕ ПРОТИВ НЕГО, КАК БЫ ПОГУБИТЬ ЕГО. Евангелист Марк говорит, что при этом фарисеи обратились даже к иродианам, приверженцам Ирода Антипы, в надежде, что эти люди, сильные в Галилее, где жил и действовал Господь, окажут им немалую помощь. На этот раз, ради общей цели – избавиться от ненавистного тем и другим Галилейского Учителя, фарисеи забыли свою вражду с этими еретиками, которые мирились с Римским владычеством, подражали языческим обычаям и богохульно пытались представить Ирода обетованным Мессией! Так злоба фарисеев против Господа находила себе союзников даже в таких людях, которые самим фарисеям были ненавистны! Но кроткий и смиренный сердцем Господь наш, ведая намерения врагов Своих и не желая подвергать опасности жизнь Свою прежде предопределенного времени, удалился от них: НО ИИСУС, УЗНАВ, УДАЛИЛСЯ ОТТУДА со Своими учениками к морю Галилейскому. «Такова-то зависть, – восклицает святитель Иоанн Златоуст, – нет зла хуже ее! Завистливый мучит и терзает самого себя прежде того, кому завидует. Когда случится с ближним что-либо неприятное, тогда только он покоен и весел; чужие несчастья он почитает своим счастьем, а благополучие других – своим злополучием. Зависть человека превращает в диавола и соделывает его лютым демоном. От нее произошло первое убийство, от нее осквернена земля. Отчего сделался таким преступным Каин, отчего Исав, отчего дети Лавановы, отчего сыны Иакова, отчего Корей, Дафан и Авирон с соумышленниками, отчего Мариам, отчего Аарон, отчего сам диавол. Вместе с этим представь и то, что ты не тому наносишь вред, кому завидуешь, но себя поражаешь мечом». Так поучает святитель Златоуст о зависти. А блаженный Феофилакт, объясняя рассказ об исцелении сухорукого, дает такой урок: «Многие и ныне имеют сухие руки, т.е. не милостивые и не простирающиеся к бедным. Но когда огласит их слово Евангельское, то простирают их для подаяния, хотя фарисеи, т.е. отсеченные от нас демоны (ибо слово фарисей значит отсеченный), по своей вражде против нас, и не хотят того, чтобы руки наши простирались на милостыню, подобно тому, как тогда фарисеи не желали исцеления недужному».

Объяснение значения субботы

Фарисеи перестали понимать, что суббота дана человеку для достижения высших нравственных целей, для успокоения от трудов, забот и треволнений житейских, – для того, чтобы хотя раз в неделю он мог отвлечься от суеты мирской, вспомнить все совершенное им в истекшие дни, осудить себя за дурные дела и за отсутствие или малое количество хороших, каяться и молиться, и проявлять свою любовь к ближним на деле, творя добрые дела. Они забыли, что человек вообще выше субботы, и что нельзя приносить в жертву букве закона то, что составляет цель и назначение человека.

Но в данном случае перед ними стоял Тот, Который властен и отменить ветхозаветную субботу, Который есть господин и субботы ( Мк. 2, 28 ).

Исцеление Иисусом в субботу сухорукого

И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их ( Мф. 12, 9 ). Так говорит Евангелист Матфей; Евангелист Марк говорит: И пришел опять в синагогу ( Мк. 3, 1 ); в Евангелии же Луки сказано: Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить ( Лк. 6, 6 ). Таким образом, нельзя с точностью определить, в какую субботу Иисус исцелил сухорукого: в ту ли самую, в какую ученики Его срывали колосья, или в другую. Из Евангелия Луки видно, что это было в другую субботу, а из Евангелия Матфея можно заключить, что в ту же самую субботу. Евангелисты вообще не придавали особого значения точному обозначению времени, в какое совершались описываемые ими события. Из того же обстоятельства, что Лука писал свое Евангелие после Матфея и Марка, имея, конечно, под руками их Евангелия, можно заключить, что Лука употребил выражение – в другую субботу – для того, чтобы пояснить неопределенное выражение Евангелиста Матфея – и отойдя оттуда. С другой стороны, последовательность рассказа выигрывает, если признать, что Иисус прямо с поля пришел в синагогу, в сопровождении тех же книжников и фарисеев.

Иисус уже исцелил в субботу расслабленного, лежавшего около купальни, и имел по этому поводу объяснение с книжниками и фарисеями. Поэтому, если теперь при виде сухорукого, ожидавшего исцеления, книжники и фарисеи спросили Иисуса: Можно ли исцелять в субботы? ( Мф. 12, 10 ) – то, очевидно, это были не те книжники и фарисеи, с которыми объяснялся Иисус в Иерусалиме. Книжников и фарисеев было много по всем местам, населенным евреями; поэтому мы видим, что куда бы ни пошел Христос, они всюду следуют за Ним, хотя далеко не всегда в том же составе. Явление Иоанна с призывом к покаянию, а затем и явление Иисуса Христа, должны были сплотить эту враждебную Христу партию евреев; они считали, что им всем угрожает одинаковая опасность потери влияния на народ, поэтому они везде действовали единодушно, как бы сговорившись. Везде и при всяком случае они хотели обличить Иисуса в несоблюдении закона, обычаев и преданий, а так как, по закону Моисея, подобный нарушитель подлежал смерти, то им и казалось возможным избавиться от своего Обличителя обычным для евреев путем.

Они сначала наблюдали – не исцелит ли Иисус сухорукого в субботу, но, по-видимому, прошло некоторое время ожидания; вероятно, в это время Иисус учил находившихся в синагоге; фарисеи не вытерпели и спросили Иисуса: можно ли исцелять в субботы? Они не сомневались, что после такого вопроса Иисус обратит внимание на сухорукого и непременно исцелит его, то есть нарушит покой субботы, а этого только они и добивались.

Обвинение Фарисеями учеников Иисуса в нарушении закона о субботе (срывании колосьев)

Примечательно, что фарисеи почти везде и всегда следовали за Иисусом, следя за каждым Его шагом и придираясь ко всякому нарушению их обычаев и преданий. Следовали они за Иисусом и теперь, и когда увидели, что проголодавшиеся ученики Иисуса срывали колосья, растирали их руками и ели зерна, то тотчас же заметили Иисусу: «Смотри, что Твои ученики делают в субботу».

По Евангелию Луки, некоторые из фарисеев сказали не Иисусу, а ученикам Его: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы? ( Лк. 6, 2 ). По Евангелиям же Матфея и Марка, с таким упреком фарисеи обратились к Иисусу. В этом нет никакого противоречия: надзор фарисеев (если можно так выразиться) за всем, что совершали Иисус и Его ученики, был настолько силен, а озлобление против Иисуса так страстно, что удивительно было бы, если бы некоторые из сопровождавших Иисуса фарисеев не обратились с укором непосредственно к ученикам Иисуса, после или прежде обращения всех фарисеев с укором к Самому Иисусу. Два Евангелиста записали вопрос, обращенный к Иисусу, а третий – вопрос ученикам; поэтому повествования всех трех вполне достоверны.

Фарисеи обвиняли учеников Иисуса только в нарушении субботы, так как они прекрасно знали, что после второго дня пасхи дозволялось есть хлеб и зерна нового урожая 21 ; знали они также, что вообще дозволялось срывать колосья с чужой жатвы руками, но только не серпом ( Втор. 23, 25 ).

Похожая притча

Недолго Иисус пробыл в Иерусалиме. Евангелист Лука говорит, что в первую субботу по втором дне пасхи Он проходил засеянными полями. Возвращаясь ли в Галилею или придя уже туда шел Иисус полями, – неизвестно и несущественно; для нас важно указание Евангелиста Луки на то, что это произошло в первую субботу по втором дне пасхи.

Пасха праздновалась евреями 14-го числа первого весеннего лунного месяца, нисана, в какой бы день недели ни приходилось это число. 14-го нисана вечером ели пасху; второй день пасхи, с вечера 15-го нисана, был праздник опресноков; опресноки ели семь дней. Пасха совпадала со временем жатвы хлеба; по закону Моисея, на другой день праздника пасхи надлежало приносить священнику первый сноп жатвы, а до этого дня воспрещалось есть новый хлеб и зерна, сырые и сушеные ( Лев. 23, 5–6, 10–11, 14 ).

Таким образом, если Иисус был уже в первую субботу после второго дня пасхи вне Иерусалима, значит, Он пробыл этот раз в Иерусалиме весьма недолго.

Читайте также: