Притча о сите подумай прежде чем

Обновлено: 14.11.2024

Слишком много всего навалилось, мы часто раздражительны, бывает трудно сдерживать себя. Как контролировать свой гнев? Иногда помогают старые мудрые притчи.

Мораль

Посредством данной притчи, приписываемой Сократу, высказывается следующая мысль. Если человеку стала известна некая негативная информация, которая не является существенной, но может каким-то образом принести вред собеседнику, не стоит спешить с ее передачей. Нужно хорошо обдумать, стоит ли совершать этот шаг.

При ближайшем рассмотрении притчи можно найти аналогию с одной из библейских заповедей, которая говорит: «Не судите, и несудимы будете». Комментируя ее, святые отцы советуют меньше рассуждать о людях и их делах, которые не имеют к человеку непосредственного отношения. Ведь, рассуждая, легко впасть в осуждение, зачастую неоправданное.

Похожая притча

— Подожди, — остановил его Сократ, — просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.

— Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять . Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?

— Нет, я просто слышал это.

— Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито — сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?

— Значит, — продолжал Сократ, — ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито — сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать ?

— Нет, в этом нет необходимости.

— Итак, — заключил Сократ, — в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить ?

Содержание

Беседуя с Сократом, один человек задал ему вопрос:

– А знаешь ли ты, что поведал мне о тебе один из твоих друзей?

– Погоди, – остановил его мыслитель, – сначала нужно просеять через три сита то, что ты хочешь мне сказать.

– Запомни, что всегда, прежде чем что-нибудь сказать, необходимо это просеять три раза, через три сита. Начнем с первого из них. Им является сито правды. Скажи, пожалуйста, уверен ли ты, что то, что ты хочешь донести до меня, является чистой правдой?

– Нет, не уверен, мне просто сказали об этом.

– Значит, ты не отвечаешь за то, что твои сведения являются правдой. Тогда перейдем к следующему этапу. Это сито доброты. Подумай и ответь, есть ли у тебя желание сказать что-нибудь хорошее в связи с моим другом?

– Конечно нет, совсем наоборот, я хочу сообщить неприятное известие.

– Следовательно, – продолжил Сократ, – ты хочешь говорить о человеке плохое, будучи не уверенным в том, что это является правдой. Тогда обратимся к третьей ступени – ситу пользы. Как ты считаешь, есть ли необходимость в том, чтобы я услышал то, что ты хочешь поведать мне?

– Я считаю, что особой необходимости в этом нет.

– В итоге получается, – пришел к заключению великий мыслитель, – что в том, что ты задумал мне передать, отсутствуют и правда, и доброта, и польза. Так зачем же об этом говорить?

Три сита

Похожая притча

⠀– Подожди, – остановил его Сократ, – просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.

⠀– Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?

⠀– Нет, я просто слышал это.

⠀– Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моём друге что-то хорошее?

⠀– Значит, – продолжал Сократ, – ты собираешься сказать о нём что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?

⠀– Нет, в этом нет необходимости.

⠀– Итак, – заключил Сократ, – в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?

Похожая притча

Притча Сократа «Три сита», как правило, неизвестна широкой публике. Как и сведения о нем самом. Его учение знаменует собой резкий поворот в философской мысли. От рассмотрения мира и природы он перешел к рассмотрению человека. Таким образом, речь идет об открытии нового русла в античной философии. О притче Сократа «Три сита» и о его методе будет рассказано в статье.

Метод диалектических споров

Прежде чем приступить к рассмотрению притчи Сократа «Три сита», уделим внимание его знаменитому методу. Этот философ из Древней Греции, живший в 5-4 вв. до н. э. в Афинах, применял метод анализа понятий (майевтику и диалектику), а также отождествлял положительные качества, присущие человеку и его знания. Тем самым он переключил внимание представителей философской мысли на большое значение личности человека.

Ирония Сократа заключается в скрытой насмешке над самоуверенностью людей, мнящих себя «многознающими». Он, обращаясь с вопросом к собеседнику, прикидывался простаком и задавал вопрос, касающийся той темы, в которой тот являлся сведущим.

Вопросы философа были продуманы заранее, они постепенно заводили в тупик собеседника. В итоге он запутывался в своих суждениях. Этим Сократ лишал своего визави самонадеянности, обнаруживал в его суждениях противоречия и несоответствия. Когда эта часть диалога была пройдена, начинался совместный поиск истинного знания.

Далее перейдем непосредственно к изложению притчи Сократа «Три сита».

Притча о гвоздях

Однажды мальчик с плохим характером получил от отца необычное задание. Отец дал ему мешочек гвоздей с сказал вбивать в изгородь по гвоздю каждый раз, когда он с кем-то ссорится или теряет терпение. В первый день мальчик вбил в забор 37 гвоздей. Потом понял, что вбивать гвозди тяжелее, чем сдерживаться. Со временем он научился контролировать себя и наступил день, когда мальчик не вбил ни одного гвоздя.

Когда он с радостью сообщил об этом отцу, тот дал ему новое задание: каждый день, когда не произошло ни одной ссоры, доставать по гвоздю из забора.

Наступил день, когда в заборе не осталось ни одного гвоздя.

Когда мальчик сообщил об этом отцу, тот показал ему забор и сказал:

– Сын мой, ты вел себя хорошо, но смотри, сколько дырок теперь в заборе. Изгородь теперь уже не такая, как прежде. Когда ты ссоришься с кем-либо и говоришь что-нибудь плохое, ты оставляешь такую же рану, как эти дыры.

Неважно, сколько раз ты извиняешься, рана остается. Рана словесная причиняет такую же боль, как и физическая.

Друзья и близкие люди – это редкие сокровища, береги их и не причиняй им боли.

Читайте также: