Притча о молитве для детей

Обновлено: 20.12.2024

Это могло произойти либо из-за того, что с Вашего адреса идут некорректные обращения к сайту, либо по ошибке. Чтобы восстановить доступ к сайту, свяжитесь пожалуйста с нами через эту форму и укажите там свой ip-адрес: 178.186.77.42

Похожая притча

Как-то Господь молился в одном месте, и когда Он закончил молитву, ученик сказал Ему: «Господи! научи нас молиться». И Господь дал Своим ученикам молитву, которая является образцом молитвы для каждого христианина.

Он сказал им: «Когда молитесь, говорите:

Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится имя Твое.

Да приидет Царствие Твое.

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь.

И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.

И не введи нас во искушение.

Но избави нас от лукавого.

Яко Твое есть Царство, и сила, и слава Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Неотступность в молитве

Иисус Христос учит нас называть Бога своим Отцом. Он говорит, что Бог заботится о нас как о Своих детях, если мы обращаемся к Нему. Он учит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Если даже вы, будучи злыми, даете детям вашим те блага, которые они у вас просят, то тем более Отец Небесный даст Святого Духа просящим у Него» (см.: Лк 11, 1–13).

Желая показать ученикам, что следует всегда молиться и не унывать, Господь рассказал им такую притчу: «В одном городе был судья, который не боялся Бога и не стыдился людей. В том же городе жила вдова, которая постоянно ходила к нему и просила защитить ее от обидчиков. Долгое время судья отказывал ей, но наконец сказал себе: “Пусть я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но так как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне”» (см.: Лк 18, 1–8).

Господь спросил: «Слышите, что сказал несправедливый судья? Так неужели Бог не защитит людей, которые неотступно взывают к Нему!»

Притча о мытаре и фарисее

Бог внимает молитве смиренной, а не самолюбивой и гордой. Некоторым людям, которые гордились своим благочестием и с презрением относились к другим, Господь рассказал такую притчу:

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: “Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, грешники, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю”. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но только повторял: “Боже! будь милостив ко мне грешнику!” Говорю вам, что этот человек ушел домой более оправданным перед Богом, чем первый. Потому что каждый, возвышающий себя, будет унижен, а унижающий себя возвысится» (см.: Лк 18, 9–14).

Похожая притча

Как открыть сердце навстречу Богу, как объяснить детям, что значит молиться и каким образом Господь общается с нами? Своим педагогическим и материнским опытом делится автор крупнейшего православного сайта в Америке «Ancient Faith Radio» Элисса Бьелетич.

Н.П. Богданов-Бельский. В церкви. 1939 г.

Дети – не «будущее Церкви», они – Церковь сегодня и завтра

Много лет назад священник храма, прихожанкой которого я в то время была, попросил меня разработать программу для воскресной школы. Однако мысль о том, чтобы раскрашивать с детьми картинки на религиозные сюжеты или делать поделки, меня совсем не привлекала.

Когда же он сказал, что целью духовного образования является воспитание святых и что «наши труды послужат воспитанию детей в праведности», я задумалась. «Может быть, – продолжил он, – это будут святые, о подвиге которых никто не узнает, а может, если на то будет воля Божия, среди них будет прославленный, почитаемый Церковью подвижник».

Любое церковное служение призвано помогать стремящемуся к обóжению человеку

Стоило мне понять, что любое церковное служение призвано помогать стремящемуся к обóжению человеку, как вся предстоящая работа стала казаться гораздо более интересной.

Изменились и мои представления о родительских обязанностях: прежде всего, я должна помочь своим детям открыть сердце навстречу Богу, помочь им стать ближе к Нему. Не важно, кто мы: родители, бабушки или дедушки, крестные или преподаватели воскресных школ, – любой человек может внести свой вклад в это замечательное дело – воспитание святых, может помочь нашим детям стать священными сосудами, наполненными Духом Святым.

После Крещения в святой Православной Церкви ребенок становится ее полноправным членом, а не младшим членом, который когда-нибудь вырастет в меру христианина. Дети – не «будущее Церкви»; они – Церковь сегодня и завтра, так же, как вы и я. Они уже вступили на свой духовный путь, и мы призваны направлять их на этом пути. По моему убеждению, с детьми необходимо вести содержательный плодотворный разговор, говорить с ними о вере во всей ее полноте. Для этого, прежде всего, надо «замедлить бег» и выслушать их.

Заботиться о самых беззащитных

Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает (Мф. 18,5).

Господь не оставляет нас без награды, когда мы принимаем другого человека как своего ближнего, сотворенного по Его образу. Однако дети – это особая категория. Христос просит нас любить нищих, вдов и детей, т.е. просит нас заботиться о самых беззащитных в мире людях. Это естественно, ведь они нуждаются в бóльшей помощи. Однако не потому ли еще, что они не могут отплатить нам за наши труды? Одно дело – оказать услугу кому-то, кто вскоре сможет отблагодарить нас, и совсем другое – с великодушием и любовью принимать тех, кто никак не может поднять наш статус или отплатить за доброту – это и есть подлинная щедрость.

Иногда мы не знаем, что сказать или как завладеть воображением и сердцем детей. Нам остается молиться о вдохновении и вести с ними диалог. Бывает, что даже самые простые идеи тяжело выразить таким образом, чтобы они – дети – смогли извлечь из них пользу. К примеру, как объяснить им, что значит молиться?

Молитва – это общение с Богом

Бог желает общаться с нами, и наше общение происходит в молитве

Можно сказать, что молитва – это общение с Богом. Это детям понятно. Я люблю разговаривать с ребятами о Книге Бытия, об истории сотворения человека. Бог творит человека по образу Своему и затем беседует с ним. Он насаждает прекрасный сад, дабы человек наслаждался видом всевозможных дивных растений и животных. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня (Быт. 3,8). Адам и Ева часто гуляли в раю вместе с Богом, наслаждаясь общением с Ним. Это было обычным делом! Молитва как раз дает нам возможность общения с Господом в прекрасном саду. Бог желает общаться с нами, и наше общение происходит в молитве.

Однако молитва – не то же самое, что беседа между людьми. Наши дети знают, что они произносят слова и задают вопросы. Так происходит общение. Однако Бог не отвечает посредством слов. Это может смутить и расстроить детей, так что они совсем забросят молитву, сочтя ее бесполезным занятием.

Образ «мягкого сердца»

Элисса Бьелетич Мы должны объяснить детям, каким образом Господь общается с нами. Больше всего мне помогает образ «мягкого сердца»: И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное (Иез. 36,26). Наши сердца могут быть подобны бесчувственному камню, однако Бог может сделать их мягкими, «плотяными».

Дети с легкостью воспринимают идею того, что у наших душ, как и у наших тел, есть сердце. Это не то сердце, которое бьется и направляет кровь в органы, а сердце, которое болит, когда мы чувствуем себя отвергнутыми или одинокими. Дети понимают, что значит жестокое или мягкое сердце, ведь при общении со сверстниками они замечают всё. Некоторые их ровесники жестокосердны, дразнят других и не сочувствуют тем, кому причинили боль. Другие добросердечны, ранимы и сопереживают тем, кому плохо.

Бог преобразует наши сердца, делая их из каменных «плотяными

Сердце можно смягчить. Бог дает нам всё потребное для этого: молитву, пост, богослужения, дела милосердия, служение и учение. Наши сердца преображаются, в том числе благодаря молитве. По мере того как мы всё больше времени проводим, осознавая присутствие Божие, Он преобразует наши сердца, делая их из каменных «плотяными».

Можно дать детям кусок глины. Они разомнут ее в своих теплых руках. Сначала глина жесткая и неподатливая, как и наши сердца, однако по мере того как мы разминаем ее, она становится мягкой и пластичной. Теплота Божиего присутствия смягчает наши грубые сердца. Однако стоит нам забросить молитву, как наши сердца, подобно глине, вновь становятся жесткими. Возобновление же молитвы вновь размягчает их.

Когда дети поймут и примут эту аналогию, мы можем объяснить им главное: мягкое сердце любит сильнее, чувствует острее и открывается шире навстречу любви, милосердию и слову Божиим. Если мы хотим гулять вместе с Господом в прекрасном саду, наши сердца должны быть мягкими, способными вместить слово Божие.

Это понятно, потому что Бог есть любовь и потому что мягкое сердце любит сильнее. Христос учит нас любить наших ближних как самих себя, и мягкое сердце способно сопереживать и чувствовать чужую боль как свою. Эта простая идея раскрывает смысл всех таинств и богослужений: мы проводим время в храме пред очами Божиими, дабы наши сердца смягчились, и мы смогли ощущать присутствие Господа и жить в Его любви.

Как научить детей понимать смысл и цель молитвы?

Наша задача – научить детей понимать смысл и цель молитвы и затем предоставить им возможность молиться самим, на собственном опыте почувствовать силу молитвы. Это должно происходить в семье. Преподаватели воскресной школы могут помочь родителям, в том числе практическими советами, в организации семейной молитвы. Многие семьи уже сейчас собираются вместе на совместную вечернюю молитву. Тем не менее не лишними могут оказаться несколько советов относительно того, как приобщить детей к молитве. Даже если в вашей семье уже есть определенная устоявшаяся традиция, возможно, вы захотите чем-то ее обогатить.

Как организовать семейную молитву

Начиная разговор о семейной молитве, необходимо ответить на два вопроса – когда и где.

Когда? Для большинства семей самым разумным вариантом является совместная вечерняя молитва. Одни выбирают время сразу после ужина, другие – перед тем как дети ложатся спать. В такой большой семье, как наша (а у нас дети самых разных возрастов), определить подходящее время для совместной молитвы – задача нелегкая. Мы собираемся вместе для молитвы перед тем, как наш младший ребенок ложится спать, хотя старшие после этого могут бодрствовать еще несколько часов.

Где? Перед домашним иконостасом. Выделение особого небольшого пространства для молитвы – это прекрасная православная традиция. Подобно тому, как Христос готовит селения для нас в обители Своего Отца, мы готовим селение для Него в своем доме! В этом особом пространстве мы размещаем иконы (обязательно Иисуса Христа, Богородицы, а также иконы святых, особо почитаемых в нашей семье). Домашний иконостас можно дополнить столиком или полочкой, где будут находиться свечи, молитвословы и ладан. Многие создают красный угол в спальне родителей, так как это личное, сокровенное пространство. В моем же доме домашний иконостас устроен прямо у входной двери. Мне нравится, что я могу смело заявить: «В этом доме почитают Бога». Кроме того, нашей большой семье необходимо достаточно места, чтобы собрать на молитву пятерых детей и обоих родителей! Мне также нравится мысль о том, что дети могут подойти к иконам в любое время дня и ночи, никого не побеспокоив.

Обычно устройством домашнего иконостаса занимаются родители. Как же можно приобщить к этому делу детей? Было бы прекрасно, если бы дети могли сами выбрать некоторые из икон. Может быть, вы захотите разместить в красном углу иконы их небесных покровителей.

Можно составить список имен болящих, страждущих и усопших о Господе и позволить детям пополнять этот список. Так, когда кто-нибудь из их друзей заболеет или они узнают о чьей-то смерти, все члены семьи смогут вместе помолиться за того, кого ребенок внес в общий список.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о молитвословах. Было бы хорошо иметь достаточно экземпляров для всех, чтобы дети держали книги в руках и следили за текстом. Если ваши дети любят читать, можно выбрать дополнительные молитвы – благодарственные, о болящих или об усопших – и позволить детям выбрать, какую молитву они хотели бы прочесть.

С Божией помощью, со временем и при повторении, наши дети запомнят некоторые из молитв, которые богатая православная традиция предлагает нам в качестве мудрого духовного руководства и воспитания в вере.

Молитвы учат нас правильному отношению к Господу и к жизни

Эти молитвы – не просто слова для общения с Богом. Они учат нас, как надо обращаться к Богу и относиться к трудностям и радостям. Они учат нас правильному отношению к Господу и к жизни, наставляя нас для благой жизни в Божией любви и Его мире. Молитвы, во всем их богатстве содержащиеся в нашем предании, одновременно передают наши мысли Богу и учат нас правильному отношению ко всему, что происходит в нашей жизни. Наша задача – приобщить детей к этому богатству, чтобы они, как и мы, смогли наслаждаться благами молитвы. Будем надеяться, что когда возникнут трудности, наши дети встретят их с молитвой.

Молитва помогает детям стать священными сосудами, наполненными любовью и милосердием Божиими, стать святыми, к чему призывает их Господь. Да послужат наши труды воспитанию праведников!

Похожая притча

И. Беднарик. Вечерняя молитва

Хорошо, когда вся семья вместе читает молитвенное правило.

Правда, сделать это удается далеко не всегда. Но даже иногда, читая утренние и вечерние молитвы всей семьей, мы чувствуем, как совместная молитва объединяет всех нас.

С детьми младшего возраста молитвы читают родители. Отец и мать должны своим примером учить детей благоговейному отношению к молитвенному действию. По тому, как мы крестимся, кланяемся, читаем молитвы, наши дети будут получать представление о том, как вести себя во время молитвы. Если ребенок будет видеть, что для родителей молитва — часть их жизни, потребность души, что молятся они благоговейно, это будет для него лучшей духовной школой, которая поможет ему во всей дальнейшей жизни.

Очень важно, чтобы молитва сопровождала бы всю жизнь семьи в течение всего дня. Садимся делать уроки — молимся, случилось что-то хорошее — благодарим Господа. Выходим с детьми на прогулку — просим у Бога благословение.

Молитвенное правило маленького христианина должно быть посильным, соответствовать его возрасту и возможностям. Нужна правильная мера. Неразумное усердие будет вызывать у ребенка сначала внутреннее, а потом и внешнее сопротивление. Пусть он лучше прочтет две молитвы, но с охотой, чем пять, но механически и неблагоговейно. В семье одного батюшки самый маленький сын (ему было три года) плохо вел себя на общем молитвенном правиле, и родители не стали заставлять его стоять вместе с другими детьми; и только последнюю молитву, «Достойно есть», он читал, конечно, с подсказками родителей, но сам, это была его молитва.

По мере взросления детей можно увеличивать их молитвенное правило, постепенно прибавляя по одной молитве из Молитвослова.

Молитвенное правило дошкольников может состоять из известных молитв: «Отче наш», «Богородице Дево», «Верую», Ангелу Хранителю и своему святому, «Достойно есть». Нужно приучать детей молиться за родителей, крестных, родных и близких — как живых, так и усопших. Эти молитвы читают в конце утреннего правила.

Очень хорошо некоторые молитвы петь с детьми. Это обычно нравится им. Учить с детьми молитвы лучше всего во время правила. Если малыш будет читать молитву (например, «Отче наш») утром, вечером и перед едой, он выучит ее легко, без особых усилий.

Обучение детей молитве — важнейшая грань духовного воспитания. В советское время краткие молитвы, выученные с бабушками, для многих людей, даже находящихся вне церковной жизни, были теми путеводными звездочками, которые помогали им выжить в безбожном мире [1] .

Читайте также: