Притча о дикаре и царе орксэ
Обновлено: 14.11.2024
На прошлом уроке, знакомясь с Заповедями Блаженств, мы с вами выяснили, что же христиане считают счастьем и как его достичь.
Какой синоним слову «счастье» в церковнославянском языке? (дети отвечают)
(щелчок) Благо. Это слово означает и само счастье, и все те добрые дела, которые приносят человеку счастье.
А какие сложные слова, начинающиеся со слова «благо» вы знаете? (дети отвечают)
В церковнославянском языке таких слов очень много. В русском языке мы используем только некоторые из них. Благополучие, благодарность, благовестие, благодетель, благодушие, благолепие (прекрасно украшено), благонадежный, благонравный, благообразный, благословение, благосостояние, благоугождать (делать приятно), благоухать (издавать приятный запах), благочестивый (набожный, имеющий благие чувства) и др.
Давайте поговорим с вами о слове « благодарить ».
(щелчок) Слово «благодарить» состоит из двух частей. Благо – добро, добрые деяния, служащие счастью, прекрасные чувства и приятные ощущения; богатство, имение. Дар – приношение, почет.
Слайд 3. Творить - благодарить.
Когда человек делает добрые дела, он благо творит . (щелчок) Помощь, подарок — это не просто какое-то действие или какая-то вещь, которую мы кому-то отдали. Это, прежде всего, выражение нашего сердечного отношения к тому или иному человеку. Вместе с ощутимым делом, благотворящий человек делится своей любовью. (щелчок) Он отдает часть своего сердца, делая другого человека сопричастным себе, т.е. с частью своего сердца – счастливым. Когда человек отвечает любовью – он благо дарит . (щелчок) Т.е., оказывая человеку почесть, творя ему благодарность, он делает его счастливым – сопричастным себе. (щелчок)
Слайд 4. Дыхание любви.
Благотворить и благодарить для души также необходимо, как для тела дышать. Посмотрите, как мы дышим? (дети дышат)
Мы вдыхаем воздух в легкие (берем, получаем) и выдыхаем его (отдаем, возвращаем). Без воздуха человеческое тело погибает. А душа наша дышит любовью. Т.е., чтобы душа жила, ей необходимо добро не только получать, но и давать его. Иначе она погибнет. (щелчок)
Может ли человек быть здоровым и полным сил, если будет дышать лишь изредка? (дети отвечают)
Нет, чтобы наше тело было здоровым и сильным, наши легкие трудятся без отдыха день и ночь. Вот так же и душа только тогда будет здорова, когда всегда будет желать творить только добрые дела – дела любви.
Кто из наших ближних больше всего творит нам добро, ничего не требуя взамен? (дети отвечают)
Слайд 5. Благодарность.
Наши родители. Но часто ли мы их благодарим? Говорим ли теплые слова благодарности за их каждодневный труд ради нашего благополучия? (дети отвечают)
Как вы думаете, чем отличается благодарный человек от неблагодарного? (дети отвечают)
Отличие благодарного человека — это способность замечать чужой труд, чужую красоту, чужую любовь, чужие достоинства.
Слайд 6. Свойства Божии.
Из «Закона Божия» прот. Серафима Слободского:
Одно из свойств Божиих – всеблагий . Т.е. Бог всегда готов дать нам всякое добро, всякое благо и заботится о нас больше, чем самый добрый отец о своих детях. (щелчок) Еще одно свойство Бога – вседовольный . Человек всегда в чем-нибудь нуждается, потому часто бывает недовольным. Только один Бог все имеет и Сам для Себя ни в чем не нуждается, а наоборот, Сам дает всем и все. (щелчок) Бог не только вседовольный, но всегда имеет в Самом Себе наивысшую радость, - полное блаженство или, как мы говорим, наивысшее счастье. Поэтому Бог называется всеблаженным .
Как вы думаете, если Бог ни в чем не нуждается, почему Он желает нашей благодарности ? (дети отвечают)
Слайд 7. Благодарность – врата радости.
Бог есть Любовь и соединиться с Богом можно только через любовь. Любить же способна только здоровая душа. Болезнь души - это гордость. Если человек гордо думает, что это он сам такой замечательный, и не испытывает ни к кому благодарности, то сердце его перед Богом закрыто. (щелчок) Когда же человек понимает, что все добро идет от Бога и благодарен Ему и ближним, его сердце открывается. (щелчок) Благодарность рождает смирение в душе, т.е. исцеляет ее. Это дает душе возможность соединиться с Богом и войти в Жизнь Вечную. (щелчок) Помните первую Заповедь Блаженств: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Вот поэтому Бог, желая нашего духовного здоровья, желает и нашей благодарности.
Должны ли мы стремиться к благодарности за свои добрые дела ? (дети отвечают)
Добрые дела – дела любви – это самоотдача. Желать благодарности, как выражение ответной любви мы можем. А вот стремление к благодарности, желание похвалы, награды за свои якобы заслуги – это признак гордости, путь к самовозвеличиванию. И если мы обижаемся, когда нас не благодарят – наше сердце закрывается. Если же мы не держим в сердце зла, то за неблагодарных благодарит Бог.
↓ 4. Есть слова Христа: «Даром приняли – даром давайте». Как вы их понимаете? (дети отвечают)
Слушаем притчу о подлинной благодарности
Один селянин гнал на мельницу осла, нагружённого зерном. Тяжёлый мешок соскользнул со спины животного и упал на землю. Селянин был человек слабосильный и поэтому остановился в недоумении над своей бедой.
Проезжал мимо какой-то богато одетый господин, но селянин не посмел просить его о помощи. Тот же, не дожидаясь просьбы, спрыгнул с коляски и помог селянину. Селянин снял шапку и, почтительно кланяясь помогавшему, спросил, чем он может отблагодарить за услугу.
– Это не трудно, любезный, – ответил проезжий. – Когда вы кого-нибудь увидите в затруднительном положении, то вообразите, что это я и что я нуждаюсь в вашей помощи, и помогите. Это будет подлинная благодарность.
Так в чем, по-вашему, заключается подлинная благодарность? (дети отвечают)
Нужно не только благодарить тех, кто сделал нам доброе. Важно совершать такие же добрые дела для других, не требуя за это благодарности в ответ. Это и будет истинной благодарностью человеку, оказавшему нам помощь. (щелчок) Т.е. подлинная, настоящая благодарность за добро – это приумножение этого добра.
Слайд 9. Благодарность.
Родители часто помогают вам переходить через опасную дорогу. Какой будет от вас подлинная благодарность им за это ? (дети отвечают)
(щелчок) Истинной благодарностью родителям за эту помощь будет, если и вы сами будете помогать переходить дорогу слабым.
Слайд 10. Уроки музыки.
Из полной версии учебника:
Предположим, учитель музыки бесплатно давал тебе уроки. Прошли годы. Ты сам стал прекрасным учителем музыки, а твой наставник уже скончался . Как ты сможешь выразить свою благодарность ему? Может ли твоя благодарность выражаться в твоем подражании его доброму поступку? (дети отвечают)
Самостоятельное чтение первой части текста учебника
Слайд 11. Фоновый. Крест-икона, Урал, начало XVIII в.
Все люди согласны с «золотым правилом этики» - «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Но у христиан есть четыре особых причины для того, чтобы не быть эгоистами. Сегодня мы рассмотрим только две из них.
1. Первая из них - благодарность за подвиг Христа.
Древняя легенда рассказывает о ближайшем ученике Христа – апостоле Петре. Он пришёл в Рим. Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив, возмутили. Среди последних оказался император Рима – Нерон. И вдруг в городе начался сильнейший пожар (64 г. от Рождества Христова). Возможно, сам Нерон поджёг свой город. Но публично он заявил, что поджигателями были христиане. Их стали арестовывать и казнить.
Апостол Петр решил покинуть Рим. И вот, когда он выходил из Рима, на дороге ему встретился другой странник, который, напротив, спешил в дымящуюся столицу. Их взгляды встретились – и Петр узнал Христа…
Пораженный, Петр спрашивает: «Куда ты идешь, Господи?». Христос же ответил ему: «Я иду в Рим, чтобы там умереть еще раз». И Петр содрогнулся. Однажды он уже отрекался от своего Учителя. Теперь же выходит так, что он бросает еще и своих учеников. Петр решил вернуться к своим воспитанникам и в минуту тяжких преследований уберечь их от трусости и предательства, поддержать их и словом и примером…
Христос говорил, что Он «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть Ему благодарным за Его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.
↓ 3. Почему христиане благодарны Христу? (дети отвечают)
Иисус Христос из любви пожертвовал своей жизнью ради спасения людей. И если даже благодарность к человеку привносит в сердце покой и радость, то представьте себе, какое блаженство дает благодарность Богу. Человек никогда и нигде не сможет найти себе истинную радость в жизни, как только в Боге.
↓ Почему такая благодарность Иисусу Христу особенно побуждает их христиан к совершению добра? (дети отвечают)
Благодарность Богу неотделима от благодарности людям. Очень часто доброе мы получаем через людей, которых Господь делает участниками Своих благодеяний. И человек, творя добрые дела ближним, так благодарит Бога.
↓ ВРЕЗКА. Андреевский флаг
Слайд 12. Распятие апостолов Петра и Андрея.
Фреска «Распятие апостола Петра». Монастырь Дечаны, Сербия, XIV век.
Когда Петра распинали, он упросил палачей: «Я не достоин принимать смерть так, как мой Учитель. Если уж хотите меня распять – распните головой вниз». Брат апостола Петра – апостол Андрей. Он проповедовал на северных границах Римской империи. Он заходил и в те края, где позднее стали жить славянские народы. (щелчок - современная икона «Распятие апостола Андрея») Его тоже распяли – но на «косом» кресте (Х). В русском народе всегда жило убеждение, что апостол Андрей по Днепру дошел до Киевских гор и предсказал появление здесь великого христианского города. (щелчок – андреевский флаг) Поэтому имя апостола Андрея всегда особо почиталось на Руси, а косой «андреевский» крест стал изображаться на военно-морском флаге России. И сам флаг военно-морского флота так и называется - «андреевский стяг».
Слайд 13. Кресты.
Нестеренко В.И. Распятие.
↓ 1. Нарисуй кресты: Христов, Петров, Андреевский. (дети рисуют)
Почему крест Петра отличается от креста Христова? (дети отвечают)
Как к этому рассказу применить слово смирение? (дети отвечают)
Слайд 14. Змитрович Г.В. Взгляд Христа на мир.
Бог на земле – не только в небесах:
В густой траве и в луговой гвоздике,
В струях воды и в лиственных лесах,
В тропинке нежной и в девичьем лике…
У многих в душах Божья благодать.
Здесь, на земле, Он ходит между нами:
Идти за Ним или Его предать –
Должны решать мы ежедневно сами.
↓ 2. Сопоставьте слова поэта с легендой о Петре. Можно ли сказать, что с христианской точки зрения предать человека все равно, что предать самого Христа? (дети отвечают)
Слайд 15. Друг познается в беде.
Да, потому что Господь Иисус Христос заповедал нам любить ближнего. Нарушая Христову заповедь, мы предаем тем самым Самого Христа.
Самостоятельное чтение второй части текста
2. Подражая жертве Христа, его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Такое состояние человека называют самоотверженностью.
Однако в православии слова «святой» и «хороший, любящий, самоотверженный человек» не считаются полными синонимами.
Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился «духовный опыт». У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости. И это еще одна причина, по которой христиане стремятся к творению добра.
Может быть, в жизни человека было лишь несколько минут такой радости. Но и их бывает достаточно, чтобы повернуть всю жизнь. Ведь теперь ему стало очевидно: от чего предостерегают заповеди, и что они хотят подарить ему. Об этом – древняя церковная притча:
Некий дикарь спас тонущего в реке царя. Благодарный царь привел своего спасителя в сокровищницу и дал ему целый мешок драгоценностей. Но дикарь с обидой бросил этот мешок: он не знал цену алмазам и золоту и решил, что его просто хотят заставить таскать тяжести.
В этой притче золото – это заповеди. А дикарь - это человек, отказывающийся исполнять заповеди. В темноте ни золото, ни алмазы непривлекательны. Но если душа человека осветилась хотя бы малым лучом этой внутренней радости, ему становятся понятны и дороги все церковные заповеди. Тогда он готов всю свою жизнь посвятить поиску уже знакомой ему радости, а, значит, и жизни по заповедям. Поэтому христианин ищет радость для своего сердца, но для этого творит добро другим людям.
Слайд 17. Благодать.
Как вы думаете, откуда в сердце человека появляется любовь? (дети отвечают)
Любовь, как добродетель, – это дар Божий. Желание творить добро – результат действия Бога в человеческом сердце. А действует Бог в человеческом сердце спасительной силой, которая называется благодать . (щелчок) Когда в сердце человека действует благодать Божия, душа чувствует особую внутреннюю радость. Каждое сердце человеческое, неважно, верующее или неверующее, имеет дыхание Божие, дыхание Божественной благодати. Но чтобы Божья благодать действовала в нашем сердце, оно должно быть открытым. (щелчок)
↓ 5. Как связаны духовные переживания с желанием делать добро? (дети отвечают)
Духовная радость переживается, когда сердце открыто для Бога. Наши сердца открываются, когда дышат любовью. А любовь – это желание делать добро. Христианин ищет радость для своего сердца, но для этого творит добро другим людям.
↓ 6. Как вы поняли притчу о царе и дикаре? Объясните. (дети отвечают)
Чтобы стать счастливым, нужно преодолевать себя, свой эгоизм, свои плохие привычки. Духовное богатство обретается духовным трудом.
Слайд 18. Понять другого.
Представьте себе, что вы никогда не ели хлеба, а только пирожные и торты. Сможете ли вы понять, что торт слаще хлеба ? (дети отвечают)
(щелчок) А теперь представьте, что вы никогда не мокли под дождем.
Сможете ли вы почувствовать то же, что и промокший человек ? (дети отвечают)
Из полной версии учебника:
(щелчок) Представьте себе человека, который всегда, каждую минуту и каждый день ощущает себя счастливым. У него каждую секунду от радости и восторга «сердце выпрыгивает из груди»… Как вы думаете, он смог бы заметить проблемы и трагедии других людей? Смог бы он понимать их и помогать им? Так хорошо или плохо то, что в нашей жизни чередуются обычные минуты со счастливыми ? (дети отвечают)
Благодарить Бога нужно буквально за все, что есть в жизни человека, и не только за радости, но и за скорби и хвори, которые ниспосылает нам никто другой как сам Бог. Ведь именно болезнью Он пытается вразумить человека, что тот сбился с верного пути и старается таким вот образом, путем телесных страданий спасти его душу.
Слушаем или поем песню
Слайды 19-20. Песня.
Переход со слайда 19 с названием песни к слайду 20 с аудиозаписью щелчком по «граммофончику». Переход на слайд 21 с анимацией автоматический.
Музыка Игоря Лученка
Слова Н. Тулуповой
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта — не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
Станет мир прекрасней и светлей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
Станет мир прекрасней и светлей,
Если будем мы с тобой добрей.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
Станет мир прекрасней и светлей,
Если будем мы с тобой добрей.
↑ ВРЕЗКА Андреевский флаг
Когда Петра распинали, он упросил палачей: «Я не достоин принимать смерть так, как мой Учитель. Если уж хотите меня распять – распните головой вниз». Брат апостола Петра – апостол Андрей. Он проповедовал на северных границах Римской империи. Он заходил и в те края, где позднее стали жить славянские народы. Его тоже распяли – но на «косом» кресте (Х). В русском народе всегда жило убеждение, что апостол Андрей по Днепру дошел до Киевских гор и предсказал появление здесь великого христианского города. Поэтому имя апостола Андрея всегда особо почиталось на Руси, а косой «андреевский» крест стал изображаться на военно-морском флаге России. И сам флаг военно-морского флота так и называется - «андреевский стяг».
Бог на земле – не только в небесах:
В густой траве и в луговой гвоздике,
В струях воды и в лиственных лесах,
В тропинке нежной и в девичьем лике…
У многих в душах Божья благодать.
Здесь, на земле, Он ходит между нами:
Идти за Ним или Его предать –
Должны решать мы ежедневно сами.
↑ 1. Нарисуй кресты: Христов, Петров, Андреевский. Почему крест Петра отличается от креста Христова? Как к этому рассказу применить слово смирение?
↑ 2. Сопоставьте слова поэта с легендой о Петре. Можно ли сказать, что с христианской точки зрения предать человека все равно что предать самого Христа?
↑ 3. Почему христиане благодарны Христу? Почему такая благодарность особенно побуждает их к совершению добра?
↑ 4. Есть слова Христа: «Даром приняли – даром давайте». Как вы их понимаете?
↑ 5. Как связаны духовные переживания с желанием делать добро?
↑ 6. Как вы поняли притчу о царе и дикаре? Объясните.
«Чтобы помочь другому человеку, не обязательно быть сильным и богатым. Достаточно быть добрым» (прп. Силуан Афонский).
Добрые дела бывают внешние и внутренние. Внешние это добрые дела по отношению к нашим ближним: телесные и духовные. Внутренние добрые дела это добрые дела по отношению нас самих.
Внешние добрые дела, телесные, это оказать помощь накормить, напоить, оказать кому-нибудь духовную помощь, привести к Богу, посоветовать и т. п.
Внутренние добрые дела - это борьба с нашими отрицательными привычками, жизнь по Закону Божию.
Господь Бог открыл нам о Себе следующие свойства, что Он:
(1) Бог безтелесный небесный Дух (Иоанна 4:24) - Он невидимый и не имеет тело.
(2) Бог вечный (Псал. 89:3; Ис. 40:28) - Он всегда был, есть и будет.
(3) Бог неизменяемый (Иак.1:17; Мал. 3:6) - Он всегда одинаковый.
(4) Бог всемогущий (Быт. 17:1; Лук. 1:37) - Он все может.
(5) Бог вездесущий (Псал. 138:7-12) - Он находится везде.
(6) Бог всеведущий (1 Иоан. 3:20; Евр. 4:13) - Он все знает.
(7) Бог всеблагий (Матф. 19:17) - Он самый добрый, Он больше всех, всех любит.
(8) Бог всеправедный (Псал. 7:12; 10:7) - Он самый справедливый.
(9) Бог вседовольный (Деян. 17:25) - Он не нуждается ни в чем.
(10) Бог всеблаженный (1 Тим.6:15) - Он имеет наивысшую радость в Самом Себе.
Похожая притча
В этой притче царь - это Бог и золото - его заповеди, а дикарь- человек, который отказывается их принять и как следствия этого - исполнять.
Анна СёминаВ этой притче царь - это Бог и золото - его заповеди, а дикарь- человек, который отказывается их принять и как следствия этого - исполнять.
Похожая притча
В этой притче царь - это Бог и золото - его заповеди, а дикарь- человек, который отказывается их принять и как следствия этого - исполнять.
В этой притче царь - это Бог и золото - его заповеди, а дикарь- человек, который отказывается их принять и как следствия этого - исполнять.
Похожая притча
Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что творить добро – духовная радость.
Задачи урока:
– освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческому эгоизму;
– понимание учащимися отличия доброго поступка на основе выгоды и доброго бескорыстного поступка; осознание добра как подражания христианской жертве;
- обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.
Оборудование урока: мультимедиа проектор, бумага для письма, бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры
I . Орг. Момент. Мотивация.
- Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся добра и радости.
II . Погружение в тему урока.
Учитель читает притчу.
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
III. Работа по теме урока.
1. Предтекстовая работа. Ответы на вопросы.
Золотое правило этики.
- Вспомним золотое правило этики, отраженное в Нагорной проповеди: “Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.
- Все люди согласны с золотым правилом этики. Люди, живущие по этому правилу, добрые, но не всегда христиане.
- Чем христиане отличаются просто от добрых людей?
Ничем, кроме того, что почитают Христа своим Богом и Спасителем. Но у Христиан есть особые причины, для того чтобы не быть эгоистами.
2. Работа с текстом.
Чтение 1-го абзаца статьи учебника.
- Какая первая причина у христиан, для того, чтобы не быть эгоистами?
Первая причина — благодарность за подвиг Христа.
Слайд. Распятие Христа.
3. Чтение и обсуждение древней легенды, как апостол Петр пришел в Рим.
а) Подготовительная работа к восприятию легенды.
- Кто такой апостол Петр?
Апостол — в переводе с греческого “посол, посланник”. Апостол Петр — ученик и последователь Иисуса Христа.
б) Продуктивное чтение древней легенды.
- Почему Петр решил покинуть Рим?
Покинуть Рим апостолу Петру было нелегко, но об этом его попросили ученики, для продолжения проповедей христианства.
- Какие чувства он испытывал, когда покидал Рим?
Страх перед возможностью совершить предательство.
- Почему? Ведь он знал — Христос простит.
Нельзя беззастенчиво пользоваться любовью тех, кого любишь.
- Почему он решил вернуться к своим воспитанникам?
Учитель. Почему же вернулся апостол Петр? Он не спас своих учеников и погиб сам. Может, это не подвиг, а ошибка?
Его поступок может показаться странным, непонятным, но с точки зрения православных христиан он сделал очень много. Ведь христианину сосем не безразлично, как умирает человек, с каким лицом он предстает перед вечностью, шагнет в бессмертие. Петр понимает, что умереть его ученики должны, оставаясь на высоте души, а не падая от страха на самое её дно. Он идет поддержать их, укрепить духовно. И, конечно, он подражает Христу, потому что любит его. Подражает, но не гордится этим и просит перед смертью быть распятым вниз головой, не так, как его Учитель, как бы подчёркивая, что жертва Христа неизмеримо выше. И его брат, Апостол Андрей, также просил распять себя на косом кресте.
Апостолы подражали Христу. И не только они. Мы знаем немало примеров, когда человек жертвовал своей жизнью во благо других. Как называют таких людей? (самоотверженные).
- Прочитайте, что говорил Христос о доброте к людям.
(Он “не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить”. И пояснил, что если кто хочет быть ему благодарным за Его жертву, то пусть он сам будет добр к людям. Подражая жертве Христа, его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой явные опасности. Такое состояние человека называют САМООТВЕРЖЕННОСТЬ).
- Самоотверженность, что это за состояние человека? Апостол Петр подражает Христу, но не гордится этим и просит перед смертью быть распятым вниз головой, не так как его Учитель, так как жертва Христа неизмеримо выше.
Слайд. Распятие апостола Петра.
3. Работа по бумажной версии учебника.
Чтение врезки “Это интересно”.
- Кто такой апостол Андрей? Где он проповедовал?
- По Днепру он дошел до Киевских гор и предсказал появление великого христианского города?
- Почему апостола Андрея всегда почитали на Руси?
Апостол Андрей Первозванный — самый почитаемый на Руси из всех двенадцати апостолов. Первозванным он стал, так как первым последовал за Христом. По преданию, Андрей проповедовал на причерноморских землях за тысячу лет до Крещения Руси. Русская Церковь, принявшая веру из Византии, тоже считает себя преемницей апостола Андрея Первозванного.
Апостол Андрей просил распять на косом кресте “Х”.
Имя апостола Андрея всегда особо почиталось на Руси, а косой Андреевский крест стал изображаться на военно-морском флаге России. И сам флаг военно-морского флота так и называется - Андреевский стяг.
Слайды. Андреевский флаг — Военно-морской флаг России.
Вывод. В основе добра лежит самоотверженность. По-настоящему счастливым делает человека духовная радость, она преображает его.
4. Чтение и обсуждение 2-й части статьи учебника.
- Что означает слово святой в православии?
- Назовите еще одну причину, по которой христиане стремятся творить добро?
Вывод. Внутреннее переживание духовной радости.
4. Беседа по содержанию притчи.
Учитель предлагает посмотреть притчу «Все оставляет свой след».
- Ребята, как вы думаете, какая основная мысль этой притчи?
Подводит детей к морали притчи.
ВСЕ оставляет свой след. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что остались на воротах. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая.
- А какой вывод вы сделали для себя? (Заслушивает ответы учеников)
5 . Игра «Корзина мудрости»
-О добрых делах и поступках издавна складывались пословицы, поговорки, крылатые фразы. Давайте озвучим некоторые из них. Надо собрать всю пословицу.
1. День в добре пробудешь - всё горе … забудешь.
2. Доброму человеку и чужая болезнь… к сердцу.
3. Учись доброму, так худое … и на ум не пойдёт.
4. Жизнь дана на … добрые дела.
IV . Итог урока.
- Мы понимаем, что полезнее всего в жизни идти дорогою добра. Этими словами мы заканчиваем наш урок “Зачем творить добро?”.
Читайте также: