Притча о слоне в темной комнате

Обновлено: 14.11.2024

Давно это было (а может вчера). Привели однажды торговцы в некий город ручного слона . Среди них были и известные многим местные мудрецы. Но как увидеть слона, если ты слеп? А эти мудрецы ну очень плохо видели.

- Я знаю, как можно увидеть слона без зрения - сказал первый мудрец, - мы ощупаем его.

- Отличная идея, - подхватили остальные.

И Вот, шесть мудрецов пошли “смотреть” слона.

Подошёл к слону первый из них и нащупал огромное плоское ухо,которое плавно и медленно двигалось то влево, то вправо от него, обдувая мудреца приятным ветерком:

- Это веер! Слон похож на веер! – воскликнул он.

Но не были бы они мудрецами, если бы не удосужились сказанное кем-то (пусть даже первым из них), проверить.

Второй мудрец подошёл и нащупал ногу слона . Она была круглой, могучей и высокой:

- М-м-м. это что-то круглое и толстое… Слон похож на дерево! – воскликнул он.

- Вы оба не правы, – сказал третий из слепых мудрецов – Да, он круглый, но не толстый и к тому же очень гибкий! Он похож на веревку! (Этот мудрец трогал хвост слона.)

- Ну, нет! Слон похож на огромный рог буйвола! Да - круглый, да - тонкий, но не гибкий! – воскликнул четвёртый слепец, который ощупывал бивни.

- Вовсе нет, – закричал пятый из них, – слон, словно высокая стена. Слон большой, широкий и шершавый, – сказал тот, который подошёл к слону сбоку.

Шестой мудрец, державший хобот слона и решивший высказаться последним(потому, как был младшим из слепых мудрецов), очень растерялся и подумал :"уж если эти великие люди расходятся во мнениях, то что же они скажут, если я расскажу им про ту часть слона через которую выходит воздух и вода? Ведь то, что я ощущаю и описать то толком невозможно!"

Но немного погодя, набрался смелости и в надежде быть услышанным, всё же описал то, что "видел". И надо отдать должное этим шестерым слепым, видимо не зря прозванных мудрецами, потому как услышав столь необычное и ни с чем несравнимое описание нового существа - они ещё раз, но уже отбросив все споры, ощупали слона и наконец смогли увидеть это загадочное животное, которое своим необычным обликом научило их, наконец, верно смотреть на мир.

С тех пор слепые мудрецы стали учиться всё больше видеть и поняли, что только вместе можно понять истину, просто потому, что она одна на всех.

И теперь каждый слепой может стать мудрецом и научиться видеть верно, если пожелает внимательно выслушать тех, кто описывает ту же вещь, которой в данный момент интересуется он сам.

Похожая притча

Давно это было. Привели как-то в один город слона. Многие захотели увидеть его. Среди них были и известные на всю округу слепые мудрецы. Но как увидеть слона, если ты слеп?

- Я знаю, – сказал один мудрец, – мы ощупаем его.

- Хорошая идея, – согласились другие. – Так мы сможем узнать, какой он этот СЛОН.

Итак, шесть мудрецов пошли “смотреть” слона.

Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед и назад.

- Это веер! Слон похож на веер! – воскликнул он.

Второй мудрец стоял возле ноги слона и трогал ее. Она была круглой и могучей.

- М-м-м. это что-то круглое и толстое… Слон похож на дерево! – воскликнул он.

- Вы оба не правы. – сказал третий. – Да, он круглый, но не толстый и к тому же очень гибкий! Он похож на веревку! Этот мудрец нащупал хвост слона.

- Ну, нет! Слон похож на копье! Да - круглый, да - тонкий, но не гибкий! – воскликнул четвертый, который ощупывал бивни слона.

- Нет, нет, – закричал пятый, – слон, как высокая стена. Большая, широкая и шершавая. – говорил тот, ощупывая бок слона.

Шестой мудрец в руках держал хобот слона.

- Все вы не правы, – сказал он, – слон похож на змею.

Завязался спор, поскольку каждый слепой мудрец считал свое описание слона правильным. Раджа, разбуженный шумом, вышел на балкон. «Слон — это большое животное», — сказал он. — «Каждый из вас прикоснулся лишь к одной его части. Вам придется сложить все части вместе, чтобы узнать, на что похож слон».

Просветленные мудростью раджи, слепые пришли к согласию: «Каждый из нас знает только часть истины. Чтобы найти истину целиком, мы должны сложить все части вместе».

Эту притчу нередко используют для иллюстрации одной из двух мыслей:

- первая мысль, имеющая отношение к религии, гласит, что любое вероучение представляет собой лишь часть большей истины о Боге.

- вторая - в каждой религии есть лишь частица истины, и все они, в конечном итоге, ведут к Богу разными путями.

Похожая притча

Слепые мужчины и слон
Индуистская басня

Было шесть человек из Индостана
К изучению очень склонны,
Кто пошёл, чтобы увидеть слона
(Хотя все они были слепы),
Что каждый наблюдением
Мог бы удовлетворить ум.

II.

Первый подошел к слону,
И случайно упасть
Против его широкого и крепкого бока,
Тотчас же начал реветь:
– Благослови меня Бог! – но слон же .
Это очень похоже на стену!"

Во-вторых, ощущение бивня,
Крикнул: "Хо! – что у нас тут есть
Такой круглый, гладкий и острый?
Для меня это очень ясно,
Это чудо слона
Очень похоже на копье!"

Третий приблизился к животному,
И случайно взять
Извивающийся ствол в его руках,
Так смело и говорит:
– Я вижу, – сказал он, – слона.
Это очень похоже на змею!"

Четвертый нетерпеливо протянул руку
И ощупал колено.
– На что больше всего похож этот удивительный зверь,
Это очень просто", – сказал он;
– Это достаточно ясно, слон
Очень похоже на дерево!"

Пятый, случайно дотронувшийся до уха,
Сказал: " Даже самый слепой,
Могу сказать, на что это больше всего похоже;
Отрицать тот факт кто может,
Это чудо слона
Это очень похоже на веер!"

Шестой не успел начаться
О звере, которого нужно нащупать,
Чем, ухватившись за качающийся хвост
Это входило в сферу его интересов,
– Я вижу, – сказал он, – слона.
Это очень похоже на веревку!"

И вот эти люди из Индостана
Спорили громко и долго,
Каждый по своему мнению,
Превосходящий жестокость и силу,
Хотя каждый был отчасти прав,
И все были неправы!

Итак, часто в богословских войнах
Спорщики, никто не одержал победу,
Продолжайте ругаться в полном неведении
О том, что значат друг для друга,
И болтать про слона
Ни один из них не видел.

Джон Годфри Сакс (1872 г.)

Ученый спор

Слепцы, числом их было пять,
В Бомбей явились изучать
Индийского слона.
Исследовав слоновий бок,
Один сказал, что слон высок
И прочен, как стена.

Другой по хоботу слона
Провел рукой своей
И заявил, что слон – одна
Из безопасных змей.

Ощупал третий два клыка,
И утверждает он:
– На два отточенных штыка
Похож индийский слон!

Слепец четвертый, почесав
Колено у слона,
Установил, что слон шершав,
Как старая сосна.

А пятый, подойдя к слону
Со стороны хвоста,
Определил, что слон в длину
Не больше, чем глиста.

Возникли распри у слепцов
И длились целый год.
Потом слепцы в конце концов
Пустили руки в ход.

А так как пятый был силен,
Он всем зажал уста.
И состоит отныне слон
Из одного хвоста!

Самуил Яковлевич Маршак (1940 г.)

Итак, вы узнали известную всем притчу о «мудрецах и слоне». Однако в таких вариантах многие из вас притчу видят впервые. Во второй половине 19 века её поведал некий «американский» поэт Джон Годфри Сакс.

А С.Я. Маршак рассказал её нашей стране. Мы же, опираясь на первоисточник от «господина» Сакса, решили провести небольшой анализ этой притчи-аллегории по Ясне.

Главный герой притчи – слон. Его щупают шесть слепых мудрецов. Почему они слепы? И что они нам показывают? Давайте разбираться.

В шахматах есть фигура слон. Она изображает туру – башню-крепость. Башня-крепость располагается на самом высоком месте. В Ясне это место находится в девятой полочке. Здесь же находятся крепины – соединения веток. Поэтому первый мудрец называет слона стеной. Слон – крепостная стена.

Второй мудрец называет слоновий бивень копьём . Бивень бьёт. Копьё бьёт. Бой – война. Война стоит в третьей полке.

Третий мудрец называет хобот слона змеёй . Змея принадлежит одиннадцатой полке.

Четвёртый мудрец называет ногу слона деревом . Дерево принадлежит десятой полке. Стены крепости деревянные и прочные.

Пятый мудрец называет ухо слона веером . Боевой веер – оружие. Оружие принадлежит первой полке. Здесь находятся понятия оружие и оранжевый цвет, слова одного извода.

Слово « веер », в английском прочтении – « вeer », означает пиво . Пиво – напиток из ржи, ячменя, овса. Всё это так же принадлежит первой полке Ясны. Пиво и пить – слова одного извода.

Шестой мудрец назвал хвост слона верёвкой . Верёвка имеет отношение к реке и дороге . Верёвка вьётся. Река вьётся. Дорога вьётся. Это вторая полка Ясны.

Сам же слон принадлежит основанию и расположился в нулевой полке. Он есть основание всего вышеперечисленного. Он есть сама крепость – боевой слон.

Все эти полки принадлежат тёмным временам Ясны. Поэтому все шесть мудрецов слепы. Все они имеют отношение к слону – крепости. Тьма разгулялась вокруг. Стоит крепость, раскинув свои деревянные стены. Скрепляют те стены шесть башен – детинцев. То шесть мудрецов смотрят темнотой слепых бойниц. Со стен стрельцы-лучники стреляют стрелами-змеями. А под стенами дружины выстроились боевым веером , на штурм идут. В одной руке копья, в другой – верёвки для штурма стен.

Так, сложив тёмные времена Ясны, мы узнали, на что похож слон и что нам хотели показать мудрецы.

В итоге всего вышесказанного возникает интерес к персоне автора. Кто же такой Джон Годфри Сакс (John Godfrey Saxе)? Давайте разбираться.

Имя Джон есть имя Иоанн или Иван.

Отчество Годфри. Первая его часть содержит слово «Год» – «Godfrey». Вторая его часть имеет слово «фрей» – «frey».

Фрейер – Фрей ( Freyr др. сканд. ) – Ингви (господин), в германо – скандинавской мифологии бог плодородия и лета, проживающий в Асгарде (граде Русов).

Буквально его отчество будет значить «Год-лето». Год и Лето – это полный цикл Ясны . Слово «год» стоит впереди по той причине, что цикл Ясны начинается с года, с тёмного времени.

огда имя автора будет звучать как Иван Год-лето Сакс. Другой вариант – Иван Ясный Сакс. И ещё один вариант – Иван Плодородный Сакс.

Отчество Годфрей можно прочитать как Год Плодородный. И это так. Год (тёмный полуцикл Ясны) плодородие закладывает. В этом значении можно сказать – Год Лето готовит и зачинает . Лето, это светлый полуцикл Ясны. Год Лето зачинает, а Лето Год родит. Мы все помним про праздники урожая, «Каков урожай, таков и год». Всем известная пословица: «Готовь летом сани, а зимой телегу». В «ясном» варианте она зазвучит немного иначе: « Год готовит телегу, а Лето сани родит ».

Теперь о фамилии – Сакс. Саксы, Саксоны (нем. Sachsen , лат. Saxones, англ. Saxon ) – это древнегерманские племена. Прибавим сюда германо – скандинавского бога лета – Фрея, проживающего в городе Асгард. Всё это указывает на то, что автор мог быть из жреческого рода Русов. В адрес законов он высказал такие слова: «Законы, как сосиски, перестают вызывать уважение, когда мы знаем, как они сделаны». Такое мог сказать только человек с «правого берега».

Теперь взглянем немного под иным углом на имя, отчество и фамилию автора Джона Годфри Сакса. Его притча охватывает годовое тёмное время Ясны. Имя Джон пишется как «John». Слово « Год » пишется как « Jahr » (нем.). Иван (John) = Год (Jahr), слова одного извода.

Слово «фрей» – «frey» по изводу очень близко стоит к слову «фри» – «fry», что значит жареный». Тогда получаем из отчества автора словосочетание – Год жареный. Он же пареный или вареный. Его можно прочитать как Иван Жареный. Странно, но там, где в притче автора стоит слон, в нулевом времени Ясны, там же стоит и Иван Жареный. Только называется он месяц Январь, что значит Ян (Иван) Вареный.

Фамилия Сакс – «Saxon» всё проясняет окончательно. Буква экс «х» даёт звук «кс». Слово «сакс» читается как «секс». Если слово «сакс» брать в немецком варианте «Sachs», то в этом случае буква «ц», «с» заменяется буквой «к», а буква «х» – «h» оглушается. Мы приходим к тому же варианту слова. Действительно, слова «сакс» и «секс» – слова одного извода.

Иван Жареный. Что или кого он жарит? Ян Варёный, что или кого он варит или парит? Вспоминаем, что Год Лето зачинает или готовит. Но далее в этом направлении мы не пойдём. Здесь скрывается тема «Детям до шестнадцати лет вход воспрещён». Просто отметим, что всё, что мы затронули в контексте с именем, отчеством и фамилией автора, по «странному» стечению обстоятельств, относится к тёмному времени Ясны. Да и сам автор, получается, стоит в нулевой полке Ясны, там, где он слона поставил. Уж не себя ли в притче он описывал? В таком случае суть притчи выглядит следующим образом: борьба с крепостью – это подготовка плодородного года в тёмное время.

Стоит отметить ещё одно обстоятельство. История говорит нам, что притча Сакса основана на древних притчах «о слепых и слоне». Версии этой притчи известны в джайнской (1 тысячелетие до н.э. и ранее), буддистской (1 тысячелетие до н.э.), индуистской (примерно 1350 год до н.э.) и суфийской (2 тысячелетие) культурах. Но личность автора указывает на иную датировку и происхождение этой притчи. Время её возникновения – девятнадцатый век . Место возникновения – междуречье Рейна и Одера.

Притча Сакса имеет девять событий , приводящих к девятой полке Ясны. Девятое событие в притче – это мораль, в которой сказано, что в «богословских» войнах спорщики ругаются и не одерживают победу. Свет уходит, тьма нарастает. Тьма штурмует стены крепости. Победы в споре тьмы не может быть. За тьмой всегда приходит свет. Он ставит точку на этих спорах.

В одном из вариантов притчи сказано, что «спор мудрецов продолжался целый день. Потом еще один, затем неделя». Итого девять дней. Девятое время, когда летний цикл сменяется годом . И начинается спор света и тьмы. Но тьма перевешивает, и вот уже спорятся сражения у крепостных стен.

В притче Маршака распри между мудрецами длились целый год, что соответствует истине Ясны. Все её тёмные времена называется годом . Маршак был знаком с Ясной. При переводе притчи он внёс определённые изменения. Как связаны эти изменения с Ясной? Вопрос остаётся открытым. Как остаётся открытой и тема исследования этой притчи.

Автор – Юрий Владимирович Данько

11-ый «САМОВАР» побуждает задуматься и вдохновит каждого…

Тут обнажена суть главных сил современности: Мира Денег и Мира Веры. Первый якорит Долгом; второй окрыляет Любовью и Надеждой.

Сам же «Самовар» - это символ. Теплом, сытостью, а главное душевной беседой он привлекает и объединяет людей.

Встречи «У Самовара. Таинства Русской Речи» здесь .

Похожая притча

Затем туда по Очереди всех
Советников, Великих Мудрецов,
Чтоб те Его ощупали теперь
И рассказали - этот Слон каков?

Советник первый в Комнату вошел
И, выйдя, Падишаху рассказал:
- О, Величайший! Этот странный Слон,
Как Дерево высок и толст, Он так

Огромен. А второй сказал здесь всем:
- О нет, Мой Господин, - Неправда то!
Не то здесь рассказали Вам совсем! -
Похож Он на Змею большую, что

К тому же извивается сейчас.
А третий возразил: - О Падишах!
Зачем Лгунами окружил Себя?
Подобен Слон Веревке - это Факт.

Четвертый говорил, что Слон, как Лист
Широкий Пальмы, пятый убеждал,
Что Слон, как Кость изогнутая. И
Никто Слова других не принимал.

Все спорили. Подняли страшный Шум,
И был в Недоумении Падишах.
Раджа с Улыбкой попросил тут Слуг,
Чтоб вывели Слона на Свет, и всяк

Сумел Его подробно рассмотреть.
Тут поняли, что каждый был здесь прав,
Но только лишь по-своему совсем.
Один слоновью Ногу щупал там,

Другие - Хобот, Бивни, Ухо, Хвост.
И каждый Образ Свой Слона имел.
Но только вместе, в Целостности, Слон
Явился всем таким, как был теперь.

И здесь Мораль: Возлюбленные, Мы
Все любим спорить, отстоять Свое.
Не думая Порою, что другим
Видна другая Истина. Ее

Те зрят, смотря со Стороны Своей.
И оттого не можем Мы никак
К Согласию прийти. Ведь Сути всей
Не зрим Мы Сами, и Они не зрят.

Но Вы учитесь, Милые Мои,
Взглянуть на то, поднявшись над Собой
И этой Ситуацией, чтоб Их
Умели прозревать в Момент любой.

Читайте также: