Притча о четырех обезьянах
Обновлено: 14.11.2024
Один грустный человек спросил философа: «почему я всем помогаю, решаю чужие проблемы, всех выслушиваю, поддерживаю, принимаю и понимаю. Хлопочу о делах других людей целыми днями, ласково обращаюсь с ними, чтобы никого не обидеть, не оттолкнуть?
А мои дела идут все хуже и хуже. Исчезли деньги, ушло здоровье, в жизни полная неразбериха и масса проблем. Почему так случилось, о мудрейший из мудрых?».
Философ сказал: «давай поглядим на обезьянок. Видишь стаю обезьян и среди них маленькую грязную обезьянку? Что она делает?».
«Она ищет в шерсти других кусачих вшей», - ответил грустный человек.
Действительно, худенькая обезьянка хлопотливо искала в шерсти сородичей насекомых. Чистила им шерстку.
«Она такая слабенькая и худенькая, потому что ей некогда позаботиться о своём пропитании», - сказал философ. «Никто не делится с ней пищей, видишь?».
«Все толкают эту обезьянку и прогоняют ее, когда она сделала свою работу, ты заметил? Когда от заботливой обезьянки больше нет толку, ее толкают или не замечают».
«А теперь я скажу тебе самое главное, - продолжил мудрец, - это самая вшивая обезьянка из всей стаи. Потому что никто не чистит ей шёрстку, а у неё не хватает сил и ловкости сделать это самостоятельно. А, главное, не хватает времени на это. К тому же на неё прыгают насекомые из шерсти тех, кого она чистит. Поэтому эта маленькая худенькая самая вшивая!».
Грустный человек понаблюдал ещё немного за обезьянами и сделал вывод.
Того, кто постоянно занят решением чужих проблем, не ценят и не замечают.
И не дают еды. Потому что зачем делиться, если вы добровольно ищете вшей, извините, в чужой шерсти? Это ваша обязанность теперь.
А главное, можно позабыть о себе и сильно испачкаться. И некому будет вам помочь, потому что о своей гигиене люди должны заботиться самостоятельно. И свои проблемы в основном люди тоже должны решать самостоятельно.
Если, конечно, им не встретится добрая глупенькая обезьянка…
Превращаться в неё не очень хочется.
Грустный человек повеселел, заплатил мудрецу десять динаров за мудрый совет и изменил своё поведение немного. Потому что люди - не обезьяны, они понимают примеры. И могут изменить поведение к лучшему, когда приходит время.
Похожая притча
Всем известная поговорка: Ничего не вижу, ничего не слышу, никому ничего не скажу, - на самом деле имеет свои корни. Как и в трех мушкетерах, где на самом деле, было четыре главных героя, из образа мудрых обезьян часто теряют четвертый персонаж, на мой взгляд, самый важный из символов отрешенности от нечистого в буддизме.
Три мудрых обезьяны олицетворяют в Японии буддистский принцип недеяния зла: «не видеть зла», «не слышать зла», «не говорить о зле», многим хорошо знакомы. Мудрые обезьяны в таком количестве не встречаются почти нигде кроме Японии(здесь обезьяна — символ удачи, мудрости и находчивости).
Обезьяны Ми-дзару( не вижу), Кика-дзару ( не слышу) и Ива-дзару ( не говорю ) «прячутся» от зла, закрывая рот, глаза и уши. Их изображения часто встречаются, а также копируются и пародируются.
Но у них есть и четвёртая подруга, изображение которой встречается гораздо реже. Забытая Сэ-дзару ( не совершаю ) воплощает принцип «не совершать зла» и прикрывает руками живот или область промежности.
Так как японцы считают число 4 несчастливым, четвёртая обезьяна упоминается очень редко.
У китайского философа Конфуция есть высказывание:
Не смотри на то, что неправильно;
Не слушай того, что неправильно;
Не говори того, что неправильно;
Не делай того, что неправильно.
Происхождение символа обезьян — защитников от зла, связано с народным верованием Косин. Японцы считали, что в теле человека живут три сущности, три духа, которых называют Санси. Именно они искушают человека на различные греховные необдуманные поступки, и каждые 60 дней должны выходить из тела человека и рассказывать о его злых проступках верховному демону.
Но голуболицый бог Ваджраякша послал на землю своих верных спутников обезьян, чтобы защитить людей от доносов трех внутренних духов. Для того, чтобы Санси не вышли из тел, каждую 60-ю ночь обезьяны должны проводить бдения, которые называются «Косин-мати».
Изображение мудрых обезьян также считается талисманом от доносов и клеветы, что, в общем-то, логично.
Похожая притча
Прочитала сегодня в "Фокусе с зеркалами" Агаты Кристи из серии рассказов о Мисс Марпл интересную фразу: "Не видит зла, не слышит зла и не говорит зла".
Не знала, что смайлы обезьянок связаны с притчей про зло.
Оказывается, три обезьяны символизируют собой идею недеяния зла и отрешённости от неистинного. «Если я не вижу зла, не слышу о зле и ничего не говорю о нём, то я защищён от него». В русском переводе более популярна версия «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу».
Каждая из трёх обезьян имеет собственное имя: не видит Мидзару, не слышит Кикадзару и не говорит Ивадзару.
Иногда в композицию добавляется четвёртая обезьяна — Сидзару, символизирующая принцип «не совершать зла». Она может изображаться прикрывающей свой живот или промежность. Но она непопулярна из-за азиатской нумерологии, в которой число «4» считается несчастливым.
Выбор обезьян в качестве символа, вероятно, связан с игрой слов в японском языке. Фраза «не вижу, не слышу, не говорю» звучит как «мидзару, кикадзару, ивадзару», а окончание «дзару» созвучно японскому слову «обезьяна».
«Три обезьяны» стали популярны в XVII веке благодаря резному панно над дверьми священной конюшни в знаменитом синтоистском святилище Тосёгу в японском городе Никко. Мудрые обезьяны появились на панно в 1636 году. Чаще всего происхождение символа связывают с народным верованием Косин, имеющим корни в китайском даосизме
Считается, что символика трёх обезьян восходит к голуболицему божеству Ваджраякши, защищающему людей от духов, болезней и демонов. В веровании Косин он именовался Сёмэн-Конго и часто изображался в сопровождении трёх обезьян.
По преданию буддистской школы Тэндай трёх обезьян в Японию из Китая привёз монах Сайтё в начале VIII века.
Схожая с символикой четырёх обезьян фраза есть в книге изречений Конфуция «Лунь Юй»: «Не смотри на то, что неправильно; Не слушай того, что неправильно; Не говори того, что неправильно; Не делай того, что неправильно».
Параллели с символикой трёх обезьян можно найти в даосизме («Чжуан-цзы» и «Ле-цзы»), индуизме («Бхагавадгита»), джайнизме («Наладияр»), сикхизме («Гуру Грантх Сахиб»), иудаизме и христианстве («Екклесиаст», «Псалтирь» и «Книга Исаии»), исламе (сура Корана «Аль-Бакара») и других текстах и учениях.
Знаменитый бар "Три мудрые обезьяны" в Сиднее
Историки и философы видят также параллели с идеей Сократа о трех ситах (через которые нужно «просеивать» то, что собираешься сказать).
Есть мнение, что в средневековом Китае и Японии эта притча могла восприниматься как призыв к покорности перед властью (не видеть и не слышать творящихся несправедливостей).
Похожая притча
Есть старая индийская притча.
Создал Бог осла и говорит ему:
— Ты будешь ослом, ты будешь таскать тяжелые грузы на своем горбу и работать от заката до рассвета. Ты будешь питаться травой и будешь достаточно глупым. Жить ты будешь пятьдесят лет.
— Пятьдесят лет для такой жизни это слишком много. Пожалуйста, дай мне не больше двадцати.
И было так.
Создал Бог собаку и говорит ей:
— Ты будешь другом человека, и будешь охранять его жилье и есть его объедки. И жить тебе 25 лет.
— Господи, я не вынесу столько лет собачей жизни. Мне бы хватило и десяти.
И было так.
Создал Бог обезьяну и говорит ей:
— Ты — обезьяна. Ты будешь всю жизнь прыгать с ветки на ветку. Ты будешь смешить людей своими идиотскими гримасами. Жить ты будешь 20 лет.
— Кривляться как клоун 20 лет подряд — это ужас. Пожалуй, я не хотела бы жить дольше десяти.
И было так.
В конце концов, Бог создал человека и сказал ему:
— Ты человек — единственное разумное существо на планете. Используя свой интеллект, ты будешь познавать мир, и сможешь господствовать во вселенной. Жить ты будешь 20 лет.
— Боже, 20 лет жизни это ведь так мало. Дай мне пожалуйста те 30 лет, от которых отказался осел, еще 15 лет, которые не понадобились собаке, и 10 — ненужных обезьяне.
И было так.
И так, Бог сотворил человека, который 20 лет живет как человек, затем женится и 30 лет пашет на семью как осел, следующие 15 лет живет как собака, охраняя дом и детей, и доедая за ними объедки. Оставшиеся годы он кривляется как клоун, развлекая своих внуков.
И будет так.
----------------------------------
Прочитав я это и подумал - а предлагаемый расклад, то неплох. Ибо мало кому посчастливится жить при таком раскладе, несмотря на весь цинизм образов. Ибо в современной ситуации всё намного банальнее.
Я бы, немножко, переставил животных.
И выглядеть эта притча будет так - Ты сразу рождаешься не пойми кем, и думаешь что будешь жить как человек.
И за твоё воспитание берутся сразу осёл, собака и обезьяна. Каждый тянет в свою сторону. И начиная с 20 лет, ты женишься на обезьяне и пашешь на неё как осёл. После 30 лет, гавкаешь как собака, ничего не охраняя. После 40 подбираешь объедки с того что тебе бросает обезьяна. После 50 гавкают всё больше на тебя. Своих детей и внуков ты тоже воспитываешь как одних из этих животных. Потому как людских примеров не было. Потом помираешь, как козёл застряв рогами в заборе, а ногами в дерьме, так и не став человеком.
Читайте также: