Притча о двух бесноватых

Обновлено: 18.05.2024

Так, с места в карьер. Вводные: Иисусх Христос верил в существование «бесов» и «нечистого духа». Мало того, умел с этим бестиарием говорить. Обладая божественными способностями, творить всякую чудотворщину типа «изгнания». Для начала прочитаем зубодробительный эпизод Нового Завета.

«И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.
Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо [Иисус] повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.
Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и [бесы] просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.
Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.
Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.
И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом.
Он вошел в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус». ( Лук.8:26-39 ).
(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

Поверхностный анализ .

В толковании воодушевленных церковников выведет некритичного читателя на поле «борьбы умов». Все изящно и мудро. Не погружая Читателя в сравнение эпизодов трех Евангелий (от Марка, Луки и Матфея) сразу осажу излишне критичных атеистов, выискивающих блох в каждой строчке.

Иисус два раза выгонял по «легиону бесов» из бесноватых в стране Гадаринской или Гергесинской. Каждый раз позволял (после коротких переговоров) этой нечисти вселиться в большое стадо свиней (2000 рыл у Марка). Оно весело бежало к озеру, открывало встроенные в тушки кингстоны, самозатапливалось. В Евангелии от Матфея упомянуты двое бесноватых, в Евангелиях от Марка и Луки — по одному. Не будем напирать на разночтения в числах, не суть. Считаем: большое стадо свиней утонуло два раза, исцелено трое бесноватых.

Материальный ущерб. Тысячи свиней, однако. Так по миру можно пустить обитателей земли Гадаринской. Не по этой причине жители запретили Христу дальше вершить свои подвиги, проповедовать у себя? Очень может быть. Но, тогда в чем логика Иисуса, ведь таким поступком он отрезает от Слова Божия целую землю. Ладно, пусть будет иносказательным сие. «Свиньи, одержимые бесами» — это грехи и вредные привычки (любимое толкование деревенских батюшек).

С точки зрения обитателей первого века как это понималось? Предположим… как некая плата за услуги. Изгнание «бесов» сложное дело, немногочисленные специалисты с «божиим даром» на такое способны. Избавить от нечисти и грехов сложным ритуалом. Но, две тыщи хрюшек. Не велик ли гонорар?

Из текста следует: местные (наверняка с радостью) узнали об исцелении бесноватых Иисусом. Признали чудом. Но алчность взыграла, когда стал понятен ущерб. Огорчились потере огромного стада больше, чем обрадовались действу исцеления. Не бузили, правда. Настойчиво (и вежливо) просили Иисуса удалиться.

Итак, задача Проповеди не была выполнена Христом. Ошибся? Почему не выгнал бесов… в «бездну», нанес имущественный ущерб мирным людям? Техника лечения такая? Религии всех времен были уверены: любая болезнь (особенно одержимость душевнобольных) — проявление вселения в человека нечистого духа или бесов. Это еще эллинская практика, древнегреческая. Действительно существовал подобный обряд очищения. В Элевсине бросали в море свиней, «обремененных» всеми грехами членов общины.

(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

Тогда получается, стадо свиней выступило пожертвованием жителей с целью исцеления больного от власти бесов. В широком смысле — они вселились в несчастного не по его проступкам, из-за неправедности окружавших жителей. Тогда это честная сделка. Бесы имеют право получить такое пожертвование. Покидают больного, взявшего на себя грехи. О чем просят Иисуса, он не вправе отказать. Закон-с.

Вопрос… о свиньях. У евреев это нечистое животное, зачем тогда разводить такое неимоверное их количество? Ответ такой даден. Не только евреи могли жить в тех землях, а любители бифштексов другой веры и этноса. Пусть так, проверим.

Ехидные вопросы теперь ,

куда без них. Тивериадское море, то есть Геннисаретское озеро, было местом событий. Бесплодная и малонаселенная земля в том месте, где причалил к берегу Христос. Чтобы совершить обряд «очищения от грехов», рядом с местом избавления от нечисти бесноватых… находятся 2 000 голов «тары». Предположим, это такой обряд: посвящаемые купаются с поросятами, в которых переходят их грехи. Пусть, хотя для ближайшего города 50 верст, до другого — 30. Полной пустыни. Свиньи там не паслись, как ядовито троллят атеисты. Их специально пригнали. Но даже с тем допущением… мимо.

Описываемое в Евангелиях переселение духов в свиней — в греческом мистицизме имело другое значение: в свиней переходили грехи, а не бесы-демоны. Самоутопнуть эти животные не могли, они прекрасные пловцы. С «обрыва» прыгнуть тоже. Восточный берег Геннисаретского озера очень полог. Ищем скрытые смыслы тогда. Иудейское представления о свинье, как сатанинской твари? Самом удобном «сосуде» для размещения духов зла?

Тогда понятно, откуда европцы выдумали дичайшие средневековые легенды, где свинья выступает посредником между евреями и дьяволом. А некоторые миниатюры и книжки отождествляют иудеев с этими животными. Была живуча мерзкая байка, в которой Христос превратил еврейку в свинью. В «Каталоге тайных еврейских хворей» Франциска из Пьяченцы (1602 г.) написано:

«Евреи из колена Нафтали приказали своим детям спрятаться в свинарниках, визжать и хрюкать. Когда Иисус, несший крест, проходил мимо, их родители спросили его, что это было. Иисус ответил: «Это ваши дети». Но поскольку евреи настаивали, что это хрюкали свиньи, Иисус сказал: «Если они свиньи, пусть будут свиньями и остаются свиньями».
Средневековая оскорбительная миниатюра про евреев (Иллюстрация из открытых источников) Средневековая оскорбительная миниатюра про евреев (Иллюстрация из открытых источников)

География.

Идем дальше, проверяем допущение: кто жил в стране Гадаринской. Могли эти люди держать свиней в неимоверных количествах? По климатическим показателем тех лет — не могли. Пустыня. Корма не напасешься, римского гарнизона тоже (может провиантское стадо какое). Гадара — укрепленный город Гадаринской области за Иорданом. Под ним понималась «страна». Места Нового Завета, библейской притчи найдены, апостолы все верно описали. Один — город Гадару, второй— город Гергес. Один и тот же округ.

Они входили в так называемое Десятиградие, россыпь г ородов на восточном берегу Иордана. Со времен Александра Македонского были населенны преимущественно «не-евреями», смешанным эллинизированным народом. Сразу тогда вопрос: зачем Иисус вдруг отправился к язычникам? Он ходил с железной легендой всюду: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Матфей 15:24). Специально наставлял апостолов: «на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите» (Матфей 10:5). Неувязочка.

Хотя никаких противоречий. Гадара (на момент появления Христа) уже больше века находилась под властью Иудеи. Со времен царя Александра Янная, присоединившего эту область около 96 года до Р.Х. Это подтверждает Иосиф Флавий: речь идет об иудейском городе. Значит… законы тут были соответствующие. Религиозные. Установленные и одобренные Синедрионом. Даже больше. Иудея уже была разделена на пять малых синедрионов: Иерусалим, Гадара, Амафунт, Иерихон и галилейский Сепфорис. Это проблема. Придется опять прыгать возле… поросят.

Табу!

Употребление этого мяса в пищу категорически запрещено иудеям Торой, в Библии можно прочесть во «Второзаконии». Это 172-я заповедь для еврея. В Талмуде животное сравнивают с ходячей клоакой и:

«Проклят человек, выращивающий свиней; проклят человек, обучающий своего сына греческим премудростям».

Свинье запрещено ходить по земле Эрец Исраэль. Ее с древнейших времен даже стараются не называть своим именем, говоря вместо этого «давар ахер» («другая вещь»). И вдруг апостолы описывают огромное стадо хрюшек. Православные хитрецы это объясняют так: даже в современном Израиле разводят свиней на экспорт. Фермы устроены так, что свиньи находятся на деревянных помостах. Ни одно нечистое животное не ступает на священную землю. Не сходится. В нашем эпизоде они мирно паслись «вдалеке».

Предположить, что на территории, где власть принадлежала синедриону и действовало законодательство Закона Иудейского, существовал анклав со свиноводством — невозможно. Даже находясь под оккупацией Рима, имперские прокураторы никогда не вмешивались в вопросы религии. Категорически. Христа Понтий Пилат не мог распять или простить. Без решения Синедриона.

Но даже чудо такое случилось… кто-то тайно разводил тысячи свиней. Как еврей Иисус допустил осквернение их утопленными тушами Тивериадского моря, Геннисаретского озера? Обрек на жажду сотни тысяч людей? Его бы камнями забили в первом же селении за такие процедуры экзорцизма. Тупик.

Аллегория.

Понятно, что всамделишного геноцида свиней не было. Можно еще дюжину аргументов привести, но статью уже пора заканчивать. Сходим в бурлящую Иудею тех времен, постараемся найти какие-то скрытые смыслы этой притчи. Свиньи, хм… Так после восстания Маккавеев в Иудее называли приверженцев эллинистической (захватнической) культуры.

Римский император Адриан после разрушения Иерусалима приступил к давно анонсированной затее: превратить гнездо иудейской веры в языческий город. Велел построить на месте старой разрушенной столицы новый город, основать приличную «колонию», заселить ее ветеранами-легионерами, поселенцами-римлянами, греками и сирийцами. Всеми… кроме евреев.

Новый город получил название Элия Капитолина, в честь императора Элия-Адриана и Юпитера Капитолийского. Храмовая гора была очищена от развалин времен Тита, земля специально перепахана. На месте иудейского храма был воздвигнут храм Юпитера. На южных воротах, по дороге в Бетлэхем, красовалось изображение свиньи. Евреям поначалу было запрещено даже показываться в черте города, за ослушание — смерть.

Макет «римского» Иерусалима (Иллюстрация из открытых источников) Макет «римского» Иерусалима (Иллюстрация из открытых источников)

Хранил железный порядок Империи в Иудее римский Десятый Легион. Их было два в номенклатуре: Legio X Fretensis и Legio X Gemina. Около границ еврейских земель (в Сирии) квартировал как раз первый. Официальными символами этого легиона были кабан (свинья) и галера. Поэтически это подразделение звали «легион морских проливов» (по месту комплектования на Сицилии).

Римские власти никогда не держали в Иудее крупные силы. До Пилата Х легион был прописан в Сирии. Но знаменитый прокуратор (не без оснований) опасался грандиозного восстания, рискнул ввести войска обратно в Иерусалим. Обосновались солдаты в бывшей крепости Ирода, примыкавшего к Храму. Очень умно… Лагерь язычников прямо под стенами святого места иудеев.

А теперь, взяв в оборот эти факты, расшифровываем библейскую «поросячью» притчу. Очень просто всё: «Свинское (эллинистическое и бесовское) владычество Рима — необходимо утопить!». Идея это остроумного конструкта, судя по всему, принадлежит кому-то из евангелистов. Не очень довольному показному и демонстративному смирению Иисуса, его лояльности к существующему режиму. Это Ему можно, он просветленный. А патриоты-апостолы так вряд ли думали.

Автор Евангелия придал этому глухому протесту иудеев форму притчи, подлинное содержание которой легко читалось современниками. Но с трудом понимаемо с каждым новым веком. Иначе не выходит сложить пазлы.

(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

Выводы .

Выдача человеческих грехов свиньям, с последующим утоплением несчастного животного — античный греческий обычай, который вороватые ромулы упёрли оттуда вместе со всем пантеоном богов. Х легион римлян олицетворяет собой мерзкую, богопротивную (принесенную от бесов) силу. Которую сначала изгнать, а желательно — утопить в море Средиземном. Ошибку перевода притчи на церковно-славянский со словом «Легион», имени собственного и с заглавной литерой — разбирать не будем. Это ошибка переводчиков. И очередная аллегория, указывающая на фактическую численность иерусалимского гарнизона (около 2000 душ). Больше в крепости Ирода не поселить.

И последний гвоздь. Такого события не могло быть с точки зрения иудаизма. В Торе существует однозначный запрет на причинение вреда животным (кроме милосердного забоя для пищи). Запрещено обижать одно животное. Даже ненавидимое иудеями свиное поголовье — творение Божие. Геноцид против — преступление. Не кашерное… и всё тут. Не замечаем, называем «другой вещью».

Похожая притча

Чудо с гадаринскими бесноватыми. Художник: Брайтон Ривьер

Чудо с гадаринскими бесноватыми. Художник: Брайтон Ривьер

В повествовании евангелиста Матфея об исцелении Христом бесноватых в стране Гергесинской есть один любопытный момент. Когда Господь подошел к бесноватым, чтобы исцелить их, «бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное» (Мф. 8: 31–32). Господь не только слушал бесов, но и услышал их: исполнил их просьбу! И это удивительно, ибо обычно словами Христа, обращенными к бесам, были: «Замолчи, и выйди из него». По мысли святых толкователей, это связано с той пользой, которую Господь видел в исполнении просьбы бесов. Святитель Иоанн Златоуст говорит:

«Для чего Христос исполнил просьбу демонов, позволив им войти в стадо свиное? Во-первых, для того, чтобы освободившимся от этих злых мучителей показать величие вреда, причиняемого им этими злоумышленниками; во-вторых, для того, чтобы всех вразумить в том, что бесы без Его позволения не смеют даже прикасаться и к свиньям; в-третьих, для того, чтобы дать знать, что с людьми бесы поступили бы даже еще хуже, нежели со свиньями, если бы те в таком несчастии не удостаивались великого промышления Божия».

Подобный случай, когда Господь ради благих целей «прислушался» к сатане, описан в книге Иова. В ней приводится целый диалог между Богом и диаволом о достоинстве праведного Иова:

«И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно.

И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, – благословит ли он Тебя?

И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги.

И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его» (Иов 2: 3–7).

Рассматривая этот загадочный отрывок, святитель Иоанн Златоуст говорит, что Господь попустил диаволу поразить Иова проказой для того, «чтобы еще более прославить раба Своего, отнять у диавола всякий предлог к бесстыдству и обратить на его же главу его поступки с праведником», ибо, когда Иов и в тяжелой болезни прославил Бога, диавол был посрамлен.

Таким образом, мы видим, что как в случае с праведным Иовом, так и в ситуации с гергесинскими бесноватыми Бог входит в общение с темными духами и даже прислушивается к их просьбам, преследуя Свои благие цели, которые диаволу на тот момент и неизвестны, и непонятны.

Но как же тогда действует в этом мире Господь, если, по слову Самого Христа, диавол – «князь мира сего», а значит, в этом мире ему дана великая власть? Ответ очевиден. Диаволу попущено действовать таким образом, что Господь использует эту власть всегда в Своих целях!

Диаволу попущено действовать в мире сем, но таким образом, что Господь использует это всегда в Своих целях!

И потому власть диавола в нашем мире – лишь орудие благого Бога! Вот как говорит об этом святитель Иоанн:

«Древний змий не имеет над нами никакой власти, если не попустит ему Бог по неизреченному Своему попечению о нас. И хотя может лишить человека жизни, если попустит Бог, зла не может сделать, а от Бога выпрашивает (позволение). Хотя он и пал, знает, что если Бог не попустит, сам он ничего не может сделать против кого-либо. А попущение нужно понимать так, что дается премудро, так как происходит от Бога».

Из этого следует интересный вывод. Такие события нашей жизни, которые приносят нам страдание, могут совершаться по действию диавола и быть в то же время попустительным действием Самого Бога. Только цели при этом у Бога и диавола разные. И кто достигнет своей цели, во многом зависит от самого человека, с которым все происходит, ибо, по слову апостола Павла, «любящим Бога… все содействует ко благу (Рим. 8: 28).

За кем пойдет человек – за Богом или за диаволом, – зависит от самого человека

В качестве примера вспомним исцеление гергесинских бесноватых. Благодетельное действие Христа, когда Он исцеляет этих двух несчастных людей, должно было распространиться и на жителей этого места. Увидев чудо необычайного исцеления и внезапного и необъяснимого потопления свиней, они должны бы были проявить сильнейший интерес ко Христу и таким образом получили бы шанс обрести веру. Увы, жители испугались, озлобились и попросили Христа уйти, потеряв, быть может, свой единственный шанс… Впрочем, сами исцеленные обрели новую жизнь.

Преследуют свои цели Бог и диавол и через сферу взаимоотношений между людьми. И этот вопрос всегда был в фокусе внимания учителей Церкви. Обучая нас верному пониманию поступков ближнего, святые отцы всегда подчеркивают их посреднический характер. Вот как говорит об этом святитель Игнатий (Брянчанинов):

«Люди – слепые орудия во всемогущей деснице Промысла; приводят в исполнение то, что Он повелевает или попускает».

Человек, совершая что-либо, может действительно руководствоваться злым чувством и быть в этом случае орудием диавола. Но при этом и сам диавол является тоже лишь орудием в руках Промысла Божия, попускающего это нам для нашей пользы! И это важно понимать, чтобы в нас мало-помалу созревало христианское отношение к неприятелям и врагам.

Задумаемся: почему заповедь Христова о любви к врагам кажется абсурдной и несправедливой с позиций человеческой логики, а с точки зрения Истины – праведна? Думается, именно потому, что, поступая с нами несправедливо, а подчас и бесчеловечно, наш недруг все же вспомоществует, пусть и несознательно, Богу в деле нашего спасения. А потому он есть, по сути, наш благодетель! Поэтому никакого существенного зла ближний нам причинить не может. Существенное зло приходит к нам иным путем.

Поступая с нами несправедливо, наш недруг помогает, пусть и несознательно, Богу в деле нашего спасения

Святитель Игнатий в другом месте пишет о том, что настоящее зло человеку приносят не скорбные жизненные обстоятельства, а те внутренние колебания, которые при этом могут посещать душу. Происходят эти колебания нередко тогда, когда мы, не понимая истинного значения поступков ближнего, начинаем вскипать гневными и осуждающими чувствами против него. Вот это для нас по-настоящему и опасно! Но если мы усвоим мысль о том, что наш недруг – это наш благодетель, то с помощью Божией можем избежать этой опасности. Если только усвоим…

При этом остережемся сами быть подобными «благодетелями» для других! Важно понимать: совершая грех по отношению к ближнему, мы сами становимся орудием в руках демонов, и, хотя Господь обратит наше дело на благо потерпевшему, нам от этого не будет никакой пользы. Став орудием диавола, мы лишь приблизим свою погибель.

И последнее. Достоинство всякого поступка определяется целью. При этом его внешняя оболочка, то есть внешний образ действия, как фантик от конфеты, может быть очень обманчив, и нередко таким «фантиком» обманывается даже сам действующий. Поступая, как он думает, правильно и справедливо, он, тем не менее, может совершить зло. Происходит это в том случае, когда цель в реальности определена не благим побуждением, а действием в человеке страстей. Тогда уже белое становится черным, а черное – белым. И сегодня можно встретить это на каждом шагу. Такое действие производит в людях диавол, пытаясь научить их своей «науке». А посему дай нам Боже, чтобы наши цели и действия всегда совпадали лишь с Его целями в этом мире.

Похожая притча

После кончины митрополита Антония Сурожского среди его вещей была обнаружена кассета с беседами на избранные фрагменты Евангелия от Марка. Представляем вашему вниманию одну из таких бесед, посвященную исцелению гадаринского бесноватого. Текст публикуется с любезного разрешения издательства «Никея», выпустившего книгу владыки Антония «Пробуждение к новой жизни. Беседы на Евангелие от Марка» с этими неизданными ранее его беседами.

Митрополит Антоний Сурожский

Митрополит Антоний Сурожский

Вступая в пятую главу Евангелия от Марка, я хочу вам прочесть первые семнадцать стихов, и затем мы остановимся на их значении.

И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями; потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы; и никто не в силах был укротить его. Всегда ночью и днем в горах и гробах кричал он и бился о камни. Увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему. И, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом: не мучь меня. Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, вышедши, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море. Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось. Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет и в здравом уме; и устрашились. Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях. И начали просить Его, чтобы отошел Он от пределов их (Мк. 5: 1–17).

Этот рассказ многогранен, к нему можно подойти со множества сторон. Я хочу остановиться именно на разных сторонах и раньше всего обратить ваше внимание на одно обстоятельство, связанное с Господом Иисусом Христом. Спаситель Иисус Христос есть Бог, ставший человеком. Он — Слово Божие, сотворившее вселенную, Он управляет всем миром премудростью Своей. И вдруг здесь, как в целом ряде других случаев, Он, казалось бы, забывает обо всем, потому что перед Ним одна конкретная нужда, один конкретный страдалец: этого достаточно, чтобы Он обратил на него все Свое божественное и человеческое внимание. Это замечательная черта во Христе, это замечательная черта в Боге. Мы часто думаем, что есть вещи великие и стоящие, и есть малые и мало стоящие внимания. Не так с Богом. Нет такого страдания, нет такой боли, нет такой нужды, нет такой радости, которой не мог бы приобщиться Бог всецело, всем Своим Существом и внести иногда в безвыходное положение новый элемент, открыть как бы дверь, которая сделает это положение небезвыходным.

Исцеление гадаринского бесноватого

Исцеление гадаринского бесноватого

Вот и здесь Христос, Бог вселенной, будто забывая все на свете, все Свое внимание обращает на этого человека, потому что этот человек страдает, потому что ему нужна помощь, потому что он в горе. Нам стоит задуматься над этим, потому что не так поступаем мы с людьми, которые в нужде. Когда нужда охватывает сотни, тысячи людей, мы вдруг просыпаемся и начинаем действовать, но, когда перед нами один-единственный страдалец, а вокруг житейские заботы, собственные нужды, все то, что составляет нашу личную и общественную жизнь, мы проходим мимо. Ну да, он страдает, но это же маленькое, частное дело, разве можно это сравнить со всемирной историей, с событиями вселенной? И мы забываем, что каждый человек бесконечно драгоценен, что второго такого человека не существует и никогда не будет существовать, что он — единственный во всей вселенной и во все века. И обратить на него внимание надо в любой момент, всецело, даже когда нас призывают обстоятельства, жизнь к другому, к тому, что кажется нам более широким, более глубоким.

Я когда-то был врачом и пережил это очень сильно, когда, будучи военным хирургом, видел, как разверзается, страшно развивается война, и вместе с тем единственной моей заботой должен быть тот человек, который передо мной лежит на операционном столе. Ничего другого на свете нет, если даже обстреливают больницу или санитарный пункт, где мы находимся, мне до этого нет дела. Только один человек существует: этот человек, другого нет.

Пробуждение к новой жизни. Беседы на Евангелие от Марка. М.: Никея, 2013.

Пробуждение к новой жизни. Беседы на Евангелие от Марка. М.: Никея, 2013.

И мне кажется, что здесь Христос нам дает пример, потому что если мы так относились бы, с таким вниманием, с такой зрячестью ко всем людям вокруг нас, то жизнь была бы совершенно иная. Мы не жертвовали бы всем ради какого-то дела, мы не жертвовали бы и делом, потому что при верном подходе к делу перед нами раскрывались бы возможности, которых иначе бы не было.

Мне вспоминается сейчас один священник. Он ко мне пришел и сказал, что жена его попросила со мной поговорить. Их жизнь стала безрадостной, с тех пор как его священническая деятельность расширилась, он занят только другими людьми, а жену, детей своих он едва видит. И в результате жена несчастна, а дети — без отца. Я ему тогда сказал: «Ты знаешь что сделай — уменьши наполовину свою пастырскую деятельность». — «Как же я могу, ведь это — мой долг перед Богом и людьми?!» — «Нет, первая твоя паства — это жена и дети». — «Но я отвечу за всех тех, кого оставлю без внимания за это время. Я в ад за это могу пойти!» Я тогда ему сказал: «Знаешь, если ты это сделаешь по послушанию, то в ад пойду я, а не ты». Он просиял и говорит: «О, тогда все хорошо!» (Я не совсем так чувствовал, но был рад, что он так отозвался.) «И что же мне делать?» — «Половину времени, которое ты посвящал своим пасомым, отдай жене и детям, позаботься о них всецело, и увидишь, что будет».

Прошло несколько месяцев, и жена ко мне пришла и говорит: «Знаете, я просто не понимаю, что у нас случилось: мой муж половину своей пастырской работы оставил, все это время он отдает нам. А пастырская работа совершенно преобразилась. Вместо того чтобы он бегал по домам, к нам приходит несметное число прихожан и говорят: «Мы пришли к вам в дом, потому что мы хотим увидеть, что Бог может совершить над семьей, если семья всецело Ему предана. Ваша семейная жизнь является светочем в нашем приходе. Нам не нужно, чтобы отец В. нас посещал постоянно, нам довольно прийти и увидеть, что Бог совершает в вашей среде и, уверившись в этом, спокойно идти домой и жить так же».

Разве это не замечательно? Разве это не пример, разве это не притча в действии и в реальности?

После того как я говорил о самом Христе, теперь хочу остановиться на бесноватом. Бесноватый — это человек, который одержим, который над собой власти не имеет, является как бы посмешищем и игрушкой иных сил. Эти иные силы — я в этом глубоко убежден, так учит нас и Священное Писание, и жизнь и учение Святых Отцов Церкви — могут быть действительно бесовские, но не всегда действуют в таком размере и с такой яркостью, с которой они описаны здесь. Это может быть «чертовщина» в нашем русском смысле слова. Человек может быть одержим страстью к питью, быть пьяницей, страдать запоем, человек может быть сладострастником. Это может быть человек, неспособный удержаться от гнева, это может быть человек, который неудержимо влечется к воровству, это может быть человек, который пылает ненавистью, завистью, ревностью, мало ли чем. Всмотритесь, будто в зеркало, в свою собственную душу, и вы увидите, сколько в ней страстей, может быть, мелких, может быть, не таких трагических, как явное беснование, сколько таких страстей в каждом из нас, которые не дают нам свободу быть полностью достойными самих себя. Помните слова Некрасова: «Хоть и злоба во мне велика и дика, а до дела дойдет — замирает рука» [1] . Замените слово «злоба», словом «вдохновение», «желание» и вы увидите: сколько раз бывало, что — о да, как бы хотелось. о да, я с такой готовностью. А когда дойдет до дела — ни с места. Поэтому мы должны трезво относиться не только к драматическим беснованиям, которые находим в Священном Писании и в нашей жизни, среди людей вокруг нас (хотя реже, чем иногда это представляется), и подумать над теми мелкими бесами, которые делают нас такими же мелкими и чуждыми правде Божией и правде человеческой, как и этого бесноватого.

Но замечательно в этом человеке то, что он не только беснуется. Как только бесноватый оказывается перед лицом Христа, даже когда еще издали Его видит, он во Христе видит покой, видит в Нем гармонию, он в Нем видит цельность истинного Человека, и одновременно в этой цельности прозревает Бога, таящегося в Нем. И он падает к ногам Христа и поклоняется Ему, потому что даже для бесов Бог есть Тот, Который владеет всем, Который Хозяин вселенной, видимого и невидимого мира.

Но эти бесы остаются бесами. Одержимый падает к ногам Христа, но нечистота, нечистые силы, нечистые влечения в нем кричат Христу: «Зачем Ты пришел? Оставь нас, уйди!» И Спаситель спрашивает: «А как вас звать?» — «Нам имя легион», т. е. целое полчище сидит в этом человеке, как в гнезде. А в нас что сидит? Сколько мелких чертенят, сколько мелких бесов нами владеют: зависть, и ревность, и сладострастие, и трусость, и ложь, и жадность, и сребролюбие, и ненависть, и злоба, и отказ простить чужую обиду и т. д. и т. д. В нас тоже, можно сказать, легион сидит.

Исцеление Гадаринских бесноватых. XIV в. Фрагмент фрески

Исцеление Гадаринских бесноватых. XIV в. Фрагмент фрески

И Христос повелевает им уйти, но для этих бесов уйти — значит вернуться в бездну. Они хотят как-то удержаться в видимом мире, чтобы не идти во тьму кромешную, уготованную дьяволу и служителям его, и просят Христа: «Пусти нас в это стадо свиней». Часто задается вопрос: почему, чем эти свиньи им приглянулись? Дело в том, что среди евреев, так же как и среди мусульман, свинья является символом нечистоты, и из всех животных, которые вокруг были, бесы увидели то существо, которое всем провозгласит, кто они такие. Они ушли — куда? В область ритуальной нечистоты.

Еще дальше образно показано, что бывает, когда эта нечистота получает власть: все стадо бежит и кидается в море, погибает. Из этого наглядно видно, что бывает, если злу, даже бесенятам, даже мелкой мерзости, дана полная свобода: она нас приведет к погибели, к разрушению, к смерти.

А дальше? Дальше происходит что-то очень страшное. Пастухи убегают поднимать весь народ в деревнях, в городе, рассказывают, что случилось, и люди спешат посмотреть, что же там совершилось, посмотреть на бесноватого — и видят, что он теперь в здравом уме, одет. А свиньи где? Потоплены. И тут происходит ужасная вещь: что этот человек исцелен — им все равно, а что их свиньи погибли, это — да, ужас. Второго такого случая они не хотят видеть. Они обращаются ко Христу и говорят: «Уйди из наших пределов. Спасение одного человека такой ценой, таким ударом по нашему карману — нет, на это мы не согласны». Мы с ужасом читаем такой рассказ, мы думаем: как это возможно? А на самом деле, разве мы готовы в каждом отдельном случае пожертвовать своим благополучием, своим добром для того, чтобы один человек выздоровел, вошел в жизнь, очнулся? Не всегда. И потому не будем очень укорять этих гадаринских жителей, а подумаем о себе. Как отвечу я? Если вдруг все мое имущество, все то, на что я надеялся, чтобы разбогатеть и жить благополучно, у меня будет отнято ради того только, чтобы один человек стал нормальным, здоровым, начал новую жизнь, — что бы я на это сказал? Задумаемся над этим, потому что мы не во всем лучше этих людей.

А дальше? Христос уходит, и бывший бесноватый хочет за Ним последовать: «Пойду с Тобой». Он не хочет разлучиться с тем Человеком, Который ему дал новую жизнь. И Христос ему говорит: «Нет, иди к своим, расскажи им, что случилось». «Свои» — это те же самые жители, гадаринцы, они, может быть, тоже свиней потеряли. Как они его примут. Кроме того, мы все знаем, что свидетельствовать перед чужими не так трудно, потому что они нас не знают, а свидетельствовать о чем-то великом, что с нами случилось лично, перед своими близкими гораздо трудней. Ответ очень часто бывает: «Ну, рассказывай! С тобой? Такое чудо случилось? Такое не бывает с людьми, подобными тебе!» И вот на что посылает Христос этого бесноватого и каждого из нас, кто силой Христа, силой веры во Христа отречется от всей своей бесноватости, начнет новую жизнь оздоровленным, исцеленным, т. е. ставшим целым, вот на что нас зовет Господь: «Пойди к своим, пусть они посмотрят, какое чудо может совершить Бог даже над одним из их собственной семьи».

Похожая притча

И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.
И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.
Вдали же от них паслось большое стадо свиней.
И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.
И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.
Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.
И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.

Когда мы сравниваем Матфея 8:28 с Марка 5:2 и Лука 8:27, то видим одно большое отличие: Марк и Лука говорят об одном бесноватом, в то время как Матфей говорит о двух. И это не единственное место, когда Матфей отличается числом. В Матфея 9:27, которое может быть параллельно с Марка 8:22-23, присутствуют двое слепых, в Матфея 20:30 также говорится о двух слепых, хотя в Марка 10:46 имеется только один, чьё имя Вартимей, и в Матфея 21:1-11 говорится о двух животных, приведённых к Иисусу. Что нам делать с Матфеевскими дуплетами? Мы разберём вопрос о двух животных в следующей главе, здесь же коснёмся только проблемы двух исцелённых людей.

Есть несколько объяснений. Во-первых, вполне возможно, что было два человека в каждом случае и что Марк указал только на одного. На примере Марка 10:46, хотя могло быть указано имя только одного из них или возможно только один из них последовал за Иисусом, не понятно, почему Марк выделил только одного человека. Разве это не более пугающе или более опасно и потому более значимо, когда бесноватых двое, а не один? Трудно понять, почему же Марк (и Лука, который, конечно же, никогда не читал Матфея, а только скопировал Марка), полностью отличается без всякого на то мотива.

Во-вторых, некоторые учёные предполагают, что просто природа историй чудес склонна к преувеличению. Это объяснение слишком простое. Если бы истории просто преувеличивались, то почему количество всегда два? Почему бы в некоторых историях не сделать два, а в других три, а то и пять или шесть? Это объяснение не даёт целостного понимания. Если бы это было так, то не было бы аналогии между этими историями и двумя животными при триумфальном въезде.

В-третьих, другие учёные выдвигают мнение, что Матфей преднамеренно увеличил число до двух из-за теологических моментов. Указывается, что Евангелия не были написаны как биографии, и уж точно не как современные биографии. В современных биографиях мы представляем что-то как фотография персоны, в то время как древних биографиях и более того в Евангелиях, автора представляют интерпретивный портрет персоны. Интерпретивный портрет может представлять короля с двумя премьер министрами из первой части его правления и другого из последней части его правления, даже если эти два человека никогда не встречались и не служили королю в одно и то же время. Мы не должны смущаться от этого, ведь эти люди служили королю (или возможно, каждый из них представляет одну из тем правления короля). Это интерпретивный характер является естественным для древних писцов истории: важны не детали, а представление главного героя так, чтобы его/её природа и характер были очевидны.

Что, тогда, может в случае Матфея? Во-первых, Матфей может указывать, что он исключил историю о бесноватом, которую он нашел у Марка (Марка 1:23-28); он также пропустил одну историю исцеления слепого (Марка 8:22-26, предполагая, что Матфея 9:27 слишком отличается, чтобы быть версией этой истории). С этой точки зрения он играет в «догонялки» и указывает, что Иисус делал подобные вещи более чем один раз. При этом можно спросить, почему же он не довольствовался одним разом? Не было бы этого достаточно показать, что Иисус мог делать такие вещи?

Нам нужно помнить, во-вторых, что это тот самый Матфей, который был осведомлен о законе и в Матфея 18:16 цитирует Второзаконие 19:15 о том, что «устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово». Поэтому каждый из этих отрывков имеет важное исповедание Христа. В Матфея 8:29 это «Сын Божий». В Матфея 9:27-28 и 20:30-31 это «Господь, Сына Давидов». Таким образом, без рассказа двух или более историй он не получил бы подтверждение звания Христа включив более чем одного бесноватого и более, чем одного слепого в соответствующих историях. Хотя это может быть и не наша идея о точном отчёте (потому что мы, в отличи от Матфея, можем просто добавить несколько страниц к книге, чтобы выразить то, что в чём чувствуем необходимость), это определённо подходит к древней концепции, что Матфей выносил суть истины (например, что Иисус исцелил больше чем одного бесноватого и что многие из них подтверждали, что Он Сын Божий) в том, как он изображал свою картину. [Для дальнейшего изучения см. Donald A. Hanger «Matthew 1-13», World Biblical Commentary 33A (Dallas: Word, 1993), p. 227].

Даже если кто-то изберёт принять позицию, что легче поверить, что Марк исключил одного из персон в каждом случае (мы никогда не узнаем точно, что этого не было в этом случае), объяснение выше будет определенным фактором почему Матфей посчитал, что два так важны и Марк, в следствии его недостатка беспокойства о законе, не считал что это важно.

Читайте также: