Притча чем жив человек
Обновлено: 22.11.2024
Попытаемся ответить на вопрос о том, чем жив человек. Лев Толстой много размышлял на эту тему. Она так или иначе затронута во всех его произведениях. Но самым непосредственным итогом раздумий автора стал рассказ "Чем люди живы". Это произведение повествует о том, как ангел божий сошел на землю в поисках смысла человеческого существования. Он пытается выяснить, чем жив человек. Лев Толстой через этого героя проводит свои идеи. Опишем сначала краткое содержание произведения, а затем проведем его анализ.
Михайла остается подмастерьем в доме
Михайла, странник, стал жить в доме у мужика, научился работать и стал подмастерьем. Он был очень тихим, безрадостным и бессловесным, все смотрел ввысь да работал. Лишь однажды улыбнулся он, когда баба собрала впервые им на стол. Так сработались мастера, что в доме появился достаток.
Исповедь Михайла
Л. Толстой, «Чем люди живы» - краткое содержание произведения далее повествует о том, что во всё время разговора не сводил Михайла глаз с девочек. Сложил руки на коленях, как прежде, глядит вверх и улыбается, третий раз за всё время. Вдруг встал, снял фартук, поклонился Семёну и Матрёне, и просил, чтоб простили они его, как и Бог ему простил. И видят муж с женою, что от него свет начал идти. Упали на колени перед ним, и просили объяснить всё: кто он есть, почему три раза улыбнулся, и за что его Бог простил.
И рассказал он им свою историю. Есть он ангел. Однажды Бог отправил его к женщине забрать её душу. Прилетел он, и видит, что родила она двойню. Копошатся они возле неё, а она встать не может, и к груди их приложить не в силах. Увидела ангела, и поняла сразу, зачем он к ней явился. Взмолилась к нему, мол, мужа деревом задавило, и ни осталось у неё никого, кто же детей её вскормит и на ноги поставит? Пожалел Михайла женщину, приложил одного младенца к груди её, а другого – подал ей в руки. Но вернул Господь ангела на землю, сказав, что после того, как заберёт он душу женщины, познает он три истины: «что есть в людях, чего не дано людям, и чем люди живы». Краткое содержание произведения на этом не заканчивается.
Понял ангел, что когда познает их, тогда и вернётся на небо. Вынул он душу матери, завалилось бездыханное тело и придавило одну из двойни. Ножка оказалась вывернутой. Поднялся ангел над деревней, да крылья его отвались. Понеслась душа одна к Богу, а Михайла упал на землю.
Л. Толстой, «Чем люди живы»: три главных слова
Часовня была закрыта. Не ведал он доселе, что есть жизнь людская, что есть холод, голод. Теперь же враз испытал на себе все людские невзгоды. Потом встретил Семёна, и понял, что не поможет он ему, потому как сам не знает, как себя, жену и детей своих прокормить и обогреть. Отчаялся было, да видит, возвращается Семён, и не узнал он его: то в лице его жила смерть, а теперь он в нём узнал Бога. Потом встретил он Матрёну – жену Семёна, и казалась она хуже мужа – «мёртвым духом дышала она». Но сапожник напомнил ей о Боге, и враз она переменилась: стала живой, и в ней он узнал Бога. Познал в это мгновение ангел первую истину – что есть в людях любовь, и улыбнулся тогда в первый раз.
Потом в дом к сапожнику прибыл барин в шубе. Как только переступил он порог, увидел Михайла у него за спиной ангела смерти, и понял, что умрёт барин ещё до захода солнца. Значит, не дано людям знать, что им необходимо для своего тела. Это и была вторая истина. Обрадовался он второму слову и улыбнулся.
Прошло еще несколько лет, а Бог всё еще не открыл ему последнюю истину. Но здесь пришла купчиха с девочками. Узнал он их сразу и удивился несказанно. Ведь думал он, что без родных родителей не прожить детям, а, оказывается, взрастила и любила их безмерно чужая женщина. Тогда увидел он в её лице живого Бога, и принял третью истину – жив человек не заботой о себе, а любовью. Так он улыбнулся и в третий раз.
Рассказ «Чем люди живы» заканчивается чудесным вознесением Михайла на небо к Богу. Запел ангел хвалебную песнь Богу, затрясся весь дом, раздвинулся потолок, распустились у ангела крылья за спиной, и поднялся он на небо…
Ещё раз хочется напомнить, что в статье шла речь о произведении Л. Толстого «Чем люди живы». Краткое содержание не может так передать тот «евангельский дух», который незримо присутствует в каждой строчке, в каждой букве рассказа, который поражает неожиданно и неотразимо. Поэтому прочтение произведения в полном объеме просто необходимо.
Приезд барина
Однажды зимой приехал к сапожнику барин в шубе, лицо красное, налитое, шея, как у быка – словно с другого света человек. Приехал он не просто так – привёз «товар сапожный», дорогой, качества немецкого, и просит сапоги ему из него сшить, чтобы год носились, не порвались и не стёрлись. Если выполнит Семён работу хорошо, то получит десять рублей, а если «распорются» сапоги раньше года – в остроге будет сидеть. Испугался сапожник, а Михайла ему кивает головой, мол, бери работу и не робей. Стал Семён мерки с ноги барина снимать, вдруг видит, что странник его смотрит в угол пустой за барином, взгляд отвести не может, потом вдруг улыбнулся, второй раз за всё время и просветлел весь.
Барин встал, шубу свою поправил, еще раз предупредил сапожника, чтобы беду он не нажил, и направился к выходу. Да забыл нагнуться, и ударился головой об косяк. После его ухода принялся Михайла за работу новую.
Проходит время. Подходит к нему сапожник взглянуть, что получилось, смотрит – а у него из «товару» немецкого не сапоги сшиты, а босовики. Ахнул он, и только начал ругать его, как стучится кто-то в дверь. Открыли: входит мальчишка от того самого барина, и говорит, что хозяин до дома не доехал – умер на полпути, и барыня просит срочно сшить босовики «на мёртвого».
Краткий анализ
Итак, чем жив человек? Лев Толстой считает, что люди живы любовью. Рассказ этот изображает в первую очередь именно это чувство. Сапожник берет к себе нищего, женщина - двух сирот. Нищий этот оказывается ангелом, а девочки - лучшими дочерями для этой женщины. Не одни только внешние поступки изображает в рассказе "Чем люди живы" Толстой, анализируются и души людей - то, что в них происходит. Не совершаются в произведении чрезвычайные подвиги и жертвы. Да и персонажи рассказа "Чем люди живы" (Толстой), краткое содержание которого представлено в данной статье, не имеют ничего героического. Семен - простой малый, хотя и добрый, любящий иногда выпить, как и все представители его профессии. Матрена - говорливая, хозяйственная, немного сварливая, любопытная женщина - такая, как все. Купчиха тоже лишь мягкостью и добродушием отличается от остальных героев рассказа "Чем люди живы" (Толстой).
Краткое содержание произведения, его анализ позволяют говорить о том, что оно делает нас немного лучше. Открывает нам на многое глаза. Заставляет поразмышлять, несет в себе вечные идеи - добро, любовь к ближнему, сострадание - рассказ "Чем люди живы" (Толстой). Анализ произведения был проведен нами кратко - мы выделили лишь основные моменты. Вы можете его дополнить самостоятельно, включив цитаты и собственные мысли.
История, произошедшая с сапожником
Рассказ начинается с того, что живущий с женой в наемном доме бедный сапожник, выручив деньги за работу, отправился за овчиной для шубы в село. Очень нужна была ему эта шуба, так как суровой была зима, а телогрейка имелась у супругов одна на двоих. Однако так сложились обстоятельства, что он не купил овчины, а лишь выпил водки на 20 копеек и отправился обратно. По дороге сапожник рассуждал о том, что для согрева выпивка была необходима ему, а жена сейчас станет ругать его за то, что он вернулся пьяный, без денег и овчины. У церкви он заметил обнаженного человека, сидящего скрючившись, но прошел мимо, побоявшись, что тот умер. Однако совесть замучила сапожника за то, что он оставил замерзать на улице несчастного. Он вернулся и заметил, что человек этот жив, приятен лицом, без ссадин и побоев. Семен (так звали главного героя) спросил незнакомца, что он здесь делает и откуда идет. Тот сказал, что он нездешний, бог наказал его. Семен тогда отдал несчастному валенки, телогрейку и забрал этого человека к себе домой.
Похожая притча
Позднее творчество Л. Н. Толстого вызывало и до сих пор вызывает неоднозначное мнение как со стороны читателей, так и литературоведов и критиков. Особое место в нём занимают так называемые «народные рассказы», в которых великий русский писатель культивирует жанр притчи как единственно возможный жанр «иносказательного утверждения правды должного». Так ли это? Рассказ «Чем люди живы» поможет в этом разобраться…
В доме у сапожника
Идут они легко, говорят мало. Как попал сюда человек – сказать не может, одно только твердит – не здешний, никто его не обидел, идти ему некуда, да и всё равно, потому что Бог его наказал. Подивился Семён: на речах мягок, а говорит про себя мало – скрывает что-то, с другого боку – да мало ли какие-такие дела бывают…
Пришли сапожник и странник к первому домой. Как только переступили порог, Матрёна – жена Семёна, сразу почуяла дух винный от мужа. Вышла в сени, так и есть: муж без кафтана, без овчина на новую шубу, и с ним мужик какой-то непутёвый без шапки и в валенках. Что делать? Оборвалось у неё сердце, думает, пропил всё, да ещё и связался с каким-то непутёвым. Видно, как вошёл только, так замер и голову вниз опустил – значит, боится чего-то. Ох, не к добру это…
Понял Семён, что баба его сердится сильно, да делать нечего: как вспомнит взгляд его у часовни, так «взыграет в нём сердце». Стал он рассказывать о том, что у мужиков в селе денег нет, обещали вернуть их позже, остальные же «деньжонки» он сохранил, не пропил, только двадцать копеек… Продолжил было сказывать и о часовне, о том, как повстречал там голого человека, как пожалел его, да Матрёна слушать не стала, кричит, ругается, остановится не может… Хотела уйти – зло сорвать, да остановилась – видит, странник этот сидит безмолвно на краю лавки, руки – на коленях, голова вниз опущена, всё морщится, будто горло его сдавливает кто-то. Говорит ей Семён: «Али в тебе Бога нет?». Услышала слова его и еще сильнее сжалилась. Достала кваса, последнюю краюшку хлеба, подала нож, ложки, и стали они ужинать. Вдруг повеселел странник, поднял глаза, посмотрел на Матрёну, пристально так, хорошо посмотрел, и улыбнулся, в первый раз за всё время.
Поели они, легли спать, да не спится им. Как вспомнит баба, что хлеба на завтра нет, что «одежонку» последнюю отдала, так сердце сжимается. А вспомнит улыбку его – веселее становится: что ж, живыми будем – сытыми будем… А с другого боку – мы-то даём, не скупимся, а добром нам это не возвращается. Так и уснули они в думах этих. Читаем дальше произведение, которое создал Л. Толстой, - «Чем люди живы». Главные события рассказа ещё впереди.
Сапожное дело
День за днём, неделя за неделей – так и год прошёл. Живёт странник Михайла по-прежнему у Семёна. За какую работу ни возьмётся – всякая выходит у него так, как будто век её делал: и чинит сапоги, и шьёт их сам. Пошла слава по округе, что никто так крепко сапог не сделает, как Михайла. Стало к Семёну больше людей приходить, и достаток стал увеличиваться. А Михайла, как только работа заканчивается, садится, ни слова, ни полслова не говорит и всё вверх глядит. Никогда на улицу не выходит, ест мало, говорит мало и не смеется.
На свет явилась обезьяна
Вторым творением Бога была обезьяна - заводное, юркое и беззаботное животное. Ей было предписано жить на этом свете до 30 лет. Но главным условием выдвигалось постоянное развлечение людей. Обезьяна тоже решила отказаться от столь длительной жизни ради того, чтобы не быть постоянно предметом для увеселения. Бог дал возможность животному жить всего 15 лет.
Поведение Матрены
Жена сапожника (Матрена) размышляла, закончив домашние дела, о том, что не стоит подавать к столу последнюю краюху хлеба, лучше оставить ее на потом. Путники тем временем возвратились. Матрена, увидев своего мужа без овчины и выпившего, стала ругать его за все, что только смогла вспомнить, в частности и за то, что он чужака привел, когда им самим есть нечего.
Она хотела было уйти из дома, сорвав телогрейку с мужа, но тот упрекнул женщину в том, что она забыла бога. Матрена опомнилась и посмотрела на спутника Семена, молча сидящего на краю лавки.
Баба засовестилась, стала накрывать на стол, даже подала мужчинам хлеба. Накормила женщина странника, после чего приютила на ночь и дала ему одежду. Тот улыбнулся и так посмотрел на нее, что сердце женщины взыграло. Впоследствии она жалела и об отданной одежде, и о последнем хлебе, но вспоминался ей этот светлый взгляд, и отпускала Матрену жадность.
«Чем люди живы»: вступление
Жил когда-то на земле русской сапожник. Были у него и жена, и детишек полон дом. Жил он у мужика на квартире, ибо не имел он ни дома своего, ни земли. На хлеб он зарабатывал лишь сапожной работой. Но хлеб в те времена стоил дорого, а работа – дешево. Получалось, что заработает мужик, то и проест.
Была у них на двоих с женой шуба, да и та стала непригодной. Что делать? К осени скопились «деньжонки»: три рубля хранились дома в сундуке, а еще пять – были за мужиками в селе. Делать нечего, отправился он в село. Идёт по дороге и думает: "Вот получу свои пять рублей, добавлю ещё три, и тогда уж точно мой овчин на шубу…"
Да не тут-то было. Как пришёл мужик в село, так и ушёл ни с чем – со всех денег только двадцать копеек и вернули, и овчин в долг не дали. Пригорюнился сапожник, выпил на всю собравшуюся мелочь водки, и побрёл обратно домой. Идёт и сам с собой разговаривает. То утешает самого себя, то жалеет, думает, как дальше жить. Погодя немного и вовсе на весь свет разозлился: им нужда, а мне что, не нужда, ведь у них и дом, и скотина своя, и хлеб, а я весь тут – что заработал, тем и живу…
Старая часовня
Как же разворачивается дальше сюжет произведения «Чем люди живы»? Краткое содержание на этом не заканчивается. За всеми этими думами и не заметил, как подошел к часовне. Видит, за ней что-то белеет. Приглядывается, а разобрать не может. Не камень, не скотина… Вроде человек, да уж очень бело. Подходит ближе, так и есть – человек, голый совсем, сидит тихонько, к стене прислонён. Подойти помочь или мимо пройти? Подойдешь – какой он есть, кто его знает? Явно ведь, не за похвальные дела здесь он очутился, да и что с ним, с голым то делать, не с себя же последнюю «одежонку» снимать… Прошёл сапожник мимо, и вдруг совесть в нём заговорила, пуще прежних мыслей «закричала»: Что же это ты такое делаешь, Семён? Человек в беде оказался, околеть может, а ты мимо проходишь, за богатство своё трясешься: «Али дюже разбогател?»
Воротился Семён, подошёл ближе и видит: совсем молодой человек, в силе, не искалечен, одно только – замёрз очень и напуган до смерти, сидит тихонько, прислоняясь, ослаб вроде, глаз поднять не в силах… Вдруг очнулся, повернулся и посмотрел на Семёна. Взгляд этот умилил и растрогал Семёна. Скинул он кафтан свой, сапоги «валенные» и одел его: на вот, разхаживайся, согревайся, возьми палку мою, обопрись, если слаб, и пойдём ко мне в дом, «а дела эти все без нас разберут».
Купчиха с двумя девочками
Прошло еще два года. Живут по-прежнему, и не нарадуется сапожник на своего работника. Сидят раз они дома. Мальчик, сын Семёна, подбежал к окну и смотрит во двор. Глядь, к их дому идёт купчиха с двумя девочками в шубках и в платочках. У одной ножка хромая. Подбежал к окну и Михайла. Удивился сапожник – ведь никогда прежде не выглядывал он на улицу.
Зашли он в дом к сапожнику, и просит женщина сшить сапожки для девочек. Снимали мерки, разговорились, и узнали, что малышки не родные, а приёмыши. Шесть лет назад случилась беда: на отца в роще упало дерево. Только довезли, он и умер. Во вторник похоронили. А мать в это же самое время родила двойню, вот этих самых девочек, да не прожила и трёх дней – отдала Богу душу. Да как умирала, задавила одну из них. Вот ей ножку и вывернуло. Остались сироты одни. Жили они тогда с мужем по соседству с ним, поэтому и забрали малышек. Кормила она их грудью, потому, как и сама только родила. Через год родной сын умер, и больше Бог детей не давал. А достаток стал расти, жизнь улучшилась. И чтобы бы могло быть, если бы не эти девочки – «только у меня и воску в свече», что есть они – самые родные из родных. Как говорится, без отца и матери прожить можно, а без Бога нет… Л. Толстой («Чем люди живы») незаметно подводит читателя к главной идее произведения.
Похожая притча
Наша жизнь - это череда взлетов и падений, грусти и разочарования, удовольствия и тяжелой работы. О появлении человека есть научные теории и библейские сказания. Приведенная ниже притча заставляет улыбнуться, стоит прочитать ее еще раз и задуматься над правдивостью слов. Короткая история, которая точно описывает нашу жизнь, предполагает создание Богом быка, обезьяны, собаки и лишь потом, человека. Каждому он предполагал подарить определенное количество времени на жизнь, но все произошло несколько иначе.
И появился бык
Бог вначале решил создать быка - мощное и сильное животное, предназначенное для выполнения тяжелых работ. При этом он намеревался подарить ему 60 лет жизни, но при условии, что бык будет плодотворно трудиться все время во благо человека и выполнять самую тяжелую работу.
На что животное возмутилось и попросило сократить ему года жизни до 30 лет. Бог выполнил его просьбу, ведь и правда, жить так долго и трудиться - очень тяжело.
Пожилая купчиха рассказывает о себе
Он прожил в заботах и труде шесть лет в доме сапожника. Однажды к ним пожаловала купчиха вместе с двумя дочерями, одна из которых была хромая. Женщина рассказала свою историю о том, что эти девочки ей не родные, а приемные. Они жили с мужем 6 лет в крестьянстве, и у них родился маленький сын. В это же время две девочки появились на свет у соседей, но вскоре отец их умер, а потом похоронили и мать, поэтому женщина решила забрать сирот к себе. Мальчик ее умер, и остались лишь две эти девочки. Михаил посмотрел на них и улыбнулся.
Ангел рассказывает о том, кто он на самом деле
Лев Толстой продолжает рассказ Михаила. Герой говорит о том, что так он оказался у церкви, где его нашел сапожник. Когда Матрена начала ругаться, Михаил почувствовал, что сейчас эта женщина от злости умрет, но та опомнилась, и улыбнулся ангел, так как увидел в ней бога и понял, что есть любовь в людях.
Когда он посмотрел на богатого барина, увидел смертного ангела за его спиной и понял, чего знать людям не дано. А увидав женщину, вырастившую сирот, он понял третью истину - любовью живы люди. Бог простил ангела, у того выросли крылья, и он вознесся на небо.
История с барином
Продолжаем описывать произведение "Чем люди живы" (Толстой). Сочинение это составляют следующие дальнейшие события. Однажды богатый барин приехал к сапожнику на тройке и привез на сапоги очень дорогую кожу. Он все рассказывал, что требуется сшить так, чтобы сносу не было, а также чтобы в срок были непременно готовы. Михаил посмотрел внимательно за спину барина, как будто во что-то вглядываясь, а потом внезапно улыбнулся, просветлел лицом и сказал, что как раз вовремя поспеют. Барин уехал, а Михаил сшил и скроил из его материала босовики, а не сапоги. Когда это увидел Семен, он чуть не лишился чувств от ужаса, собрался было отчитать мастера, как вдруг в дверь раздался стук. Это прибежали слуги барина сообщить, что тот накануне умер, и теперь нужны босовики, а не сапоги. Их сразу и подал Михаил.
Читайте также: