Притча о пшенице и плевелах мультфильм

Обновлено: 22.11.2024

Апостолы слышали от Господа: «вам дано знать тайны Царствия Небесного» ( Мф. 13:11 ). И потому, когда Господь пришел в дом, ПРИСТУПИВ К НЕМУ, УЧЕНИКИ ЕГО СКАЗАЛИ: ИЗЪЯСНИ НАМ ПРИТЧУ О ПЛЕВЕЛАХ НА ПОЛЕ, раскрой нравственный, духовный ее смысл. «Спрашивают наедине, – замечает святитель Иоанн Златоуст, – не из зависти к народу, но исполняя слово Владыки: «а прочим в притчах» и Господь с любовью объясняет им в притче самое нужное, самое существенное. Какая же разница между этой притчей и предыдущей? – вопрошает святитель и отвечает, – там Иисус Христос говорил о людях, которые без внимания Его слушали, а отойдя, и самое семя бросили, а здесь разумеет еретические сонмища», – разных лжеучителей, через которых диавол старается к самой истине примешать заблуждения.

Можно разуметь в этой притче под плевелами и вообще всех соблазнителей и грешников-христиан. ОН ЖЕ СКАЗАЛ ИМ В ОТВЕТ: СЕЮЩИЙ ДОБРОЕ СЕМЯ ЕСТЬ СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ, – так любил называть Себя Господь Иисус Христос. Он сеет доброе семя слова Божия как Сам, лично, во время Своей земной жизни, так и после – до конца мира сеет через Своих апостолов, пастырей и учителей Церкви. Целый мир, вся земля, все народы – вот обширное поле для этого сеяния: ПОЛЕ ЕСТЬ МИР, по которому распространится Его вселенская Церковь. ДОБРОЕ СЕМЯ, ЭТО СЫНЫ ЦАРСТВИЯ, – это те, в которых благодатное семя слова Божия пустило корни, проникло в сердца, соделало их самих пшеницей Божией, готовой для житницы Небесной, для Царствия Божия. А ПЛЕВЕЛЫ – СЫНЫ ЛУКАВОГО; ВРАГ, ПОСЕЯВШИЙ ИХ, ЕСТЬ ДИАВОЛ. С великим злорадством, видимо, подражая Христу Спасителю, сатана во всем противодействует Ему: «после пророков, – говорит святитель Златоуст, – являются лжепророки, после апостолов – лжеапостолы, за Христом явится антихрист». Как Христос проповедует людям истины спасительные, так диавол через своих слуг, отчаянных грешников, еретиков и лжеучителей, сеет в умах людей гибельную ложь и заблуждения, а в сердцах – разные пороки, приукрашивая все это подобиями истины и добра; поэтому Господь и называет их не другим каким-либо семенем, а именно – плевелами, которые походят с виду на пшеницу. «Диавол, – пишет святитель Златоуст, – пока не видит, к чему ему подделаться, ничего не начинает, даже не знает, как приступить к делу. Поэтому и теперь, приметив уже, что посеянного и укоренившегося он не мог ни похитить, ни заглушить, ни пожечь, вымышляет другого рода обман, а именно – всевает собственные семена». Он сеет свои плевелы тайно, незаметно, когда люди спят, когда недостаточно хранят ниву стражи, к ней приставленные, т.е. пастыри Церкви, когда и сами верующие живут беспечно, слишком доверчиво слушают всякого самозванца-учителя, и сами становятся плевелами на ниве Божией, слугами диавола, «сынами лукавого» . «Спят люди духовно, когда беспечно закрывают очи ума и не хотят взирать на свет истины Евангельской, когда, подобно мечтающим во сне, не управляют мыслями своими, не обуздывают желаний своих. Спят они, а враг крадется во тьме забвения о Боге и законе Его и сеет свои плевелы», – говорит митрополит Филарет Московский. «Возвещая об этом, – поясняет святитель Златоуст, – Господь научает нас непрестанно бодрствовать, постоянно быть на страже. Но как, скажешь, возможно пробыть без сна? Без сна естественного невозможно, а без сна произвольного возможно.

Потому и Павел сказал: «Бодрствуйте, стойте в вере» ( 1Кор. 16:13 ). В следующих словах притчи: «когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы» , Господь с точностью описывает поведение еретиков: сначала они себя прикрывают, когда же кто-нибудь вступит с ними в разговор, тогда они изливают свой яд. Посмотри, какова злоба диавола. Он не сеял прежде, потому что нечего было погубить. Но когда уже все засеяно, сеет и он, чтобы испортить стоившее многих трудов земледельцу. Такую сильную вражду обнаружил во всем против Христа диавол!» Слуги, осмотрев поле, предлагают хозяину вырвать плевелы. Кто же эти слуги? Это люди, ревнующие о Господе, но не знающие, «какого они духа», люди, подобные тем двум ученикам, которые хотели низвести огонь на негостеприимное самарянское селение. Их вопрос: откуда плевелы? изображает то смущение, удивление, недоумение, которые особенно сильно тревожили сердца ревнителей веры в первые века христианства при виде горьких смут от еретиков, волновавших Церковь Божию своими лжеучениями. Откуда в ней эти ереси и расколы? Господь отвечает на эти недоумения: враг это сделал; в нем едином источник всех зол, он всюду сеет плевелы. «Заметь, – говорит святитель Златоуст, – усердие слуг: они с нетерпением готовы уже выдернуть плевелы, хотя поступают не совсем осмотрительно. А это показывает их заботу о посеянном; они имеют в виду не то, чтобы наказан был сеявший плевелы, а единственно то, чтобы не погибло посеянное господином». Впрочем, избрав средство, не осмеливаются сами собой привести его в исполнение, но ожидают, что скажет господин и спрашивают его: «хочешь ли?» В этом вопросе слышится желание искоренять ереси и подавлять зло внешней силой, но Господь решительно запрещает такой способ борьбы со злом; во-первых, потому что истребляя еретиков и явных грешников, легко можно погубить с ними и праведных, во-вторых, потому что никто, кроме единого Бога Сердцеведца, не может безошибочно отличить лицемера от праведника; в-третьих, потому что многие из грешников еще могут перемениться и сделаться праведниками: «Многие, – говорит блаженный Августин, – исправляются, как Петр; многие терпимы, как Иуда; многие не обличаются до пришествия Господа, Который осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные помышления»; в-четвертых, для того, чтобы научить Своих терпению; в-пятых, чтобы показать грешникам Свое великое милосердие и тем оправдать строгость Своего правосудия и, в-шестых, чтобы дать случай праведным заслужить венец блаженства скорбями от грешников. Впрочем, Господь, по объяснению святителя Златоуста, не запрещает останавливать успехи еретиков, заграждать им уста, обуздывать их дерзость, нарушать их скопища и заговоры; но запрещает их убивать и истреблять.

Внимай, какова красота Господа: Он не просто объявляет Свой приговор, но объясняет и причины, приводя на память слова Иоанна Крестителя, в которых изображен Он Судией. «Оставьте расти вместе то и другое до жатвы» , а ЖАТВА ЕСТЬ КОНЧИНА ВЕКА. «Итак, Церковь до конца веков будет совмещать в себе добрых и злых, без вреда для добрых, – говорит блаженный Августин. – Если и оказываются в Церкви плевелы, то это не препятствует нашей вере и любви; усматривая плевелы в Церкви, мы не должны от нее отпадать. Нам должно только стараться самим быть пшеницей, чтобы, когда пшеница будет собираема в житницы Господа, наши труды и попечения не остались безплодными». «Если бы Матфей, – говорит блаженный Феофилакт, – исторгнут был из этой жизни, когда был в числе плевел, то вместе с ним погибла бы имевшая впоследствии прозябнуть (произрасти) от него и пшеница слова его. Так точно и Павел, и разбойник, когда были плевелами, не были истреблены, чтобы впоследствии произросла их добродетель». Церковь Христова в нынешнем состоянии уподобляется ковчегу Ноеву, в котором вместе с чистыми были и нечистые животные, или неводу, в который вместе с рыбой попадают и разные гады. Поэтому тяжким грехом гордости духовной согрешают те, которые, подобно раскольникам, штундистам (сектантам в южных областях России, отвергающие Церковь) и сектантам, сами отделяют себя от единения с Церковью, указывая на то, что в ней много грешников. Придет время жатвы и жнецы Небесные отделят эти плевелы от пшеницы: А ЖНЕЦЫ СУТЬ АНГЕЛЫ, которые будут сопровождать Господа при Его Втором пришествии. ПОСЕМУ КАК СОБИРАЮТ ПЛЕВЕЛЫ в снопы И ОГНЕМ СЖИГАЮТ, ТАК БУДЕТ ПРИ КОНЧИНЕ ВЕКА СЕГО: ПОШЛЕТ СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ АНГЕЛОВ СВОИХ, И СОБЕРУТ ИЗ ЦАРСТВА ЕГО, после всеобщего воскресения, ВСЕ СОБЛАЗНЫ И ДЕЛАЮЩИХ БЕЗЗАКОНИЕ, соберут хищников с хищниками, прелюбодеев с прелюбодеями, убийц с убийцами, богохульников с богохульниками. «Подумай, – замечает святитель Златоуст, – сколь неизреченно Его человеколюбие: когда сеет, то сеет Сам; когда же наказывает, то наказывает через других – через Ангелов»; И ВВЕРГНУТ ИХ, делающих беззакония, В ПЕЧЬ ОГНЕННУЮ. Поистине страшные слова! Адские мучения грешников Господь часто называет печью или геенной огненной, огнем вечным, неугасимым, озером огненным.

И все эти выражения указывают на приговор столь нестерпимый, что Сын Человеческий сошел с Небес и вкусил все мучения смерти, чтобы избавить нас от самого ведения тайны страданий, которые заключаются в страшных словах: ТАМ БУДЕТ ПЛАЧ И СКРЕЖЕТ ЗУБОВ; ТОГДА, по удалении грешников, ПРАВЕДНИКИ ВОССИЯЮТ, КАК СОЛНЦЕ, В ЦАРСТВЕ ОТЦА ИХ. Господь, совершив суд над человеками, подобно некоему царю, восстав со Своими друзьями, поведет праведников в блаженное наследие. А для грешников будет сугубое наказание: они будут гореть и видеть себя лишенными славы! «Праведники воссияют» , т.е. тогда святость их увенчается славой Небесной, подобно тому, как слава Господа явилась в минуту Его преображения, и все признают их сынами света, сынами Бога, Который есть Отец света, Свет, в Котором нет тьмы. Христос Спаситель есть солнце праведное: Ему уподобятся во славе и все праведники. КТО ИМЕЕТ УШИ СЛЫШАТЬ, ДА СЛЫШИТ! – заключил Господь объяснение притчи о плевелах.

Похожая притча

Притча о добром сеятеле и плевелах — одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в Евангелии от Матфея. В ней рассказывается о том, как некий человек посеял на поле своём пшеницу, а враг его посеял между пшеницею плевелы.

Плевелы – это сорняки, общее название растений из семейства злаков; их семена на вид трудноотличимы от зёрен ржи, пшеницы и других культур, но в них содержится ядовитое вещество. Попадая в хлеб, плевелы делают его непригодным для еды.

Плевелы, которые враг посеял между пшеницею (Мф 13.25 и дал.), по-гречески названы «цицания» (веревка безумия) (Lolium temulentum). Причём, само растение плевел – не ядовито. Ядовиты только его семена. На семенах плевела живёт ядовитый грибок стоматиния, который делает их ядовитыми. Симптомы отравления сходны с состоянием опьянения. Сила яда такова, что отравить лошадь может всего 7 грамм семян (около 200 зёрен).

До появления колоса, плевелы практически неотличим от пшеницы. Пшеница и плевелы - обладают почти 100% схожестью!

Действительно ли в древности кто-то мог посеять на чужом поле плевелы?

Умышленное засевание чужого поля вредными семенами считалось преступлением. Древнеримские законы предусматривали строгое наказание за подобное деяние. Вот что отмечается в одном библейском словаре: «Тот, кто из мести сеял на чужом поле плевелы. согласно римскому праву, совершал преступление. Само существование такого закона показывает, что подобное происходило не так уж редко».

Ученый в области права Аластэр Керр объясняет, что в 533 году н. э. римский император Юстиниан опубликовал Дигесты — свод римского права и выдержки из сочинений классических юристов (примерно 100—250 годы н. э.). В этом труде один из юристов, Ульпиан, упоминает дело, которое рассматривал римский государственный деятель Цельс (Дигесты, 9.2.27.14). На чужом поле были посеяны сорняки, и урожай погиб.

В Дигестах отмечается, что хозяин или фермер-арендатор мог законным способом получить компенсацию от злоумышленника за нанесенный ему ущерб.

Тот факт, что подобные злодеяния совершались на территории Римской империи, показывает, что ситуация, которую описал Иисус, была вполне реальной.

Шокирующие факты о плевелах

Lolium temulentum - Плевел опьяняющий, или Плевел пьянящий, или Головолом. Именно этот вид является тем самым плевелом, который упоминается в Библии. Прежде это растение было злостным сорняком в посевах ржи, пшеницы и других культур.

В зерновках плевела опьяняющего постоянно присутствует грибок Stromantinia temulenta, который вырабатывает алкалоид темулин - вещество, способное вызвать серьёзное отравление у людей (головокружение, сонливость, потеря сознания, судороги) и некоторых домашних животных (кроме свиней, уток и кур).

Плевелы - растение, которое очень похоже на пшеницу, но до время жатвы, когда становится видно, что это была подделка. Некоторое время назад, я изучил некоторые факты о плевелах, которые шокировали меня. Другое название "ложная пшеница", которая в изобилии растет в Израиле. Вот, что о них сказано в энциклопедии:

Плевел очень похож на пшеницу, но только до тех пор, пока не появится колос. Он паразитирует на полях пшеницы. Характеристика этого растения в том, что происходит отравление организма и чувство опьянения, в результате чего может наступить смерть. Это также отображается в латинском научном названии - "temulentus" , что означает "пьяный".

В Библейской энциклопедии "Faussett, "в смеси с пшеничной мукой, помол плевелов приводит к голокружению, интоксикации и параличу" и "'это единственная вредоносная трава из всего семейства злаковых" На cайте Botanical читаем: "Отмечено, что он производит все симптомы опьянения: сотрясения тела, неспособность ходить, заторможенная речь, и рвота. По старой традиции его добавляли в солодовые напитки" Другое название плевелов "выродившаяся пшеница".

Клиническая картина. В случаях острых отравлений плевелом опьяняющим очень быстро развиваются симптомы поражения центральной нервной системы: вялость, сонливость, помрачение сознания, уменьшение чувствительности, падение температуры тела, нарушение двигательной способности (неверная, пошатывающаяся походка, невозможность стоять на ногах); состояние сна, при котором лошади лежат, оставаясь совершенно безучастными к окружающему, не отвечая на болевые раздражения.

К расстройствам общего состояния присоединяются нарушения сердечной деятельности (малый, слабый пульс), учащение дыхания, ослабление зрения - вплоть до полной слепоты, замедление перистальтики, запоры.

Беременные животные абортируют. Смерть - весьма частый исход при таких формах отравления. При хронических отравлениях небольшими количествами ядовитых семян описанная клиническая картина развивается постепенно.

" Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел. оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их , а пшеницу уберите в житницу мою".

Матфея 13:24-25б 30

Похожая притча

ПЛЕВЕЛ – (по латыни - Lolium). В некоторых местностях называют – ложная пшеница (сорняк).

Плевел опьяняющий (Lolium temulentum) его ещё называют Головолом. В зерновках Плевела опьяняющего, засоряющего преимущественно хлебные злаки, развивается гриб (Stromantinia temulenta), вырабатывающий ядовитый алкалоид темулин. Поэтому употребление хлеба и корма с их примесью вызывает отравление людей и домашних животных. Кстати, почти по единодушному мнению значительной части теологов, именно этот вид плевела (плевел опьяняющий) упоминается в Библии.

Интересные Факты

1. Почему Иисус запретил отделять плевелы от пшеницы? Корневая система плевела – точное подобие корней пшеницы и переплетаются с ними, а потому полоть его – бессмысленно. Слишком велики шансы повырывать вместе с плевелом и пшеницу. На все эти вопросы в этой притче дан ответ: оставьте расти вместе то и другое до жатвы — до дня Страшного Суда. Такова воля Божия.

2. Пшеница и плевелы - обладают почти 100% схожестью (то есть всходят абсолютно все попавшие в почву семена). В отличие от пшеницы и ржи, у которых всхожесть колеблется от 60 до 90%.

3. Плевелы очень быстро всходит – почти в два - четыре раза быстрее пшеницы и ржи. Скорость эта превосходит вдвое - вчетверо скорость роста культурных злаков. Это используется например для быстрого создания газонов – два вида плевелов являются декоративными газонными травами.

4. До появления колоса, плевелы практически неотличим от пшеницы! Но когда плевел выбрасывает колоски (а их на одном стебле несколько на некотором расстоянии по вертикали друг от друга), вот тут его и можно опознать. Колоски у плевела короче и расположены под углом к стеблю.

5. Семена плевела по размерам и виду очень похожи на семена пшеницы, но темно-серого, а иногда почти черного цвета.

6. Причём, само растение плевел – не ядовито. Ядовиты только его семена. На семенах плевела живёт ядовитый грибок стоматиния, который делает их ядовитыми. Симптомы отравления сходны с состоянием опьянения. Сила яда такова, что отравить лошадь может всего 7 грамм семян (около 200 зёрен).

7. Плевелы, которые враг посеял между пшеницею (Мф 13.25 и дал.), по-гречески названы «цицания» (веревка безумия) (Lolium temulentum). Название цицалия — семитического корня, и доныне это растение у арабов носит родственное имя «циван». На полях Самарии доктор Стэнли видел женщин и детей, занятых выдергиванием длинных стеблей плевелов из пшеницы.

8. От Матфея 13:40-43 - Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!

9. И так притча Иисуса о плевелах, в ней Иисус предупреждает о чём-то, что появится в последнее время, это будет настолько похоже на пшеницу, что отличить это возможно будет только во время жатвы.

10. Обычно после молотьбы палестинские женщины на огромных подносах сортировали зерна, выбирая плевелы. Если семена плевел попадали в хлеб, то они могли вызвать сильнейшее недомогание, болезнь желудка и даже привести к смертельному исходу.

11. Умышленное засевание чужого поля вредными семенами считалось преступлением. Древнеримские законы предусматривали строгое наказание за подобное деяние.

12. Как бы плевелы ни укоренялись на поле, ни маскировались под пшеницу, они проявят себя, когда настанет время плодов: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом. » (Ек.3:1). И время это Бог называет жатвой, сбором плодов.

Не случайно Господь предупреждает нас: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (Мф.7:16,17).

И так вывод: плевел это то, что практически на 100% похоже на оригинал (пшеницу) до всхода плода, плевел всходит в два-четыре раза быстрее пшеницы, также плевелу необходимо переплетаться с корневой системой пшеницы чтобы жить. Семена плевела очень похожи на пшеничные отличаются только цветом, семена также доводят жертву до опьянения и иногда смерти. Всевидящий и Всезнающий Господь отделяет пшеницу от плевел. Плевелы подлежат наказанию, а пшеница попадает в житницу Божью.

Пшеница и плевелы - Притча Иисуса

Похожая притча

В притче о сеятеле и семени речь шла о том, как люди по-разному принимают Слово Божие и как это слово по-разному воздействует на людей. В следующей притче о пшенице и плевелах Христос говорит о том, что в четвертой части семени, павшей на добрую землю, враг человеческого спасения делает все возможное, чтобы испортить то, что вырастает на этой доброй почве. Притча о пшенице и плевелах чрезвычайна актуальна для наших дней, когда люди задаются вопросом о происхождении зла в мире, недоумевают о соблазнах, расколах и отпадениях, которые встречают в самой Церкви. Где искать истоки церковных соблазнов? В чем их причина? Наконец, кто их вдохновитель? Ответы на эти и другие смежные вопросы мы получим в притче о пшенице и плевелах. Вот как излагает эту притчу евангелист Матфей:

«Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Пришедши же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя ты сеял на поле твоем? откуда же плевелы? Он же сказал им: враг человеческий сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал им: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» ( Мф.13: 25–30 ).

Сказав эту притчу, Христос разъясняет апостолам и нам, что «посеявший доброе семя» есть Сын Человеческий, то есть Он Сам; «враг Его» – диавол, сеятель плевел; «поле» – мир, по которому распространится Его вселенская Церковь; «доброе семя» – сыны Царства, чада Церкви, в которых благодатное семя слова Божия пустило корни, проникло в сердце, сделало их Божией пшеницей, готовой для собирания в небесную житницу, то есть для царствия Божия; «плевелы» – сыны лукавого, то есть всякие лжеучители, соблазнители, через которых сатана делает своё лукавое дело.

Отцы Церкви учат, что диавол во всем противодействует Христу. «После пророков, – говорит Иоанн Златоуст, – являются лжепророки, после апостолов – лжеапостолы, за Христом явится антихрист». Христос зовет людей к спасительной истине, диавол же через своих слуг, т.е. лжеучителей и соблазнителей, сеет в умах людей гибельную ложь и заблуждения, а в их сердцах сеет разные пороки, прикрашивая все это подобиями истины и добра. По этой причине Христос и называет таких людей плевелами, которые по внешнему виду походят на пшеницу. «Диавол, – пишет св. Иоанн Златоуст, – пока не видит, к чему подделаться, ничего не начинает, даже не знает, как приступить к делу. Посему и теперь, приметив уже, что посеянного и укоренившегося не мог похитить, ни заглушить, ни пожечь, вымышляет другого рода обман, именно – всевает собственные семена».

«Диавол сеет плевелы, – говорит Господь, – спящим человекам». Другими словами, диавол сеет свои плевелы тайно, незаметно, когда недостаточно хранят приставленные к ниве стражи, то есть пастыри Церкви, когда и сами верующие живут беспечно, слишком доверчиво слушают самозванцев, лжеучителей. Митрополит Московский Филарет так об этом пишет: «Спят люди духовно, когда беспечно закрывают очи ума и не хотят взирать на свет истины Евангельской, когда, подобно во сне мечтающим, не управляют мыслями своими, не обуздывают желаний своих. Спят они, а враг крадётся во тьме забвения о Боге и законе Его и сеет свои плевелы». Христос, конечно, знает об этом и потому зовет Своих последователей духовно бодрствовать, постоянно быть на страже. Обратимся снова к Иоанну Златоусту: «Но как, скажешь, возможно пробыть без сна? Без сна естественного невозможно, а без сна произвольного возможно. Потому и Павел сказал: бодрствуйте, стойте в вере ( 1Кор. 16: 13 ). В последующих словах притчи, «когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы», Господь с точностью описывает поведение еретиков: сначала они себя прикрывают, когда же кто-нибудь вступит с ними в разговор, тогда они изливают свой яд. Посмотри, какова злоба диавола. Он не сеял прежде, потому что нечего было погубить. Но когда уже всё засеяно, сеет и он, чтобы испортить, стоившее многих трудов земледельцу. Такую сильную вражду обнаружил во всем против Христа диавол!»

Хозяин посеял добрый плод, а ночью враг посеял там плевелы. Когда появились первые всходы, он призвал работников и показал им, что вместе с пшеницей растут плевелы. Увидев неладное на поле, слуги спросили господина: «Как это могло быть, ведь ты доброе семя сеял?» Слуги домовладыки предлагают вырвать плевелы, чтобы росла только полезная пшеница. Хозяин решительно отклонил их предложение, объяснив, что, вырывая плевелы, можно повредить пшеницу, ибо плевелы очень похожи на пшеницу. Ведь можно перепутать и вместе с плевелами вырвать колос пшеницы, так как плевелы и пшеница растут рядом, вместе, корни сплелись и может выйти так, что, вырывая с корнем плевелы, повредишь корень колоса пшеницы, и он погибнет.

Эта подробность в притче о пшенице и плевелах чрезвычайна важна и актуальна. В мире мы видим много беззаконий и различных безобразий. Да и не только во внешнем мире, но и внутри церковной ограды далеко не всё благополучно. Часто при виде возмутительных поступков злых, безнравственных людей говорят: «Господи! Почему Ты не наказываешь теперь же злых? Зачем Ты даёшь им возможность пользоваться всеми благами мира? Зачем они теснят, угнетают добрых?» На все эти вопросы Христос отвечает в притче: «Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; настанет время жатвы, т.е. день страшного суда, и Я скажу жнецам, ангелам Своим: соберите прежде плевелы, чтобы сжечь их; и соберут делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов. А пшеницу уберите в житницу Мою; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» ( Мф. 13: 36–43 ).

Многие чада Церкви, представляя, что ревнуют об истине, о чистоте Церкви, призывают с корнем вырвать плевелы. Если приняться ревностно уничтожать всякое зло внутри Церкви, можно, не разобравши, вместо плевел вырвать колос пшеницы и повредить самому себе. Господь решительно запрещает такой способ борьбы со злом, ибо никто, кроме единого Бога Сердцеведца, не может безошибочно отличать лицемера от праведника. Кроме того, многие из грешников еще могут перемениться, покаяться и сделаться праведниками. Блаженный Августин по этому поводу говорит: «Многие исправляются, как Петр; многие терпимы, как Иуда; многие не обличаются до пришествия Господа, Который осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные помышления ».

Действительно, если обратиться к житиям святых, мы найдём многих праведников, которые в течение своей жизни испытывали падения. В момент падения можно было бы принять их за плевелы. Отцы учат, что наличие искушений в мире, дела лукавых очищают душу, помогают ей яснее видеть свои немощи, глубже чувствовать свою виновность и мало-помалу ослаблять в себе силы греха. Золото очищается от примеси огнём. Смешение людей добрых и злых в мире доставляет добрым тысячи случаев усовершенствоваться в добре, приобретать терпение, кротость, смирение, незлобивость, любовь. Жизнь праведников на земле тесно связана с жизнью грешников и узами родства, и сходством расположении души, и внешними обстоятельствами, так что потрясение в участи одних не обходится без потрясения в жизни других. Например, недостойный отец, пьяница или развратник, может заботливо растить своих благочестивых детей; благополучие честных рабочих может находиться в руках корыстного и грубого хозяина; неверующий правитель может оказаться мудрым и полезным для граждан законодателем. Если бы Господь Бог без разбора карал всех грешников, то нарушился бы на земле весь строй жизни.

Христос не хочет, чтобы уничтожались в церковной ограде плевелы, находящиеся рядом с пшеницей еще и потому, что желает научить нас терпению, а грешникам показать Своё милосердие. Св. Иоанн Златоуст говорит, что это не значит, что Господь не запрещает останавливать лжеучителей. Нужно с ними бороться, но бороться достойными, евангельскими методами. Но ни в коем случае нельзя в этой борьбе прибегать к насилию, как это, к великому сожалению, иногда имело место в церковной истории. Святые Отцы предостерегают от чрезмерной ревности, говоря: «Ревность, хотящая победить всякое зло, сама есть великое зло, ибо может принести много вреда». Совесть христианина не должна гореть тем злом, которое он видит. Он призван укротить зло в самом себе.

О борьбе со злом хорошо говорит митрополит Филарет (Вознесенский): «Господь сказал: Аз глаголю вам: не противьтесь злу! По существу, это не совпадение текстов русского и славянского. «Злу» это – не злу, как таковому, а злому, т.е. злому человеку. По-русски это читается: «Я говорю вам: не противься злому!» И только. Если ты хочешь бороться со злом, то не обращайся с ним прямо на человека, который творит зло, а на то зло, которое он причиняет. И не старайся вырвать этого человека из церковной ограды, как хотели слуги плевелы вырвать, а старайся его убедить, разъяснить ему неправильность его понятий. Как говорил отец Иоанн Кронштадтский: «Грешные они, а грешников люби и жалей!» Неразумная ревность стремится уничтожить всё то, что причиняет зло. О ней говорил апостол Павел, что эта ревность не по разуму, т.е. неразумная. Эта ревность сама может оказаться великим злом, потому что много может причинить и вреда, и смятения, и соблазна в среде церковной».

Христос говорит: «Оставьте расти вместе то и другое до жатвы», а «жатва есть кончина века». Блаженный Августин поясняет: «Итак, Церковь до конца века будет совмещать в себе добрых и злых, без вреда для добрых. Если и оказываются в Церкви плевелы, то это не препятствует нашей вере и любви; усматривая плевелы в Церкви, мы не должны от нее отпадать. Нам должно только стараться самим быть пшеницею, чтобы, когда пшеница будет собираема в житницы Господа, наши труды и попечения не остались бесплодными». Блаженный Феофилакт, епископ Болгарский, в этой связи замечает: «Если бы Матфей (до своего обращения – ненавистный для своих соотечественниками сборщик податей, – В.П.) исторгнут был из этой жизни, когда был в числе плевел, то вместе с ним погибла бы имевшая впоследствии прозябнуть от него и пшеница слова его. Так точно и Павел, и разбойник, когда были плевелами, не были истреблены, чтобы впоследствии произросла их добродетель».

Христос не хочет смерти грешников, а желает, чтобы они уразумели истину и спаслись ( 1Кор. 11: 19 ). Он теплотой Своей благости, живительными лучами Своей любви хочет смягчить ожесточение их сердец и возбудить в них новую жизнь ( Рим. 2: 2–6 ). Он ставит им в пример благочестие Своих избранников, как обличение их грешной жизни. Вспомним обращение гонителя христиан Савла. Но один ли Савл сделался Павлом? Как много язычников обратились в пламенных исповедников веры при взгляде на самоотвержение и твердость мучеников. Да и не только в древности. И в двадцатом веке сколько людей было вдохновлено примером стойкости новомучеников и исповедников Российских!

Святые Отцы уподобляют Церковь Христову Ноеву ковчегу, в котором вместе с чистыми были и нечистые животные. Церковь уподобляется еще и неводу, в который вместе с рыбой попадают и разные гады. Разные люди: и грешники, и праведники – составляют Церковь, Тело Христово. Есть в ней люди, достигшие вершин духовного совершенства, а есть духовные младенцы. Новоначальных надо беречь, а не соблазнять и отталкивать как немощных членов Церкви «ревностью не по разуму».

Читайте также: