Притча о богаче и лазаре толкование

Обновлено: 14.11.2024

Во время пребывания Иисуса в Перее случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба. Из дальнейшего повествования Евангелиста можно заключить, что Иисус был приглашен в числе многих к фарисею на обед. А так как это была суббота, то все зорко следили за Ним, не нарушит ли Он закона о субботнем покое. Случай такого нарушения не замедлил представиться: к Нему подошел страдающий водяной болезнью, прося исцеления.

Похожая притча

Притча о богатом и Лазаре даёт нам пример крайне неразумного использования материальных благ и приоткрывает завесу над некоторыми тайнами загробной участи человека. Эту притчу мы встречаем в Евангелии от Луки:

«Некоторый человек был богат; одевался в порфиру и виссон, и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его. И, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего; ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но, если кто из мёртвых придёт к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» ( Лк. 16: 19–31 ).

С первого прочтения этой притчи не совсем ясно за что богач попал в ад. За то ли, что он был в жизни богат? Мы знаем из Евангелия, что богатство, хотя бывает соблазнительным и далеко не всегда полезным для духовной жизни, но всё же не все богатые были осуждены. Богатый сборщик податей Закхей, несмотря на своё богатство, тем не менее всем своим семейством был спасён ( Лк. 19: 1–19 ). Мы помним про богатство Иосифа Аримафейского, ученика Христова, в гробнице которого был погребён Спаситель ( Мф. 27: 57–60 ). Также один из «начальников» и вождей израильского народа фарисей Никодим вряд ли был бедным человеком. Это он ведь принёс для помазания тела Иисуса Христа сто литров дорогих ароматных масел ( Ин. 19: 39 ). Мы помним, что один молодой богатый юноша не был осуждён Христом за своё богатство, по-видимому, не мешавшее ему оставаться верующим, благочестивым человеком, от юности сохранять все заповеди Божий, а узнавши о Христе, прийти и поклониться Ему как Учителю. Христос вовсе не осудил жизненного пути богатого юноши, но указал ему на путь совершеннейший.

Христос никогда не говорил, что богатые не войдут в Царство Божие, но что не войдут в него люди, надеющиеся на богатство, люди, которые думают, что не Бог, а богатство их спасёт ( Мк. 10: 24 ), люди, которые из богатства делают кумира и идола (маммона).

В Библии мы знаем примеры праведников, которые были очень богатыми людьми: праведный Иосиф, сын Израиля, владел в Египте огромными сокровищами фараона, одевался по-царски ( Быт. 4: 40–45 ) и был вторым человеком в государстве. Праведный Иов, непорочный и богобоязненный, был очень богат: у него было 7.000 голов мелкого скота, 3.000 верблюдов, 500 пар волов и 5.000 ослиц и весьма много слуг ( Иов. 1: 3 ).

В истории христианской Церкви было канонизировано много царей и королей – помазанников на царство, владевших как собственностью всеми богатствами их страны, и это не помешало некоторым из них стать святыми. В России и Америке были и есть миллионеры, делавшие много добра и раздававшие свои огромные богатства на благотворительность.

Но все-таки за что попал в ад богач разбираемой нами притчи? В Евангелии не говорится о том, что он был злым, жестоким, развратным, безбожным и нечестивым. Сказано лишь, что он был богат и очень хорошо одевался. Как и ветхозаветный богач Иосиф, придворный фараона, он одевался в тонкую драгоценную одежду виссон ( Быт. 40: 42 ). В притче говорится, что «богач каждый день пиршествовал блистательно», устраивая званные обеды. Вообще, в своей жизни он получил всё доброе, что только можно было получить. Но разве достаточно человеку быть богатым, чтобы быть осуждённым на вечные адские муки? Этого, пожалуй, так же не- достаточно, как недостаточно быть нищим или бродягой, чтобы попасть в Царство Небесное за свою нищету, за своё незавидное социальное положение. Не знаем ли мы нищих, которые были злыми, жестокими, ненавидящими всех и вся, лентяями, не желавшими работать и трудиться? Неужели же только за своё нищенство они будут награждены, несмотря на свои грехи, а богатые будут наказаны только за своё богатство? Нет! Нельзя на основании притчи о богатом и Лазаре строить материалистическую теорию о мировом равновесии в духе социальной уравниловки и справедливости.

В проблеме о богатстве евангелист Марк раскрывает нам, в чём суть дела и говорит, что многие богатые осуждаются не за богатство, а за своё упование на него: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» ( Мк. 10: 23 ). Опасна для человека чрезмерная сытость, пресыщенность, самодовольство. И именно это, а не что-нибудь другое и внешнее плохо. Плохи не деньги сами по себе, а отношение к ним. Плохо быть ограниченным, самодовольным и успокоенным. И, наоборот, хорошо быть всегда недовольным собой, всегда алчущим и жаждущим Правды. Хорошо быть всегда нищим духом и просить непрестанно подаяния у Христа. Всякое пресыщение балует человека, делает его успокоенным, бестревожным, самомнительным балованем, мнящим о себе, что ему больше ничего и не нужно, мнящим о себе, что у него всё уже есть и не только ничто, но и никто ему не нужен – ни человек, ни Бог. Именно такое самодовольное, безмятежное и сытое состояние опасно для человека, для его обращения ко Христу, будь он богатым или бедным. Мы никогда не должны быть спокойны, а всегда должны искать и спрашивать, всегда жаждать и нуждаться, всегда сознавать себя нищими, не самостоятельными, но зависящими от Бога.

Вина богача состояла в том, что он жил только для плоти, без меры наслаждался земными благами и совершенно заглушил в себе всякое проявление духовной жизни. Именно этим он и приготовил себе горькую участь. Ап. Павел говорит: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает (по-гречески «уничижаем не бывает»). Что посеет человек, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную» ( Гал. 6: 7 ). Каждый человек сам приготовляет себе свою загробную участь. Если он будет пребывать в воле Бога, т.е. творить Его заповеди, повелевающие любовь к Богу и к ближнему, будет каяться, когда в чём-нибудь преступит эти заповеди, если будет питать свою душу церковными таинствами, если будет пребывать в молитвенном общении с Господом, то про такого можно сказать, что он «сеет в дух». Такой человек ещё в этой жизни начинает общение с духовным миром, становится как бы его гражданином. После смерти такой человек вступает в лучший мир и наслаждается его благами, так как во временной своей жизни успел стяжать в себе способность ими наслаждаться.

Подлинная вера начинается с покаяния – только с покаяния, т.е. с сознания своей недостаточности, своей духовной бедности и греховности. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие», – говорит и Предтеча, и Христос ( Мф. 3: 2; 4: 17 ). Царство Божие не только начинается, но и продолжается и поддерживается только покаянием, сознанием своей ограниченности, греховности и духовной нищеты. Постоянная молитва христианина заключается в кратких словах: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!» Без этой молитвы христианин не может жить и духовно умирает. Сознание своей греховности, бедности и беспомощности делает христианина достойным учеником Спасителя, достойным членом Церкви Христовой, несмотря на грешную природу, в которой он рождён.

Нищий Лазарь получил награду небесную, конечно, не за нищету материальную, а за сознание своей нищеты духовной, за то, что в этом смысле он слушался, по-видимому, Моисея и Пророков ( Лк. 16: 29 ). А богач притчи был наказан за то, что этой нищеты духовной не имел, что был не только физически, но и духовно сыт, и, как на идола, надеялся на своё богатство, не ощущал потребности в помощи Божией.

Если человек будет только переходить от одного увеселения к другому, от одного плотского наслаждения к другому, как это делал богач, который «пиршествовал блистательно», то он сделает свою душу неспособной ни к какому духовному ощущению. И это даже в том случае, если он не будет совершать больших грехов. Это видно из примера богача. Он настолько очерствел душой, что не оказал никакого сострадания Лазарю, который лежал у его ворот и которого он постоянно видел. Душа богача сделалась неспособной к любви к ближнему.

Что может такой человек ожидать в загробном мире? К общению с Богом он неспособен. Бог есть любовь, и общаться с Ним можно только посредством любви, богач же этой любви не имеет. Общаться с духами праведников он тоже неспособен, так как не стяжал подобия с ними, не имеет с ними ничего общего. «Между ним и праведниками, – читаем мы в притче, – пропасть великая утвердилась». Богач не может наслаждаться благами Небесного Царства, так как его душа неспособна к духовным ощущениям. Такой поневоле будут пребывать в отлучении от Бога и от мира праведников, пребывать в кромешной, т.е. во внешней тьме. Страсти, которые богач успел накопить при жизни, будут его жечь вечным огнём. Совесть, веления которой он постоянно преступал, сделается для него червем неусыпающим, который будет грызть его. Виноват в этом он сам. Бог постоянно предупреждал его. Но он не внял этим предупреждениям. Он сам вверг себя в адскую бездну.

Из притчи о богатом и Лазаре обычно делают вывод, что мучение грешников будет бесконечным. Само мучение изображается в виде огня жгучего, но не сжигающего. Но огонь, дым и всякие другие ужасы являются извращенным представлением об адских мучениях. В самом деле, согласно учению св. Отцов Церкви, сущность адского мучения заключается не в физических страданиях, а в отдалённости от Бога и в отсутствии духовного умиления. Умиление возможно только при условии полного и искреннего раскаяния. Поэтому мучение было бы бесконечным, если бы невозможно было бы покаяние. Митрополит Антоний (Храповицкий), выдающийся русский богослов XX столетия, указывает на то, что хотя в Евангелии не раз говорится о вечной муке, но это выражение не есть синоним бесконечности. По мысли митр. Антония, это выражение можно понимать и как характеристику неутолимости мучения в общем смысле, но в Слове Божием нет определенных указаний на бесконечность страданий всех грешников и на то, что судьба их не может измениться. Слова Авраама о пропасти между праведниками и грешниками в потустороннем мире, которую нельзя перейти, не говорят о неизменяемости положения грешников. Да, нельзя перейти эту пропасть, не изменяясь, но это ещё не говорит о невозможности изменения.

Приведу еще несколько мыслей митрополита Антония о загробной судьбе человека, вытекающих из сегодняшней притчи:

«Притча о богаче и Лазаре даёт нам как бы два луча надежды на более отрадную перспективу. Во-первых, мы видим, что Авраам в раю услышал богатого, и следовательно, есть между ними какое-то общение, хотя бы в виде беседы. Эта их беседа указывает на то, что и у грешников есть мысль и надежда на нечто лучшее. Одно это уже облегчает положение, т.к. самое страшное это не само страдание, а безнадёжное сознание бесконечности страданий. Этого безнадёжного сознания у богатого нет, а, наоборот, есть стремление и надежда на что-то лучшее.

Во-вторых, богач начинает жалеть своих родных братьев. Это показывает, что в нём пробудилось добрые чувства, что он начал каяться и надеется на их покаяние. Это значит, что в загробной жизни возможно некоторое изменение настроения человека, т.к. начавшееся покаяние может уже перейти к полному раскаянию и тогда умилению.

Богатый еще не знает полного раскаяния: он пока только понимает причинную связь между своим положением раньше, на земле, и теперь, в аду, но не понимает справедливости положения. Но всё же он начал жалеть своих братьев, что очень важно для дальнейшего развития души.

Если в той жизни есть возможность изменения настроения в смысле появления добрых чувств и покаяния, то надо допустить возможность полного раскаяния и тогда умиления; тогда надо допустить возможность надежды, что двери райские не закрываются раз и навсегда. Надо также допустить надежду, что, пройдя через какие-то страдания, душа грешника, если она не окончательно ожесточилась, может стать способной к покаянию, сперва частичному, как у богатого, а потом и к полному, и тогда душа может ожить для духовного умиления и спасения».

Будем молиться, чтобы Господь вселил в нас потребность, алчбу и жажду питаться божественными соками, исходящими от Лозы-Христа, подающимися нам за Трапезой Господней, за Св. Евхаристией.

Будем молиться, чтобы в сознании нашем мы до конца обнищали и стали бы нищими духом, как Лазарь, и чтобы мы, подобно нищим, стоящим на паперти храмов, непрестанно протягивали руку и просили бы подаяния у Христа, Который и Сам, по слову ап. Павла, «будучи богат, обнищал нас ради, дабы мы обогатились Его нищетой» ( 2Кор. 8: 9 ).

О необходимости усилий над собой для вступления в царство Мессии

Услышав слова Иисуса о воскресении праведных, один из участников обеда, вероятно, тоже фарисей, сказал: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием! ( Лк. 14, 15 ) Говоря так, он, очевидно, под Царством Божиим подразумевал Царство Мессии и притом в том именно значении, какое придавали ему фарисеи, а так как фарисеи в царство мессии считали, что это Царство приготовлено именно для них, то и назвавший блаженным того, кто вкусит хлеба в этом Царстве, таковым блаженным считал несомненно себя и себе подобных. Но Христос, обращаясь к нему, притчею объяснил ему, что фарисеи-то и подобные им мнимые праведники не будут участниками Царства Мессии.

Один человек устроил большой званый ужин, но когда послал раба своего сказать званным, что все уже готово, то все они, как бы сговорившись, стали отказываться, придумывая разные отговорки. Один отговаривался покупкою земли, другой – покупкою волов, а третий – женитьбой. Тогда хозяин дома послал раба своего привести из того же города нищих, увечных, хромых и слепых, и, когда они возлегли и остались еще свободные места, послал раба за город звать всех, кого встретит, чтобы не было за ужином пустого места.

Смысл этой притчи таков: под видом большого ужина представлено Царство Мессии, как Царство Божие на земле и Царство Небесное в будущей вечной жизни. Устроитель этого ужина, Бог, приглашал, посредством ветхозаветного закона и пророков, весь народ еврейский вступить в уготованное для них Царство, а затем, когда Царство это приблизилось, вновь послал к приглашенным повторить приглашение и притом послал Самого Мессию. В притче Иисус назван рабом потому, что в некоторых пророчествах Мессия именовался рабом Господа, и еще потому, что он явился в образе человека, то есть раба Божия. Посланный Мессия объявил евреям: приблизилось Царство Небесное ( Мф. 3, 2 ); идите, ибо уже все готово ( Лк. 14, 17 ). Но те из евреев, к которым, главным образом, относился этот призыв, которые по развитию своему и знанию Писания могли скорее всего понять и принять это приглашение, то есть книжники, фарисеи и прочие руководители народа, как бы сговорившись, стали отказываться от приглашения и не пошли на званый ужин. Тогда Господь повелел Мессии звать мытарей и грешников того же города, то есть того же народа; и когда все еще осталось много свободных мест, послал за пределы города, то есть народа еврейского, звать всех язычников вступить в Царство Мессии. Оканчивая эту притчу, Господь сказал: никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много их было званых, все были званы, но мало оказалось избранных ( Лк. 14, 24 ).

Обед окончился, и гости вышли из дома фарисея. Вероятно, под впечатлением только что слышанной притчи некто спросил Иисуса: неужели мало спасающихся?

(Когда именно, где и кем предложен этот вопрос, – Евангелист не поясняет, но нам кажется, что уместнее всего поместить беседу по поводу этого вопроса вслед за притчей о званных).

Неужели мало спасающихся, то есть вступающих или достойных вступить в Царство Мессии, Царство Божие и Небесное?

Не отвечая прямо на этот вопрос, Иисус сказал, что без усилия или особого старания, действительно, трудно войти в это Царство, врата которого тесны. О трудности войти узким путем в тесные врата вечной жизни Иисус говорил Апостолам в Нагорной проповеди (см. выше гл. 12, с. 373); давая и теперь наставления по тому же поводу, Он добавил, что войти в это Царство пожелают многие, и не возмогут ( Лк. 13, 24 ), то есть пожелают тогда, когда будет уже поздно, когда двери Царства будут затворены. Тогда вы, думающие, что это Царство предназначено исключительно для вас, стоя вне его, станете стучать в двери, прося отворить их. Но Господь скажет вам: Не знаю вас, откуда вы ( Лк. 13, 25 ). А вы ответите: «Как не знаешь, Господи? Ведь мы жили, управляемые Твоим законом и поучаемые Тобой через пророков». Но Он скажет вам: «Да, Я учил вас, но вы глухи были к Моему учению; вы не хотели знать Меня, и Я не знаю вас; отойдите же от Меня, делатели неправды! И увидите вы, как придут иные люди со всех стран света и возлягут в Царстве Небесном с Авраамом, Исааком и Иаковом и всеми пророками, а вы, потомки этих праведников, будете изгнаны вон; и вот, те, которых вы считаете последними, которых здесь презираете, будут там первыми, а сами вы, считающие себя первыми, станете последними».

Толкуя распространительно эту речь Иисуса, можно вывести из нее назидание для всех вообще людей: узкий путь к тесным вратам Царства Небесного надо пройти в этой жизни, надо здесь, на земле, добрыми делами в Бога богатеть и тем приготовить себе свободный вход в это Царство; после же смерти поздно будет: не заботившиеся об этом своевременно найдут двери Царства Небесного затворенными и услышат роковой приговор: «Отойдите от Меня, делатели неправды!»

Эту мысль Господь развил еще яснее, нагляднее, в следующей притче о богаче и нищем Лазаре.

Исцеление страдавшего водяной болезнью

Видя вокруг Себя книжников и фарисеев, Иисус спросил их: позволительно ли врачевать в субботу? ( Лк. 14, 3 ). Ответа не последовало. Тогда Иисус, прикоснувшись к больному, исцелил его и отпустил ( Лк. 14, 4 ), а законникам и фарисеям сказал: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу? ( Лк. 14, 5 ).

Строгие блюстители закона сознавали, что каждый из них нарушает субботний покой для спасения или сохранения своего имущества, но открыто признаться в этом не решались.

Похожая притча

Основная мысль этой притчи та, что неправильное употребление богатства лишает человека Царства Небесного и низводит его в ад на вечные муки. Один богатый человек одевался в Порфиру и виссон.

Как прежде Лазарь желал насытиться только крошками, так теперь обнищавший богач просит только о нескольких каплях воды, чтобы остудить воспаленный язык. Богачу, однако, отказывается и в этом малом утешении: как Лазарь утешается в полной соразмерности со своими прежними мучениями, так и богач страдает в такой же полной соразмерности со своим прежним беспечным и бессердечным веселием.

Богач признается, что братия его, подобно ему, глухи к Закону Божию, и что только необыкновенное явление умершего могло бы образумить их и заставить переменить образ жизни на лучший. На это Авраам возразил, что если они дошли до такого нравственного падения, что не слушаются голоса Божия, выраженного в Слове Божием, то всякие Другие уверения будут также напрасны. Неверующий, пораженный даже необычайностью явления умершего, потом все же начнет себе объяснять это явление как-нибудь иначе и снова останется таким же неверующим и неисправленным.

Что это так, видно из того, как упорно неверовавших иудеев нисколько не убеждали бесчисленные знамения и чудеса, кои совершал Господь Иисус Христос: они не уверовали даже, видя воскрешение Лазаря, помышляли даже убить его. Все дело в том, что сердце, испорченное грехом, упорно не желает верить в будущие муки, ожидающие грешников, и убедить его никакими чудесами в этом нельзя.

Притча о званных

В это время прибывающие гости занимали места за обеденным столом, причем каждый из них старался занять место поближе к хозяину, так как на этих местах всегда сидели наиболее почетные и знатные гости.

Заметив такое стремление поставить себя выше других, Иисус дал им наставление не садиться самовольно на первое место, не возвышать самого себя, а смиренно ждать такого приглашения от хозяина пира. С тем, кто считает себя выше всех, кто, вследствие такого самомнения, стремится везде быть первым, может случиться большая неприятность: придет кто-нибудь почетнее его, и хозяин пира попросит самозванца уступить ему место, а другие лучшие места будут уже заняты, и встанет тогда гордец со стыдом и сядет на последнее место; ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится ( Лк. 14, 11 ).

Как трудно, даже почти невозможно, грешному человеку быть беспристрастным судьей своей жизни! Себялюбие всегда найдет хотя бы и ложные оправдания дурных поступков, а гордость превознесет и преувеличит значение кажущихся хорошими; и возмечтает о себе человек, и, подобно фарисею, будет считать себя не таким, как прочие, а такие мечты ослепляют, не дают возможности замечать свои недостатки, не дают места самоосуждению и препятствуют самоисправлению. И такой самовозвышающийся человек, считающий себя не таким, как прочие, и потому всюду стремящийся занять первое место, будет пристыжен и унижен, когда на окончательном Суде над родом человеческим ему предложат занять свое, то есть последнее место. В предупреждение такого печального исхода Христос заповедает нам смирение и самоуничижение и обещает нам, что не возвышающие сами себя будут возвышены.

Заметив, что званные на этот пир – все родственники, друзья и богатые соседи хозяина, Иисус, обращаясь к нему, сказал: когда даешь обед или ужин, не зови таких гостей, которые и тебя могут также угостить и тем воздать тебе за твое гостеприимство, а зови нищих, увечных, хромых, слепых и вообще бедных, которые сами не могут отплатить тебе тем же, но за которых воздаст тебе Бог в будущей вечной жизни.

Говоря – не зови друзей ( Лк. 14, 12 ) – Христос этим не воспрещает дружеские и родственные отношения к равным по состоянию, выражающиеся в гостеприимстве и угощении. Однако, этими словами Он предупреждает, что за добрые дела по отношению к тем, которые не остаются за то в долгу, награда получается здесь, на земле, и потому рассчитывать за такие добрые дела на награду в будущей жизни нельзя; поступающий так собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет ( Лк. 12, 21 ). Творящий добро тем, от которых не может получить воздаяния, взаймы дает Богу, Который, конечно, не остается у человека в долгу.

Просьба апостолов умножить в них веру

Они, несомненно, переживали мучительную борьбу веры с сомнениями; но выйти победителями из этой борьбы, рассеять все сомнения они не могли собственными силами, и потому обратились к Иисусу с мольбой: умножь в нас веру ( Лк. 17, 5 ), помоги нашему неверию.

Иисус ничего не предпринял теперь, чтобы умножить веру Апостолов, а предоставил времени довершить укрепление и усиление их веры; повторил Он только сказанное прежде о силе и могуществе истинной, непоколебимой, никогда не допускающей сомнения, веры (подробности см. выше, с. 514).

Порфира – верхняя одежда из дорогой материи пурпурного цвета; виссон – нижняя одежда, белая, из очень тонкой египетской льняной ткани, ценившейся на вес золота.

О Лазаре и богаче, беседа свт. Иоанна Златоуста

Церковь является для нас величайшим училищем: здесь богатые вразумляются и исправляются, а бедные находят себе успокоение и утешение. Вот и сейчас, возлюбленные, нам предстоит заняться делом учения. Последуя наставлениям предыдущего евангелия, воспользуемся ныне читанным и постараемся извлечь из него полезное для всех вас. Сегодняшнее евангельское чтение изображало нам жизнь богача и бедняка: богач утопал в неге и наслаждении, а бедняк проводил жизнь в нищете.

Этот рассказ необходимо, возлюбленные, разобрать обстоятельно, чтобы, как моряки – из опыта своих предшественников, могли и мы научиться из него избегать подводных скал, причиняющих кораблекрушение, чтобы с одной стороны богатые вразумились, видя, какое наказание понес изображаемый здесь богач, а с другой стороны бедные, видя на примере Лазаря, как блестяще оправдываются их надежды, охотнее проходили путь жизни среди выпадающих на их долю скорбей.

О, каким бедствиям подвергался бедный! Тягчайшей бедностью он был пригнетен как (колос) сильным градом; палящими нарывами как искрометными угольями разъедалось его тело; отовсюду устремлялись на него потоки горя, разрушая тело и разрывая сердце; никакого послабления, никакого облегчения он не находил себе ни в чем.

И вот этот-то человек , у которого не было ни пяди обработанной земли, ни локтя кровли для жилья, выброшен был под открытое небо на навозную кучу! Навоз и днем и ночью служил для него покровом, зимою несколько согревая его, а летом немилосердно обжигая. Сплошными ранами покрыто было его тело. Труд земледельца был для него непосилен, путешествия и торговые предприятия для него были невозможны, да и ни к каким другим способам борьбы с нуждою он не был способен. Во всем у него был недостаток, во всем лишение.

Псы оказались человечнее богатого и добрее его. Он никогда капли масла не уделил бедному, а псы, остроту зубов укрощая человеколюбием, мягким языком своим врачевали его, удаляя с его ран всякую нечистоту и запекшуюся кровь; гладкость языка заглаживая его лютые нарывы, они незаметно облегчали тяжесть его ран. Богатый же никогда не удостоил бедняка милостивым взглядом или словом, хотя бы бесполезным; не бросил ему ни рубища, ни остатков еды, ни одного гроша, покрытого ржавчиной, ни хлеба, ни даже корки хлебной, тронутой плесенью, но все это отправлял через горло в свою утробу, как будто она была всеобъемлющей.

Для того ведь тебе и прочтено это, чтобы ты, идя по следам немилосердного богача, не подвергся тому же самому наказанию в геенне. А ты, бедный, не унывай и не падай духом, как бы волны бедности тебя не стеснили. Взирай на славнейшего Лазаря, сюда устремляй свой взор и днем и ночью, чтобы, управляя свою жизнь рулем терпения, ты достиг той же самой спасительной пристани, во Христе Иисусе Господне нашем, Которому слава во веки веков. Аминь.

Похожая притча

Притчи Христа бывают назидательными, бывают утешительными, бывают богословскими, а бывают, как притча о Богаче и Лазаре, философскими. Эта притча философская потому, что представляет обобщенное видение мира и выявляет отношение человека к миру.

Притча эта была произнесла Христом сразу после обеда у фарисеев. Очевидно, что поводом стала ветхозаветная уверенность в том, что праведник должен быть если не богат, то уж точно обеспечен и иметь не только хлеб, но и масло.

Обед у фарисеев окончился скандалом. Христос дал понять хозяевам, что их уверенность в том, что по их праведности они стяжали богатство небесное и земное, ложно. Как иллюстрацию правильного отношения к богатству Иисус приводит притчу о богаче и Лазаре. Богатство рассматривается в картине вечности.

Христос немногими словами срывает покров тайны над миром, и слушателю открывается грандиозная картина истинного положения вещей. Как в театре. Собрались зрители и видят занавес с картиной. Вдруг занавес отъезжает и становится видима глубина сцены. Так и здесь.

На переднем плане сцены вы видим дом богача в иудейском захолустье. Перед домом лежит убогий Лазарь, и раны его лижут псы. В доме пирует богач. Пирует ежедневно и блистательно.

Домик богача стоит посреди миров Вселенной, разделенной огненной рекой. Но люди, по странному стечению обстоятельств, не видят ни звезд, ни ангелов, ни огненной реки и продолжают заниматься своими делами.

Зрителям, наоборот, все видно. Между тем, декорация распространяется и на весь зрительный зал, и получается, что зрители в чем-то тоже участники пьесы, от которых ожидаются некие действия.

Если судить примитивно, то притча эта кажется простой. Вот есть некий кредит счастья, который Бог отвесил каждому человеку. Один человек решил потратить богатство здесь. И потратил его на роскошь, еду и вино. Кредит Лазаря Бог удержал и вручил ему после смерти.

Вывод напрашивается такой: богатый был не расчетлив и прогадал. А лучше быть нищим. А еще лучше быть убогим, бедным и больным, потому что потом Бог заплатит за невольные страдания сторицей.

Пировать каждый день вредно. Лежать убогим — хорошо. Пусть никого не пугает отсутствие крошки на столе и то, что раны будут лизать псы. Когда-нибудь потом будет лучше.

Ясно, что смысл притчи не прямолинеен, и в ней есть некий ключ, который дает ее понимание и ощущение логичности.

Ошибка прямолинейной логики в том, что эта притча оценивается нами через призму земных даров: богатства и здоровья. А Христос задает иную систему координат в которой иное богатство и иное здоровье.

Притча эта совсем не о богатстве, совсем не о том, что лучше пировать на ложах сельских богачей или на лежать в страшных больницах.

Притча о том, что пока мы что-то тут себе думаем, стараемся и вьем гнезда, над нами отверсто небо. Ангелы сходят с него и восходят. И огненная пропасть так же пролегает через наш мир, как и через мир мертвых. Но глаза наши пока удержаны.

Господу через притчу было угодно дать нам понять свое место в мире, и Он представил сцену величиной с мир для развертывания притчи.

В ролях: Богач, Лазарь, Авраам. Предмет — богатство и нищета земные и богатство и нищета небесные.

Сразу обращает на себя внимание то, что он не назван по имени. Он со своим богатством в глазах Бога есть никто, и зовут его никак.

Вначале дается картина исходного состояния богача, живущего в роскоши пусто и глупо. Пусто потому, что смыслом жизни человека от Адама до нас есть труд, не пирование. Глупо потому, что ежедневные блистательные пиры — это путь к самоубийству, к смерти от ожирения, инсульта, подагры. Тем более глупо, что кроме тела разрушается и душа.

Ежедневная выпивка, как все хорошо знают, непременно ведет и к нравственной деградации. О чем мы можем судить по тому, что богач, имея изобильные остатки пиров, не уделял Лазарю ни крохи.

И вот, этот сгнивший гриб умирает. Продолжая отслеживать судьбу богача, Христос обнаруживает, что пороки богача перекочевали с ним в мир мертвых, и показывает нам главный порок, выросший из богатства, обращенного во грех: гордая надменность — полная противоположность милосердию.

Богатству в притче противолежит нищета. Но есть ли в самой нищете праведность? Является ли она добродетелью?

Большинство бедных людей ничем душой не отличаются от богатых: они также страдают от власти денег, они так же горды, они также завистливы, и они также слепы в мире духовном.

Природа нищеты разная: и пороки, и лень, и несчастный случай, и стечения обстоятельств. Жертва не по Богу не есть жертва Богу. И праведность без Бога — порок. И нищета не в Боге так же губительна, как и богатство без Бога.

Из святоотеческой истории известен один случай, в котором раскрывается смысл праведности в Боге и без Бога. Некая монашка решила, что она более свята, чем Богородица и так Ей говорила:

Но девство не о Господе, вынужденное девство, никакой ценности перед Богом не имеет. Перед Богом важна не физиология, а нравственная чистота — девственность души, не принявшей в себя мирского осквернения.

Это наглядный пример того, как человек может ошибочно располагать свое богатство не в том мире, и как можно подвиг девства или нищеты обернуть себе во грех.

Об убогом Лазаре сказано вскользь. Зато Господь зовет его по имени. Иметь имя в устах Бога — это очень важно. Но речь идет не о Лазаре, а о его положении.

Во всех тех случаях, когда убожество является для человека вещью случайной, незаслуженной или вынужденной, Бог восполняет горечь нищеты дарами Духа. Это дар настоящего богатства. Смирному человеку в болезни и горе Бог непременно посылает Духа-Утешителя. Умный и чистый человек не откажется его принять.

Праведники знают об этом и часто сами стремятся к добровольной нищете. В ней они становятся по-настоящему свободными от мира, очищают сердце от мирского мусора и представляют Богу свое чистое сердце, подготовленное для принятия даров Святого Духа. Они богатеют в Духе и в Нем полагают настоящее богатство. И таких духовно богатых Христос отправляет в селения праведников.

У богача были блистательные пиры на земных ложах. У Лазаря теперь блистательные пиры на ложах небесных.

Что вынесли из этой притчи мы — зрители?

Мы гости в этом мире. Наше земное богатство есть тлен. Настоящее богатство — это богатство в Духе. Минимальное требованием Господа к богатым — быть милосердным и щедрым к нищим. Минимальное требование к убогим — постараться стяжать мирный дух. И всем им вместе необходимо сверять свою жизнь с жизнью неба и иметь в виду огненную пропасть и печаль жизни в аду и блаженство в Раю.

Все понятно, все хорошо, но отчего же эта горечь послевкусия? Потому что слово, посеянное в нас Богом, грозится быть унесено сатаной:

Ко всякому слушающему Слово о Царстве и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его.

Горечь происходит от соблазна и привязанности к миру. Нам тяжело принять испытания, болезнь и убожество единственным путем в Рай. Нам очень тяжело подумать о том, что комфорт может быть препятствием на пути к Богу. Но мы плохо слушаем Христа и слишком внимательны к себе.

Повесть радует всех праведников, а не только убогих и больных, верным обетованием того, что Бог все видит и никогда не оставляет без внимания и помощи в этом веке и в веки вечные.

Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово.

И мы верим слову Божию и гоним прочь сомнения, внушаемые безбожниками: «Вот, вы, церковники, обманываете верующих, заставляете их страдать и быть довольными в горе, в болезни и в нищете, обещая им блаженства после смерти. Но ведь оттуда никто не приходил. И может статься так, что по вашей вине убогий человек не вкусит радости жизни ни при этой жизни, ни тем более, в гробу».

Эта несказанная теплота на сердце так сильна и так убедительна, что никто из тех, кто вкусил ее, уже ни на что не променяет, если станет вопрос о выборе между богатством, здоровьем, успехом и блаженством.

Но как все это расскажешь безбожнику? Как писал апостол Павел: духовный может судить обо всем, а о нем никто судить не может.

Но ведь все эти блистательные пиры как раз и доказывают пустоту богатства. Пустота в душе рождает тоску, а тоску пытаются заесть, запить, загулять, затанцевать и завалить деньгами. Но не от хорошей жизни блистательно пируют, а от тоски. И в этой повести теплится заря надежды и для богатых и грешных

Писано: «Поднял богач глаза к небу». Прекрасно. Подними глаза к небу. И небо не осталось безмолвным. На беседу с одним богачом пришел другой богач — Авраам. Как раз тот богач, который был милосердным.

Каков был Авраам? Почему его Бог противопоставляет нашему богачу?

Праотец праведности выкупил из рабства чужестранца Елиезера и сделал членом семьи. Он с радостью встретил трех неизвестных путников и устроил им пир (опять тема пира). Он мирно делил пастбища с племянниками: «Если твои стада налево, то мои пойдут направо. А если ты хочешь послать своих людей направо, то я пойду налево». Он не взял себе добычу после успешного военного похода, потому что имущество побежденных было чужим, а с чужого грех богатеть.

Милосердный богач Авраам, угодный Богу на земле, остался милосердным и на том свете. Он пришел выслушать человека, горящего в аду. А для грешника и это уже немало — быть выслушанным. Даже в аду грешники имеют надежду быть услышанными.

Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, бо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

Небольшой шаг сострадательности к близким позволил ему продолжить беседу с праведником. И Авраам и тут явил ему милость, не захотел губить веру его братьев и устраивать им искушений сверх меры.

Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

И кто знает, не будь просьба богача так безрассудна, быть может Авраам мог бы в чем-то и умолить Бога о частичном помиловании? Ведь не просто так он пришел. Ведь слушал не просто ради того, чтобы послушать и сыграть нам, зрителям, роль. Пришел ведь по делу.

И мы не хотим идти в ад. Сами в Рай мы не дойдем. Нам нужна помощь Бога. В чем нам нужно помочь? Прислать нам Лазаря с мокрым пальцем? Подать милости нашей родне? Дать денег? Дать здоровья?

Как деньги и здоровье — вещи земные, могут родить вещь небесную — дух? Никак. Наверное, лучше попросить даров Духа Святого. С Духом ты будешь богат небесным богатством. С Духом ты будешь здоров в Царстве небесном. И нет ничего такого, чтобы могло быть препятствием для обогащения Духом: ни болезнь, ни даже деньги.

Похожая притча

Богач пиршествует, рядом с ним нищий Лазарь. Казалось бы, странная ситуация. Неужели богач никогда не знал, что рядом с ним есть этот обездоленный человек? Ведь он каждый день празднует, роскошно одевается, вкусно питается, и рядом – нуждающийся, о котором он знает. Ведь, когда богач умирает и оказывается в аду, он обращается к Лазарю, он знает, что этот Лазарь некогда был рядом с ним.

Ответ на вопрос очень простой. Каждый из нас знает что такое «избирательное зрение». Мы часто, даже бессознательно вытесняем из поля нашего зрения то, что нам неприятно, что нам не любо, что не приносит нам радости и удовольствия. Точно так же богач, конечно же, знал, что есть несчастный Лазарь, но это знание не увеличило в его жизни радости. И поэтому это формальное знание никогда не превращалось в настоящую любовь.

Мы часто сталкиваемся с различными неприятными обстоятельствами в нашей жизни, и в нашей душе, порой, даже возникает определенное чувство жалости, но дальше жалости мы часто не идем. И вот там, где есть жалость, но нет дела, мы должны понимать, что это не то, что не любовь, это даже не начало любви, это просто естественная реакция все еще живой человеческой души на чужую боль и проблему.

Жалость – это бездеятельная любовь. Это та любовь, к которой мы призваны, но, которую мы не хотим реализовать. У каждого из нас есть на самом деле свой Лазарь. Тот самый Лазарь, которого мы не хотим видеть, которого мы вытесняем и сознательно, и бессознательно, мы не хотим быть рядом с ним, мы не хотим видеть его рядом с нашим, казалось бы, праздником жизни, чтобы этот праздник не испортить. И в то же самое время, Бог смотрит на нас глазами не нашими, а глазами того самого Лазаря, к которому нас каждый раз подводит.

Хочется пожелать, чтобы, прежде чем радоваться, тем ежедневным радостям, которые посылает нам в изобилии Бог, мы остановились и очень внимательно посмотрели вокруг себя. А где тот самый Лазарь, который как «заноза» торчит, где то в нашем сердце? Торчит, но мы не можем его вынуть. Потому что, только благодаря этой «занозе», мы и остаемся способными попасть в Царство Небесное.

«Воскресные Евангельские чтения» — цикл еженедельных просветительских программ с комментариями к воскресным евангельским чтениям. Цель проекта — познакомить со Священным Писанием самую широкую аудиторию. Автор и ведущий — протоиерей Павел Великанов. Программы выходят на региональных телеканалах Владимирской области. Идея воплощена в жизнь по инициативе Муромского Свято-Благовещенского монастыря благодаря гранту конкурса «Православная инициатива».

Притча о богаче и нищем Лазаре

Познав теперь все безумие прожитой жизни своей, богач просит Авраама послать к оставшимся в живых пяти братьям его Лазаря как свидетеля постигшей его горькой участи, чтобы он научил их, как жить и как избавиться от этого места мучений.

"У них есть Моисей и пророки, – отвечал Авраам, – пусть слушают их ( Лк. 16, 29 ); они возвестили волю Божию, и кто исполнит ее, тот спасется». – «Нет, отче Аврааме ( Лк. 16, 30 ). Глухи мои братья к голосу Моисея и пророков, не слушают их, как и я не слушал; но если бы предстало перед ними какое-либо особое знамение, если бы кто из умерших пришел к ним и рассказал, что делается здесь, в загробном мире, то наверное покаялись бы».

Если бы кто пришел с того света и тем доказал существование его, то мы поверили бы в бессмертие души и вечную жизнь за гробом! Так говорят и теперь неверующие во Христа и, следовательно, в истинность Его слов. Им, как фарисеям, нужно знамение с неба. Но знамение не дается им. Почему? Да потому, что если каждому неверующему, во все времена и везде, где только живут люди, давать подобные знамения, то знамения эти должны были бы быть непрерывными и повсеместными; к тому же, если бы такое знамение было дано какому-либо неверующему, если бы к нему явился его умерший друг или родственник, то несомненно, что он объяснил бы такое явление своим болезненно-настроенным воображением и все-таки не поверил бы.

Если Моисея и пророков не слушают братья твои, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не только не покаются, но даже не поверят ( Лк. 16, 31 ).

Не поверили евреи воскресшему из мертвых Иисусу Христу, и за то извергнуты из Царства Божия, основанного Христом здесь, на земле, а в будущей жизни тщетно будут стучаться в двери Царства Небесного, из глубины которого раздастся голос: «Отойдите от Меня, делатели неправды!»

На празднике обновления Иисус открыто объявил Себя Сыном Божиим, единосущным Отцу. И это, в связи с чудесами, совершенными Иисусом, должно было бы убедить Апостолов, что их Учитель действительно Сын Божий, а не еврейский Царь-Завоеватель. Но, по-видимому, и их соблазняло человечество Иисуса, и они не могли понять, как это Иисус может быть Сыном Божиим, сшедшим с небес, когда всем известно, что Он плотник из Назарета, сын Иосифа и Марии? Тайна рождения Иисуса была сокрыта от них; о ней они узнали из уст Богоматери значительно позже, после сошествия на них Духа Святого. К тому же Апостолы так сжились с лжеучением книжников о Царстве Мессии, что смотрели на учение Иисуса Христа, так сказать, сквозь очки, закопченные этим лжеучением. Апостолы, конечно, не раз приходили к заключению, что Иисусу, творящему собственною властью то, что может творить только Бог, надо верить безусловно во всем; и они несомненно, по временам, готовы были верить Ему и верили; но мысли о всемирном царстве еврейском, сталкиваясь с мыслями об Иисусе, Сыне Божием, должны были приводить Апостолов в полное недоумение; и чем чаще они думали о могущественном всемирном царстве еврейском (а не думать о нем они, как истинные евреи, не могли), тем более должна была ослабевать в них вера в Иисуса, Сына Божия.

Читайте также: