Притча о бедном иове

Обновлено: 14.11.2024

Иов. Великий герой веры. Столько страданий (и физических, и моральных) и скорби, сколько перенес он, не доставалось больше ни одному библейскому персонажу. Почему ему пришлось столько пережить, за что и зачем – это те вопросы, с которыми сталкивается каждый, читающий эту книгу. Книга Иова – одна из самых, пожалуй, сложных, труднопонимаемых, с каким-то скрытым смыслом книг Библии, но это никак не принижает ее достоинство, а наоборот, она становится только интереснее, и появляется всё больше желания понять ту мудрость, которая в ней зашифрована. Вот давайте и попробуем это сделать.

Кто такой Иов? «Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.» (Иов.1:1) Человек непорочный, богобоязненный, удаляющийся от зла, то есть по-другому можно сказать, праведник.

Сразу возникает первый вопрос – если он праведник, ничего плохого с ним просто не должно случиться. Все несчастья и болезни - это возмездие за наши неправильные поступки и грехи. А вы думаете не так? Сегодня преобладающая часть верующих рассуждает именно таким образом. Раз болеешь, значит, грешишь, случилось что-то плохое – значит, дела твои неправедны. Надо обличить, осудить, наставить на путь истинный. Что, не так? Да точно так же рассуждали и друзья Иова, пришедшие его, как они считали, «поддержать».

Но Библия просто сразу, с первого стиха отметает эту причину и говорит нам, что Иов был праведником. Не было у него грехов, а значит, и наказания налагать было не за что. Тогда, что это? Автор книги дает нам ответ: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня.» (Иов.1:6-12)

Вы заметили, причина далеко не в Иове, а в той борьбе, которая развернулась 6000 лет назад после грехопадения первых людей, борьбе добра со злом, Бога с дьяволом, и ставка этой борьбы – ни много ни мало, наши с вами души. Сатана пришел пред Богом как хозяин нашей планеты Земля. Однако, Бог говорит ему, что не над всеми он господин, есть те, кто ему не подчиняется, в частности, это Иов. И вот здесь начинается проверка, кому Иов фактически принадлежит. И тот, ничего не подозревая об этом, оказывается втянутым в эту борьбу. Теперь всё небо будет наблюдать за тем, чью сторону в трудной для себя ситуации он изберет.

Бог, чтобы всем, и прежде всего дьяволу, продемонстрировать выбор Иова, снимает с него Свою защиту, и на какое-то время допускает сатане сделать в отношении него своё злое дело – несчастья сыплются на Иова со всех сторон. Но он «… встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно! Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге.» (Иов.1:20-22) Однако, сатана усиливает давление, и вот уже «поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его.» (Иов.2:7) . Страшная болезнь, от которой кожа гниет и струпьями сползает с тела.

А дьявол добивает Иова еще и через его жену: «И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри. Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими.» (Иов.2:9,10)

Итак, что требовалось от Иова? Доказать свою верность Богу независимо от тех обстоятельств, в которых он оказался. И он этот первый экзамен прошел успешно. Вы думаете это легко? К сожалению, как часто многие, считающие себя верными последователями Христа, падают даже на небольших испытаниях.

Таким образом, мы можем назвать первую причину страданий Иова - Великая борьба, которая происходит сегодня в мире. Незримая война между добром и злом, в которой каждый из нас с вами должен определиться и доказать на деле (в испытаниях!) на чьей он стороне.

Помните всегда, что незримо, невидимо и чаще всего не зная об этом, мы своими поступками, своим отношением к обстоятельствам, своими словами доказываем свою верность или Богу, или Его противнику.

Однако, это не единственная причина. Бог очень мудрый, и уж если Он допускает человеку страдания, то будет сразу лечить и имеющиеся у него проблемы. А какие проблемы были у Иова? Очень скрытая проблема, которая была не видна, и о которой не подозревал даже сам Иов. Будьте внимательны: сегодня многие страдают тем же самым. Ее мы можем увидеть, если будем очень внимательно читать слова Иова, сказанные им при разговоре с его товарищами.

« Но я к Вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Богом.» (Иов 13:3) В чем Иов желает разбираться с Богом? Доказать, что он праведен и невиновен перед Ним, тем более, что друзья обвиняют его в этом. «Невинен я; не хочу знать души моей, презираю жизнь мою.» (Иов.9:21) «Вот, я завел судебное дело: знаю, что буду прав» (Иов.13:18) А чем желает Иов оправдаться перед Богом? Своею праведностью – своими непорочными делами, справедливостью, богобоязнью, исполнением закона, то есть своими делами. Как вы думаете, можно ли оправдаться своими делами? Пророк Исайя так сказал об этом: «Все мы сделались - как нечистый, и вся праведность наша - как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас.» (Ис.64:6) А Апостол Павел добавил: «потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех.» (Рим.3:20)

Таким образом, какая личная проблема была у Иова ? Самоправедность – оправдание своими делами. С такой проблемой, как бы ни желал Бог спасти Иова, ничего бы ни получилось. Поэтому, ее надо было устранить.

Находясь в стесненных обстоятельствах, Иов пытается оправдаться перед Богом, видит, что у него ничего не получается и начинает что-то понимать: «правда! знаю, что так; но как оправдается человек пред Богом? Если захочет вступить в прение с Ним, то не ответит Ему ни на одно из тысячи.» (Иов.9:2-3)

«Ибо Он не человек, как я, чтоб я мог отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд! Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас.» (Иов.9:32,33) Видите, Иов сам доходит до того, что человеку необходим посредник, который примирил бы его с Богом. Сам он со своими делами, какими бы праведными они у него не были, не может явиться на суд Божий. «И отвечал Господь Иову из бури и сказал: препояшь, как муж, чресла твои: Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне. Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя? Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли возгреметь голосом, как Он. Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя.» (Иов.40:1-4, 9)

Павел затем, спустя много лет, так скажет об этом: «однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.» (Гал.2:16)

Праведность по вере – вот что является основанием для оправдания человека перед Господом и единственное, что может спасти его. Поэтому, если мы не поймем это в благополучных обстоятельствах, Бог, любя нас и желая только нашего спасения, вынужден будет допустить для нас стесненные, чтобы мы, пусть и страдая, но дошли до этого.

Иов понял свою проблему. « Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? - Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал… поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле.» (Иов.42:3, 6)

Чему еще научили Иова перенесенные страдания ?

1. Смирению. Живя благополучной жизнью, какова была до всего этого у Иова, конечно же, сильно о смирении говорить не приходилось. Но вот когда всё изменилось, и человек потерял всё, что имел – и семью - жену, детей, и дом, и всё материальное благосостояние, а затем и здоровье, а вместе с ним и положение в обществе – стал изгоем, от которого все шарахались, вот здесь смирению учишься очень хорошо. Или, наоборот, можно обозлиться, похулить Бога, закончить жизнь самоубийством, что многие и делают, и чего, конечно же, желает от нас сатана. Иов выдержал и этот экзамен, он полностью смирился перед Богом.

Но зачем ему, да и нам нужно смирение? Пожалуй, это тема для отдельного разговора. Но если коротко - да потому что без него в Царство Божие точно не попадешь. «Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.» (Прит.15:33)

2. Прощению . Представляете, настолько плохо и тяжело было Иову! Как вы думаете, нуждался ли он хотя бы в малейшей поддержке и сочувствии? Ну, конечно. А что мы видим? Жена еще больше усугубила рану, а лучшие друзья… Друзья просто добили, обвинив его в таких преступлениях, о каких он и подумать не мог. Не зря говорят, друг познается в беде. Сложно ли простить таких друзей, которые прошлись по твоей израненой душе своими грязными ногами? Но посмотрите, Бог требует от Иова сделать это. И это является условием возвращения Иову здоровья и благополучия. «И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде.» (Иов.42:10)

А зачем Бог учит Иова прощению? «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.» (Матф.6:14-15)

Похожая притча

Это могло произойти либо из-за того, что с Вашего адреса идут некорректные обращения к сайту, либо по ошибке. Чтобы восстановить доступ к сайту, свяжитесь пожалуйста с нами через эту форму и укажите там свой ip-адрес: 178.186.77.42

Похожая притча

Это могло произойти либо из-за того, что с Вашего адреса идут некорректные обращения к сайту, либо по ошибке. Чтобы восстановить доступ к сайту, свяжитесь пожалуйста с нами через эту форму и укажите там свой ip-адрес: 178.186.77.42

Похожая притча

На Страстной Седмице в Чистый Вторник православная Церковь приводит на память верующим историю Иова Многострадального – ветхозаветного праведника, история искушений и скорбей которого готовила древнего человека к грядущей встрече со Христом и к пониманию того смысла страданий Христовых, которые откроются в Боговоплощении.

Книга Иова – это одна из самых древних и, в некотором смысле, самых спорных книг Библии, поскольку она ставит вопросы: откуда берется зло, почему в этом мире царят несправедливость и неправедность, почему люди не получают на земле «по заслугам»?

Также в этой книге дано Библейское учение о человеке. Во-первых о личном страдании Иова, во-вторых о человечестве Адама. То есть, о том, что такое человек. И третье – о грядущем Боговоплощении, Боговочеловечевании Мессии. С нравственной точки зрения книга Иова является прежде всего училищем благочестия и смирения для тех, кто находится в скорбях. Святитель Амвросий Медиоланский писал: «Никто не любил Христа больше, чем Иов».

Точное время написание книги Иова не известно. Иов жил, как говорится в греческой книге, в стране Афсетедийской, по-еврейски в земле Уц. И в Библии отсутствуют точные указания где была эта земля Уц. Но нам известно, что Иов был Идумеянен и жил в Идумее. Вероятнее всего, земля Уц находилась к югу от Палестины.

Что значит имя «Иов»? Оно может означать «враждующий» или «предмет вражды». Уже в самом имени Иов заключена загадка. Иов враждует и при этом Иов образец терпения. Именно это качество выделяет апостол Иаков: «Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак.5:11). Иов враждующий был поставлен на передний край вражды с дьяволом. И он сам есть предмет вражды.

И ещё мы узнаем из первых стихов, что Иов был праведен особым образом: Его праведность сопоставима с праведностью Ноя и Авраама. «Человек некий был в стране Афсетидийской. Имя ему Иов. И был человек сей истинен, непорочен, праведен, благочестив, удаляющийся от всякой лукавой вещи». (Иов. 1,1)

«Было же у него семь сыновей и три дочери. И было скота у него овец: семь тысяч, верблюдов три тысячи, упряжек волов – пятьсот, ослиц стадных – пятьсот и прислуги много весьма. И дела великие были его на земле. И был человек этот благороден из тех, кто от Востока солнца». Что дальше произойдет с Иовом? Он лишится детей, имущества, плоть будет причинять ему такие страдания, что он захочет от неё избавиться, то есть умереть.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Нет несчастья человеческого, которого не перенес бы этот муж, твердейший всякого адаманта, испытавший вдруг и голод, и бедность, и болезни, и потерю детей, и лишение богатства, и затем, испытав коварство от жены, оскорбления от друзей, нападения от рабов, во всем оказался тверже всякого камня, и притом до Закона и Благодати".

Непроста для понимания и следующая фраза: «И был день сей и се пришли ангелы Божии предстать пред Господом и дьявол пришёл с ними». А к тому времени диавол уже отрекся от Бога, грехопадение уже произошло. Но, несмотря на то, что он уже был низвергнут с Неба, доступ к Небесам он имел, так как у него была власть над грешниками (как изобретателя греха). Он имел доступ к Небесам вплоть до смерти и Воскресения Господа. Согласно Книге Иова, сатана – царь в самых нижних и преисподних мирах. Однако, о нём сказано: «он видит всё высокое». И в этом смысле именно, диавол как умный дух пришёл вместе с ангелами Божьими.

Господь Бог спросил сатану, не видел ли он раба Его Иова, мужа праведного и чуждого всякого порока. Сатана дерзко отвечал, что недаром богобоязнен Иов - Бог бережет его и умножает его богатства, но если наслать на него несчастья, то он перестанет благословлять Бога. Тогда Господь, желая показать терпение Иова и веру, сказал сатане: "Все, что есть у Иова, Я предаю в твои руки, только самого его не касайся". После этого Иов внезапно лишился всех своих богатств, а потом и всех своих детей. Праведный Иов обратился к Богу и сказал: "Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим и возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!" И не согрешил Иов перед Господом Богом, и не произнес ни одного неразумного слова.

Когда Ангелы Божии вновь предстали перед Господом и среди них сатана, то диавол сказал, что Иов праведен, пока сам невредим. Тогда Господь возвестил: "Я попускаю тебе сделать с ним, что хочешь, только душу его сбереги". После этого сатана поразил праведного Иова лютой болезнью - проказой, которая покрыла его с ног до головы. Страдалец принужден был выселиться из общества людей, сел вне города на куче пепла и глиняным черепком скоблил свои гнойные раны. Все друзья и знакомые оставили его.

Ответ на вопрос: для чего Иова нужно было искусить? – связан напрямую с ответом на вопрос: для чего Иов страдает? Господь видит потенциальные возможности всякого человека, ту меру, в которую человек может достичь святости. У Иова такая мера огромна. Бог попускает ему страдания и искушения, чтобы он через эти страдания и искушения достиг предельного совершенства, которое открыло бы ему возможность для личной встречи с Богом, для достижения вершины святости, пророчества, для понимания богооткровенной истины. Ведь именно через страдания человек совершенствуется.

Но есть у Иова и некое ошибочное воззрение, о котором говорят святые отцы. И за него Иов, действительно, приносит затем покаяние Господу. Дело в том, что Иов ошибочно считает, будто причина его страданий, и источник его страданий – Сам Бог. Ему кажется, что именно от Бога исходят все несчастья, все мучения, которые происходят с ним. Например, когда жена Иова предлагает ему похулить Бога, Иов отвечает: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» Это большая ошибка, потому что от Бога ничего злого, дурного, плохого не исходит. Бог зло лишь попускает, но само зло и искушения исходят от сатаны.

Многие древние отцы указывают на то, что искушение Иова идет «по нарастающей». Сначала он теряет имущество, потом – детей, одно несчастье сменяется другим, менее страшное более страшным. Последнее искушение – от самого близкого человека, от человека, которого Иов в первую очередь может послушать, – от жены. И это самое тонкое искушение Иова. Через жену, конечно, действует сатана. Святитель Иоанн Златоуст даже допускает мысль, что это сатана мог явиться Иову в образе жены. Как некий призрак. Иов выдерживает испытание – и это первый шаг к раю.

Если перевести с греческого оригинала на русский язык то, что говорит Бог в конце беседы Иову, то этот будет звучать так: «Не искажай определения Моего. Неужели ты думаешь, что Я поступил с тобою с какой-либо иной целью, нежели чтобы ты был явлен праведным?» Здесь прямо объясняется смысл страдания Иова: все происшедшее с ним попущено Богом Иову для того, чтобы он был «явлен праведным». А что значит быть «явленным праведным»? Прежде всего, в назидание для людей. Во-первых, потому что история страдания Иова научает нас, как переносить скорби. Но учит она нас не только этому. Иов – прообраз Христа. Праведность Иова есть прообраз праведности Христовой. И страдания Иова святого, праведного и безвинного есть прообраз страданий Христа, сошедшего на землю, пострадавшего ради спасения людей, а потом прославившегося славным Своим Воскресением. На примере Иова мы учимся смыслу Креста Христова.

А вот что пишет о страданиях Иова святитель Иоанн Златоуст: «Не столь блистателен царь, сидящий на престоле, сколь славен и блистателен был Иов, сидящий на гноище: после царского престола – смерть, а после этого гноища – Царство Небесное».

Читайте также: