Притча о нарциссе алхимик

Обновлено: 14.11.2024

Просто не могла не написать рецензию на это стихотворение!

В нем заключено такое колдовство изящной образной живописи, такое волшебство таинственной, несколько изысканно-зловещей атмосферы, такое чародейство глубокого смысла, углубленного беспредельными возможностями символического языка, что оно привело меня в восторг с первых же строк.

Действительно, в проницающей его атмосфере, волшебной, тревожащей и грациозно-причудливой, присутствует что-то от атмосферы сказок Оскара Уайльда, который в любом своем произведении очень близок мне своей любовью к красоте, не нуждающейся в морали и разуме, и пониманием несравненной трагичности такой красоты (хотя, возможно, стихотворение отсылает к конкретной сказке Уайльда, которая мне не известна). Хотя это созвучие имеет лишь самый общий мироощущенческий характер, и вряд ли я отметила бы его, если бы не название работы.

Смысл стихотворения, безусловно, выражен очень красиво звучащим в его случае языком символов. Я не буду его здесь анализировать, поскольку, как уже говорила, по моему мнению, язык символов слишком лукав в своей многозначности, - но очень ценен своей способностью нести такие глубины мыслей, которые сам автор часто понимает лишь интуитивно. Возможно, я уже упоминала в общении с Вами, Марина, о своем убеждении, что стихам полезна любая интеллектуальность и философская насыщенность, - но лишь в той мере, в какой она не мешает непосредственному эмоциональному воздействию и может быть моментально постигнута читателем интуитивно в своей собственно поэтической составляющей. Так вот, этому стихотворению присуща именно такая чудесная интеллектуальность, не теснящая ни его красоту, ни его эмоциональную силу, но сообщающая им еще большую ценность и высоту.

Оскар Уайльд посвятил себя служению Красоте
и всю свою жизнь превратил в одно большое
произведение искусства.
Роман Пауло Коэльо "Алхимик" начинается с притчи
Оскара Уайльда о Нарциссе, которая и побудила меня
к написанию текста "с Уайльдом, Коэльо и Алхимиком".

Дорогая Екатерина, на мой взгляд, Ваша сияющая Красотой
рецензия - настоящее произведение искусства, обладающее
неповторимой, оригинальной художественной ценностью.

С благодарностью и признательностью

Спасибо, Марина, я действительно рада, что Вам понравилась моя рецензия.

Значит, притча о Нарциссе. Теперь я гораздо лучше понимаю Ваше стихотворение. И оно кажется мне еще прекраснее и волшебнее!

Мне известны лишь отрывочные сведения о биографии Оскара Уайльда. Но, судя по тому, что я знаю, это на него похоже - превратить свою жизнь в произведение искусства. И это восхитительно, на мой взгляд.

Уайльд придумал свой мир Красоты и жил в нём,
не считаясь с действительностью.
Миф о Нарциссе он увидел другими глазами, иначе,
чем было принято. И я задумалась: если двое отражаются
друг в друге - разве это эгоизм, в котором Нарцисса
упрекает весь мир?

Выходит, Уайльд мне даже ближе, чем я думала.
Мне кажется, такой человек, как он, не мог не взглянуть на легенду о Нарциссе по-другому. Но и я никогда не упрекала Нарцисса в эгоизме. Мне кажется, его история - это тоже трагедия человека, нашедшего смысл жизни в Красоте.

Я имею в виду историю Нарцисса в любой, не слишком отступающей от мифа, интерпретации.

Марина, как привычна для меня твоя роскошная образность!
Всем бы читателям моё понимание!

Только понимающий Де Сент Экзюпери знает:
\Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.\

Маринушка, ты униуальная!
Кому только не намекал про глубину Экзюпери, только ты и оказалась мудрой!

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Похожая притча

Погиб Нарцисс, и загрустили Нимфы леса,
И вдруг соленой стала в Ручейке вода.
"Ну, что тебе за ним рыдать, ведь он повеса?
Зачем так сильно плачешь, бедный? В чем твоя беда?

Каков твой интерес был в нем? И что в нем проку?
Пусть даже обладал божественной красой.
Ушел теперь от нас, конечно же, до срока,
Но глядя на тебя, он любовался лишь собой".

Ручей, задумавшись на миг, сказал мрачнея -
"Так, что же тот Нарцисс? Он, значит, был красив?"
"Прекрасен!" - отвечали нимфы, сожалея.
"О как мне жаль!" - сказал ручей, теченьем забурлив.

"Так как же красоты ты мог его не видеть?
Когда смотрелся он в тебя почти весь день!
Его красот ведь ты был постоянный зритель,
И сколько раз спускалась на тебя Нарцисса тень?!"

"Да, не видал его, а сам в него смотрелся!
И я ловил лишь отраженья его глаз.
В их синей глубине лишь я один виднелся.
В его глазах моя вода искрилась как алмаз".

© Copyright: Николай Козакевич, 2010
Свидетельство о публикации №110080902709 Рецензии

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Похожая притча

Copyrigt © 1988 by Paulo Coelho

© Перевод, А. Богдановский

© ООО «Издательство АСТ»

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Предисловие к русскому изданию

И вот наконец книгу издали и занялись профессиональным распространением «Алхимика» на российском рынке.

Ключевое понятие, которое лежит в основе повествования о путешествии пастуха Сантьяго, – это понятие «Своя Судьба». Что же такое Своя Судьба? Это наше высшее предназначение, путь, уготованный нам Господом здесь, на Земле. Всякий раз, когда мы делаем что-то с радостью и удовольствием, это означает, что мы следуем Своей Судьбе. Однако не всем достает мужества идти по этому пути, добиваясь встречи со своей заветной мечтой.

Почему же не у всех сбываются желания и мечты?

Этому мешают четыре препятствия. Первое состоит в том, что человеку с раннего детства внушают, что то, чего он в жизни больше всего желает, просто неосуществимо. С этой мыслью он вырастает, и с каждым прожитым годом его душа все больше обрастает коростой многочисленных предрассудков и страхов, переполняется чувством вины. И однажды наступает момент, когда желание следовать Своей Судьбе оказывается погребенным под тяжестью этого груза, и тогда человеку начинает казаться, что он окончательно утратил ощущение своего высшего предназначения. Хотя на самом деле оно, разумеется, по-прежнему живет в его душе.

Если человеку все же хватит мужества извлечь свою мечту из недр души и не отказаться от борьбы за ее осуществление, его ожидает следующее испытание: любовь. Он знает, чего хотел бы добиться или испытать в жизни, но боится, что, если бросит все и последует за своей мечтой, он тем самым причинит боль и страдания своим близким. Это значит, что человек не понимает, что любовь не преграда, она не мешает, а, наоборот, помогает идти вперед. И тот, кто действительно желает ему добра, всегда готов пойти ему навстречу, постараться понять и поддержать его в пути.

Когда человек осознает, что любовь не преграда, а подмога в пути, его подстерегает третье препятствие: страх неудач и поражений. Тот, кто борется за свою мечту, сильнее других страдает, когда у него что-то не получается, поскольку он не вправе прибегнуть к известной отговорке: «Ну и ладно, не очень-то и хотелось». Как раз ему-то очень хочется, и он сознает, что на карту поставлено все. Он сознает и то, что путь, который определен Своей Судьбой, так же труден, как и любой другой, с той лишь разницей, что «там и будет сердце твое». Поэтому Воин Света должен обладать терпением, столь необходимым ему в трудные моменты жизни, и всегда помнить, что вся Вселенная способствует тому, чтобы его желание осуществилось, пусть даже самым непостижимым для него образом.

Вы спросите: а так ли необходимы поражения?

Необходимы они или нет, они случаются. Когда человек только начинает бороться за свои мечты и желания, он, по неопытности, совершает множество ошибок. Но в том-то и смысл бытия, чтобы семь раз упасть и восемь подняться на ноги.

В таком случае, спросите вы, зачем же нам следовать Своей Судьбе, если из-за этого нам предстоит страдать сильнее, чем всем остальным?

Затем, что, когда неудачи и поражения останутся позади – а в конце концов они непременно остаются позади, – мы познаем ощущение полного счастья и станем больше доверять самим себе. Ведь в глубине души мы верим, что достойны того, чтобы с нами произошло нечто необыкновенное. Каждый день, каждый час нашей жизни – это момент Славного Сражения. Постепенно мы научимся радостно воспринимать и наслаждаться каждым мгновением жизни. Сильное страдание, которое может обрушиться на нас нежданно-негаданно, проходит быстрее, нежели то, которое кажется нам более терпимым – такое страдание может длиться годами, оно постепенно и незаметно начинает разъедать нашу душу, пока неодолимое чувство горечи не поселится в ней окончательно, до последних дней омрачив нашу жизнь.

Итак, когда человек извлек свою мечту со дна души и многие годы питал ее силой своей любви, не замечая рубцов и шрамов, оставшихся на сердце после многотрудной борьбы за ее воплощение, он вдруг начинает замечать, что то, чего он так долго желал, уже совсем близко и вот-вот осуществится – возможно, уже завтра. Именно на этом этапе его ожидает последнее препятствие: страх перед исполнением мечты всей его жизни.

Как писал Оскар Уайльд, «люди всегда разрушают то, что любят сильнее всего». И это действительно так. Само сознание, что вот-вот сбудется то, о чем человек мечтал всю жизнь, случается, наполняет его душу чувством вины. Оглядываясь вокруг, он видит, что многим так и не удалось добиться желаемого, и тогда он начинает думать, что и он тоже этого не достоин. Человек забывает, сколько ему довелось пережить, перестрадать, чем пришлось пожертвовать во имя своей мечты. Я встречал людей, которые, следуя Своей Судьбе, оказывались буквально в двух шагах от заветной цели, к которой стремились всей душой, но в последний момент делали массу глупостей и в результате их цель, до которой, казалось, было рукой подать, так и оставалась недостигнутой.

Из всех четырех это препятствие самое коварное, поскольку овеяно своего рода жертвенной святостью – человек словно отрекся от радости свершения и наслаждения плодами победы. И только когда человек осознает, что достоин того, за что он так страстно боролся, он становится орудием в руках Господа, и ему открывается смысл его пребывания здесь, на Земле.

Обо всем об этом, в символической форме, и повествует роман «Алхимик».

Пауло Коэльо

июль 2000 г.

Считаю своим долгом предуведомить читателя, что «Алхимик» – книга символическая, чем и отличается от «Дневника мага», где нет ни слова вымысла.

Одиннадцать лет жизни я отдал изучению алхимии. Уже одна возможность превращать любой металл в золото или найти Эликсир Бессмертия достаточно соблазнительна для всякого, кто делает первые шаги в магии. Моим воображением, признаюсь, в особенности завладел эликсир, ибо пока я не осознал и не прочувствовал существования Бога, сама мысль о том, что когда-нибудь все закончится навсегда, казалась мне непереносимой. Так что, узнав о возможности создать некую жидкость, способную на многие-многие годы продлить наше земное бытие, я решил всецело посвятить себя ее изготовлению.

Это было в начале семидесятых, накануне последовавших затем глубоких преобразований, когда еще не было серьезных работ по оккультным наукам. Подобно одному из героев этой книги, я тратил все свои скудные средства на приобретение книг по алхимии, изданных за границей, и все свое время – на изучение их сложного символического языка. В Рио-де-Жанейро мне удалось разыскать нескольких ученых, всерьез занимавшихся Великим Творением, но от встречи со мной они уклонились. Познакомился я и с теми, кто именуют себя алхимиками, владеют соответствующими лабораториями и готовы открыть каждому тайны своего искусства – только, разумеется, за баснословные деньги; сейчас для меня совершенно очевидно, что на самом деле они ровным счетом ничего не смыслят в том, в чем считают себя знатоками.

Похожая притча

любуясь красотой лица
и блеском глаз бездонно-тёмных
не распознал шагов жнеца
по травам жаром опалённых
блеснул на солнце тонкий серп
раскрыла глубина объятья
царица вод замкнула склеп
скрепив нетленною печатью
мелькнула в темноводье чья-
то тень звездой зелёной
и пресная вода ручья
внезапно сделалась солёной
оплакивая красоту
в заклятьи замкнутого круга
ручей оплакивал мечту
об отражении друг друга

© Copyright: Марина Апфельбаум, 2021
Свидетельство о публикации №121062204650 Рецензии

Просто не могла не написать рецензию на это стихотворение!

В нем заключено такое колдовство изящной образной живописи, такое волшебство таинственной, несколько изысканно-зловещей атмосферы, такое чародейство глубокого смысла, углубленного беспредельными возможностями символического языка, что оно привело меня в восторг с первых же строк.

Действительно, в проницающей его атмосфере, волшебной, тревожащей и грациозно-причудливой, присутствует что-то от атмосферы сказок Оскара Уайльда, который в любом своем произведении очень близок мне своей любовью к красоте, не нуждающейся в морали и разуме, и пониманием несравненной трагичности такой красоты (хотя, возможно, стихотворение отсылает к конкретной сказке Уайльда, которая мне не известна). Хотя это созвучие имеет лишь самый общий мироощущенческий характер, и вряд ли я отметила бы его, если бы не название работы.

Смысл стихотворения, безусловно, выражен очень красиво звучащим в его случае языком символов. Я не буду его здесь анализировать, поскольку, как уже говорила, по моему мнению, язык символов слишком лукав в своей многозначности, - но очень ценен своей способностью нести такие глубины мыслей, которые сам автор часто понимает лишь интуитивно. Возможно, я уже упоминала в общении с Вами, Марина, о своем убеждении, что стихам полезна любая интеллектуальность и философская насыщенность, - но лишь в той мере, в какой она не мешает непосредственному эмоциональному воздействию и может быть моментально постигнута читателем интуитивно в своей собственно поэтической составляющей. Так вот, этому стихотворению присуща именно такая чудесная интеллектуальность, не теснящая ни его красоту, ни его эмоциональную силу, но сообщающая им еще большую ценность и высоту.

Оскар Уайльд посвятил себя служению Красоте
и всю свою жизнь превратил в одно большое
произведение искусства.
Роман Пауло Коэльо "Алхимик" начинается с притчи
Оскара Уайльда о Нарциссе, которая и побудила меня
к написанию текста "с Уайльдом, Коэльо и Алхимиком".

Дорогая Екатерина, на мой взгляд, Ваша сияющая Красотой
рецензия - настоящее произведение искусства, обладающее
неповторимой, оригинальной художественной ценностью.

С благодарностью и признательностью

Спасибо, Марина, я действительно рада, что Вам понравилась моя рецензия.

Значит, притча о Нарциссе. Теперь я гораздо лучше понимаю Ваше стихотворение. И оно кажется мне еще прекраснее и волшебнее!

Мне известны лишь отрывочные сведения о биографии Оскара Уайльда. Но, судя по тому, что я знаю, это на него похоже - превратить свою жизнь в произведение искусства. И это восхитительно, на мой взгляд.

Уайльд придумал свой мир Красоты и жил в нём,
не считаясь с действительностью.
Миф о Нарциссе он увидел другими глазами, иначе,
чем было принято. И я задумалась: если двое отражаются
друг в друге - разве это эгоизм, в котором Нарцисса
упрекает весь мир?

Выходит, Уайльд мне даже ближе, чем я думала.
Мне кажется, такой человек, как он, не мог не взглянуть на легенду о Нарциссе по-другому. Но и я никогда не упрекала Нарцисса в эгоизме. Мне кажется, его история - это тоже трагедия человека, нашедшего смысл жизни в Красоте.

Я имею в виду историю Нарцисса в любой, не слишком отступающей от мифа, интерпретации.

На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: