О семье и воспитании детей истории и притчи преподобного паисия святогорца
Обновлено: 26.11.2024
Старец Паисий Святогорец — современный святой. Он совсем недавно жил на Святой Горе Афон и оставил по себе не только добрую память среди взрослых, но и поучительные и увлекательные истории для детей.
Хочу быть буйволом!
Все мучения человека, по словам старца Паисия, бывают от недовольства тем, что он имеет и что дал ему Бог. А ведь Господь любит всех и каждому даёт именно то, что ему полезно.
Но некоторые мучаются и думают: «Почему он такой, а я такой?»
Вот и лягушка, о которой пойдёт речь, всё время всем завидовала. Другим лягушкам нравилось их болото, и они с большим удовольствием жили в нём. Но наша лягушка была всем недовольна.
— Почему другие живут в норах, а я живу в болоте? — думала она.— Почему другие звери выглядят лучше меня?
Однажды рядом с болотом проходил буйвол. Он даже и не заметил маленькой лягушки, но она была поражена.
«Какой он большой!» — подумала она и воскликнула:
— Хочу быть буйволом!
Другие лягушки стали отговаривать её:
— Будь такой, какой сотворил тебя Бог!
— Ни за что! Хочу быть буйволом! — заупрямилась лягушка и стала дуться.
Дулась-дулась, дулась-дулась — и… лопнула!
Так будь тем, кем сотворил тебя Бог! Он даёт каждому то, что поможет ему спастись и достичь вечной жизни.
Любовь Бога сделала меня человеком. Бог принёс Себя в жертву за меня.
Будем же за всё благодарны Ему!
Слава Тебе, Боже!
Старец Паисий повторял:
— Бог заботится о нас! Он знает, в чём мы нуждаемся, чего мы желаем. И если это нам полезно, подаёт нам.
Когда мы надеемся на Бога и вверяем себя Ему, Он следит за нами и заботится о нас, и даёт каждому столько, сколько нужно.
Давайте не будем относиться к этому равнодушно, будем говорить: «Слава Тебе, Боже!» Будем благодарить Бога за всё!
И старец рассказал такую историю.
На Афонской Горе жил один монах. Его калибка (ты ведь помнишь, что калибка — это домик монаха?) стояла одиноко.
Однажды он решил подняться на гору, чтобы помолиться Богу. Он собрался в путь и начал взбираться на гору по крутой тропинке.
Вдруг монах увидел большой белый гриб.
— Слава Тебе, Боже! — подумал он, постоял немного, молясь и благодаря Господа за посланный ему гриб. Он решил срезать его на обратном пути себе на ужин.
Помолившись на горе, монах стал спускаться вниз. Солнышко собиралось уже закатиться, и на гору опустились сумерки.
Монах дошёл до гриба, посланного ему Богом, и увидел, что на него наступила косуля и осталась только половинка.
— Слава Тебе, Боже! — снова сказал он.— Значит, мне хватит и половинки!
Уже подходя к своей келье, монах заметил ещё один гриб. Но, нагнувшись, увидел, что он трухлявый. А может быть, он был и ядовитым?
Монах снова стал благодарить Бога за то, что Он уберёг его от отравления.
Вернувшись, поужинал он половинкой гриба, благодаря Бога.
Утром он вышел из каливы, и — о, чудо!— повсюду вокруг его каливки выросли белые грибы!
Видишь, он благодарил Бога и за целый гриб, и за половинку, и за трухлявый! За всё он благодарил Бога!
Змея вместо пояса
— Когда любишь животных,— сказал отец Паисий,— они это чувствуют и смотрят на тебя как на друга.
Когда Адам и Ева жили в раю, животные были их любимыми друзьями. Адам помогал животным, а они слушались его. Но после грехопадения, когда человек не исполнил заповеди Божией, животные одичали, перестали покоряться человеку и стали нападать друг на друга.
Но и сейчас, если человек слушается Бога, животные не боятся его и во всём подчиняются ему.
Расскажу вам один случай.
Жил старец в одиноко стоящей каливке. Время от времени ему приносили пищу. А он целыми днями молился и трудился. Это был очень простой и добрый старец.
Там, где он жил, водилось множество змей. Они не боялись старца, подползали к нему очень близко и мешали ему работать. Тогда старец хватал их и выбрасывал вон. Но одна змея все время пыталась к нему приблизиться и так докучала, что старец, рассердившись, схватил её, обернул вокруг пояса и завязал узлом. А потом продолжил свою работу.
В это время к старцу пришёл монах, приносивший ему пищу. Увидев змею, которой был опоясан старец, словно поясом, он ужаснулся и закричал:
А простой старец сказал:
— Не бойся! Ведь Христос сказал: «Вот, даю вам власть наступать на змей и на скорпионов, и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам!»
Эти слова Господа Иисуса Христа вы и сами можете прочитать в Евангелии от Луки, в десятой главе.
Как поделить сливы
Часто старца Паисия спрашивали, что такое справедливость? Как поступать справедливо?
Отец Паисий говорил:
— Есть справедливость человеческая, а есть Божественная справедливость.
— А что такое Божественная справедливость? — спрашивали его.
Тогда старец приводил такой пример:
— Представьте, что человек пришёл в гости к другу и у них оказалось десять слив. Один из них съел восемь, а другому досталось две. Это справедливо?
— Нет,— дружно ответили все,— это несправедливо!
Отец Паисий продолжал:
— Тогда так. У двух друзей было десять слив. Они поделили их поровну, по пять, и съели. Это справедливо?
— Да, справедливо! — сказали все.
— Но это — человеческая справедливость,— заметил отец Паисий.— Есть ещё справедливость Божественная! Представьте, что один из друзей, у которых было десять слив, догадавшись, что другой очень любит их, сказал: «Будь другом, съешь эти сливы, я их не очень люблю. И к тому же у меня от них болит живот! Смогу осилить только одну».
Отдай другому то, что он хочет, а не половину, отдай ему хорошее, а себе оставь плохое. В этом и будет Божественная справедливость,— заключил свой рассказ старец.
Где он жил и каким он был
Старец Паисий жил в Греции, и не просто в Греции, а на Святой Горе Афон. Это небольшой полуостров, на котором расположено множество мужских монастырей. Здесь живут только монахи! Так Святая Гора Афон выглядит, когда подъезжаешь к ней с моря.
Отец Паисий, как было сказано в самом начале книжки, жил здесь в одиноко стоящей калибке.
Душа старца была переполнена такой любовью, что он готов был страдать вместо всех тех, у кого было множество скорбей и болезней. Именно поэтому, по причине великой любви старца к Богу и ближним, Господь и посылал к нему столько страдающих людей. Они постоянно приходили к нему за духовной помощью и утешением и всегда получали их. Многие обращались с вопросами, а многие — с просьбой помолиться. А так как старец Паисий был монахом, он считал молитву своим главным делом и своей главной обязанностью.
В 1994 году старец перешёл из нашего мира в мир небесный. Он и теперь продолжает свою молитву за нас. А ещё у нас осталось множество наставлений старца, которые были записаны теми, кто любил его. Когда вы подрастёте, то обязательно прочитаете их.
Перед смертью, которая для всех христиан — только переход в другую жизнь, он написал стихотворение, которое выбито теперь над его могилкой.
Здесь жизни кончен путь земной,
Здесь плоть моя и тленье,
Здесь вздох последний прерван мой,
В душе же — свет и пенье.
Живёт мой Ангел, мой святой,
Мне в честь и утешенье,
К душе, смирённой нищетой,
В нём скорбь от сожаленья.
Чтоб быть мне с Девой Всесвятой,
Он принесёт Христу моленья.
Похожая притча
Как кузнечик разговаривает с Богом
Один студент пришёл к старцу Паисию и сказал:
— Бога нет. Я в Него не верю!
Старец Паисий пожалел неразумного юношу и ласково сказал ему:
— Подойди сюда и послушай! Слышишь, как стрекочет кузнечик? Он разговаривает с Богом! А теперь посмотри, какой мех у моего котёночка? Такого нет даже у царицы!
Душа студента смягчилась от слов старца, и в ней уже было место для веры в Бога.
Есть ли Бог?
Кто глупее ящерицы?
Один раз к старцу Паисию приехал очень образованный и учёный человек. Он изучил много наук, но не верил в Бога.
Он сказал старцу Паисию:
— Мне трудно поверить в то, что Бог есть. Я так много всего знаю и могу объяснить, почему и как всё происходит. И я не могу принять то, что ты говоришь о Христе.
Старец внимательно выслушал его и сказал:
— А ведь ты глупее ящерицы.
Учёный сильно обиделся и стал возражать. Но старец сказал:
— Ты глупее ящерицы, я это тебе докажу.
Рядом с домом старца жила одна его знакомая ящерица, и он её позвал.
Она подбежала к старцу. Отец Паисий спросил её, есть ли Бог? Тогда она поднялась, села на задние лапки и кивнула головой.
Тут учёный растерялся и заплакал.
А старец сказал ему:
— Теперь видишь, что ты глупее ящерицы? Она знает, что есть Бог. Ты человек, а не хочешь понять, что Бог существует.
Ученый ушёл от старца растроганный и потрясённый.
Калибка
Мы идём по горной тропинке среди зелёных зарослей.
Тропинка то сужается, то расширяется, и мы то поднимаемся в гору, то спускаемся вниз. Наконец, мы дошли до калибки старца Паисия. Калибка — это маленький домик, в котором живут монахи поодиночке.
Отец Паисий сидит во дворе, под открытым небом, а рядом, на пенёчках и деревянных чурбачках расположились его посетители — те, кто пришёл за наставлением и утешением,— и слушают его рассказы. В этих простых рассказах много мудрых мыслей.
Вот и мы сядем на деревянные чурбачки.
Старец всем раздаёт на благословение орехи, которые ему кто-то принёс.
И нам досталось по ореху. Давай посидим и послушаем.
Похожая притча
О семье детей. Истории Паисия Святогорца / Сост. А. Логунов. Пер. М.: Никея,
Преподобный Паисий Святогорец духовно окормлял мирян. Его советы помогали им выстоять море спасения. Рассуждения и тонкие наблюдения старца, представленные касаются различных этапов становления семьи: жизни детей и родителей.
Мудрые советы помочь воспитать настоящего подвижника! Ниже приводим отрывок
Дерзновение любви
В себя свободно. семье живёт уважение перед родителями, казарменной дисциплины и хождения по струнке там нет. Дети радуются, глядя а те радуются, глядя «Любовь говорит авва Исаак. есть дерзновение, в хорошем смысле этого слова. такого рода есть благоговение, уважение она побеждает страх. скромность, нерешительность, потому нет. человека есть скромность, страха, потому настоящая, духовная. Когда скромность духовна, человек ощущает радость. Например, малый ребёнок любит своих отца его отшлёпают. Его отец может быть даже офицером, хватает его фуражку, бросает её и радуется. есть добрая простота, бесстыдства нет. Давайте проведём грань между простотой
Пчела и муха
На лугу росло множество цветов. Здесь были и белые благоухающие лилии, и гиацинты, и высокие синие ирисы. И маленьким цветочкам тоже нашлось место в траве. Ветер наклонял их, весело колыхал траву и листья, и аромат разносился далеко-далеко!
Над поляной, над цветами трудились пчёлки. Они собирали сладкий нектар, чтобы подкормить молодняк в улье и запастись едой на долгую холодную зиму.
Сюда-то и прилетела муха. Она недовольно жужжала и оглядывалась.
Одна маленькая пчёлка, оказавшаяся здесь в первый раз, вежливо спросила муху:
— Не знаете ли Вы, где здесь белые лилии?
— Не видела я здесь никаких лилий!
— Как? — воскликнула пчёлка.—;Но мне говорили, что на этом лугу должны быть лилии!
— Цветов я тут не видела,— пробурчала муха.— А вот недалеко, за лугом, есть одна канава. Вода там восхитительно грязная, а рядом столько пустых консервных банок!
Тут к ним подлетела пчёлка постарше, державшая в лапках собранный нектар. Узнав, в чём дело, она сказала:
— Правда, я никогда не замечала, что за лугом есть канава, но я столько могу рассказать о здешних цветах!
— Вот видишь,— сказал отец Паисий.— Бедняжка муха только и думает о грязных канавах, а пчёлка знает, где растёт лилия, где — ирис, а где — гиацинт.
И люди так же. Одни похожи на пчёлку и во всём любят находить что-то хорошее, другие — на муху, и во всём стремятся увидеть только дурное.
А ты на кого хочешь быть похожим?
Воспитание детей по святому Паисию Святогорцу. Часть 1
Все мы знаем, что сегодня дети, как никогда раньше, подвержены всевозможным опасностям и всяческим вызовам. И эти вызовы уже не поджидают их за порогом дома, а в огромной степени вошли внутрь, в самые комнаты и портфели наших детей, поскольку достаточно одного обычного использования компьютера, интернета или телевидения, чтобы каждый мог увидеть и узнать всё. Эта наша действительность, к сожалению, беспощадна и неумолима, и, хотим мы того или нет, наши дети вырастают в такой среде, и, как бы мы их ни оберегали, опасность каждый момент находится рядом с ними. И пока они маленькие и слушаются нас – хорошо, но что начнется, когда они вступят в переходный возраст или достигнут совершеннолетия? Это больной вопрос для большинства неравнодушных и ответственных родителей.
Тема, на которой я остановлюсь, – это воспитание детей по старцу Паисию.
По благоволению Всеблагого Бога нам дано было благословение близко знать преподобного старца Паисия, видеть его, слушать и, рука к руке, прикасаться к обитавшей в нем благодати Пресвятого Духа. А теперь, основываясь на его богодухновенных словах и писаниях, попытаюсь в немногих словах рассказать вам, каким был взгляд преподобного старца на воспитание детей.
Воспитание ребенка начинается с беременности: мать молится и живет духовной жизнью, и дитя в ее утробе освящается
Как все святые, старец Паисий локализует начало воспитания детей до самого их рождения; воспитание детей начинается с беременности, говорит старец. Если мать, носящая плод, нервничает и расстроена, эмбрион в ее утробе волнуется. Если же мать молится и живет духовной жизнью, дитя в ее утробе освящается. Поэтому, когда женщина беременна, она должна молиться, изучать понемногу Евангелие, петь, держаться в стороне от стрессов, и окружающие должны стараться не напрягать ее. Тогда ребенок, который родится, будет освящен, и у родителей не будет с ним проблем, ни когда он будет маленьким, ни когда вырастет [1] .
Наша Церковь всегда верила, а наука сегодня торжественно признает ее правоту, исследуя и считывая генетический код (ДНК), что с самого первого момента зачатия в матери уже есть совершенный человек. Следовательно, воспитание должно начинаться с первого момента вступления нового человека в мир сей. Преподобный старец потому так категорично говорит о периоде беременности, что уже всеми научно признано, что на эмбрион влияет и психологическое состояние беременной матери, и даже окружающая среда. Сегодня мы даже говорим о психологии эмбриона как науке, из которой явствует, как важен этот период жизни человека, в котором он начинает получать первые положительные и отрицательные семена влияния, еще будучи эмбрионом. Однако напрямую на воспитание эмбрионального человека воздействуют главным образом родители, особенно беременная мать.
Сколько таких матерей, которые проводили святую жизнь и растили освященных детей! Вот мать старца Хаджи-Георгия. Даже молоко у этой благословенной матери, которое сосал Гавриил (мирское имя старца Хаджи-Георгия), было аскетичным [2] .
Родители несут ответственность за воспитание начиная с эмбрионального возраста. Если родители, когда ребенок еще во чреве матери, молятся, живут духовно, ребенок будет освящен, – говорил преподобный отец. И если впоследствии ему духовно помогут, он станет освященным человеком и принесет обществу пользу [3] .
Если воспитание ребенка начинается с эмбрионального возраста, то куда больше оно воздействует, когда ребенок родится и будет опекаем родителями. Поэтому родители должны осознавать огромное благословение, огромную привилегию, но и огромную ответственность за то, что стали родителями нового человека – образа Божия в мире сем. Бог, говорит старец, дал первозданным Адаму и Еве великое благословение стать Его сотворцами. После них родители, прародители и т.д. тоже являются сотворцами Богу, поскольку дают детям свое тело [4] .
Старец Паисий Святогорец и дети
Как только мать и отец вкусят радость того, что взяли ребенка на руки, на них тут же ложится ответственность за воспитание этого нового человека, их ребенка, первейшая цель жизни которого – стать подобным Отцу своему, Богу, свободно и всецело любя Христа, питаясь благодатью Святого Духа в Святых Таинствах Православной Церкви нашего Христа. Родители должны знать, что их ребенок, каким бы ангелочком он ни был, наследственно несет в себе последствия грехопадения, искажение образа Божия и влечение всего его существа к лукавым вещам уже с самой молодости. Поэтому, как добрый педагог, преподобный Паисий говорит: родители должны духовно помогать детям, когда они малы, потому что тогда и слабости их малы и их с легкостью можно отсечь. Они подобны молодому картофелю, который, если его потереть, очищается от кожицы. Когда же подрастет, уже надо брать нож и очищать его, если же на нем окажется что-нибудь черненькое, то придется проникать еще глубже [5] .
Воспитание детей надо вести с малого возраста, потому что тогда душа впитывает хорошие начала и благие семена, которые дадут впоследствии добрые плоды. Все мы по опыту знаем, как сильно влияет детский возраст на жизнь человека, поэтому когда психологи исследуют многочисленные психологические проблемы современного человека, они всегда обращаются к его детскому возрасту, чтобы найти там причины и травмы, оказывающие влияние на всю его оставшуюся жизнь. Родитель должен знать, что воспитание подобно медицинскому искусству, которое, с одной стороны, должно лечить, борясь с микробами, а с другой – укреплять организм с помощью лечебной терапии, чтобы он функционировал нормально.
Ссылаясь на святого Арсения Каппадокийского, житие которого он написал, преподобный старец Паисий описывает, как святой Арсений применял подобные упражнения с детьми. Кроме того, что он учил их грамоте как учитель, каковым являлся в селе, святой параллельно с этим еще и смирял их страсти, развивал в них мужество. Преподавал он детям и умную молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», – или: «Во имя Христа и Богородицы», – а когда они порой грешили или совершали какую-нибудь пакость, учил их говорить: «Согреших Ти, Господи». Говорил он им и чтобы нарезали кусочки виноградных прутиков, нанизывали на веревочку и делали себе четки (наподобие плетеных четок), чтобы отсчитывать молитвы и поклоны, имевшиеся у каждого в качестве правила, и так ум детей очищался непрестанной молитвой [6] .
Отметим важность подвига, чтобы дети могли обрести мужество и не боялись страданий
Здесь надо отметить важность подвига в случае с детьми, чтобы они могли обрести мужество и не боялись страданий, поскольку им предстоит стяжать благо, стяжать добродетель. Боязливость души – это порождение себялюбия, а, по святым отцам, себялюбие является порождением маловерия.
Так, святой Арсений практически помогал детям стяжать мужество, чтобы они потом благодаря мужеству, как говорит старец Паисий ниже, могли смирить свои страсти и очистить ум непрестанным призыванием имени нашего Христа, а также поклонами единственно истинному Богу и Спасителю нашему.
Еще очень важно, что преподобный Арсений учил детей возлагать надежду и черпать силу в имени Христа и Богородицы, а также иметь мужество смиряться, когда они делают ошибки, признавать их и исправлять, говоря: «Согреших, Боже мой». Как плохо, к сожалению, бывает сегодня, когда родители постоянно стараются оправдать своих детей из нездоровой любви к ним, думая, что таким образом они оказывают им любовь, воспитывая их в иллюзорном мире самохвальства и себяоправдания, что, увы, в какой-то момент сокрушит ребенка, когда он встанет перед своими ошибками и их последствиями как перед непреодолимой стеной в нашей жестокой и мстительной реальности.
Подвиг воспитания нашей Церкви, в основе которого лежит рассудительность, терапевтически воздействует на души наших детей, ставя пределы их поискам, воюя с их страстями с самого их появления и очищая души и тела любовью нашего Христа. Разумеется, в подвиге воспитания детей главной является рассудительность, чтобы оно совершалось со многой деликатностью и знанием возможностей ребенка и не приводило к противоположным результатам.
Однажды старца спросили:
– Геронда, некоторые матери спрашивают, какую молитву совершать детям трех-четырех лет?
Мудрый и рассудительный старец ответил:
– Говорите им: «Ты же мать, посмотри, сколько выдерживает твой ребенок». Не надо им действовать по предписанному.
– Геронда, а дети, которых сюда водят на всенощные бдения, не устают?
– Во время утрени надо дать им немного отдохнуть, а на Божественной Литургии пусть берут их в храм. Матери, чтобы дети не озорничали, должны научить их молиться с малых лет. Родители должны рассудительно помогать детям, чтобы они приблизились ко Христу с самого нежного возраста и переживали радости более возвышенные, то есть духовные. А когда дети станут ходить в школу, с ними надо мало-помалу изучать какую-нибудь духовную книгу, помогая переживать ее духовно. Тогда они станут ангелочками и своей молитвой обретут великое дерзновение пред Богом. Такие дети – духовный капитал семей [7] .
Добродетель рассудительности, согласно святым отцам нашей Церкви, рождается из смирения. Только смиренный человек может быть рассудительным, поскольку своим смирением привлекает благодать Святого Духа, и она просветляет его в поступках. А с другой стороны, у смиренного нет предвзятости или приверженности к своей позиции и действиям, и поэтому он доверчиво принимает волю Божию, всецело уважая свободу личности другого, даже если этим другим является это малое дитя.
Эгоист и гордый человек не имеет просветления от Бога, он полон навязчивых идей и предубеждений, желая, чтобы другие стали такими, какими хочет он, он желает действовать по своей воле, а не чтобы происходило то, что действительно угодно Богу и полезно его ребенку. Поэтому он и делает ошибки, травмирует душу своего ребенка, и тот начинает проявлять отрицательные результаты и бунтарство. Такой человек не хочет слышать ни о свободе личности своего ребенка, ни об ограниченности его сил.
Родителю-педагогу самому надо пройти через терапевтическое воспитание, чтобы смочь правильно руководить своими детьми. Вот что говорит нам об этом мудрый преподобный старец, когда был спрошен:
– Геронда, одна мать дает своему ребенку святую воду, а он ее выплевывает. Что ей делать?
– Молиться о ребенке. Может, то, как она дает ребенку святую воду, вызывает у него реакцию отторжения. Чтобы дети стояли на Божием пути, надо, чтобы и родители жили духовно правильно. Некоторые родители, будучи религиозными, стараются помочь детям стать хорошими не потому, чтобы их занимало спасение их души, а потому, что хотят, чтобы те стали хорошими детьми. Их больше волнует, что скажут об их детях люди, чем то, что они попадут в ад. Как же тогда Бог поможет им?
И духовно свободный и рассудительный старец продолжает, говоря:
Цель не в том, чтобы дети непременно делали добро, а в том, чтобы почувствовали добро как необходимость
– Цель не в том, чтобы дети непременно ходили в церковь, а чтобы полюбили церковь. И не чтобы непременно делали добро, а почувствовали его как необходимость. Так они вырастают благочестивыми и с двойным здоровьем [8] , без психических травм. Если родители заставляют ребенка из страха Божия, тогда Бог помогает и ребенку бывает легче. Если же родители делают это из эгоизма, тогда Бог не помогает. Часто детям бывает трудно из-за гордости родителей [9] .
Некритичная, чрезмерная любовь родителей, поскольку содержит в себе эгоизм и отсутствие доверия к Богу, причиняет детям зло, потому что подменяет правильное воспитание и наносит вред вместо того, чтобы послужить на пользу. Когда старца однажды спросили, может ли своей некритичной любовью причинить вред ребенку даже мать, он ответил:
– Конечно, может. Когда, например, мать видит, что ребенку трудно ходить, и со словами: «Как его жаль! Бедняжечка, он же не может ходить», – берет на руки вместо того, чтобы немного поводить за ручку. Как же он научится ходить сам? Она, конечно, делает это из любви, но вредит ему своим излишним вниманием.
Любовь нуждается в некоторых тормозах, с рассудительностью. Настоящую любовь отличает бескорыстность, в ней нет эгоизма, а есть благоразумие. Многие думают, что любят своих детей, но своим отношением приводят их к катастрофе. Когда мать, предположим, из чрезмерной любви целует ребенка и говорит ему, что «на всем свете нет такого ребенка, как мой», она только культивирует в нем гордость и нездоровую самооценку. Потом ребенок перестает слушать своих родителей, потому что думает, что он знает всё [10] .
Митрополит Лимасольский Афанасий
Перевела с болгарского Станка Косова
Слово, сказанное в святой митрополии Этолоакарнании в мае 2009 года (Этолоакарнания – регион в Западной Греции).
[1] Паисий, старец. Слова. Т. 4: О семейной жизни. Издание м-ря св. евангелиста Иоанна Богослова. Суроти; Салоники, 2008. С. 84 (на греч. яз.).
[6] Паисий, старец. Святой Арсений Каппадокийский. Издание м-ря св. евангелиста Иоанна Богослова. Суроти; Салоники, 2008. С. 44–47 (на греч. яз.).
[7] Паисий, старец. Слова. Т. 4. С. 159–161.
[8] Вероятно, старец имеет в виду здесь духовное и телесное здоровье. – Болг. пер.
Аннотация к книге "О семье и воспитании детей. Истории и притчи преподобного Паисия Святогорца"
О чем эта книга
Преподобный Паисий Святогорец духовно окормлял множество семейных мирян. Его советы помогали им выстоять в житейском море и преуспеть в деле спасения. Рассуждения и тонкие наблюдения старца, представленные в сборнике, касаются различных этапов становления семьи: от выбора спутника жизни до взаимоотношений детей и родителей.
Для кого эта книга
Книга для тех, кто интересуется духовным наследием преподобного Паисия Святогорца, темой христианского брака и воспитания в детях благочестия.
Особенность издания
Впервые собраны вместе свидетельства из жизненного опыта преподобного о воспитании детей, отношениях между супругами, выборе пути в юности, силе родительского благословения. Истории разделены на тематические группы и озаглавлены составителем для того, чтобы их было легко запомнить и они стали бы тем назидательным чтением, к которому захочется возвращаться вновь и вновь.
Об авторе
Преподобный Паисий Святогорец, в миру Арсений.
О чем эта книга
Преподобный Паисий Святогорец духовно окормлял множество семейных мирян. Его советы помогали им выстоять в житейском море и преуспеть в деле спасения. Рассуждения и тонкие наблюдения старца, представленные в сборнике, касаются различных этапов становления семьи: от выбора спутника жизни до взаимоотношений детей и родителей.
Для кого эта книга
Книга для тех, кто интересуется духовным наследием преподобного Паисия Святогорца, темой христианского брака и воспитания в детях благочестия.
Особенность издания
Впервые собраны вместе свидетельства из жизненного опыта преподобного о воспитании детей, отношениях между супругами, выборе пути в юности, силе родительского благословения. Истории разделены на тематические группы и озаглавлены составителем для того, чтобы их было легко запомнить и они стали бы тем назидательным чтением, к которому захочется возвращаться вновь и вновь.
Об авторе
Преподобный Паисий Святогорец, в миру Арсений Эзнепидис - один из самых уважаемых греческих старцев нашего времени, монах Афонской Горы, широко известный своими духовными наставлениями и подвижнической жизнью. Арсений родился 25 июля 1924 года в Фарасах, в Малой Азии, но уже в младенчестве был привезен в Грецию, в город Коницу. По окончании школы он стал плотником, был призван в действующую армию, где служил радистом. После войны подвизался на Святой Горе Афон, затем - в монастыре Стомион в Конице и на святой горе Синай. Тысячи людей приходили к старцу Паисию за советом и утешением, и он терпеливо выслушивал каждого, принимая на себя их боль и переживания. "Бог, - говорил Старец, - творит чудо, когда мы сердечно соучаствуем в боли другого человека".
Преподобный Паисий почил о Господе 12 июля 1994 в Иоанно-Богословском монастыре, расположенном близ селения Суроти в окрестностях Салоник. Старца Паисия Святогорца широко почитают во всем православном мире. Недавно он был прославлен в лике святых.
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.
Составитель: А. Логунов.
Похожая притча
Читайте также: