Притча о молодости и старости смысл

Обновлено: 22.11.2024

В основе произведения Бунина "Молодость и старость" – известная восточная притча-сказка о жизни человека, которую рассказывает старик курд. Смысл притчи, на мой взгляд, в том, что человек, чтобы не стать в старости "обезьяной", должен жить не ради накопления богатства (работать ради этого, как осел) , а потом ради его сохранения и преумножения (брехать и злиться на всех, как собака) , а ради более высоких материй - родины, народа, так как старость может быть благородной и величественной, как у бунинского героя-курда ("Борода его была бела как кипень, сухое лицо черно от загара", он пользуется всеобщим уважением) , а может быть гадкой и омерзительной.
В конце произведения старик курд, отвечая на вопрос "полнеющего красавца и франта, керченского грека, говорит: "Таких, как я, мало. Не был я ишаком, не был собакой, – за что ж мне быть обезьяной? За что мне быть старым? "

Похожая притча

Сегодня же мне вспомнился рассказ Ивана Бунина "Молодость и старость" (читали?) и притча, которую поведал старый курд. Перескажу ее вкраце.

Когда Бог создал небо и землю, он создал и человека. И дал ему тридцать лет жизни. Но человеку оказалось этого мало.

После Бог создал ишака, дал и ему тридцать лет. Только предупредил, что будет ишак тяжело трудиться, будут бить его палками. Ишак взмолился, чтобы уменьшили его срок жизни вдвое. Бог услышал его. А человек попросил отдать ему те пятнадцать лет, от которых осел отказался.

Затем создал Бог собаку и сказал, что и она проживёт тридцать лет. Только будет злой, постоянно брехать, защищая имущество хозяев от чужих, и покоя ей не будет. Собака заскулила. И половину своей жизни отдала человеку.

После Бог создал обезьяну. Дал ей тридцать лет беззаботной жизни. Только предупредил, что лицом она будет нехороша: лысая, в морщинах, безбровая, и ко всем лезть будет. А над ней только потешаться будут. Не захотела обезьяна долго жить такой страшной и подарила половину своих лет человеку.

Вот и получается, что свои первые тридцать лет человек прожил по-человечески: "ел, пил, на войне бился, танцевал на свадьбах, любил молодых баб и девок". А следующие пятнадцать лет усердно работал, как ишак. Другие пятнадцать собачьих - никому не доверял, всех отгонял и оберегал заработанное. Но в итоге все равно состарился и превратился в обезьяну.

И если объективно (со стороны) взглянуть на нашу жизнь, подумается, что всё так и есть. Сначала идут беззаботные молодые годы, а дальше постоянный труд, чтобы прокормить себя и детей, приобрести имущество, после мы защищаем свое заработанное, ведь столько сил угробили, чтобы нажить его. Но итог один - старость и лысая голова.

Правда, смысл в притчу старый курд вкладывает другой. Его семь сыновей погибли на войне. А он плывет в Стамбул к самому падишаху, чтобы выразить ему свою благодарность. За что же, казалось бы. А рядом стоял керченский грек, молодой красавец и, услышав о смерти семерых сыновей, сказал старику, качая головой: "Такой старый и один остался!"

Курд ему на это ответил: "Какой глупый. Вот ты будешь старый, а я не старый и никогда не буду". И в конце добавил: "Не был я ишаком, не был собакой, - за что ж мне быть обезьяной? За что мне быть старым?"

А благодарен курд падишаху, видимо, за то, что сыновья его прожили свои человеческие тридцать лет и погибли героями, чем и себя и его прославили.

Похожая притча

Из тёмного леса, навстречу ему,
Идёт вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

“Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землёю?"

Похожая притча

Законы жизни и природы таковы, что мы не молодеем, и рано или поздно мы превращаемся в такого же беспомощного и несмышленого человека, каким пришли в этот мир. Не потому, что сами этого хотим. А потому, что старость лишает сил и идти в ногу со временем уже не получается. Наше главное богатство — наши дети, поколения, пришедшие после нас и выращенные с любовью и заботой. Именно они — надежда и опора пожилого человека, его единственная радость и интерес в жизни. И очень горько старикам получать равнодушие или раздражение из-за собственной неуклюжести и нерасторопности, поэтому пожалуйста, БЕРЕГИТЕ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ и БУДЬТЕ ИМ БЛАГОДАРНЫ за все, что они сделали в свое время для вас.

Один старый мужчина переехал жить к своему сыну, невестке и четырехлетнему внуку. Его руки дрожали, глаза плохо видели, походка была ковыляющей. Семья ела вместе за одним столом, но старые, трясущиеся дедушкины руки и слабое зрение затрудняли этот процесс. Горошины сыпались с ложки на пол, когда он зажимал в руках стакан, молоко проливалось на скатерть.

Сын и невестка стали все больше раздражаться из-за этого.

— Мы должны что-то предпринять, — сказал сын. — С меня достаточно того, как он шумно ест, пролитого им молока, и рассыпанной пищи на полу.

Муж и жена решили поставить отдельный маленький столик в углу комнаты. Там дедушка стал есть в одиночестве, в то время как остальные члены семьи наслаждались обедом. После того, как дедушка дважды разбивал тарелки, ему стали подавать еду в деревянной миске. Когда кто-то из семьи мельком взглядывал на дедушку, иногда у него были слезы в глазах, потому что он был совсем один. С тех пор единственными словами, которые он слышал в свой адрес, были колкие замечания, когда он ронял вилку или рассыпал пищу.

Четырехлетний мальчик наблюдал за всем молча. Однажды вечером, перед ужином, отец заметил его играющим с деревянной щепкой на полу. Он ласково спросил малыша:

— Чем ты занимаешься?

Так же доверчиво мальчик ответил:

— Я делаю маленькую миску для тебя и мамы, из которой вы будете кушать, когда я вырасту.

Мальчик улыбнулся и продолжил работать.

Эти слова так ошеломили родителей, что они потеряли дар речи. Потом слезы заструились на их лицах. И хотя ни одного слова не было произнесено, оба знали, что надо сделать. В тот вечер муж подошел к дедушке, взял за руку и нежно проводил его обратно к семейному столу.

Все оставшиеся дни он ел вместе с семьей. И почему-то ни муж, ни жена больше не беспокоились, когда падала вилка, разливалось молоко или пачкалась скатерть.

Читайте также: