Притча о блудном сыне в литературе

Обновлено: 08.05.2024

Экспозиция
Притча, которая слушателя повергала в шок! Все, о чем мы в этой притче читаем, – скандал! Невероятное поведение сыновей, странный отец…
Мы так много раз слышали эту притчу, что перестали воспринимать ее как нечто взрывное, переворачивающее представления слушателя с ног на голову, а она является именно такой. Но сначала еще раз перечитаем притчу, а потом прокомментируем:

«Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему.
И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Евангелие от Луки, гл. 15, 11-32).

Современному человеку непонятно, что в этой притче может быть шокирующим. Кажется, обычная ситуация: сын забирает часть наследства, чтобы строить самостоятельную жизнь. Он промотал деньги, бедствовал, пришел к выводу, что пора браться за ум и возвращаться домой. Разве это не распространенная ситуация в наше время?
В самом деле, известная картина. Но так мы притчу не поймем.
Для того, чтобы понять притчу, нам необходимо перенестись из дня сегодняшнего в мир библейских реалий, окунуться в культуру, в которой притча была произнесена. И тогда, в этих «полевых условиях», мы сможем увидеть, какие сокровища она таит.

Разработка
Итак: мир древнееврейской деревни. Глава семьи – отец. Все принадлежит ему, хотя в будущем перейдет к детям. Претендовать на наследство дети могут или со смертью отца, или при его жизни, если он выделит какую-то часть выросшему сыну, желающему жить своей семьей. Но никто и никогда не имеет права требовать свою часть у живого отца. Этой своей, вернее твоей, части нет, все принадлежит отцу. Сказать: отче! дай мне следующую мне часть имения – значит, поступить не просто по-хамски, а вопиюще! Это все равно, что сказать: «ты для меня, как мертвый», «я тебя вычеркнул из своей жизни», «тебя для меня нет».

Далее: никакой древневосточный отец не стал бы отделять зарвавшемуся юнцу часть наследства. Сделать это – значит, стать посмешищем для всей деревни. «Что за дурак, этот старый Хаим!» – будут трепать твое имя последние беззубые старухи-скотницы.

Следующее: сын уходит на чужбину и тратит все деньги. Тратит отвратительно, блудно, бесчестит имя отца. Наконец, поведение его естественно приводит к печальному итогу: он становится пастухом свиней. Никакой еврей на такую работу бы не нанялся, свиньи – нечистые животные. Но свиней разводили язычники. Тут мы видим, что еврей нанимается в пастухи свиней к язычникам. Уверен, что нормальный еврей, слушавший эту притчу, понимал, что лучше умереть, чем находиться в таком позоре. Еще раз повторю, все, что люди в этой притче Христа слышали, находилось в вопиющем противоречии со всеми их жизненными установками.

Далее, сын осознает ужас своего падения и решает возвратиться к отцу. Он совершенно законно предполагает, что после того позора, который он отцу устроил, теперь на большее, чем наняться в батраки к своему же отцу, он рассчитывать не может.

Когда блудный сын подходит к дому, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Тоже невероятное поведение. Отлупить палкой и принять на исправление, в число слуг – возможно, не выйти из дома и оставить сына на несколько дней стонать и молить о прощении у ворот – вероятно. Но побежать, обнять и целовать. Похоже, этому отцу все равно, что будут о нем говорить в деревне.

Но отец не просто поддался нежным чувствам. Он приказывает: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
Все это показывает, что отец восстанавливает блудного сына в статусе своих детей и наследников. Перстень-печать имели только те, кто был волен распоряжаться имуществом, красивая одежда, обувь – атрибуты хозяина, а не слуги.

Начинается веселье: танцы, шумная музыка. В это время с поля возвращается старший сын. Он не предавал отца, он верно трудился, ожидая в свое время заслуженной награды. Старший сын, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
Опять драма, позор для отца. Скандал, который происходит на улице, на глазах у всех. Подобные вещи никогда не выносились за пределы дома.
Более того, сын говорит отцу оскорбительные вещи: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими…
Козленка часто готовили на… поминки. В словах старшего брата слышится злое: «Ты, отец, зажился на свете. Мы с друзьями уже давно хотели бы помянуть тебя доброй трапезой. Помянули бы и я зажил спокойно и в свое удовольствие»…

Вот только некоторые из основных моментов этой притчи, которые нужно было пояснить, чтобы приблизиться к ее расшифровке. Это то, что было очевидно слушателю Иисуса, то, что позволяет теперь идти вперед и пытаться понять, о чем же притча говорит.

Реприза
А притча говорит вот о чем: Бог бесконечно, если хотите, абсурдно, с нашей точки зрения, милостив и терпелив к Своим детям. (Несомненно, что отец в притче – это именно Бог.)
Дети поступают жестоко, безрассудно, но Отец Небесный ждет их возвращения. Как бы низко ни упал ребенок, Бог примет его, обнимет и опять назовет Своим чадом.

Как часто приходят в храм люди, которые говорят: «Мы столько злого сделали, что Бог нас не простит». Объясняю: Простит! Наденет на палец перстень своего наследника, укроет плечи нарядным халатом, а ноги обует в драгоценную обувь, только вернись к Отцу.

Мы привыкли, что притча эта говорит о возвращении грешного человека к Богу. Но это не единственный смысл. Этот смысл действительно присутствует в притче, но слушатели Христа не могли не уловить и другой смысл.

Вот смотрите: отношения блудного сына и отца – это только часть притчи. Не упускайте из виду вторую часть, где говорится о немотивированной и странной злобе старшего сына к отцу. Если комплексно рассматривать притчу, то мы увидим трех главных героев, которые находятся в сложном взаимодействии: блудного сына, терпеливого отца и верного сына, который вдруг проявляет злобу. А теперь давайте наложим этих персонажей на реальность, в которой жили Иисус и Его слушатели.
И нам станет очевидно, что у героев этой притчи есть прототипы:
Отец – это всегда Бог;
Блудный сын – это самаряне и язычники (то есть дети отвергнувшие Отца, ушедшие от Него);
Верный сын – это евреи.

Смысл притчи в том, что Бог Отец, каким Его рисует в притче Иисус, раскрывает объятия всем людям, вне зависимости от национальной принадлежности. Придите, наследуйте Царство, возвратитесь к Богу, вы, сбившиеся на путях своих, блудящие с иными богами, сбитые с толку иными ценностями…

И как, казалось бы, евреи должны радоваться этому возвращению заблудившихся самарян и язычников. Но почему проповедь о милости Божией к иноверцам так бесила слушателей, что однажды они вывели Иисуса из синагоги и повели на гору, чтобы сбросить? (Об этом мы читаем в этом же самом Евангелии, в 4-й главе Евангелия от Луки.)

Притча эта парадоксальна, потому что мы можем себя узнать в каждом из сыновей. Мы можем увидеть в себе блудного сына (что мы часто делаем). Но мы можем увидеть в себе, если пристально посмотрим, и сына, который стиснув зубы трудится, а потом злится: разве не справедливо, что неверные должны погибнуть?

Все, все чада Божии, всех любит Бог и всех ждет к Себе. Бог хочет, чтобы мы оставались дома, с Ним, а если мы убежим, ждет нашего возвращения. И Бог хочет, чтобы мы не вели себя подобно старшему сыну, не злорадствовали о гибнущих, а радовались их покаянию.

55059973_bludsyn2b.jpg

P.S. Дорогие. Несколько слов о принципах моего толкования притч:
Как вы понимаете, Христос, рассказывая притчу, хотел донести до слушателей что-то конкретное. Вот именно об этих смыслах, вложенных в притчи Христом, то есть о том, для чего, собственно, притчи людям и рассказывались, мы и говорим.

Естественно, что на протяжении двух тысячелетий христианские мыслители и проповедники рассматривали притчи под разным углом зрения. И открывали какие-то новые грани. Порой можно предположить, что Иисус подразумевал и это, порой можно с достоверностью говорить, что Христос этого никак не подразумевал… Но в Предании Церкви все эти многочисленные, а порой совсем аллегорические и фантастические толкования сохраняются.
Поэтому не трудитесь, пожалуйста, писать в комментариях: а вот у этого святого отца мы читаем еще и такое… Я не преследовал цели собрать все святоотеческие мнения, я дал стержень, обрисовал контуры, показал, что именно Христос хотел сказать притчей. А вы уже, в дальнейшем, читая святых отцов, ищите жемчужины новых смыслов, обогащайте и углубляйте свое понимание той или иной притчи.
О любой притче можно собрать материала на целую книгу. Но мы с вами такую цель не преследовали, верно?

Предварительный просмотр:

Притча о блудном сыне.

Цель урока: ознакомить учащихся с притчей о блудном сыне; картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына»; подвести учащихся к следующему выводу: никогда не поздно признавать свои ошибки и вернуться на истинный путь; человек достоин прощения, если искренне раскаивается и сожалеет о содеянном.

Оборудование урока: портрет голландского художника Харменса ван Рейна Рембрандта; картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» (Электронное издание «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»), мелодии к картинам (Палестрина. Missa Prima, Каччини. Ave Maria); электронное издание «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».

Перед учащимися картина голландского художника Харменса Ван Рейн Рембрандта. Звучит музыка №1.

- Наш предыдущий урок был уроком знакомства с Библией, и мы с вами уже имеем представление о Библии. Давайте вспомним, что означает слово «Библия» (Библия – «книга книг».)

- Что вы знаете о Библии?

Часть Библии, созданная до Рождества Христова, называется Ветхим Заветом. В В.З. рассказывается о сотворении мира, о первых людях Адаме и Еве, об изгнании их из рая, о всемирном потопе… В Новом Завете рассказывается о рождении Христа, о Его земной жизни и мученической смерти, о Его учениках-апостолах…

- Благодаря Библии появилась духовная музыка, написаны знаменитые произведения живописи. С некоторыми из них мы уже знакомы. Какие картины, иконы вам запомнились?

Икона Владимирской Богоматери С.Ушакова; икона «Распятие» Дионисия; икона «Троица» Андрея Рублёва; картина Крамского «Христос в пустыне»; картина Иванова « Явление Христа народу»…

С. Ушаков. Икона Владимирской Андрей Рублёв. Троица. С.Ушаков. Богоматерь Владимирская -богоматери. древо государства Российского

А.А.Иванов. Явление Христа народу. И.Н.Крамской. Христос в пустыне.

-Сегодня мы познакомимся ещё с одной картиной на библейский сюжет. Это картина голландского художника Харменса Ван Рейн Рембрандта «Возвращение блудного сына». Но сначала мы с вами остановимся на притче, благодаря которой появилось это произведение искусства. Вспомним, какой жанр мы называем притчей?

Притча – маленькая нравоучительная история вроде басни, но без морали и прямого поучения. Мораль каждый должен извлечь из неё сам. Возник этот жанр на Востоке, в древности, где любили говорить иносказаниями.

- Итак, вернёмся к Библии. Когда Иисус вырос, он стал проповедовать людям своё учение. Он выбрал себе 12 учеников (апостолов) и стал ходить с ними из города в город. Иисус рассказывал людям притчи. Он рассказывал их так, чтобы они были понятны каждому. В названии нашей притчи звучит слово «сын», следовательно, в притче важна идея родства, с которой связан каждый человек на земле: ведь все мы чьи-то дети… Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители? Чему они стремятся научить детей? Почему отношения родителей и детей часто складываются непросто?

- В Евангелии притчи являются своеобразными иллюстрациями к учению Иисуса Христа, с их помощью он учит людей, они предназначены для того, чтобы вернуть им особые зрение и слух – духовные. Постараемся и мы обрести их.

Чтобы лучше понять притчу, обратимся к лексическому значению слова «блудный».

Блудный – заблудший, совершивший ошибку, впавший в заблуждение. Значит, блудный сын – молодой человек, сбившийся с истинного пути. О нём и пойдёт речь в этой притче.

2. Чтение притчи.

У одного человека было два сына. Однажды младший сын сказал отцу: «Отец, дай мне мою часть наследства». Отец разделил имение, и младший сын, взяв своё, отправился в чужую страну. Там он жил весело, ни в чём себе не отказывал, и скоро денег у него не осталось.
А в это время настал голод в той стране. Юноша нанялся к одному из жителей пасти свиней. Он голодал и рад был, если ему удавалось поесть свиного корма.
И тут он опомнился и сказал: «Сколько работников у моего отца получают хлеб в изобилии, а я умираю от голода! Пойду я к отцу моему и скажу: «Отец, я согрешил против тебя и недостоин называться твоим сыном. Прости меня и прими в число наёмников твоих».
Встал он и пошёл к отцу. Отец ещё издали увидел его, побежал навстречу, обнял и поцеловал его. Сын же сказал отцу: «Отец, я согрешил против тебя и недостоин называться твоим сыном!»
А отец приказал слугам: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И заколите откормленного телёнка, станем пировать и веселиться. Ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». И начали веселиться.
Старший сын был в это время в поле. Возвратившись, он услышал пение и весёлые голоса. Он спросил у одного из слуг: «Что это такое?» Слуга ответил: «Твой брат пришёл, и отец твой заколол откормленного телёнка, обрадовавшись, что он здоров».
Старший сын рассердился и даже не захотел войти в дом. Отец вышел и позвал его. Но сын сказал отцу: «Сколько лет я служу тебе, всегда слушался тебя, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями. А брат, растративший имение, пришёл, и ты заколол для него откормленного телёнка».
Отец же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мной, и всё, что есть у меня, - твоё. А брат твой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».

- Одна из главных заповедей в семье - «Почитай отца твоего и мать». Как относится младший сын к этой заповеди?

По обычаям того времени, именно младший сын должен был находиться при родителях, опекать их в старости. Но он уходит, нарушает этот обычай, закон. Отец был жив, а наследство принято делить лишь после смерти. Младший сын нарушил эту традицию.

- К чему же привела его жизнь на чужбине, жизнь, в которой не осталось места отцовым заповедям?

Он стал нищим, вынужден был наняться в работники к богачу и пасти свиней. Он голодал.

- Почему блудный сын решил вернуться к отцу? Только ли голод стал причиной возвращения?

Он осознал свой грех, раскаялся в нём, понял, что недостоин называться сыном своего отца, и решил вернуться, чтобы быть хотя бы его наёмником в числе других, не требуя больше ни отцовской любви, ни благ, т.к. посчитал себя недостойным их. Не голод, а прежде всего стыд и чувство вины перед родными ведут его домой.

- Как встретил его отец?

Отец с радостью принял его в свои объятия и даже устроил пир в честь его возвращения. И опять отец оказался мудр: ни слова упрёка, ни нравоучений. Он понимает, что урок, данный сыну жизнью, не прошёл даром.

- Как вы понимаете слова отца: «Этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся»?

Сын был «мёртв», потому что забыл заповеди Господни и вёл распутную жизнь. Теперь же он осознал свой грех, покаялся и ожил.

- Какой момент в притче является кульминационным?

Сцена возвращения сына.

4. Работа по картине Рембрандта.

- Сцена возвращения блудного сына (кульминационный момент) всегда привлекала живописцев. Многие из них писали её: Мурильо, Рембрандт, Батони . Но картина Рембрандта – самая выразительная из них. Давайте же вернёмся вновь к этой картине.

Какими предстают перед нами герои притчи?

5. Прослушивание речи диктора.

6. О старшем сыне.

- В притче есть ещё один герой – старший брат, образ которого вырисовывается только в конце. Пока младший вёл беспутную жизнь, он трудился на полях отца. Как он реагирует на возвращение брата? Почему?

Он не радуется возвращению брата и осуждает отца… Ему обидно, что чествуют не его, оставшегося с отцом, а блудного сына.

- Понятна ли вам обида брата? Как поступили бы вы на месте старшего брата?

- Мы говорили, что притча – поучительный рассказ. Чему научила вас эта притча? Какова же основная мысль притчи?

Никогда не поздно признавать свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение.

Человек достоин прощения, если искренне раскаивается и сожалеет о содеянном.

Конечно, родители всегда могут понять и простить своих детей, но мы должны стараться не огорчать их. Ведь это самые дорогие для нас люди.

8. Завершение урока.

- Пусть этот урок надолго останется в вашей памяти и поможет вам идти по истинному пути.

9. Домашнее задание. Мини-сочинение «Какой след оставила в моей душе «Притча о блудном сыне».

Похожая притча

Притча о блудном сыне – одна из самых популярных евангельских притч. Тема блудного сына актуальна всегда, так как в жизни каждый человек может ошибаться, сомневаться в чём-то. Но важно то, чтобы он умел критично относиться к себе, умел признавать свои ошибки и покаяться.

Я думаю, что данный урок лучше проводить в 7-9 классах, так как именно в подростковом возрасте меняется характер и поведение многих ребят. Они чувствуют себя взрослыми, становятся самоуверенными, мало внимания обращают на поучения и замечания старших. Из-за разных взглядов на жизнь меняются отношения между детьми и родителями.

Анализ притчи заставляет ребят задуматься над своими поступками, учит любить родителей и уважать их мнение…

ВложениеРазмер
pritcha_o_bludnom_syne.doc 488 КБ

Похожая притча

Достоинство творчества русских писателей-классиков заключается в том, что их гениальные произведения и через многие века волнуют и захватывают нас. Оставаясь летописью прошлого, они в то же время являются для каждого нового поколения животворным источником познания жизни.

Проблемы тематики блудного сына исследовались многими историками, литературоведами и критиками как Х I Х, так и ХХ веков. Это и Н.Я.Берковский, и С.В.Белов, и В.Маркович, и О.Н.Осмоловский.

Данная исследовательская работа посвящена анализу исследованной критической литературы и раскрытию темы блудного сына в творчестве А.С.Пушкина и В.Шукшина. Как использование данной тематики развивалось, изменялось в произведениях этих русских писателей, какие пути изысканий прошла эта тема в русской литературе, его истоки - вот основные вопросы, поднимаемые в данной работе.

Для того, чтобы раскрыть данную тему, необходимо было показать, что именно А.С.Пушкин явился одним из первых писателей в русской классической литературе, обратившимся к этой проблеме, к теме блудного сына.

Именно с пушкинского «маленького человека» Самсона Вырина продолжилось использование темы блудного сына, ее развития в русской литературе последующих эпох.

Василий Шукшин в своем творчестве подошел к теме блудного сына с иной точки зрения.

Характер воздействия образов на читательское сознание обоих писателей различен. «Лелеющая душу гуманность» Пушкина неотделима от умной снисходительности, от непринужденности предлагаемого читателю движения к истине. Шукшин же, напротив, не мыслил нравственное спасение человека без его добровольного насилия над собой, и в такой же мере, без мощного духовного давления извне.

Сопоставлениям, анализу изображения и эволюции использования темы блудного сына в творчестве Пушкина и Шукшина и посвящена наша исследовательская работа.

Объект исследования: притча о блудном сыне в русской литературе

Предмет исследования: использование библейской Притчи для изображение образа блудного сына в творчестве писателей разных эстетических взглядов ( На материале русской литературы).

Цель исследования: понять смысл притчи о блудном сыне, проследить, как она отразилась в произведениях русских писателей разных эпох и эстетических взглядов

Были поставлены следующие задачи:

На основе анализа научной литературы из практики школы проследить изучение использования Притчи о блудном сыне разными писателями.

Раскрыть содержание понятия Притча, проследить идейное содержание притчи о блудном сыне

Проанализировать структуру произведений А.С.Пушкина «Станционный смотритель» и В.Шукшина «Калина красная» в контексте использования Притчи о блудном сыне.

Выявить специфику образов, составляющих тему блудного сына в произведениях русской литературы.

Человек в любую эпоху проходит путь сомнений, ошибок, отступничества и возвращения. Наиболее актуально обращение к этой теме в юношеском возрасте: подростковый период у нас, школьников, набирает свою «пиковую» высоту, многие ребята становятся трудными, несговорчивыми, им особенно хочется заявить всему миру своё взрослое «Я» и утвердить себя. Это создаёт множество проблем во взаимоотношениях с окружающим миром, особенно со взрослыми – родителями, учителями…

Притча о блудном сыне едва ли не самая популярная из всех Евангельских притч. К её сюжету обращались прославленные художники всех столетий. Отголоски этой притчи слышатся и в литературе. Тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна в любое время и для любого возраста.

Она несёт идею покаяния и прощения. Никогда не поздно понять свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение. Тема блудного сына актуальна и сегодня. Тема блудного сына будет актуальна и важна всегда. Потому что в любую эпоху человек проходит путь сомнений, ошибок, отступничества и возвращения. И спасение человека от всех бед и напастей, что выпадают на его долю, в умении критично отнестись к самому себе, оценить свои ошибки, покаяться в грехах и обрести веру в спасение.

Ведущий мотив «Станционного смотрителя», самой печальной повести цикла,- разобщенность близких людей. Вырин и Дуня разлучены не по воле случая и не вследствие преднамеренного злодейства. Их личная драма – закономерное порождение сословной иерархии, которая много веков существовала не в одной России. Непосредственные же причины разыгравшейся трагедии - не только во внешних обстоятельствах, но и в чертах сознания каждого из действующих лиц.

В картинках на стене дома Вырина, иллюстрирующих библейскую историю блудного сына, запечатлена не просто «ходячая мораль», а «вековая культурная традиция, за которой стоит целая эпоха народной жизни и народной мысли».

В описании первой встречи существенно важным является наличие картинок на стенах «обители» смотрителя, изображающих историю блудного сына.

Столь подробное описание картинок рассказчиком дало повод многим исследователям рассматривать изображенную на них историю блудного сына в соответствии с будущей историей Дуни. Повесть же им «противопоставляет живую правду»: вопреки предсказаниям «картинок» Дуня нашла на пути блудного сына свое счастье.

В «Смотрителе» же повествование, не выпуская из поля зрения дочь, следит в первую очередь за теми переменами, которые произошли за время ее отсутствия с отцом». Таким образом, история блудного сына, изображенная на картинках, на наш взгляд, прежде всего связана с образом Самсона Вырина, нежели с историей Дуни.

В центре повествования оказывается не блудный сын (дочь), а блудный отец, («блуд» здесь выступает в значении – «заблуждение»). В «блуд» вводят Вырина ложно воспринятые истины из евангельского сюжета, поэтому он и не смог принять счастье дочери, не смог осознать то, что среди массы трагических случаев бывают и вполне счастливые. Таким образом, Вырин предстает одновременно и виноватым, и глубоко несчастным человеком. Вина его заключена не только в ложном восприятии библейской притчи, но и в том, что он не замечает в ней одного принципиально важного момента – роли отца…

Далее мы приступаем к философскому анализу "лебединой песни" Шукшина - "Калине красной". Вещи такой меры выстраданности не часто создаются в искусстве. Но дело все же не в этом. Дело в том, что в "Калине красной" Шукшин коснулся самой глубокой загадки России; как грешник может быть одновременно святым, а святой - великим грешником?

Трагедия Егора Прокудина в том, что он вечно пребывает между тем и другим: "одна нога на берегу, а другая в лодке". Не следует думать, что в этой своей двойственности Егор показывает только духовную слабость: выражаясь философски, это любимая Творцом религиозная гениальность (целостность) русского духа, который хочет быть не с моралью, а с Истиной, и в последнем пределе достигает ее - через смерть.

Но до смерти Небесной Прокудину суждено пройти еще смерть земную - сиротство. Егор Прокудин – вор и бродяга.

Великий грех совершил Егор Прокудин - бросил родную мать. Велика вина живого сына перед заживо похороненной матерью. И спасти его может только равновеликое страдание и раскаяние.

Преступник хочет быть человеком, и поэтому отворачивается от родной матери - где еще, кроме как на Руси, возможны такие противостояния! Ведь когда-то давно, восемнадцать лет назад, он бросил мать, потому что хотел стать преступником. И стал им, и испил свою чашу до дна. Поразительно, что и в этом страшном эпизоде Егор как будто сознает свой путь, как будто принимает на себя крест. Возвращение блудного сына к матери - таков смысл этой сильнейшей сцены "Калины красной". Вернувшийся блудный сын, как известно, дороже Отцу, чем сын примерный; раскаявшемуся грешнику ангелы радуются больше, чем десяти праведникам. Если сравнивать Вырина, по воле обстоятельств, ставшего блудным сыном, и Егора Прокудина, который хотел вырваться, вернуться из того порочного круга, которой изначально ему казался героическим и полным романтики, то судьба обоих закончилась трагически. Вырин спился и умер, Егору вернуться не дал тот самый мир, который всегда для него был близким. Оба были блудными сынами, но каждый по-своему.

Сюжет о блудном сыне и конфликте поколений прошел долгий путь развития. Его литературная судьба прослежена в указанных временных рамках. Совершенно отчетливо видны конфликты времени и понимание природы конфликтов, продиктованное этим временем.

Эволюция сюжета о блудном сыне (в своей прямой или скрытой интерпретации) и конфликт поколений открывают новый взгляд на, казалось бы, давно известную истину: в какое бы время ни жил человек, в каких бы условиях ни складывался его жизненно-нравственный опыт, он всегда ищет смысл своего существования, пути приложения своих возможностей, пути утверждения своего "я".

Завершая работу можно прийти к выводу, что проблема отцов и детей не раз поднималась в русской классической литературе. Тема эта стара как мир.

Исследовав творчество русских писателей 19 века Пушкина и 20 века В.Шукшина, мы пришли к выводу о том, что в исследованных нами произведениях действительно есть эволюция в раскрытии темы и образа блудного сына.

Читайте также: