Притча о самарянке у колодца

Обновлено: 22.12.2024

Пятое по счёту Воскресенье после Пасхи посвящено событию, на некоторые важные нюансы которого мы довольно мало обращаем внимание – беседе Христа и самарянки. Беседе, которая может нас научить очень многому.

Эта необыкновенная история приводится в четвёртой главе Евангелия от Иоаанна. Спаситель, отпустив учеников для приобретения пищи встречается с самарянкой у древнего колодца вырытого ещё древним патриархом Иаковом во время самого полуденного зноя и просит у неё пить. Этим он вызывает её удивление, ведь, согласно традиции, иудеи не общались с самарянами – народом довольно близким по родству и религиозным убеждениям.

Здесь стоит обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, то, что эта женщина пришла набрать воды в период, когда солнце припекает особенно сильно. Возможно, это говорит о том, что она была изгоем общества, ведь такую работу делают во время утренней или вечерней прохлады. Жизнь её, как это видно из дальнейшего повествования, была довольно беспорядочна и этим наверняка вызывала неприязнь и порицание со стороны окружающих.

Во-вторых, Господь начинает разговор с ней явно нарушая пусть и не Ветхозаветный Закон, но общепринятую традицию, дабы пожертвовав второстепенным (человеческой традицией) соблюсти главное – любовь к ближнему. В – третьих, Господь, спросив у самарянки пить, учит нас не пренебрегать приёмами риторики и педагогики, дабы затеять душеполезный разговор.

Далее между собеседниками затевается богословская беседа, которая обнаруживает, что душа этой в общем-то неправедной женщины жива – ведь её явно интересуют вопросы истины и спасения. И вот, в определённый момент этого диалога Спаситель говорит ей о том, что он может дать воду, испив которую человек не возжаждет во век: «…а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.» (Ин. 4, 14).

Что же это за вода, которую Христос обещает дать самарянке и всем верующим в него? Согласно святоотеческому истолкованию это благодать Божия, оживотворяющая и дающая нетленную радость тем, кто способен её воспринять. Испив этой «воды», святые и сами делаются её источниками, способными напоить многих страждущих.

Когда же удивлённая женщина просит у Спасителя этой воды, он просит её пойти и позвать её мужа: «Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.»

Удивительный урок преподаёт нам Господь! Зная, что самарянка ведёт неправедный образ жизни, Он обращается к ней как к заведомо благочестивой и тем самым вызывает её покаяние. Сколь успешна была бы и наша проповедь, если бы мы усвоили этот добрый навык общения с людьми, живущими вне церковной ограды!

Далее происходит кульминация беседы, женщина считая Господа пророком задаёт ему главный вопрос про Мессию и получает уверение в том, что она сейчас и разговаривает с тем самым обетованным Мессией.

И тут совершается ещё большее чудо: видя эту женщину с запятнанной, по меркам патриархального общества репутацией, и слушая её слова многие жители той обращаются ко Христу и «И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.» (Ин. 4, 40-42).

Это тоже удивительный пример. Люди, населявшие данную местность, могли бы отмахнуться от своей односельчанки, зная, что она не беспорочна, но они не сделали этого и, потрудившись, обрели спасение.

Похожая притча

Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

Помолились мы Богу, братья и сестры, сегодня, в воскресенье, в день недели, когда радуемся воскресению Сына Божиего.

В это воскресенье проповедь посвящается евангельской притче о том, как Господь пришел к колодцу Иакова и попросил у Самарянки напиться. Прежде всего нужно сказать, что Господь испытывал жажду по Своей человеческой природе. И еще тут говорится, что Он устал и сел возле колодца. И это произошло по Его человеческой природе, ибо Бог недоступен ни усталости, ни голоду, ни жажде.

Из этих и других писаний евангельских мы видим, братья и сестры, что еретики ошибочно учат, будто бы Господь имел только одну природу, Божественную, будто Божественная природа настолько огромна, что полностью подавила человеческую природу и что Он — только Бог. Они говорят: это было бы то же самое, как вылить воду из стакана в море или океан. Море или океан то малое количество воды затворили бы в себе, и оно исчезло бы совершенно. Но человеческая логика по отношению к Божественным вопросам слишком мелка, коротка и недостаточна. Если Господь говорит: «Я хочу пить», — как тогда мы, люди, можем сказать: «Нет, Господи, Ты не хочешь пить, потому что Ты — Бог». Мы знаем, что как Бог Он не жаждет, но как человек — жаждет. Когда евангелист говорит, что Он устал, неужели мы скажем евангелисту, что мы лучше, чем он, знаем, что Христос не устал? И так далее. И на кресте Он страдал и умер по Своей человеческой природе, но Он — одна личность, страдал Богочеловек. Страдал, конечно, Своей человеческой природой.

Еще, из этого разговора у колодца мы видим, что Господь говорит с женщиной и, как следует из разговора, грешницей. В те времена ни один учитель народа израильского, да и других народов, никогда не стал бы говорить с женщиной, тем более о таких высоких материях, о которых Господь говорил с Самарянкой: о том, что Бог — дух, и о том, что нужно молиться духом и истиной. И еще: что молиться Богу будут не только на горе этой и в Иерусалиме, но и по всему миру. В то время и на Востоке, и на Западе, как говорит святой Григорий Богослов, мужчины принимали и прописывали законы и присваивали себе то, что запрещали женщинам. Конечно, и сегодня мы видим требования феминизма и женского лобби, желающих, чтобы мы были не едины во Христе, а одинаковы. Вы видите и сами знаете, до чего это нас довело, какое страшное моральное падение и между женщинами, и между людьми вообще. Мы не признаём, как говорит святой Григорий Богослов, эту разницу в требованиях и во мнениях. То, что принес Господь, Он принес и мужчинам, и женщинам: Блаженны милостивые… (Мф. 5, 7). Не только мужчины, но и женщины. Блаженны чистые сердцем (Мф. 5, 8). Каждая заповедь Иисуса Христа относится и к мужчинам, и к женщинам. Конечно, есть различия, не только физические, но и психические, но они не таковы, чтобы сделать мужчин высшими, а женщин низшими, недостойными Царствия Небесного. Безусловно, по словам апостола и Библии, сначала создан Адам, а потом из его ребра Ева, но, по объяснению святых отцов, это потому, чтобы ни один из сотворенных не возгордился. Бог создал женщину от той же природы, какую имел Адам, чтобы они знали, что едины в Иисусе Христе. Тогда и любовь между ними будет такой, какой и должна быть в существах, созданных Богом: не стремлением к тому, что удаляет от Бога, — безответственному удовольствию, греху, прелюбодеянию, блуду и другим несчастьям греха, а стремлением к уважению личности одного в другом и к бережению образа души. Ни блудники, ни прелюбодеи, ни другие грешники Царства Божия не наследуют, сказано в Первом послании к Коринфянам (6, 9).

Пусть Господь, Который все это прозрел, как Бог видел, что та женщина имела пять мужей и тот, с которым она сейчас, [ей] не муж (Ин. 4, 18). Пусть Господь, Кто видит и мысли наши, и сердца наши, и дела, поможет нам, чтобы и ум, и сердце, и глаза наши, и руки были чистыми от греха на пути следования за Ним в Царствие Небесное. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет (Ин. 12, 26). А Он — в Царствии Небесном, к которому и нам нужно идти своей верой, жизнью по этой вере в чести и святости.

Похожая притча

Христос и самарянка Беседа Господа с самарянкой у колодца побуждает нас вспомнить исторический контекст. Самаряне были инородцы и еретики; когда языческие завоеватели выселили народ из Земли Обетованной, они заселили на их место своих языческих подданных. Эти язычники смешались с остатками израильтян – «народом земли»: слишком бедными, неграмотными и незначительными людьми, чтобы возиться с их выселением.

Самаряне поклонялись как Богу Израилеву, так и языческим идолам. Постепенно у них сложился собственный монотеистический культ, опиравшийся на те же книги Моисеевы, – который казался благочестивым иудеям возмутительной пародией.

Отношения между двумя общинами были стабильно плохими. Мы привыкли слышать о «милосердном самарянине», и часто от нас ускользает смысл притчи, который был ясен слушателям Господа: самарянин был последним, от кого иудею стоило бы ждать милости. Поэтому и самарянка у колодца удивляется, что Господь заговаривает с ней; удивляются и ученики.

У всякого порядочного иудея того времени было по крайней мере три причины не разговаривать с этой женщиной:

Она была полукровка и еретичка.

Она была женщина.

Она была женщина со, скажем мягко, сложной личной жизнью

Собственно, у всякого порядочного иудея того времени было по крайней мере три причины не разговаривать с этой женщиной. Она была самарянка – то есть полукровка и еретичка. Она была женщина. И она была женщина со, скажем мягко, сложной личной жизнью. Пять мужей, и нынешний – не муж, а непонятно кто. Она не приходит к колодцу утром – как все, а тащится днем, по жаре, чтобы не попасться на глаза – и на острые языки – односельчанкам.

Это всё так знакомо: этническая и религиозная неприязнь, пренебрежение к людям, которые выпали из числа благополучных и «порядочных», но в то время самарянке приходилось еще хуже. Традиционное общество более чистое, с одной стороны, но с другой стороны, было более жестоким: женщина, испортившая себе репутацию, навсегда исключалась из числа «приличных». Просто заговорить с ней – уже скандал.

Но Господь смотрит не на это. Он видит в этой женщине человека, бессмертную душу, которую Он пришел спасти для вечности.

Уже в том, что Он говорит с ней, открывается то, как Бог видит людей. На монетах прошлого было изображение правителя, по повелению которого чеканились деньги. Так и каждый человек несет на себе образ Божий. В золотой монете, упавшей в грязь, мы видим золото, а не грязь; мы знаем, что грязь можно смыть. Так и Христос (Который знает про эту женщину всё плохое, что про нее знают люди, и многое сверх этого – Он вообще знает про нее всё) видит в ней, прежде всего, не грязь. Он видит в ней образ Божий, который Он пришел спасти и восстановить.

И самарянка отзывается на это взгляд Божий верой. Мы видим это по тому, как она встречает Его обличение, когда Господь говорит: «У тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» (Ин. 4: 18).

Грешница! Дура! Проститутка! Ей указывали на ее грехи, чтобы унизить, пнуть, уязвить.

Так легко обидеться, развернуться, уйти – но самарянка не уходит

Она могла бы взорваться горечью, гневом, обидой – ведь ей наверняка много раз ставили на вид ее неустроенную личную жизнь – с высокомерным презрением, с глумливыми насмешками. Грешница! Дура! Проститутка! Ей указывали на ее грехи, чтобы унизить, пнуть, уязвить. Так легко обидеться, развернуться, уйти – но самарянка не уходит. Она верит, что этот таинственный человек указывает ей на ее грехи не за тем, чтобы унизить или посмеяться, а чтобы спасти.

Вера принимает обличение – потому что доверяет Тому, от Кого они исходят. И женщина не оправдывается, не спорит, не указывает на какие-то смягчающие обстоятельства – она признает: «Господи! вижу, что Ты пророк» (Ин. 4: 19) – и спрашивает о том, чье богопочитание истинное: иудеев или самарян.

И ответ Господа звучит неожиданно – неожиданно и для нее, и для современного читателя. Самарянка может ожидать тысячу первого раунда полемики между двумя религиозными общинами. Современный читатель ожидает чего-то вроде «да ладно, мы все поклоняемся одному Богу, на самом деле какая разница, на какой горе».

Но Господь не говорит ни того, ни другого. С одной стороны, между богопочитанием двух общин есть разница: иудеи правы, а самаряне неправы. Но с другой – то «спасение от иудеев», которое ожидалось, уже пришло. Оно здесь. Христос есть спасение. Теперь люди из всех народов будут поклоняться Господу в «Духе и истине», а не на той или другой горе.

Да, в этом богословском споре правы иудеи – но есть нечто бесконечно более важное. Вода Жизни, которую даст Христос тем, кто верует в Него. Речь здесь идет о Святом Духе, излияние Которого уже обещано Пророками: «Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих» (Ис. 44: 3).

И мы видим, как происходит чудо: женщина униженная и презираемая, которая не смеет прийти к колодцу с утра, чтобы лишний раз не попасться никому на глаза, обретает величайшее достоинство и дерзновение. Она «оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин. 4: 28–29). И в ее свидетельстве есть что-то настолько могущественное, что люди не могут от нее отмахнуться. «Они вышли из города и пошли к Нему» (Ин. 4: 30).

Самарянка – бедная грешница, но грешница, на которую взглянул Бог, и ее жизнь полностью переменилась. Она не отвернулась от этого взгляда, не оскорбилась на обличение, и спасение достигло ее – и через нее многих других.

Похожая притча

В предыдущих статьях мы говорили о жене Понтия Пилата Клавдии Прокуле и юноше, убежавшим нагим от воинов в Гефсиманском саду.

Сегодня пойдет речь еще об одном безымянном персонаже Нового Завета - " Самарянской женщине" , с которой Господь Иисус долго беседовал возле колодца Иакова в Самарии , когда возвращался из Иудеи в Галилею.

Это происходит между первой и второй Пасхой общественного служения Господа Иисуса Христа. Позади изгнание торгующих из храма (Иоан.2:13-25), тайная беседа с Никодимом (Иоан.3:1-21), заключение Иоанна Предтечи в темницу (Матф.14:3-5; Мар.6:17-20). Добрый Пастырь из Иудеи возвращается в Галилею через Самарию . В городе Сихарь у знаменитого колодезя Иакова (из которого пил и сам Иаков и дети его, и скот его) около шестого часа (в полдень) Он к величайшему удивлению учеников (Иоан.4:27) и вступает в беседу с " женщиной Самарянской ". Эта беседа очень пространна. Приводим для наглядности только её начало:

"Надлежало же Ему проходить через Самарию. Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. " (Иоан.4:4-10).
В. И. Нестеренко. Христос и самарянка. Фрагмент. Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя. Изображение взято в открытых источниках. В. И. Нестеренко. Христос и самарянка. Фрагмент. Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя. Изображение взято в открытых источниках.

Каково содержание беседы Иисуса Христа с самарянкой? Согласно Иоанну, эта беседа представляет из себя целый ряд отдельных тем, связанных единым мотивом - спасения человека . Сначала Иисус беседует с женщиной об обычной воде . Затем - о Воде Жизни , "текущей в жизнь вечную " (Ин.4:14). Потом - о всеведении Господнем. После этого - о месте и способе поклонения Богу. И, наконец , - о Себе Самом , как о Христе и о Мессии. Ибо на вопрос женщины о том, не Он ли Христос, Иисус прямо свидетельствует: " Это Я, который говорит с тобой " (Иоан.4:26).

Беседа Иисуса Христа с самарянкой поражает , во-первых, обилием Откровений Божиих (здесь Он говорит о Себе и как о Воде Жизни, и как о Христе, и как о Мессии). Во-вторых, - профессиональным искусством Великого Рыбаря (Христа), Который " уловил оказавшуюся у колодца самарянку. и послал ее, уверовавшую, провозглашать самарянам силу Своего Божества " (Феолипт Филадельфийский. Оглашения. Оглашение 4). Наконец, в-третьих, загадочностью уловленной у колодца рыбы (то есть женщины), которая промыслительно попадает в сети Царства Небесного .

Кто же она такая - эта женщина у колодца? Почему ученики удивились, увидев ее беседующей с Иисусом? Зачем женщина выходит к колодцу в полдень , когда за водой никто не ходил? Что нового она узнает у Христа? Как ее зовут и что с ней стало потом? Давайте разбираться.

Загадка №1. Кем была женщина у колодца? Ответ очень прост: женщина была самарянкой или " женщиной Самарянской " (Ин.4:9). Нам, скорее всего, невдомек, что это значит. А вот в I в. н. э. любой житель Палестины прекрасно знал, что " Иудеи с Самарянами не сообщаются " (Ин.4:9). Потому что у этих людей были серьезные вероучительные расхождения . Ибо иудеи признавали все книги Ветхого Завета. А самаряне - только Пятикнижие Моисеево (так называемое "Самарянское Пятикнижие").

Кроме того, иудеи презирали самарян за нечистую кровь . Поскольку после завоевания Израиля Ассирией и насильственной депортации израильтян последние вопреки Закону Моисееву (Лев.5:2) смешались с местным населением и превратились (в глазах иудеев) в " грязнокровок ". На основании всего этого иудеи гордо считали самих себя "православными", а самарян - "сектантами". Самаряне в гордости от иудеев не отставали. Для оправдания своей веры самаряне возвеличили гору Гаризим , на которой Моисей повелел читать Закон (Нав.8:33-35). И в споре с иудеями о том, кто прав, уповали на силу обычаев. Не случайно самарянка в разговоре с Иисусом апеллирует к авторитету традиции, когда говорит: "Отцы наши покланялись Богу на этой горе"(Ин. 4:20).

Загадка №2. Почему ученики удивились разговору самарянки с Иисусом? Здесь все непросто. К моменту встречи Христа с самарянкой у колодца Иакова взаимоотношения самарян и учеников Христовых (именно учеников , а не абстрактных иудеев) находились в состоянии вялотекущего конфликта . Или большой неприязни . Согласно Евангелию от Луки, самаряне однажды не приняли Христа в селение (Лук.9:53). А сыновья Зеведеевы (апостолы Иаков и Иоанн) в ревности о славе Божией хотели за это низвести на неразумных самарян огонь с неба (Лук.9:54).

Сам Христос до встречи с самарянкой у колодца (то есть в 1 год Своего общественного служения) заботился только о погибших овцах дома Израилева . Ибо совсем недавно сказал ученикам: " На путь Самарянский не ходите " (Матф.10:5). Потому ученики и удивились , увидев Любимого Учителя, беседовавшего с самарянкой. Они нашли в этой беседе явное противоречие с прежними наставлениями Иисуса. Возможно, кто-нибудь из учеников вообразил сцену флирта. Со стороны женщины (ибо судьба Ревекки и Исаака решалась у колодца; там же Иаков поцеловал Рахиль).

Между тем, Христос беседой с самарянкой желал показать изменение Его Промысла о всех самарянах, уже призванных в Царство Небесное. Он знал заранее, что " она уверует и будет причиной того, что уверуют многие " (Евфимий Зигабен. Толкование на Евангелие от Иоанна).

А вот ученики Христовы, не обладая даром духовного рассуждения, этого не поняли. Потому они и удивились, оставив при себе невысказанные вопросы : " Чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? " (Ин.4:27).

Читайте также: