Притча о мусе и хидре

Обновлено: 22.11.2024

Форум разработан исключительно для публикации авторских материалов, в связи с чем возможность регистрации пользователей для вопросов отсутствует

Похожая притча

Чужой компьютер

Просмотр темы 1

Притча о терпении. Притча о Мусе (Моисее), мир ему, и раба Аллаха по имени Хидр.

Притча о терпении
Притча о Мусе (Моисее), мир ему, и раба Аллаха по имени Хидр.
Многие убеждены, что основа терпения – в силе воли. Возможно. Сила желания сделать что-либо на какой-то период может поддерживать человека, давать ему силы. Но как мы знаем, желания часто меняются. То, чего хотелось час назад, через некоторое время может быть неинтересно , и мотивы соответственно меняются, однако есть нечто, что позволяет нам основать прочный фундамент терпения. Это знание.
Как интересно сказано об этом в Коране…
Притча о Мусе, мир ему, и раба Аллаха по имени Хидр.
В суре «Пещера» сказано об их встрече: «Муса (Моисей) сказал ему (Хидру): "Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня идти по прямом пути, тому, чему ты обучен и то, что ты знаешь?"
Он сказал: "У тебя не хватит терпения находиться рядом со мной. Как ты сможешь терпеливо относиться к тому, что ты не объемлешь знанием?"
Он сказал: "Если Аллах пожелает, то ты найдешь меня терпеливым, и я не ослушаюсь твоего веления» (аяты 66-69) Далее Хидр совершил несколько поступков, которые были непонятны Мусе, мир ему: повредил корабль, на который их согласились взять, построил стену людям , которые отказали им в помощи и убил мальчика. Каждый поступок, несмотря на обещание, вызывал у Мусы, мир ему, непонимание и вопросы. Отсутствие знаний(последствий) и понимания происходящего, не позволяло Мусе, мир ему, отнестись сдержанно к тому, что делал Хидр.
После третьего вопроса они расстались, но Хидр объяснил смысл своих поступков: корабль он повредил, потому что впереди их ждал царь, отнимавший силой все целые корабли; восстановил разрушенную часть каменной стены, потому что за ней находилось богатство, предназначенное сиротам, если бы оно обнаружилось раньше, то не досталось бы тем сиротам, которые имели на него право; мальчика он убил, потому что он в будущем был бы притеснителем своих родителей.
Все эти поступки не были совершены по прихоти Хидра, а только согласно сокровенному знанию, дарованному ему Всевышним Аллахом

Похожая притча

вернуться к странице

Как-то раз Муса и Хидр вместе решили выйти в открытое море. Владельцы лодки не взяли с Мусы и Хидра ни гроша.
И тогда Хидр попросил Мусу запастись терпением и не задавать вопросов.
Однако, посреди пути вдруг прилетел воробей, сел на борт лодки и стал пить воду из моря. Хидр начал выламывать доски из дна лодки, Муса удивился и спросил: " Неужели ты так хочешь отплатить тем, кто дал нам лодку?" А Хидр ему сказал, что он должен примириться с этим.

Наконец, они вышли на берег и увидели мальчика, Хидр убил мальчика, а Муса не выдержал и стал обвинять Хидра в убийстве невинной души и тогда Хидр сказал:" Я знал, что ты не сможешь со мной примириться". Они продолжили путь и увидели стену, которая вот-вот должна была рухнуть, тогда Хидр стал чинить стену, а Муса ему сказал, что он занимается бесполезным делом. Хидр посмотрел на Мусу и ответил, что чтобы он смог примириться, их пути теперь должны разойтись, а потом объяснил : "Я хотел, чтобы лодка выглядела старой. Ибо на берегу был подлый правитель, который силой отнимает хорошие лодки.

Я убил мальчика, потому что когда он вырастет, он будет мучить своих родителей и выгонит их на улицу. Что же касается стены, то она принадлежит двум сиротам. Когда они станут взрослыми, то найдут закопанный под ней клад, а до этого дня стена не должна разрушаться". И тогда Муса все понял:

В любом добре есть зло, и в любом зле есть добро.
Любое благо приносит печаль и любая печаль обернется благом.
Ничто не является таким каким кажется.
---------------------------------------------
- Сулейман, не жди, что дети осознают смысл твоих решений. Ты должен поступать так, как ты считаешь правильным.
- Хюррем, смерть Хайреддина-паши заставила меня задуматься о собственной смерти. Однако, твои слова, твои искрящиеся глаза заставили меня забыть о печальных мыслях. В этом мире я доверяю только тебе, Хюррем.

Похожая притча

Похожая притча

Они (Муса и его помощник) взяли с собой рыбу в качестве провизии. Мусе было внушено: “Ты найдёшь Хидра на том месте, где потеряешь рыбу”. Когда Муса обнаружил, что потерял рыбу, то вернулся к тому месту, где это произошло, и встретил там Хидра. Всевышний Аллах поведал нам их историю в суре “Пещера”, начиная с 60-го аята:

﴿وَإِذْ قَالَ مُوسَى لِفَتَاهُ لَا أَبْرَحُ حَتَّى أَبْلُغَ مَجْمَعَ الْبَحْرَيْنِ أَوْ أَمْضِيَ حُقُبًا﴾

«Вот Муса сказал своему слуге: “Я не остановлюсь, пока не дойду до места слияния двух морей или пока не потрачу на путешествие долгие годы” »,

﴿ذَلِكَ تَأْوِيلُ مَا لَمْ تَسْطِع عَّلَيْهِ صَبْرًا﴾

Эта история содержит в себе большое количество полезных выводов , положений и правил. Обратим внимание на некоторые из них, с помощью Аллаха, упомянув наиболее важные моменты:

  1. Эта история указывает на достоинство знания, его высокое положение , а также на узаконенность путешествий с целью требования знаний, и то, что знания важнее всего. Муса отправился в далекое путешествие в поисках знаний. На протяжении путешествия он столкнулся с трудностями. Также ему пришлось оставить пребывание со своим народом, их обучение и наставление (на какое-то время), пока он был в путешествии с целью пополнения знаний.
  2. Отдавать предпочтение тому, что важнее. Человеку, в первую очередь, следует пополнять собственные знания, нежели оставлять это дело и занимать себя лишь обучением других. Напротив, ему следует учиться, чтобы затем обучать других.
  3. Дозволенность иметь прислугу, которая бы помогала в подготовке еды или в достижении других удобств. Ее помощью можно пользоваться как находясь в путешествии, так и дома, подобно тому как это сделал Муса (мир ему и благословение).
  4. Путешествие человека с целью получения знаний или сражения на пути Аллаха относится к поклонению. Также есть и другие виды путешествия, относящиеся к поклонению. Человеку лучше сообщить о цели своего путешествия или о том, что он ожидает от него, если в этом есть польза. В таком случае, ты и твой спутник знаете, чего вы ждёте от этого путешествия, и готовитесь к достижению цели, а также это является причиной для подбадривания в достижении такой достойной цели, как требование знаний. Подобно тому как Муса сказал своему слуге:

Из книги «Истории пророков» досточтимого шейха Саида-Афанди

По мнению некоторых ученых, Хидр (мир ему) был пророком, другие же считают его праведным рабом Аллаха. Не будем это уточнять и оставим последнее слово Творцу. Есть те, кто говорит, что Хидр (мир ему) умер, а рабы, познавшие Аллаха, утверждают, что он жив. Об этом же свидетельствует общеизвестное повествование сподвижника Али (да будет доволен им Аллах), а также многочисленные высказывания захидов, которые встречались с ним. Подобных свидетельств много, и я не стану пересказывать каждое.

Ему дали имя Хидр после того, как на том месте, где он сидел, появилась зелёная трава («хадра» – зелёный). А ещё говорят, что место, которого касался его лоб во время намаза, покрывалось зеленью.

Одни говорят, что его звали Баля, другие называют имя Хадр. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в конце своей жизни встретился с ним, и он принял его Учение, став асхабом.

По свидетельству Ибн Аббаса, каждый день Арафа (во время Хаджа) Хидр (мир ему) и Ильяс (мир ему) встречаются на горе Арафат, а в Мине бреют друг другу головы. После этого они обмениваются волосами, читают дуа и расходятся. Сказано, что Хидр (мир ему) и Ильяс (мир ему) будут живы до тех пор, пока Коран будет на этом свете.

В книге «Бадаиу ззухур» сказано, что когда явится Даджал (Антихрист), Хидр (мир ему) встретится с ним, и проклятый Даджал убьёт его, разрезав на куски, но Всевышний оживит Хидра (мир ему).

Послушайте же, для получения бараката, о том, как началась жизнь Хидра (мир ему).

В книге «Бадаи» упоминается, что его отца звали Амил, и был он царём из рода Айса. Когда Хидр (мир ему) был ещё маленьким, отец отдал его на воспитание. Каждый день по дороге к воспитателю Хидр (мир ему) встречал некоего богомольца, к которому у мальчика зародилось удивительное чувство любви. Через некоторое время Хидр (мир ему) перестал посещать учителя. Его наставник думал, что ребёнок просто остал¬ся дома. А отец Хидра (мир ему) считал, что его сын ушёл заниматься. На самом же деле Хидр (мир ему) ходил к тому самому богомольцу. Так прошло несколько лет, и за эти годы Хидр (мир ему) получил от учителя-богомольца много пользы. Он стал глубоко осведомлённым в науке, научился служить Всевышнему, получил знания об уважении (адабах), а также похвальные качества.

Когда Хидр (мир ему) повзрослел, отец решил женить его. Хидр (мир ему) вначале отказывался, но видя, что родитель намерен настоять на своём, не смог проявить неуважение к отцу и женился против своей воли на дочери одного царя. Сразу после свадьбы Хидр (мир ему) сказал жене, что он хочет открыть ей свою тайну, и предупредил, что если она сохранит этот секрет, то будет спасена от всяких бед и мук. Если же супруга не сумеет сохранить тайну и, тем самым, опозорит мужа, то ей не будет счастья ни на этом, ни на Том свете. Жена согласилась на эти условия и спокойно сказала мужу: «Расскажи о своей тайне!». Хидр (мир ему) рассказал: «Я – мусульманин, а не последователь той религии, которой придерживается мой отец. Я не нуждаюсь в женщинах, но если ты согласишься и тебе понравится моя религия – ты можешь остаться со мной, а иначе я отправлю тебя обратно домой». «Я согласна!», – ответила жена и решила остаться.

Проходили месяцы и годы, но у них так и не было детей. Царь-отец был глубоко опечален и однажды завёл разговор об этом с Хидром (мир ему). Но сын ответил коротко и ясно: «Всё во власти Всевышнего». Затем правитель решил испытать невестку и заговорил с ней на эту же тему. Но и она ответила то же, что и муж. Отец никак не мог согласиться с тем, что у его единственного сына нет наследника, и предложил Хидру (мир ему) жениться на другой – той, которая может родить детей. Хидр (мир ему) отказался от предложения отца, сказав, что доволен и нынеш¬ней женой. Однако царь-отец не успокоился, пока супруги не развелись.

Хотя эту женщину отправили домой без малейшей её вины, она не нарушила данное Хидру (мир ему) обещание и предпочла вести себя достойно, сохранив его тайну. Хидр (мир ему) не хотел жениться второй раз, но правитель и не думал оставлять единственного сына холостым. Несмотря на его отказ, правитель женил его на женщине, которая могла родить.

Женившись во второй раз, Хидр (мир ему) вновь поставил перед женой те же условия, что и перед первой. И она тоже согласилась и обещала хранить молчание. Так прошли месяцы и годы. Детей у супругов не было. Царь, который мечтал о потомстве, потерял покой и снова стал расспрашивать Хидра (мир ему). Ответ сына был таким же, как и в первый раз: «Это не наше дело!». Отец Хидра (мир ему) решил разобраться в причинах и начал хитро расспрашивать его жену. Жена, несмотря на обещание, не оправдала доверия мужа и обо всём рассказала свёкру. Царь сильно разозлился, отругал Хидра (мир ему), стал упрекать и стыдить его. Пророк (мир ему и благословение) перестал доверять отцу и, боясь, что тот убьёт его, решил бежать. После этого никто его не видел, а правитель не знал, что делать. Охваченный тревогой за сына, он послал на его поиски сто человек, разбив их на десять групп, которые отправились в разные стороны. Царь не находил себе места, от переживаний. Позвав к себе вторую жену Хидра (мир ему), он обвинил её в исчезновении сына и казнил. Об этом узнала первая жена Пророка (мир ему и благословение), которая, как и обещала, всё ещё хранила его тайну. Испугавшись, что может стать второй жертвой, она скрылась из города.

Тем временем одна из групп, отправившихся на поиски Хидра (мир ему), нашла его на необитаемом острове, где он совершал богослужение. Они сказали Пророку (мир ему и благословение), что правитель поручил им разыскать его. Хидр (мир ему) попросил не рассказывать отцу о том, где он находится. Он сделал им наставление и посоветовал: «Как и остальные, возвращайтесь к правителю и не говорите ему, что видели меня! Если сохраните эту тайну и оправдаете доверие, то Аллах вас сохранит. Если расскажете всё правителю или же отвезёте меня к нему, он не оставит меня в живых, и в моей смерти виноваты будете вы». Все согласились хранить тайну и отправились домой, пообещав никому не говорить о Пророке (мир ему и благословение), а правителю доложить, что не смогли найти его сына.

Тем не менее, Хидр (мир ему) не поверил им. Из опасения, что люди всё-таки откроют его местонахождение, он решил перебраться в другое место, где его не смогут найти никогда, даже если вдруг, по поручению царя, искатели вернутся.

Из тех десятерых, что нашли Хидра (мир ему), все, кроме одного, оказались вероломными: сразу по прибытии домой, они доложили правителю правду о Хидре (мир ему). Единственный человек сдержал обещание и отрицал всё, что говорили остальные. Он заявил, что не видел и не встречал Хидра (мир ему), твёрдо, как камень, настаивая на своём. Остальные начали спорить с ним, обвинили во лжи и заявили, что в любое время могут привести Хидра (мир ему). Правитель велел им возвратиться и забрать сына, и они отправились на тот самый остров. После долгих поисков, так и не найдя Хидра (мир ему), уставшие и озабоченные, они вернулись домой. Разгневанный царь одного за другим убил всех девятерых. Что же касается того, кто сохранил обещание, данное Хидру (мир ему), то он, испугавшись, что его тоже могут убить, бежал в безопасное место.

Согласно другой версии, Хидра (мир ему) случайно нашли торговцы с корабля, потерпевшего крушение. Они сумели спастись и на досках доплыли до острова, где жил Хидр (мир ему). Независимо от множества версий, суть предания не меняется, смысл и цель всегда сохраняются в своей основе. Мы часто встречаем разногласия в преданиях, но это не вводит нас в заблуждение.

Народ, которым правил отец Хидра (мир ему), со временем погряз в грехах, в его жизни распространились неверие и лицемерие, и он стал заслуживать наказания. Тогда Справедливый Господь поднял весь город в воздух и бросил оземь вверх дном. Все его жители погибли, в живых остались лишь одна женщина и один мужчина. Эти двое стали спрашивать друг друга, почему в живых остались именно они? Оказалось, что причиной их спасения было то, что оба сдержали слово, данное Хидру (мир ему). Обратите внимание: в то время, когда весь город оказался в беде, спаслись только эти двое, из-за того, что сохранили доверенную им тайну! Не зная чем заняться, долго бродили они по развалинам города. Вскоре Всевышний подтолкнул их к женитьбе, и дальнейшую жизнь они провели вместе.

Я не описал в рассказе все подробности, какие приводятся в «Араисе», поскольку и так понятно, в чём суть рассказа. Для тех, кто понимает, такой истории достаточно для того, чтобы выбрать верный путь и жить по законам Шариата.

Ну а теперь, дорогие братья-мусульмане, давайте посмотрим на себя: много ли мы видим или слышим на этом свете, кроме обмана и вероломства? Сколько ныне найдётся таких, кто различает дозволенное по Шариату и запрещённое?

Товарищ, который может выполнить данное обещание – вот он – драгоценный камень! Молодой человек, имеющий достаточно чести и совести, чтобы исполнить возложенный на него аманат – это редкость, он подобен белой вороне среди чёрных.

Ныне ясно проявился признак приближения Конца света: учёный становится подобен… волку.

Время, когда притесняется народ, нет справедливости и порядка, а в цене только деньги – вот время, близкое к Концу света!

Когда люди, увлёкшись мирскими благами, позабыли обо всём остальном и стали враждовать друг с другом – вот время, близкое к Концу света!

Когда лицемеры, спрятавшись в тени Ислама, выдают себя… за верующих – вот время, близкое к Концу света!

Когда люди, не имеющие веры в сердцах, но обладающие красноречием и острословием, осуждают учёных-алимов – вот оно, время Конца света!

Когда тираны, с очерствевшими от лицемерия сердцами, притесняют и угнетают людей, вот это – время Конца света!

Когда люди, из-за гнева Аллаха впавшие в заблуждение, становятся правителями на земле, вот это – время Конца света!

Когда распадаются государства и повсеместно вспыхивают войны, как и предсказано в хадисе, вот это – время, близкое к Концу света!

Когда проливается кровь, гибнут безвинные люди, распространяется разбой, вот это – время, близкое к Концу света!

Когда воры разбогатели, прикрываясь Исламом, и люди отвернулись от Шариата – не это ли Ахир заман?

Когда братья и сёстры ссорятся, из-за границ садов и полей – это время, близкое к Концу света!

Когда самовольно захватывают земли, которые не были собственностью их предков и не получены в наследство – это Ахир заман!

Когда распространились разные болезни, а возможности их лечения ограниченны и лекарства стали дорогостоящими – вот он, Ахир заман!

Когда в деяниях нет искренности – одна показуха и самодовольство – вот он, Ахир заман!

Когда люди, не задумываясь о гневе Аллаха, употребляют что попало – вот это Ахир заман!

Когда молодёжь не разбирается в том, что запрещено и что сомнительно – вот он, Ахир заман!

Мы не нуждаемся в более обширном разъяснении бед и пороков, ибо всё это происходит, чуть ли не в каждом доме.

Однако, не станем утверждать, что абсолютно все люди испорчены, так как во все времена были и будут ахлуллах. Говорят же, что среди сорока человек всегда есть один вали, да не обделит Аллах нас их баракатом! Хоть и много стало дурных людей, но есть и добрые, и да достанется нам их шафаат.

И всё же, очень трудно найти человека, с которым, от чистого сердца, можно поделиться сокро-венным. Не окажусь лжецом, если скажу, что так и не нашёл друга, которому можно было бы доверить свои тайны.

Не собирайте мирское без согласия родителей, старайтесь радовать их (добиться их довольства), даже отдав всё мирское. Не нарушайте братства, продавая честь за деньги, и стремитесь сохранить его, даже в ущерб своему благосостоянию. Обнаружив в сыре волосинку, не обвиняйте… молоко. Не раздувайте слова, делая из прутика… бревно.

Не беритесь за дело, рассчитывая на друзей: в нужный момент надейся лишь на самого себя.

Ограничивайте мирские занятия, помните о скоротечности жизни, чтобы не остаться ни с чем, истратив время попусту. Не унижайте себя гордыми речами. Пусть не обманут вас приятели дешёвыми разговорами. И в спокойном море появляются волны, и чем сильнее ветер, тем они становятся выше. Увлечение пустословием – усиливает вражду.

Объявите войну своему нафсу, который не даёт возможности познавать. Он – ваш самый большой враг. Если сможете победить его – остальное вам дастся легко. Вот тогда мирская суета не сумеет взять вас в своё рабство, и вы сможете постичь Создателя, достойного служения. Смысл постижения Творца – это приближение к Нему, и вы хотя бы увидите степень, где находятся приближённые к Нему, и тогда сможете совершить богослужение искренне, освободившись от самолюбия и лицемерия. Познав Всевышнего и себя, поклоняясь искренне, проведёте жизнь в довольстве Аллаха.

Знайте: даже если Вы обладаете разумом, чтобы давать советы другим, когда сами будете нуждаться в советах – то найдёте их у других. Знайте, что малое количество солнечного тепла лучше, чем обильные дожди, и поэтому не ходите, нахмурив своё ясное лицо. А если затянется узелок, не спешите его развязать, ведь говорят, что быстрая река до моря не доходит. Помните, что слова предков – вовсе не сказки, в них кроется глубокая мудрость, и нет науки, которая не содержалась бы в них.

Если слова, заключающие в себе смысл и мудрость, услышите даже от глупца - используйте их. Если, будучи знающими, спросите у знающего – это укажет на глубину Вашего ума.

Из книги «Истории пророков» досточтимого шейха Саида-Афанди

Рисунок Айны Леон

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Читайте также: