Притча о китайском императоре
Обновлено: 14.11.2024
Притча о смысле жизни - из книги Сомерсета Моэма "Бремя страстей человеческих".
Один молодой китайский император,
К наукам любознательность питал,
Не получился из него диктатор,
Много книг и день и ночь читал…
Все больше хотелось ему знать:
О смысле жизни все хотел понять,
Однако в его огромной книготеке,
Ну, очень много еще книг -
Не прочитать ему во веки…
Что ж делать?
Времени у императора нема,
Придворного позвал он мудреца:
«Что б времени на это не терять,
Историю людей мне кратко описать,
Я все о смысле жизни хочу познать!».
Головой кивнул своей мудрец,
Молча, поклонился и ушел,
Покинув императорский дворец,
И в келью, неторопясь, свою зашел.
Проходит год, потом второй,
Уже десяток лет прошло,
И наконец, предстал перед толпой,
Сам постаревший и совсем седой.
За ним внесли пятьсот толстенных книг,
Сложили у имперских драгоценных ног,
На коленях сам мудрец к его ногам приник,
Но недовольный он услышал вздох:
«Старик, я, ведь, уже давно не молод,
А дел сейчас не впроворот,
Мой каждый день теперь мне дорог,
Перепиши-ка покороче»,
Зевнул, прикрыв рукою рот…
Прошли года - десяток лет,
На телеге к императору везут,
Полсотни книг,
Мудрец ждет императора ответ.
А тот уже совсем старик,
Вновь мудрецу он говорит:
«Не успею изучить их до конца,
Слишком много мне принес ты книг,
Иди, и сократи-ка раза в два»
Снова наш мудрец через года,
Заходит к императору больному,
Становится у смертного его одра,
И книгу протянул, пока живому.
Император еле приоткрыл глаза,
Его немой приказ мудрец исполнил,
На странице книги крупно написал:
«Человек рождается, всю жизнь страдает,
А потом он, мой император, умирает!»
Свидетельство о публикации №210043000509 Рецензии
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Похожая притча
Жил был один китайский император. Он не так давно взошел на престол, был молод и любознателен. Император уже знал очень много, и ему хотелось знать еще больше, но увидев, сколько еще осталось непрочитанных книг в дворцовой библиотеке, он понял, что не сможет их все прочитать. Однажды он позвал придворного мудреца и приказал ему написать всю историю человечества.
Долго трудился мудрец. Проходили годы и десятилетия и вот, наконец, слуги внесли в покои император пятьсот книг, в которых была описана вся история человечества. Немало подивился этому император. Хотя он был уже не молод — тяга к знаниям не покинула его. Но он не мог тратить годы на прочтение этих книг и попросил сократить повествование, оставив только самое важное.
И снова долгие годы трудился мудрец, и в один из дней слуги вкатили к императору тележку с пятьюдесятью книгами. Император уже совсем состарился. Он понимал, что не успеет прочесть эти книги, и попросил он мудреца оставить только самое-самое главное.
Похожая притча
Жил-был один китайский император. В Китае. Со своей китайской женой-императрицей и двумя сыновьями своими, китайскими наследниками. И все бы ничего, если бы однажды не привезли ему в дар молодую монгольскую принцессу-красавицу.
И так уж она ему пришлась по душе со своей красотой, так понравилась, что он во всем стал ей потакать. Ел и пил из ее рук. И вскоре позабыл о жене и сыновьях. В народе говорили, что монгольская красавица опоила его колдовским зельем – отваром из волшебной травы забвения. И все китайцы знали об этом. Но от этого никому не было легче.
Однажды император посетил древний, почитаемый всеми китайскими императорами храм. Со всем своим императорским домом, со всеми своими домочадцами. Среди них находились и его дети с надеждой, что отец вдруг да узнает их. Но отец не узнал. Даже слезы детей не тронули его заколдованного сердца. И тогда обеспокоенный этим обстоятельством мудрый служитель храма сжалился над забытыми отцом, брошенными плачущими детьми. И обратился за помощью к деревьям, растущим в священной роще храма. И приготовил из их плодов, листьев и вьющихся тут же лиан чудесный напиток. Волшебный напиток памяти! И велел мальчикам поднести его императору. И, выпив его, вошел император в память! И узнал он своих детей! И вернулся к своей жене. В свою семью. А коварную монголку отправил назад. В Монголию. И приказал рассадить по всему Китаю эти священные, возвращающие память деревья и лианы. Листья одного из них походили на китайский веер, плоды второго – на китайские четки, а листья лианы – на китайское сердце! Такова старая китайская легенда. А в жизни старый император мог просто страдать обычным старческим склерозом с глубоким расстройством памяти. Когда не только своих детей, но и самого себя уже не узнаешь. Даже в зеркале на золотой китайской амальгаме. Хотя склерозом страдают не только старые люди. И не одни лишь китайские императоры.
ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ
Согласно ветхозаветным преданиям, евреи какое-то время пребывали в Египте. На правах бесправных беженцев или военнопленных. Где их явно недолюбливали. Жестоко притесняли и даже пытались уничтожить. Якобы существовал тайный приказ египетского фараона, по какому все еврейские младенцы мужского пола должны были умерщвляться. Через утопление. В водах священного Нила. Подобной страшной участи едва избежал и вероучитель евреев – один из первых пророков еврейского Бога – Моисей. Бог покровительствовал Моисею со дня его рождения и по прошествии времени возложил на него миссию спасения своего народа. Через исход из Египта. Однако египетский фараон препятствовал исходу евреев из Египта. Тут-то и стали выходить на поверхность всякие инспирированные еврейским Богом знаковые чудеса. Так, к примеру, сам Моисей, будучи еще младенцем, сорвал с фараона венец, когда тот наклонился над колыбелью, и водрузил его на свою младенческую голову.
Естественно, прозорливые египетские жрецы увидели в этом дурной знак. И решили младенца ликвидировать. Это были решительные люди, и их решения никогда не расходились с их делами. Однако один из жрецов предложил сначала испытать младенца. На его безответную младенческую неразумность.
И вот, Моисею поднесли две чаши – одну с золотыми монетами, а другую с раскаленными углями. Рука младенца потянулась было к золоту, но Бог направил ее к углям. Ребенок схватил пылающий уголь и тут же отправил его в рот! На язык. И, конечно же, получил ожог рта и языка. И на всю жизнь остался картавым и косноязычным. Наконец, когда Моисей подрос и возмужал, Бог направил его вместе с братом Аароном к фараону с требованием немедленно освободить евреев из египетского плена. Отпустить их из Египта. На все четыре стороны. В пустыню.
Словом, дело было на мази. И вот, накануне исхода из Египта евреи начали занимать у египтян золото. Под разными благовидными предлогами. «Мы вам уже должны один золотой, дайте еще два, и мы будем должны вам. возрадуйтесь – целых три золотых». И, обогатившись таким образом, отягощенные золотом евреи вслед за Моисеем тайно исходят из Египта. В пустыню. Бес всякого на то спросу. Не спросясь даже самого египетского фараона.
Так что фараону ничего не оставалось, кроме как выслать за евреями немедленную погоню. Но еврейский Бог тоже не дремал. Он осушил перед беглецами целое море, и беглецы посуху, не замочив даже ног, благополучно ушли от погони. И терпеливо преодолели все лишения и невзгоды, блуждая по пустыне в течение сорока лет. Правда, не без поддержки своего никогда не дремлющего Бога, который по просьбе Моисея выжимал для них воду из камня, посылал то небесную манну, то чудесную победу над превосходящими силами воинственных жителей пустыни.
Однажды, когда Моисей вновь отправился за очередной поддержкой к еврейскому Богу, исчезнув на сорок дней, терпение евреев лопнуло. Евреи взбунтовались и потребовали у Аарона сотворить им зримого Бога: «Встань и сделай нам Бога, который бы шел перед нами». «И Аарон сотворил им. Золотого тельца». Скорее всего, из того же самого египетского золота, которое предусмотрительные евреи вынесли из Египта.
Однако, возвратившись с горы, самый кроткий из еврейских пророков Моисей пришел в неописуемую ярость: «. и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в порошок, и рассыпал по воде, и дал пить сынам Израилевым!».
Как известно, древние евреи искони вели образ жизни кочевников-скотоводов. Их главным богатством был скот. Так что вполне естественно, что они поклонялись скоту. Быку! Символу своего главного достояния. Богатству. Золоту. Золотому тельцу! Так что древние евреи, понимая и принимая умом веру в «незримого» Бога, в сердце своем еще долго оставались идолопоклонниками. И, блуждая в пустыне за пророком «незримого» Бога, скорее всего, пережили рецидив идолопоклонства. Но вера в «зримого» бога, в золотого идола, быка или тельца, в золото, в деньги, в их сверхъестественную силу, сохранилась у евреев и по сей день. И еще не известно, какая вера у них и ныне глубже, крепче, древнее и могущественнее.
Между прочим, великий итальянский ваятель Микеланджело изваял Моисея с рогами быка. А имя Аарона – «осиянный» – вполне созвучно с «аурум» – «золото». И имя Христос, что означает «помазанник», в своем корне созвучно с «христосос» – «золото». Да и при помазании царя голову его не только поливали елеем, но и посыпали золотым песком. Золотом.
Возможно, что евреи одними из первых пришли к идее единобожия. Монотеизма. И вложили в уста своего единого «незримого» Бога слова о том, что евреи – избранный им народ. Что, несомненно, на протяжении тысячелетий поддерживало в них сознание превосходства над неевреями и поднимало на небывалую высоту их национальное самосознание.
В наше же время нечто подобное произошло с немцами в нацисткой Германии, которые провозгласили себя высшей расой. Арийцами. «С нами Бог!» Только, в отличие от немцев, евреи, по-видимому, отдавали приоритет не силе оружия, а силе золота. Денег, экономики. И то правда, лучше уж торговать, чем воевать. И вот теперь пришло понимание того, что оружием ничего не добьешься. Тем более – в наше время оружия ядерного. Которое сохранило ныне разве что свою пассивную, защитную мощь. Вот и нас защищает атомная бомба Иосифа Сталина! Кстати, по ветхозаветным преданиям, святой Иосиф считается защитником и покровителем России.
ПРИТЧА О КАИНЕ И АВЕЛЕ
Согласно притче, у самого первого человека Адама и его жены Евы было два сына – старший был Каин, младший был Авель. «И был Авель пастырем овец, а Каин был земледельцем. И было по прошествии дней, принес Каин из плодов земли дар богу. А Авель принес также из первородных стада своего. И призрел бог на Авеля и на жертву его, а на Каина и на жертву его не призрел. И разгневался Каин сильно, и поникло лицо его. и когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его». Такова, может быть, самая краткая, самая популярная и самая темная притча из всех ветхозаветных библейских притч. А то и самая первая детективная история.
А все началось с того, что Бог от нечего делать сотворил первого человека, да еще по своему образу и подобию. И не мудрено, что с ним сразу же возникли всякие проблемы. Адаму захотелось Еву! Но так как «образа и подобия» Евы не было, то Богу пришлось ее не сотворить, а как бы клонировать. Из Адамова ребра!
Первенец Каин, кузнец и земледелец, скорее, был сыном от Лукавого, нежели от человека. Тем более что кузнечное дело и даже земледелие у ветхозаветных евреев относились к искусствам, то есть к черной, как и сама земля, магии. А магия, знамо дело, не от бога. Вот и выходит, что все кузнецы и земледельцы – богоотверженные люди. Или нелюди. Каины. Убийцы. Ибо Авель ну никак не мог стать убийцей, потому как был пастухом и приносил жертвы, как все ветхозаветные евреи – богоизбранные пастухи – из «первородных стада своего». И все же, как ни жалей своего, как его ни защищай, не выгораживай, – братоубийство не могло остаться без последствий. Земля, принявшая кровь Авеля, не могла носить осквернившего ее Каина, и он был подвергнут изгнанию. Как впоследствии и его потомки.
Короче, дело темное. Особо темное еще и потому, что Бог взял братоубийцу под свою явную защиту, пригрозив, что тому, кто убьет Каина, «отмстится всемеро!». Разумеется, это пошло в разрез с самыми архаичными ветхозаветными законами бытия евреев и неевреев – «зуб за зуб», «кровь за кровь», «смерть за смерть». «Трижды убийца тот, кто не убьет убийцу!»
Так что, по своей сути, это был беспрецедентный прецедент первого моратория на смертную казнь. Отмена адекватного наказания – смертью за смерть.
Но, по всей логике вещей и простого здравого смысла, подобное наказание мог отменить только прирожденный или потенциальный убийца! И прежде всего, из-за страха перед наказанием – «убийством за убийство». Ибо неубийце нечего страшиться подобного наказания. Зачем же ему его запрещать? И не зря богоборцы самого Бога называют порой серийным убийцей, а то и трупоедом. Пожирателем своих собственных детей.
И то правда, разве он не убил своих детей – Адама и Еву, лишив их бессмертия. Или их жалких и грязных, погрязших в жалких и грязных грехах потомков, предав их смертной казни через утопление посредством Всемирного потопа.
Но как бы там ни было, не пресеченные на корню гены Каина-братоубийцы пошли гулять по жилам всего человечества. А ведь смертная казнь для убийц – это даже не наказание, а лишь робкая попытка людей хоть как-то освободиться от этих страшных, от Лукавого, генов убийц и насильников. Убийц. Братоубийц. Отцеубийц. Детоубийц. И с этим как бы вочеловечиться. Бог-то знает, что у окончательно вочеловечившихся людей когда-никогда, а кончится терпение. И они осудят его. За все его убийства. И наверняка приговорят к смертной казни посредством богозабвения.
Георгий КАЦЕРИК
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!
Похожая притча
Жил был один китайский император. Он не так давно взошел на престол, был молод и любознателен. Император уже знал очень много, и ему хотелось знать еще больше, но увидев, сколько еще осталось непрочитанных книг в дворцовой библиотеке, он понял, что не сможет их все прочитать. Однажды он позвал придворного мудреца и приказал ему написать всю историю человечества.
Долго трудился мудрец. Проходили годы и десятилетия и вот, наконец, слуги внесли в покои император пятьсот книг, в которых была описана вся история человечества. Немало подивился этому император. Хотя он был уже не молод - тяга к знаниям не покинула его. Но он не мог тратить годы на прочтение этих книг и попросил сократить повествование, оставив только самое важное.
И снова долгие годы трудился мудрец, и в один из дней слуги вкатили к императору тележку с пятьюдесятью книгами. Император уже совсем состарился. Он понимал, что не успеет прочесть эти книги, и попросил он мудреца оставить только самое-самое главное.
Из замечательной книги Сомерсета Моэма "Бремя страстей человеческих", и если вы не читали эту книгу, обязательно прочитайте.
© Copyright: Майя Уздина, 2013Свидетельство о публикации №213090801390 Рецензии На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Читайте также: