Притча о культурном наследии
Обновлено: 21.12.2024
Цель: углублять представление учащихся о понятиях «связь поколений» и «культурном наследие».
- расширение знаний о значимости культурного наследия народа в познании себя и мира;
- развитие творческих способностей и умения анализировать, сравнивать, выделять главное и устанавливать причинно-следственную связь между различными явлениями мировой культуры;
- воспитание ценностного отношения к культурному наследию.
Ход урока.
Минутка тишины
Звучит спокойная музыка.
Садитесь, дети, поудобнее. Закройте глазки. Расслабьтесь. Представьте себе, что мы с вами находимся в величественном царстве Матушки-Природушки. В этом царстве озера наполнены чистой и прозрачной водой, над хрустальной гладью которых отражаются теплые и чистые лучики солнышка. (Пауза). А теперь представьте себе величественные горы Тянь-Шаня. Прямо перед вами виднеется острый, как копьё, белоснежный пик Хан-Тенгри. (Пауза). Он настолько величественен и могуч, что складывается впечатление, что этот пик упирается в небо (пауза). Прекрасная и необъятная казахская степь тихо напевает нам удивительные песенные творения наших мудрых предков. (Пауза). Сколько еще необычного и загадочного таит в себе наша Матушка-Природа. У неё есть свой голос. (Пауза). Она как бы говорит нам: «Человек, оглянись, всмотрись в меня. Обрати на меня внимание. Не погуби меня. Я принадлежу только тебе. Люби меня, береги меня, заботься обо мне. Моя жизнь в твоих руках. Я отплачу тебе добром, хлебом, светом и теплом. Я доверяю тебе». (Пауза). Запомните голос Матушки-Природы.
1. Как вы понимаете смысл выражения «времён связующая нить»?
2. Что связывает поколения людей между собой?
3. Что понимают под культурным наследием народа?
4. Для чего современному человеку нужно знать культурное наследие своего народа?
5. Какие культурные и трудовые традиции своего народа вы знаете?
6. Назовите, какие культурные ценности есть в вашем регионе? Что вы знаете о них?
Прочитайте казахскую притчу и ответьте на вопросы к тексту.
Казахская притча
Мухтар Шаханов
В давние времена некий могущественный хан, задумавший покорить народ, привёл свои войска к границе и послал нескольких лазутчиков, наказав им: «Выведайте, какие у них силы против нас».
Когда же лазутчики вернулись, хан призвал к себе своих визирей и военачальников, и они вместе слушали их донесения:
– Мы побывали во многих местах, – сказал один из посланных, – и как-то раз оказались на большом пиру. Был там и правитель этого народа. Когда пиршество было в самом разгаре, в юрту вошёл юноша лет шестнадцати с домброй в руках. И сидевший на самом почётном месте хан потеснился и посадил его рядом с собой. Поражённые таким поступком хана, мы спросили, почему такой почёт какому-то юнцу, на что нам с гордостью ответили: «Это же наш поэт!»…
– Коли у них такой глупый правитель, нам под силу попросту закидать шапками этот народ! Мой хан, дозвольте выдвигать войска! – страстно заговорил военачальник. И тогда безмолвно слушавший донесение хан тяжёлым взглядом смерил своего полководца и молвил:
– Нет. Поверните войска назад. Нельзя считать победой разгром народа, который столь почитает своих поэтов, своё духовное достояние, народа, у которого столь высокая культура.
1. В чём проявилась мудрость хана?
2. Почему народу важно беречь своё духовное достояние?
Цитата урока
У каждого народа есть четыре корня: родная земля, родной язык, родная история и родная культура.
МухтарШаханов
· Поясните смысл изречения.
Рассказ учителя
Семь чудес Казахстана
Каждый народ имеет своё культурное наследие, которое содержит в себе историю его становления. Каждый народ в предметах и явлениях культурного наследия рассказывает о себе и о том, что он сумел узнать и понять, разгадать и почувствовать. Например, древнеегипетские пирамиды – вечный памятник древней мудрости; древнегреческие скульптуры – воспевание гармонии и красоты человека; арабская поэзия – словесное выражение трепетной жизни человеческого духа; японские сады – повествование о природе, её гармонии, законах и порядке; западноевропейское искусство эпохи Просвещения – новое отношение к человеку.
К сокровищам культурного наследия казахского народа относят семь наиболее ярких явлений: наскальные изображения урочища Тамгалы, Золотой человек, домбра, юрта, мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи, подземные мечети Мангистау, Байтерек.
Урочище Тамгалы
В 170 км к северо-западу от Алматы находится святилище Тамгалы (2 тыс. до н.э.). 4500 петроглифов (наскальных изображений) изображают священных животных, культовые и обрядовые сцены, сцены охоты и быта. Ущелье представляет собой поистине древнюю художественную галерею, в которой древние номады запечатлели своё понимание мира и человека в нём. Галерея петроглифов Тамгалы является сокровищем мирового значения и находится под защитой ЮНЕСКО.
Золотой человек
В полевой сезон 1969 – 1970 годов казахский археолог Бекмуханбет Нурмуханбетов в предгорьях Семиречья, на берегу реки Иссык, исследовал богатейшее захоронение, которое вошло в мировую науку под условным названием Золотой человек. Облачение сакского воина продемонстрировало всему миру знания и культуру древних кочевников, которые размышляли о взаимоотношениях человека с окружающим миром, о борьбе добра и зла в нём.
Домбра – древний уникальный инструмент. «Ни один из инструментов … не может соперничать по популярности с домброй, ни один из них не окружён той любовью и почитанием, которыми пользуется домбра. Только на домбре исполняется огромное количество кюев, которые стали неотъемлемой частью духовной культуры народа». В народе говорят, что она может передать всё, что на душе у человека. Но, чтобы запела домбра, человеку самому нужно постичь душу этого инструмента.
Подземные мечети Мангистау
Земля Мангистау – это археологический заповедник древнейшей цивилизации, музей под открытым небом, где 11 тысяч исторических памятников взяты под государственную охрану, страна тысячи наскальных поэм-рисунков. Край уникальных сооружений и мечетей, возведённых предками (Бекет-Ата, Шакпак-Ата, Шопан-Ата, Масат-Ата и другие). Эти сооружения есть оставленное в наследие потомкам зримое воплощение древней духовной культуры, вобравшей в себя самые прогрессивные идеи Востока и Запада. Тысячелетие назад по земле Мангистау проходил Великий Шелковый путь от Хорезма и Хивы в Европу и на Ближний Восток. Открыв мир, наши предки сумели остаться самими собой, сохранить свою культуру, традиции и обычаи.
Самая главная достопримечательность Туркестана – мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи (1094-1166). Он возведён ещё в 14-15 веках в честь исключительно почитаемого на Востоке духовного лидера тюркских народов, видного представителя тюркоязычной суфийской поэзии. В своём знаменитом цикле "Дивани хикмат” ("Сборник мудрых высказываний”) Ходжа Ахмед Яссауи изложил систему нравственных правил того времени, поведал о своих размышлениях о доброте, терпении, справедливости. В июне 2003 года мавзолей был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Казахская юрта
Юрта – один из древнейших типов передвижного жилища, широко распространённого в среде кочевых народов. Во все времена это было практическое и удобное жилье. Воспринимавшие природу, Вселенную как естественное жилище, древние кочевники создавали свой собственный дом по тем же законам. Казахская юрта сохраняет прохладу воздуха в жаркие летние дни, оберегает от пронзительных холодных ветров, не промокает от потоков проливных осенних ливней. Обустраивание жилого пространства в соответствии с законами мироздания – вот ценные знания, оставленные нам нашими предками. Благодаря им, юрта стала символом Родины и древней культуры народа.
"Байтерек” означает дерево жизни, которое растёт у Мировой реки на стыке миров. Корни дерева жизни удерживают землю, а крона подпирает небо. Каждый год в кроне Байтерека священная птица Самрук откладывает золотое яйцо – Солнце, которое проглатывает дракон Айдахар, живущий у его подножья, что символически означает смену лета и зимы, дня и ночи, борьбу добра и зла.
Для казахстанцев Байтерек – символ молодого, растущего государства, которое из прошлого протянуло и сохранило свои исторические корни, имеет прочный развивающийся ствол в настоящем, а кроной, на которой вырастут плоды, устремлён к будущему процветанию.
Прочитайте высказывания, выберите понравившееся и объясните его смысл.
· Бессмертие народа – в его языке. Ч.Айтматов
· Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.
· Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной.
Круг "От сердца к сердцу”
В заключение урока учитель приглашает учеников встать в круг и прослушать стихотворение А. Василькова.
Алексей Васильков
Память – это былины прекрасных долин,
по которым проносятся реки весною;
это вкрадчивый шёпот пугливых осин,
обсуждающих прошлое между собою;
это музыка зноем наполненных трав,
это мудрые мысли тенистых дубрав;
это песни, что мы сочиняем.
Память – гордые выси заснеженных гор,
чьи вершины – отваги людей обелиски;
это добрые очи прудов и озёр;
это голос звезды, нам далёкой и близкой.
Память подвигом, делом и словом живёт
в каждой искорке нашей сердечности.
Память голосом предков зовёт
на защиту земной Человечности!
Далее учитель предлагает каждому высказать пожелания одноклассникам о том, как быть достойными представителями своего поколения, сохранить прошлое и настоящее своего народа, человечества в целом.
Домашнее задание
подготовить рассказ о человеке, который внес вклад в развитие Казахстана.
Похожая притча
Это могло произойти либо из-за того, что с Вашего адреса идут некорректные обращения к сайту, либо по ошибке. Чтобы восстановить доступ к сайту, свяжитесь пожалуйста с нами через эту форму и укажите там свой ip-адрес: 178.186.77.42
Похожая притча
Это могло произойти либо из-за того, что с Вашего адреса идут некорректные обращения к сайту, либо по ошибке. Чтобы восстановить доступ к сайту, свяжитесь пожалуйста с нами через эту форму и укажите там свой ip-адрес: 178.186.77.42
Похожая притча
Проявляет интерес к истории страны, историческим корням своего народа, культурному наследию народа.
бескорыстные поступки на благо окружающих, уважительное отношение к старшим, доброжелательность.
расширение представления учащихся о ценности культурного наследия народа через практику ОЧЦ Праведное поведение.
Задачи урока
-раскрыть значение понятия «культурное наследие народа»
-развивать интерес к культурному наследию своего народа;
-воспитывать стремление совершать бескорыстные поступки на благо окружающих людей, уважительное отношение к старшим, доброжелательность.
Этап урока/ Время
Действия педагога
Действия ученика
1.Позитивный настрой (1-3 мин)
Учитель проверяет присутствие учащихся на уроке.
Учитель проводит позитивный настрой «Концентрация на Свет».
Учащиеся демонстрируют готовность к уроку.
Учащиеся, концентрируются на позитивном мышлении, расслабляются и настраиваются на глубокое размышление.
Учебник, методическое пособие для учителя
Композиция «Волшебная грусть»
2. Проверка опережающего домашнего задания (3-5 мин)
Прочитать текст «Жолан и старик» стр 15-16.
При помощи вопросов учитель подводит учащихся к пониманию того, что качества, составляющие суть человечности, естественные и неотъемлемые, главными из которых являются доброта и любовь. Сущность человека отражается не только в поступках, но и в его устремлениях и целях.
1. Как поступил Жолан при встрече со стариком?
2. В чем выражается уважительное отношение к старшим?
3. Назовите качества характера человека, который с уважением относится к старшим.
Учащиеся пересказывают содержание рассказа, отвечают на вопросы учителя.
3 .Позитивное высказывание (цитата) (3-4 мин)
Культура представляет собой вечную ценность. Н.А.Назарбаев
Как вы понимаете данное высказывание?
(Н.А.Назарбаев —род. 06.07.1940г -Президент Республики Казахстан с 1990 г. по 2019 г).
Культурное наследие – это выдающиеся произведения народного творчества, литературы, музыки, изобразительного искусства, сохраненные для нас предшествующими поколениями.
Культура во всех ее проявлениях объединяет все хорошее в деятельности человека, это путеводная лестница восхождения к мудрости.
1.Как вы понимаете данное высказывание?
Учащиеся обсуждают смысл высказывания Н.А. Назарбаева, повторяют его несколько тетрадь.
4 . Рассказывание истории (беседа)
Притча «Старик и дерево»
Молодой человек увидел старика, сажающего дерево. Юноша спросил его: "Сколько нужно лет, чтобы это дерево выросло и принесло плоды"?
Пожилой человек ответил: "Дерево это принесет плоды только через семьдесят лет." Тогда юноша спросил его снова: "Чувствуешь ли ты себя настолько здоровым и крепким, чтобы дожить до этого времени"?
Тот ответил: «За свою жизнь я отведал много плодов с деревьев, посаженных для меня моим дедом. Теперь, в свою очередь, я сажаю деревья для своих детей.»
1.Можно ли сравнить культурное наследие с плодоносящим садом? Почему?
2. Для чего нам необходимо культурное наследие?
3. Как мы можем сохранить культурное наследие?
Благодаря культурному наследию, люди постигают высшие человеческие ценности: любовь, добро, красоту, мир, мудрость.
В культурном наследии живёт память народа о главных событиях его жизни. Чтобы сохранить культурное наследие, нужно его глубоко познать и передать это знание детям.
Учащиеся после прослушивания притчи размышляют о важности сохранения культурного наследия, отвечая на вопросы учителя.
Читайте также: