Притча о дикобразах шопенгауэра
Обновлено: 21.12.2024
К тридцати годам я уже был сыт по горло необходимостью относиться как к равным к существам, которые таковыми на самом деле не являлись. Кошечки играют бумажными шариками, которые им бросают; они катят их, гонятся за ними, двигают их лапками и т.д., потому что они принимают их за нечто себе подобное, нечто живое. Когда же кошечка подрастет, иллюзия исчезнет и кошечка уже больше не станет играть шариками, так как знает, что они не то же, что она, — кошечка оставляет их в покое [84].
Притча о дикобразах, одно из самых известных мест в трудах Шопенгауэра, как нельзя лучше передает его мрачный взгляд на человеческое сообщество:
Стадо дикобразов легло в один холодный зимний день тесною кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотою, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы oт игл друг друга, что заставило их лечь подальше друг от друга. Затем, когда потребность согреться вновь заставила их придвинуться, они опять попали в прежнее неприятное положение, так что ониметались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод. Так потребность в обществе, проистекающая из пустоты и монотонности личной внутренней жизни, толкает людей друг к другу; но их многочисленные отталкивающие свойства и невыносимые недостатки заставляют их расходиться [85].
Вывод ясен: терпи близость другого, пока это необходимо, и избегай ее, где только можешь. Любой современный психотерапевт тут же, не колеблясь, порекомендовал бы человеку с подобными взглядами пройти полный курс лечения. Психотерапия как раз и адресована людям с проблемами общения, и объектом ее внимания являются самые разнообразные человеческие комплексы: аутизм, замкнутость, фобии всех мастей, шизоидные реакции, асоциальное поведение, нарциссизм, неспособность любить, мания величия, самоуничижение и прочее и прочее.
Согласился бы с этим Шопенгауэр? Считал ли он пороком такое отношение к людям? Вряд ли. Его взгляды были для него так естественны, так глубоко укоренились, что ему и в голову не приходило взглянуть на них как на возможное заблуждение. Напротив, он относил мизантропию и добровольное одиночество к своим безусловным достоинствам. Вот что, к примеру, он пишет в заключительной части своей притчи про дикобразов: «У кого же много собственной, внутренней теплоты, тот пусть лучше держится вдали от общества, чтобы не обременять ни себя, ни других» [86].
Шопенгауэр был убежден, что человек, обладающий внутренней силой и внутренними достоинствами, не нуждается в участии других — такой человек становится самодостаточным, целиком зависит от самого Себя. Такое убеждение и непоколебимая вера в собственный гений всю жизнь будут диктовать ему сторониться близости с людьми. Он часто будет повторять, что его принадлежность «к высшему разряду человечества» [87] обязывает его не растрачивать свой талант на праздное общение, а, напротив, употреблять его на общее благо. «Мой интеллект, — пишет он, — принадлежит не мне, но миру» [88].
Его многочисленные нескромные высказывания в пользу собственного величия, пожалуй, можно было бы принять за безудержное самовосхваление, если бы не одно обстоятельство — все это было не более чем трезвой оценкой собственных возможностей. Стоило Артуру окончательно ступить на ученое поприще, как его таланты не замедлили раскрыться во всем своем блеске, приводя в несказанный восторг учителей.
Гёте, единственный представитель девятнадцатого века, которого Артур будет почитать за равного себе, в конце концов будет вынужден признать его талант. В начале их знакомства, встречая Артура, тогда еще только готовившегося к поступлению в университет, в салоне у Иоганны, Гёте будет демонстративно его не замечать. Когда же Иоганна попросит Гёте написать сыну рекомендательное письмо, необходимое для поступления в университет, Гёте мастерски уклонился от оценки и напишет в записке к своему старинному приятелю, университетскому преподавателю греческого языка: «Юный Шопенгауэр за все это время сменил немало увлечений, чего он достиг и в какой дисциплине, ты быстро оценишь сам, если, по старой дружбе, уделишь ему немного своего бесценного времени» [89].
Однако уже через несколько лет Гёте прочтет докторскую диссертацию двадцатишестилетнего Артура и будет настолько покорен его талантом, что станет регулярно присылать за ним своего слугу и вести с ним продолжительные беседы с глазу на глаз, когда Артур в следующий раз прибудет в Веймар. Гёте нуждался в толковом собеседнике, способном компетентно высказаться по поводу его старательно разрабатываемой теории цветов, и хотя Шопенгауэр мало разбирался в предмете, Гёте рассудил, что столь редкостный врожденный ум не может не оценить его работу. Как оказалось, в конце концов он получит даже больше, чем рассчитывал.
Шопенгауэр, чрезвычайно польщенный вниманием великого Гёте, так напишет своему берлинскому профессору: «Ваш друг, наш великий Гёте, очень милый, спокойный и доброжелательный человек, да прославится его имя во веки веков» [90]. Однако уже через несколько недель между ними возникнут первые разногласия. Артур будет считать, что Гёте сделал весьма любопытные наблюдения по поводу механизма зрения, но ошибся в нескольких существенных вопросах и в результате не сумел создать всеобъемлющую теорию цвета. Забросив свои занятия, Артур целиком погрузится в разработку собственной теории цветов, во многих отношениях принципиально отличавшейся от работы Гёте, которую и опубликует в 1816 году. Заносчивость и высокомерие Шопенгауэра в конце концов подорвут дружбу двух великих людей. В своем дневнике Гёте так опишет свой разрыв с ним: «Мы были во многих вопросах согласны друг с другом, однако, в конце концов, определенное расхождение оказалось неизбежным. Это было подобно тому, как двое друзей, пройдя вместе значительную часть пути, решают наконец расстаться, пожимают друг другу руки, один отправляется на север, другой на юг, и очень скоро оба теряют друг друга из виду» [91].
Артур будет оскорблен внезапной холодностью Гёте, но навсегда сохранит к нему благодарность за признание своего таланта и всю жизнь будет превозносить его имя и охотно цитировать его труды.
В своих работах Артур посвятит немало страниц размышлениям о разнице между талантом и гением. Он станет говорить, что талант похож на стрелка, попадающего в цель, которая недостижима для других, тогда как гений похож на стрелка, попадающего в цель, которую другие не в состоянии даже видеть. Он будет повторять, что талантливые люди вызываются к жизни потребностями своего времени и своими трудами удовлетворяют эти потребности, но их делам вскоре суждено исчезнуть, так что будущие поколения даже не вспомнят о них (возможно, говоря об этом, он имел в виду работы собственной матери). «Гений же вторгается в свое время, словно комета — в круг бесчисленных светил, которых стройному порядку совершенно чуждо ее эксцентрическое движение… Он не может поэтому войти в колею уже существующего, исторически-нормального развития своей эпохи — нет, свои творения бросает он вперед, на путь грядущих столетий… и на этом пути должно настигнуть их время» [92].
Его знаменитая притча о дикобразах, в частности, говорит о том, что человек одаренный, а тем более гений, не нуждается в чужом тепле. Но есть и другой, более мрачный аспект этой притчи: люди суть неприятные и отвратительные создания, которых следует избегать. Эта идея красной нитью проходит через все работы
Шопенгауэра, пестрящие презрительными замечания в адрес своих собратьев. Взять хотя бы начало его блистательного трактата «Смерь и ее отношение к неразрушимости нашего существа»: «Когда в обыденной жизни кто-нибудь из многочисленных людей, желающих знать, ничему не учась, предлагает вопросы относительно загробного существования, то наиболее подходящим и правильным ответом является следующий: „после своей смерти ты будешь тем, чем был до рождения“» [93].
В этой работе Шопенгауэр приводит блистательные доказательства невозможности двух видов небытия и подводит читателя к совершенно неожиданному взгляду на проблему смерти. Но к чему было начинать с такого оскорбительного выпада — «кто-нибудь из многочисленных людей, желающих знать, ничему не учась»? К чему марать высокие идеи такими мелочными придирками, такой низкой бранью? Это соединение несоединимого типично для творчества Шопенгауэра. Как странно видеть перед собой мыслителя, одаренного столь высоким гением и одновременно столь далекого от людей, наделенного божественным даром предвидения и так безнадежно ослепленного собственной гордыней.
Упоминая о своем общении с другими людьми, он никогда не упустит случая пожалеть о потраченном времени. «Лучше вообще не уметь говорить, чем вести бесплодные и утомительные беседы, какие неизменно случаются между двуногими» [94].
Он будет горько сокрушаться о том, что всю жизнь искал «истинное человеческое существо», но встречал лишь «несчастных созданий с низкими помыслами, дурным нравом и убогих по уму» [95] (исключение здесь составит только Гёте, которого Артур всегда будет подчеркнуто освобождать от подобных обвинений).
В автобиографических записках Артур станет утверждать, что «почти каждая встреча с людьми есть грязь и скверна. Мы спустились в мир, населенный жалкими, презренными созданиями, к которым мы не принадлежим. Мы должны чтить и возносить тех немногих лучших; мы рождены, чтобы наставлять остальных, но не смешиваться с ними» [96].
Если взять его труды и отсеять все лишнее, вполне можно составить себе своеобразный манифест мизантропа — можно только догадываться, как с таким манифестом Артур преуспел бы на занятиях современной групповой терапии.
• «Чего не должен знать твой враг, того не говори своему другу» [97].
• «На все наши личные дела следует смотреть как на тайны; надо оставаться совершенно неизвестным для своих знакомых… осведомленность их в невиннейших вопросах может когда-нибудь при случае оказаться для нас весьма невыгодной» [98].
• «Ни любить, ни ненавидеть» — такова первая половина житейской мудрости; вторая ее половина: «Ничего не говорить и никому не верить» [99].
• «Недоверие — мать спокойствия» [100] (излюбленная французская поговорка).
• «Забыть какую-либо скверную черту человека — это все равно что выбросить трудом добытые деньги. Таким образом мы избежим глупой доверчивости и неразумной дружбы» [101].
• «В жизни превосходство может быть приобретено лишь тем, что человек ни в каком отношении не будет нуждаться в других и открыто станет показывать это» [102].
• «Чем меньше уважаешь других, тем больше они будут уважать тебя» [103]
• «Если среди нас есть человек действительно выдающихся достоинств, то не полагается говорить ему этого, словно это какое-то преступление» [104].
• «Лучше позволить людям быть тем, что они есть, чем принимать их за тех, кем они не являются» [105].
• «Злобу или ненависть нельзя обнаружить иначе, как действием… Ядовитыми бывают лишь животные, имеющие холодную кровь» [106].
• «Немного вежливости и дружелюбия способны сделать людей уступчивыми и услужливыми. Таким образом, вежливость для человека то же, что для воска тепло» [107].
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
ЖИТЕЙСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ЖИТЕЙСКИЕ ПРОБЛЕМЫ Магия вашего дома Дом, семейный очаг, родной кров – как ни называйте свою квартиру, она для вас остается не только крышей над головой. Не зря говорят, что дома и стены помогают, и каждый уголок излучает тепло, а усталость исчезает, как только переступишь
Мелкие житейские уловки
Мелкие житейские уловки Часть людей убеждена, что они не манипуляторы, по другой причине, а именно потому, что явных намерений манипулировать у них нет, а то, что они делают реально, они сами называют «мелкими житейскими уловками».• Ну и хорошо. Давайте мы также будем
ГЕНИЙ ВНИМАНИЯ
ГЕНИЙ ВНИМАНИЯ Первые шаги аутотренинга. Упражнения, которые усилят ваше внимание, укрепят память и работоспособность. Внимание должно быть ритмичным. Ни о чем не думать и думать ни о чем – не одно и то
Костя и Лида: житейские мелочи
Костя и Лида: житейские мелочи Гуляем по осеннему парку: мы с женой и наши знакомые — Костя и Лида, супружеская пара. Разговариваем ни о чем, но вдруг она обращается к нему: "Вон туалет, беги, а то у тебя всегда проблемы…" Это у нее такой юмор, и это она ему при
Глава первая Как уладить житейские ссоры?
Глава первая Как уладить житейские ссоры? Обзывательства
Мой муж – гений
Мой муж – гений «Самые невыносимые люди – это женщины, которые считают себя неотразимыми, и мужчины, которые считают себя гениальными». Если согласиться с этим наблюдением французского писателя Анри Аселена, то приходится признать, что каждый из нас по-своему невыносим.
Глава 3. Как пробудить в себе гения Гений и гениальность
Глава 3. Как пробудить в себе гения Гений и гениальность Гений – неограниченная сила собственной сущности, гениальность – пространство между чистым духом, высшим сознанием и человеком, не достигшим надлежащего уровня развития.Гениальность – наше духовное наследие,
Гений и одиночество
Гений и одиночество Одиночество есть жребий всех выдающихся умов. А. Шопенгауэр Гениальный человек отличается от обычного тем, что знает или может что-то недоступное или непонятное другим. Именно этим обстоятельством и обусловлено одиночество гения. Трудно, а порой и
Глава вторая Наш магический гений
Глава вторая Наш магический гений Процесс творения везде и всегда один и тот же, о чем бы ни шла речь – о галактике или паре джинсов. Все начинается с мысли, за которой следует чувство, порождающее вибрацию… и создается то, о чем думалось.Ни позитивное мышление,
Гений XX века
Гений XX века В истории человеческой цивилизации существовали три гения, каждый из которых полностью изменил общественный разум.Первым универсальным гением стал Аристотель. Этот человек оставил след во всех направлениях человеческой мысли и создал некоторый феномен
Совет 29 Научитесь мирно решать житейские проблемы
Совет 29 Научитесь мирно решать житейские проблемы Проблемы – не наказание, а возможность что-то улучшить Обычные житейские проблемы, связанные с финансами, обустройством быта, домашним хозяйством, жилищем и т. д. – это то, с чем мы имеем дело на протяжении всей нашей
Глава 4. 1787 год. Гений: бурный пролог и фальстарт
Глава 4. 1787 год. Гений: бурный пролог и фальстарт Талант похож на стрелка, попадающего в такую цель, которая недостижима для других; гений похож на стрелка, попадающего в такую цель, до которой другие не в состоянии проникнуть даже взором [5] . БУРНЫЙ ПРОЛОГГений был всего
Глава вторая Детские словесные игры Доказательство того, что в вас дремлет природный лингвистический гений
Глава вторая Детские словесные игры Доказательство того, что в вас дремлет природный лингвистический гений Язык – это дар, полученный прямиком от Бога. Ноа Вебстер[2] В этой главе вы познакомитесь с самым одаренным учеником, которого когда-либо знал мир, – с этим
Похожая притча
Учение Шопенгауэра об отрицании воли по-прежнему оказывает сильное давление на умы человечества. Здесь на фоне мрачного и безжалостного пессимизма пленительная мысль об освобождении поднимается в такой форме, которая не может не оказать воздействия на уставших людей Запада. Тот, кто вдумчиво прочитал Шопенгауэра, в душе того никогда не сотрется память о его сетующем голосе, пусть он даже давно искал и даже нашел свое спасение у других великих властителей дум. Как темна, как безутешна судьба этого мира, как страдают эти существа – безнадежно! И нельзя защититься от впечатления, что это учение о спасении, как бы убедительно его не излагали, – это порождение отчаяния. Но тот, кто разочаровывается, не может перебороть мир. Есть ли среди нас хоть кто-то, кого Шопенгауэр действительно «освободил»? Постоянно сохраняющееся впечатление его философии цепляется за величие его мировых мыслей. Но остается спорным, проходимы ли дороги спасения Шопенгауэра для современного человека.
Посмотрите на этот мир! Прасущество, как только оно появляется, уже является волей, пылким, необузданным, как у зверя, стремлением быть и жить, обремененным законом самораздвоения, из которого проистекают все мучения. Уже здесь есть отказ абсолюта от его истинной природы, грехопадение, схождение с пути. Как выкидыш появляется этот мир, как путь заблуждения и отход от высокой линии. Ночь вокруг нас. По темной улице бродит мировая воля. Она несется вперед, подстегиваемая нерациональностью своих инстинктов, рвется к цели, которой не знает, с лихорадочным жаром, взволнованно, с растерянным взглядом убегающего, замученного боязнью животного. Фонарь интеллекта вспыхивает и раскалывает темноту. В его тусклом свете он обнаруживает свою улицу, которая заканчивается в пропасти страдания. Теперь заблудившийся мировой странник стоит перед этой пропастью и смотрит вниз глазами Артура Шопенгауэра. Там лежит жизнь, между тюрьмой и сумасшедшим домом, там пенится море слез, оттуда поднимаются вверх стоны, волнующие сетования миллионов. Колеса Иксиона катятся. Мы видим жажду тантала, слышим вопли пытаемых и зевки скучающих. Какая симфония горя поднимается оттуда! Какова палитра сумрачных цветных звуков, с помощью которой рисует Шопенгауэр! Действительно ли жизнь такова? Нужно иметь мужество, чтобы сказать, что она другая! Однако мировая воля отворачивается от этой долины ужаса. У ее дикой охоты есть свой конец. Она бросает свой свет вокруг. Этот свет падает на идею. Оттуда слабое мерцание прибывает к ней. На мгновения она забывает о горе. Тогда, однако, она бредет по своей улице назад до того пункта, где дороги пересекались. Медленно она шагает теперь, во власянице кающегося, отрицая самого себя, и Шопенгауэр говорит нам, что она якобы находится на пути к спасению. Можно ли в этом ему поверить? Иногда может показаться, как будто бы он остался лежать на дороге, где-нибудь в шопенгауэровской пустыне, бедный неудачник. Он отрицал волю, но он не утвердил дух. Он не нашел высокой всемирной линии, только узнал ложность пройденного пути. Но его рука лежит на голове больного, и когда он поднимется, то заметной станет черта его величия.
Во всемирном процессе, который здесь показывается, есть четыре стадии, разделенные четырьмя метафизическими основными и фундаментальными деяниями. Во-первых: мир становится волей и вместе с тем становится виновным. То, чем он был прежде, остается темным. Во-вторых: интеллект присоединяется к воле как вторичный принцип, мир становится представлением. В-третьих: интеллект вырывается от воли на свободу и становится независимым. В-четвертых: воля отрицает себя и убивает себя. Представление гаснет, и мир снова опускается назад в свое прабытие или в Ничто.
Притча А. Шопенгауэра о дикобразах
Притча А. Шопенгауэра о дикобразах Стадо дикобразов легло в один холодный зимний день тесною кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотою, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга, что заставило их лечь подальше друг от друга. Затем, когда
Влияние идей Шопенгауэра
Влияние идей Шопенгауэра С конца XIX века и по наши дни Шопенгауэр остается одним из самых читаемых философов. Влияние его выходит далеко за рамки философии и не замыкается на собственно философские концепции. Свое место в истории естествознания заняла его теория
Философия А. Шопенгауэра
Философия А. Шопенгауэра Артур Шопенгауэр (1788–1860) – немецкий философ, один из первых представителей иррационализма. Шопенгауэр полагал, что сущность личности составляет воля, которая независима от разума. Эта воля есть слепое хотение, которое неотделимо от телесного
§ 48. Логическая возможность и конкретная противосмысленность мира вне пределов нашего мира§ 49. Абсолютное сознание как остающееся после уничтожения мира
§ 48. Логическая возможность и конкретная противосмысленность мира вне пределов нашего мира§ 49. Абсолютное сознание как остающееся после уничтожения мира В результате прочтения этих параграфов, нам, по мнению Гуссерля, «станет ясно, что бытие сознания, бытие
71. Философия А. Шопенгауэра
71. Философия А. Шопенгауэра Артур Шопенгауэр (1788–1860) – немецкий философ, один из первых представителей иррационализма. Шопенгауэр полагал, что сущность личности составляет воля, которая независима от разума. Эта воля есть слепое хотение, которое неотделимо от телесного
Обессмысливание жизни в философии Шопенгауэра
Обессмысливание жизни в философии Шопенгауэра Когда устраняется проблема смысла жизни, неизбежно возникает другой вопрос — вопрос о смысле и значении смерти. Он и выступает на передний план, вне зависимости от того, хотели ли этого те, кто устранял проблему смысла жизни,
Толстой критикует Шопенгауэра
Толстой критикует Шопенгауэра В своей «Исповеди» Толстой подробно, шаг за шагом, описывает те сомнения насчет справедливости шопенгауэровского тезиса о бессмысленности жизни, которые возникли в его душе после кратковременного увлечения философией Шопенгауэра. В конце
Жизненный путь и труды Шопенгауэра
Жизненный путь и труды Шопенгауэра Шопенгауэр вновь опускает нас на бренную землю. Человеком он был тяжелым и своенравным, но труды его достойны восхищения. Со времен Платона среди философов не было обладателя более утонченного стиля, чем Шопенгауэр. К тому же его
Из сочинений Шопенгауэра
Из сочинений Шопенгауэра Если мы станем пытливо рассматривать и наблюдать какое-либо природное существо, например животное в его бытии, жизни и деятельности, то оно, вопреки всему, что говорят о нем зоология и зоотимия, предстанет перед нами как непостижимая тайна. Но
Хронология жизни Шопенгауэра
Хронология жизни Шопенгауэра 1788 – Артур Шопенгауэр родился в Данциге.1793 – перед оккупацией пруссаками Данцига семейство Шопенгауэров уезжает в Гамбург. 1803 – путешествие с семьей по Европе. 1805 – самоубийство отца. 1807 – переезд в Веймар. 1811–1813 – учеба в Берлине. 1814 –
1. Метафизика Шопенгауэра
1. Метафизика Шопенгауэра Артур Шопенгауэр родился в Данциге (ныне Гданьск) в 1788 г. Уже на 17-м году жизни, вспоминал он, «безо всякой школьной учености я был так же охвачен чувством мировой скорби, как Будда в своей юности, когда он узрел недуги, старость, страдание, смерть».
Трагическое и вакхическое у Шопенгауэра и Ницше
Трагическое и вакхическое у Шопенгауэра и Ницше Если мир есть воля, т. е. похоть, проявляющая себя в поглощении последующим предыдущего, то мир, как представление такого трагического поглощения, должен стать проектом возвращения жизни предыдущей всеми последующими;
III. Система потребностей и потребления как система производительных сил
III. Система потребностей и потребления как система производительных сил Мы видим, что «теория потребностей» не имеет смысла — в ней может содержаться лишь теория идеологического понятия потребности. Отсюда же следует, что размышление о «генезисе потребностей» столь же
32. ПРОБЛЕМАТИКА БЫТИЯ У А. ШОПЕНГАУЭРА, Ф. НИЦШЕ, А. БЕРГСОНА, К. МАРКСА
32. ПРОБЛЕМАТИКА БЫТИЯ У А. ШОПЕНГАУЭРА, Ф. НИЦШЕ, А. БЕРГСОНА, К. МАРКСА Артур Шопенгауэр (1788–1860). Одной из ярчайших фигур иррационализма является Артур Шопенгауэр, который был неудовлетворен оптимистическим рационализмом и диалектикой Гегеля.В основе мира, согласно
Похожая притча
Автор притчи Артур Шопенгауэр. Я узнала о ней из книги Ирвина Ялома "Шопенгауэр как лекарство"
Стадо дикобразов легло в один холодный зимний день тесною кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотой, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга, что заставило их лечь подальше друг от друга. Затем, когда потребность согреться вновь заставила их придвинуться, они опять попали в прежнее неприятное положение, так что они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод.
Для меня эта притча модель соблюдения личных границ, хотя Шопенгауэр вкладывал в нее совершенно другой смысл.
Терпи близость другого, пока это необходимо, и избегай ее, где только можешь. К тридцати годам я уже был сыт по горло необходимостью относиться как к равным к существам, которые таковыми на самом деле не являлись. А. Шопенгауэр
А как в Вас откликается эта притча?
Автор: Шопенгауэр
Источник: Интернет
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Похожая притча
Подпишитесь на автора и сайт подскажет вам, когда появятся его новые публикации! Уже подписаны 65 человек.
Скрыть
Фильтр: | Статьи (45) Заметки (21) |
Порядок: | По дате Просмотрам Рекомендациям Комментариям Алфавиту |
На данный момент часто сталкиваюсь с тем, что многие воспринимают Арт-терапию как просто творчество. Открывается множество "Арт-терапевтических" студий. Как будто .
21 38
26 сентября 2021 (Статья)
Арт-терапия широко применяемый вид психотерапевтического воздействия. Арт-терапевтические сессии проходят в нестандартном формате взаимодействия клиент-психотерапевт. Арт-терапия .
30 40
25 сентября 2021 (Статья)
Арт-терапия — дословно «излечение с помощью творчества»; психотерапия, в которой используются творческие техники. В предыдущих публикациях я уже описала: .
19 19
24 сентября 2021 (Статья)
Как я уже писала ранее, Арт-терапия это исцеление искусством, а главный исцеляющий инструмент в арт-терапии это творчество. Арт-терапия. Виды Арт-терапия. Задачи и Преимущества. .
16 21
23 сентября 2021 (Статья)
Арт-терапия (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии и психологии, основанное на применении искусства и творчества в терапии .
16 29
22 сентября 2021 (Статья)
В буквальном переводе Арт-терапия это лечение искусством. Главным инструментов в этом направлении является творчество. Смело можно назвать арт-терапию самым ярким, творческим .
17 41
21 сентября 2021 (Статья)
Арт-терапевтическая группа с постоянным составом участников. "Путь к Себе". Наше отношение к окружающему, начинается с нашего отношения к Себе. Мы не можем ощутить .
19 17
20 сентября 2021 (Заметка) Реклама
Наше отношение к окружающему, начинается с нашего отношения к Себе. Мы не можем ощутить любовь других не позволяя Себе любить Себя. Мы не можем понимать других людей не понимая .
20 31
16 сентября 2021 (Статья)
Все события, с нами происходящие, абсолютно нейтральны, а эмоциональный окрас ситуациям в нашей жизни придаем мы. Жизнь есть бесконечное путешествие! Притча. В ответ на это, .
21 28
14 сентября 2021 (Статья)
В деревне жил старик, очень бедный, но даже короли завидовали ему, так как у него был прекрасный белый конь. Короли предлагали ему невиданную цену за коня, но старик всегда .
16 22
14 сентября 2021 (Заметка) © Интернет
Путь в тысячу миль начинается с первого шага. Лао-Цзы Как избавиться от негативных убеждений На моих коучинговых сессиях часто возникает вопрос "Где брать клиентов?". .
24 48
10 сентября 2021 (Статья)
Дэвид Хокинс (1927-2012) - всемирно известный психиатр, практикующий врач, духовный учитель и исследователь сознания. Дэвидом Хокинсом была разработана вибрационная шкала .
31 41
9 сентября 2021 (Статья)
Метафорические ассоциативные карты (МАК) достаточно известный инструмент в работе психолога. Я очень люблю работать с таким ярким и красочным материалом. Для себя я выделила .
23 48
8 сентября 2021 (Статья)
15 причин по которым психолог лучше чем друзья. 1. Психолог уважает и внимательно слушает вас, несмотря на то, что вы оба абсолютно трезвые. 2. Психолог никогда не станет .
18 19
7 сентября 2021 (Заметка) © Интернет
По стопам заметки уважаемой мной коллеги Сотниковой Инны Павловны Мне захотелось тоже поделиться своими мыслями, которые давно "бродят" в моей голове. [Сотникова .
19 23
2 сентября 2021 (Заметка)
Поздравляю всех с 1 сентября, с первым днем осени и началом учебного года! Сегодня в первый осенний день у меня волшебное предвкушающее настроение! Осень для меня важное .
18 24
1 сентября 2021 (Заметка)
Болеем, всей семьей. Муж еще держится. сегодня пошел на работу, но похоже тоже сойдет с дистанции. Вот как то не складывается у нас с детским садом( В этом году сын уже идет .
17 29
27 августа 2021 (Заметка)
Сизифов труд. Наверняка все слышали это выражение, которое определяет максимальные усилия, приложенные при выполнении задачи, которые не принесли нужного результата. Где брать .
33 39
26 августа 2021 (Статья)
Гнев — реакция, выражающаяся в недовольстве каким-либо явлением или негодованием, возникающим у человека в результате действий объекта его гнева с последующим стремлением .
29 50
24 августа 2021 (Статья)
В этой статье хочу рассмотреть реакции на проблему, как еще один способ лучше понять себя. Арт Знакомство с Собой Наша реакция на проблемы является, как бы индикатором, того .
25 39
22 августа 2021 (Статья)
Одна девушка старалась жить правильно, но однажды так устала плыть против течения, ее одолели проблемы и трудности. С такими жалобами она пришла к своему мудрому отцу, чтобы .
16 23
21 августа 2021 (Заметка) © Интернет
В течении нашей жизни нам постоянно приходится сталкиваться с принятием решений. Одним из нас это дается легко и просто, другие же испытывают муки выбора в, казалось бы, пустяковых .
17 28
20 августа 2021 (Статья)
Часто ли Вы задумываетесь о том какой шампунь, мыло, гель для душа, выбрать? Почему кому то принятие решений дается легко, а кто то будет мучиться неделями на какой фильм .
13 12
20 августа 2021 (Статья)
Один из моих любимых инструментов в работе - метафорические карты. Сегодня хочу поделиться техникой для выхода из сложной ситуации, на примере сессии с клиенткой. Имя изменено, .
19 30
19 августа 2021 (Статья)
Жили-были на свете обыкновенные муж и жена. Звали жену Елена, звался муж Иваном. Возвращался муж с работы, в кресло у телевизора садился, газету читал. Жена его, Елена, ужин .
17 40
11 августа 2021 (Заметка) © Интернет
Личная уникальность, что это? Притча о личной уникальности Понимание собственных черт характера, качеств, привычек, особенностей тела и восприятия, таланты, желания, амбиции .
25 33
8 августа 2021 (Статья)
Травма отвержения, что это? Страх услышать отказ, который испытывают взрослые люди, строя отношения, базируется на модели взаимодействия со значимыми взрослыми. Родительское .
27 37
5 августа 2021 (Статья)
Муми-тролли невероятно близкие мне по духу герои. Сегодня хочу поделиться частью мудростей от мумиков) Можно лежать на мосту и смотреть, как течет вода. Или бегать, или бродить .
16 18
2 августа 2021 (Заметка) © Интернет
Вчера на прогулке я повстречала уличного музыканта. Вечером я решила прогуляться в дальний магазин, за полезными продуктами. Приближаясь к мосту через реку Москву, я услышала .
23 24
2 августа 2021 (Статья)
Автор притчи Артур Шопенгауэр. Я узнала о ней из книги Ирвина Ялома "Шопенгауэр как лекарство" Стадо дикобразов легло в один холодный зимний день тесною кучей, .
Читайте также: