Притча о рабах ничего не стоящих

Обновлено: 14.11.2024

В притче о хозяине имения и работниках (Мф. 25 гл.) Христос говорит о деятельности христиан, которым доверен труд от Бога, – определенный вид служения в соответствии со способностями и силами человека.

Видя желание и дерзновение что-то делать во Имя Христа, Бог дает всё необходимое – таланты – огромный духовный капитал, который нужно вложить в дело Божье.

Когда труженик приступает к своему служению, он вдруг обнаруживает, что Бог хочет совсем не то от Свого работника, что он предполагал. Начинает понимать: собственных сил трудиться на ниве Божьей не хватает. Способы и методы труда – совсем не такие, к каким он привык в земной жизни. Для Бога важно, чтобы служитель умел принять Его наставление, руководство, используя могущественную силу Всевышнего, а не свою личную. Только тогда будет успех.

Апостол Петр, когда произошло исцеление хромого, произнес: "Мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит. Имя Его (Иисуса Христа – Ред. ) укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами" (Деян. 3, 12, 16).

Апостол Павел трудился и подвизался силой Его, действующей в нем могущественно (Кол. 1, 29). Причем силой, которая совершается в немощи (2 Кор. 12, 9), – плоти, души, духа.

Когда я немощен, тогда силен ( 2 Кор. 12, 10).

Пророк Иеремия в ответ на Божий призыв нести пророческое служение в сомнении молвил:
"О, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод. Но Господь сказал мне: не говори: "я молод"; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь . Не бойся их; ибо Я с тобою , чтобы избавлять тебя, сказал Господь. И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои". (Иер. 1, 6-9)

Добрый и смиренный раб признает, что всё совершаемое им происходит только благодаря Богу.

Но вот среди слуг находится такой, который ничего не сделал из порученного Хозяином имения, он возвращает талант: " Вот тебе твое " (Мф. 25, 25). Не сказано, что раб все потратил или растерял. Нет. Он просто ничего не стал делать. Одновременно слуга высказывает свои претензии и оправдания: "Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал". Да, он знал многое о Боге: то, что Он строгий (жестокий), что Он поручает сеять и приходит потом за урожаем. Работник хорошо знал все условия труда и согласился с этим. Ведь Бог никого не заставляет, но предлагает, призывает. И у каждого остается свобода выбора.

Хозяин называет такого служителя лукавым и ленивым рабом. Лукавство проявляется в том, что раб прекрасно знает, что он может всё в укрепляющем его Иисусе Христе, но не хочет. А не хочет из-за своей лени. Лень пойти по повелению Господа (для этого же нужно куда-то идти, ехать, деньги тратить), лучше сидеть дома; лень встать на молитву, ведь это часто бывает как подвиг – стоять в проломе за ближнего; лень помочь ближнему, когда он в беде, – ведь для этого нужно чем-то пожертвовать, от чего-то отречься. "Да что-то неохота, зачем мне это нужно?" Так и проходит вся жизнь: со словами Всевышнего на устах, но в бездействии и безразличии к делу Божьему.

В деле Божьем христианин начинает со своих усилий, показывая Богу, что он готов работать, – берется за плуг. И в этих усилиях начинает проявляться сила Божья. Бог подключается к нашей деятельности во славу Его. Человек начинает, а Бог вместе с ним продолжает и заканчивает.

Тем не менее Бог не выгоняет лукавого и ленивого раба из Своего виноградника, ожидая, когда тот очнется и оставит свою лень. Но, к сожалению, у многих происходит по слову Христа: "Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов" (Мф. 25, 30).

Негодная ни к чему соль выбрасывается (Мф. 5, 13). Какой трагический конец служителя с большим духовным потенциалом, мощными задатками, который так хорошо начал и так печально закончил. Он будет судим своими же устами (Лк. 19, 22), которыми возвещал о Божьей любви, Божьем Царстве, о грехе и воздаянии, о милосердии и сострадании. Он много что возвещал, но мало что сделал в подтверждении этого. Только говорил.

Как не жить в долг

В город на отдых приехал богатый турист. Оставив хозяину гостиницы в залог 100 $, он отправился осматривать номера. Владелец гостиницы берет деньги и бежит к мяснику отдать долг. Мясник, со 100 долларами в руках, бежит отдать долг за говядину фермеру. Фермер направляется к автомастерской отдать долг за ремонт. Хозяин мастерской бежит в местный магазин отдать долг за купленные вчера продукты. Владелец магазина галопом мчится к девочке, которая поставляла ему продукты в долг. Девочка, не медля ни минуты, отправляется к владельцу гостиницы и уплачивает долг за рекламу, которую вывесила на двери его отеля. В этот самый момент спускается турист и говорит, что не нашел подходящего номера, забирает свой залог и покидает гостиницу.

Мораль : никто ничего не получил, но весь городок теперь живет без долгов.

Джинн

Торговый представитель, секретарша и менеджер по дороге на обед нашли античную лампу. Потирают ее, и появляется Джин. Он говорит: -Я исполню по одному желанию каждого из вас.— Я первая, я первая!, — говорит секретарша. — Я хочу сейчас быть на Багамах, на катере, и не думать ни о чем. Раз, и она исчезает.— Теперь я, теперь я, — говорит торговый представитель. — Я хочу быть на Гавайях, отдыхать на пляже, с массажем, бесконечным запасом «Пина колады» и любовью всей моей жизни. Раз, и он исчезает.— Теперь твоя очередь, — говорит Джин менеджеру.— Я хочу, чтобы те двое вернулись в офис после обеда.

: Всегда давайте своему боссу высказаться первым.

Похожая притча

Один работник заходит к хозяину и спрашивает:— А почему ты платишь мне всего рубль в неделю, в то время, как Елисею — пятнадцать? Хозяин смотрит в окно и говорит:— Слышу, кто-то едет. Нам сена на зиму нужно купить.Выйди-ка, посмотри, не сено ли везут. Вышел работник. Зашел и говорит:— Правда, сено. — А не знаешь, откуда? Может, с Лукьяновских лугов? — Не знаю. — Так сходи и спроси. Пошел тот. Снова входит:— Точно, с Лукьяновских. — А сено какого укоса — первого или второго?— Не знаю.— Так сходи, узнай! Вышел работник. Возвращается:— Хозяин! Первого укоса!— А не знаешь, почем?— Не знаю.— Так сходи, узнай. Сходил. Вернулся и говорит: — Хозяин! По двадцать рублей.— А дешевле не дают? — Не знаю. В этот момент входит Елисей и говорит: — Хозяин! Мимо везли сено с Лукьяновских лугов первого укоса. Просили по 20 рублей. Сторговались по 17 за воз. Я их загнал во двор, сейчас разгружают.

Мораль : Хотите больше зарабатывать, старайтесь больше стоить.

Орел и кролик

Орел сидел на дереве, отдыхал и ничего не делал. Маленький кролик увидел орла и спросил: — А можно мне тоже сидеть, как Вы, и ничего не делать? — Конечно, почему нет, — ответил тот. Кролик сел под деревом и стал отдыхать. Вдруг появилась лиса, схватила кролика и съела его.

Мораль : чтобы сидеть и ничего не делать, Вы должны сидеть очень, очень высоко.

Похожая притча

Сказав это о вере, Господь присовокупляет и другое очень нужное учение. Какое же? Учение о том, что не должно гордиться совершенствами. Поскольку вера совершает многое и содержащего ее соделывает исполнителем заповедей, украшая его при сем и чудотворениями, а от сего человек легко может впасть в высокомерие; поэтому Господь предостерегает апостолов не превозноситься совершенствами, представляя прекрасный пример. "Кто, – говорит, – из вас имея раба» и прочее. Этой притчей объявляется, что не должно величаться никаким совершенством, ни даже исполнением всех заповедей. Ибо на рабе лежит необходимая обязанность исполнять приказания господина, однако же исполнение их не должно вменяться ему в совершенство. Ибо, если раб не будет делать, он достоин ран; а когда сделал, пусть довольствуется тем, что избежал ран, а не должен за это необходимо требовать платы. Ибо заплатить ему, особенно же подарить что-нибудь, зависит от великодушия господина. Так и Богу работающий не должен превозноситься, если исполнит заповеди, ибо он не сделал ничего великого. Напротив, если бы он не исполнил, ему было бы горе, как говорил апостол: «горе мне, если не благовествую!» (1Кор. 9, 16). Равным образом, если он получил дарования, он не должен ими величаться, ибо дарования даны ему по милости Божией, а не потому, будто бы Владыка был ему должен. Ибо особенный долг раба, по отношению к его господину, исполнять все его приказания. Если же мы не должны думать о себе ничего великого и тогда, когда соблюдем все заповеди, то, что мы такое бываем, когда не исполняем и малой части заповедей Божиих, да еще гордимся? Обрати внимание и на то выражение притчи, что прежде поставлено "пaшущего", а потом присовокуплено "пасущего". Ибо, кому бы то ни было, прежде нужно землю возделывать, а потом уже принимать в руки и пастырскую должность. Кто хорошо возделал свою плоть, как бы какую землю, тот достоин быть и для других пастырем. Ибо кто не умеет собственным домом управлять, как следует, тот как будет пещись о Церкви (1Тим. 3, 5)? Итак, прежде возделай самого себя, и тогда уже других паси, как и пророк Иеремия сказал: «распашите себе новые нивы» (Иер. 4, 3), а потом просветите себе свет разума, чем обозначается важнейшая часть пастырской должности.

Похожая притча

1–10. Наставления ученикам. – 11–19. Десять прокаженных. – 20–24. О втором пришествии Сына Человеческого.

Лк.17:1 . Сказал также Иисус ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят;

Следующие наставления Христа ученикам стоят вне связи с предшествующей притчей. Евангелист Лука просто приводит здесь те речи Христа, какие он счел нужным сообщить своим читателям, не ставя их в связь одну с другою. Все попытки установить такую связь представляются очень неестественными. По большей части изречения эти уже встречались в Евангелиях Матфея и Марка. Так, настоящий стих представляет собой повторение Мф. 18:7 .

Лк.17:2 . лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих.

Лк.17:3 . Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;

Лк.17:4 . и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему.

«Наблюдайте за собою» . Господь только что сказал о соблазнах, которые могут выпасть на долю Его учеников со стороны других людей. Теперь Он внушает им, что и они сами могут подать другим повод к соблазну, если не будут обнаруживать прощающей любви в отношении к согрешающему брату.

«Если же согрешит против тебя. » (см. Мф. 18:15 ).

«Обратится» , т.е. вернется назад, предварительно с гневом уйдя от тебя.

Лк.17:5 . И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.

Лк.17:6 . Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.

Апостолы, очевидно, просят об усилении в них чудодейственной веры, которая им представлялась даром Божиим (ср. 1Кор. 13:2 ). Господь отвечает им, что это не особая какая вера, а высшее развитие обыкновенной веры. Если они будут иметь такую простую веру, то уже будут в состоянии творить чудеса (см. Мф. 17:20 ). Здесь вместо «горы» упоминается «смоковница», но мысль от этого не изменяется.

Лк.17:7 . Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?

Лк.17:8 . Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?

Лк.17:9 . Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.

Лк.17:10 . Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.

Притча о рабах, ничего не стоящих, находится только у одного евангелиста Луки. Связь с предыдущим установить здесь невозможно. Господь рисует здесь картину возвращения раба с тяжелой работы на ниве или же с пастбища. Господин раба, не обращая внимания на усталость раба, велит ему приготовить для него, хозяина, ужин и служить ему подпоясавшись. И потом, когда раб исполнит приказание господина, этот последний и не подумает поблагодарить его. Притчу эту Господь сейчас же и разъясняет. Ученики Христа также должны чувствовать себя рабами Божиими. Когда они исполнят свой долг пред Богом, то пусть не рассчитывают на какую-либо награду. Награда, может быть, и будет дана, но они сами, в чувстве смирения, должны сознавать, что они рабы, ничего не стоящие, т.е., конечно, не стоящие особых наград. Впрочем, в некоторых древних переводах, именно, сирийских, этого выражения «ничего не стоящие» не имеется, там стоит одно слово «рабы» 22 . И. Вейс полагает, что это выражение вставлено здесь на основании Мф. 25:26 (а лучше, кажется, предположить на основании Мф. 25:30 , где встречается это самое выражение).

Лк.17:11 . Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею.

Евангелист Лука опять повторяет, что Христос идет в Иерусалим, направляется к Иерусалиму, хотя это шествие очень медленно. Так, в настоящем случае Господь проходит по линии, разграничивавшей две области – Самарию и Галилею. О Самарии евангелист упоминает и притом ставит ее на первый план для того, чтобы объяснить, каким образом в числе десяти прокаженных, девять из которых были иудеи, очутился один самарянин.

Лк.17:12 . И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали

Лк.17:13 . и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

Лк.17:14 . Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

Лк.17:15 . Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,

Лк.17:16 . и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

Лк.17:17 . Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

Лк.17:18 . как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

Лк.17:19 . И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

При входе в одно селение Христа встретило десять прокаженных (см. Мф. 8:2 ). Они стояли вдали, потому что закон запрещал им приближаться к здоровым людям, чтобы не заразить последних ( Лев. 13:46 ), и громко говорили Христу, чтобы Он помиловал их. Ясно, что у них была некоторая вера в Христа, как Богопосланного пророка. Господь в ответ им повелевает идти и показаться священникам. Очевидно, Он этим самым давал им понять, что они сейчас исцелятся, что уже начался сам процесс исцеления и что они, как только дойдут до священников, окажутся совершенно здоровыми. Прокаженные поверили Господу и пошли, чтобы священники посмотрели на них и объявили их выздоровевшими ( Лев. 14:3–4 ). Куда, к какому священнику пошел самарянин, не сказано, но, несомненно, к своему самарянскому. И вот на дороге оказалось, что все действительно освобождены от проказы. Это было великим чудом, и, конечно, все исцеленные должны бы были поскорее вернуться ко Христу, чтобы возблагодарить Его и через Него – Бога за полученное исцеление. Но только один из исцеленных скоро, повидимому, и не дойдя до священника, вернулся, и это был самарянин. Христос, отметив неблагодарность исцеленных иудеев, обращается к иноплеменнику ( ἀλλογενής , ср. Мф. 10:5 ) с успокоительными словами, указывая ему, что, собственно спасло его. Этот факт евангелист Лука сообщает, очевидно, с той целью, чтобы показать, что язычники – самарянин был близок к ним, по крайней мере, по своему происхождению – оказывались более способными оценить блага открывшегося Царства Божия, чем иудеи, которые давно уже были подготовляемы к принятию этого Царства.

Лк.17:20 . Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,

Лк.17:21 . и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

На вопрос фарисеев, когда, по мнению Христа, придет Царство Божие, т.е. что может сказать Христос о знамениях и условиях наступления этого Царства, Господь отвечает, что оно не придет «приметным образом» ( μετὰ παρατηρήσεως ), т.е. так, чтобы пришествие его можно было определить по бросающимся в глаза приметам. Этим Господь обозначает духовный характер основанного Им Царства, пришествие которого поэтому не поддается человеческому наблюдению и, следовательно, не может быть отнесено к определенному моменту (ср. стих 20, πότε – "когда»).

«И не скажут. » . Т.е. невозможно доказать наступление этого Царства по отдельным явлениям.

«Внутрь вас есть» , т.е. между вами, в вашем кругу оно уже есть ( ἐντὸς ὑμῶν ἐστιν ), а вы, – мысленно прибавляет Господь, – его и не замечаете. Говоря это, Господь мог иметь в виду совершаемые Им чудеса и особенно изгнание бесов, которое свидетельствовало, как Он говорил и раньше, о том, что Царство Божие уже достигло до иудеев (см. Мф. 12:28 ). Некоторые толкователи (из древних – свт. Иоанн Златоуст и блж. Феофилакт) давали этому изречению другой смысл. По их мнению, Христос говорил здесь о том, что Царство Божие находится «в душах ваших». Но против такого толкования решительно говорит то, что речь Христа обращена к фарисеям, в душах которых Господь менее всего мог найти признаков наступления и результатов действия этого нового порядка жизни, которое Он обозначил именем Царства Божия.

Лк.17:22 . Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите;

Лк.17:23 . и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, – не ходите и не гоняйтесь,

Лк.17:24 . ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.

Христос, может быть, по удалении фарисеев обращается к Своим ученикам с некоторыми разъяснениями по поводу поднятого фарисеями вопроса о наступлении Царства Божия. Он говорит об открытии этого Царства в его славном виде, что совпадет со вторым пришествием Сына Человеческого (этот «Сын Человеческий» , следовательно, должен предварительно удалиться – намек на смерть Христа).

«Пожелаете» . Это желание будет вызвано в учениках, вероятно, скорбями последних времен.

«Видеть хотя один из дней. » («хотя» – слово лишнее), т.е. увидеть (в смысле пережить, воспользоваться, ср. 1Пет. 3:10 ) один из дней мессианского времени, чтобы отдохнуть от скорбей, но так как время пришествия Мессии еще не должно наступить, вы этого дня не увидите.

«Как молния» (см. Мф. 24:27 ). Пришествие Мессии всем сразу будет видно, и не для чего будет узнавать от других об этом пришествии. Молния, о которой говорит Христос, необыкновенная – ее видно с одного края неба до другого (небесный свод по вавилонско-иудейскому представлению упирался своими двумя концами в землю).

«В день Свой» , т.е. в день Своего пришествия для суда над миром (это выражение напоминает выражение пророков «день Иеговы», – см. Иоил. 1:15 ).

Лк.17:25 . Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.

Лк.17:26 . И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого:

Лк.17:27 . ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.

Лк.17:28 . Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;

Лк.17:29 . но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;

Лк.17:30 . так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.

Это сравнение имеется только у одного евангелиста Луки.

О погибели Содома и Гоморры см. комментарии к. Быт. 19 .

«Пролился» – правильнее: «пролил» ( ἔβρεξε – ср. Мф. 5:45 ). Подразумеваемое здесь подлежащее – Бог.

«Явится» – точнее: «откроется ( ἀποκαλύπτεται ) во всем Своем величии». До тех же пор Он будет сокрыт на небе (ср. Кол. 3и сл.; 2Фес. 1:7 ).

Лк.17:31 . В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад.

Это наставление у евангелиста Луки имеет тот смысл, что нужно оставить все земное, для того чтобы быть готовым к встрече возвращающегося Мессии. Очевидно, евангелист Лука приводит это наставление ввиду изображенной выше (стихи 26–30) беззаботной жизни, какую будет вести человечество перед вторым пришествием Христовым.

Лк.17:32 . Вспоминайте жену Лотову.

Жена Лотова приводится в пример привязанности к земному стяжанию, из-за которой она и погибла (см. Быт. 19:26 ).

Лк.17:33 . Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.

По всей вероятности, это изречение здесь имеет отношение к предшествующему упоминанию о жене Лотовой. Та подумала об оставленном ею имуществе и, обернувшись по направлению к своему дому, погибла. Так погибнут – душевно – те, которые будут очень беречь свою телесную жизнь, когда Господь будет призывать Своих последователей к самопожертвованию.

Лк.17:34 . Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится;

Лк.17:35 . две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится;

Лк.17:36 . двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится.

Стих 36 признается западными издателями Евангелий вставкой из Мф. 24:40 . В Новом Завете св. Алексия этого стиха также не имеется.

Лк.17:37 . На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы.

Ученики спрашивают: где именно совершится это отделение одних людей от других? Господь отвечает, что это будет совершаться везде, где будут люди, заслуживающие наказания. Объяснение самого сравнения см. в комментариях к Мф. 24:28 .

на самом деле в тексте Пешитты это выражение присутствует в виде слова «батиле». – Прим. ред.

Папа-миллионер

Таксист подвозит известного в городе миллионера. Тот расплачивается ровно по счетчику. Таксист говорит: «Я вчера вашего сына подвозил, так он мне 100 долларов на чай оставил». А миллионер ему и отвечает: «А чего вы ожидали? У него папа — миллионер, а я — сирота».

Мораль : Только тот, кто сам заработал свои деньги,по-настоящему знает им цену.

Читайте также: