Притча о курбан байраме

Обновлено: 14.11.2024

У этого праздника много имен: Иди Курбон, Ид аль-адха, что в переводе с арабского означает «праздник жертвы», но самое популярное и привычное русскому языку – Курбан-байрам. В этом году один из главных праздников всех мусульман выпал на 20 июля. Дата празднования высчитывается по лунному календарю и потому постоянно смещается. Курбан-байрам отмечается каждый год в 10-й день месяца Зуль-хиджа (12-й месяц исламского календаря) и через 70 дней после другого крупного праздника – Ураза-байрам.

В чем смысл этого праздника, каких животных категорически нельзя приносить в жертву и что в этот день делают женщины-мусульманки – читайте в нашем материале.

Похожая притча

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

3. Жертвоприношение: основные правила

Заклание животного происходит сразу по завершении праздничной молитвы. Считается, что если мусульманин по каким-то причинам не может зарезать животное самостоятельно, он должен по крайней мере присутствовать при совершении процесса.

В жертвоприношении существует ряд правил, которые нельзя нарушать. В качестве жертвы может выступать не только баран, но также верблюд, корова (бык), буйвол, овца или коза. При этом овцу и козу разрешается резать только одному человеку, тогда как более крупных животных (верблюда или быка) могут разделывать от одного до семи человек. Важен и возраст жертвы: овца должна быть старше полугода, коза – старше года, буйвол и корова (бык) – от двух лет; верблюд – старше пяти лет. Для заклания выбирают только здоровую скотину: если зверь слаб, хромает или имеет видимые изъяны, его мясо нельзя употреблять в пищу.

Поскольку Курбан-байрам учит доброте и состраданию, для верующих очень важно, чтобы животное как можно меньше мучилось перед смертью. Мусульмане стараются следовать завету Пророка Мухаммеда, который предписывал: «Аллах повелевает благодеяние во всем. Если следует умервщлять, то умервщляйте достойно, а когда закалываете животное, делайте это наилучшим образом, наточив нож и положив животное в удобное положение».

С жертвоприношением на Курбан-байрам связана еще одна интересная традиция. Согласно исламу, принесенные в жертву животные в день Божьего суда (Киямат) будут помогать людям переправляться через адскую бездну в рай по мосту. Для этого перед тем, как совершить заклание, хозяин помечает свое животное (например, вешает на него украшения), чтобы в судный день быстрее отыскать его.

Жертвоприношение считается совершенным только в том случае, если священнослужитель прочел специальную молитву, а тот, кто закалывает животное, должен сказать: «Бисмиллах, Аллах Акбар», что означает «Во имя Аллаха, Аллах велик!». Только после этого можно приступать к разделке и приготовлению мяса.

5. Роль женщины в Курбан-байраме

В то время как главный долг мужчин в эти дни – посещение мечети и заклание животного, обязанность женщины – забота о хозяйстве и приготовление праздничного обеда. Накануне праздника мусульманки готовят дом к приходу гостей, проводят тщательную уборку и покупают подарки близким. Также жена может помочь мужу собраться в мечеть: считается, что за это Аллах щедро вознаградит ее. Самой женщине совершать намаз в эти дни не обязательно, хотя и не запрещено.

Ночь накануне Курбан-байрама женщины, как и мужчины, проводят в молитве. Затем они также должны совершить омовение, надеть красивую чистую одежду и начать готовиться к торжеству.

Для каждого благочестивого мусульманина Курбан-байрам – это праздник добрых поступков. В эти дни верующие стараются навещать больных, сирот, помогать нищим и дарить ласку и заботу всем, кто в ней нуждается. На территории мечетей в это время часто проходят семейные праздники, где людей ждут угощения. И женщины, как хранительницы домашнего очага, принимают активное участие в подобных мероприятиях.

Похожая притча

Посланник Аллаха, да благословит его сказал: «Самое лучшее дело, которое может сделать человек в день жертвоприношения- это пустить кровь жертвенного животного, и, поистине, эта кровь попадет у Аллаха на наивысший уровень». Люди спросили его: «Зачем эти бараны?» «Это сунна вашего отца Ибрагима, и за каждую шерстинку вы получите хасанат (т.е. вознаграждение в следующей жизни)».
Включением этой сунны в шариат ислама явилось ниспослание суры «Аль Каусар» («Изобилие, сура 108).

Согласно ханафитскому мазхабу (одно из 4-х основных правоведческих школ в исламе), это – сунна важиб,,т.е. максимально приближена к действию обязательному, почти фард (обязанность) для тех, кто обладает для этого достаточными средствами. По этому поводу приводится следующий хадис: «У кого была возможность, и он не сделал этого, то пусть не подходит к нам». Согласно фикху других мазхабов, жертвоприношение является сунной муакыда, -подтвержденная сунна пророка Мухаммада(САС), т.е достоверно известно, что это действие он совершал постоянно.

Каково значение празника жертвоприношения?

1. это оживление сунны пророка Ибрагима (мир ему)

2. социальное значение: 1/3 мяса раздается бедным, нуждающимся.
Посланник Аллаха сказал: «Поистине, эти дни- дни еды, и питья, и вспоминания Аллаха»
3. праздник у мусульман- это всегда совместная радость, Так, ураза- байрам (ид-аль- фитр)- праздник окончания трудных дней поста, а курбан-байрам (ид-аль-адха)- это окончание дней паломничества, и мы радуемся вместе с теми, кто стойко перенес все трудности хаджа.

В каких случаях и кому выполнение этой сунны является обязательным?

1). Если человек дал обет (обещание) Аллаху Всевышнему, что, в случае, если в его жизни произойдет какое-то событие (например, он или его родственник поправится от тяжелой болезни), то он заколет барана в день жертвоприношения.
Наложение на себя какого-либо обязательства пред Аллахом, обещания,- вещь очень ответственная, поэтому, согласно словам пророка (САС), лучше такого обещания не давать.Но если уж дал- обязан исполнить.

2). Если человек заранее имел намерение, твердое решение, совершить жертвоприношение, указав при этом на конкретное животное, избранное им в качестве "курбана". Во всех остальных случаях заклание животного в этот день является сунной, т.е. действием желательным.

Как и ‘ид аль-фитр (ураза-байрам, праздник разговения), праздник 'ид аль-адха был введен Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и да приветствует) в первом году хиджры (622 г.) взамен ежегодных праздников, которые устраивали до его переезда в Медину горожане (ан-Наса’и, Абу Давуд). Согласно одному из хадисов, Пророк (СААС)однажды сказал: «Я велел [праздновать] день жертвоприношения - праздник, установленный для этой общины самим Аллахом» (ан-Наса’и ).

Согласно хадисам, утром этого дня он в сопровождении верующих – мужчин и женщин - отправлялся за город к месту отправления праздничной молитвы (мусалля). По окончании ее он выступал с короткой проповедью, в которой наставлял и увещевал присутствующих. Если Пророк (СААС) хотел послать военный отряд, он сообщал им об этом, если имел какое-то распоряжение, объявлял его (аль-Бухари, Муслим) . Закончив проповедь, Пророк (СААС) резал жертвенных животных, из мяса которых готовили праздничное угощение.

Стороннему наблюдателю, человеку не знающему, мусульманский праздник жертвоприношения кажется лишь забавным обычаем, совершенно непонятным и не имеющим никакой основы. Нет предшествующего ему длительного тяжелого поста, как в празднике Ид-аль-Фитр. Что, собственно, празднуем?

Однако этот день – напоминание каждому верующему об истинах веры: о любви, благодарности, способности к жертвованию, о повиновении Всевышнему Господу,- обязанностях, равных для нас всех. Праздник Ид-аль-Адха (Курбан-байрам) восходит к истории, объединяющей всех нас- мусульман, христиан и иудеев. Это история о прекрасном отце и прекрасном сыне, чья вера, искренность и любовь ко Всевышнему прошла высочайшее испытание. Каждый верующий должен задуматься: насколько сильна его вера? Что приготовил каждый из нас, чем мы можем пожертвовать ради своего Творца и Властелина?

Мир и добро
В прошлом году мусульманский праздник практически совпал с новым годом и праздником Рождества. Примерно в это же время иудеи отмечали праздник Ханука- в память вновь обретения ими храма Единого Бога и очищения храма от греческих идолов. Для христиан время рождественских праздников- это время визитов родственникам, друзьям, время подарков, поздравлений и пожеланий.
Тут многие, наверно, возразят, что Рождество давно стало поводом к пьянству и разгулу, поминание Исы (мир ему) давно затмил дед мороз, а Рождество заменил новый год, особенно в России, ведь новый год со всеми его с детства знакомыми атрибутами- чисто советский праздник, активно культивировавшийся именно в советскую эпоху, нацеленный на отвлечение людей от религиозной традиции.

Но, как бы там ни было, сама идея мира, пожеланий добра, переосмысления своих планов,- вот атмосфера этих праздников, и безусловно, это то, что принимают и одобряют и мусульмане, то что нас сближает. В новый год люди подводят итог прожитому, что-то переосмысливают, строят планы на будущее, делают намерения измениться к лучшему, стать добрее. Смотрите, как много общего, ведь все эти намерения входят в обязанность мусульманина!
Праздничные дни побуждают к налаживанию добрососедских отношений, проявлению гостеприимства и щедрости, особенно, когда дни такие короткие, холодные и промозглые, а зима все никак не наступит…
На детей в этом году так и сыплются подарки и поздравления: шоколадные деды морозы и китайская символика в школе и во дворе, елки, так что начинаешь опасаться, как бы новый год не затмил для них наш праздник …

Сущность жертвоприношения

Я расспрашивала мусульман из исламских стран, как у них проходит этот праздник, и в результате выходит, что мы упускаем саму сущность Дня жертвоприношения: животное тщательно выбирают заранее, о нем заботятся, его очень хорошо кормят, оно становится любимцем семьи. И вот, в этот день, его украшают цветами и ведут по улицам к месту заклания. Подчеркивается забота об этом животном и любовь к нему, так, люди приносят в жертву не просто свои сбережения, а нечто большее. Представьте, если человек добровольно пожертвует своим любимым BMW X5- однако это не живое существо, у которого еще есть и мясо, чтобы накормить нуждающихся. Конечно, в городских условиях мы не в состоянии вырастить животное, и делаем то, что нам по силам.
В эти праздничные дни мы ходим друг к другу в гости, угощаем друзей и соседей.

Авраамический праздник
Я спросила мою 10-ти летнюю дочь, что она знает о нашем празднике Ид- аль- Адха .Она рассказала мне историю Ибрагима (мир ему), и добавила: «Но я думаю, что жертвоприношение животных- это языческий обряд, и ислам отвергает это». Коран дает исчерпывающий ответ на этот вопрос: «Не дойдет до Аллаха ни их мясо, ни их кровь, но доходит до него богобоязненность ваша. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он вывел вас на прямой путь, а ты обрадуй делающих добро!» (22:37). Кроме того, в книге Всевышнего также указывается, что мы должны раздать часть мяса бедным и нуждающимся. Моя дочка также вспомнила евангельскую притчу, которую рассказывали детям в школе, также затрагивающую вопрос жертвоприношения животного.

Этот праздник, связанный с традицией Ибрагима (или Авраама), отца монотеистических религий, является подходящим случаем, чтобы вспомнить эту притчу, рассказанную Исой (= Иисусом) (мир ему): это история Блудного Сына, где также идет речь об отце, сыне и жертвоприношении.

Было у одного человека два сына. Один из них отличался расточительностью, он заранее потребовал выделить его долю наследства, покинул дом отца и быстро промотал все свое наследство. Он совсем обнищал, испытал много невзгод и бед, и стал свинопасом. Но однажды он все же решился вернуться домой к отцу, опасаясь и не зная, как его встретят. Отец же протянул руки к нему навстречу, и приказал зарезать жирного теленка. Другой же брат, который был всегда трудолюбив и послушен, упрекнул отца, что вернувшемуся была оказана такая честь. На что отец ответил, что тот должен радоваться, что его брат вернулся домой живой и невредимый.


Ислам, христианство и иудаизм- эти три монотеистические религии называют также авраамическими, так как восходят к одному единому праотцу- Ибрагиму, или Аврааму (мир ему). Общеизвестно, что у Ибрагима было два сына, один из которых, Исмаил, явился родоначальником арабов, а другой, Исхак (Исаак, Ицхак)- народа Исра’иля. Когда, после ниспослания Корана и передачи Послания пророком Мухаммадом (СААС), потомки Ибрагима отвергли идолопоклонничество и вернулись к чистой вере своего предка- Ибрагима, то, согласно христианской притче о Блудном сыне, это должно бы послужить причиной для великой радости потомков Исхака, и, конечно же, всех остальных последователей религии Авраама, включая все не-семитские народы, также считающие Авраама своим духовным отцом.

Праздник жертвоприношения Ид аль Адха (= Курбан-байрам), искреннее посвященный Одному Единому Богу – является посланием ко всем нам – иудеям, христианам и мусульманам.

Ассалам Алейкум! У меня такой вопрос:
Как резать животного правильно?
С какой молитвой?

Ва алейкум ассалям ва рахмату-Ллахи ва баракату, брат. Спасибо за вопрос.

В исламе существуют строго определенные правила заклания животных, установленные самим Пророком (СААС):

1. Животное перед тем, как зарезать, нельзя мучить, причинять ему какие-бы то ни было страдания.
Сказал Посланник Аллаха (СААС):"Если вам придется убивать, то убивайте хорошим способом, и когда будете приносить жертву, то делайте это хорошо, и пусть каждый из вас как следует наточит свой нож и пусть избавит животное от мучений" (Муслим).
Однажды Посланник Аллаха (СААС) проходил мимо человека, тащившего овцу за ухо, и сказал:" Оставь ее ухо и возьми за загривок" (ибн Маджа).
Имам Ахмад сказал: "Животное следует к месту заклания мягко и прятать от них нож, доставая его только непосредственно перед самым закланием".
Кроме того, желательно не закалывать одно животное в присутствии другого, а также не резать детенышей в присутствии их родителей.

2. Повернуть животное в сторону киблы.

3. Хорошее совершение заклания подразумевает перерезание шейных артерий, чтобы животное умерло быстро и безболезненно. Убивать каким-либо другим способом запрещается в исламе.
Передается, что пророк (СААС) запрещал оставлять "полоску шайтана",т.е. перерезать только кожу, не перерезая при этом шейных артерий.

4. Сделать намерение (про себя), например:
"хочу зарезать на праздник Курбан-Байрам, от меня и от моей семьи",
и признавать Милость Аллаха Всевышнего, слава Ему, поскольку ОН подчинил нам этих животных, тем самым оказав нам благодеяние.

5. Произнести:
"Бисми-Лляхи, ва Аллаху акбар! Аллахумма, мин-ка ва ля-ка! Аллахумма, такаббаль мини! "- «С именем Аллаха, Аллах Велик! О, Аллах, (это)- от Тебя и Тебе! О, Аллах, прими же от меня!»
или:
"Бисми-Лляхи, аля милляти расули-Лляхи"- «С именем Аллаха, по руководству посланника Аллаха"

6. Не трогать животное, пока оно не остынет
Никакой специальной молитвы при этом не совершается.

2. Подготовка: омовение и намаз

В день накануне праздника (он называется День Арафат) полагается соблюдать пост. Праздновать Курбан-байрам начинают с раннего утра. До рассвета мужчины совершают полное омовение, надевают лучшую одежду и отправляются в мечеть для совершения намаза. Делать это обязательно на голодный желудок.

В мечети совершается праздничная молитва, после которой мулла или имам-хатыб произносит проповедь (хутбу). Как правило, она начинается с прославления Аллаха и Мухаммеда, затем верующим разъясняется происхождения хаджа и значение ритуала жертвоприношения. Участие в проповеди принимают только мужчины, также в мечеть можно приводить детей, но это необязательно.

Когда проповедь окончена, мусульмане обычно отправляются на кладбище, чтобы помолиться за умерших. После этого можно приступать к главной части праздника – закланию животного.

1. История и смысл праздника

Как следует из названия, Курбан-байрам – это праздник жертвоприношения по случаю окончания хаджа (паломничества мусульман к священным местам в Мекку). Главный смысл торжества – напомнить всем мусульманам о преданности человека Богу и о милосердии Аллаха.

История праздника отсылает нас к Корану, а именно к 37 суре. Там описывается аналогичный библейскому сюжет о попытке пророка Ибрахима (в Библии, как мы помним – Авраама) принести в жертву своего сына. В Коране имя сына не названо, однако в предании чаще всего упоминается старший сын Исмаил. Согласно притче, во сне к Ибрахиму явился ангел Джабраил и повелел ему принести собственного сына в жертву, ибо так угодно Аллаху. Несмотря на страдания, Ибрахим послушал ангела и отправился в долину Мина – к тому месту, где сегодня находится Мекка. Исмаил же плакал и беспрестанно молился, но не противился воле отца и покорился своей участи. Однако стоило Ибрахиму занести кинжал, как лезвие перестало резать. Увидев, насколько Ибрахим предан ему, Всевышний вознаградил старика и разрешил вместо отпрыска принести в жертву барана. А в скором времени у мужчины родился второй сын – Исхак (Исаака).

Ибрахим успешно прошел испытание веры, и в память о его жертве мусульмане ежегодно совершают обряд жертвоприношения. Каждый мусульманин обязан хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку, но поскольку это не всегда возможно сделать, каноны ислама предписывают исполнять главную часть обряда везде, где это возможно. Считается, что принося жертву в этот день, человек искупляет все грехи перед Богом. В целом главный посыл Курбан-байрама можно сформулировать так: чтобы приблизиться к Богу, не обязательно жертвовать жизнью; самое важное – быть добродетельным, соблюдать заповеди и помогать ближним.

Похожая притча

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Самое лучшее пред Аллахом (Богом, Господом) деяние в дни праздника жертвоприношения [Курбан-байрам] — это пускание крови жертвенного животного. Поистине, придет оно со своими рогами, копытами и шерстью в Судный День [живым свидетелем совершенного обряда]. И будет кровь его возвеличена пред Господом еще до того, как успеют капли ее упасть на землю. Пусть же души ваши будут спокойны»[1].

Со времен заключительного Божьего посланника, пророка Мухаммада, авраамическая традиция жертвоприношения стала важным религиозным ритуалом, проводимым раз в год в каждой мусульманской семье: на Курбан-байрам принести в жертву пред Богом барашка, тем самым «выкупая» свое и своей семьи благополучие, избавляя себя и семью от отягощающих грехов.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто имеет материальный достаток, но не производит заклание [в Курбан-байрам], тот пусть не приближается к месту совершения нами молитвы[-намаза]»[2].

Хадис несет собою смысл строгого порицания.

Под наличием материального достатка богословы-ханафиты подразумевают финансовое состояние человека, на которого распространяется требование выплаты закята.

Богословы-шафииты считают, что, кто имеет средства для себя и своей семьи на четыре праздничных дня, и помимо этого у него остается сумма, на которую можно приобрести жертвенное животное, тот приобретает его и приносит в жертву[3].

«Посланник Господа принес в жертву двух рогатых баранов[4]. Ногами он упирался им в бок. Сказав «бисмил-ляхи, аллаху акбар», он принес их в жертву своей рукой»[5].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), когда приносил в жертву барана с именем Творца на устах, вознося Ему хвалу[6], с намерением приблизиться (курба) к Богу говорил: «О Аллах! Это от Мухаммада и семьи его»[7].

Пророк Мухаммад, когда приносил от имени своей дочери Фатимы в жертву барана, попросил ее присутствовать во время обряда: «Постой и посмотри на свое жертвенное животное. Воистину, будут прощены тебе все твои прегрешения с падением первой капли крови его»[8].

Если совершающим жертвоприношение является женщина, то желательным (сунной) для нее является попросить кого-либо из мужчин принести в жертву животное от ее имени[9].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если начался месяц Зуль-хиджа и кто-то из вас собирается совершить жертвоприношение, пусть не стрижет ногти свои и волосы» [10] .

Человеку, собирающемуся совершить жертвоприношение в дни праздника, желательно (сунна) не стричься и не подстригать ногти на протяжении десяти первых дней месяца Зуль-хиджа и до ритуала заклания. Это связано с проведением некой параллели с верующими, которые совершают паломничество в эти дни к священным местам Мекки и Медины и также не стригут ногти и волосы. Стричь волосы и ногти в это время расценивается как нежелательное действие (макрух). Но, если для человека подобное создает определенные неудобства, например по роду его деятельности, то он, без сомнения, может уверенно бриться и стричься. Канонически нежелательность аннулируется даже при незначительной необходимости[11].

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к верующим: «О люди! Одной семье раз в год необходимо принести в жертву одного барана»[12].

Передается, что ‘Ата ибн Ясар спросил у сподвижника пророка Мухаммада Абу Айюба аль-Ансари о том, как именно во времена Посланника выполнялось жертвоприношение в праздник Курбан-байрам, на что тот ответил: «Во времена Пророка мужчина приносил в жертву [в праздник Курбан-байрам] от себя и своей семьи одного барана. Мясо они ели сами и угощали им других. Это продолжалось до тех пор, пока люди не начали хвастаться друг перед другом и пришли к тому, что ты можешь наблюдать сегодня»[13].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предупреждал: «Кто продаст шкуру жертвенного животного, тому оно [жертвенное животное] не засчитывается [как жертвенное]»[14].

Шкуру можно кому-нибудь передать, подарить, например неимущим, можно оставить ее для личного пользования или поменять на другую вещь[15]. Если же шкура все-таки будет продана, то вырученные деньги необходимо раздать в качестве милостыни[16].

Имам ‘Али говорил: «Пророк Мухаммад приказал мне раздавать мясо и шкуру жертвенного животного в качестве милостыни. И велел не давать мяснику [принесшему ее в жертву] какую-либо часть животного [в качестве оплаты труда]»[17].

Не разрешается расплачиваться с мясником шкурой жертвенного животного.

Изначально Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) велел употреблять и раздавать все мясо за три дня, то есть не оставлять на продолжительное хранение. Однако в последующем это указание он отменил: «Мною было приказано употребить мясо в течение трех дней, однако теперь можете есть его, как пожелаете»[18].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Хакима, Ибн Маджа и ат-Тирмизи. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 340, хадис № 3126, «да‘иф»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 461, хадис № 1497, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 485, хадис № 7949, «хасан».

[2] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ибн Маджа. См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 340, хадис № 3123, «хасан».

[3] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2708.

[4] Заклание одного он производил от имени всех своих последователей, а второго — от себя и своей семьи. См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 340, хадис № 3122, «сахих».

[5] Хадис от Анаса, приведен в шести сводах достоверных хадисов и от ‘Аиши в св. х. Ахмада. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 340, хадис № 3120, «сахих»; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 391.

[6] Бисмил-лях, аллаху акбар.

[7] См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 340, хадис № 3122, «сахих».

[8] См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 6. С. 128, 129.

[9] См.: Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур. Т. 2. С. 521; аль-Маргынани Б. Аль-хидая. Т. 2. Ч. 4. С. 410.

[10] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 818, 819, хадис 39–(1977); Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 343, хадис № 3150, «сахих»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2704; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 5. С. 119, хадис № 2090 и пояснение к нему; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 905.

[11] См., например: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 396.

[12] Хадис от Михнафа; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и ат-Тирмизи. См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 340, хадис № 3125, «хасан»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2705.

[13] Св. х. Ибн Маджа и ат-Тирмизи. См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 342, хадис № 3147, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 5. С. 127, хадис № 2109.

[14] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Хакима и аль-Байхакы. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 520, хадис № 8554, «сахих».

[15] Если жертвоприношение относится к категории обязательного, например, был дан обет (назр) пред Всевышним, что «если произойдет определенное событие, я принесу в праздник жертвоприношения в жертву животное», и это произошло, то человек обязан раздать все, включая шкуру, родным, близким и неимущим. См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 6. С. 140; Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур. Т. 2. С. 519.

[16] См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 6. С. 328; аль-Маргынани Б. Аль-хидая. Т. 2. Ч. 4. С. 409.

[17] Хадис от ‘Али; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 5. С. 136, 137, хадис № 2127 и пояснение к нему; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 507, хадис № 1717; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 6. С. 328, 329.

Что касается условий Москвы либо иного другого города Российской Федерации или СНГ, то можно оставить шкуру на бойне, не претендуя при этом на скидку из-за нее, а передавая безвозмездно.

[18] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 344, хадис № 3160, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 5. С. 136, хадис № 2128.

4. Праздничный стол: как готовить и подавать

Каждая мусульманская семья на Курбан-байрам накрывает большой праздничный стол. Главные блюда в этот день, конечно же, готовятся из мяса. Кстати, хранить его нельзя: все необходимо съесть до окончания праздника. Мясо жертвенного животного делят на три части: одну отдают бедным или относят в мечеть, из второй части готовят угощение для близких, а третью часть хозяин оставляет себе. В этот день принято устраивать пышные застолья и приглашать как можно больше гостей: родственников, друзей, соседей. При этом не возбраняется угощать представителей других религий. Запрещается продавать мясо убитого животного, а также выбрасывать его шкуру. Кости скота необходимо предать земле.

Фото: Матыцин Валерий/ТАСС

Как правило, в первый день праздника готовят блюда из внутренностей животного: печени и сердца. На второй день варят суп, приготовленный на бульоне из бараньих голов и голеней. Также готовят тушеное мясо, жаркое; в качестве гарнира используют рис, овощи и бобовые. Но третий день на столе обычно появляются супы из бараньих костей, плов, шашлык, лагман, манты, бешбармак, чучвара и многие другие традиционные блюда.

Помимо разнообразных блюд из мяса, одним из излюбленных лакомств в дни Курбан-байрама являются сладости. Ими украшают столы и угощают детей. Чаще всего это выпечка, приготовленная с использованием миндаля и изюма: различные восточные печенья, пироги и бисквиты.

Читайте также: