Притча о грешной деве и прелюбодейной жене

Обновлено: 26.04.2024

Некто из фарисеев просил Иисуса вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.

Мы слышим сегодня в Евангелии рассказ о грешной женщине. «Господи, яже во многие грехи впадшая жена, – воспоет о ней Церковь в Великую Среду, – Твое ощутившая Божество, мироносицы вземше чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит». Она стоит, эта женщина, исполненная смирения, позади Христа, не смея взглянуть Ему в лицо. Она слезами омывает Ему ноги, и волосами своими отирает их. И она возливает драгоценное миро на ноги Спасителя. Глаза ее, которые когда-то были входами и выходами греха, теперь – источники слез. Лицо ее от рыданий потеряло всякую привлекательность и красоту, о которой она столько всегда заботилась. Теперь это не имеет для нее никакого значения. Все прежние грехи, которые как камень носила она в душе своей, изливаются сейчас плачем перед Спасителем. Святая Церковь дает нам образ кающейся и любящей Господа человеческой души.

Она слезами своими омывает пречистые ноги Спасителя, прозревая, что скоро они будут пробиты гвоздями, которые есть ее грехи и грехи каждого человека. Грех кажется сладким, но он всегда беспощадно, смертельно жесток. И эта убийственность греха направлена на Самого Господа. Когда она так предстоит пред Господом, другой человек – Симон фарисей – думает: «Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница» (Лк. 7, 39). Господь, читая его мысли, обратился к нему: «Симон! Я имею нечто сказать тебе». Он говорит, что эта женщина действительно грешница, но – прощеная. Это значит, что она глубоко покаявшаяся грешница. Глубина ее покаяния определяется любовью ко Господу, и, в свою очередь, исходит из осознания, как много Господь прощает ей. То, что уже никогда нельзя простить, и от чего, кажется, не может быть избавления.

Чем больше грехов прощается этой женщине, тем большая любовь у нее ко Господу. И Христос рассказывает Симону фарисею притчу о двух должниках. Один был должен в десять раз больше другого. Но поскольку оба не имели, чем заплатить, заимодавец простил тому и другому. «Который из них более возлюбит его?» – спрашивает Господь. «Думаю тот, – отвечает Симон, – которому более простил» (Лк. 7, 42–43). Мы все грехами своими неоплатные должники перед Господом. Один должен больше, другой – меньше. Один должен пятьсот динариев, а другой только пятьдесят. Фарисей был меньший должник, но он тоже был должник. И, на самом деле, гораздо больший должник, чем он думал. И каждый человек больше должен Богу, чем он может заплатить.

Никакие наши труды, никакие посты, никакие подвиги не могут дать нам возможность расплатиться с нашими грехами. Никакие слезы не могут омыть их. Прощение – непостижимый дар бесконечной любви Господа. Оно предлагается всем, но принимают его только те, кто глубоко и искренне приносит покаяние. И здесь нам открывается великая тайна: чем большие грехи нам были прощены, тем больше мы должны возлюбить Господа. И еще нечто совершенно неожиданное: кто пришел к Богу от больших грехов, тот должен стремиться достигнуть большей святости. Мы знаем пример апостола Павла – бывшего гонителя Церкви, того, кто больше всех потрудился для Господа. Преподобная Мария Египетская – бывшая блудница – обретает такую чистоту, перед которой не может не поклониться подвизающийся всю жизнь в подвиге поста и молитвы преподобный Зосима. И всякий, кто узнаёт, что такое грех и как любит Господь кающегося грешника, всего себя отдает Господу.

Чем святее человек, то есть, чем больше у него любовь к Богу, тем яснее он видит свои грехи. Чем глубже человек видит себя, тем больше понимает, что это он – неоплатный должник. Не кто-то другой, а именно он первый среди грешников. Не та плачущая у ног Спасителя грешница, а он должен пятьсот динариев. И пятьсот – это на самом деле условная сумма, потому что грехам нет числа. Как говорит преподобный Петр, святой пятнадцатого века, начало святости – видеть свои грехи бесчисленные, как песок морской.

Все совершается по дару Христа. Когда человек приближается к свету истинного добра, он начинает видеть себя таким, каков он есть на самом деле. Узнав этот свет, он ничего не пожалеет для Господа, не испугается никаких трудов и скорбей. Мы видим Симона фарисея, мнящего себя праведником. Каждый из нас, кто как будто все исполняет и уверен, что ему не в чем особенно каяться, подобен ему. Но Господь говорит этому фарисею сегодня: неужели Я приму твою мнимую праведность и отвергну любовь, которая отдает все, что у нее есть. «Ты Мне воды на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги, и волосами головы своей отерла. Ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает, всей душей своей, разрывающейся от горя и любви, целовать Мне ноги. Маслом главы Моей не помазал, а она изливает драгоценное благоуханное миро на Мои ноги».

Как страшно ошибается тот, кто рассчитывает недорогой ценой, легко и просто приобрести прощение и Царство Небесное! Да, кто много возлюбил, тому много прощается. Но признак полного прощения грехов – когда человек уже никогда к ним не возвращается. Не потому, что так складываются внешние обстоятельства, не потому, что потерян вкус ко греху, а потому что так он возлюбил Господа. Снова и снова мы будем возвращаться к грехам, в которых каялись, потому что наше покаяние было поверхностным. Оттого, насколько глубоко наше покаяние, будет зависеть, в какой мере мы сможем противостоять непрестанно искушающему нас греху. И чем решительнее мы будем ему противостоять, тем глубже будет наше покаяние. И так до конца жизни, пока мы не достигнем того покаяния, которое являет эта грешная жена – в совершенной любви ко Господу, в готовности отдать Ему всю свою жизнь.

Прощаются ей многие грехи, потому что она возлюбила много. Но не мы первые возлюбили Господа, как Он Сам говорит, а Он первым возлюбил нас. И Он жизнь Свою отдает, чтобы нам открылось подлинное понимание жизни. Чтобы мы узнали, что такое грех и что такое любовь и покаяние. Ничего великого никогда не приобретается без скорбей, без крови, без отдачи себя. И Господь Крестом Своим, Своими страданиями открывает нам путь к истинному покаянию.

Похожая притча


Саддукеи были остроумны и неистощимы в составлении богословских загадок. Когда они задавали вопрос Иисусу из Назарета о семерых мужьях одной жены, внутри их душил смех — как ловко они проведут сейчас этого галилейского деревенщину, не знающего закона, не получившего должное и сложное образование в изучении Торы!

Право же, если есть воскресение, то, значит, есть и многожёнство, а это значит, что воскресение мёртвых — богохульнейшая мысль, попрание Закона.

Ни к чему нельзя было придраться в хитро скроенной загадке законников — ведь ни один из мужей не имел детей от этой несчастной жены и тем самым не приобрёл на нее «преимущественного права». Значит, или многомужество, или «нет воскресения, ни ангела, ни духа» (Деян. 23:8). Правду говорили о себе саддукеи — «нам некогда изучать менее важные книги пророков, мы посвятили себя изучению главного — Закона, Торы!»

И Законом владели они виртуозно, загоняя в угол любую надежду простеца, решившегося спорить с ними. Как пойти против Закона, который они так хорошо знают? Уж им-то виднее. Уж если они доказали что-то, опираясь на Закон, то так оно и есть. И нет ни воскресения, ни ангела, ни духа, ни надежды, а только несчастная жизнь бездетной женщины, похоронившей семерых несчастных мужей, и смерть, поглощающая тех, кому не повезло, или, как можно сказать благочестиво «кому Бог не дал» — детей, здоровья, долголетия, достатка, дома…

Как же пойти против Закона? Если галилейский Проповедник решится на это и осудит Закон — то тем самым он подпишет Себе приговор. Если же Он растеряется перед неумолимостью Закона — то не покинут ли Его те люди, которые были так сильно вдохновлены Его словами о любви и милости Бога и Отца?

Он не идет против Закона и Бога. Он просто говорит им, что они — самовлюблённые невежды, которые «не знают ни Писания, ни силы Божией» (Мк.12:24).

Саддукеи просто не знают того, о чём разглагольствуют, отнимая своими пустыми рассуждениями надежду у простых людей и смея записывать в свой лагерь «людей с окаменелым сердцем» ещё и Бога, давшего Закон и Писания. Бога, чья сила открывалась в истории Израиля постоянно — как прообраз будущей силы и славы Воскресения Единородного Сына и тех, кого Он назовет братьями Своими…

Они, саддукеи, как им кажется, знают всё о Боге, о вечности, о Суде, они выносят свои суждения, надувая щёки и сверху вниз глядя на народ. Но Христос Бог обрывает их резко — вы ничего не знаете! Вы даже не знаете Писаний! Ведь Бог даёт силу разуметь Писания, даёт силу быть сострадающим человеком, а не человеком, который, как «судия-богослов» знает ответы на все вопросы лучше Самого Бога.

«Жена семи мужей» никогда не существовала, она была выдумана ради злой и хитроумной выдумки. Но желание «порассуждать над Законом» не ограничивалось обсуждениями теоретических вопросов.

В присутствии слепого кто-то начинает богословскую дискуссию, не обращая внимания на этого человека — он не более чем вещь, предмет, он должен быть доволен и благодарен за то, что благословенные и умные зрячие обратили на него внимания в своих богословских построениях — хоть на что-то он годен, в самом деле, этот бесполезный слепец! Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? (Ин. 9:2).

И снова обрывает Христос это бесполезное и самоуверенное богословие — все не так, как вы думаете, все не складывается в удобную для вас мозаику, вы не знаете Писания, вы не знаете Силы Божией. Вы не знаете Сына Божия.

«Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру» (Ин. 9:5).

Множество раз Христос являет истинную суть Закона, в котором открыл Себя Бог Израилев много веков назад. Это вызывает ненависть, обвинения в нарушении субботы, это приводит Его на Крест. Бог восходит на Крест, оттого, что люди предпочли уютно решать придуманные богословские задачки и не нашли в себе смелости встретиться с Тем, Кто открыл Себя Моисею в огне купины несгораемой и горящей, в присногорящем огне тайны.

«Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят и умереть уже не могут» (Лк.20:35).

Перед сияющей тайной Воскресения Христова наши богословские «пазлы» и «решебники» кажутся, в лучшем случае недостаточно умными, а порой и жестокими. Мы не знаем Писания и Силы Божией, но беремся рассуждать о путях Божиих, и потому скатываемся в цинизм.

…Женщина, взятая в прелюбодеянии, стояла перед судом — перед страшным, человеческим судом, не знающим прощения, пощады, милости — как казалось людям, именно этого требовал от них Бог буквой Своего Закона. И как живую загадку-пазл тащат эту обречённую на смерть женщину верующие ревнители ко Христу, чтобы перед смертью она принесла хоть какую-то пользу от своего никчемного существования — стала полезной и назидательной богословской задачкой, ответ на которую знает любой грамотный верующий.

И снова — Он вырывает Писание Силой Божией из рук злых детей-недоучек, — нет, не детей-малышей, которым всех жалко, а подростков, которым не жалко никого.

Сила Божия совершается. Суд совершается. Он, Бог, не осудил её…

…Они стоят рядом — Мессия Израилев и жена, не сохранившая верности мужу. Он склонился, она же — смело смотрит на обвинителей своих, удаляющихся, уносимых стремительным течением вод.

Чтобы восставить, воздвигнуть поруганную, обесчещенную деву Израилеву, не сохранившую обручения Яхве, верности своему Мужу, Сам Он умалился, Неограниченный, Невместимый небесами. Он Сам стал поруган и унижен, чтобы «удалить имена ваалов от уст ее» (Ос., 2,17). «О преславного чудесе», буквально по-гречески — «о, чудо парадоксальности»!

Климент Александрийский сказал, в удивлении над страницами Евангелия — «Бог упал, а человек восстал!».

Дева Израилева — изменница, бывшая «непомилованная» — теперь спасена от неминуемой смерти, наречена «помилованной» и снова помазана елеем (Иез. 16) и от нее родятся не чада прелюбодеяния, но народ Божий (Ос. 2,1; 2,23).

Вот она — Церковь, очищенная банею водною, без пятна и порока (Еф.5,26), за нее заплачен выкуп невесты, по-тюркски — «калым», а по-славянски — «вено». Бог ревнитель (Втор. 6,15) не оставил ее на поругание, не стерпел поношения — Он любит до ревности (Иак.4,5), и только ревность Его сравниться в силе с преисподней ((Песн.8,6), вырывая оттуда обреченную.

Израиль поставил ее посреде (Ин.8,3) для исполнения смерти, чтобы побить камнями, но Бог, Святый Израилев, явившийся в Своей милости посреде Израиля, совершил исполнение жизни, дал надежду не имеющей надежды.

От нее стремительно, в страхе перед явленной посреде Израиля правдой Божией, удаляется сонмище мужей, желавших судить ее по закону, и не знающих, что такое «правда и суд, благость и милосердие» (Ос. 2,19).

Она, восставленная, теперь для них «грозна, как полки со знаменами» (Песн. 6,4). Ибо Бог милости хочет, а не жертвы, и Боговедения более, чем всесожжения (Ос. 6,6). Он пишет закон Свой новый — на камнях, омытых водою, на сердцах, обновленных крещением (Иез. 26,25–27). Он воздвигает от камней чад Аврааму (Мф.3,9), чад Нового завета, превозмогающего Ветхий Закон Моисеев, повелевающий «таковых побивать камнями» (Ин.3,5).

Пишет не рукою посредника, (Евр. 11,17) но животворящим Духом Своим, перстом Божиим, изгоняя всякую нечистоту (Лк. 11,20), мешающую Богообщению лицом к лицу. В сердце новое вливается Дух Завета воистину kainos — нового, небывалого, а не очередного, но вино не прорывает, а обновляет мехи (Лук.5,37–38).

Так совершается «Завет нов» (Иер. 31,31–34).

Она была черна — но омыта чернота ее, и теперь она красива, «как завесы Соломони» (Песн.1,4). Незаслуженное прощение даровано ей — ибо крепка, как смерть, любовь (Песн.8,6). Большие воды ее не затопят.

«И ты не должна знать другого Бога, и нет Спасителя, кроме Меня» (Ос. 13,4). Ибо он — Бог, а не человек (Ос. 11,9). Ибо только Он — «единственный Человек, способный на такое мужество» — как говорит Богоматерь в античной христианской поэме «Христос Страждущий». Он пребывает верен, ибо отречься Себя не может (2Тим.2,12–13). Он сдержал слово. Он сделал, как сказал:

«От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их (Ос. 13,14).

Воды, как огонь, один и тот же для оправдываемых грешников, «которые возлюбили много», и осуждаемых праведников, которые не дали и воды на ноги (Лк.7,44), это — Божественная любовь, дошедшая до смерти и прошедшая через нее, и ставшая для них бичом, по слову мудрого и чистого сердцем сирийского монаха Исаака.

«В словах Твоих, Христе — ночь несветлая неверным, верным же просвещение» — вторит ему средневековый поэт, византиец Дамаскин. Воды смерти стали водами жизни, они уносят убивающий закон и убивающих законников, но обновляют и оживляют Помилованную.

В Крещении она погреблась с Ним в смерть, но ведь Он уже не умирает, смерть Им более не обладает, не имеет над Ним власти (Римл.6,10). Не смертоносным буквам служит теперь Помилованная, и свидетельствует сонмищу лукавому и прелюбодейному, что сотворил ей Христос и как помиловал ее (Мк.5,19).

И истинно свидетельство ее (Ин. 19,34), ибо видела она Его, и Бог ее, дивный во святых Своих Бог Израилев, говорил и присно говорит к сердцу ее (Ос. 2,14) и дал Он ей ее цветущий виноградник, и она воспоет там о Его Воскресении.

Тех светлы глаза, что увидели —
смыт водами след.
Где — взгляни! — твои обвинители?
Их более нет.
Но дороже жизни — жемчужина
на вые твоей.
Хлеб с вином приготовишь для ужина
и лучший елей.
Ты в земле незасеянной, точно в юности
опять будешь петь.
Он вернулся. Он снова с тобой. Он здесь —
Прошедший сквозь смерть.

Похожая притча


Блуд и прелюбодеяние

Ни за кого так не тяжело молиться, как за впавших в блуд и прелюбодеяние.

Отречение от Христа и блуд с прелюбодеянием ставят стену между человеком и Богом, через которую трудно возносить молитву близким и любящим, и даже священникам. Как отречение от Сына Человеческого приводит к отпадению от Церкви, так и блуд, если он не растворяется глубочайшим смирением и покаянием, приводит к потере веры. Мы это знаем и на примере мирян, и на примере священников, некоторые из которых, соблудив, лишались сана (по 25-му Правилу святых апостолов и 3-му Правилу Василия Великого) и становились штатными воинствующими безбожниками. Их узнавали по бегающим блудливым глазам.

Среди мужчин неизвестны извалявшиеся в блуде и ставшие святыми; среди них Марии Египетской нет.

Кажется, никогда в истории мира после потопа чувство греха не было так глубоко утрачено народами, как в настоящее время. Много потрудились князья мира сего, чтобы исторгнуть его из человеческого сознания. Особенно возмущала их всегда седьмая заповедь. Не случайно во всем мире, в разных странах с различным социально-экономическим и политическим строем растет преступность. В некоторых странах даже мужеложество не считается предосудительным поступком и такие связи охраняются законом.

Похожая притча


«Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8: 3–11).

Обычно проповедники пропускают этот текст, не произносят на него проповедей, потому что считают, что здесь всё несколько преувеличено. То есть у нас есть блудница, которая является таковой без всякого сомнения, мы это знаем – и затем мы берем закон Моисеев, который гласит, что она должна быть насмерть побита камнями. И в этой притче сокрыт один очень деликатный момент, потому что человеку иногда бывает трудно понять, почему же в Евангелии не произошло этого побивания камнями. Ведь Христос – Законоучитель, это знают о Нем иудеи, Он Пророк, и Он же Сам сказал:

«Не нарушить закон пришел Я, но исполнить» (Мф. 5: 17).

Если Ты не пришел нарушить закон, тогда возьми камень и брось в нее первым! Однако Христос наклоняет голову и начинает что-то писать на земле. А знаете, что Он там писал? Евангелие этого не сообщает, но в одном апокрифическом тексте об этом сказано. Вы знаете, что есть такие апокрифические евангелия, которые не являются подлинными: святого апостола Филиппа, святого апостола Петра, они для Церкви не истинны, однако часто содержат информацию, которой нет в четырех Евангелиях. И в одном из таких апокрифов сказано, что же писал Христос.

Вокруг стояли евреи, фарисеи, и Он начал писать на земле их имена, а рядом – имена их любовниц. Как говорят отцы (старец Порфирий), Христос знал эти имена и записывал их. Фарисеи увидели это и пришли в ужас, они недоумевали: «Что же нам теперь делать? Кто ее побьет? Мы, конечно же, грешны, сделали то, что сделали. Но Он, ничего подобного не совершавший, – такой помысл у них был, – может, Он бросит в нее камень?» А Христос отвечал им:

– Кто без греха, пусть первым бросит камень!

Но каждый боится его бросить, потому что тогда Христос напишет и его имя. Понимаете? А с другой стороны, закон есть закон! Что же им теперь делать?

Какой же вывод следует из этой ситуации? Конечно, делается он без слов, Христос этого не говорит: «Закон существует, но вы его не соблюдаете, значит, вам нужно что-то другое, и Я делаю вывод, что вам нужна не смерть, а благодать». Это потрясающее послание. «Вы все – нарушители закона». То есть вывод делается молча, Христос не говорит ничего, обо всем говорит само происшествие: «Вы все попрали закон, все бывшие там. Она для вас – козел отпущения, которого вы выбрали, чтобы избавиться от своих грехов и обеспечить себе алиби, мол, “я соблюдаю закон! у меня, конечно, есть некоторые слабости, но я люблю закон и соблюдаю его!”».

Вы понимаете, какое страшное существо человек? Каким отвратительным он может стать? Христос показывает им, что у них у всех есть проблемы с законом. Тем не менее Он не хватает камень, чтобы бросить в них, не созывает учеников, чтобы велеть им: «Бросайте в них камни, потому что у них такая же проблема!» – а всем прощает и говорит противоположное:

– Всё, больше никто бросать камней не будет!

Тем временем фарисеи пришли в ужас, и им уже, естественно, расхотелось бросать в нее камни. А Христос всё сидел и писал на земле, пока все не разошлись. Уходили же они потому, что кто задерживался, тот видел, как его имя появляется на земле.

Наконец женщина осталась одна, и Христос спрашивает ее:

– Осудил ли тебя кто-нибудь?

– Нет, Господи, никто!

– И Я тебя не осуждаю.

Посмотрите, какая доброта! А мы умудряемся превратить Христа в небесного жандарма

Вы только посмотрите, какая доброта! Это одно из самых потрясающих выражений в Евангелии. Если бы мы познали Христа по таким моментам, мы бы Его никогда не оставили, но только мы Его не познали. Мы умудряемся превратить Его в небесного жандарма, каковым Он никогда не был.

«И Я тебя не осуждаю!» Почему же Он ее не осуждает? Ведь закон категоричен, а она не собирается оправдываться, мол, «я не виновата» – наоборот, всё признает. Она ведь прекрасно знает, что виновата и что наказание за прелюбодейство – побивание камнями, но нисколько не возражает и не говорит: «Да я ничего такого не делала!» Наоборот, сознается, что сделала это, – и слышит от Христа такие слова. Почему же? Именно потому, что Он «пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин. 12: 47).

Тот факт, что Христос не судит нас на данном этапе, переворачивает нам душу: Он не употребляет власть, а только служит нам. Ты согрешаешь, идешь к священнику, он читает над тобой разрешительную молитву и всё! Тебя уже судить за это не будут. Тебе надо только пойти ко Христу, чтобы это произошло. И Христос через Своих преемников – епископов и священников – скажет тебе:

– И Я тебя не осуждаю.

Ведь Христос говорит еще: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20: 23). Какую же колоссальную власть Он дает священству! Не всем людям, а им.

Христос принял состояние этой женщины и признание как исповедь. Принял это ее молчание как исповедь, читает над ней разрешительную молитву и говорит:

– И Я тебя не осуждаю, иди и больше не греши! Будь осторожней: то, что ты сделала, – это грех! На данный момент всё удалено, но впредь будь осторожней! Не греши против Той Любви, Которая тебя простила! Она тебя прощает без малейшего действия с твоей стороны.

Представьте себе, какое сильное переживание Божией любви получила эта женщина, ведь когда Христос сказал ей: «И Я тебя не осуждаю», – в этот миг Святой Дух ее очистил. Ведь Христос ничего не делает Сам, но Святой Дух всегда содействует Ему, и так Он даровал ей прощение. То есть в эту минуту она ощутила эту колоссальную свободу, а также колоссальную благодарность, и отныне у нее уже есть серьезные причины благодарить Его.

Кто согрешает, тот может пойти к духовнику, но только надо идти не за тем, чтобы быть оправданным (горе тому, кто пойдет с этой целью), а чтобы сказать: «Я согрешил», – и тогда прощение придет как дар.

Посмотрите на другую сцену, из книги Бытия. Адам сказал Богу:

– Жена, которую Ты мне дал… (Быт. 3: 12).

То есть «это Ты во всем виноват, потому что дал мне такую бестолковую жену. Ты!»

Жена не говорит таких же слов, но тоже сваливает на другого:

– Это змей меня обольстил!

И в этот миг Бог говорит им:

В их ситуации нет предпосылки для исповеди. Если бы они сказали: «Мы согрешили!» – тогда всё пошло бы по-другому. Падение Адама заключалось не в том, что он поел от плода, по поводу которого у отцов есть различные толкования насчет того, что именно он собой представлял, нет, совершённое Адамом – это чисто духовный грех, и на тот момент не существовало предпосылок для их прощения. Если бы Адам сказал: «Прости меня! Жена в этом не виновата и змей тоже, это я виноват. Накажи меня! Я согрешил. Потому что я – глава жены», – не правда ли? – то в этот миг мы увидели бы прощение и грехопадения не было бы. Человеческая история была бы другой. Но этого не случилось.

Есть у нас такая игра в «ты виноват». Мы и Богу говорим: «Ты виноват!»

Есть у нас такая игра в «ты виноват». Как диавол говорит Богу:

– Ты виноват! Ты виноват в том, что я делаю. Ты, потому что это Ты сделал меня таким!

Так и многие из нас говорят Богу это «Ты виноват».

Но горе нам, если мы говорим Богу «Ты виноват», потому что после этих слов исчезает всякая надежда на то, что Бог нам поможет. То есть виноваты другие. Как же тогда действовать Богу и как нам помочь?

Знайте, что кто совершает какой-нибудь грех или зло, но скрывает это и оправдывает себя, такой человек несчастен. Он, конечно же, позволяет себе делать то, что хочет, но он несчастен. Возьмите, к примеру, Гитлера. Кто станет его оправдывать? А Муссолини? Чаушеску? Кто? Да и в своем окружении возьмите людей, которых знаете и которые сделали что-нибудь преступное, кто их станет оправдывать? Никто! Все их ругают, проклинают, и это проклятие – бремя для их души там, где она сейчас находится. Понимаете?

Однажды пришли мы к старцу Паисию, а у него были молодые люди, и один из них говорит:

– Геронда, кругом царит зло! Повсюду зло и неравенство!

Старец послушал его, опечалился и наконец сказал:

– Даже разбойники, и те доверяют самому лучшему и честному из них хранить украденные деньги!

Воры доверяют деньги самому лучшему в банде, чтобы он их не украл. То есть честность и добродетель ценятся, и ценность их не пропадает, где бы мы ни находились. Бог всегда подаст благодать, добродетель и награду в этой жизни и за самое малое добро, которое сделаем. И, соответственно, мы получим возмездие за зло, которое совершим. Это духовные законы.

– А если человек не получит заслуженного за то зло, которое совершил, геронда? – спросили мы старца Паисия в другой раз, и он ответил, что этому человеку, как диаволу, воздастся за всё сразу.

Если вы почитаете Ветхий Завет, то увидите, что ни одно большое бедствие, ни одно несчастье или преступление, совершённое людьми, не оставалось без возмездия. Это духовный закон. Потому что Бог так действует: ты от Него уходишь, и Он позволяет тебе уйти – а это и есть ад и наказание. Но только не Бог создает этот ад. А потом другой (диавол) тебя подбирает. Он тебя дожидается.

– Ты что, не хочешь быть со Мной? Ну что поделать, – и тут приходит диавол.

Бог держит нас какое-то время, но потом из уважения к нашему произволению позволяет нам уйти. Отцы говорят, что существуют разные стадии богооставленности. Ведь одно дело – воспитание Богом, и совсем другое – богооставленность. Воспитание Богом – это то, что мы испытываем все: ты порываешься уйти, Он отпускает твою руку, как ты на миг отпускаешь ручку малого ребенка, и он за тебя опять хватается.

Бывает богооставленность по икономии, по сокрытию и по отвержению. Страшнее всего богооставленность по отвержению. Там нужен громадный подвиг, и дается она при очень тяжелых состояниях. «Не отвержи лица Твоего от мене», – говорит святой пророк Давид (ср.: Пс. 50: 13). Те крупные преступники, которых мы упомянули, претерпели именно эту богооставленность. Для них тоже есть спасение, но пройти этот путь им чрезвычайно трудно, потому что они очень далеко отошли от Бога. А если так, тогда, конечно же, другой (диавол) получает права на человека, потому что если он не исповедуется по 10, 20, 30 лет, тогда диавол вступает в права.

Мы часто видим людей, которые привыкают ко злу и уже не могут от него избавиться. Это оковы, привычка. Скажу по-другому: у тебя есть свет, но ты от него отдаляешься и оказываешься во мраке. Это духовный закон. Бог неизменен, бесстрастен и свободен и поэтому хочет, чтобы и ты был свободным. Он вообще не нарушает твоей свободы. Ты приближаешься к Нему, чувствуешь всю благость любви и света, но в какой-то момент от Него отходишь, и тут начинаются трудности, мрак, искушения, муки. Или стоишь на каком-то серединном расстоянии, как это делает большинство людей.

Один отец приводит следующий пример. Святой Дух подобен воздуху, который входит в комнату, но когда ты начнешь заполнять ее чем-нибудь, например водой, она постепенно будет вытеснять воздух. Таков закон. Закон свободы, говорит святой Марк Подвижник [1] . То есть это не Бог, а ты сам решаешь.

Напоследок расскажу вам анекдот. В некоем селе один человек подходил к иконе святого Георгия Победоносца и ставил две свечки в разных местах. Однажды священник подошел и спрашивает его:

Читайте также: