Притча о рыбке из мультфильма душа смысл
Обновлено: 22.12.2024
Добрые мультики на глубокие темы – особенность Pixar. «Душа» продолжает эту традицию, рассказывая историю души умершего музыканта, которая пытается вернуться к земной жизни и знакомит с ней новую душу, не желающую жить на Земле. Режиссерская работа главы Pixar, автора «Вверх», «Головоломки» и «Корпорации монстров».
Школьный учитель музыки Джо Гарднер получает работу мечты в джаз-бэнде. И тут же умирает. Но его душа сопротивляется смерти и вместо «Великого Запределья» (Great Beyond, загробная жизнь), где заканчивается путь, попадает в «Великое До» или «Семинар «Ты» (Great Before) – место, где новые души обретают свои наклонности, прежде чем отправится на Землю и соединиться с телом. Там Джо оказывается в группе менторов, отвечающих за искру (изюминку характера), и ему достается самая капризная Душа 22 (это ее имя). Она не хочет земной жизни и уже успела свести с ума души Ганди, Линкольна и Матери Терезы, которые были ее наставниками.
«Душа» начинается как история борьбы за мечту, затем перерастает в мотив поиска себя (искры) и продолжения жизни в другом человеке (душе), а в итоге доходит до понимания ценности жизни и принятия смерти. Главный герой проходит эти стадии минимум дважды. Он начинает, как наставник (школьный учитель), затем находит себя (его зовут в джаз-бэнд), после чего умирает. И уже душа Джо становится наставником и находит себя, но уже на новом уровне. А вот Душа-22 хочет оставаться внутри своей коробки, разгадывая судоку и коллекционируя бейджи бывших менторов. Она даже готова «пропустить жизнь», передав свой пропуск в мир чувств и ощущений. Ее развитие начинается в момент выхода из зоны комфорта.
До «Души» Pixar создавал физических героев: людей, антропоморфные игрушки и машины, животных, мифических существ и монстров. Здесь же пришлось делать анимацию эфемерного, вроде эмоций в «Головоломке», только там их внешность базируется на стереотипных моделях поведения. «Душа», объединяя разные культурные и религиозные представления о душах, создает новый мир и расширяет грани вселенной Pixar (если она все-таки существует и функционирует по единым законам).
Чтобы уйти от культурных противоречий и чувственных реакций, мы избежали изображения загробной жизни («Великого Запределья»), ведь большинство религий имеют свои взгляды на нее. Вот почему мы создали мир «Великого До», мы чувствовали, что это нейтральная территория
Дана Мюррей продюсер «Души»
Самое смешное в мультфильме – 5-секундные флэшбеки с душами известных учителей Души-22: Линкольн обсуждает свое место на одноцентовой монете, Карл Юнг затирает про подсознание, а от души Марии-Антуанетты, естественно, осталась только голова. Это одновременно и ирония над историческими персонажами и дань уважения их достижениям и характерам (они все-таки заслужили передавать свои знания, а не сразу отправились в Запределье, как заурядные души). Есть и совсем узкие шутки, например, про команду НБА «Нью-Йорк Никс», существующую в пузыре между физическим и духовным миром и кайфующую от этого. А еще «Душа» делает отсылку на фильм братьев Коэн, предлагая свое объяснение того, зачем на самом деле музыкант-аутсайдер Льюин Дэвис, шатаясь по городу, таскал за собой кошку.
Для мультипликатора Пита Доктера «Душа» - это уже четвертый режиссерский проект. До этого были «Корпорация монстров» (2001), «Вверх» (2009) и «Головоломка» (2015). А еще он писал сценарий для первых двух частей «Истории игрушек» и «ВАЛЛ-И». Уже сейчас Пит Доктер – один из самых влиятельных аниматоров в истории, он пришел в Pixar в 1990, а с 2018 года возглавляет ее как креативный директор (Chief creative officer), после ухода Джона Лассистера из-за скандала, связанного с обвинениями в харрасменте.
Но мультфильмы Pixar – исторически командные произведения. «Душа» придерживается тех же принципов, поэтому ее полноценным соавтором является Кемп Пауэрс – автор пьесы «Одна ночь в Майами» о встрече Мохамеда Али, Малкольма Икс, Сэма Кука и Джима Брауна. Фильм по этому тексту получил три номинации на «Оскар-2021», среди которых за лучший адаптированный сценарий. Для Пауэрса «Душа» - дебют в мультипликации, первая режиссерская работа, и очень личная. Внешне – он копия главного героя, но все же не является прототипом.
В Джо безусловно много моих черт. Но нельзя сказать, что он это я, в нем много и от других авторов. Просто, я думаю, что некоторые мои черты наиболее очевидны. Темнокожий мужчина средних лет из Нью-Йорка, который начинает путь артиста – это мне очень знакомо
Кемп Пауэрс режиссер и сценарист «Души» Авторы «Души»: Пит Доктер, Дана Мюррей и Кемп ПауэрсДжо Гарнднер – первый темнокожий протагонист студии Pixar. Но это не жест в сторону новой толерантности, а сюжетная необходимость – многое в «Душе» связано с джазом. Повседневная интерпретация этого музыкального жанра – ответ на ключевой вопрос мультфильма о смысле жизни. В оригинале главного героя озвучивает Джейми Фокс («Рэй», «Джанго освобожденный»), а Душу-22 – Тина Фей (автор и ведущая шоу «Студия 30»).
Из-за рода деятельности главного героя, музыка играет важную роль в «Душе». Порой мультфильм напоминает мюзикл (возможно, это влияние Disney, которая владеет Pixar и традиционно насыщает свою мультипликацию песнями и танцами). Джазовые партии к «Душе» (земной мир, Нью-Йорк) написал джазмен Джон Батист. За остальное музыкальное оформление (мир душ) отвечает любимый Дэвиду Финчеру дуэт композиторов Трент Резнор и Аттикус Росс («Социальная сеть», «Исчезнувшая», «Манк»). На «Оскаре-2021» в категории «лучший саундтрек» эти двое представляют сразу два работы - «Манк» и «Душу». Мультфильм еще претендует и на лучший звук.
Джаз был связан с анимацией еще тогда, когда звук только появился. Они органичны друг другу
Пит Доктер режиссер и сценарист «Души»Вместо концепта «искры» в сценарии изначально использовали термин «почему» (Why). Однако после нескольких фокус-групп остановились на «искре» как менее абстрактном понятии. Слово «почему», возможно, точнее отражает идею, ведь искра – это последняя часть души, без которой попадание на Землю невозможно, а не обязательно предрасположенность, склонность к какой-то деятельности . Т.е. душа не может попасть на Землю, не зная «почему».
60 дней фильмов и сериалов по промокоду DTF60 Забрать 21 комментарий Популярные По порядку Написать комментарий.вопросы о ценности жизни
Да не такой уж вопрос. Всё довольно очевидно.
Жизнь 22 ценнее чем жизнь Джо. Но так и быть, устроим хэппи энд чтобы детишек не расстраивать.
Джо Гарнднер – первый темнокожий протагонист студии Pixar. Но это не жест в сторону новой толерантности, а сюжетная необходимость – многое в «Душе» связано с джазом
А что в мульфильме связано с Джазом? Разве что тот факт что там делают словесный упор на его импровизационную составляющую. И как бы это можно попробовать увязать с посылом о смысле жизни и итоговым выводом. Но если просто выкинуть эту фразу проимпровизацию, то легко можно заменить на любое другое музыкальное направление, и смысл не изменится. "Зона" и прочие душемвные состояния по фильму присущи вообще всему.
Но есть куда лучшее объяснение того почему джаз. В фильме буквально слово в слово говорят что ДЖАЗ это музыка чёрных людей которую они выносили вопреки(?) угнетателям. Это говорит ему отец джо во флэшбэке. Джаз потому что темнокожий, темнокожий потому что.
после ухода Джона Лассистера из-за скандала, связанного с обвинениями в харрасменте.
Спасибо не знал. Я думал у пиксар sunshine & rainbow.
«Душа», объединяя разные культурные и религиозные представления о душах, создает новый мир и расширяет грани вселенной Pixar
Эмммм. Что простите? Сгребание всех религий одну гребёнку с Великом До и Великим После, а также то что души не существует на земле, вы называете объеденение всех религиозных культурных представлений?
прошлый их фильмы - Коко уже забыли?
А ещё на конвейере кроме англоговорящих только эскимосы и испанцы. Очень разнообразненько, согласен. ред.
Не моё мнение: выбран не просто джаз, а соул-джаз как страсть главного героя. Это направление джаза, построенного на импровизации. Получается игра слов, которая перекликается с названием и сюжетом фильма. Это уже отчасти придаёт смысл выбору авторов.
Ответить Осторожный коктейльНе знаю, откуда такой восторг у людей от мультфильма. Он неплохой, согласен, даже хороший, я ходил в кинотеатр и мне понравилось. Но нет такого, чтобы прям задумался, обсуждал, восхищался. Может я что-то не так понял?
Ответитьтакой восторг у людей от мультфильма.
Большинство людей подкупает красивая картинка,вот и всё, никаких глубинных смыслов они не понимают. Они, конечно, будут кричать, что какой классный мульт о смысле жизни и он заставил их задуматься, но начинаешь с людьми более углубленно его обсуждать, и на тебя смотрят стеклянными глазами. ред.
Сам в ступоре был от того, что в нём нашли? Заурядный сюжет. Более-менее нормальное объяснение нашёл в обзоре от канала Эпизоды. ред.
Ответитьчто в нём нашли?
Да и в нём нет ничего, но многим же хочется показать себя интеллектуалами, вот и цитируют первый попавшийся обзор из кинопоиска. Мало кто учитывает, что нужно смотреть больше одного мультфильма в год, чтобы начать видеть, есть там глубинный смысл или нет.
Раздражают такие псевдоинтеллектуалы. Иногда, когда не понятно, начинаю смотреть обзоры пачками и только потом решаю, соглашаться с ними или они просто пустые и льют воду.
Ответить ОтветитьПосле Тайны Коко этот мульт ну совсем никакой.
ОтветитьСоветую ещё Книгу Жизни посмотреть, если ещё не делали этого, она мне даже ещё больше понравилась, чем Коко.
ОтветитьКнига жизни шикарна, и очень жаль, что многие о ней даже не знают(
ОтветитьНе слышал даже об этом мульте. Но спасибо за совет!
Ответить Открытый калькуляторЧто касается визуальной составляющей, ну, конечно, я преувеличиваю, но вот по ощущениям, будто половину времени я смотрел на этих колобков-касперов с глазами и персонажей а-ля скрепка-помощник из ms office на не менее абстрактном фоне, ну как на пикче ниже. Для студий с более чем полувековой историей такая картинка, ну, не самое выдающееся достижение, давайте будем честны.
Персонажи не вызвали никакой симпатии, никакой привязанности, скорее наоборот.
История/сюжет просто скучны и мульт, скорее, пытается порассуждать о каких-то банально-риторических вещах - что такое жизнь, как найти себя в этом мире, для чего мы существуем и т.п., но делает это так примитивно и стерильно, чтобы никого не задеть и не обидеть, что возникает какое-то чувство неловкости даже от всего происходящего.
И, пожалуй, основная проблема происходящего в том, что в основе всего лежит огромнейшее допущение о наличии души, с помощью которого происходящему попытались придать хоть какой-то смысл и заставить этот мир работать. Не получилось, простите.
А на все это еще и накладываються вот эти сомнительные эпизоды с траволатором, вышибанием из тела одних душ другими и т.д. Понимаете ли, в хороших произведениях, тоже есть основополагающие принципы, благодаря соблюдению которых и работает созданный мир - какие бы ни были зомби/зараженные, например, быстрые, как в 28 дней/недель спустя, или флегматично-обычные, я как зритель понимаю, что они не способны к сложному, рациональному поведению, они не смогут разогнать грузовик чтобы проломить ворота форта с выжившими, они не возьмут заложников чтобы выманить остальных, не притворяются доставщиками пиццы, они не ведут пространные разговоры о будущем человечества перед употреблением жертв в пищу - иначе, Тепло наших тел и прочие Рассветы мертвецов, где не до высоких тем и смыслов.
Что такое «искра»
«Искра» — это не призвание. Это не то, чем мы должны заниматься всю жизнь. Писатель, почувствовавший тягу к тексту в 5 лет, и потративший еще 40, чтобы начать продаваться — это не человек, который посвятил себя «искре». А значит и Джо — тоже.
Они просто упорные, одержимые люди. В чем-то они сами себя убедили, что-то действительно было правдой. Но писательство и джаз — это не «искры».
Они появлялись у Душ тогда, когда те кайфовали. Проникались эмоциями, которые может подарить жизнь. И не важно ЧТО ИМЕННО их подарило. Важен сам факт присутствия этих эмоций.
Это и есть «искра» — способность человека жить. Именно поэтому без нее не пускали на Землю. По сути, не давали существовать без способности это делать.
Как «искра» преподносится в первой половине мультфильма
Поначалу все выглядит так: ни один человек не может родиться без «искры». Музыка, футбол, маркетинг, космонавтика, преподавание, — что угодно, но оно есть.
Одновременно с этим, большинство людей занимается чем-то посторонним. Чаще всего — максимально отдаленным от «искры».
Однако, Джо, несмотря ни на что, продолжает штурмовать джаз. Не отходит от курса «достижение мечты» даже под грозным взглядом матери. Упорствует, хотя позади — огромная часть его жизни. А в ней — ничего.
Десятилетиями Джо сидел за пианино и думал: «Еще чуть-чуть и я добьюсь своего. Квартет, выступления, фанаты. Настоящая жизнь».
Какие характеры сталкивает мультфильм
Джо увлечен своим делом и мечтой. А в реальности — преподает музыку детям, для которых это всего лишь урок.
Двадцать вторая — буквально, 22-й по счету человек, который должен был родиться на Земле. Но ей совсем не хочется. И поэтому она — душа, у которой нет ни дела, ни мечты. А без них на Землю нельзя.
Сюжет сводит их в месте, и мечтатель Джо помогает апатичной Двадцать второй найти свою «искру».
Вок, который едят везде
Из мультфильма в мультфильм ездит не только грузовик, но и вок: коробочка с китайской едой мелькала в «Корпорации монстров» (из неё выскакивала Бу) и «Рататуе» (чиллилась в холодильнике Лингвини):
Кадр из мультфильма «Душа»
Похожая притча
Как найти смысл жизни? Нужно ли его искать? Что это вообще такое — смысл жизни? А может, и вовсе нет никакого смысла?
Доктор Боргенссон
Просто проведя по бейджику доктора Боргенссона, детского психолога, Джо может выдать себя за него. 22 не верит, что Джо не Боргенссон, и показывает герою Зал, где, словно слайд-шоу, показаны значимые события из жизни человека. В Зале мелькает статуя «Партнёры» доктора с ребёнком — пасхалка на Диснея с Микки Маусом.
Статуя и её прототип. Диснейленд и кадр из мультфильма «Душа»Почему Джо отказался от жизни
— Одна наивная рыбка подплыла к мудрой рыбке и говорит: «Как найти то, что зовут океаном?». «Океаном? — повторила та. Ты в нем, мы в нем живем». «Это? — удивилась рыбка. Это вода, а я хочу — в океан».
Джо все-таки добился исполнения мечты. Он ожидал изменений и даже спросил: «Что дальше?». А потом узнал, что теперь, вместо школьных уроков, он каждый день будет играть в баре. Все.
Его жизнь не поменялась. Он остался тем же Джо, в той же квартире и с тем же прошлым. У него все еще нет семьи и планов. Более того — теперь нет даже мечты. Продолжать играть дома? А зачем, если он и так в квартете? Что теперь делать? Кто он такой?
Именно это осознал Джо в финале картины. Он понял, что никогда не знал, для чего живет. А еще — что это знает Двадцать вторая. И поэтому отдал ей право на жизнь именно в тот момент, когда получил то, что хотел. Оказалось — иллюзию.
За что Душа получает «искру»
Каждая Душа заполняет набор из характеристик будущей личности: характер, особенности, предпочтения и — «искру». Все, кроме нее, Души получают автоматически, наугад. А для «искры» нужны наставники — те, кто уже прошел жизнь.
«Искра» всегда заполняется в последнюю очередь.
Как это выглядит: Душа с наставником ходят в «зале всего сущего, где собраны все источники земного вдохновения. А может быть, в зале нашего самосознания — хранилище самых ярких моментов нашей жизни».
В какой-то момент Душа проникается стрельбой из лука или сценой успеха ее наставника — чем угодно. И получает «искру».
Обратите внимание на картинку выше. «Искра» — это буквально, искра. На ее месте не появляется стрельба из лука или адвокатский успех. Просто искра.
Очень много Джерри
Мы не про отца Морти — в Мире После живут советники Джерри, говорящие голосами разных актёров. Концептуально это похоже на короткометражку «Игра Джерри» 1997 года, где главный герой сам с собой разыгрывает партию в шахматы. Аниматором картины выступил как раз-таки Пит Доктер. Короткометражка забрала «Оскар» в 1998 году.
Кадр из мультфильма «Душа»
Pixar — планета пиццы
У мультфильмов Pixar есть ещё кое-что общее (кроме наших с вами слёз): грузовик «Планета пиццы». Он привозит заказы в «Истории игрушек», «Тачках», мелькает в «Приключениях Флика» и даже «В поисках Немо». Ещё один грузовик появляется в Зале Всего, где можно разглядеть также здание из «Тайны Коко», дирижабль из «Вверх» и колесо обозрения из «Истории игрушек».
Кадры из мультфильмов Pixar с грузовикомРядом с аттракционом незаметно скрывается вывеска с номером «А 113» — ещё одна вечная отсылка Pixar. Она была на камере героя из «В поисках Немо», мелькала в «Тачках», «Головоломке» и других проектах. Это, кстати, не совсем внутренняя пасхалка студии: в Калифорнийском институте искусств это был номер аудитории, где учились Тим Бёртон и Брэд Бёрд.
Похожая притча
23 февраля 2021 г. мы со старшим сыном Матвеем сходили на анимационный фильм "Душа". Матвею 8 лет и мультфильм его совсем не зацепил. Хотя по указанным возрастным ограничениям он рассчитан на его возраст и старше. Но я бы не стала показывать эту картину детям младше 15 лет. Ибо им пока будет сложно понять такую глобальную проблему человечества как поиск своего предназначения и смысла жизни вообще.
В своей статье я не буду рассказывать содержание мультфильма, чтобы не лишать тех, кто его не смотрел, возможности увидеть все своими глазами. Я лишь расскажу об основной идее картины, как я ее поняла, а также о том, почему этот, не побоюсь слова, киношедевр должен посмотреть каждый. Саму идею мы оставим на десерт, а для начала поговорим о том, почему этот кинопроект обязательно войдет в элиту анимационной мультипликации.
Общие сведения о мультфильме:
Год производства: 2020 г.
Жанр: семейный анимационный фильм, фэнтези,
Режиссеры: Пит Доктер, Кем Пауэрс
Сценаристы: Пит Доктер, Кем Пауэрс, Майк Джонсон
Продюсер: Дана Мюррей.
Художники: Стив Пилчер, Пауль Абадилья, Берт Берри.
Джазовые композиции и аранжировки: Джон Батист
Основной саундтрек - Трент Резнор и Аттикус Росс («Социальная сеть») из группы Nine Inch Nails
Время: 106 минут.
Рейтинг на КиноПоиске : 8,3.
Первый фильм киностудии Pixar с персонажем-афроамериканцем в качестве главного героя.
О создателях мультфильма "Душа".
Любой фильм - это результат работы целой команды. И от того, кто входит в ее состав, зависит качество конечного продукта. Состав создателей мультфильма "Душа" поистине душевно-звездный. Я не буду рассказывать обо всех создателях картины. Остановлюсь только на самых ярких участниках проекта, о которых просто нельзя не рассказать широкой общественности.
О режиссере картины Пите Докторе.
Анимационный фильм "Душа" снимали два режиссера - Пит Доктер и Кэмп Пауэрс.
Пит Доктер Пит ДоктерПит Доктер (1968 г.) - это американский режиссер, сценарист, продюсер, мультипликатор и актер озвучивания, неоднократный обладатель премии "Оскар". Он, можно сказать, всю свою жизнь посвятил анимации. И не просто анимации, а анимации со знаком Pixar. В этой компании он начал работать с 1990 г. , когда ему был 21 год. В 2018 году Доктер получил место креативного директора Pixar. Но, несмотря на руководящую должность, он принимал активное участие в разработке мультфильма «Душа». Сам себя он называет «малыш из Миннесоты, который любит рисовать мультфильмы». За годы работы в Pixar он приложил руку к созданию многих известных нам мультфильмов. В его фильмографии следующие картины:
- 1995 — «История игрушек»
- 1999 — «История игрушек 2»
- 2001 — «Корпорация монстров»
- 2008 — «ВАЛЛ-И»
- 2009 — «Вверх»
- 2015 — «Головоломка»
- 2020 — «Душа».
Доктер несколько раз номинировался на премию "Оскар" и два раза побеждал в категории "Лучший анимационный фильм" - в 2010 г. за картину "Вверх", в 2016 г. за картину "Головоломка". Поэтому человек снявший вышеуказанные шедевры, просто не мог создать некачественный мультфильм.
Что интересно, идею картины режиссер вынашивал 23 года. Толчком к ее появлению стало рождение сына Ника. До этого момента Доктер считал, что личные качества развиваются через взаимодействие с другими людьми. Однако на примере сына, который сразу стал проявлять свой характер, он понял, что мы все рождаемся уже с каким-то определенным набором черт. Наблюдая за развитием маленькой личности, Доктэр все больше задумывался о становлении человеческой души и сущности бытия.
"Мне всегда казалось, что человек развивается постепенно, взаимодействуя с окружающим миром, но в то же время было очевидно, что все мы рождаемся с особенным, уникальным ощущением самих себя. В нашей истории каждый человек рождается с душой. Но эти души не возникают из ниоткуда неподготовленными, они тренируются, приобретая характер и свои личные интересы» (Пит Доктэр)
О джазовом консультанте Джонатане Батисте
Основа мультфильма - это джаз. Именно в джазе главный герой Джо Гарднер видит мечту и смысл существования: Музыка – вот истинная причина, что позволяет обрести настоящего себя».
И при просмотре фильма понимаешь, сколь серьезная работа была проделана над тем, чтобы аудиально и визуально передать волшебную магию джаза для зрителей всех уровней музыкального восприятия, сохранив при этом его сложную многогранную красоту.
Создатели не могли выбрать лучшего консультанта, чем Джонатан Батист.
Джонатан Майкл Батист (родился 11 ноября 1986 г.) - американский мультиинструменталист, музыкальный продюсер, руководитель оркестра, телеведущий, актер, педагог. Он записывался и выступал с артистами в различных музыкальных жанрах (Стиви Уандер , Принс , Уилли Нельсон , Ленни Кравиц , Эд Ширан и Мавис Стейплс ), выпустил свои собственные записи и выступил более чем в 40 странах. Батист регулярно гастролирует со своей группой Stay Human и является музыкальным руководителем The Late Show with Stephen Colbert , The Atlantic, креативным директором Национального музея джаза в Гарлеме, занимает должность музыкального директора в издательстве «The Atlantic».
Природная джазовость Батиста стала основой всего мультфильма, как в музыкальном, так и в эмоциональном плане. Не зря зритель неоднократно слышит слово "джаз" в непривычном словесном обороте - "джазую", "джазовать". И под этим понимается не музыкальное действие, а та жизненная импровизация, которая и составляет основу джаза. Один из главных героев - душа № 22, попадая на Землю, не живет, она джазует, растворяясь в незнакомой жизни и получая удовольствие от всего, что видит вокруг. И жизнь волшебным образом становится удивительно воздушной и эмоционально наполненной.
Но чтобы зрители смогли не только услышать, но и увидеть магию джаза, художниками-мультипликаторами была проделана огромная работа по созданию внешнего образа музыки. Создателями изучалось огромное количество джазовых видеозаписей для понимания сути музыкальной игры, которая рассматривалась до мельчайших деталей. Не зря зрителям показывается игра музыкантов словно под микроскопом: плывущие по клавишам словно по волнам руки пианиста Джо Гарднера, лицо Доротеи Уильямс, когда она играет на саксофоне, с раздутыми от напряжения щеками, каплями пота, стекающими по вискам. Все напряжение и невесомость джаза была передана в нескольких кадрах.
О реалистичности истории картины
Реальность рождает реальность. Большинство из нас всегда с особым интересом относятся к произведениям, основанным на реальных событиях. Потому что они всегда живые, наполненные человеческими лицами и судьбами, которые делают картину настоящей.
И у главного героя Джо Гарднера есть реальный прототип - школьный учитель музыки Питер Арчер, который в июне 2020-го ушел на пенсию после 34 лет работы в одной из школ Нью-Йорка. Режиссеры мультфильма не только вдохновлялись Питером при создании Джо Гарднера, но и попытались показать класс, в котором работал Арчер. В своем интервью он рассказал, что Пит Доктер постоянно у него спрашивал: «Правильно ли я это понял? Верно ли тут?» Вместе с командой он даже приехал делать замеры помещения в школе. Поэтому Pixar удалось максимально реалистично передать детали живой истории.
Справа - Питер Арчер Справа - Питер АрчерА вот теперь мы подошли к главному - в чем же основная идея мультфильма?
Об идее картины
Если говорить в двух словах, то по моему мнению, эта картина показывает извечную и известную всем истину, о которой большинство из нас забыли или предпочли забыть под давлением жизненных обстоятельств. Истина заключается в том, что у каждого есть свое предназначение, свой дар, своя уникальность, которую не просто найти, но без чего жизнь души никогда не начнется на Земле. Не зря в мультфильме помимо главного героя есть второй по значимости персонаж - душа № 22, которая вот уже 1000 лет не может попасть в человеческий мир. 1000 лет она безрезультатно ищет свое предназначение. И пока оно не найдено, двери на Землю перед нею закрыты. И даже сам номер - 22 в сравнении с девятизначными номерами других душ, уже отыскавших свой путь, показывает, как много времени может занять поиск.
Кадр из мультфильма. Слева душа. , справа - душа № 22. Кадр из мультфильма. Слева душа. , справа - душа № 22.Но картина не ограничивается одним лишь поиском предназначения. Она показывает проблему в куда более глобальном масштабе. На протяжении всей ленты мы видим как сложно найти свое предназначение, но как еще сложнее пронести его через всю жизнь, сделав основой своего существования. И если вдруг случается, что истинная сущность расходится с реальной действительностью, то связь тела и души начинает ослабевать, пока совсем не теряется на фоне огромного мира. И тогда тело живет на Земле, а заблудшая душа бесцельно блуждает в астральном мире, пытаясь отыскать начало, с которого началась ее жизнь.
Но тело не может жить без души, как душа не может жить без смысла. Запертая внутри физической оболочки, она мучается от того, что не живет, а существует. А с нею мучается человек, потому что именно душа составляет основу жизни. Эта бестелесная неизвестная нам оболочка, которую мы никогда не видели, но всегда чувствуем. И удаляясь от рождения, мы с каждым днем все меньше слышим ее голос, но все больше ощущаем ее боль.
Но даже когда казалось бы проблема души и тела высказана полностью, в самом конце мультфильма режиссеры выводят тему смысла жизни на Вселенский уровень. Они показывают задумавшемуся зрителю то, что достижение гармонии души и тела основано не только и не столько на следовании за своей душой. Душа во всем, что нас окружает. Она в каждом моменте, в каждом проявлении жизни, которая прекрасна сегодня и сейчас. И счастье заключается в том, чтобы идя за своей мечтой, не забыть радоваться жизни каждую минуту, превращая саму жизнь в одну большую и бесконечную мечту. И эту истину главному герою показала душа № 22. Она не могла найти свое предназначение, потому что просто любила жизнь во всех ее проявлениях. Для нее счастье было основано не на чем-то конкретном, а на самом факте познания, наполняющего нашу жизнь постоянным смыслом. И когда душа № 22 спрашивает у главного героя Джо Гарднера: "Может мое предназначение гулять и смотреть на звезды?", Джо по человечески стандартно отвечает ей: "Нет, это не само предназначение, это просто жизнь. " А для это души жизнь и была тем предназначением, ради которого мы все приходим в этот мир. Просто жить и радоваться каждому мгновению. И вот эта ошибочная нацеленность главного героя не на жизнь, а на сам факт достижения мечты, и приводит его к эмоционально-пустому финалу. Когда главного мечта Джо Гарднера исполняется, он стоит опустошенный, и не понимает, где то долгожданное переполняющее душу счастье, о котором он так мечтал в самом начале пути.
Лампа, но не Аладдина
В Зале Всего мелькает и символ самой студии — неугомонная лампа Pixar. Правда в мультфильме она не пытается вытеснить букву I:
Кадр из мультфильма «Душа»
Крыса&Пицца
Пасхалки посвящены не только известным мультам и личностям, но и легендам роликам на YouTube: так, например, известная крыса, укравшая пиццу, появляется в «Душе». Джо в теле кота ворует кусок для 22, но так делает не он один: уличный крыс тоже собрался пообедать.
Кадр из мультфильма «Душа»
Реверсивная пасхалка
Кроме отсылок к прошлым работам студии, есть ещё сюрприз на будущее: на одном из уличных постеров виднеется приглашение в Порто Россо. Это вымышленный городок, где будут разворачиваться действия грядущего проекта «Лука». Мультфильм выйдет в июне этого года.
Конечно, если разглядывать ещё внимательнее Зал Всего или комнату 22, возможно, мы отыщем несколько дополнительных пасхалок. Если вдруг вы заметили ещё какие-то, присылайте их в комментарии. А если ещё не посмотрели «Душу» — не бойтесь потратить на неё свободное время.
В свободное от работы время я смотрю мультсериалы и опять думаю про работу, да что ж такое
Похожая притча
До российских кинотеатров добралась «Душа» Пита Доктера, которая встряхнёт вас, вывернет наизнанку и научит заново мечтать. Мультфильм получился замечательный по сюжету и вайбу; мы подробно рассказывали, зачем вам стоит его посмотреть. Но кроме масштабных задумок, которые удалось осуществить создателям, в «Душу» вложили незаметные пасхалки. Открываем потайное дно из отсылок к известным людям и кинокартинам.
Известный мяч
В своём тайном жилище 22 коллекционирует вещи, позаимствованные из Зала Всего. Среди них — игрушечный мяч родом из короткометражки «Люксо-младший» 1986 года, которую выпустил Джон Лассетер. Именно там появилась культовая лампа Pixar.
Кадры из мультфильмов «Душа» и «Люксо-младший»Корпорация чисел
Вагон метро, куда заходят Джо и 22, приезжает под номером 2319. Точно такой же код был сигнализацией в «Корпорации монстров», который вводят при обнаружении разносчика смертельной заразы среди людей (носок тоже подойдёт). Неслучайно пасхалка отсылает именно к мультфильму 2001 года — то был режиссёрский дебют Доктера.
Кадры из мультфильмов «Корпорация монстров» и «Душа»Головоломная пасхалка
Ну и, вряд ли Пит Доктер, создавший «Головоломку», смог бы удержаться от пасхалок к ней. В прошлом мультфильме отец главной героини Райли работает в фирме Brang и носит её мерч. В «Душе» Джо едет в поезде метро с рекламой Brang. Бренд видно не до конца, зато показывают отрывки вроде слогана «А что принёс ты?» в кадре:
Кадр из мультфильма «Душа»Кураторы, которые не смогли
При встрече Джо с 22 мы видим флэшбеки с Николаем Коперником, Мухаммедом Али, Матерью Терезой и другими известными лицами — всем им не удалось подготовить душу к тому, чтобы занять своё место в мире людей, и приручить 22. Полный список имён превращён в бейджи, которые покрывают стену: здесь американский певец Джонни Кэш, мыслитель Конфуций, арабист Ян Ковальский, индийский деятель Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг-младший, Стивен Хокинг, Альберт Эйнштейн, Пабло Пикассо и многие другие.
Кадр из мультфильма «Душа»
Тут же имена тех, кого вы могли не знать — например, художника Marvel Comics Джека Кирби. Тут и работники Disney: один из бейджей посвящён Джо Рэнфту, сосценаристу «Истории игрушек», а другой Джо Гранту — художнику и сценаристу, которого мы знаем по «Леди и бродяге». Осторожно: разглядывать стену можно бесконечно; вы не заметите, как наступила ночь. А у нас впереди ещё много пасхалок!
Как «искра» Двадцать второй ломает это представление
А потом Двадцать вторая получает «искру» потому, что кайфовала от страха, травы, света, людских голосов и прогулок. Зрителю не показывают, в какой именно момент она ее получает. И не говорят, какое у Двадцать второй призвание.
Это не понятно и самому Джо, который так же, как и мы первую половину фильма, считал, что «искра» — это конкретный род деятельности:
— Джери, а можно узнать, в чем признание Двадцать второй?
— Простите?
— Ну, ее искра? Смысл жизни. В музыке, биологии, гулянии?
— Мы не прививаем увлечений, тем более — призваний.
— Мое вот — фортепиано. То, для чего я живу — моя искра.
— Искра — это другое. Совершенно. Вам бы, наставникам, все усложнять: «Призвание! Предназначение!». — все куда проще.
Что — если «искра» безотносительна? То есть неважно, как Душа получила ее: играя в теннис, готовя или кривляясь в костюме Ромео. Что — если назначение «искры» в другом?
Пасхалка к самой «Душе»
Начнём издалека — из мультфильма «Вперёд». Уже там нас ждал намёк на новый проект Pixar: в доме главных героев можно найти джазовую пластинку Доротеи Уильямс, с которой так хотел играть Джо в «Душе». Pixar вообще любит оставлять пасхалки на будущие мультфильмы: в «Корпорации монстров» одна из плюшевых игрушек — рыбка Немо.
Доротея Уильямс. Кадр из мультфильма «Душа»
Начнём с имени главной героини, которое выглядит как отсылка к психологическому возрасту или цифра, выбранная наугад. Всё может быть, но что 22 символизирует точно — это количество выпущенных полнометражных мультфильмов Pixar от «Истории игрушек» до «Вперёд». Следующей в списке идёт «Душа».
Что такое жизнь
Не важно, какой у тебя характер, увлечения и предрасположенности, если большая часть нашей жизни — это готовка еды, разговоры, перемещения, рутина, — обыденность.
Это и есть — жизнь. А не какое-то «предназначение». И если Душа не обретет способности кайфовать от обычного существования, то ей незачем даже рождаться.
Потому что обычное существование — и есть то, для чего мы рождаемся. Призваний не бывает. Двадцать вторая не получала «искру» как раз потому, что искала свое призвание. И не испытывала эмоций.
Но как только ее кинули в жизнь, она научилась ее жить. И получила «искру».
Разбор «Побега из Шоушенка»: почему сбежать было не трудно. И в чем настоящий конфликт фильма
Читайте также: