Притча о братьях и отце

Обновлено: 22.12.2024

Всем привет. Вот ещё одну притчу нашёл, которую хочу рассказать вам. Сама притча не очень интересная, и больше похожа на анекдот, но в ней заложен глубокий смысл.

Похожая притча

Раздел: ПРОПОВЕДЬ


Лк. 15, 11-32

Перевод Сергея Аверинцева

Содержание евангельского чтения Недели о блудном сыне продолжает готовить народ Божий к спасительному поприщу Великого поста, показывая на евангельских примерах его конечную цель — покаяние человека, изменение от худшего к лучшему, обращение от греха к Богу. В отличие от двух предшествующих тем воскресных Евангелий (рассказа об обращении Закхея и притчи о мытаре и фарисее), являющих образы покаяния грешных людей, притча о блудном сыне открывает и другие, не менее важные темы, без осмысления которых не может быть подлинно религиозной жизни. Неслучайно святой Амвросий Медиоланский назвал притчу о блудном сыне «Evangelium Evangeliorum» («Евангелие Евангелий»), поскольку она, как самая богатая по содержанию из всех евангельских притч, в краткой форме излагает сердцевину Благовестия Христова.

О ком притча?

Укоренившееся в нашем сознании название истории, опи­сы­ва­емой в Лк. 15, ­11-32 как «притчи о блудном сыне», не раз оспаривалось богословами. Аргументация следующая: в притче три действующих лица — отец, старший сын и младший сын. Ассоциировать смысл притчи только с личностью одного младшего сына — значит упустить из виду то важное, о чем говорит Господь на примере других персонажей притчи (что на практике обычно и происходит, когда проповедник при своем размышлении делает акцент только на обращение младшего сына).

Иоахим Иеремиас и некоторые другие исследователи Евангелия предлагали называть ее «Притчей о добром Отце», ибо, с их точки зрения, именно Отец составляет центр этого ­повествования.

Пьер Грело указывает на крайне важную роль старшего сына и поэтому считает, что самым точным названием было бы «Притча о двух братьях». С этим нельзя не согласиться. Притча начинается словами: «У некоторого человека было два сына» (Лк. 15, 11) — то есть с самого начала речь идет о двух сыновьях. Более того, тема двух братьев проходит сквозным мотивом через весь Ветхий Завет: Каин и Авель, Измаил и Исаак, Исав и Иаков. Все эти сюжеты связаны с темой предпочтения и избранничества. А один из возможных выводов рассматриваемой притчи — это призыв откликнуться на зов Божий.

Не оспаривая авторитетные мнения богословов-библеистов по данному вопросу, мы предлагаем признать разум­ным вывод, что отдать предпочтение первенства кому-либо из героев притчи невозможно. А потому нельзя и назвать главным действующим лицом тот или иной ее персонаж. В образе каждого из трех действующих лиц притчи Господь открывает нам истины первостепенной важности, помогающие человеку найти Бога и обрести спасение.

Блуждающее человечество

Младший сын получил имя «блудный» (по-русски «распутный») по одной из характеристик его жизни в «дальней стране», где он «расточил имение свое, живя распутно» (Лк. 15, 13).

Но было бы очень поверхностно понимать его «блудность» только в смысле половой распущенности. Блудный человек — это человек заблудившийся. «Блудность» младшего сына заключалось в том, что он оставил своего отца и сбился с правильного пути. Распутство явилось лишь одним из следствий его блужданий. Здесь Господь говорит не о конкретном грехе блуда, а о его онтологической сущности. Грех (греч. amartia — ошибка, промах, мимо цели) — повреждение человеческой природы, отчуждение человека от Бога, болезнь души. Отказ младшего сына от цели, предложенной ему отцом, — неверный выбор жизненного пути — привел его сначала в ложный рай распутства, вседозволенности и беспечности, но в конечном итоге — в состояние унижения, голода и страдания. Грех — это уход от отца. Все остальное, включая как распутство, так и страдания, — следствие греха, его симптомы. (Как повышенная температура — симптом болезненного состояния организма).

Сегодня тема ухода от отца в «дальнюю страну» ради лучшей жизни и вседозволенности, которую называют «свободой», популярна как никогда. Подобно младшему сыну из притчи люди удаляются от Бога. Не становясь воинствующими атеистами, они просто игнорируют установленный Богом порядок бытия и предлагают свой сценарий жизни, который выглядит приблизительно так: стремление наслаждаться жизнью, испить до дна все ее удовольствия, жить «полной ­жизнью» («Бери от жизни все!»). Поиск абсолютной свободы без ответственности и без подчинения — все эти характеристики вполне тождественны исканиям блудного сына. Как и тождественен результат подобного отношения к жизни.

Очень быстро у блудного сына не остается ничего. Из богатого он становится нищим. Из совершенно свободного — подневольным слугой-свинопасом. Еще недавно расточающий деньги, он рад питаться кормом свиней. Для иудеев свинья — нечистое животное, и то, что «блудный сын» становится свинопасом, свидетельствует о его крайней степени падения.

Вывод из истории блудного сына очевиден: человек, понимающий свободу как абсолютный произвол, как возможность жить сообразно лишь собственным желаниям, существует во лжи и самообмане. И ложная независимость обращает его в рабство греху и страданию.

Бог-Отец

Понятно, что притча о блудном сыне — это не семейная история. В ней сообщаются важные сведения о природе Бога. О том, каков Он есть. Как Он относится к людям. Здесь описываются отношения Бога к человечеству, к тому же — человечеству падшему. Христос называет Бога «Отцом». Для нас это привычно. Но в сознании древних иудеев, воспитанных на Ветхом Завете, Бог — это в первую очередь Праведный Судия, требующий неукоснительного исполнения Закона и жестоко наказывающий тех, кто его не исполняет. Бог более заинтересован в наказании грешника и восстановлении справедливости, чем в милос­ти к нему. Так учили все ветхозаветные учителя. Даже «величайший из рожденных женами» — последний пророк и предтеча Спасителя Иоанн Креститель — находится во власти богословия своего времени. Для него Бог приходит как страшный, карающий Судия: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3, 10). Иисус Христос, конечно, тоже сохраняет у слушающих образ Бога как ­Судии. Но преимущественно Он говорит о Боге как о любящем Отце, который пришел на землю не для того, чтобы покарать грешников, а с тем, чтобы спасти их. Объятия Его открыты для каждого человека. И каждый человек, как бы он ни жил и что бы он ни делал, — это чадо Божие. И нет такого греха, нет такого беззакония, которое закрывало бы человеку путь к покаянию. Надежда на спасение всегда остается, потому что Бог есть Любовь. Он ждет обращения человека. Но человек должен сделать первый шаг. Он сам должен быть инициатором своего спасения. Осознавая неправду своей жизни, ему нужно принести покаяние, вернуться к Богу, и Господь с радостью примет его.

Старший сын

Первоначально в образе старшего сына себя должны были увидеть благочестивые фарисеи, возмущавшиеся добротою Христа по отношению к грешникам. Но в более широком смысле старший сын являет тип тех религиозных людей, которые довольно часто встречаются именно в церковной среде. Они стараются жить согласно законам веры и в этом видят для себя оправдание в очах Божиих. Но сердце их не находит успокоения «в доме Отца». Свое мнимое благочестие они воспринимают как тяжкий и безрадостный труд, за который должна быть преподана справедливая награда. Они смот­рят на мир через призму собственной озлобленности и неудовлетворенности, стараясь замечать в людях лишь все худое. Поэтому, подобно старшему сыну, они не умеют сорадоваться чужому счастью, поскольку считают его незаслуженным. Их естественное состояние — это осуждение. Осуждение не греха, а человека. Подобное осуждение проистекает не из печали, что грешник своим поведением извращает в себе образ Божий и наносит вред своей душе, а по элементарной зависти. Сами в глубине души желая до дна испить земные наслаждения, но не имея к этому смелости или возможностей или боясь порицания со стороны окружающих, они вынуждены держать себя в рамках закона. Такие люди очень болезненно реагируют на милость Божию в адрес того человека, которого они считают недостойным, видя в этом попрание справедливости и игнорирование Богом их собственных заслуг. Но при этом они забывают один из центральных выводов не только притчи о блудном сыне, но и всего Евангелия: Богу дорог каждый потерявшийся человек. Им стоит вспомнить также, какую цену пришлось заплатить Отцу за возвращение заблудших.

Похожая притча

В одном селении жили братья. Отец им всегда говорил, что нет ничего дороже и крепче кровных уз. Но младший сын всегда отвечал: "У меня много друзей, все они за меня пойдут в огонь и в воду, а от старшего брата только поучения и никакой помощи".

Тогда отец предложил проверить так ли это. Он сказал, чтобы сын зарезал барана и положил его в мешок и с этой поклажей отправился к своим друзьям со словами: "Я нечайно убил человека, помогите мне его спрятать. "

Так младший брат и сделал. Он обошёл всех друзей, однако все в страхе выталкивали его за ворота, они даже слышать не хотели об этом.

Вернулся сын домой с этой же ношей. Тогда отец отправил его к брату, который жил неподалёку со своей семьёй. Младший не успел даже договорить, брат тут же вырвав у него мешок, сказал: "Я всю вину возьму на себя, а ты поскорее иди домой".

Понял всё тогда младший брат и больше никогда не спорил с отцом.

Никогда не отдаляйтесь от своих близких. Родная кровь сильнее любой дружбы!

Притча о двух братьях

У одного богатого бизнесмена есть два сына близнеца. И вот им исполняется пятнадцать лет. Они очень похожи внешне, но у них очень разные характеры. Один полный пессимист другой полный оптимист. Отец знал эти отличительные черты характера своих детей. На их день рождения, он решил преподнести им некий урок. Отец не был стеснён денежными средствами и решил пессимисту подарить всевозможные подарки, ролики, телефоны, компьютеры, приставки и т.д. забить ими всю его комнату. А оптимисту решил показать, что не может быть всё хорошо и решил подарить ему кучу конского навоза, положив его посреди комнаты.

В назначенный день, пока дети принимали утренние процедуры, отец всё это организовал. Дети пришли в свои комнаты, и отец решил сходить к ним узнать, как у них дела. К первому он пришёл к пессимисту и спрашивает: "Сынок, как начался твой день?" На что сын ему отвечает: "Пап, полный ужас, просто кошмар". Отец удивлённо спрашивает: "Почему, что случилось?" Сын ему и говорит: "Ты видишь эту кучу подарков? Все это нужно открыть и разобрать всю эту гору подарков, на это уйдёт весь мой день". Пессимист, как и раньше, нашёл чему расстроится.

С таким не жизнерадостным настроением, они пришли в комнату к оптимисту. Оптимист стоит посреди комнаты, около кучи навоза и задумчиво оглядывается по сторонам. Отец повторяет свой вопрос: "Сын, как начался твой день?" На что оптимист ему радостно отвечает: "Великолепно!" Тогда отец спрашивает у него: "Что тебе подарили?" Сын отвечает: "Похоже коня". Отец удивлённо спрашивает: "Почему конь? С чего ты взял?" Сын, указывая на кучу навоза говорит: "Вот видишь эту кучу? Куча есть, значит и конь должен быть!" Вот так, оптимист даже в куче навоза нашёл, чему обрадоваться.

Так и в жизни, одному дай всё хорошее, он будет искать в этом негатив, а другому дай негатив, и он всё равно продолжит искать коня. Не ищите негатив, ищите коня!

Похожая притча

Жили-были однажды два брата. Отец у них был один, а матери разные. Такое случается.

Старшему брату пришлось уехать из отцовского дома. На чужбине разное бывало, и хорошее, и дурное. Били старшего брата нещадно — как-то раз чуть насмерть не убили — однако старший брат все вытерпел и даже разбогател.

Закалился у него характер, как железный стал. Одно только не давало ему покоя: никак старший брат не мог забыть об оставленном когда-то родном доме, даже плакал ночами. А потом плюнул на все и вернулся на родину.

Младший брат всё это время оставался в отчем доме. Переделал его на свой лад, обустроил под себя. Жил спокойно, довольствовался малым — овец пас да хлеб сеял. А тут вдруг старший брат приезжает. Как снег на голову свалился!

Ну ничего, всё ж таки брат. Потеснился младший, выделил брату комнату. В тесноте, стало быть, да не в обиде. Однако старший-то парень с характером был. Да и младший, по правде сказать, знал себе цену. В общем, не заладилось у братьев совместное житье. Ссориться стали братья.

Старший сильнее был, крепче. Стал он понемногу дом к своим рукам прибирать. Там свой стол поставит, там стул. И сундук его уже угол занимает.

Смотрит младший брат, а ему и жить-то негде!

— Как это жить негде? — хохочет старший. — Чердак-то совершенно свободен. И подвал тоже. Живи не хочу!

Попытался младший брат возражать, да куда там! Старший и слышать не хочет.

Ничего не поделаешь, поселился младший на чердаке. Вроде и место есть, а не разогнуться, голова в крышу упирается. В подвале тоже нехорошо — темно, сыро. Плесень везде. Спустится младший со своего чердака в подвал, сядет и слушает, как старший брат по дому расхаживает, половицами скрипит. Слушает и невольно злобу в душе копит. Снова поднимется из подвала на чердак, набьет на лбу шишку об стропила — аж закипит!

В общем, озлился младший брат на старшего окончательно, стал ему гадости делать. То исподтишка, а иной раз и в открытую хулиганит. А старший-то всякого навидался в жизни, никому обиду не спустит, даже родному брательнику. Догонит, бывало, младшего да отмутузит так, что у самого кулаки в кровь.

Потом и ружье купил. Настоящее! Вбил в стену гвоздь, повесил на него ружье.

— Гляди, — говорит младшему, — и помни: однажды оно выстрелит!

Смотрят соседи на такие дела и только руками разводят. Дом-то общий! Как же два брата-то не уживутся?

Читайте также: