Притча о дереве и его плодах

Обновлено: 14.11.2024

В 19-м стихе, как и в предыдущих, Иисус Христос выражается аллегорически. Под деревом, не приносящим плода доброго, подразумеваются плохие люди, грешники, а также лжепроповедники, лжепророки.

Удивительно, что эту аллегорию не понимает автор Толковой Библии, объясняя этот стих на основе буквального, а не аллегорического восприятия дерева, не приносящего плода доброго. В Толковой Библии пишется: «И здесь Христос выражается только в общем смысле. Конечно, не всякое дерево постигает такая судьба. Многие деревья сохраняются в целости, несмотря на то, что никакого плода не приносят» (Толковая Библия под редакцией А.П. Лопухина, Петербург, бесплатное приложение к журналу «Странник», 1911, том 9, стр. 158).

Итак, в 19-м стихе не только подразумеваются плохие люди (выведенные в виде дерева), не дающие плода доброго, но и указана их дальнейшая участь. Дерево, приносящее дурной плод «срубают и бросают в огонь». Эти слова также нужно воспринимать аллегорично. В этих словах, как в философском рецепте, сформулировано много понятий связанных с участью грешника. А также с тем, кто их должен срубывать и бросать в огонь. С тем, как обычным людям вести себя с грешниками. Рассмотрим эти понятия, каждое в отдельности.

Добропорядочные христиане живут в окружающем их мире, полном зла, и вынуждены общаться с грешниками. Добропорядочные христиане для того, чтобы исполнить заповедь Божью о любви к ближнему, хотя он и грешник, должны образумить грешника и наставить его на путь истинный. Однако не всех грешников можно образумить. Например, к закоренелым грешникам, не желающим вникать в суть Божественных истин, такая забота неприемлема. Например, сколько бы алкоголику или наркоману добропорядочный христианин не рассказывал учение Христово, этот грешник его не поймет, потому что ему в начале нужен телесный доктор, который бы вылечил его от тяжелого пристрастия. А только потом разум такого человека можно просвещать Божьими истинами. Закоренелый грешник может не быть наркоманом, но может быть одержим злыми духами и так любить грех, что обычными увещеваниями и рассказами об учении Христовом его душу не вылечить. Такому закоренелому грешнику, (как наркоману врач), нужен Святой Божий Угодник, который в отличие от добропорядочного христианина наделен Благодатью Божьей и Силой Божьей. Благодать может ликвидировать и страсть к запоям, и к наркотикам, вылечить неизлечимые болезни и исцелить душу закоренелого грешника. Обычный христианин, несмотря на свое желание помочь и просветить душу ближнего, с такой работой не справится, так как не имеет Божьей Благодати Святого Угодника Божьего. Об этом и говорится в Библии. «Много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:16 ). Поэтому по тяжести болезни должен выбираться и лекарь, наиболее искусный и способный сотворить чудо, как Святой человек.

Вот перед такими упорствующими и не желающими исправляться грешниками, не нужно метать жемчуг (бисер) истин учения Христова, потому что они не желают просвещаться, не поймут и затопчут жемчуг знаний, как свиньи. И могут ещё и навредить просвещающему их человеку. Поэтому, чтобы они «обратившись, не растерзали вас» ( Матф.7:6 ) и нужно «вырубить» (исключить) не поддающихся перевоспитанию и вредящих вам грешников из круга своего общения. Других же грешников, которые как заблудшие овцы, в силу своего незнания или ошибок допускали грех, но тянутся к истинным знаниям, надо постараться перевоспитать и наставить на путь спасения.

Огонь в разбираемых словах также представляет собой аллегорический образ. Огонь по древнееврейски называется «эш». У древних евреев огонь имел символическое значение. Господь Бог посылал огонь, выражая тем самым Свое благоволение к жертвам. «Дым . и пламя огня прошли между рассеченными животными» ( Быт.15:17 ). «И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение» ( 3Цар.18:38 ). Божественный огонь появлялся при освящении скинии и храма. «И вышел огонь от Господа» ( Лев.9:24 ). Слово Божие уподоблялось огню. «Слово Мое не подобно ли огню» ( Иер.23:29 ). И даже Сам Господь появлялся в виде огня. «Ибо Господь, Бог твой, есть огонь поядающий» ( Втор.4:24 ). Наряду с этим, огнем с неба Бог наказывал своих врагов. «Возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана» ( Чис.11:1 ). Неугасимый огонь символически обозначает неотвратимое и всемогущее воздаяние Божие. «И будут гореть вместе» ( Ис.1:31 ). «И огонь их не угаснет» ( Ис.66:24 ). «Чтобы гнев Мой не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей ваших» ( Иер.4:4 ).

Поскольку содержание 19-го стиха является аллегорическим, то из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что лжепророков и других грешников можно отрубить как дерево от корня зла. То есть отрезать от источника зла. А затем грешника, поддающегося просвещению, попытаться очистить огнем Божественного слова, перевоспитать и наставить на путь истинный. Иными словами попытаться окультурить дикую яблоню. А поскольку под яблоней предполагается грешник (как в виде лжепророка, так и иного грешника), то, проявляя к нему чувство христианского сострадания как к ближнему, нужно попытаться привить его душе христианские истины и тем самым наставить его на путь спасения. Но облагораживать дикую яблоню, то есть просвещать и воспитывать грешника нужно только в том случае, когда он для этого созрел и готов к восприятию учения Христова. Об этом он может сказать сам, попросив просветительско-духовной помощи. Или об этом можно спросить его самого. Ни в коем случае нельзя перевоспитывать грешника насильно. Так как насильно человека счастливым и просвещенным быть не заставишь. Не исключено, что при насильственном вразумлении грешник будет всячески сопротивляться и даже проявлять агрессию, о чем и предупреждал Иисус Христос. «Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» ( Матф.7:6 ).

Как же в таком случае следует поступать с упорствующим и закоренелым грешником, который в результате своей приверженности злу, является злодеем, пагубно воздействующим на ближних (окружающих его людей). Как уже говорилось согласно совету, данному Иисусом Христом в 19-м стихе, закоренелого грешника и лжепророка не желающего исправляться, нужно отсечь от себя, исключить его из круга своего общения, как дерево, не дающее плода доброго. Избавляясь от их тлетворного воздействия, человек должен постараться в то же время не причинять грешникам вреда, отсекая их от себя.

Поэтому в 19-м стихе садовником, вырубающим дерево, является Господь Бог, а огонь, в который попадает дурное дерево, одновременно означает и Бога, и Его справедливое воздаяние. «Чтобы гнев Мой не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей ваших» ( Иер.4:4 ).

Из всего выше сказанного видно, что нужно удаляться от лжепророка и закоренелого грешника, не поддающегося перевоспитанию. Но нельзя им мстить за обиду или вред, и брать на себя функции Бога – Садовника, выкорчевывающего дурное дерево. Призыв не причинения зла ближнему звучит в словах из Библии, запрещающей месть. То есть даже если грешник принес дурные плоды ближнему своему, то ближний не должен воздавать злом за зло. И тем более в качестве наказания прибегать к мести. Так как воздаяние – удел не человека, а Бога. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» ( Рим.12:19 ).

И если грешник не поддается перевоспитанию, и продолжает вредить человеку, то лучше мирно удалиться от такого грешника (то есть исключить его из круга своего общения), не причиняя ему вреда, не выкорчевывая дерево жизни такого грешника из нивы бытия, оставив воздаяние за злые дела такого закоренелого грешника, Богу.

Сам же христианин должен постоянно молиться Богу о том, чтобы Господь защитил его от дурного воздействия закоренелых грешников и лжепророков, просветил и исправил их души. И человек всегда должен побеждать зло добром. «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» ( Рим.12:21 ).

Похожая притча

Все проекты

Для бизнеса

Проекты

Русский EnglishБеларускаяქართულიУкраїнськаТатар телеҚазақ тіліՀայերենO'zbek tiliRomână (MD)Azərbaycan diliRomână (RO)Türkçe

добавлена 23 октября 2013 в 22:24

Найти бы родственную Душу, Что так похожа на мою. И вместе тишину нам слушать. Здесь, на земле. и там, в раю. Не задавать пустых вопросов. Не собирать обиды в дом. Смотреть, как полыхают грозы. И знать, что мы всегда вдвоём. И если вдруг Душа заплачет В моём телесном бытии, Утешит кто-то. это значит, Мы с ним на свете не одни. Найти бы. одиноких много. Душой, что так болит порой. Я попрошу, наверно, Бога. Пусть он поделится со мной.

Класс 108

добавлена 23 октября 2013 в 13:24

Научись отпускать других, Веря в высшую силу Добра. Сожалеть не надо о них: Раз ушли – значит им пора. И не лей понапрасну слёз, Бесконечно жалея себя. Перестань задавать вопрос: «Как же жить теперь буду я?» Не печалься, просто живи. Посмотри вокруг, улыбнись: Светит солнце, поют соловьи. Продолжается Сказка-Жизнь! Мария Дементеева

Класс 44

добавлена 23 октября 2013 в 12:54

УЗИ, анализы, врачи, И девять месяцев тревоги, И наконец зимой, в ночи Сошлись у нас с тобой дороги И глаз не в силах оторвать, И чувство счастья и единства, Скорей бы полно испытать Святую радость материнства! Мы дома! Боже, он кричит! Ну где же книги и шпаргалки?! Потом не ест. теперь не спит. Муж помогает. из-под палки На третий день ушла в астрал, Звонков и лиц не замечаю, Но руки бдят, у них аврал – Прибавку веса отмечают! Какой банкет? Зачем гостей? Нам месяц? Все хотя

Класс 32

добавлена 23 октября 2013 в 12:46

У человека есть жена. Он недоволен ей. Ему как будто бы нужна получше, поумней. Но если счастья нет внутри и в сердце пустота, Хоть всех вокруг перебери: не та, не та, не та. У человека есть страна. Он недоволен ей. Ему как будто бы нужна получше, посильней. Но если счастья нет в груди и в сердце пустота, Все страны мира обойди: не та, не та, не та. У человека есть судьба. Он недоволен ей: Потери и за жизнь борьба, не всё как у людей. Но если счастья нет внутри и в сердце пустота

Класс 40

добавлена 22 октября 2013 в 19:27

Если тебя оставили – не беда. Поезд умчался вдаль, распугал ворон. Счастье, - когда ушедшие поезда Не возвращаются больше на твой перрон. Если поставила жизнь на тебя капкан, Раны свои лечи и учись дышать. Счастье – не в том, чтоб полон был твой карман. Счастье, когда полна у тебя душа. Если не тех отчаянно целовал, Значит, остыл и сам, согревая лед. Счастье, - когда несказанные слова Кто-то услышит сердцем и все поймет. Слава Иванов

Класс 17

добавлена 20 октября 2013 в 22:30

Бывает дефицит финансов, Железа дефицит - в крови, Бывает мало в жизни шансов, Но хуже - дефицит любви. Тем, кто женился по "залёту", Хочу сказать: ваш брак не плох. "Залёт" подобен самолёту, В котором двигатель заглох. Тем, кто женился по привычке, Хочу открыть один секрет: Ваш брак большой подобен спичке, В которой, правда, серы нет. И быт уютливо-угрюмый Не разожжёт огня в крови. Поверьте мне, что даже юмор Не лечит дефицит любви. Тем, кто женился по расчёту, Возможно, больше

Класс 49

добавлена 20 октября 2013 в 18:59

Мой ангел-хранитель, скажи, если можно: Когда ты за мною незримо шагал, Ты видел, что плачу, ты знал, как мне больно… Зачем же тогда ты меня так пытал? А он улыбнулся и тихо ответил: "Я ангел, я помощь всего лишь твоя. А то, что ты падала - это уроки. Ведь жить будешь ты, а не я за тебя!

Класс 57

добавлена 24 июля 2013 в 13:28

В семье без сыновей и дочек Жизнь часто смысла лишена, Родился маленький комочек, И нынче вовсе не до сна! Столько заботы нужно, ласки, И дел теперь - невпроворот, Чтобы смеялись эти глазки! И нет прекраснее хлопот! Так пусть же окружен Любовью Малыш ваш будет много лет, Чтоб было крепкое Здоровье, И мир его без войн и бед! И за терпение за ваше Зачтется вам на небесах, И все же нет картины краше, Чем мать с ребенком на руках!

Класс 87

добавлена 24 июля 2013 в 13:11

Я женщина… я не хочу быть сильной! Пожалуйста, не позволяйте это мне Не для меня ведь руль автомобильный Пусть даже это — супер Шевроле Я не хочу стрелять из автомата Кричать «УРА», печатать твердо шаг Я не хочу ни говорить, ни слышать мата И руки не хочу сжимать в кулак Стоять я не желаю у кормила И первой быть во всем я не хочу! Я женщина… и не хочу быть сильной Мужскому доверяю я плечу Но! Если сильное плечо устанет, Когда его вдруг ранит злое острие Пусть ОН с уверенностью з

Похожая притча

Все проекты

Для бизнеса

Проекты

Русский EnglishБеларускаяქართულიУкраїнськаТатар телеҚазақ тіліՀայերենO'zbek tiliRomână (MD)Azərbaycan diliRomână (RO)Türkçe

добавлена 15 декабря 2016 в 21:14

Руководство группы оставляет за собой право удалять любой материал с дальнейшей блокировкой участника по своему усмотрению и без объяснения,если по ее мнению он не соответствует идеологии группы. Внимательно относитесь к загрузке фото в фотоальбомы! Подписывайте фото! Не засоряйте фотоальбомы.Не загружайте фото не по теме альбома!Смотрите описание альбома и фото в нем. Фото не по теме фотоальбома удаляются вне зависимости от классов!Внимательно ознакомьтесь со всеми фотоальбомами перед загру

Класс 10

добавлена 3 сентября 2015 в 10:14

ღღS ВРЕМЕНА ГОДА Sღღ

Класс 51

добавлена 23 июня 2015 в 22:18

ღღSВСЕ ПРЕДСТОЯЩИЕ ПРАЗДНИКИSღღ

Класс 41

добавлена 21 июня 2015 в 17:10

ღღSНАШИ ДЕТКИ- ЛЮБИМЫЕ АНГЕЛОЧКИ . Sღღ.

Класс 62

добавлена 9 июня 2015 в 23:13

ღღSС ДНЁМ РОЖДЕНИЯ . Sღღ.

Класс 47

добавлена 11 июня 2015 в 17:24

СПАСИБО-БЛАГОДАРЮ . Мне не выразить словами все, что знаю, Я не в силах передать души стремленья, И скажу я только слово, замирая, Это слово есть «спасибо» без сомненья.

Похожая притча

Продолжая излагать истины Своего учения в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» ( Матф.7:17 ). Как нужно понимать эти слова?

17-й стих неразрывно связан по смыслу с 16-м стихом о плодах, и является его продолжением. Сказав в 16-м стихе о том, что люди могут узнать лжепророков по плодам, Иисус Христос в 17-м стихе уточняет мысль, что лжепророк может принести только худой плод. Потому что «худое дерево приносит и плоды худые». А доброе дерево плодоносит добрыми плодами.

Характеризуя лжепророков в предыдущих Своих словах, Иисус Христос говорил о том, что они лицемерны и двуличны, и что они приходят к людям в овечьей одежде. То есть под личиной ложной кротости и благочестия. А на самом деле они волки хищные. Говоря о двуличии и обманчивом поведении лжепророков, Иисус Христос имел ввиду то, что эти люди могут быть благочестивыми и кроткими на словах. Но на практике плоды их дел и лжеучений являются худыми и горькими. Именно по плоду, как по конечному результату того, к чему призывает их лжеучение, и что представляют их поступки, а не по словам, и надо судить о лжепророках, чтобы их распознать.

В 17-м стихе, продолжая Свою речь о плодах, Иисус Христос сказал о том, что только доброе дерево обязательно принесет плод добрый, а плохое дерево принесет плод худой. Слова из 17-го стиха аллегоричны и понимаются следующим образом. Человек в своей жизни может встретить дерево красивое по виду, привлекающее к себе нарядными цветами, причудливой листвой. Но не нужно увлекаться внешней красотой дерева. А нужно посмотреть на его плоды. Доброе дерево дает и плоды добрые. А худое дерево плодоносит плохими плодами. Иисус Христос использовал это иносказание, для того чтобы нагляднее рассказать людям о том, что они в своей жизни могут встретить лжепророков, которые за счет своего обличия ложной добропорядочности, как и худое дерево с красивыми цветами, могут привлечь внимание людей своими лживыми словами. Но как худое дерево, несмотря на свою красоту и привлекательность, дает худой плод, так и лжепророки, несмотря на свои лживые речи, распознаются по плоду их дел и сущности их лжеучения. Потому что лжеучителя и лжепроповедники, несмотря на свою внешнюю привлекательность, как и худое дерево, способны породить только худой плод своих греховных поступков и лжеучений. Не нужно увлекаться лживыми речами лжепророков, а нужно смотреть на плоды их дел и теорий.

Таким образом, в 17-м стихе проводится противопоставление между внешне привлекательным деревом, приносящим худые плоды, и деревом добрым, приносящим добрые плоды. Худое (плохое) дерево символизирует лжепророков, которые своими туманными и ложными речами вводят людей в заблуждение, и порождают плохой плод в виде своих лжеучений и поступков.

В 17-м стихе также высказывается мысль о невозможной подмене добра злом. Точно так же, как невозможно, чтобы доброе дерево давало плохой плод, также и худое дерево никогда не принесет плода доброго.

Несмотря на то, что в 17-м стихе непосредственно говорится о лжепророках и других грешниках, однако его можно применять как универсальный рецепт-формулу для общения с другими, окружающими нас людьми. Если мы в жизни столкнулись с плохим человеком, который лицемерно притворяется порядочным, хотя он и не является лжепророком, то согласно 17-му стиху мы должны помнить, что плохой человек, как и худое дерево, породит только худой плод, то есть совершит дурной поступок. Поэтому такого человека надо остерегаться и не участвовать в его злых делах. «Уклоняйтесь от зла и делайте добро» ( Пс.33:15 ).

Читайте также: