Притча о победе над собой
Обновлено: 22.11.2024
Как-то раз путник заночевал в поле, прямо посреди льна. Утром в поле пришли женщины и принялись убирать лен. Они не видели путника и завели непринужденную беседу:
— Я хочу, чтобы мы с мужем и детьми переехали в город, — сказала женщина средних лет.
— Зачем? — спросила женщина постарше.
— Найдем там работу получше, купим дом побольше, дети учиться пойдут.
— А чем тут плохо? — спросила женщина постарше.
— Ну не скажи! Здесь молодым делать уж точно нечего, лен, что ли собирать?
— Да, хоть бы и лен. Хорошая работа, честная и достойная, — ответила женщина постарше.
— А я точно в город уеду, прямо завтра или послезавтра, соберусь и поеду, мне родители разрешили и благословили уже. Правда с братом еду, он за мной присматривать будет. А я обещание дала его слушаться до замужества, — сказала молодая девушка и игриво улыбнулась.
Женщины проработали целый день в поле, а к вечеру разошлись по домам.
На следующую ночь путник опять заночевал в поле. Утром пришли те же женщины убирать лен, но молодой девушки среди них уже не было.
— Уехала все-таки, — сказала женщина средних лет. — Когда уже мы уедем в город!
И так весь день женщина средних лет продолжала причитать и сетовать на свою жизнь в селе и грезить мечтой о переезде.
На третий день путник опять заночевал в поле и опять невольно услышал разговор двух женщин, где женщина средних лет говорила то же самое, что и в первые два дня.
День был жаркий, и ближе к полудню женщина средних лет отошла за водой в деревню.
Путник подошел к женщине постарше и сказал:
— Извините меня, милая женщина, я ночевал здесь несколько дней и невольно услышал ваш разговор с другими женщинами. Женщина, которая пошла за водой, так жалобно сетует на свою жизнь, бедняжка. Может я смогу ей и ее мужу чем-то помочь?
— Нет, улыбнулась женщина, — сколько мы ее знаем, она всегда жалуется, но ничего не делает и мужу своему делать не дает. Он мог много раз и в город переехать, и здесь, в деревне, другими делами заняться, но она не позволяет. Она просто об этом говорит всегда, и все!
Похожая притча
Заголовком сегодняшней статьи стали слова немецкого барона Фридриха фон Логау. Именно о борьбе с собой и победе над собой пойдёт речь в этой статье. Каждый христианин призван к подвигу, преодолению своих страстей, к жертвенной любви, к победе над эгоизмом, себялюбием и другими страстями, живущими в сердцах человеческих. Поэтому святых отцов нередко называли подвижниками. Каждый христианин призван быть воином Христовым. Подвигоположником является Сам Господь Иисус Христос, показавший нам примером Своей жизни, как следует вести себя христианину, желающему наследовать Царствие Божие. Вместе с тем, это борьба против духов злобы поднебесной, потому что потакающий своим страстям выполняет волю дьявола, а душа такого человека соединяется с демонами-мучителями, по словам Преподобного Антония Великого; «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.» (Еф. 6: 12).
Борьба эта происходит на мысленном уровне, так как любой грех, сделанный делом или словом, зарождается сначала в мыслях. Часто греховные помыслы навязываются человеку бесами, и, если человек принял этот помысел, согласился с ним, утвердился в нём, он вскоре может реализовать его. Например, если человек увидел, какую-то дорогую вещь, и ему пришёл на ум помысел украсть её, но он его оттолкнул, то здесь греха нет. А если же принял помысел и начал обдумывать, то он может уже привести к греху. Если же грех постоянно повторяется, то вырабатывается греховный навык, от которого бывает сложно избавиться. Если человек предаётся постоянно греховным мыслям, то возникает страсть. А от страсти происходят грехи, грех же рождает смерть. «Похоть же, зачав, рождает грех, а содеянный грех рождает смерть» (Иак. 1: 15). Главным оружием христианина в борьбе с грехом, со страстями является меч духовный, который есть Слово Божие, молитва и памятование о Страшном Суде, вера: «Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сём самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф. 6: 14-18).
Например, такие грехи, как блуд, прелюбодеяние являются смертными грехами, которые также зарождаются на мысленном уровне и побеждать их нужно именно на мысленном уровне. Господь говорит: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём.» (Мф. 5: 28). Если человеку на ум пришёл блудный помысел, как его победить? Победить его возможно, если вспомнить заповеди Божии: «Не прелюбодействуй.» (Исх. 20: 14), «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.» (Мф. 5: 8) и поступить не по своему желанию, а по воле Божией, выраженной в этих заповедях, помня слова Спасителя, что: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.» (Мф. 7: 21). Но и конечно же просить помощи от Господа в преодолении страсти, помня, что «без Меня не можете делать ничего.» (Ин. 15: 3). Если человеку одному трудно противостоять страстям, то с Богом возможно всё. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.» (Фил. 4: 13). Победив таким образом греховную похоть, человек господствует над грехом, не идёт на поводу у бесов, у дьявола, а побеждает его, как Давид Голиафа: «Я вышел навстречу иноплеменнику, и он проклял меня идолами своими. Но я, исторгнув у него меч, обезглавил его» (Псалом 151: 6-7). Всегда надо помнить наставление Божие, данное ещё Каину: «если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.» (Быт. 4: 7). Если бы Каин послушался Бога, то не убил бы своего брата Авеля, и не был бы проклят, но получил бы милость Божию. Так и в каждом деле, в борьбе со страстями, надо помнить заповеди Божии и поступать по ним. Вот почему так необходимо читать Священное Писание, и все греховные помыслы побеждать противоположными мыслями, соответствующими Евангелию, прогонять плохие мысли и, напротив укоренять хорошие, соответствующие Евангелию, исцеляющему душу и возводящему нас к Царствию Божию. Например, лень бывает молиться, лень посетить храм Божий, но нужно сделать усилие над собой, победить лень и встать на молитву, посетить храм, помня какую пользу мы получаем от этого, какая благодать в храме Божием. И во всяком добром деле так, даже, если не хочется важно понуждение себя к добру. В этом заключается победа над собой, которую ждёт от нас Господь. А начинается всё с победы над собой хотя бы в малом, в преодолении какого-то своего греховного желания, понуждении себя к добру, к добродетели хотя бы в малом, ведь Господь говорит: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.» (Лк. 16: 10). Всегда нужно помнить о том, что мы не ограничиваемся этой жизнью, но есть жизнь вечная. И душа, избирающая добродетель, собирает себе сокровища нетленные на небесах: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.» (Мф. 6: 19-21).
Конечно, Господь может нас избавить от любой страсти, всё возможно Ему. Но Он оставляет в нас некоторые страсти, чтобы мы мужественно боролись, и тем самым получали от Бога венцы нетленные, которыми Господь награждает победителей: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.» (Откр. 2: 10). Господь любит мужественных людей и обучает нас духовной брани: «Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь; делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня; научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук.» (Псалом 17: 33-35). Иногда человеку не полезно освободиться от всех страстей, и поэтому Бог оставляет их. «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём; когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: «господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нём плевелы»? Он же сказал им: «враг человек сделал это». А рабы сказали ему: «хочешь ли, мы пойдем, выберем их»? Но он сказал: «нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы» (Мф. 13: 24-29). Бывают конечно разные периоды и моменты в жизни христианина, человек может и проиграть, впасть в грех по немощи человеческой, но и тогда нужно не отчаиваться, а встать и мужественно идти дальше, покаявшись перед Богом. Это тоже будет победа над собой и врагом. Примером для нас является Апостол Пётр, который трижды отрёкся от Христа, но покаялся и вернул себе статус первоверховного Апостола. Это мужественный поступок, и Господь называет его камень: «и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16: 18). За упорную борьбу Бог может дать человеку бесстрастие ещё в этой жизни, мир и радость о Духе Святом, что есть «Царствие Божие внутрь вас есть.» (Лк. 17: 21). Но, как известно, нет пределов совершенства, и каждый должен стремиться к лучшему всю жизнь, поэтому покаяние продолжается всю жизнь. И, по свидетельствам святых, в раю также души совершенствуются, чтобы всё более и более приближаться к Богу, перед Которым и Ангелы не совершенны: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперёд, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.» (Фил. 3: 13-14).
Похожая притча
Какая болезнь приносит больше всего страданий современному человеку? Инсульт, инфаркт, астма? Нет! Самые большие неприятности и огорчения мы испытываем из-за низкой самооценки. Все прочие беды – лишь следствие неверия в себя и собственные добродетели.
Отсюда – и затаенные обиды, и невысказанные претензии, и открытая конфронтация с распрями и враждой. Заниженная самооценка — это частая особенность людей в современном обществе. Никогда не опускайте планку только потому, что вам так кажется, или что-то внушили вам окружающие .
Есть небольшая притча на эту тему.
Два юноши решили поискать свое счастье в далеких краях. Они выучились на моряков и отправились в плавание. Во время путешествия молодые люди причалили к острову, где их встретили гостеприимные местные жители. У предводителя аборигенов было две дочери — прелестная старшая и некрасивая младшая. Один из юношей заявил:
Вот я и нашел свою судьбу! Женюсь на дочери вождя и буду жить на этом острове.
— Еще бы, — ответил ему второй. Та, что повзрослее, – настоящая красавица. Конечно, женись. Ты будешь с ней счастлив.
Нет — ответил первый. – Ты ошибся. Я женюсь на той, что младше.
— Но ведь одна ужасно некрасивая! — удивился друг. — Ты лишился рассудка или глаз?
— Я так решил. И поступлю, как мне подсказывает сердце. Я знаю, что буду с ней счастлив.
Второй юноша простился с другом и продолжил свое путешествие. А первый пошел к вождю просить руки его дочери. Следует уточнить, что на острове в качестве выкупа жених пригонял родителям невесты коров. Калым за очень хорошую, завидную невесту составлял десять телков.
Пригнал юноша стадо и обратился к отцу своей избранницы.
— Уважаемый, отдай мне в жены свою дочь. Я плачу десять коров!
— Да, это достойный калым за нее. Я согласен выдать за тебя мою старшую дочь.
— Но я хочу взять в жены младшую.
— Ты что, решил посмеяться надо мной? Думаешь, я не знаю, что она не стоит такого выкупа?
— Но я прошу у тебя руки именно младшей.
— Я согласен. Но с моей стороны будет нечестно брать за нее десять коров, она того не стоит. Зачем я буду тебя обижать? Хватит и трех коров.
— Нет, я хочу, чтобы ты принял все десять!
Юноша и его избранница поженились.
По прошествии нескольких лет второй моряк решил повидаться с давним другом. На берегу путешественника встретила женщина необыкновенной красоты. Она подсказала гостю, как найти его товарища. Тот подошел к указанному дому и увидел своего друга в окружении играющихся радостных ребятишек.
— Как поживаешь? – спросил после слов приветствия.
— Я действительно нашел свое счастье.
Тут вошла женщина, встретившая гостя на берегу.
— Это моя жена, — представил свою супругу юноша, оставшийся жить на острове.
— Значит, ты все-таки развелся с дочерью вождя?
— Это она и есть.
— Но как она могла настолько измениться?
— Сам у нее и спроси.
Гость обратился к женщине:
— Конечно, бестактно задавать тебе такой вопрос. Но я помню, какой некрасивой ты была. Благодаря чему ты так изменилась?
— Однажды я пoняла, что стою десяти коров.
Вот что значит самооценка. Вера в собственные достоинства способна совершить чудо.
Похожая притча
Иногда, в свободное от занятий и работы время, ученики школы Хинг Ши играли с учениками других школ в дзю-ню (игра, которая стала прародителем современного футбола). Команда, победившая на соревнованиях, получала на определённый срок небольшие привилегии, а также подарок из рук своего Учителя. Поэтому, однажды после занятий, накануне нового состязания, ученики подошли к мудрецу и спросили его:
— Учитель, скажи, почему нам так редко удаётся победить наших соперников по дзю-ню, ведь мы такие же молодые, ловкие и быстрые, как они. В чём кроется секрет победы? Может, в удаче?
В ответ на это Хинг Ши попросил учеников подождать его, и, выйдя из комнаты, спустя какое-то время вернулся, неся в руках осколки вазы. Дав каждому ученику по одному осколку, Хинг Ши сказал:
— Я раскрою секрет победы лишь тому из вас, кто, проявив мудрость и смекалку, сможет нарисовать полную вазу такой, какой она была до того, как я её разбил.
Сказав это, Хинг Ши вышел. Ученики, смущённые нелёгкой задачей, взяли в руки принадлежности для рисования и, тщательно изучая каждый свой осколок, начали рисовать. Так как любой из них хотел стать тем единственным, кому Учитель откроет секрет, сели они поодаль друг от друга и рисовали, прикрывая изображение рукой так, чтобы никто другой не смог увидеть их рисунок.
Закончив свои работы, пришли они к мудрецу, каждый втайне надеясь на то, что именно его рисунок окажется верным. Но, после того как Хинг Ши посмотрел работы, среди них не оказалось ни одной правильной: все ученики нарисовали разные вазы, красивые и не очень, но ни одна из них не была похожа на ту, осколки которой дал им мудрец. Тогда Хинг Ши вернул ученикам их работы и попросил ещё раз попробовать свои силы.
Сплотившись после неудачи, они показали, наконец, друг другу свои работы, и были поражены тем, насколько непохожими друг на друга оказались их рисунки. Тогда, посоветовавшись, решили они соединить свои черепки воедино, а после вместе нарисовать вазу. Склеив осколки, увидели они, что одного небольшого кусочка не хватает. Тогда юноши, повернув склеенную вазу к себе целой стороной, без особого труда нарисовали её в первозданном виде. После чего отправились к мудрецу, ожидая его ответа.
Взяв в руки первый же рисунок, Хинг Ши улыбнулся и сказал:
— Я вижу, вы уже нашли ответ на свой вопрос. Действительно, победа достаётся лишь тем, кто, не боясь забыть о себе самом, становятся единым целым со своими товарищами.
— Учитель, а что означает тот отсутствующий осколок, который, правда, не помешал нам нарисовать вазу? — спросили ученики.
— Ах, да, — сказал, вынимая оставшийся черепок, Хинг Ши, — это — удача ваших соперников, действие которой, при правильном обращении, всегда остаётся в ваших руках.
Читайте также: