Подготовка сборника притч проект

Обновлено: 09.05.2024

История жанра Притчи появились еще в Х веке до нашей эры. Царь Соломон, правитель Иудейского царства, создавал первые притчи, которые теперь входят в Ветхий завет. Они были практически моральным сводом законов души. А четко обозначенная мысль в них давала возможность понять жизненное явление. Уже тогда люди понимали, что значит притча, что в ней можно завуалировать даже бунтарские идеи, которые являлись тогда новаторскими. Притчи очень популярны во всех странах мира, но более распространены в творчестве восточных стран.

Актуальность исследования: выяснить, чем притчи могут привлечь читателя, почему эти маленькие истории интересны и детям и взрослым, как меняются интересы читателей с возрастом.

Объект исследования: Библиотечные и домашние книги.

Предмет исследования: Притчи народов мира.

Цель работы: выявить, чем маленькие истории и высказывания вызывают интерес у читателя, какой смысл могут нести всего несколько строчек, могут ли они стать любимыми настольными книгами всей семьи.

Задачи исследования:

Изучить понятие притчи.

Чем книги с притчами привлекают читателей.

Любимая книга моей семьи «101 притча»

Одним из самых интересных видов народного и авторского творчества являются притчи. Известны как древние произведения, передаваемые из поколения в поколения, так и современные, которые имеют своих реальных авторов.

Это рассказ или история, в которой герои попадают в такие ситуации, в которые может попасть любой человек, но выходы из ситуаций, как правило, описываются не обычные. В притче вся история подчинена выводу, главной мысли, которая выводится и формулируется в конце. Эта мысль всегда является нравственным поучением, уроком, который преподнесен философски и иносказательно. В каждой такой притче изложен небольшой или очень большой, но всеобщий закон жизни. Кроме того, в притчах нет фантастических тем и случаев из жизни, сюжеты их достаточно реальны. Этим они подкупают еще больше и заставляют думать, в чем смысл притчи. А необычной трактовкой событий они запоминаются очень легко.

Герои притч

Героями притч могут быть люди, животные и даже человеческие качества

( например: жадность, совесть, любовь и др.) В каждой истории есть два или три таких персонажа, которые попадают в различные трудные и повседневные ситуации. Часто персонажи притч обладают слабыми и сильными сторонами людей. Использование в притчах простых персонажей, помогает читателю проще и яснее воспринимать мораль, вложенную в короткую историю.

Однажды Богач решил взять своего маленького сына в деревню, чтобы показать, какими бедными бывают люди. Они провели день и ночь на ферме, в кругу очень бедной семьи.

Вернувшись домой, отец спросил сынишку, понравилось ли ему путешествие.

- Было замечательно, папа! – сказал он.

- И что тебе показала наша поездка?

- Я увидел, что у нас одна собака в доме, а у них – четыре пса. У нас есть бассейн в саду, а у них – бухта, из которой видно бескрайнее море. Мы освещаем ночью свой сад лампочками, а им светят звёзды.

Отец от такого ответа лишился дара речи, а сын добавил:

- Спасибо, папа, что показал мне, насколько богатыми могут быть люди…

Чем книги с притчами привлекают читателей

Притча является любимым жанром литературы многих людей, потому что она пишется языком иносказания, чтобы понять ее смысл, надо иметь образное мышление и яркую фантазию. Именно недоступность смысла притч для всех делает их привлекательными для избранных. Именно этим они похожи на басни, их языком можно говорить о тех явлениях, о которых говорить в обществе не принято или запрещено. Чтобы начать понимать иносказания, надо знать, что такое притча и как она может объяснить жизненные явления, научить жить.

Что дает человеку понимание притчи? Если сложить законы, мудрость всех притч на свете, можно получить большую книгу знаний жизни. Она может стать главной книгой на земле, которая будет учить человека быть человеком! Прочитать такую книгу будет можно, но запомнить сухие выжимки морали в таком объеме, конечно, невозможно. А вот в форме притч, ярких рассказов, с сюжетами и моралью, запомнить жизненные уроки очень легко. Да и передавать из уст в уста довольно просто и интересно. Так что можно утверждать, что притчи дают человеку понимание мира, его законов и духовных явлений. В размышлениях о мире притчи не дают человеческому сознанию и духовности засохнуть, они делают процесс размышления образным, красивым и философским. Каждая притча – тренировка мозга, его возможностей и способностей. Если человек понимает, чему учат притчи, значит, у него все в порядке с интеллектом и образным мышлением, мудростью и духовностью.

Любимая книга нашей семьи «101 притча»

В нашем доме находится большая библиотека, она насчитывает более 1000 книг различных авторов отечественной и зарубежной литературы, но всем нам очень полюбилась одна маленькая книжица «101 притча».

Все домочадцы перечитали ее не по одному разу, каждый из нас черпает для себя что-то новое снова и снова. Притчи помогают нам находить выход из сложных жизненных ситуаций, помогают не унывать и не отчаиваться тогда, когда как казалось бы, нет выхода. Маленький урок, заключенный в каждой истории, помогает постичь законы жизни, которой мы живем. Я люблю читать эту книгу потому, что она дает мне знания, она учит меня не обманывать, быть сильным, добрым, смелым, уважать других людей. Эти притчи познавательные и интересные, они переведены с разных языков разных народов мира, что делает их яркими и разнообразными.

Похожая притча

Особенности работы над притчей в процессе преподавания курса ОРКСЭ.

На занятиях ОРКСЭ большая часть урока отводится работе с текстом.

Тексты помогают раскрыть для ученика пространство религиозной культуры, проникнуть в смысл символического языка, попытаться понять главную нравственную идею, заключённую в тексте.

Цели и задачи работы с текстом на уроках ОРКСЭ следует ставить в контексте реализации образовательных стандартов второго поколения и ориентироваться на достижение предусмотренных им результатов, которые предусматривают:

1.адекватное использование речевых средств и средств информационно – коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

2.умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

3.овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

4.готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества.

Для более эффективной работы с текстом, повышения результативности работы с учащимися необходимо применять различные методы и формы работы.

Я хочу рассказать об особенностях работы над притчей в процессе преподавания курса ОРКСЭ ( модуль: « Основы православной культуры»). Я работаю по этому курсу 2 месяца.

Притча – это дидактико – аллегорический жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (глубинную премудрость). Поскольку основными стилистическими приёмами в притче являются сравнение, метафора, аллегория – именно этот жанр представляет собой наибольшую сложность, особенно в начальных классах. Несмотря на то, что школьники часто интуитивно улавливают метафорический характер притч, тем не менее им бывает трудно раскрыть их смысл и значение.

Существенным моментом при работе с притчей является воссоздание культурного и исторического контекста, в котором созданы притчи.

Понять смысл притч помогают гравюры, картины. На уроках работы над притчей я осуществляю работу с иллюстрацией к тексту или фрагментами презентации, использую рисунки, картинки, фотографии.
Большое значение имеет работа над анализом притчи:

2.Анализ названия притчи (придумать новое название притчи)

3.Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться)

4.Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы.

5.Выделение ключевых понятий.

7.Сравнение нескольких притч.

8.Нахождение и вставка пропущенных слов в притче (или предположить их).

Важное место в реализации курса ОРКСЭ занимает работа в группах.

Чтобы учащиеся осознавали себя в качестве команды, учились объединяться и работать в группах на уроках можно провести с детьми такие упражнения-разминки.

Все ученики класса должны разделиться на две одинаковые по количеству участников группы. Первая группа учащихся образует внутренний круг, а вторая – внешний. Ученики во внутреннем и внешнем кругах обязательно становятся лицом друг к другу, при этом каждый ученик находит себе пару.

В паре ученики, приветствуя друг друга, пожимают руки и по очереди говорят комплименты. После обмена комплиментами по сигналу учителя ученики, находящиеся во внешнем круге, делают шаг налево и оказываются перед другими учениками. В новых парах следует повторить приветствие и сказать новый комплимент. Движение по кругу повторяется до тех пор, пока учащиеся не встретятся с партнёрами, с которыми начинали упражнение.

Следует помнить, что комплименты каждому партнёру должны быть искренними, при этом нельзя повторяться. Учитель задаёт порядок и темп движения учащихся. Если учеников нечётное количество, то учитель сам становится в круг.

Учитель может подавать сигнал, по которому стоящие во внешнем круге ученики двигаются и меняют партнёров. Например, хлопать в ладоши или громко произносить: «Поменялись!»

После игры учитель проводит беседу по вопросам:

  1. Понравилось ли вам упражнение? 2) Оно показалось вам лёгким или трудным? 3) Что было самым трудным? 4)Что вы чувствовали при выполнении упражнения?

Все ученики класса должны разделиться по парам. Каждой паре предлагается подарить друг другу подарок, описать его и объяснить почему. Нельзя забывать и о словах благодарности.

Данные игры можно проводить на любом этапе урока: организационный момент, актуализация знаний, закрепление, рефлексия.

Сочетание разных методов, форм и видов деятельности повысит мотивацию учащихся и сделает уроки наиболее оптимальными.

Применяю групповую форму работы над притчей. Класс обычно делю на 4 группы. Учащиеся в группах работают по плану. Большое место отвожу самостоятельной работе в группе, обычно исследовательского характера. Ребята работают с историческими материалами, заполняют таблицы, пишут мини – сочинение из 5-6предложений на предложенную тему.

Например, рассказываю притчу:

Однажды за день до своего рождения ребенок спросил у Бога:

— Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что мне там делать?

— Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он все тебе объяснит.

— А как я пойму его, ведь я не знаю его языка?

— Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.

— Как и когда я должен вернуться к Тебе?

— Твой ангел скажет тебе все.

— А как зовут моего ангела?

— Неважно как его зовут, у него много имен. Но ты для начала будешь называть его — мама.

Дети работают в группах и отвечают на вопрос:

-Кто такой ангел?

-Почему неважно, как зовут ангела?

-Что для вас является важным в отношениях с мамой? Напишите 5 предложений.

Ценность притчи в том, что она вызывает учеников на диалог, заставляет думать, говорить, не бояться высказывать разные мнения. В результате обсуждения притчи мы на уроке приходим к какому-то общему мнению.Работа над притчей думать, размышлять, приводить свою точку зрения.

Какие функции несет притча? Во-первых, она может быть «зеркалом», в котором мы видим самих себя. Ребенок примеряет сказанное в притче к себе, сравнивает состояние героя со своими мыслями и переживаниями.

Притча может быть моделью какой-то конфликтной ситуации, и предлагать ее разрешение. Притча служит посредником между людьми, позволяет посмотреть на их взаимоотношения со стороны. Мы можем мягко, в щадящей форме, помочь ребенку найти выход из нее. Притча несёт нравственный, воспитывающий потенциал.

Иногда ребята громко кричат, ругаются. Я предлагаю притчу:

Один раз Учитель спросил у своих учеников:

- Почему, когда люди ссорятся, они кричат?

- Потому, что теряют спокойствие, - сказал один.

- Но зачем же кричать, если другой человек находится с тобой рядом? - спросил Учитель. - Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен?

Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя. В конце концов он объяснил:

- Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем громче кричат.

- А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое. А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? - продолжал Учитель. - Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви.

В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и все понимают без слов.

Такое бывает, когда рядом двое любящих людей.

Так вот, когда спорите, не позволяйте вашим сердцам отдаляться друг от друга, не произносите слов, которые еще больше увеличивает расстояние между вами. Потому что может прийти день, когда расстояние станет так велико, что вы не найдете обратного пути.

Свойство притчи – её краткость, повторение практических наставлений в таком виде, чтобы они легко запоминались.

Есть замечательная спартанская притча о послах, которые говорили пространно и долго. Спартанцы сказали им:

-Ваша речь была слишком длинна. Пока мы слушали вторую часть, мы забыли то, что звучало в первой части. А так как мы забыли начало, мы не поняли ничего.

На уроках при работе над притчей использую

Например, урок по теме «Отличие иконы от картины», «Православные традиции и семейные ценности. Семья- малая церковь».

Исследовательский метод — организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя, самостоятельно выдвигают гипотезу, подтверждают или опровергают её, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают и открывают знания, а не получают их в готовом виде.

Например, урок по теме « О душе».

Актуальное значение приобретает работа над проектом. Проектирование - особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповым занятиями, в результате которого обучающиеся создают конечный продукт из собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

Например, урок по теме « Жизнь преподобного Серафима Саровского. Доброта». В качестве домашнего задания можно предложить ученикам подумать над проектом социального плаката по теме «Спешите делать добро!». Этот плакат можно разместить на двери подъезда дома, в школе, в автобусе.

К уроку по теме « Внутреннее строение и убранство храма» можно дать задание: выполнить проект храма, нарисовать его, написать сочинение «Если бы я был архитектором…».

Сочинение. Письменная творческая работ позволяет достаточно объективно раскрыть степень освоения материала, уровень развития когнитивных навыков, а также дает возможность учащимся сформулировать собственную позицию по изучаемой проблеме и выразить точку зрения, которую учащийся, по тем или иным причинам, не решался высказать публично на уроке или в рамках групповой работы

Драматизация (театрализация) привлекательна для младших школьников тем, что по своей сути она близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Она может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации домашнего задания.

Если говорить о притче с точки зрения методики, то возникает вопрос, а где, собственно, она уместна? Притча уместна для мотивации в начале урока, чтобы помочь детям побыстрей включиться в него. Когда на уроке ОПК мы говорили о том, для чего же нужно делать добро, я начала с притчи о счастье.

Счастье бродило по свету и исполняло желания тех, кто встречался на его пути. Однажды оно упало в яму и не могло оттуда выбраться. К яме подходили люди и загадывали желания, а счастье выполняло их. Но как-то раз к яме подошел необычный человек. …Тут я сделала паузу и предложила детям продолжить историю. ….Это, кстати, – один из многих вариантов работы с притчей. Эта история кончается так: человек спросил у счастья, чего оно само хочет. – «Выбраться из ямы». Человек помог ему выбраться и пошел своей дорогой. А счастье… побежало за ним следом…

Мы говорили на уроке о том, что такое добро, о том, что настоящее добро – умножает добро, и его нужно возвращать любому человеку… Сейчас продаются сборники притч. Их можно использовать для обсуждения той или иной темы, для рефлексии в конце урока. Можно попросить детей придумать название притчи, найти подходящие по смыслу пословицы, поговорки или загадки, отгадать кроссворды, продолжить притчу, проиллюстрировать ее, сформулировать к ней вопросы, выделить ключевые понятия, инсценировать ее, вставить пропущенные слова, подобрать стихотворения по теме урока, примеры немилосердных поступков из кинофильмов, художественной литературы, СМИ.

На уроках использую интерактивные игры: « Найди пару», «Домино» Учащиеся получают карточки с высказываниями, словосочетаниями. Ученики ищут карточку с высказыванием, которая соответствует данному словосочетанию.

Похожая притча

Нажмите, чтобы узнать подробности

Притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. Красота притчи заключается в том, что она не делит человеческий ум на вопрос и ответ. Она просто дает людям намек на то, каким все должно быть. Притчи - это косвенные указания, намеки, которые проникают в сердца подобно семенам.

Притча – это короткий рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме, но без морали, прямого наставления. Притча – это малый жанр литературы, схожий с басней. Притча – это источник мудрости. Притча – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, чему-то научить, в ней заложен определенный урок.

Притча – это короткий рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме, но без морали, прямого наставления.

Притча – это малый жанр литературы, схожий с басней.

Притча – это источник мудрости.

Притча – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, чему-то научить, в ней заложен определенный урок.

Отличие басни от притчи Главные герои басен — люди или животные, наделенные определенными человеческими качествами, обычно помещенные в ситуации бытового характера. Действующие лица притчи не имеют ни внешних черт, ни

Отличие басни от притчи

Главные герои басен — люди или животные, наделенные определенными человеческими качествами, обычно помещенные в ситуации бытового характера. Действующие лица притчи не имеют ни внешних черт, ни "характера". Басня, как правило, формулирует мораль, притча предоставляет слушателю или читателю самому сделать вывод, как разрешить загадку.

"Премудрость" притчи более "высокого" характера, чем "премудрость" басни. Если басня часто обучает житейской мудрости, то притче обычно свойственна философская или религиозная проблематика. С этим, как правило, связан и более высокий стиль притчи. Любимые темы притчи — правда и кривда (библейские притчи о суде царя Соломона), жизнь и смерть (средневековая притча Прение живота со смертью ), человек и Бог (многочисленные евангельские притчи: о блудном сыне, о горчичном зерне и др.)

Использование притчи Притчи можно использовать в самых разных случаях: в качестве аргумента в беседе, споре, дискуссии; в разрешении конфликтных ситуаций; при публичном выступлении и т.д. Притча является речевым жанром, который в равной степени способен воздействовать и на ум, и на чувства слушателей.

Использование притчи

Притчи можно использовать в самых разных случаях: в качестве аргумента в беседе, споре, дискуссии; в разрешении конфликтных ситуаций; при публичном выступлении и т.д.

Притча является речевым жанром, который в равной степени способен воздействовать и на ум, и на чувства слушателей.

А.С. Пушкин «Сапожник» Картину раз высматривал сапожник, И в обуви ошибку указал; Взяв тотчас кисть, исправился художник. Вот, подбочась, сапожник продолжал: Мне кажется лицо немного криво… А эта грудь не слишком ли нага ?»… Тут Апелесс прервал нетерпеливо: Суди дружок не свыше сапога! Есть у меня приятель на примете: Не ведаю, в каком бы он предмете Был знатоком, хоть строг он на словах; Но черт его несет судить о свете; Попробуй он судить о сапогах!

Картину раз высматривал сапожник,

И в обуви ошибку указал;

Взяв тотчас кисть, исправился художник.

Вот, подбочась, сапожник продолжал:

Мне кажется лицо немного криво…

А эта грудь не слишком ли нага ?»…

Тут Апелесс прервал нетерпеливо:

Суди дружок не свыше сапога!

Есть у меня приятель на примете:

Не ведаю, в каком бы он предмете

Был знатоком, хоть строг он на словах;

Но черт его несет судить о свете;

Попробуй он судить о сапогах!

Секрет популярности притчи Секрет популярности притчи кроется не только в специфических особенностях ее содержания и художественной формы, но и в доступности для любого слушателя. Она легко запоминается, прочно держится в памяти. На протяжении длительной истории этого жанра в мировой литературе притча сложилась как законченная и совершенная художественная форма. Она имеет уравновешенную и, видимо, единственно присущую ей традиционную композицию. Притча, кроме того, соединяет в себе стремление к оценке и обобщению явлений жизни, с одной стороны, с изысканностью содержания и формы в соединении с занимательностью и красочностью повествования – с другой.

Секрет популярности притчи

Секрет популярности притчи кроется не только в специфических особенностях ее содержания и художественной формы, но и в доступности для любого слушателя. Она легко запоминается, прочно держится в памяти. На протяжении длительной истории этого жанра в мировой литературе притча сложилась как законченная и совершенная художественная форма. Она имеет уравновешенную и, видимо, единственно присущую ей традиционную композицию. Притча, кроме того, соединяет в себе стремление к оценке и обобщению явлений жизни, с одной стороны, с изысканностью содержания и формы в соединении с занимательностью и красочностью повествования – с другой.

Притчи собственного сочинения Прийма Дима Однажды играли в футбол пацаны. Им было лет по 15. И нападащий и защитник поругались. Кто же лучше? Кто забивает голы? Нападающий почему-то всегда забивал, а другой оставался в защите, подавая ему мяч. Играл хорошо, но забить он не мог. А другие смотрели на них. Один сказал: « Хватит спорить вам, ведь добром все это не кончится. Играйте и не спорьте о глупых вещах » . Ведь без защиты нападение не работает, так что делите забитые голы пополам. Боборень Денис К другу однажды пришел его друг. Увидеться, пообщаться, поговорить. Начали они вспоминать: -Почему, когда в детстве тебя я дразнил, то ты не обижался на меня? – спросил первый друг. -Да, я мало обращал внимания. -Как это? Почему? Ведь это же обидно. -Просто на друзей никогда не обижаются. От этого только сильней их дружба стала. На этом пошли они по домам и дружат до сих пор в пример своим детям и внукам

Притчи собственного сочинения

Прийма Дима

Однажды играли в футбол пацаны. Им было лет по 15.

И нападащий и защитник поругались. Кто же лучше? Кто забивает голы? Нападающий почему-то всегда забивал, а другой оставался в защите, подавая ему мяч. Играл хорошо, но забить он не мог. А другие смотрели на них. Один сказал: « Хватит спорить вам, ведь добром все это не кончится. Играйте и не спорьте о глупых вещах » . Ведь без защиты нападение не работает, так что делите забитые голы пополам.

Боборень Денис

К другу однажды пришел его друг. Увидеться, пообщаться, поговорить.

Начали они вспоминать:

-Почему, когда в детстве тебя я дразнил, то ты не обижался на меня? – спросил первый друг.

-Да, я мало обращал внимания.

-Как это? Почему? Ведь это же обидно.

-Просто на друзей никогда не обижаются.

От этого только сильней их дружба стала. На этом пошли они по домам и дружат до сих пор в пример своим детям и внукам

Штраух Света

Сидел один мужчина около своего дома на скамье. К нему подошла его жена и начала кричать на него из-за того, что он не пошел на работу и ничего дома не сделал. А мужчина и говорит: «Ну что ты на меня кричишь? Ведь я уже все сделал, а ты на диване лежала и спала!» Жена посмотрела на него и говорит: «Прости меня, я подумала, что ты спал». Она опустила глаза. Муж засмеялся: «Это тебе, наверное, приснилось».

Косоногова Даша

Были подругами две мыши. Они каждый вечер встречались на улице и рассказывали друг другу о том, как они провели время днем, что сделали, куда ходили, чем помогали окружающим. Одна мышь сказала: «Ой, я сегодня делала дома ремонт, бегала в магазин, взяла сыра с килограммчик, детей встретила из школы, грядки вскопала, пошла у мельника прогрызла мешок с мукой. В общем, сделала все дела. А другая говорит: «Везет тебе, у тебя муж есть, все тебе помогает». А мышь отпирается: «Что ты, он у меня весь день спит, я все делаю одна». Тогда другая мышь предложила сходить в гости к первой мыши, посмотреть ремонт и поесть у нее сыра. А первая говорит: «Ой, нет, у меня муж спит, еще разбудим! Пойдем лучше к тебе!» Пришли они к мыши домой , и первая мышь чуть со стыда не сгорела. Она хвасталась, а дома у нее беспорядок. А хозяйка не хвалилась ничем, хотя у нее дома сделаны все дела.

Похожая притча

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поэтому актуальность духовно-нравственного воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В-четвертых, вооружение духовно-нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Таким образом, приоритетность обеспечения условий для духовно-нравственного воспитания детей очевидна. Все вышеназванные проблемы в области духовно-нравственного воспитания требуют целенаправленного разрешения.

Целью духовно-нравственного воспитания является установление истинных, основанных на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми.

Цель методической разработки – раскрытие духовно-нравственных качеств личности младших школьников; на примере урока орксэ по притче Владимира Шебзухова «Притча о двух волках» показать важность формирование духовно-нравственного воспитания детей.

Прогноз: Через систему духовно – нравственного воспитания школа предполагает заложить прочную основу духовности и нравственности у учащихся, подготовить почву для становления их личности. Учебная и воспитательная работа носит деятельный характер и поможет школьникам глубоко осмыслить историческое прошлое нашей Родины; определить своё место в современном обществе, будет способствовать удержанию детей от дурных поступков и сохранению нравственного и физического здоровья.

Нормативные документы

При написании проекта изучила и использовала следующие нормативные документы:

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

Конституция Российской Федерации

Закон об образовании

Раздел 1. Роль притч в духовно-нравственном

развитии младших школьников

В настоящее время стала очевидной необходимость духовно- нравственного воспитания русского человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено. Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, видео вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, неспособностью сформировать внутренний план действий.

Невостребованным оказывается богатство мировой художественной культуры и справочно-познавательной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Как и в борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена, к сожалению, выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. Тревогу вызывает односторонняя ориентация взрослых – родителей и педагогов – на усвоение ребёнком знаний, умений, навыков, т. е. исключительно на умственное развитие в ущерб духовно-нравственному воспитанию и становлению личности.

Особое место в духовно-нравственном воспитании отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком.

Важнейшая задача, которая стоит перед учителем, заключается в том, чтобы формировать у младших школьников такие личные качества, как совесть, долг, честь, достоинство. Эти качества нужно воспитывать с рождения, воспитывать в любом обществе, при любых социально-экономических условиях. Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках ОРКСЭ.

Практически всегда на уроках читаем христианские притчи, которые передавались из поколения в поколения, но не утратили своей мудрости и простоты. Притчи всегда побуждают человека к размышлению, несут в себе доброту и любовь, учат находить ответы на вопросы бытия.
Притчи играют особую рoль, так как в них отражаются религиозные и светские традиции наших предков, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения. Они отражают ценности, идеи, обобщают имеющийся опыт. Притча предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и ее основное действо разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает ее осмысление. Притчи являются одним из древнейших спoсобов передачи мысли и обучения молодежи.Нравственное здоровье каждого человека и каждой семьи анализируется и комментируется народным фольклором. Поэтому на своих уроках всегда использую произведения устного народного творчества. У каждого народа есть колоссальный по объему фонд пословиц, поговорок и о совести, и о чести, и о достоинстве. Например, «В кoм стыд, в том и совесть» (русская), «Совесть пoлoвина веры, а может быть и вся» (азербайджанская).
Формирование позитивных качеств личности одна из веду-щих тем фольклора: «Хваленoгo берегись хуже хаянного» (русская), «У кого много недостатков, тот легко находит их у других» (адыго-абхаская).
Интересными для учащихся являются поговорки и пословицы, например, мусульманских народов Северного Кавказа (кабардинцев, абхазов), посвященные теме этно-конфессиональной толерантности. У них эта тема представлена, прежде всего, в категориях терпимости, сдержанности, в умении прощать, противостоять раздражающим и оскорбительным действиям, не теряя самообладания и самоконтроля. Например: «Терпеливый достигнет мечты, а нетерпе-ливый опозорится», «Сделаешь добро – получишь добро, сделав другому зло - не жди от него добра», «Добром на добро может ответить каждый, добром на зло – только истинный мужчина», «Помоги даже врагу, если ему нужна помощь».

Народная и религиозная мудрость – неиссякаемый источник знаний, достойный подражания. У всех народов во все времена воспитанием подрастающего поколения занимались бабушки и дедушки. Не случайно так высок авторитет пожилых людей и у христиан, и у мусульман, у иудеев, у буддистов. «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи» (абхазская).

Поэтому считаю, что очень важно для выполнения основных задач курса ОРКСЭ сделать родителей и членов семей соучастниками педагогического процесса. Без взаимодействия с семьей, без эмоциональной и этической поддержки взрослых, изучение предмета «Основы православия» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

При выполнении таких заданий как интервью, написание эссе, подготовке выступления на итоговом мероприятии, подборе иллюстративного материала с целью получения информации можно предложить детям обратиться к членам своей семьи.

Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, ведь первым трудовым навыкам учатся не только у родителей, но и у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы, приобщают детей к истокам народного творчества, учат родному языку. А главное - они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям.

Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут быть и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Конечно, такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи, а это никто и не запрещает.

За небольшой период преподавания «Основы православия» мои ученики делились своими впечатлениями о более тесном общении с родными, некоторым открылись семейные тайны, а кто-то узнал о героическом прошлом своих предков.

Очень важно на уроках ОРКСЭ использовать игровые технологии. На одном из уроков «Основы православия» ребятам была предложена игра «Спасибо». Участники в конце занятия встают в круг. По цепочке от одного к другому они продолжают одну фразу: «Спасибо тебе за…» Таким образом, подчеркивается важность сотрудничества, умение позитивно относиться к происходящему, толерантное отношение к другим мнениям и позициям. Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. За период работы над проектом, детям предстоит определить основные шаги по достижению намеченной цели, подумать, к кому придется обратиться за помощью, советом, какие книги предстоит прочесть, какие предметы, принадлежности, «снаряжение» пригодятся при выполнении проекта, с какими предметами предстоит научиться обращаться, разработать виды деятельности, поэтапное их выстраивание, продумать презентацию.

Часть тем проекта предлагают нам авторы программы такие как: «С чего начинается Родина», «Герoи России», «Мой друг», «Мой дедушка – защитник Родины» и т.д. Но многие ребята, исходя из ма-териала, пройденного на уроке, а также своих возможностей предлагают темы близкие и интересные именно им с их точки зрения. В результате беседы ребятами были предложены такие темы: «Добро и зло в современном мире», «Моя маленькая Родина», « Мой дружный класс», «Традиции моей семьи», «Добрые дела в моей жизни» и др.

И каждая тема решает определённые воспитательные задачи:
 укрепление веры в Россию, формирование чувства гордости за свою Родину;
 формирование образа мира как единого и целостного, развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
 развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
 наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Содержание учебного предмета на уроке – мощный инструмент воздействия на структуру личности ребёнка. Внести позитивные изменения в эту структуру возможно, когда сам освоил этот предмет и понимаешь его воспитательные возможности. Поэтому огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Кроме того, бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Только пример воспитывающего (наставника) может дать результаты.

Очень хорошо, что данный курс преподается в выпускном классе начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются.

Таким образом: духовно-нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Но мы должны понимать и то, что решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не только в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в семье, в школе, в обществе, которая бы способствовала духовному становлению ребенка, пробуждала в нем желание делать добро.

Читайте также: