Притча о праведном поведении

Обновлено: 14.11.2024

В одном селении жил воевода, славящийся своими боевыми умениями. Ему не было равных в искусстве боя.

Кроме того, он обладал способностью выводить из себя любого. Этот человек мог подобрать такие слова, что его противник мгновенно выходил из себя. В порыве гнева он вызывал обидчика на бой, и воевода непременно побеждал.

Однажды он прослышал про мудреца, которого невозможно вывести из себя. Заинтересованный воевода нашел храм, в котором жил и проводил обучение этот духовный мастер. Воевода стал наведываться к нему и регулярно донимать своими грубыми речами. Но мудрец не обращал на них никакого внимания, чем изумлял всех, особенно своих учеников. Через несколько дней обидчик сдался, попросил у мудреца прощения и ушел, признав свою неправоту.

Все ученики были очень изумлены тем, как их учителю удавалось всё время сохранять самообладание. Один из учеников, подошел к мастеру и спросил:

- Учитель, как вам удавалось оставаться таким спокойным?

На что мудрец ответил:

- Представь себе, что ты хотел сделать кому-либо подарок, но адресат его не принял. Кому в этом случае он будет принадлежать?

- Тому, кто хотел сделать подарок. То есть мне.

- Вот видишь. То же самое происходит с гневом, ненавистью и злобой. Если ты их не примешь эти «дары», они останутся у того, что их принес.

Похожая притча

Ирина Поздеева перейти к странице

Ирина Поздеева запись закреплена

ПРИТЧА НА ЦЕННОСТЬ "Праведное поведение"

Купил человек себе новый дом-большой и красивый, с большим плодоносящим садом.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там-ведро с помоями.

Он взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска. Насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошел к соседу.

Похожая притча

В одной из деревень Мадхупура, находящейся в глубине его территории, жил-был брахман по имени Харихар. Был он очень беден, хотя, по правде говоря, его отец оставил ему кое-какое наследство. Но, как хорошо известно, лень такова, что все проглотит и оставит хозяина в нищете. Харихар как раз и был лентяем. Постепенно все его имущество было распродано, и, в конце концов, ему и его жене не на что стало жить. Его жена Басанти была энергичной женщиной, и длительная нужда сделала её еще более настойчивой. У неё проявилась невероятная сила воли. Она не давала покоя Харихару. «Ты, лежебока, ты что же, хочешь уморить свою жену голодом?» — такие слова часто звучали в их маленькой хижине. Но что мог поделать бедняга Харихар? Слова его жены были хоть и грубы, но справедливы. Какое-то время он сносил все это молча. Но чем беднее они становились, тем больнее кололи сердитые слова Басанати. Однажды утром ленивый Харихар не выдержал и покинул свой дом. А когда он шёл, то повторял про себя: «Я пойду в большой мир и попытаю там счастья». Во время своих странствий он повстречал отшельника. Этот добрый человек славился умением читать людские мысли.

— Ох, друг, — сказал он, — да на тебе лица нет! Что случилось? — Он внимательно взглянул на впалые щеки Харихара, и ему стало все понятно. Прежде чем Харихар начал описывать свои несчастья, добросердечный отшельник пригласил его в свой ашрам. Там они и жили вдвоём. Отшельник делил со своим другом приношения, которые получал в течение дня. Вот так и проходили дни, но и отшельника уже стало раздражать безделье Харихара. Вскоре его жалость к брахману поостыла.

— Послушай-ка, друг мой, — сказал он однажды утром брахману. — На земле нет места для лени. Если ты постараешься, то, конечно, сможешь себя обеспечить. Прими мой совет, и ты никогда не будешь нуждаться. Я поделюсь с тобой четырьмя хорошими жизненными правилами. Помни их и действуй соответственно: «Трудись, как парий; ешь, как раджа; не говори правды женщинам; никогда не лги царю». Харихар принял его советы и бережно сохранил в памяти все четыре правила. «Как я могу забыть эти наставления?» — сказал он сам себе. — Отшельник сказал, что благодаря им я получу еду, питье и все, в чем нуждаюсь. Это прекрасные слова, которые изменят мое будущее». Повторяя их наизусть, Харихар ушел из ашрама и направился в ближайшую деревню. Приблизившись к ней, он увидел большую толпу, а подойдя вплотную, увидел тело мертвеца, лежавшее на краю дороги. Староста деревни выглядел огорченным. Он не знал, как избавиться от тела незнакомца.

— Никто не знает, кто этот человек. Если бы мы могли хотя бы выяснить, к какой касте принадлежал этот несчастный. Никто не хочет дотрагиваться до него, — сказал староста.

— Как же мы можем совершать похоронные обряды над тем, чья каста неизвестна? — закричали молодые люди, окружавшие его.

— Но мы не можем и допустить того, чтобы тело лежало на улице, — ответил староста.

Харихар, который всё это слышал, мигом сообразил, что ему делать. Он вспомнил первый совет отшельника:«Трудись как парий». Поэтому он вышел вперед и сказал.

— Я сделаю эту работу. Сколько вы мне заплатите за неё? Жители деревни очень обрадовались, услышав это. Быстро собрали деньги, и староста вручил Харихару пять рупий. Он тут же взвалил на плечи мертвое тело и один отправился к площадке, устроенной в этой деревне для кремации. Там Харихар приготовил всё для костра и, уложив поверх дров мёртвое тело, поджёг их. Пламя быстро взметнулось вверх и охватило волосы на голове мертвеца. Харихар чуть не упал в обморок от волнения, увидев, что из сгоревших локонов выпали настоящие золотые мохури. С какой радостью он схватил такое сокровище! Мертвец, бывший при жизни вором, спрятал в своих густых волосах отборное золото. Неожиданно разбогатевший Харихар тысячу раз благословил отшельника. Не теряя времени, он отправился в обратный путь к жене. «Как же она обрадуется! Теперь будет изобилие и никакой нужды. Уверен, что моя жена будет танцевать от радости», — подумал Харихар. Богатство сделало Харихара осторожным и находчивым. Он попусту не растрачивал свои деньги. Но, конечно, он и его жена хорошо питались. А разве не намекнул на это отшельник в своем втором совете? Харихар и Басанти жили теперь спокойно, ни в чем не нуждаясь. У них было много еды, и это привлекало внимание соседей, которым спать не давало неожиданное благосостояние Харихара. «Разве не был Харихар недавно бедным? Как же случилось, что он ест лучше, чем любой из нас? Где он достает деньги на все это?» — спрашивали они друг друга. Однако они никак не могли разгадать эту тайну. Харихар стал не только богатым, но и мудрым и держал язык за зубами. Подруга Басанти — Ниламбари завидовала внезапному счастью своей подруги и преисполнилась решимости выведать секрет.

— Приходи ко мне завтра утром, Ниламбари, и я тебе все расскажу, — сказала Басанти. В ту же ночь Басанти с мрачным выражением лица спросила мужа:

— Разве я не твоя жена? Почему ты скрываешь от меня свои дела? Ты никогда не рассказывал мне о том, где ты берешь деньги на покупку всех этих вещей, которыми мы пользуемся, и на хорошую еду. Разве я заслужила такое отношение? Тут Харихару припомнился третий совет отшельника: «Никогда не говори правды женщинам». А слов отшельника нужно придерживаться. Тут же он придумал историю и рассказал жене:

— Ну что же, это очень просто. Но это большой секрет. Запомни, ты никому не должна говорить об этом ни единого слова. Если кто-нибудь съест плоды кочилы, смешанные с джаггери, слитки золота начнут выходить из его рта. Смотри же, я предупреждаю тебя, никому не выдавай этот секрет. Басанти была очень довольна, и можно не сомневаться в том, что Ниламбари узнала «секрет» на следующее же утро. Горя желанием поделиться новостью, Ниламбари вышла встретить своего мужа и обо всем ему рассказала. В тот же вечер ее муж съел несколько кочил, смешанных с джаггери. Через два-три часа яд начал действовать, и бедный человек стонал от боли. А Ниламбари стояла рядом у его постели, ожидая, что драгоценный металл выйдет у него изо рта. С приближением смерти боли усилились, и он стонал все сильнее и сильнее. «Несомненно, сейчас золото выйдет наружу. Желудок болит потому, что стремиться выбросить его», — говорила себе Ниламбари. Бедняга умирал, однако надежды Ниламбари возрастали. После нескольких судорог рот несчастного широко открылся, и, тяжело вздохнув в последний раз, бедняга испустил дух. А Ниламбари уже было подскочила, чтобы схватить все золото, и еще некоторое время таращила глаза на своего мужа. Безжизненное тело, лицо со следами страдания — нельзя было не понять, что произошло, и даже до помутившегося разума Ниламбари дошло, что ее муж умер. И она закричала:

— Ох, мой муж! Ох, мой муж! Где же золото и где ты? На ее громкие вопли скоро собралась большая толпа. Жители деревни, которые толпились вокруг тела умершего, что-то заподозрили, и один из них заметил:

— В чем дело? Всего лишь несколько часов назад он было здоровехонек. Я своими глазами видел, как он бодро возвращался с поля, а сейчас вижу его мертвым! Несомненно, здесь что-то не так! А другой сказал:

— Я уверен, кто-то убил его. — Подождите-ка минутку, — сказал деревенский лекарь. — Вы видете его рот? Разве на его губах нет синего оттенка? А затем, тщательно осмотрев его глаза и щеки, он серьезно сказал:

— Я не сомневаюсь, что это отравление. А если окажется, что я не прав, то готов отдать половину своего имущества. — Слова лекаря убедили всех.

— Здесь не может быть иного мнения, — сказал староста деревни и, войдя в другую комнату, позвал Ниламбари и спросил ее:

— Женщина, говори только правду. Это серьезное дело. Расскажи нам, чем ты его кормила и что он съел вечером. Запомни, если солжешь, то будешь наказана. Ниламбари рассказала обо всем, что она сделала, и довольно скоро ее привели к радже на суд. Раджа строго взглянул на Ниламбари и спросил:

— Почему ты отравила своего мужа, на какую рассчитывала от этого выгоду?

— Ох, раджа, — сказала плачущая Ниламбари.— Я несчастная женщина. Не убивала я своего мужа. Я никогда не думала, что он умрет. Это все случилось так: моя подруга Басанти и ее муж были когда-то бедны. И вдруг разбогатели. Я спросила Басанти, откуда у них взялись деньги. Она выпытала у своего мужа и открыла мне тайну их внезапного обогащения. Она рассказала, что ее муж съел плод кочилы, смешанный с джаггери, и у него изо рта вышло настоящее золото. Я — скверная женщина! Как я могла ей поверить? Я дала кочилу и джаггери моему мужу, и он умер. Теперь я хочу тоже умереть. Ох, мой муж! — громко рыдала она. Раджа пришел в ярость и немедленно послал за Харихаром и его женой. — Ты — негодяй! Тебе за это полагается веревка! — закричал он на Харихара. Харихар упал в ноги радже и сказал: — Ваше величество, будьте терпеливы и выслушайте мою историю. Я был бедным брахманом, ежедневно тяжким трудом зарабатывал себе на жизнь, да и то не всегда достаточно выпадало на мою долю. Но однажды я повстречал отшельника, и ученый отшельник преподал мне четыре правила поведения: «Трудись, как парий; ешь как раджа; не говори правды женщинам; никогда не лги царю». Я берег как сокровище в своей памяти эти мудрые слова и дал обет следовать им! Затем Харихар поведал, как на каждом шагу совет отшельника приносил ему удачу.

— Когда же моя жена пристала ко мне, — продолжал Харихар, — чтобы я раскрыл ей секрет моего богатства, я последовал третьему наставлению отшельника:«Не говори правды женщинам». Поэтому я и соврал моей жене. Тогда я не знал, что это может привести к смерти ни в чем не повинного человека. Ваше величество, я правдиво вам все рассказал, следуя четвертому совету отшельника: «Никогда не лги царю », — закончил свой рассказ Харихар. Эта история понравилась радже, он простил Харихара и отослал его. Когда брахман возвращался домой, он повторял про себя четыре совета отшельника, думая при этом: «Как, должно быть, учен и всезнающ этот отшельник. Я трижды осчастливлен моим гуру, который даровал мне такие мудрые наставления»

Похожая притча

Притчи о жизни помогают переосмыслить свое поведение и происходящее вокруг. Для того чтобы по-другому посмотреть на мир, советуем вам прочесть эти истории.

Слова «мораль» и «нравственность» в русском языке имеют разные оттенки. Мораль – это, скорее, общественная установка. Нравственность – внутренняя, личная. Тем не менее, базовые принципы морали и нравственности во многом совпадают.

Мудрые притчи легко, но не поверхностно затрагивают именно эти базовые принципы: отношение человека к человеку, достоинство и низость, отношение к Родине. Вопросы взаимоотношения человека и общества часто воплощаются в притчевую форму.

Низкие и достойные

Один падишах прислал мудрецу три одинаковые бронзовые статуэтки и велел передать:
– Пусть решит, кто из троих людей, чьи изваяния мы посылаем, достойный, кто так себе и кто низкий.
Никто не мог найти никакой разницы между тремя статуэтками. Но мудрец заметил дырочки в ушах. Он взял тонкую гибкую палочку и воткнул её в ухо первой статуэтки. Палочка вышла через рот. У второй статуэтки палочка вышла через другое ухо. У третьей статуэтки палочка застряла где-то внутри.
– Человек, который разглашает всё, что услышит, безусловно, низок, – рассудил мудрец. – Тот, у кого тайна входит в одно ухо, а выходит через другое – человек так себе. Истинно же благороден же тот, кто хранит в себе все тайны.
Так решил мудрец и сделал соответствующие надписи на всех статуэтках.

Измени голос

Голубка увидела в роще сову и спросила:
– Откуда ты, сова?
– Я жила на востоке, а теперь лечу на запад.
Так ответила сова и начала злобно ухать и хохотать. Голубка снова спросила:
– А почему же ты покинула родной дом и летишь в чужие края?
– Потому что на востоке меня не любят за то, что у меня противный голос.
– Напрасно ты покинула родные края, – сказала голубка. – Менять тебе надо не землю, а голос. На западе так же, как на востоке, не терпят злобного уханья.

О родителях

Отношение к родителям – нравственная задача, давно решённая человечеством. Библейские легенды, евангельские заповеди, многочисленные пословицы, сказки в полной мере отражают представления людей о взаимоотношении отцов и детей. И всё же между родителями и детьми возникает столько противоречий, что современному человеку время от времени нелишне об этом напомнить.
Постоянная актуальность темы «родители и дети» рождает всё новые и новые притчи. Современные авторы, следуя по стопам предшественников, находят новые слова и метафоры, чтобы снова коснуться этого вопроса.

Кормушка

Жил-был старик. Глаза его ослепли, слух притупился, и колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку, проливал суп, а иногда пища выпадала у него изо рта.
Сын и его жена с отвращением смотрели на него и стали во время еды сажать старика в угол за печку, и еду подавали ему в старом блюдечке. Однажды руки старика так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Тогда молодая невестка стала ругать старика, а сын сделал отцу деревянную кормушку. Теперь старик должен был есть из неё.
Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их маленький сын с куском дерева в руках.
– Что ты хочешь сделать? – спросил отец.
– Деревянную кормушку, – ответил малыш. – Когда я вырасту, папа и мама будут есть из неё.

Орёл и орлёнок

Старый орёл летел над пропастью. На спине он нёс своего сына. Орлёнок был ещё слишком мал и не мог осилить этот путь. Пролетая над пропастью, птенец сказал:
– Отец! Сейчас ты несёшь меня через пропасть на спине, а когда я стану большим и сильным, я тебя понесу.
– Нет, сынок, – печально ответил старый орёл. – Когда ты вырастешь, ты понесёшь своего сына.

Подвесной мост

На пути между двумя высокогорными селениями было глубокое ущелье. Жители этих селений построили над ним подвесной мост. По его деревянным дощечкам ходили люди, а два троса служили перилами. Люди так привыкли ходить по этому мосту, что могли и не держаться за эти перила, и даже дети бесстрашно перебегали ущелье по дощечкам.
Но однажды тросы-перила куда-то исчезли. Рано утром люди подошли к мосту, но никто не смог сделать ни шагу по нему. Пока тросы были, можно было за них не держаться, но без них мост оказался неприступным.
Так происходит и с нашими родителями. Пока они живы, нам кажется, что мы вполне можем обойтись без них, но как только мы их теряем, жизнь сразу начинает казаться очень трудной.

Житейские притчи

Житейские притчи – это особая категория текстов. В жизни человека каждый момент возникает ситуация выбора. Какую роль в судьбе могут сыграть незначительные, казалось бы, мелочи, незаметные маленькие подлости, глупые провокации, нелепые сомнения? Притчи отвечают на этот вопрос однозначно: огромную.

Для притчи нет ничего несущественного и неважного. Она крепко помнит, что «трепетание крыла бабочки отзывается громом в дальних мирах». Но притча не бросает человека наедине с неумолимым законом воздаяния. Она всегда оставляет возможность упавшему подняться и продолжить путь.

Летучая мышь

Давным-давно разгорелась война между зверьём и птицами. Труднее всего было старой Летучей Мыши. Ведь она была и животным, и птицей одновременно. А потому она никак не могла для себя решить, к кому же ей всё-таки выгоднее примкнуть. Но потом она решила схитрить. Если птицы будут одерживать верх над зверями, то она станет поддерживать птиц. В противном случае она быстренько переметнётся к зверям. Так она и сделала.
Но когда все заметили, как она себя ведёт, то тут же предложили ей не бегать от одних к другим, а раз и навсегда выбрать одну сторону. Тогда старая Летучая Мышь сказала:
– Нет! Я останусь посредине.
– Хорошо! – сказали обе стороны.
Битва началась, и старая Летучая Мышь, оказавшись в середине сражения, была раздавлена и умерла.
Вот почему тот, кто пытается усидеть между двумя стульями, всегда окажется на самой гнилой части верёвки, что висит над пастью смерти.

О любви с моралью

Любовь движет мирами и человеческими душами. Было бы странно, если бы притчи обошли вниманием проблемы отношений мужчины и женщины. И здесь авторы притч поднимают великое множество вопросов: «Что такое любовь? Можно ли дать ей определение? Откуда она приходит, и что её губит? Как её обрести?»
Притчи затрагивают и более узкие аспекты. Бытовые отношения мужа и жены – казалось бы, что может быть банальней? Но и здесь притча находит пищу для размышления. Ведь это лишь в сказках брачным венцом дело заканчивается. А притча знает: с этого всё только начинается. И сохранить любовь не менее важно, чем её найти.

Всё или ничего

Один человек пришел к мудрецу и спросил: «Что такое любовь?» Мудрец сказал: «Ничего».
Человек очень удивился и начал рассказывать ему, что читал много книг, в которых описывается, что любовь бывает разной, грустной и счастливой, вечной и быстротечной.
Тогда мудрец ответил: «Всё».
Человек опять ничего не понял и спросил: «Как же тебя понять? Всё или ничего?»
Мудрец улыбнулся и сказал: «Ты сам только что ответил на свой вопрос: ничего или всё. Середины быть не может!»

Разум и сердце

Один человек утверждал, что разум на улице любви – слеп, и что главное в любви – сердце. В доказательство этому он приводил рассказ о влюблённом, который много раз переплывал через реку Тигр, храбро борясь с течением, чтобы увидеться со своей возлюбленной.
Но однажды он вдруг заметил у неё на лице пятнышко. После этого, переплывая Тигр, он подумал: «Моя любимая несовершенна». И в тот же миг любовь, которая держала его на волнах, ослабела, посреди реки силы покинули его, и он утонул.

Чинить, не выбрасывать

Пожилую пару, прожившую более 50 лет вместе, спросили:
– Наверное, вы ни разу за полвека не поругались?
– Ругались, – ответили муж и жена.
– Может быть, у вас никогда не было нужды, были идеальные родственники и дом – полная чаша?
– Да нет, всё как у всех.
– Но вы никогда не хотели разойтись?
– Бывали и такие мысли.
– Как же вам удалось так долго прожить вместе?
– Видимо, мы родились и выросли в те времена, когда сломанные вещи было принято чинить, а не выбрасывать.

С уважением, Раиса Мишарина, ученица Школы Гивина

Ставьте 👍 лайк, если нашли что-то полезное для себя и подписывайтесь на наш канал !

Читайте также: