Притча о блудном сыне картина
Обновлено: 14.11.2024
Эту картину знают почти все – она упоминается во многих книгах по искусству, а ее репродукции можно найти даже в провинциальной библиотеке. Речь идет о знаменитом полотне великого Рембрандта «Возвращение блудного сына», которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие западноевропейской живописи и вообще – всей мировой культуры. Творение нидерландского художника действительно мало кого оставит равнодушным – настолько талантливо ему удалось выразить ту палитру переживаний, которая содержится в волнительном моменте возвращения сына к своему отцу.
Осмелюсь предположить, что причина широкой знаменитости картины Рембрандта кроется не только в гениальности ее создателя. Есть еще один момент, который искусствоведы почему-то иногда упускают из виду, – сама притча о блудном сыне, легшая в основу живописного сюжета, заниает в христианском вероучении очень важное место. Не зря ведь третья подготовительная неделя к Великому посту так и называется – Неделя о блудном сыне.
Но над чем же призывает нас задуматься эта притча? Что хотел сказать Спаситель, поведав ученикам такую незатейливую, казалось бы, историю? Какую истину пытается донести она до нашего ума и сердца? Попробуем разобраться.
У некоего господина было несколько детей, и вот самый младший просит его выделить положенную ему часть наследства, чтобы он мог «выйти в люди» и построить свою жизнь так, как считает нужным. Отец не перечит – скоро сын получает необходимые деньги и уходит.
Молодого неопытного человека, как то водится, сразу окружают «друзья», желающие пожить за чужой счет, но скрывающие свои намерения под видом «приятельства». Они завлекают юношу в дебри греха и разврата, где он спускает все свое огромное достояние. Выжав с незадачливого парня последние деньги, «друзья» бросают его, он остается один. Не имея никаких полезных жизненных навыков, привыкнув только развлекаться и веселиться, молодой человек долго не может найти работу, пока, наконец, один богач не берет его – нищего, голодного и изможденного – к себе в дом в качестве пастуха свиней. Но и тут живется несладко – с утра до ночи ему приходится быть со свиньями, а питание настолько скудное, что он вынужден утолять голод запаренными стручками, которыми кормили скотину.
Лишившись всех внешних соблазнов, застилавших ранее его рассудок, парень понимает, что он ошибся. Он вспоминает родной дом, где было светло, уютно и радостно. А самое главное – в памяти предстает образ отца – любящего, доброго, все понимающего. Но, вместе с тем, приходит и осознание собственного предательства. Это осознание сначала останавливает юношу, однако через некоторое время он все-таки решается вернуться домой – уже не как наследник, а как один из рабов, которому хоть и отведут самое последнее место в хозяйстве, но, по крайней мере, он будет сыт, одет, и сможет видеть своего отца. Приняв такое решение, сын возвращается домой.
Но тут все сразу же пошло совсем не так, как он предполагал. Едва увидев его издали, отец, невзирая на свой немолодой возраст, выбежал ему навстречу, обнял его и расцеловал. Он не захотел даже слушать оправданий и просьб сына принять его в число рабов! Какое там! Ведь сын вернулся! Он жив! И это было для старика самое главное! Каждый день пожилой человек с надеждой смотрел на дорогу, и, вот, наконец, его ожидания сбылись…
В доме начался праздник, на нем не было только старшего сына, который в это время находился в поле. Когда вечером он вернулся, то увидел светившийся во все окна дом и спросил слуг о причине торжества. Узнав же, что пир устроен по поводу возвращения его блудного брата, старший сын затаил обиду и не стал входить вовнутрь. Отец заметил это и вышел выяснить, в чем дело, на что получил ответ: «Я столько лет верой и правдой служу тебе, а ты не устроил мне даже малого праздника. Но вернулся этот расточитель – и ты созвал целый пир». На эти упреки старик ответил: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое – твое. Сейчас же нам надо радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк 15: 11 – 32).
Практически все древние религии мира ставят четкую грань между небом и землей. Небо – для богов и героев, земля – для людей и животных. Даже царство мертвых, будь то ад или рай, мыслится, скорее, не как небесная, а именно как земная обитель, пусть даже и отделенная от мира живых некоей непроходимой преградой. Небо же для человека закрыто. Если и попадает туда кто-либо из смертных, то это – исключение из правила, а за само попадание нужно уплатить очень высокую цену. Небо глубоко чуждо людям, и оно никогда всерьез не рассматривалось язычеством (не философией, а религией) как нечто вожделенное и самоценное.
Вера Авраама, а вслед за ней – и христианство, говорит совершенно иное. Небо – наш дом и наша родина, которая была утрачена человеком после грехопадения. И теперь цель каждого человека – вернуться домой, к своему Отцу, который, невзирая на все наши измены, ошибки и прегрешения, по-прежнему ждет и так же неизменно любит нас. Бог христианства – это не творец-демиург, создавший мир по никому непонятным причинам, а любящий Создатель-Отец, жаждущий, чтобы все Его творение участвовало в Его божественной жизни. И притча о блудном сыне иносказательно раскрывает эту евангельскую истину. Причем раскрытие это – двухуровневое.
Первый уровень – общечеловеческий. В Эдеме до грехопадения наши прародители имели все мыслимые блага и могли лично общаться с Богом. Более того, у них была возможность духовного совершенства. То есть, «наследство» (говоря языком притчи) Адам и Ева имели огромное. Но, поддавшись соблазнам сатаны, который пообещал им, что, отойдя от Бога, они станут свободными, первые люди разорвали духовную связь со своим Творцом, и вместо свободы получили смерть. Практически вся история человечества – это попытка построить счастливую жизнь без Божьего участия, только лишь теми силами, которые имеет сам человек. Да вот только загвоздка в том, что любой талант не есть наш собственный – он Божий, а мы лишь пользуемся им, либо транжиря его, либо употребляя во благо.
Но так не может продолжаться вечно – силы отпавшего от Бога человека ограничены. И вместе с попыткой создать безбожное общество на протяжении всего исторического бытия совершается другой процесс – поиски Бога как единственного Источника Жизни и подлинного её смысла. Так возникла религия. В ней человек пытался найти ответы на самые важные вопросы своего бытия. Найденные в различных религиях ответы большей частью оказывались неверными, но уже само наличие такого поиска говорит о том, что человек стремился домой. И видя это, Господь выходит ему навстречу – в лице Сына Божьего, Который воплощается, принимает человеческую природу и создает все условия для спасения каждого.
А вот здесь прослеживается уже второй уровень восприятия притчи о блудном сыне – личностный. Притча воспроизводит схему человеческого грехопадения и человеческого же покаяния, а самое главное – образ Бога, и характер Его участия в этом процессе.
Для святых отцов Востока грех – это не столько нарушение Господних заповедей, сколько некая направленность нашей воли, которая вместо соподчиненности воле Божьей уклоняется от нее и тем самым впадает в противоестественное состояние. Человек думает, что творит себе добро и благо, но на самом деле совершает зло и еще больше уклоняется от Творца. В итоге грешник становится похож на евангельского блудного сына, который вместо сознательного приобретения новых жизненных навыков и умножения отцовского наследства попросту спускает его на ветер и в итоге остается ни с чем.
В принципе, человек может и не видеть своего падения, а греховная жизнь может казаться ему нормальной. Однако в случае духовного прозрения его дальнейшее действие только одно – рвать с темным прошлым и возвращаться домой, к Отцу. Это и называется покаянием.
Но оно не может быть настоящим, если, возненавидев грех, мы не делаем ничего, чтобы избавится от него. Только подражанием блудному сыну, который решительно пошел навстречу своему родителю, можно добиться того, что грех постепенно покинет сердце, уступив место исцеляющей благодати.
Как и отец из притчи, Бог, уважая нашу свободу, не задерживает нас, когда мы уходим от Него. Но точно так же, Он всегда готов и принять нас обратно. Более того, Бог никогда не укоряет за прошлые ошибки и готов принять каждого в том виде, в каком человек приходит к Нему. Главное – сокрушение, главное – искренность и жгучее желание разорвать старые греховные путы… Остальное Господь сделает Сам – важно только вернуться и припасть к Его ногам, как это сделал блудный сын.
Вместе с тем, Христос в Своем рассказе не останавливается только на отношениях непутевого сына и отца. Третий главный герой – старший сын, который остался верен отцу, но возмутился его великодушием. В нем можно усмотреть образ тех, кто уже пришел к Богу и имеет некоторый опыт жизни в Церкви. Тут возникает уже другой, нежели у блудного сына соблазн – возомнить себя праведнее других и скатиться в мелочный снобизм. Через образ старшего сына Спаситель предупреждает нас от малейшего осуждения в адрес тех, кто пал, но нашел в себе силы с покаянием вернуться назад, к Отцу Небесному…
Притча о блудном сыне не зря предлагается Церковью в качестве одного из аккордов в прелюдии Великого поста. Ведь сам пост – это время переоценки самого себя, пересмотра своих жизненных ценностей. И чем решительнее будут наши действия в этом русле, чем теснее мы свяжем самих себя и свое поведение с образом блудного сына, тем ближе мы окажемся к цели поста. Ведь она – отнюдь не в простом отказе от животной пищи или от различных развлечений. Подлинная цель поста – возвращение к Богу. Возвращение домой, к тому самому небесному жилищу, которое все мы некогда покинули, по которому все мы в глубине души так сильно тоскуем, растворяя печаль надеждой – обрести его вновь…
Протодиакон Андрей Кураев. Притча о блудном сыне
Искусство на основе притчи о блудном сыне
Притча о блудном сыне является одной из наиболее часто изображаемых в искусстве евангельских притч. Сюжет ее обычно включают следующие сцены: блудный сын получает свою долю наследства; он уходит из дома; он пирует с куртизанками на постоялом дворе; они прогоняют его, когда у него кончаются деньги; он пасёт свиней; он возвращается домой и раскаивается перед своим Отцом.
Нажмите на изображение для просмотра галереи
Геррит ван Хонтхорст. Блудный сын. 1622
Изгнание блудного сына. Бартоломео Мурильо. 1660
Блудный сын кормит свиней. Бартоломео Мурильо. 1660
Пьер Пюви де Шаванн. Блудный сын. 1872
«Возвращение блудного сына»
Знаменитая картина «Возвращение блудного сына», одна из последних работ Рембрандта. Она была написана в год его смерти, и стала вершиной проявления его таланта. И что же еще мог написать Рембрандт кроме темы, которая рефреном звучала всю его жизнь?
Похожая притча
Лк., 79 зач., XV, 11-32.
11 У некоторого человека было два сына; 12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; 15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; 16 и он рад был наполнить чрево свое рожка’ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; 18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою 19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; 23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! 24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; 26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; 30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, 32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
Трагедия художника – «Несколько раз умереть»
Гавань Амстердама кишмя кишела торговыми судами, над которыми реяли флаги самых разных государств. Рембрандт часто приходил сюда, ведь он был страстным коллекционером. Он скупал все: картины, рисунки, кружева, шелк, парчу, бархат, оружие, ракушки, вазы, музыкальные инструменты - все, что ему казалось красивым, невероятными, уникальным. Смотрел, вдыхал, запоминал и воплощал все это в своих картинах. Он не бывал никогда за границей, не видел мастеров Италии. Он считал, что все это ему ни к чему, ведь у него есть его собственные впечатления и коллекция. А коллекция Рембрандта была действительно великолепной. Чего стоит одна папка рисунков Леонардо да Винчи, которую он купил то ли в амстердамском порту, то ли на аукционе, то ли выменял за сто гульденов на собственный офорт у торговца картинами.
И вот он лишен того, что ценил. Коллекцию, как стервятники растащили кредиторы. Осталось только удерживать в памяти виденное. Смерть унесла его Хендрикье, верную служанку, ставшую ему женой и матерью сироте Титусу (сыну от первого брака с Саскией). его Хендрикье, которая не отказалась от Рембрандта (он не мог жениться на ней, так как лишил бы сына наследства его родной матери) и за это была отлучена от церкви. Чахотка поразила любимого сына Титуса, единственного, кто духовно ему был по-настоящему близок. Маячившая слава увела последнего ученика Аарта де Гельдера, «оруженосца старого короля». Безумие и отчаяние убило молодую невестку, всего семь месяцев прожившую с мужем.
От всех этих утрат Рембрандт как будто онемел. Несчастья обескуражили, ошеломили и ранили старика. Болезнь не позволяла держать кисть, и он привязывал ее к руке, или брал мастихин. Глаза отказывались видеть, и он вооружался лупой. Продолжал творить, как будто живопись для него была живительным источником, из которого он никак не мог напиться.
Картина 1669 год «Возвращение блудного сына»
Много позже Ван Гог очень точно сказал о Рембрандте: «Надо умереть несколько раз, дабы так рисовать. Рембрандт проникает в тайну так глубоко, что вещает о предметах, для которых нет слов ни в каком языке. Вот почему Рембрандта и называют: волшебником. И это не простое ремесло."
Похожая притча
Притча о блудном сыне готовит нас к Великому посту, готовит к весне, именуемой Церковью «весна покаяния». Эта притча находится в самом центре каждого из четырех Евангелий и является сердцевиной понимания нашего пути к Богу.
Без всякого сомнения, она говорит о каждом человеке. Мы всегда находим себя в блудном сыне, ушедшем от отца, испросившем себе часть наследства, которое должно было принадлежать ему по праву, чтобы совершенно безумно его растратить. Мы узнаем себя и в той милости, которую являет нам Господь в понимании, в принятии нас при нашем возвращении.
Эта притча нас успокаивает, потому что мы видим в ней отеческую любовь, которую Господь являет к каждому заблудшему, к каждому ушедшему от Него. Для каждого в ней есть утешение: что бы ни случилось, ничего страшного не произойдет, потому что Отец наш Небесный всегда нас примет, откроет для нас Свои двери, мы всегда можем к Нему вернуться.
Сегодня мне бы хотелось внимательнее посмотреть на старшего брата, который никуда не уходит, который верен отцу, всегда находится рядом и трудится для него. Ведь притча о блудном сыне — это притча не об одном, а о двух братьях, и она показывает нам еще одну сторону нашей жизни: мы приходим в храм как мытари, а потом становимся такими, как фарисеи. Мы возвращаемся к Богу как младший сын, а потом зачастую становимся такими, как старший, превращаемся в надежного, как кажется, благополучного сына, которому в доме отца всегда есть место.
Притча так рассказывает о старшем брате: он не обрадовался и не ликовал по поводу возвращения младшего, заблудшего, погрязшего в грехах, беспомощного брата, потому что знал, каким трудом достается брачная одежда и место в доме отца. Он знал, что такое поденный труд, каждый день работая в отцовском винограднике. И был совсем не рад, что тот, кто ничего не сделал, а, наоборот, предательски ушел от отца и расточил имение, получил все задаром. Лучшая одежда, перстень, телец упитанный… За что?
И мы с вами иногда незаметно для себя начинаем жить жизнью старшего сына. По сути, она строится на том же принципе, что и жизнь сына блудного. Тот обращается к отцу и говорит: «Дай мне мою часть имения. Мне не интересна твоя жизнь, твои заботы, мне интересно только мое в твоем доме. Я буду жить так, как хочу, как я сам решу. Будет моя воля, моя свобода. Дай мне мое!» И отец отдает.
Так и Господь дарует каждому из нас бесконечную свободу, возможность быть тем, кто мы есть, потому что без свободы не может быть любви, спасения, ничего из того, что связывает человека с Богом. Именно свобода является основным, через что человек познает Бога и становится человеком.
Протоиерей Алексий Уминский. Фото: Михаил Терещенко
Но у свободы две стороны. Это, как оказывается, вещь опасная, потому что ее можно употребить не во благо. Уйти от Бога — тоже свобода. И она дарована каждому.
«Дай мне мое» — главное требование младшего сына. «Хочу быть сам по себе, отделенным ото всех, от тебя, потому что мне так больше нравится, так удобнее». И всем известно, что с ним происходит. Мы знаем эту трагедию, когда человек вдруг понимает, что ему этого как раз и не нужно, а все, что ему нужно, — быть с Богом, пусть на самом последнем месте, среди наемников, рабов, но с Богом. Он возвращается, и это свобода.
Быть рабом Божиим — тоже свобода, только так человек реализует себя по-настоящему, когда он и Бог вместе.
Иногда кажется, что быть рабом Божиим — значит полностью лишить себя всякой свободы и работать Богу за какие-то будущие блага. Кажется, что если я с Богом, если я все правильно выполняю, то у меня должно быть все хорошо и мне должно все принадлежать. Я же верен тому, что от меня хочет Отец! Что-то обязательно должно мне причитаться за то, что я живу правильно, ведь правильная жизнь должна иметь правильный результат.
Старший сын живет правильно, у него все отлажено и на своем месте. И он ждет, когда же наконец за его труды, за верность ему дадут козленочка. «Дай мне мое», — звучит в словах старшего сына. «Дай мне мое, я все делаю для тебя, но мне нужен козленочек». А отец отвечает: «Ведь все мое — твое». И опять получается: «Нет, все твое мне не надо, мне нужно мое, мой козленочек, моя радость с друзьями, мне нужно как-то от тебя отделиться, чтобы попраздновать и порадоваться без тебя».
Это незаметно входит в жизнь человека, когда он старший сын в доме своего отца и отец ему полностью доверяет. Вдруг оказывается, что это все не нужно, а очень хочется взять свое, но только честно и правильно добытое, к чему не придерешься, за что не надо каяться, не надо отвечать, не надо стыдиться, — потому что он же заработал право на козленочка.
Горькие слова заканчивают эту притчу. Отец, который пытается любовью вернуть своего сына, говорит ему о радости, которую он испытывает и которую должен испытывать старший сын, о радости, что «твой брат был мертвый и ожил, погибал и нашелся». Но нет этой радости у старшего сына.
Страшное искушение для верующего человека, для христианина вот это самодовольство, самоуспокоенность, уверенность в своей правоте, в своей вере, в том, что она непоколебима. Лучше быть самым последним рабом в доме отца, как захотел блудный сын, чем быть свободным старшим сыном, который ждет своего козленочка, когда ему открыто все богатство и любовь отца, свобода и власть быть подобным отцу в радости, в принятии покаяния, в милосердии.
Свобода быть подобным Отцу дана каждому из нас. Это свобода получить от Бога все, что Он дает, а не приходить к Нему всякий раз за тем, что нужно сейчас.
Таким же образом мы иногда приходим и к Причастию. Господь в Своих Таинствах Тела и Крови отдает всего Себя. Когда мы подходим причащаться Святых Христовых Таин, вот эти слова и звучат: «Все мое — твое». Все Христово в этой Чаше, все Божественное, вся жизнь, и смерть, и Воскресение, и восшествие на небеса, и Второе Пришествие, — все в этой Чаше дается человеку! А нам нужно, может быть, совсем не это, мы идем к Чаше и думаем о том, что нам нужно сейчас.
И как часто, когда мы подходим к Святой Чаше Христовой, когда мы идем в храм, чтобы открыть себя для Бога, в наших мыслях и сердцах звучит подспудная мысль: «Козленочка хочу! Дай мне порадоваться здесь и сейчас для самого себя. Дай мне то, что будет только моим, будет принадлежать только мне и никому другому!»
Сегодняшняя притча — о двух людях, о двух способах ухода от Бога — о видимом, заметном и о незаметном, благочестивом. Давайте посмотрим на свои сердца, проверим свою совесть. Как мы идем к Богу? Чего мы от Него хотим? Как мы открываем свои сердца и готовы ли мы на слова Отца нашего «Все Мое — твое» ответить: «А все мое — Твое»?
История праздника
Установление недели о блудном сыне относится к древним временам христианства. Кроме церковного устава, о ее древности свидетельствуют отцы и писатели Церкви IV и V века, говорившие беседы в эту неделю, как то св. Златоуст, Августин, Астерий, епископ Амасийский, и другие. В VIII веке Иосиф Студит написал канон на неделю о блудном сыне, ныне поемый Церковью в эту неделю.
Толкования и изречения святых отцов:
- Пока не пришла смерть, пока не заключены двери, не отъята возможность войти, пока не напал на вселенную ужас, пока не померк свет…, проси, грешник, щедрот у Господа (прп. Ефрем Сирин).
- Если и ненавистны мы Богу за грехи наши, то снова будем возлюблены за покаяние (прп. Нил Синайский).
- Восплачь о грехе, чтобы тебе не восплакать о наказании, оправдись пред Судиею прежде, нежели чем предстанешь пред судилищем… Покаяние отверзает человеку небо, оно возводит его в рай, оно побеждает диавола.
- Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения.
- Велика сила покаяния, если она делает нас чистыми, как снег, и белыми, как волна, хотя бы грех предварительно запятнал наши души (свт. Иоанн Златоуст).
- В доме ли отчем пребываешь, не рвись вон на свободу. Видишь, чем кончился подобный опыт! Убежал ли и проматываешься, остановись поскорей. Промотал ли все и бедствуешь, решайся поскорей возвратиться, и возвратись. Там ждет тебя вся снисходительность, прежняя любовь и довольство. Последний шаг самый нужный. Но распространяться насчет его нечего. Все сказано коротко и ясно. Опомнись, решись возвратиться, встань и спеши ко Отцу. Объятия Его отверсты и готовы принять тебя (свт. Феофан Затворник).
Проповедь Патриарха Кирилла в неделю (седмицу) о блудном сыне
Похожая притча
Рембрандт Харменс ван Рейн умер в октябре 1669 году. Ему было 63 года. Он был стар, болен и нищ. Нотариусу не пришлось тратить много времени на составление описи имущества художника. Опись была краткой: "три поношенных фуфайки, восемь носовых платков, десять беретов, принадлежности для написания картин, одна Библия".
Жизнь крестьянина Рембрандта ван Рейна, которого возвысил над происхождением его гений, можно сравнить с переменчивой морской стихией. В ней были триумф и величие, слава и богатство, настоящая любовь и колоссальные долги, травля, банкротство, презрение, нищета.
Фантастическая техника, выразительный и острый язык полотен покоряли современников. Рембрандт - новатор. Не случайно у него было много учеников, поклонников, и еще больше завистников. Его авторитет был непререкаем в пору расцвета творчества и превращен в ничто дикой завистью коллег по цеху после разорения амстердамского живописца. Безусловно, переменчивая мода сыграла тут не последнюю роль. Многие из его подмастерьев, встав на ноги, отвернулись от Рембрандта и презрительно за глаза называли «старым колдуном».
Одинокий, пережившей смерть двух любимых женщин, дорогого сердцу сына, невестки, оставленный учениками, осмеянный обществом, не помнящий себя в последний год своей жизни, он погружён в работу так же, как в пору своей славы.
Живопись для Рембрандта всегда была другим, потусторонним мир, в котором только и может существовать мысль и слово. А его творчество - длинное и глубокое размышление. В том числе над Библией. Настольной книгой Рембрандта. Библейский сюжет всегда интересовал художника, как будто он находил для себя в этом не только тему для живописи, но и утешение для мятущейся души.
1636 год. Офорт «Возвращение блудного сына»
Поначалу это были небольшого формата офорты (гравюры на металле – ред.) на евангельские сюжеты, в которых художник экспериментировал со светом и тенью. Они могли быть как эскизами будущих картин, так и самостоятельными работами. Кстати, гравюры Рембрандта пользовались у заказчиков и ценителей искусства невероятной популярностью. Гравюры, выполненные в технике сухой кисти (рисунок процарапывается твердой иглой непосредственно на металлической доске, а не на слое кислотно-упорного лака, как в офорте) с удовольствием скупались (самые знаменитые «Христос, исцеливший больных», «Се Человек», «Христос в Эммаусе») и приносили Рембрандту серьезный доход. Это удивительно еще и потому, что в тогдашней протестантской Голландии, картины с религиозным сюжетом уже не были популярны. Рембрандт был чуть ли не единственный из голландских живописцев, кто обращался к ключевым сюжетам Священного писания. Конечно не только в офортах, в больших полотнах также.
Особенности богослужения недели (седмицы) о блудном сыне
2) Пение на утрени после 50-го псалма покаянных тропарей: «Покаяния отверзи ми двери…».
4) Неделя (воскресенье) о блудном сыне заключает собой седмицу (под тем же названием), которая, как уже указывалось, является сплошной (отмена поста в среду и пятницу), Причастен: «Хвалите Господа с небес…».
Толкование притчи о блудном сыне
В притче о блудном сыне Господь уподобляет радость Божию по поводу покаяния грешника радости чадолюбивого отца, к которому вернулся его блудный сын (ст. ст. 11-32).
По получении имения в младшем сыне явилось желание жить на свободе, по своей воле, и он ушел в далекую страну, где расточил полученное имение, живя блудно. Так человек, наделенный от Бога дарованиями духовными и телесными, почувствовав влечение ко греху, начинает тяготиться Божественным законом, отвергает жизнь по воле Божией, предается беззаконию, и в духовном и телесном распутстве расточает все те дарования, которыми наделил его Бог.
Отец-старец, издалека увидев возвращающегося сына и еще не зная ничего о его внутреннем настроении, сам бежит ему навстречу, обнимает и целует его, не давая договорить ему до конца покаянных слов, велит обуть и одеть его, вместо рубища, в самую лучшую одежду и устраивает в честь его возвращения домашний пир. Все это человекообразные черты того, как по любви к кающемуся грешнику, Господь милосердно приемлет его покаяние и ущедряет его новыми духовными благами и дарами, взамен утраченных им через грех.
Стихи про притчу о блудном сыне
О блудном сыне
Отец и брат – моя семья.
Наш дом и свят, и изобилен.
Болезней, слез не знаю я
И внешний враг для нас бессилен,
Но что-то чуждое во мне:
Желанье жить в чужой стране.
Забыв, что лишь осиротев,
Могу наследовать именье,
Просил Отца, свой стыд презрев,
Взял часть и без благословенья
Тотчас ушел. И путь мне лег
Крестом из четырех дорог.
За дерзость праотец Адам
С проклятьем изгнан был из рая.
Меня никто не гнал. Я сам,
Своей гордыне потакая,
Покинул дом. Прощай, Отец.
И брат. Для них я стал мертвец.
Все враз покинули меня.
В голодный год чужак не нужен.
У одинокого огня
Готовлю свой печальный ужин.
Приходит ночь. И вместе с ней
Укоры совести моей.
Что делать? Кто мне даст совет?
В шатре истлевшем нет забвенья,
Нет сна. Не близится рассвет
И нет надежды на спасенье.
И слышит мой голодный кров
Лишь визг свиней да вой волков.
Отцу склонюсь, но старший брат!
Как вытерпеть его презренье,
Укоры слуг, если назад
Приду? Да хватит мне смиренья
В преддверьи нового пути
Решимости в себе найти
Теченье жизни повернуть,
Пройти от стока до истока,
Миров таинственную суть
Вновь ощутить в мгновенье ока,
Пасть на колени у крыльца,
В слезах ждать милости отца.
Приходит утро, должен я
Сегодня главный выбор сделать:
Вернуться ль в Отчие края
Или на смерть души и тела
Остаться? Боже, вразуми!
Иду. Помилуй и прими.
Пыль, встречный ветер, дом далек
И ноги тяжестью налиты,
Овраги, ямы поперек,
Дороги тайные отрыты,
Подъем и каменист и крут,
И грешники назад зовут.
Пространен был мне прежний путь.
В погибель шел богатый, гордый…
Хватило силы повернуть.
Мне смотрят вслед свиные морды…
Я с трепетом иду домой
Несчастный, нищий, но живой.
Что в оправданье мне сказать!
Отцу и небу я виновен.
Купив разврат за благодать,
Быть сыном больше не достоин.
Скажу Отцу, свой грех кляня:
В рабы возьми. Прости меня.
Мне знойный день туманит взор,
Мне ночью встречные хохочут
В лицо. Изгнанье и позор
Со злою радостью пророчат.
Но вот родимые места.
Здесь должно мне сойти с креста.
Я вижу дом наш. Он богат,
И свят, и благость источает.
Не вышел мне навстречу брат.
Но, Боже, кто меня встречает!
Пришел скитаниям конец:
Он сам спешит ко мне. Отец.
Я вскрикнул: «Отче! Я был слаб,
Был в темноте, на смертном ложе,
Как жалкий и негодный раб
Весь пред Тобою, вот я, Боже!
Как раб, без дома, без родни.
В слезах молю: Не прогони».
Се, пелена упала с глаз,
Вернулся слух. И сущность мира
Я ощутил. И Божий глас:
«Не сотвори себе кумира!»
Вновь слышу. И открылось вновь,
Что Бог есть Милость и Любовь.
Приходит с поля старший брат.
И, видя радостные лики,
Спросил слугу, чему он рад,
Узнал ответ, и гнев великий
Его объял. Нейдет сюда
И просит Отчего суда:
«Я в послушании всегда,
Не взял для друга и козленка…
А сей, не знающий стыда,
Твой сын, пришел с пустой котомкой,
Устами говоривший ложь!
И Ты на пир его зовешь!»
В ответ на голос брата злой
Отец с любовью произносит:
«Ты сын Мне, и всегда со Мной,
и все Мое – твое!» И просит:
«Будь радостен, а не ревнив.
Твой брат был мертв, но вот: он жив»,
Плодами твоего труда
Ты горд и ищешь справедливость.
Но выше всякого суда
Всегда стоят Любовь и Милость!
Не осужди же никого:
Ни слуг, ни брата своего!»
Отец и брат моя семья.
Я в доме. Возвратились силы.
Свое призванье знаю я:
Служить Отцу и до могилы
Молить, покуда не умру,
О падших грешниках в миру.
История блудного сына в творчестве Рембрандта
Притчу о блудном сыне мы встречаем в Евангелие от Луки. Она рассказывает о юноше, покинувшем отцовский дом и промотавшем наследство. В праздности, распутстве и пьянстве проводил он свои дни, пока не оказался на скотном дворе, где питался из одного корыта со свиньями. Находясь в отчаянном положении и полной нищете, юноша возвращается к отцу, готовый стать его последним рабом. Но вместо презрения он находит царский прием, вместо гнева - всепрощающую, глубокую и нежную отцовскую любовь.
Как минимум трижды за свою жизнь Рембрандт обращается к причте о блудном сыне.
1633 год «Автопортрет с Саскией»
Впервые, в 1633 году в полотне «Автопортрет с Саскией на коленях». Картина была написана Рембрандтом в счастливую для него пору. Он только женился на дочери бургомистра Саскии ван Эйленбюрх, которую очень любил. И это был их первый и последний (если не считать рисунков) совместный портрет. На картине изображена нарядно одетая девушка, юная, красивая. По тем временам она ведет себя скорее фривольно, ведь сидит на коленях у молодого человека, обнявшего ее гибкий стан. Юноша - франт, беспечный щеголь в бархатном камзоле, в шляпе с огромным страусиным пером. Он весел и доволен собой: ему принадлежит внимание дамы, в руках бокал с искрящимся вином, на богато уставленном столе накрыт сытный обед. В беспечном времяпрепровождении, в радости, в упоении жизнью и человеческим счастье Рембрандт изобразил себя и свою возлюбленную.
Правда, в верхнем левом углу полотна мы видим грифельную доску. Такие доски висели обычно в тавернах и на них записывалась цена выпитого и съеденного. Был ли это намек зрителю, что за все в жизни придется платить или просто композиция картины требовала пятна в углу. Перед современниками картина, в которой зрители узнали молодых супругов, предстала с названием «Блудный сын в таверне» («Пир блудного сына»). В этом название прозвучали как гордая самоирония, так и бунтарство молодого художника, сделавшего вызов чопорным голландским бюргерам. Однако его не поняли. Среди амстердамских богачей был популярен жанр портрета, и очередное полотно Рембрандта сделало его еще более знаменитым и расширило круг заказчиков.
В 1636 году Рембрандт создает офорт «Блудный сын». Рука мастера выстраивает пространство: намеком дает пейзаж, без лишних подробностей изображает второстепенных персонажей и все внимание сосредоточивает на двух главных героях - отце и сыне. В коленопреклоненной фигуре оборванца, прильнувшего щекой к отцовскому халату, в его лице, изможденном испытаниями и заросшем волосами, в его почти безвольных руках и судорожно скрюченных пальцах видно раскаяние. А в отце, спешащем к сыну так, что даже башмак слетает с его ноги и трость катится по ступеням, в его сдвинутых от горечи бровях, мы читаем только любовь. Настоящую и горячую любовь переданного сердца.
Проповеди в Неделю (седмицу) о блудном сыне
Митрополит Сурожский Антоний про притчу о блудном сыне. Старший сын
Митрополит Сурожский Антоний про притчу о блудном сыне. О блудном сыне
Митрополит Сурожский Антоний про притчу о блудном сыне. Неделя о блудном сыне
Протопресвитер Александр Шмеман про притчу о блудном сыне. Возвращение в отчий дом
Священник Филипп Парфенов про притчу о блудном сыне. Блудный сын: потерянный и найденный
Читайте также: