Притча о посеве и всходах

Обновлено: 17.05.2024

Эта весть была потрясающей. Мы это лучше почувствуем, если вспомним, как возвещал Иоанн Креститель пришествие Царствия Божия. – Как страшный Суд!

«[Иоанн] приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк_3.7–9).

Иисус не отрицал такое суждение о народе своего времени. Он тоже называл его неверным, родом грешным и прелюбодейным (Мк_9.19, 8.38). И все-таки Он возвещал этому народу не Суд, но спасительное Царствие Божие – и все это без всяких предварительных условий!

Понятно, что в народе немало было таких, кто сомневался. Они вроде бы и слушали эту весть, но затем качали головами и отходили прочь. Но Иисус не сдавался: «Покайтесь и веруйте в это Евангелие!», – был Его ответ. Кстати, только в этом месте Иисус употребляет понятие «покаяние». В дальнейшем он его не упоминает, так как оно не могло вполне выразить то, к чему Он призывал народ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

2) Верить слову

2) Верить слову Слушать слово и применять его к живой вере — не одно и то же. Человек с неверным сердцем непременно отступит от Бога живого (3:12). Если мы отказываемся принять живое слово (4:12), как же мы можем познать живого Бога, всемогущего автора этого слова? Непокорные

Как простить обидчика, когда это трудно?

Как простить обидчика, когда это трудно? иеромонах Иов (Гумеров)Прощение человеку его согрешений — не просто нравственная норма, но установленный Богом духовный закон. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете

Трудно сказать «боюсь»

Трудно сказать «боюсь» – Как разговаривать о смерти с умирающими?– Разговаривая с человеком, который находится на пороге смерти, мы можем только делиться тем, что сами знаем. Но нужно постараться понять, какие страхи есть у человека; прежде всего, конечно, надо облегчить

15. Верить и принадлежать

15. Верить и принадлежать Река и дерево — это в каком–то смысле полные противоположности.Река берет свое начало в буквальном смысле слова отовсюду. Маленькие ручейки, стекающие с холмов, далекое озеро, которое питают источники, тающий ледник — все они, как и масса других

1.24 Трудно ли стать каббалистом

1.24 Трудно ли стать каббалистом Может возникнуть вопрос: человек, который занимается Каббалой, становится отрешенным от нашего мира, отдаляется от житейских забот; для него семья, работа, дети, человечество, личные затруднения перестают существовать? Может быть, он

Как правильно верить?

3. Трудно распознать истину

3. Трудно распознать истину «Тогда, о бхикку, пришла мне в голову такая мысль:"Эта постигнутая мною дхамма [6] глубока; трудно ее увидеть, трудно ее понять; она превосходна, великолепна, превыше сферы мышления, тонка и доступна постижению только мудрых".Но этот мир людей

3. Трудно распознать истину

3. Трудно распознать истину «Тогда, о бхикку, пришла мне в голову такая мысль:"Эта постигнутая мною дхамма[6] глубока; трудно ее увидеть, трудно ее понять; она превосходна, великолепна, превыше сферы мышления, тонка и доступна постижению только мудрых".Но этот мир людей

ТРУДНО СТОЯТЬ. ДУШНО

ТРУДНО СТОЯТЬ. ДУШНО – Я не хожу в церковь. Не могу стоять. Ноги не держат. Сил нет. Спина болит.– Там есть скамейки.– На скамейках сидят бабушки. И то не все. Многие стоят. Не могу же я, в моем возрасте, сидеть на службе. Это невозможно.Это возможно. Потому что если ноги и

БЫТЬ ХРИСТИАНИНОМ ТРУДНО

БЫТЬ ХРИСТИАНИНОМ ТРУДНО В рабстве находятся не только те, кто никогда не слышал или отказывается верить в Евангелие, но и многие из типичных «обращенных» этого поколения. Мы сами сотворили эту дилемму, пренебрегая обязанностью знакомить людей с ценой следования за

Трудно богатому

Трудно богатому И вот некто, подойдя, спросил у Него (Иисуса Христа): «Учитель Благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Тот ответил: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди».

Трудно ли сменить тело?

Трудно ли сменить тело? На самом деле принцип реинкарнации очень прост и его легко понять. Но пережить его очень трудно, так как он наполнен довольно сложными психофизиологическими процессами. Хотя реинкарнация— это естественный закон природы, но для обычного человека,

Почему нам трудно поверить в Бога?

Почему нам трудно поверить в Бога? (Беседа за круглым столом)* * *Предлагаемая беседа не претендует на исчерпывающее освещение темы и затрагивает лишь некоторые из проблем подхода к вере. Беседа велась в узком домашнем кругу и была записана его слушателями и участниками.

Почему нам трудно молиться

Почему нам трудно молиться Почему так много людей испытывают трудности, когда дело касается молитвы? Позвольте мне предположить три возможных причины.Поклонение богу и молитвенное прошение кажутся неестественными действиямиИзначально люди были созданы с желанием

5. Страх. «Не бойтесь!» (Мк.4:35–5:43)

a) Усмирение бури (Мк.4,35–41) (Мф 8,23–27; Лк 8,22–25)

35 Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону. 36 И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки. 37 И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась [водою]. 38 А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? 39 И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. 40 И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? 41 И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?

Галилейское море пользовалось дурной славой из-за своих штормов. Они налетали внезапно и устрашающе быстро. Иисус находился в лодке и Ему было предоставлено почетное место, как было принято, на корме, где были положены ковер и подушка. Интересно отметить, что Иисус обращается к ветру и волнам теми же словами, что и при изгнании нечистого духа ( «запретил» ) в Мк 1,25 . И еще: «молчи» , далее несколько грубоватое «закрой рот», или даже «пасть»!). Разрушительная сила шторма была такой же, как и сила злого духа.

Природное чудо, такое как усмирение бури, рассказывалось не только об Иисусе. Вспомним хотя бы книгу пророка Ионы, когда «Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться. И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее; Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул. И пришел к нему начальник корабля и сказал ему: что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем. И сказали друг другу: пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону» . После некоторых безуспешных попыток спастись корабельщики осмелились, «взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей. И устрашились эти люди Господа великим страхом, и принесли Господу жертву, и дали обеты» ( Ион. 1,1–16 ). В литературе того времени существуют и другие примеры такого рода. Для иудеев было несомненно, что Бог может усмирить любую бурю. Евангелист Марк прекрасно сознавал, что это чудо, равно как далее рассказанное чудо изгнания легиона бесов из одержимого и потопления 2000 свиней в море, равно как и далее рассказанное чудо воскрешения из мертвых – всё это для его было слушателей и читателей, разумеется, делами необычными, но вполне представимыми. Так что для Марка смысл был не в самих этих чудесах как в чем-то уникальном (это не было уникальным для людей того времени!). Смысл в чем-то ином.

В случае усмирения бури следует обратить внимание на следующие моменты:

1) Приказ пуститься в путь по морю исходит от Самого Иисуса ( Мк.4:35 ).

2) Иисус вовсе не разделяет озабоченности Его учеников. Он преспокойно спит, в то время как они думают, как бы выжить ( Мк.4 :38а).

3) Упрек, который ученики бросают их Учителю, обнаруживает не их веру, а их страх ( Мк.4 :38б). Поэтому ответ Иисуса на вопль учеников не звучит: «Доверьтесь, не бойтесь!», но «Что вы такие трусливые? Неужели у вас еще нет веры?» ( Мк.4:40 ).

Отсюда следует, что вера проявляется не просто в том, что ученики верят в чудотворную силу Иисуса, не только в том, что они получают особые наставления Иисуса, но в том, что они готовы безбоязненно пуститься с Ним в путь, чего бы этот путь ни готовил, готовы делить с Ним все опасности пути, в которые они попадают по слову Иисуса. Или, говоря иначе, Марк желает показать своим рассказом, что неверие начинается там, где христианин из трусости и боязливости не готов разделить опасности вместе с Иисусом и другими людьми, то есть когда он не готов нести Крест.

Путь с Иисусом обращается в безбоязненное путешествие, хотя он и пролегает сквозь бурю. Это – тайна веры. Когда Иисус с нами, мы можем быть спокойны в самых жестоких жизненных бурях. Каждый, кто прибегает к Иисусу и стремится постоянно жить с Ним, знает это.

Похожая притча

4.26-29 — «И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва».

Эту притчу нам поведал только Марк. О чем она? Евангелие, провозглашенное Иисусом Христом в самом начале Его публичной деятельности, звучало так: «Исполнилось время, и приблизилось Царствие Божие!» (Мк_1.15). Царствие Божие означает тот день, когда воля Божия будет совершаться на земле так же идеально, как и на небе. В притче о посеве и всходах говорится не только о Царствии Божием, но и о беспомощности человека. Не крестьянин взращивает семя, он даже не знает механизма роста. Секрет жизни заложен в самом семени. Ни один человек никогда не знал тайны жизни и не сотворил ничего в полном смысле этого слова. Человек может открыть, изменить вещи, может усовершенствовать их, но сотворить их он не может. То же относится и к тайне жизни будущего века. Мы не можем сами собой восстать из мертвых, мы не можем создать Царствия Божия. Всё это принадлежит Богу. Очевидно, что мы можем только мешать наступлению Царствия Божия или помогать ему. Но принципиально за всем стоит Бог и Его сила и воля.

Всем очевидно, что Царствие Божие до сих пор отнюдь не есть господствующая, всем видимая и всеми переживаемая действительность этого мира. Напротив! Оно есть тайна, вверенная небольшой группе учеников Иисуса Христа. Это так – и, тем не менее, это не основание для разочарования и уныния. Как прежде, так и ныне мы можем полагаться на Бога, на Его обетования, закрепленные Воскресением Иисуса Христа. Мы можем полагаться на Царствие Божие и ни на что другое. Ибо ему принадлежит будущее. В этом дар веры. В этом дар надежды. Как урожай обязательно придет, после того как крестьянин посеял семя. Земля сама произведёт плод, руководствуясь тайнами богоданных законов жизни. Так же и Царствие Божие обязательно обнаружит свое исполнение в этом мире благодаря таинственному, непостижимому действию Божию.

Если мы видим растение каждый день, мы не замечаем его роста. Когда же мы увидим его через какой-то промежуток времени, заметим происшедшую перемену. Ничто не может остановить рост в природе. Иной раз дерево разрывает бетон силою своего роста. Таково и Царство Божие. Несмотря на бунт и непослушание людей, Бог продолжает Свое дело, и ничто не сможет помешать предназначениям Божиим. Мораль нашей притчи – призыв к терпению. Человек – временный жилец на земле, и потому он неизбежно думает о сиюминутном, преходящем. Бог же может творить в вечности, Он не ограничен во времени. «Перед очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний» (Пс_89.5). Притча также призывает к надежде, к тому, чтобы мы смотрели в будущее не с раздражением и отчаянием, но с надеждой. Кроме того, притча призывает к готовности. Мы должны всегда быть готовыми к тому, чтобы, когда конец мира наступит, мы достойно встретили Бога и Его Царствие.

И пусть начало Царствия Божия, сокрытого в Церкви учеников Иисуса, кажется малоприметным, это начало – необходимая предпосылка и залог того, что в конце времен весь мир сможет найти свое спасение именно в Царствии Божием. Так и будет, и об этом говорит следующая притча о горчичном зерне.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

1182. О Святой Троице и управлении Церкви. Уступка издания своих книг афонцам. О сделанном посеве. Состояние сил

1182. О Святой Троице и управлении Церкви. Уступка издания своих книг афонцам. О сделанном посеве. Состояние сил Милость Божия буди с вами! Виноват, что так долго не отвечал. Виновато возложенное вами на меня послушание - написать. Сколько раз брался за дело и ничего не шло из

5:1–7 Притча

5:1–7 Притча Это маленький шедевр. Начало его, напоминая песнь любви, привлекает внимание и будит воображение, думается, что виноградник, подобно обнесенному стеной саду из Песни Песней Соломона (напр.: Песн. 4:12—15), безусловно, будет говорить нам о невесте и ее красоте,

ПРИТЧА

ПРИТЧА ПРИТЧА — дидактико-аллегорический жанр, в основных чертах близкий басне. В отличие от нее форма П. 1) неспособна к обособлен­ному бытованию и возникает лишь в некотором контексте, в связи с чем она 2) допускает отсутствие развитого сюжетного движения и

Притча о розах

Притча о розах Я пробиралась долго сквозь кусты Цветущих роз, в пылу дерзанья Не видя их небесной красоты, Не чувствуя благоуханья. Хоть ранили безжалостно шипы Мне руки и кололи ноги, Я добралась до заревой тропы, Ведущей к столбовой дороге. Шла вверх с трудом. На

ПРИТЧА О БОГАТОМ

ПРИТЧА О БОГАТОМ Лк. XII, 15. При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания; ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.И сказал им: смотрите, берегитесь от всякого избытка, потому что не может быть жизнь в излишестве того, чем владеешь.16. И сказал им притчу:

ГЛАВА 27. Обличение фарисеев и законников на обеде у фарисея. Наставления ученикам. Беседа о любостяжании. Притча о богаче. Притчи о рабах, ожидающих возвращения господина своего, и о благоразумном домоправителе. Речь Иисуса по поводу известия о казни Пилатом галилеян. Притча о смоковнице. Исцеление

ГЛАВА 27. Обличение фарисеев и законников на обеде у фарисея. Наставления ученикам. Беседа о любостяжании. Притча о богаче. Притчи о рабах, ожидающих возвращения господина своего, и о благоразумном домоправителе. Речь Иисуса по поводу известия о казни Пилатом галилеян.

ГЛАВА 29. Исцеление страдавшего водяной болезнью. Притча о званных. Речь о малом числе спасающихся. Притча о богаче и нищем Лазаре

ГЛАВА 29. Исцеление страдавшего водяной болезнью. Притча о званных. Речь о малом числе спасающихся. Притча о богаче и нищем Лазаре Иисус на обеде у фарисеяВо время пребывания Иисуса в Перее случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить

ГЛАВА 31. Притчи о заблудшей овце и о потерянной драхме. Притча о блудном сыне. Притча о неверном управителе

ГЛАВА 31. Притчи о заблудшей овце и о потерянной драхме. Притча о блудном сыне. Притча о неверном управителе Ропот фарисеев и книжников на Иисуса за общение Его с грешникамиКуда бы Иисус ни пришел, всюду к Нему собирались несметные толпы народа. В толпе всегда были фарисеи и

Глава 32. Последнее путешествие Иисуса в Иерусалим. Исцеление десяти прокаженных. Притча о судье неправедной. Притча о фарисее и мытаре. Беседа с богатым юношей и учениками о богатстве. Притча о работниках в винограднике

Глава 32. Последнее путешествие Иисуса в Иерусалим. Исцеление десяти прокаженных. Притча о судье неправедной. Притча о фарисее и мытаре. Беседа с богатым юношей и учениками о богатстве. Притча о работниках в винограднике Служение Иисуса приходило к концу. Ему надлежало

ГЛАВА 36. Беседы в храме. Притча о двух сыновьях. Притча о злых виноградарях. Речь о камне, отвергнутом строителями. Притча о брачном пире. Ответ Иисуса фарисеям о подати кесарю. Ответ саддукеям о воскресении. Ответ законнику о наибольшей заповеди. Речь о Христе: чей Он Сын? Обличение книжников и фа

ГЛАВА 36. Беседы в храме. Притча о двух сыновьях. Притча о злых виноградарях. Речь о камне, отвергнутом строителями. Притча о брачном пире. Ответ Иисуса фарисеям о подати кесарю. Ответ саддукеям о воскресении. Ответ законнику о наибольшей заповеди. Речь о Христе: чей Он Сын?

ГЛАВА 40. Наставление Апостолам по пути в Гефсиманию. Притча о виноградной лозе. Молитва Иисуса. Наставление апостолам по пути в Гефсиманию. Притча о виноградной лозе

ГЛАВА 40. Наставление Апостолам по пути в Гефсиманию. Притча о виноградной лозе. Молитва Иисуса. Наставление апостолам по пути в Гефсиманию. Притча о виноградной лозе Выйдя из дома, в котором происходила Тайная Вечеря, Иисус продолжал Свою прощальную беседу с Апостолами.

151. Притча о винограднике

151. Притча о винограднике В одной деревне две группы жителей долго враждовали между собой – то по одной причине, то по другой. Один крестьянин, владевший двумя акрами земли, выращивал на ней виноград и, продавая его, получал средства к существованию. Он не принадлежал ни к

ПРИТЧА

ПРИТЧА — см.Жанры литературные в Библии.

Притча о приглашении на пир

Притча о приглашении на пир 15 Услышав это, один из гостей, находившихся за столом, воскликнул: «Блажен, кто будет на пиру в Царстве Божием!»16 Но Иисус сказал ему: «Один человек устраивал большой пир и пригласил много людей. 17 И, когда пришло время, он послал слугу своего,

Притча о сеятеле. Мф. 13: 1-23; Мк. 4: 1-20; Лк. 8: 5-15

Притча о сеятеле. Мф. 13: 1-23; Мк. 4: 1-20; Лк. 8: 5-15 Царство Божие созидается прежде всего в человеческой душе. Оно, как зерно, прорастает в сердце человека. Поэтому для пробуждения души и ее духовного роста необходима евангельская проповедь. Но Слово Божие для своего прорастания

е) Притча о горчичном зерне (Мк.4,30–34) (Мф 13,31–32; Лк 13,18–19)

30 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? 31 Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; 32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные. 33 И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать. 34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.

В этой притче два образа. Во-первых, в Палестине горчичное зерно вошло в поговорку, как мельчайшее из всего сущего. Так, выражение «вера с горчичное зерно» значит малейшая вера. Такое горчичное зерно вырастало и становилось деревом. Птицы очень любили маленькие черные семена этого дерева и поэтому вокруг него всегда вились тучи птиц. К тому же в Ветхом Завете большие царства обычно сравниваются с деревом, причем подчиненные и платящие дань народы сравниваются с укрывающимися в ветвях дерева птицами, и потому дерево с птицами на ветвях означает здесь великое царство и составляющие ее народы.

Эта притча говорит нам: пусть вас не обескураживает скромное начало. Надо помнить, что всё имело свое начало. Ничто не появляется вдруг, совершенно завершенным. Просто мы обязаны делать то, что в наших силах. Царство Божие (или Церковь) уподоблено дереву, а птицы символизируют страны и языческие народы, нашедшие защиту на его «территории». Царство Божие началась с Одного, с Иисуса Христа, и должно охватить весь мир.

В конце нашего отрывка говорится о том, что толпа «внешних» расходилась, после того как Иисус переставал учить их притчами. Одни, наверное, уходили, задумавшись, «сколько они могли слышать» , то есть понимать Благую весть Иисуса. Другие – так ничего и не поняв. Но небольшая группа учеников оставалась с Иисусом Христом, и Он объяснял им значение всего. Человек, желающий научиться чему-то у Христа, должен жить с Ним, следовать за ним, сопровождать Его. В этом основной смысл всех прочитанных сегодня притч о тайне Царствия Божия.

Похожая притча

д) Притча о посеве и всходах (Мк.4,26–29)

26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, 27 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, 28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. 29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

Эту притчу нам поведал только Марк. О чем она? Евангелие, провозглашенное Иисусом Христом в самом начале Его публичной деятельности, звучало так: «Исполнилось время, и приблизилось Царствие Божие!» ( Мк 1,15 ). Царствие Божие означает тот день, когда воля Божия будет совершаться на земле так же идеально, как и на небе. В притче о посеве и всходах говорится не только о Царствии Божием, но и о беспомощности человека. Не крестьянин взращивает семя, он даже не знает механизма роста. Секрет жизни заложен в самом семени. Ни один человек никогда не знал тайны жизни и не сотворил ничего в полном смысле этого слова. Человек может открыть, изменить вещи, может усовершенствовать их, но сотворить их он не может. То же относится и к тайне жизни будущего века. Мы не можем сами собой восстать из мертвых, мы не можем создать Царствия Божия. Всё это принадлежит Богу. Очевидно, что мы можем только мешать наступлению Царствия Божия или помогать ему. Но принципиально за всем стоит Бог и Его сила и воля.

Всем очевидно, что Царствие Божие до сих пор отнюдь не есть господствующая, всем видимая и всеми переживаемая действительность этого мира. Напротив! Оно есть тайна, вверенная небольшой группе учеников Иисуса Христа. Это так – и, тем не менее, это не основание для разочарования и уныния. Как прежде, так и ныне мы можем полагаться на Бога, на Его обетования, закрепленные Воскресением Иисуса Христа. Мы можем полагаться на Царствие Божие и ни на что другое. Ибо ему принадлежит будущее. В этом дар веры. В этом дар надежды. Как урожай обязательно придет, после того как крестьянин посеял семя. Земля сама произведёт плод, руководствуясь тайнами богоданных законов жизни. Так же и Царствие Божие обязательно обнаружит свое исполнение в этом мире благодаря таинственному, непостижимому действию Божию.

Если мы видим растение каждый день, мы не замечаем его роста. Когда же мы увидим его через какой-то промежуток времени, заметим происшедшую перемену. Ничто не может остановить рост в природе. Иной раз дерево разрывает бетон силою своего роста. Таково и Царство Божие. Несмотря на бунт и непослушание людей, Бог продолжает Свое дело, и ничто не сможет помешать предназначениям Божиим. Мораль нашей притчи – призыв к терпению. Человек – временный жилец на земле, и потому он неизбежно думает о сиюминутном, преходящем. Бог же может творить в вечности, Он не ограничен во времени. «Перед очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний» ( Пс 89,5 ). Притча также призывает к надежде, к тому, чтобы мы смотрели в будущее не с раздражением и отчаянием, но с надеждой. Кроме того, притча призывает к готовности. Мы должны всегда быть готовыми к тому, чтобы, когда конец мира наступит, мы достойно встретили Бога и Его Царствие.

И пусть начало Царствия Божия, сокрытого в Церкви учеников Иисуса, кажется малоприметным, это начало – необходимая предпосылка и залог того, что в конце времен весь мир сможет найти свое спасение именно в Царствии Божием. Так и будет, и об этом говорит следующая притча о горчичном зерне.

г) Притча о свече и мере (Мк.4,21–25) (Продолжение) (ср. Мф 5,15; Лк 8:16, 11:33)

24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам. 25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

Третье высказывание: «Замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим» ( Мк.4,24 ). Привычное и понятное толкование таково: Этот афоризм начинается так: «Замечайте, что слышите" , или, если точнее: «Наблюдайте 19 за тем, что слышите», «Будьте внимательны к тому, что слышите». Отсюда заключают, что высказывание относится к «слушанию», то есть к учению. Чем больше усилий человек прилагает к учению, тем больше пользы он может получить от изучаемого предмета. Здесь это относится, конечно, к изучению Слова Божия. Но многие относят это изречение Иисуса Христа к нашему отношению с людьми. Если мы будем много критиковать других и находить в них недостатки, то другие начнут делать с нами то же. Если мы подозрительны и недоверчивы к другим, вполне возможно, что также будут относиться к нам. Чтобы другие любили нас, мы должны сначала полюбить их. Человек, который ищет друзей, должен сам дружески относиться к другим. Это нравственное толкование лежит на поверхности.

Примерно то же самое применимо и к четвертому афоризму – «Кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» ( Мк.4,25 ). Это суровое высказывание тоже относится к учению и знанию. Чем больше человек знает, тем больше он сможет узнать нового. Справедливо также сказать, что, если человек не будет постоянно углублять свои знания, он потеряет и те, которые у него были. В знаниях невозможно стоять на месте – каждый день мы либо увеличиваем их, либо теряем. То же относится и к физическим усилиям, и к любому искусству и ремеслу. Важный закон жизни заключается в том, что чем большего мы добьемся, тем большего можем добиться еще. И если мы не приложим усилий, потеряем все, что заработали.

Да, всё это так. Но и здесь мы должны учесть, что в контексте Евангелия от Марка, эти два высказывания приобретают несколько особенный смысл. Первое говорит об ответственности учеников Иисуса Христа, которым Бог вручил «тайну Царствия Божия», как имение вручается управляющим, как семя, которое должен сеять сеятель. Бог вручил ученикам Иисуса «тайну» отнюдь не для того, чтобы они держали ее при себе. Поскольку Евангелие должно как бы «пробиться наружу», «обнаружиться», «принести урожай», то хорошим управляющим этого сокровища или добрым сеятелем становится только тот, кто передает это Евангелие дальше. Ему вернется всё, и более того: Бог щедр безмерно.

Но кто Евангелию не дает проявиться в своей жизни, кто его прячет, тот поступает как неверный управляющий: «Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» ( Мк.4,24–25 ).

Впрочем, второе высказывание может относиться и к слушателям Слова Евангелия. Слушание Слова обогащает того, кто открывает себя для него, и делает бедным того, кто себя закрывает. Но это уже дело грядущего Суда.

Подведем итоги сказанному в Евангелии от Марка в стихах Мк.4,21–25 .

1. Тайна Царствия Божия, то есть Сам Иисус Христос и Его Евангелие, есть светильник, данный Церкви. Он должен светить всем во тьме пребывающим.

2. Тайна Царствия Божия, то есть Сам Иисус Христос и Его Евангелие, сокрыта в Церкви для того, чтобы быть открытой для мира. Как открыта? Церковь должна являть собою эту тайну, то есть присутствие Иисуса Христа в ней.

3. В той мере, в какой христиане являют миру Иисуса Христа, в такой же мере Он будет являть Себя христианам. И еще больше являть. Но если общество учеников Иисуса Христа не будет соответствовать своему предназначению быть светильником, то Иисус Христос такое общество покинет, светильник потеряет даже способность светить миру.

Похожая притча

Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

Читайте также: