Притча о корнелии гракх

Обновлено: 17.05.2024

Братья Гракхи происходили из весьма знатной и знаменитой семьи. Отец — Тиберий Гракх, дважды избирался консулом, служил цензором, дважды получал триумф за военные победы. Победитель самого Ганнибала, Сципион Африканский, выдал за него замуж свою дочь, Корнелию. У супругов родились сыновья: старший, Тиберий Семпроний Гракх, и младший, Гай Семпроний Гракх. Но их отец вскоре умер, и мать вышла замуж за ещё одного аристократа из рода Сципионов.

Когда братья подросли, то также женились на девушках из аристократических родов. С детства братья вращались в высших кругах римского общества, благодаря матери они были приняты в «кружке Сципионов». Там обсуждались актуальные политические и общественные вопросы, велись беседы о тонкостях греческой культуры.

«Корнелия, мать Гракхов». Жозеф-Бенуа Сюве, 1795 г. «Корнелия, мать Гракхов». Жозеф-Бенуа Сюве, 1795 г.

Сперва братья Гракхи, продолжая семейные традиции, делали военную карьеру. Причём очень успешную — Тиберий стал трибуном, когда ему и тридцати лет не исполнилось. Младшему из Гракхов на тот момент было около двадцати, и он уже два года воевал в Испании. Но эта война, получившая название Нумантийской, закончилась, и Гай Гракх вернулся в столицу, помогать брату. А тот, практически сразу после вступления в должность, использовал своё право трибуна для выдвижения нового законопроекта. В 133 г. до н.э. он предложил масштабную земельную реформу, главным пунктом в которой было ограничение на размер земельных участков, сдаваемых в аренду частным лицам.

«Гай Гракх у статуи своего отца». Перкинс, 1849 г. «Гай Гракх у статуи своего отца». Перкинс, 1849 г.

Формально такое ограничение в римских законах того времени уже было. Запрещалось одному владельцу брать в аренду более 500 югеров общественных земель. Югер, это примерно 2500 кв. м. пашни, именно столько можно было вспахать за день парой волов. Какое-то время закон выполнялся, но богачи через подставных лиц скупали соседние участки и к этому времени их владения, причём состоящие из земли, принадлежащей римскому государству, стали огромными. Простые крестьяне вытеснялись с этих земель и разорялись.

«Курия Юлия», место собраний древнеримского сената. «Курия Юлия», место собраний древнеримского сената.

Тиберий, проезжая через центральные районы Италии, видел своими глазами, что землю пашут и пасут стада практически сплошь варвары, рабы родом из чужих краёв. Римские земледельцы пополняли городской плебс и писали на портиках сената призывы к законодателям — вернуть им общественную землю. Предложенный Гракхом закон был не слишком суров. Он предлагал всего-то вернуть незаконно захваченную землю народу, причём предполагались выплаты компенсации за отдаваемые земельные площади. Первоначально этот проект поддерживали весьма влиятельные люди: верховный понтифик Красс, знаменитый законовед — консул Муций Сцевола. Однако богачам даже такой мягкий вариант очень сильно не понравился.

Дебаты в римском сенате. Картина современного художника. Дебаты в римском сенате. Картина современного художника.

Земельные олигархи сумели уговорить другого народного трибуна, Марка Октавия, заблокировать этот закон. Возмущённый Тиберий Гракх не отступил, а предложил другой вариант закона, более суровый к нарушителям. По этому закону все лишние земли отбирались без всякой компенсации. А чтобы противники закона не могли бесконечно затягивать его обсуждение, он своей властью трибуна объявил о прекращении полномочий всех должностных лиц Рима, кроме трибунов, вплоть до дня голосования по его законопроекту. А заодно запечатал римскую казну в храме Сатурна, так что все государственные выплаты также прекратились.

Дебаты за стенами сената. Дебаты за стенами сената.

В назначенный день голосования оказалось, что урны для него похищены. Началось народное возмущение, и Тиберий Гракх распустил собрание сената. А на следующий день предложил лишить Марка Октавиана полномочий трибуна. Закон о земле в его жестком варианте был принят, для его исполнения создана комиссий из трёх человек: братьев Гракхов и Аппия Клавдия, тестя Тиберия Гракха. Тут как раз к Риму перешли земли Пергама по завещанию его правителя Аттала Филометора. Тиберий предложил, чтобы полученную землю делил римский народ, а не сенат. Сенаторы возмутились и стали обвинять Тиберия Гракха, так что ему пришлось снова закрыть в этот день собрание сената. Это противостояние продолжалось, Тиберий предлагал новые популистские законы, сенаторы обвиняли его в измене и узурпации власти, закончилось же дело безобразным побоищем, в котором погибли Тиберий Гракх и с ним около трёхсот других римлян. Как пишет историк Плутарх, среди них не было ни одного с ранами от меча, лишь от камней и дубинок. Друзей и единомышленников Тиберия казнили и изгоняли без суда. Однако, чтобы успокоить народ, закон оставался в силе. Вместо Тиберия Гракха в комиссию назначили его родича, Публия Красса.

«Гибель Гая Гракха». Франсуа Жан-Батист Топино-Лебрен, 1797 г. «Гибель Гая Гракха». Франсуа Жан-Батист Топино-Лебрен, 1797 г.

Гай Гракх сперва отошёл от политики, но через девять лет сам стал трибуном. Он пошёл по стопам брата, обращаясь чаще к народу, чем к сенату. И даже переселился с Палатинского холма в квартал простонародья. Он предложил сразу несколько законов, облегчающих жизнь римского плебса. Но ожесточённая политическая борьба продолжалась. Стороны не гнушались использовать на римских улицах отряды наёмных критских лучников. Гай Гракх не участвовал в таких побоищах и даже хотел покончить с собой в храме Дианы, чтобы стать перед лицом богини искупительной жертвой за своих потерявших рассудок соотечественников.

Но друзья удержали его от такого поступка. Плебс колебался, то примыкая к сторонникам Гая, то оставляя их. В итоге враги Гая Гракха настигли его в рощице, посвящённой Фуриям. Верный раб Гая заколол своего хозяина, чтобы враги не забили его до смерти, а потом убил и себя тоже. После смерти Гая Гракха, всё его имущество было конфисковано в казну.

Похожая притча

Сказать гордым фарисеям и книжникам в присутствии множества народа, что мытари и грешники раньше их войдут в Царствие Божие, значило поразить их, как громом. Теперь стоило Иисусу сказать народу еще одно слово, сказать прямо, что Он есть обетованный Мессия, что их вожди не стоят доверия, и судьба этих слепых вождей была бы решена: народ заставил бы силой уступить власть Иисусу Христу. Но Господь удовольствовался тем, что заставил их выслушать еще одну, горькую для них притчу, в которой раскрыл всю историю Божия промышления о народе Иудейском и Божия долготерпения к вождям этого народа. ВЫСЛУШАЙТЕ ДРУГУЮ ПРИТЧУ, – сказал Он: БЫЛ НЕКОТОРЫЙ ХОЗЯИН ДОМА, который любил заниматься хозяйством, КОТОРЫЙ сам, своими руками НАСАДИЛ ВИНОГРАДНИК, ОБНЕС ЕГО ОГРАДОЮ или из камня, или из живой изгороди: колючих растений, вроде терновника или алоэ, которые защищают виноградники от лисиц и вепрей лучше всякой каменной стены. ВЫКОПАЛ В НЕМ ТОЧИЛО, выдолбил в камне или вырыл в земле яму, обложив ее камнем, чтобы в ней можно было выжимать сок из винограда, ПОСТРОИЛ БАШНЮ, легкую, высокую башню для сторожей и для хранения собранного винограда. Так заботливый хозяин сделал все для благоустройства виноградника, И, так как дела потребовали его присутствия в другом месте, ОТДАВ ЕГО, свой виноградник, ВИНОГРАДАРЯМ, заключив с ними договор о своевременном получении с них определенной части вина и плодов за это, ОТЛУЧИЛСЯ на долгое время. КОГДА ЖЕ ПРИБЛИЗИЛОСЬ ВРЕМЯ собирания ПЛОДОВ, а время это, по закону левитов, наступало не раньше пяти лет, ОН ПОСЛАЛ СВОИХ СЛУГ, одного за другим, К ВИНОГРАДАРЯМ ВЗЯТЬ СВОИ ПЛОДЫ, т.е. принадлежавшую ему часть плодов, какова бы она ни была; ВИНОГРАДАРИ, СХВАТИВ СЛУГ ЕГО,ИНОГО ПРИБИЛИ (много били и с безчестием прогнали назад, ни с чем), ИНОГО же и совсем УБИЛИ, А ИНОГО со зверским озлоблением ПОБИЛИ КАМНЯМИ. Несмотря на такую возмутительную несправедливость и злобу, ОПЯТЬ ПОСЛАЛ ОН (долготерпеливый хозяин виноградника) ДРУГИХ СЛУГ, БОЛЬШЕ ПРЕЖНЕГО; И С НИМИ ПОСТУПИЛИ ТАК ЖЕ.

И сколько раз ни посылал хозяин слуг своих, злые виноградари не хотели его знать и учиняли с посланными дикую расправу. Казалось, время уже было произнести суд праведный над злыми виноградарями, но домовладыка был чрезвычайно добр. «Что мне делать?» – размышлял он. И пришел к такой мысли: хотя злые люди и надругались над рабами, но все же окажут уважение к его сыну. НАКОНЕЦ, ПОСЛАЛ ОН К НИМ СВОЕГО СЫНА возлюбленного, единородного, ГОВОРЯ: может быть, ПОСТЫДЯТСЯ СЫНА МОЕГО. Не может же быть, чтобы их злоба дошла до того, что они и сына моего не послушают. Сын пошел. НО ВИНОГРАДАРИ, УВИДЕВ СЫНА издали, СКАЗАЛИ ДРУГ ДРУГУ: ЭТО единственный НАСЛЕДНИК, будущий владелец виноградника, ПОЙДЕМ,УБЬЕМ ЕГО И ЗАВЛАДЕЕМ НАСЛЕДСТВОМ ЕГО. И СХВАТИВ ЕГО,ВЫВЕЛИ ВОН ИЗ ВИНОГРАДНИКА И УБИЛИ. Но хозяин виноградника не всегда будет находиться в отлучке; он, конечно, возвратится: ИТАК, КОГДА ПРИДЕТ ХОЗЯИН ВИНОГРАДНИКА, ЧТО СДЕЛАЕТ ОН С ЭТИМИ ВИНОГРАДАРЯМИ? Как, думаете, поступит он с ними? – заключил Свою притчу Иисус Христос. Не понять этой притчи было нельзя: смысл был слишком ясен. Еще древний пророк Исайя изображал избранный народ под видом виноградника и обращался к нему от лица Божия с таким вопросом: «Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему?» ( Ис. 5:1–7 ). Винограднику, виноградной лозе уподобляли его и другие пророки: Иеремия, Иезекииль, Осия. Подобие это встречается даже в Законе Моисеевом и у Псалмопевца. Виноградная лоза, это самое скромное и в то же время самое благородное растение, требует от виноградаря постоянной, неусыпной заботы и ухода во все времена года; так и Бог, избрав народ Еврейский из всех народов земных, являл во все времена Свое дивное о нем попечение. «Но Иудеи, – говорит святитель Златоуст, – при всем о них попечении, дали блудницам и мытарям опередить себя и притом так много. И рассуди, как велико было Божие о них попечение, как непомерна их беспечность. Ибо, что надлежало делать земледельцам, то сделал Он Сам: насадил виноградник, обнес оградой и прочее. Ибо, когда Иудеи вышли из Египта, Бог дал им Закон, дал им гражданское бытие, устроил жертвенник (который и означал «точило» , ибо на нем проливалась кровь животных, прообразовавшая Кровь Христову) и храм воздвигнул (который разумеется в притче под именем «столпа» ). Через ограждение посредством Закона Иудеи сделались народом отдельным, так что Закон, став «стеною огненною» , явно охранял их от языческих племен, от заразы идолопоклонства, и служил залогом покровительства Божия».

Самая страна их, Палестина, была со всех сторон ограждена и защищена: с востока она отделялась рекой Иорданом и двумя озерами, с юга – пустыней и гористой Идумеей, с запада – морем и с севера – Антиливаном. В чудесах при исходе из Египта, при Синае, при завоевании земли обетованной, Бог Сам являлся вождем народа в постоянных явных чудесах и знамениях; но потом, все благоустроив, Господь поручил Свой народ его духовным вождям, первосвященникам, священникам и левитам, которым и дал право сидеть на седалище Моисеевом, и с него поучать народ и толковать Закон, «и отлучился» , т.е. долго терпел, не всегда и не тотчас по преступлении наказывал. Под отшествием разумеется великое Божие долготерпение» (свт. Иоанн Златоуст). «И послал Своих слуг» , т.е. пророков, этих великих избранников Божиих, которые возвещали Иудеям волю Божию, призывали их к покаянию, открывали будущее, указывая на грядущего Спасителя мира – Единородного Сына Божия. Эти посланники Божий требовали от Иудеев плодов, т.е. исполнения воли Божией, «повиновения, доказываемого делами. Но Иудеи не только не дали плода после таких попечений, но даже вознегодовали на пришедших, и не только вознегодовали, но еще обагрили руки свои кровью; сами заслуживая казнь, предали казни посланных» (свт. Иоанн Златоуст). Так, Иеремия и Захария, сын Иодаев, были побиты камнями ( Иер. 37:15 ), Исайя распилен пилой; другие испытали поругание, а третьи – побои, а также узы и темницу; камнями побиваемы были, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча те, которых весь мир не был достоин. «Я послал к вам, – говорит Бог у пророка Иеремии, – всех рабов Моих, пророков, посылал с раннего утра, чтобы сказать: «не делайте этого мерзкого дела, которое Я ненавижу» ( Иер. 44:4–6 ). Но Иудеи оставались упорными. «Но почему Бог не тотчас послал Сына? – спрашивает святитель Златоуст и отвечает. – Для того, чтобы они почувствовали, как несправедливо поступали с посланными рабами и, отложив гнев, устыдились Его пришествия. Словами: «постыдятся Сына Моего» показывается не неведение в Боге, а только намерение обнаружить великость греха и совершенную неизвинительность Иудеев. Ибо Бог знал, что убьют и Сына, однако ж, послал. Если они были непризнательны к рабам, то, по крайней мере, должны были почтить достоинство Сына». В этом послании Сына Своего Отцом Небесным является последнее, уже окончательное усилие милосердия Божия. «Но как же поступили они? – говорит святитель Златоуст. – Им должно было прийти и просить помилования, а они ведут себя по-прежнему, даже задумывают новые злодеяния, ужаснейшие прежних. Что говорят, увидев Сына? «пойдем, убьем Его» . Для чего и за что? Можно ли им было обвинять Его в чем-нибудь, великом или малом? Разве в том, что Он почтил вас?

Будучи Богом, сделался для вас Человеком и совершил безчисленные чудеса? Или в том, что призывал в Царствие? Смотри, как они, при своем нечестии, крайне безумны, и как безрассудно их побуждение к убийству: «убьем Его» , – говорят они, – «и завладеем наследством Его!» Так некогда совещались и братья Иосифа, злоумышляя против него: увидев его издали, они сказали друг другу: «вот, идет сновидец; пойдем теперь, и убьем его. и увидим, что будет из его снов» ( Быт. 37:19–20 ). Подобно тому, как братья Иосифа, думая разорить намерения Божии относительно своего меньшего брата, способствовали их исполнению, так и законники Иудейские, восставая против Христа, сделались орудиями осуществления намерений Божиих. «Это наследник» , – говорят злые виноградари. Иисус Христос есть Наследник всего, не как Бог, но как Человек, ибо, как Бог, Он есть Творец всего. Каким поразительным пророчеством являются слова притчи: «пойдем, убьем. и завладеем наследством Его» . для Иудейских вождей, которые спустя несколько дней услышали от Каиафы на тайном совещании синедриона: «что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него. лучше нам, чтобы один человек умер..» . ( Ин. 11:47–50 ). И вывели вон из виноградника и убили». «Видишь, – говорит святитель Златоуст, – как Иисус Христос предсказывает о самом месте, где будет убит?» Известно, что Он «пострадал вне врат» ( Евр. 13:12 ). В Своей притче Господь говорит, как Всеведущий. Он изображает перед Иудеями их будущее преступление точно так, как оно через несколько дней было ими совершено. Он читает их злые намерения и в притче показывает им, как в зеркале, весь ужас этих намерений, чтобы, если можно, устрашить их. Он ставит перед судом их совести все их поведение и предлагает прямо вопрос, решающий их собственную участь: «когда придет хозяин виноградника» , – когда истощится великое Божие долготерпение, и Он явится грозным карателем неправды, – «что сделает Он с этими виноградарями?» Что же после всего этого книжники и фарисеи? Они поняли притчу, поняли, к чему ведет этот заключительный вопрос; вопрос был поставлен в присутствии народа, так что нельзя было на него не ответить, и они ответили. С видимым спокойствием, но на самом деле с удивительным безстыдством они в другой раз произносят приговор против самих себя. ГОВОРЯТ ЕМУ: КОНЕЧНО, ЗЛОДЕЕВ СИХ ПРЕДАСТ ЗЛОЙ СМЕРТИ, А ВИНОГРАДНИК ОТДАСТ ДРУГИМ ВИНОГРАДАРЯМ, КОТОРЫЕ БУДУТ ОТДАВАТЬ ЕМУ ПЛОДЫ ВО ВРЕМЕНА СВОИ. Видно, их сожженная совесть позволила им и тут показать вид, будто они не узнают себя в собственном изображении, вовсе не относят к себе этой притчи и рассуждают безпристрастно.

И Господь, по сказанию святого евангелиста Луки, подтвердил их решение: так, – сказал Он, – придет и предаст казни негодных виноградарей, и отдаст виноградник другим. Но строгий тон голоса и Его взор показывали, что эти грозные слова относятся прямо к членам синедриона. Это так поразило одного из слушателей, что он воскликнул: «избави Бог!» Видно, что притчу поняли не одни фарисеи, но и народ; это восклицание невольно вырвалось у кого-то из учеников фарисейских: сами фарисеи были слишком осторожны и себя не выдали бы. Господь взглянул еще раз на Своих собеседников взором, проникающим сердца. ИИСУС ГОВОРИТ ИМ: вы считаете невозможным, чтобы у вас отняты были ваши преимущества? но НЕУЖЕЛИ ВЫ НИКОГДА НЕ ЧИТАЛИ В ПИСАНИИ: КАМЕНЬ, КОТОРЫЙ ОТВЕРГЛИ СТРОИТЕЛИ, ТОТ САМЫЙ СДЕЛАЛСЯ ГЛАВОЮ УГЛА? Вы должны знать, о каком Камне говорит здесь Псалмопевец, вы сами относите эти слова к Мессии. Вам было поручено строение духовного храма – Церкви Божией, но вы отвергли Меня, краеугольный Камень этого храма. Несмотря на это отвержение, сей Камень ляжет в основу угла, соединяющего две стены: в Моей Церкви Я соединяю верующих из Иудеев и язычников. Так благоугодно Самому Богу, Отцу Моему: ЭТО ОТ ГОСПОДА, И ЕСТЬ ДИВНО В ОЧАХ НАШИХ?А вы, за ваше ожесточение, за неверие, сами будете отвержены: ПОТОМУ СКАЗЫВАЮ ВАМ, ЧТО ОТНИМЕТСЯ ОТ ВАС ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ, которого вы так желаете, но в чем оно – не хотите понять, И ДАНО БУДЕТ НАРОДУ, ПРИНОСЯЩЕМУ ПЛОДЫ ЕГО. Так, наконец, притворство и лукавство фарисеев заставило Господа сказать со всей ясностью, что они будут отвержены, что Царствие Божие отнимется у народа Иудейского и перейдет к другим народам. После такого открытого заявления посланникам синедриона уже невозможно было притворяться непонимающими; личина их лицемерия спала сама собой. Святитель Златоуст при этом замечает, что и теперь Господь не назвал прямо язычников, как наследников Царствия Божия, «чтобы не раздражить Иудеев против Себя, но намекнул только, сказав: «дано будет народу, приносящему плоды его» . Без сомнения, для того и притчу сказал, чтобы Иудеи сами произнесли приговор, как и Давид произнес свой суд, уразумев притчу Нафана. Суди же по этому, как справедлив приговор, когда подвергаемые наказанию сами себя обвиняют! Потом, дабы они видели, что не только самая справедливость этого требует, но что это давно уже предрекла благодать Святого Духа и Бог так определил, Иисус Христос приводит пророчество. Камнем называет Себя, а строителями учителей Иудейских; то же сказано и пророком Иезекиилем: «когда он строит стену, они обмазывают ее грязью» ( Иез. 13:10 ).

Как же «отвергли» ? Когда говорили: «Не от Бога Этот Человек» ( Ин. 9:16 ); «Ты Самарянин и. бес в Тебе» ( Ин. 8:48 ). Наконец, чтобы они знали, что им угрожает не одно отвержение, указывает на самые казни». ТОТ, КТО УПАДЕТ НА ЭТОТ КАМЕНЬ, РАЗОБЬЕТСЯ; А НА КОГО ОН (Камень этот) УПАДЕТ, ТОГО РАЗДАВИТ. «Здесь, – говорит святитель Златоуст, – Иисус Христос представляет двоякую гибель: одну – от преткновения и соблазна, что означают слова: «тот, кто упадет на этот камень» ; а другую, – когда подвергнется пленению, бедствиям и конечной пагубе, что ясно выражает в словах: «того раздавит» , а этим Он указал и на Свое воскресение». Претыкались о Камень те, которые соблазнялись смирением Христа и погибали духовно. А те, на которых Камень падал, были нераскаянные враги Христовы, которые знали, кто Он, однако же, до конца упорно вооружались против Него. Преткнувшийся может, хотя и не без вреда, встать; соблазнившийся может еще вразумиться, одуматься, покаяться, но на кого упадет камень, как с неба, тот будет разбит, раздавлен насмерть, «как прах на летних гумнах» ( Дан. 2:35 ), т.е. погибнет навеки. Враги Христовы сами произнесли против себя приговор, «и это самое было ясным доказательством того, что не Наказывающий, но сами наказываемые были виновниками ниспосылаемой на них казни» (свт. Златоуст). Можно себе представить, какой стыд, какое замешательство овладело посланцами синедриона, какая злоба закипела в их ожесточенных сердцах при этих грозных словах Господа. И СЛЫШАВ, – говорит святой Матфей, – ПРИТЧИ ЕГО, ПЕРВОСВЯЩЕННИКИ И ФАРИСЕИ ПОНЯЛИ, ЧТО ОН О НИХ ГОВОРИТ. Они готовы были употребить силу, чтобы схватить Обличителя, И СТАРАЛИСЬ СХВАТИТЬ ЕГО, НО ПОБОЯЛИСЬ НАРОДА, ПОТОМУ ЧТО ЕГО ПОЧИТАЛИ ЗА ПРОРОКА. И они удалились от Господа с таким видом, какой только можно было принять на себя людям, всенародно посрамившимся, и, однако же, не желающим, чтобы к ним все относились с презрением. А Господь и теперь, как и всегда, действовал с любовью к врагам Своим. Что было бы, если бы Он теперь же решительно и прямо объявил Себя Мессией, как того желали книжники и фарисеи? Им хотелось, конечно, в таком объявлении найти низкий предлог к обвинению Его перед Римлянами; но какой опасности подвергали они Иерусалим и самих себя? Народ, услышав из Его уст, что Он – Мессия, тотчас возмутился бы против чужеземного владычества, и в этом возмущении легко могли погибнуть все первосвященники и книжники. Господь все предвидел, и враги Его услышат эти решительные слова: «Я – Сын Божий» , но услышат уже тогда, когда эти слова не поведут ни к какому народному возбуждению, а только ускорят Его собственный крест.

А между тем все, что нужно было синедриону знать, он теперь и узнал. Из притчей Господа само собою следовало, что Он – Мессия, мало того, что Он знает все, что у них на сердце, знает, что они Ему готовят, и что Он добровольно идет на смерть. Если бы они хотели послушать голос своей совести, она сказала бы им, что Иисус есть не кто иной, как Сын Бога Живаго – истинный Мессия Христос. Но они не хотели этого знать и шли на явную гибель. И камень упал на них всей своей тяжестью: через сорок лет по Вознесении Христовом Иерусалим был разрушен, страшные бедствия обрушились на Иудею, сотни тысяч Иудеев погибли и миллион отведен в плен. Царство Иудейское перестало существовать. Поистине тогда сбылись слова притчи Христовой: «злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям» , апостолам Своим. Так отнято у Евреев Царствие Божие и дано «народу, приносящему плоды его» . «Какой это народ, избранный Богом на место неблагодарного и вероломного Израиля?». Этот народ – мы, христиане; мы – новый виноградник, насажденный от Самого Господа по слову Его: «Я есмь Лоза, а вы ветви» . Мы – сыны нового Израиля; нам теперь усвоены все достоинства и преимущества Израиля древнего, еще большие преимущества. Мы, по словам апостола, «род избранный, царственное священство. люди, взятые в удел» ; мы – «наследники Божии, сонаследники же Христу» ; мы – «храм Божий, и Дух Божий живет» в нас ( 1Пет. 2:9 ; Рим. 8:17 ; 1Кор. 3:16 ). Нам даны все средства для того, чтобы мы могли приносить добрые плоды: Святая Церковь, «столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3:15 ), есть наша ограда; животворящая Кровь Иисуса Христа и благодать Святого Духа, как из точила, в Церкви подаются для душ, алчущих и жаждущих правды. Для приношения добрых плодов веры, дел благих, Господь поручил нас делателям – пастырям и учителям, призванным «к совершению святых, на дело служения» ( Еф. 4:12 ). Так, все нам дано для того, чтобы мы могли жить свято и целомудренно, отверглись нечестия и мирских похотей, как свойственно сынам нового благодатного Царства. Но все эти достоинства и преимущества принадлежат только тем из нас, которые живут достойно своего высокого звания. Если же мы одним только именем отличаемся от жестоковыйных Иудеев, если только одними устами исповедуем Христа, а сердцем и делами отметаемся от Него, если, будучи искуплены крестной смертью Спасителя, вторично распинаем Его своими грехами и неблагодарностью, то не только все осуждения и клятвы, произнесенные Богом на ожесточенных Иудеев, падут на нас, но постигнет нас участь еще более горькая.

Похожая притча

Корнелия - одна из благороднейших римлянок, дочь Сципиона Африканского Старшего, жена Семпрония Гракха. Жила она во
II век до н. э. , и полностью, с точной достоверностью, воссоздать историю её жизни сейчас, конечно, невозможно.

Но имя Корнелии сохранилось в истории. Корнелия, мать Гракхов. Потому что о её сыновьях, братьях Гракхах - Тиберии и Гае - известно значительно больше. Братья Гракхи вошли в число самых выдающихся политиков в истории Рима.

Два известных древнеримских реформатора, народные трибуны, авторы многих законов, облегчающих жизнь простого народа. Но эта статья не о них, а о Корнелии, их матери.

Но не о её жизни, а лишь об одном эпизоде, который хорошо известен в истории. Он настолько интересен, что вдохновил многих художников на создание полотен на его тему.

Итак, однажды к Корнелии пришла в гости некая богатая римлянка. То ли подруга, то ли соседка, то ли еще кто. История не сохранила её имени.

Посетительница принесла с собой шкатулку с украшениями и стала хвастаться перед Корнелией, которая ими, скорее всего для приличия, восхитилась.

Но свои драгоценности демонстрировать не собиралась. А на просьбу гостьи показать их, Корнелия позвала своих детей и сказала: "Дети - мои главные сокровища!"

Похожая притча

Если следовать поговорке, что за каждым великим мужчиной стоит великая женщина, тем более уж она стоит за каждым великим преступлением - интересно, что за женщина стояла за убийством Юлия Цезаря.

Нет, это была вовсе не Клеопатра. Сценаристы сериала "Рим" придумали более интересную версию - душой заговора была Сервилия, мать Марка Брута и многолетняя любовница Цезаря. Версия драматичная и красочная, но расходящаяся с немногими свидетельствами о ходе заговора.

Сервилия из сериала Рим Сервилия из сериала Рим

Реальная Сервилия, конечно, была бы не новичком в разных политических интригах, но вот беда - ее положение при Цезаре было совершенно стабильно и благополучно. Убийство диктатора не приносило ей ровно никакой пользы, а вот долгая жизнь - могла бы вполне. Например, еще несколько поместий жертв политических репрессий Цезаря, которые Сервилия приобретала на аукционах за бесценок. Не говоря уже о обещанных плюшках и должностях для ее сына Марка. В-общем, живи себе при диктаторе и радуйся.

Предполагаемый бюст Брута Предполагаемый бюст Брута

Однако политические взгляды Марка Брута резко расходились с взглядами Цезаря, и даже в гражданской войне Брут оказался не в лагере любовника его матери, а в лагере Помпея - убийцы его отца и самого ненавистного для Брута человека. После поражения при Фарсале Помпей со сторонниками разбежались кто куда, а основная масса, в их числе и Брут, посчитала возможным запросить прощения и примириться с Цезарем.

А это реальное изображение Брута А это реальное изображение Брута

Собственно после этого Брут тихо-мирно отправился наместничать в Галлию и об убийствах и не помышлял. пока не вернулся в Рим. Что же изменилось? Во-первых, не успел Брут вернуться, сразу же оказался в центре светского скандала. Дело в том, что он развелся со своей женой Клавдией. Развод в Риме был делом нехитрым, но тем не менее этот развод вызвал всеобщее осуждение - ведь Клавдия в отличии от прочих матрон и своей печально знаменитой тетки Клодии, не отличалась распутством, а значит, развод был в глазах общества немотивированным. На самом деле конечно у Брута был мотив - он развелся, чтобы жениться на другой женщине, своей кузине Порции - дочери недавно покончившего с собой Катона Утического. Женитьба по любви, не приносящая никаких политических или материальных девидендов, да еще на дочери заклятого врага Юлия Цезаря - не удивительно, что Сервилия пришла в бешенство от таких новостей.

Недовольство матери Брут еще мог бы пережить, а вот недовольство диктатора было гораздо страшнее - ведь всем известно было, что браки в римской элите являлись делом сугубо политическим. Женившись на дочери Катона, Брут вроде как и принимал его политическое наследие, что не могло вызвать у Цезаря радостных эмоций.

Цезарь тем не менее отреагировал на брак Брута спокойно, возможно даже позавидовал.

"Как идет женщине молчаливость, не та молчаливость, которая выражает рассеянность и пустоту, хотя и такая встречается редко, а умение молчать, ни на миг не теряя внимания. Оно украшало как мою Корнелию

— я ее звал «мое говорящее молчание», — так и мою Юлию, давно умолкнувшую и молчащую даже в моих снах, украшает и Порцию Катона?" - говорил о Порции Цезарь в романе Уайлдера.

Читайте также: