Притча о пьянице попавшем в рай

Обновлено: 01.05.2024

Умер бражник, то есть пьяница, и душа его должна была отправляться в ад. Но не захотелось ему в ад, и решил он попытаться попасть в рай. Подходит к райским вратам, а там - апостол Петр с ключами:

Бражник отвечает ему:

- Сам-то отрекался от Христа, предавал Его, а теперь вот райскими вратами распоряжаешься.

Петр задумался, как быть. Позвал на помощь Давида-псалмопевца. Давид пришел и говорит:

- Бражникам сюда нельзя.

- А убийцам и блудникам можно? - спрашивает бражник. - Ты взял себе чужую жену, потом мужа ее убил, а теперь здесь.

Позвали на помощь Моисея-законодателя . Тот тоже подтвердил, что бражникам в рай нельзя, это - святое место. Тогда бражник говорит ему:

- Ты египтянина убил, в песке закопал, а потом закон написал - не убий. И тоже сюда попал. Так почему же мне нельзя?

Решили позвать на помощь кого-нибудь из древних. Идет Ной . Бражник, увидев его, очень обрадовался и говорит:

- Вот, наш человек идет. Этот точно был бражником.

Эта притча говорит не о том, как надо "там" отвечать, а о том, что любой грех может быть прощен Господом покаявшемуся.

Кто такой христианин? Это - человек, кающийся в своих грехах. В одном из Апостольских посланий перечисляются очень страшные грехи, и апостолы говорят, что они сами были такими же грешниками, как и все люди, но изменились. Вспомните, какой грех совершил Давид, - блуд, соединенный с убийством. Вспомните Марию Египетскую и ее грехи. Вспомните Моисея и его грех убийства. А апостол Павел , бывший прежде гонителем христиан? А апостол Петр, трижды отрекшийся от своего Господа? В раю можно увидеть многих бывших грешников: убийц, воров, разбойников, блудников, предателей и других.

Согрешил - покайся, и будет тебе спасение. Только не затягивай, а то опоздаешь!

Похожая притча

В свое время Иисус Христос шокировал первосвященников и старейшин Израильского народа следующим заявлением:

«…истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие». Мф. 21.31.

Поистине, трудно было сказать что-либо более оскорбительное в адрес тогдашней всеми уважаемой израильской элиты. Ее представители не только занимали первые места во всех земных мероприятиях, но несомненно, что застолбили за собой право «первого входа» в Царство Небесное.

И это не вызывало сомнений ни у них самих, ни у большинства израильтян. И вдруг такие слова Иисуса Христа. Всеми презираемые взяточники-мытари, служившие оккупационной римской администрации, и еще более презираемые проститутки-блудницы – и первые восходят на Небо.

Давайте разбираться, почему так и - что самое интересное! – почему и сейчас так!

В Евангелии так поясняется первенство мытарей (сборщиков налогов):

И весь народ слушавший Его (Иоанна Крестителя), и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым;

А фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него. Лк. 7.29-30.

Иоанн Креститель, как предтеча Иисуса Христа, незадолго до него крестил людей так называемым «крещением покаяния» для прощения их грехов. Это крещение означало, что человек кается в своих грехах и очищает свою душу, чтобы принять в нее грядущего Мессию.

В другом месте Евангелия даже более подробно говорится о том, что конкретно Иоанн Креститель говорил мытарям перед крещением:

«Пришли и мытари креститься и сказали ему: учитель! что нам делать?

Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам». Лк. 3. 12-13.

Про блудниц в связи с Иоанном Крестителем ничего более подробно не говорится, но если Иисус Христос упоминает о них, мы можем предположить, что в числе кающихся и принимающих его крещение были, несомненно, и они. Собственно, не трудно предположить, что мог говорить им Иоанн в качестве напутствия.

Поэтому Иисус Христос и ставит мытарей и блудниц впереди книжников и фарисеев, так как первые, послушав проповедь Иоанна, покаялись в своих грехах, а последние – нет, да еще и отвергли самого Иоанна Крестителя как Божьего пророка.
И не только потому, что сомневались в его пророческом достоинстве, но и по другому простому мотиву – «нам каяться не в чем». Мы не как эти «мытари и блудницы».

Итак, мытари и блудницы признавали себя грешниками, каялись и крестились у Иоанна, а фарисеи, книжники и первосвященники считали себя праведными и без всяких «покаяний и крещений» достойными Царства Небесного.

Причем, обратите внимание на характерный момент. Евангелие нигде не уточняет, как повели себя в дальнейшем крещеные мытари и блудницы. И судя по всему, вряд ли они мгновенно стали на путь исправления.

Хотя бы потому, что Иоанново крещение еще не могло дать реальной силы для борьбы с грехом. Такую силу может дать только сознательное крещение во имя Иисуса Христа как Спасителя каждой человеческой души.

Но есть одна несомненная «вещь», которую крещение от Иоанна давало людям точно. Это – сознание своей вины, это покаянное чувство своего недостоинства, которые только и открывают человеческие души для принятия в них истинного Спасителя.
И этого оказалось достаточно, чтобы Иисус Христос поставил таких людей впереди фарисеев, книжников и первосвященников. Они могли продолжить грешить и дальше, но они мучились сознанием своей вины и недостоинства в отличие от самодовольных фарисеев и потому они ближе оказались к Небесному Царству.

Более того, Господь наш Иисус Христос прямо говорит о том, что в состоянии «самоправедности» фарисеев и книжников невозможно приблизиться к Богу и войти в Его царство. Их «самоправедность» может быть только «порогом» для вхождения в него, но его само по себе не достаточно, это состояние нужно преодолеть и «превзойти»:

«Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». Мф. 5. 20.

Теперь перенесемся в наше время и соотнесем все это с современными реалиями.

Что же получается? Блудницы-проститутки изменились в настоящее время мало, а вот тогдашние мытари стали в основном чиновниками, берущими взятки за свои «услуги». В общественном мнении и те, и другие по-прежнему порицаемы и осуждаемы. Что, однако, не мешает многим людям пользоваться их «услугами» и при этом же еще и презирать.

Увы – чем мы в этом случае отличаемся от древних фарисеев и книжников, которые и налоги были вынуждены платить мытарям, да и от услуг проституток при нужде тоже вряд ли воздерживались – при этом усиленно презирая тех и других. Как говорится – найдите десять отличий! Хотя бы парочку.
Большинство из нас, неся взятку чиновнику или врачу, или мухлюя на выборах за жалкую тысячную подачку, легко себя оправдывает тем, что, мол, «все так делают», что «не подмажешь – не проедешь», и что «греха в этом большого нет». А так «я – хороший». И как же я презираю этих всех тех, кто создал такие условия жизни, когда без этого обойтись невозможно.

Итак, мы себя оправдываем и без всякого сомнения уподобляемся старым фарисеям и книжникам. Увы – перед нами тоже закрыты двери Царства Божьего, ибо от нас и не пахнет покаянным духом и чувством вины. «Мы – хорошие» или даже так, как говорится в известном рекламном слогане: «Мы этого (имеется в виду – всего хорошего) достойны!»

А вот за души всех современных взяточников и проституток говорить однозначно не будем. Конечно, есть среди них и те, которые без всякого зазрения совести предоставляют людям свои «услуги» - были бы клиенты.

Однако вряд ли они чувствуют себя спокойно и самодовольно под давлением общественного порицания и внешнего осуждения.
Сама угроза заразиться чем-нибудь мерзким или сесть в тюрьму, попавшись на очередной взятке, будет поневоле лишать любую проститутку и любого чиновника фарисейской самодовольности и успокоенности.

Как и во времена Христа, так и сейчас таким людям гораздо легче пробудить свою совесть, покаяться и обратиться к Христу. Чем нам, самодовольным и самоуспокоенным, гордящимся своими «праведностью» и «честностью». А зачем нам Христос – мы и так хороши.

Вот и получается, что и сейчас взяточники и проститутки оказываются ближе к Царству Божьему, чем кто-либо из нас, фарисействующих праведников.

А на самом деле нам каяться нужно гораздо больше, чем презираемым нами проституткам и взяточникам. Их грехи просты и видны на поверхности. Это просто куски грязи, которые легко смыть простой водой покаяния.

Наши же грехи, как грехи фарисеев и книжников, - глубоки и жутки, ибо ведут в конечном счете к распятию Христа, так как основаны на гордыне…

Увы – Христос сказал истину: мытари-взяточники и блудницы-проститутки и сейчас идут в Царство Небесное впереди нас.

Похожая притча

Врата рая

Жил на свете один бражник, который во все дни своей жизни пил очень много вина, всяким ковшом прославлял Господа и часто молился ему по ночам.

Тогда повелел Господь взять бражникову душу и поставить ее у врат рая. Ангел исполнил поручение, а сам пошел прочь.

Пьяница же начал толкаться. Тогда пришел верховный апостол Пётр и спросил:

– Кто ты, толкающийся у врат рая?

– Это я, грешный человек, бражник, хочу с вами в раю пребывать.

– Я есть апостол Пётр. Пьяницам сюда входить нельзя!

Услышав это, бражник спросил:

– А помнишь ли ты, Пётр, что когда Христа повели на распятие, ты трижды отрекся от него. Почему же ты в раю живешь?

Пётр был посрамлен и отошел прочь.

Пьяница же снова начал толкаться. Тогда пришел апостол Павел и сказал:

– Кто это у врат рая толкается?

– Это я, бражник. Хочу с вами в раю пребывать.

– Пьяницам сюда входить нельзя!

Тогда бражник спросил:

– Кто ты, господин? Глас твой слышу, а имени не знаю!

– Я есть апостол Павел.

– Ты есть Павел. Помнишь ли ты, как первомученика архидиакона Стефана каменьем побил? Я, бражник, никого не убил!

Апостол Павел, униженный, пошел прочь.

Пьяница же снова начал толкаться. Тогда пришел царь Давид:

– Кто это у врат рая толкается?

– Это я, бражник; хочу с вами в раю быть!

– Пьяницам сюда входить нельзя.

Тогда бражник сказал:

– Господин, глас твой слышу, а в очи тебя не видел и имени твоего не знаю.

– Я есть царь Давид.

– Помнишь ли ты, царь Давид, как слугу своего Урию послал с поручением и велел убить, а жену его к себе в постель положил? Сейчас ты в раю живешь, а меня туда не пускаешь.

И царь Давид отошел, посрамленный, в сторону.

Пьяница снова начал толкать других. Тогда пришел царь Соломон:

– Кто здесь толкается у врат рая?

– Это я, бражник. Хочу с вами в раю быть!

Царь ему ответил:

– Пьяницам сюда входить нельзя.

– Кто ты? Глас твой слышу, а имени не знаю.

– Я есть царь Соломон.

На это бражник ответил:

– Ты есть Соломон. Когда ты был в аду, Господь Бог оставил тебя там, и ты возопил: «Господи Боже мой, да вознесется рука твоя, не забудь убогих твоих до конца!». Потому что жену послушал, идолам поклонился, оставил Бога!

А я, бражник, никому не поклонялся, кроме Господа Бога своего. Тогда почему ты вошел в рай?

И царь Соломон, посрамленный, отошел прочь.

Пьяница же снова начал расталкивать других. Тогда пришел святой Николай.

– Кто это толкается у врат рая?

– Я, бражник. Хочу с вами в Царствие войти.

Николай ответил ему:

– Пьяницам сюда входить нельзя: им есть мука вечная и тартар неисповедимый!

– Глас твой слышу, а имени не знаю. Кто ты?

Услышав это, бражник сказал:

– Ты есть Николай. Помнишь ли: когда святые отцы были на Вселенском соборе и обличали еретиков, ты их тогда дерзкой рукой бил. В законе пишется: не убий, а ты убил Ария треклятого!

Николай, услышав это, отошел прочь.

Пьяница же снова начал толкаться. Тогда пришел Иоанн Богослов, друг Христов, и спросил:

– Кто у врат рая толкается?

– Я, бражник. Хочу с вами в раю быть!

Иоанн Богослов ответил:

– Пьяницам запрещен вход в Царствие Небесное. Им уготована вечная мука.

– Кто ты? Глас твой слышу, а имени не знаю.

– Я есть Иоанн Богослов.

Тогда бражник сказал:

– Вы с Лукою написали в Евангелии: друг друга люби, а Бога больше всех люби. Вы же пришельца ненавидите и меня ненавидите! Иоанн Богослов! Либо рукой отпишись, либо словом скажи.

Иоанн Богослов ответил:

– Ты есть наш человек! Войди к нам в рай.

И открыл врата. Пьяница вошел в Царствие и сел на лучшее место.

Святые отцы начали говорить:

– Почто ты, бражник, вошел в рай и сел в лучшем месте? Мы к этому месту долго приступить не смели.

На это пьяница им ответил:

– Святые отцы! Вы не умеете говорить даже с бражником, не то что с трезвым!

Похожая притча

Улыбнулись, и всей душой мы за бражника. Ведь прав!Однако притча о том, что знание надмевает.


30 июня 2016 в 11:04

Улыбнулись, и всей душой мы за бражника. Ведь прав!Однако притча о том, что знание надмевает.

Помните у Святых Отцов,- выше премудрости только Святая Простота. Так и бражник попал в рай даже не за знание, а за простоту, ведь и Господь абсолютно прост. :)


30 июня 2016 в 18:31

Помните у Святых Отцов,- выше премудрости только Святая Простота. Так и бражник попал в рай даже не за знание, а за простоту, ведь и Господь абсолютно прост. :)

Александр, и так, и не так. Нам, конечно импонирует его простота и прямота, смелость. Но духовный анекдот не должен уводить от веры. От покаяния. Это же ведь не мирской, где можно посмеяться от души над глупостью. Вообще, шутки на духовную тему опасны. Есть такие, с тонким юмором. Но представлять.

Александр, и так, и не так. Нам, конечно импонирует его простота и прямота, смелость. Но духовный анекдот не должен уводить от веры. От покаяния. Это же ведь не мирской, где можно посмеяться от души над глупостью. Вообще, шутки на духовную тему опасны. Есть такие, с тонким юмором. Но представлять рай прибежищем умных бражников? Где и все святые разбежались по кустам от начитанного пьяницы? Опасная вещь, эти духовные анекдоты. Не спасительны. (heart) Но Слава Богу, не всегда.

Читайте также: