Притча о поощрении и наказании

Обновлено: 24.04.2024

-Добрый день, Дорогие родители я благодарю вас за то, что вы смогли после тяжелого трудового дня, найти время и пришли на родительское собрание. Сегодня у нас так же присутствует на собрании психолог (ФИО)

-Сейчас, мы с вами находимся в кругу доверия, и здесь есть определенные правила. Давайте возьмемся за руки, я читаю одно из правил, за тем повторяем его все вместе. :

1. «Внимательно слушай говорящего»

2. «Не критикуй другого, чтобы он ни сказал»

3. «Если не хочешь говорить, то можешь промолчать»

4. «Не выноси ничего из круга доверия»

- Эти правила, помогут нам в ходе нашей встречи.

-Дорогие родители, я предлагаю вам расслабиться и послушать притчу (мелодия)

Китайская притча «Ладная семья».

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Семья была особая — мир и лад царили в той семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село,и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился.Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ.И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится,за ухом и спросил:

— Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. — И, подумав,добавил: — И мира тоже».

-Мы с вами прослушали притчу, какой мы можем сделать из нее вывод? (что в семье главное ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ и ТЕРПЕНИЕ)

-Я предлагаю нам провести небольшой эксперимент:

- Сейчас мы уже можем в точности сформулировать тему нашего собрания (поощрение и наказание).

Работа над проблемой. Поиск решения.

Отложенное наказание мы всегда можем привести в исполнение, но уже исполненное никак нельзя забрать назад.

Сенека (4 до н. э. – 65 н. э., римский государственный деятель, финансист, философ.

Общаясь со своим ребёнком каждый день, вы постоянно прибегаете к определённым методам воздействия на него. Среди них мы используем поощрение и наказание.

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка.

Поощрение ребёнка, за что-то хорошее, за примерное поведение укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявлять себя с хорошей стороны.

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности, поведения и т. д.

Наказание не должно быть слишком частым. Если им злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать. Поощрения должны в 2-3 раза превышать наказания.

-Дорогие родители, сейчас я попрошу вас сыграть определенные роли (ребенок, мама, папа, бабаушка, дедушка, сестра).

-Ребенок стоит в середине. Остальные участники встают вокруг него.

Ситуация наказания:

Мама: иди в свою комнату, и не выходи пока не сделаешь уроки.

Бабушка: вставай в угол, пока не поймешь что натворил

-Задается вопрос ребенку, как вы себя чувствуете в данный момент? (неприятно, обидно, расстроилась, ничего не хочется делать)

-Необходимо понимать, что частое применение физических наказаний может безвозвратно надломить волю ребенка, превратить его в покорную, подчиняемую личность. Именно такие дети особенно подвержены влиянию чужого примера и именно они чаще всего попадают в окружение негативного лидера, поддаются его воздействию, не научившись противопоставлять чужой воле собственное сознательное поведение.

Ситауция поощрения:

Мама: Я очень довольна твоими успехами.

Папа: Мне нравится твоя сила воли

Бабушка: ты сегодня мне очень помог

-А как вы сея чувствуете на этот раз? (я рада, мне хочется творить, делать хорошие дела, помогать окружающим) Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование его характера.

-Дорогие родители, спасибо вам большое за участие. Присаживайтесь.

-Скажите, что мы сейчас наглядно увидели (что наказание, это не решение проблемы. Наказание должно быть правильным и приводить к положительному результату, иначе это стресс для ребенка и ни к чему хорошему это не приведет)

- Дорогие родители, сейчас мы с вами уже можем с уверенностью сказать, что главное в семье это ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ и ЛЮБОВЬ.

-Давайте все вместе, создадим памятку «Как поощрять ребёнка в семье»

-Выходим, зачитываем и дополняем нашу памятку.

1. Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет своими игрушками.

2. Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.

3. Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребёнка, его поведением.

4.Используйте чаще выражение: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

5. Дарите своему ребёнку подарки, но при этом учите принимать их.

6. Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, и т. д.

7. Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.

8. Для поощрения своего ребёнка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией у вашего ребёнка

В итоге нашего собрания, я предлагаю создать для наших детей ромашку поощрения. Что бы завтра, дети, придя в школу и зайдя в класс, смогли прочитать, как мы ими гордимся. Я уверена. Что слова поддержки от родителей, станут для детей стимулом к положительным поступкам.

И в заключении я хочу привести слова Л. Н.Толстого: “Счастлив тот, кто счастлив дома”. Семейное счастье, благополучие семьи рождается благодаря характеру человеческих взаимоотношений, когда родители и дети связаны общими интересами, взаимной любовью. Если ребёнка любят в детстве – принимают, уважают, понимают, относятся с теплотой и нежностью, он будет любим другими людьми, и сам будет любить.

-Спасибо уважаемы родители что не остались в стороне и пришли на наше родительское собрание.

-Всего хорошего, удачи вам.

Публикации по теме:

Беседа-консультация с родителями «Поощрение и наказание детей» Беседа – консультация «Поощрение и наказание детей» Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И.

Консультация для родителей «Дисциплина. Поощрение и наказание» Научить ребёнка дисциплине-одна из основных задач родителей. К сожалению,многие мамы и папы не утруждают себя тем,чтобы ставить перед ребёнком.

Консультация для родителей «Наказание и поощрение детей дошкольного возраста» Консультация для родителей: «О наказании и поощрении детей дошкольного возраста» Наказание в детском саду — вопрос очень щекотливый. Ребенок.

Консультация для родителей «Наказание и поощрение» Консультация для родителей. Наказание и поощрение. Можно ли наказывать ребёнка? В некоторых ситуациях, как ни жаль, приходится. Но чем.

Консультация для родителей «Поощрение или наказание — что выбрать?» Консультация для родителей «Поощрение или наказание?» Если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство.

Консультация для родителей «Продуктивные способы воспитания — поощрение или наказание?» Консультация для родителей «Продуктивные способы воспитания: поощрение или наказание?» Для того чтобы ребенок успешно социализировался в.

Консультация для родителей «Способы воспитания: поощрение или наказание?» Чтобы ребенок успешно социализировался в обществе и развился в полноценную личность, он должен слушаться взрослых. Однако не все дети с.

Консультация для родителей «Дисциплина. Поощрение и наказание» Консультация для родителей Тема: «Дисциплина. Поощрение и наказание» Научить ребенка дисциплине - одна из основных задач.

Мастер-класс для родителей в рамках родительского собрания

Мастер-класс для родителей в рамках родительского собрания Привлечение родителей к жизни группы это одна из целей работы детского образовательного учреждения. Поэтому мы, все чаще ищем и используем.

Консультация для родителей «Поощрение и наказание» Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей, каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало.

Похожая притча

Это могло произойти либо из-за того, что с Вашего адреса идут некорректные обращения к сайту, либо по ошибке. Чтобы восстановить доступ к сайту, свяжитесь пожалуйста с нами через эту форму и укажите там свой ip-адрес: 178.186.77.42

Похожая притча

Мы все очень разные, у нас разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть одно, что объединяет нас, - это наши дети. Какими они вырастут, выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами. Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливы, доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были откровенны? Эти вопросы для нас, родителей всегда актуальны и интересны.

Притча. О воспитании.

Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.

- Мудрец, моему ребёнку уже исполнился месяц. Как мне следует воспитывать своё дитя: в строгости или в ласке?

Мудрец взял женщину за руку и подвел к виноградной лозе:

-Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь её резать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у неё лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождёшься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь ежедневно заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод…

Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!

Сегодня мы поговорим с вами о поощрении и наказании детей.

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье, – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности. Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. У каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка.

Воспитание в семье требует разумного применения наказаний и поощрений, поскольку и то, и другое влияет на самооценку ребёнка. Наказание и поощрение должны быть проявлением конкретного отношения старших членов семьи к поведению детей. Отечественные и зарубежные психологи, которые занимаются проблемами поведения, подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, они делают акцент на позитивном подходе. Психологи советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях. Определяя, что может служить наградой, поощрением ребёнку, родители должны внимательнее присмотреться к ребёнку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания. Детский психолог Д. Фонтенел считает, что поощрением может служить всё, что приятно данному ребёнку. Обычно поощрения следует выбирать из следующих областей:

Поощрения, связанные с внешкольными занятиями, с распорядком дня в семье и т. д. Это поощрения, связанные с внешкольными занятиями. Например: лечь спать на два часа позже обычного; пригласить друга с ночёвкой; подольше поговорить по телефону.

Материальные поощрения. Обычно это конкретные материальные вещи, представляющие интерес для ребёнка: дополнительные карманные деньги, одежда, и т. д., то, что вы обычно покупаете или разрешаете детям. Многое из того, что мы покупаем детям, делаем или можем сделать для них, можно с успехом использовать в качестве поощрений.

Социальные поощрения. Это наиболее мощный тип поощрения, имеющийся в распоряжении родителей. Социальное поощрение может выражаться в словесном выражении одобрения, смехе, похвале за хорошо сделанное дело, улыбки, похлопывании по спине или в других формах доброжелательного отношения.

О чём нужно помнить при поощрениях. Поощрение является очень мощным последствием и эффективным средством изменения поведения детей. Однако чтобы вознаграждение было действенным, необходимо учитывать ряд обстоятельств.

Поощрение должно быть строго индивидуальным.

Поощрение не должно предшествовать желаемому поведению.

Необходимо вознаграждать малейшие улучшения в поведении.

Возможно, награды придётся менять.

Поощрение должно быть достижимым.

Как правильно хвалить ребёнка.

Похвала, слова одобрения повышают самооценку ребёнка, улучшают детско–родительские взаимоотношения. Что бы ребёнок лучше учился, помогал по дому, хорошо себя вёл иногда достаточно просто чаще его хвалить. Взрослый человек, получавший в детстве поддержку от своих родителей, чувствует себя уверенно в любой деятельности и добивается успехов.

Но мы можем получить и совершенно противоположный эффект, если хвалить ребёнка неправильно. Например, несправедливая похвала не приносит чувства удовлетворения, не вызывает гордости за себя, а наоборот, может вызвать чувство вины. Захваливая ребёнка, мы рискуем сформировать у него зависимость от мнения окружающих. И тогда ребёнок (и даже став взрослым человеком) начинает делать что-то только ради оценки. Он уже делает это не для себя и не ради самой деятельности, а только ради того, чтобы его оценили, похвалили, одобрили. Негативная оценка, критика его деятельности в таком случае будет восприниматься очень болезненно.

Если родители воспитывают ребёнка только с помощью одобрения и порицания, это больше похоже на дрессировку. Ребёнок чувствует себя хорошим, только когда делает то, что требуют от него родители. Его не принимают таким, какой он есть, любовь родителей зависит от поступков ребёнка.

Как же всё-таки нужно хвалить ребёнка, что бы эффект от этого был положительным?

1. Хвалите не личность, а поступок. Вместо слов «ты молодец, умница», скажите «ты хорошо сделал». Ребёнку трудно соответствовать идеалу, быть на 100% хорошим. А если вы его таким назвали, то у него может появиться тревога, как бы не разочаровать вас. За то, когда хвалят конкретное дело, становится ясно – именно так делать и надо. Это не значит, что ребёнка никогда нельзя называть умницей или молодцом, просто оставьте эти слова на тот случай, когда вам захочется выразить своё особое восхищение поступками ребёнка.

2. Хвалите адекватно. У детей обострённое чувство справедливости. Если вы станете слишком восхищаться каким-то незначительным успехом, ребёнку может быть даже неприятна эта лесть. Не хвалите за то, что у ребёнка всегда и так хорошо получается. Это тоже прозвучит как лесть, кроме того, это не будет движущей силой к тому, чтобы ребёнок старался, прилагал усилия, совершенствовал свои умения.

3. Не хвалите за природные данные (за красоту), ведь это не заслуга ребёнка и ваше одобрение здесь ничему не научит и не заставит ребёнка стремиться к каким-то достижениям.

4. Говорите о деталях. Уточняйте, что именно удалось ребёнку лучше всего. Например, фраза «Ты так выразительно прочитал стихотворение» - лучше, чем просто «Хорошо справился». Это даст ребёнку представление о его сильных сторонах, покажет, в чём именно он может преуспеть и в каком направлении ему нужно развиваться.

5. Не используйте слово «неплохо», это воспринимается как безразличное отношение, оценка три, «не плохо, не хорошо». Если хотите действительно похвалить, скажите, что работа сделана хорошо, качественно, на должном уровне, достойно, как следует.

6. Сравнивайте ребёнка с ним же самим. Это значит, что нужно отмечать то, в чём ребёнок добился успеха по сравнению с его прошлым опытом. Например, если у ребёнка некрасивый, неаккуратный почерк и вдруг он написал одну строчку (или даже одно слово) красиво, то стоит это отметить: «Эта строчка у тебя очень красиво получилась»

7. Не «перечёркивайте» похвалу критикой. Например, фраза «Эта строчка у тебя очень красиво получилась, не то что все остальные» уже не будет звучать одобрительно, а скорее наоборот. Закончите на «радостной ноте».

8. Не сравнивайте ребёнка с другими даже в его пользу, т.к. впоследствии ребёнок станет сам сравнивать себя с другими. Всегда есть кто-то лучше, и кто-то хуже нас, каждому человеку нужно развиваться в своём темпе и в своём направлении. Сравнение нередко обижает ребёнка, заставляет завидовать или делает ребёнка тщеславным.

Как ещё можно отреагировать на достижения ребёнка вместо традиционной похвалы:

1. Вместо похвалы можно просто проявить заинтересованность. Например, красивый рисунок можно обсудить, спросить о его персонажах (что изображено, кто это, что делает и т.д.). Часто это даже намного приятнее и полезнее, чем слово «молодец». Ребёнок чувствует внимание к себе и учится рассуждать.

2. Вместо традиционной похвалы – поделитесь своими эмоциями. Например, «я так рада, что ты получил пятёрку», «Мне очень приятно, что ты навёл порядок в своей комнате». Ребёнок будет доволен тем, что подарил родителям положительные эмоции.

3. Иногда вместо похвалы можно просто поблагодарить ребёнка за какое-либо дело, и ребёнок сам сделает вывод о том, что он хороший, потому что сделал что-то, за что родители ему благодарны.

4. Вместо слов, можно показать своё одобрение взглядом, улыбкой, объятием. Такие знаки внимания могут быть более ценными, более красноречивыми, чем слова.

5. Помогите ребёнку самому оценить свой труд, задавая наводящие вопросы: «Что тебе было сложнее всего?», «Что тебе нравится в твоей поделке/ рисунке и т.д.?» Таким образом, вы поможете ребёнку научиться самостоятельно оценивать результаты своей деятельности, что гораздо полезнее внешней оценки. У ребёнка будет формироваться адекватная самооценка и способность видеть пути решения проблем.

Если вам кажется, что хвалить ребёнка совершенно не за что, скорее всего, вы предъявляете к ребёнку завышенные требования. Нужно пересмотреть своё отношение к успехам ребёнка. Хвалите за любые мелочи и даже впрок, ребёнок поверит в себя и поводы для похвалы обязательно появятся.

Родители, которые слишком много и часто хвалят ребёнка, рискуют вырастить эгоиста, который только и будет заниматься самолюбованием.

В похвале, как и во всём, нужно найти золотую середину и руководствоваться здравым смыслом. [1]

Нужно ли наказывать ребёнка?

Без поощрения и наказания трудно представить себе воспитание ребёнка. Однако, используя и то и другое, необходимо помнить, что главное в воспитании ребёнка – это любовь, уважение и принятие. Без этих трёх составляющих воспитание «кнутом и пряником» больше напоминает дрессировку.

Многие родители, как показывает практика, отдают предпочтение наказанию и теперь мы поговорим о наказаниях. Наказания можно определить так: это лишение ребёнка того, что для него важно и будет воспринято как ощутимая потеря. Наказания, которые обычно применяют большинство родителей, можно разделить на пять категорий.

Потеря привилегии. Это очень эффективная форма наказания. Данная система предполагает, что ребёнок штрафуется, лишается привилегий или важных для него занятий, если не выполняет определённые поручения или совершает проступок.

Это эффективная мера наказания, однако, важно учитывать несколько моментов:

Надо чётко определить поведение, подлежащее штрафу, и обозначить цену возможной провинности.

В случае проступка, необходимо последовательно применять систему штрафов и потерю привилегии.

Доказано, что эта система бывает максимально эффективна, если параллельно ей ребёнок может получать поощрения или вознаграждения за положительное поведение.

Остерегайтесь нереальных или слишком суровых наказаний .

Запрет на приятные для ребёнка занятия. Часто называется наказанием тайм-аутом. Чтобы наказания тайм-аутом было эффективным, у ребёнка должно быть какое-то приятное ему занятие, увлечение, которого он будет лишён подобным наказанием. Чтобы использовать этот приём с успехом, надо учитывать ряд условий:

Вы должны ясно обозначить, за какую провинность последует наказание.

Провинность должна определяться очень чётко. Например: “Я больше не хочу терпеть ваши ссоры, под ссорами я понимаю, что вы дразните, друг друга и обзываете”. Теперь ребёнок знает, какое именно поведение разрешается тайм-аутом.

Далее делается предупреждение: “Я делаю тебе первое предупреждение. После третьего предупреждения случится то-то и то-то”. Кроме того, ребёнок должен знать, на какой период ему будет запрещено то или иное занятие, и что он должен сделать, чтобы выйти из тайм-аута. Процедуру тайм-аута надо проводить последовательно, с невозмутимым видом без эмоций, и применять меру, которая была заранее объявлена.

Лишение поощрения. Если в семье применяется система поощрений и ребёнок не получает награды, потому что не делает того, чего от него требуют родители, это может рассматриваться как наказание. Неполучение награды само по себе является действенной мерой.

Вербальные наказания . Если родители кричат на ребёнка, обзывают его, упрекают, читают нотации – это очень неэффективная форма наказания. Дети умеют отключать внимание, пропуская излияния родительского гнева мимо ушей.

Физическое наказание. Физическое наказание подразумевает управление ребёнком посредством запугивания. Иначе говоря: “Я сильнее тебя, поэтому могу делать с тобой что хочу”. Родители физически наказывают детей по двум причинам: либо не знают других способов (их самих в детстве наказывали), либо от безысходности – когда их переполняет чувство гнева. Чаще всего физические наказания применяются для того чтобы выместить свой гнев. Ребёнка такие методы не воспитывают, они запугивают и унижают! И возможно, ребёнок будет вести себя хорошо из страха наказания, но это не значит, что он усвоил нормы и правила поведения.Однако, можно достичь цели, используя множество разных методов наказания, избегая физических.

О чём нужно помнить, прибегая к наказаниям. Существует ряд условий, которые необходимо соблюдать, чтобы сделать наказание эффективным средством, позволяющим свести до минимума поведенческие проблемы.

Используйте наказание в сочетании с поощрениями.

Скажите ребёнку, что необходимо сделать, чтобы наказание было снято.

Наказывайте поведение, а не самого ребёнка.

Не злоупотребляйте наказаниями.

Главные принципы наказания:

- оно не должно быть унизительным, уважайте личность ребёнка;

- наказание будет действенным, когда оно является естественным следствием проступка (например, вовремя не убрал в комнате – не идёшь в гости, потому что нет на это времени, тебе нужно навести порядок);

- наказание должно быть адекватно проступку (за мелкую провинность достаточно сделать выговор; за один проступок – одно наказание);

- если сомневаетесь – наказывать или нет – не наказывайте (иногда прощение родителей действует на ребёнка лучше всякого наказания; когда ребёнок понимает, что его простили, он испытывает гамму чувств: благодарность, чувство вины, он чувствует, что его понимают);

- если ребёнок болеет, сильно устал, испытал стресс, его нельзя наказывать (ребёнка с заниженной самооценкой нельзя наказывать и ругать).

Памятка для родителей

Вряд ли простой бумажный лист с памяткой сможет заставить вас по- иному взглянуть на общение с вашим ребенком. Но если вы – человек, который живет не только прошлым, но и настоящим, при этом старается заглянуть в будущее – эта памятка поможет вам сохранить тепло взаимоотношений с вашим ребенком.

1. Помните, что ваша семья и ваш ребенок – это самая большая ценность вашей жизни!

2. Не думайте о том, что семья от вас никуда не денется, не оставляйте её в списке своих «больших и важных» дел на «потом».

3. Рассказывайте ребенку о своих успехах и достижениях, демонстрируйте ему свою успешность.

4. Сделайте так, чтобы ваше общение с ребенком после возвращения домой было максимально интенсивным.

5. Старайтесь сделать вашу беседу с ребенком положительной в эмоциональном плане.

6. Интересуйтесь не только отметками в дневнике, постарайтесь оценить и узнать его душевное состояние, впечатления от прожитого дня, от общения с друзьями и сверстниками.

7. Если есть немного свободного времени, потратьте его на то, чтобы познакомиться с его друзьями и товарищами.

8. НЕ тратьте вечера на телевизор, необязательные телефонные звонки, уборки и стирки, лучше обнимите своего ребенка и пошепчитесь с ним о самом важном, дорогом и сокровенном и для него и для вас.

9. Не обрывайте своего ребенка на полуслове, не спешите не выслушать его.

10. Учите вашего ребенка традициям ожидания близких людей домой. Пусть это будет вашим красивым, теплым добрым ритуалом: красивая салфетка на столе, ароматный чай, уютный свет, приятная музыка и родители, которые входят в дом. Пройдет совсем немного времени и родители, заложившие такую традицию, сами будут также ожидать своих повзрослевших детей, чтобы пообщаться с ними…

11.Не отталкивайте и не отмахивайтесь от него, дайте ему возможность обнять вас, прижаться к вам. Это дает ему эмоциональный заряд на новый день, новые встречи, дает ощущение счастья и уверенности в завтрашнем дне. Не лишайте ребенка этого ощущения!

12. Помните! Лишая своего ребенка радости общения с вами сегодня, вы лишите себя общения с вами в старости!

Помните – бумерангу свойственно возвращаться!

Только человек, предъявляющий высокие требования, прежде всего к самому себе, может надеяться, что его требования по отношению к другим будут восприниматься как правильные и справедливые. Вначале надо изменить свое поведение, а потом требовать этого от другого.

Детей учит то, что их окружает.

Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать;

Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится драться;

Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким;

Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым;

Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпимым;

Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе;

Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать;

Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости;

Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить;

Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь..[

Похожая притча

Задачи: обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье; формировать у родителей культуру поощрения и на­казания ребенка в семье.

Форма проведения: обмен мнениями.

Вопросы для обсуждения: виды наказаний и поощрений в семей­ном воспитании; значение наказания и поощрения детей в семье, обсуждение ситуаций, тестирование.

Ход собрания

I. Вступительное слово

Точно так же, как нет идеальных детей, и поверьте, не существует идеальных родителей.

Быть родителями — значит, все время учиться ими быть: развивать интуицию, самообучаться по мере того, как растут дети, помогать себе и им стать ближе друг другу.

Очень часто ребенок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения. Уровень тревожности в этом случае у ребенка становится высоким, а результаты учебной деятельности снижаются. Значит, принуждение и поощрение, как методы воспитания, не всегда играют положительную роль в воспитании личности ребенка, хотя родители ими охотно пользуются. Об этом наш сегодняшний разговор. В ходе подготовки к собранию с детьми был проведён опрос по всем вопросам, которые я буду задавать вам. Ещё дети писали сочинение, выдержки из которого я вам зачитаю по ходу собрания.

II Основная часть

I вопрос для родителей.

Что такое поощрение?

Что такое наказание?

Ответы детей:

Пооощрение-похвала за какие-то хорошие дела,

Прощение каких-то плохих поступков.

Наказание-это воспитание детей родителями, лишение чего-нибудь.

Из словаря Ожегова:

Наказание — 1. Мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление.

2. (перен.) О ком-нибудь, о чем-нибудь трудном, тяжелом, неприятном.

Поощрение — 1. Вознаграждение, награда.

2. Содействие, сочувствие, одобрение наградой, возбуждение желания сделать что-нибудь.

II вопрос для родителей.

Какие виды поощрения и наказания используются родителями?

Ответы детей:

Не пускают на улицу. Не дают денег. Не разрешают играть на компьютере. Не покупают новые вещи. Лишают сладостей, фруктов. Ставят в угол. Ругают матом, обзывают. Не разговаривают.

Покупают вещи. Разрешают дольше гулять. Игры на компьютере. Дают денег. Повезут куда-нибудь. Позволяют всё, что хочу.

Из детских анкет:

— «В моей семье нет ни того, ни другого. Отношения договорные — «сделай это — получишь взамен то. Будешь делать это — ничего не получишь». Может быть это и холодно, но меня это устраивает».

— «Наказывают меня часто, а о поощрении и речи не может быть, хотя я все делаю».

— «Меня не ругают, хотя и особо не хвалят».

— «Я всегда рада услышать хорошие слова, услышать их от своих родных и близких, большего и не надо».

III вопрос для родителей

За что наказывают детей?

За что поощряют?

Ответы детей:

Плохое поведение. Плохие оценки. Обидел младших сестру или брата. Долго играл. Не сделал порученное дело.

Помощь родителям. Хорошую учёбу. Хорошее поведение. За дела.

Китайская притча «Ладная семья».

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Семья была особая — мир и лад царили в той семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

— Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. — И, подумав, добавил: — И мира тоже».

Дети учатся тому, что они видят вокруг себя

«Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать.

Если ребенок живет в обстановке враждебности, он учится воевать.

Если ребенок живет в атмосфере страха, он учится бояться.

Если ребенок окружен жалостью, он учится жалеть самого себя.

Если ребенок окружен насмешками, он учится робеть.

Если ребенок окружен ревностью, он учится завидовать.

Если ребенок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе.

Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить.

Если ребенок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя.

Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости.

Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость.

Если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить в себя и в окружающих».

А в какой атмосфере живет ваш ребенок? ( ответы родителей)

А теперь давайте посмотрим, каково мнение наших детей по дан­ной проблеме, на что они обращают внимание, что их беспокоит.

Прежде чем вы услышите выдержки из сочинений ребят, мне, как классно­му руководителю, хочется отметить, что в тех семьях, где родители неумело пользуются в воспитании ребенка наказанием и поощрени­ем, уровень тревожности его гораздо выше, а результаты учебной де­ятельности гораздо ниже. Значит, принуждение как метод воспита­ния, не всегда играет свою положительную роль в формировании личности ребенка, хотя родители им охотно пользуются.

Выдержки из сочи­нений ребят «Если бы я был волшебником»

«Если бы я был волшебником, я бы запретил выпускать фабрикам ремни. Когда детей бьют ремнем, это очень больно. И тогда дети пла­чут. Мне их жалко».

«Если бы я был волшебником, я бы делал дома без углов. Детей часто ставят в угол. Я это знаю. Ведь я — волшебник».

«Однажды я разбила вазу. Она была очень красивая. Я очень пла­кала, мама со мной долго не разговаривала. Мне было очень обидно. Это плохо, когда не разговаривают».

«Однажды я видел, как мама била мальчика по лицу. Он плакал. Ему было стыдно. Если бы я был волшебником, я бы этому мальчику поменял маму. Ему было бы тогда хорошо, его бы никто не бил по лицу».

А теперь я предлагаю проанализировать ситуации.

Ситуация 1. Родители долго думали, что подарить дочери-перво­класснице к окончанию учебного года в качестве поощрения за хоро­шую учебу. Купили книгу, которая нужна по программе и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: « Я думала, что вы мне что-нибудь другое купите! Вот Лене родители ве­лосипед купили!».

Ситуация 2. Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьем, и наказываем, а он уроки за пять минут сделает и - на улицу. Вече­ром придет — начинаем проверять, а он уже спит на ходу. На следую­щий день приходит — опять двойка».

Ситуация 3. Родители постоянно ставили мальчика за все провин­ности в угол. Однажды, будучи еще только в 4 классе, он сказал сво­ему отцу: «Еще раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду».

Ситуация 4. В семье родился маленький ребенок. Старший ребе­нок — ученик третьего класса резко изменился: стал плаксивым, все, чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родите­лям, маленький ребенок тоже стал предметом агрессии. В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, третьеклассник от­ветил: «Я в няньки не нанимался!» Родители были страшно возмуще­ны, последовало наказание за провинность.

Ситуация 5. В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учебы за неделю. Если результаты были, по мнению родителей хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: де­лать полную уборку, поливать огород и т. д. Работу можно было най­ти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым спо­собом наказания трудом.

С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят» и т. д. Это не просто слова. Это — метод воспитания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребенок должен повиноваться. Но они забывают или совсем не думают о том, что свободная лич­ность не может сформироваться в семейном рабстве.

Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том, в их силе их слабость: убедить своего ребенка, быть доказательным гораз­до труднее, чем навязать ему свою волю и заставить его подчиниться родителям.

Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своем мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем бо­лее откровенно родители насаждают свои указания, свое мнение.

Так в отношения детей и родителей приходит отчужденность.

Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характе­ре ребенка. Он становится неискренним, лживым, прячет свое ис­тинное лицо до определенного времени под маской, привыкает кри­вить душой.

Это приводит к тому, что он перестает быть живым и жизнерадос­тным, он прячет от всех тайну своего существования в родном доме, становится угрюмым и скрытным, уходит от общения со сверстника­ми, сторонится общения с учителем, боясь сказать что-нибудь не так.

Главный метод воспитания — это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положитель­ного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Тогда ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.

Мне очень нравятся слова А.П. Чехова:

« Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью». Это действительно так. Ведь лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой.

Я предлагаю вам несколько правил поощрения. Ч тобы поощрения достигали необходимого воздействия родителям следует соблюдать некоторые принципы, индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

-Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет.

-Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.

-Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребенка, его поведением.

-Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» – это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

-Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.

-Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей своей семьи.

-Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним. Используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учился распоряжаться деньгами разумно.

-Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

-Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!

Но и, конечно, есть небольшие советы по поводу того, как сделать наказание эффективным, если соблюдать следующее условия:

-Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.

-Наказание не должно восприниматься ребёнком как месть или произвол.

-При наложении наказания взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать сильный гнев или раздражение.

-О наказании сообщается спокойным тоном; при этом особо подчёркивается, что наказывается поступок, а не личность.

-После наказания проступок должен быть «предан забвению» . О нем больше не напоминают точно так же, как не вспоминают и наказании.

-Необходимо чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В этом случае они не приносят никакой пользы, только нервируют ребёнка.

А сейчас в конце нашей беседы я предлагаю тест «Какой вы родитель»

Я читаю всем нам близкие фразы.

Если вы используете их в речи часто ставите 2 балла. Если редко-1 балл.

Если не используете-0 баллов.

-Сколько раз тебе повторять?

-Посоветуй мне, пожалуйста

-Не знаю, что бы я без тебя делал(а)

-И в кого ты такой уродился?!

-Какие у тебя замечательные друзья!

-Ну на кого ты похож (а)?

-Ну что за друзья у тебя?

-О чем ты только думаешь?!

-Какая (какой) ты у меня умница!

-А как ты считаешь, сынок (доченька)?

-У всех дети, как дети, а ты….

-Какой (какая) ты у меня сообразительный (ая)!

Оценка результатов

Подсчитайте общее число баллов. Если Вы набрали 5-7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас, ваши отношения способствуют становлению его личности.

Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

11 баллов и выше - Вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!

III Заключение

Заканчивая наше собрание, хочется пожелать вам успехов в воспитании детей. Чаще хвалите их, ласкайте, спрашивайте у них совета, интересуйтесь делами в школе, не стесняйтесь показывать им свою любовь. И помните, что убеждение эффективнее, чем наказание, а родительская любовь и ласка способны творить чудеса.

Читайте также: