О семье и воспитании детей истории и притчи преподобного паисия святогорца

Обновлено: 03.05.2024

Ста­рец Паи­сий Свя­то­го­рец — совре­мен­ный свя­той. Он совсем недавно жил на Свя­той Горе Афон и оста­вил по себе не только доб­рую память среди взрос­лых, но и поучи­тель­ные и увле­ка­тель­ные исто­рии для детей.

Хочу быть буйволом!

Все муче­ния чело­века, по сло­вам старца Паи­сия, бывают от недо­воль­ства тем, что он имеет и что дал ему Бог. А ведь Гос­подь любит всех и каж­дому даёт именно то, что ему полезно.

Но неко­то­рые муча­ются и думают: «Почему он такой, а я такой?»

Вот и лягушка, о кото­рой пой­дёт речь, всё время всем зави­до­вала. Дру­гим лягуш­кам нра­ви­лось их болото, и они с боль­шим удо­воль­ствием жили в нём. Но наша лягушка была всем недовольна.

— Почему дру­гие живут в норах, а я живу в болоте? — думала она.— Почему дру­гие звери выгля­дят лучше меня?

Одна­жды рядом с боло­том про­хо­дил буй­вол. Он даже и не заме­тил малень­кой лягушки, но она была поражена.

«Какой он боль­шой!» — поду­мала она и воскликнула:

— Хочу быть буйволом!

Дру­гие лягушки стали отго­ва­ри­вать её:

— Будь такой, какой сотво­рил тебя Бог!

— Ни за что! Хочу быть буй­во­лом! — заупря­ми­лась лягушка и стала дуться.

Дулась-дулась, дулась-дулась — и… лопнула!

Так будь тем, кем сотво­рил тебя Бог! Он даёт каж­дому то, что помо­жет ему спа­стись и достичь веч­ной жизни.

Любовь Бога сде­лала меня чело­ве­ком. Бог при­нёс Себя в жертву за меня.

Будем же за всё бла­го­дарны Ему!

Слава Тебе, Боже!

Ста­рец Паи­сий повторял:

— Бог забо­тится о нас! Он знает, в чём мы нуж­да­емся, чего мы желаем. И если это нам полезно, подаёт нам.

Когда мы наде­емся на Бога и вве­ряем себя Ему, Он сле­дит за нами и забо­тится о нас, и даёт каж­дому столько, сколько нужно.

Давайте не будем отно­ситься к этому рав­но­душно, будем гово­рить: «Слава Тебе, Боже!» Будем бла­го­да­рить Бога за всё!

И ста­рец рас­ска­зал такую историю.

На Афон­ской Горе жил один монах. Его калибка (ты ведь пом­нишь, что калибка — это домик монаха?) сто­яла одиноко.

Одна­жды он решил под­няться на гору, чтобы помо­литься Богу. Он собрался в путь и начал взби­раться на гору по кру­той тропинке.

Вдруг монах уви­дел боль­шой белый гриб.

— Слава Тебе, Боже! — поду­мал он, постоял немного, молясь и бла­го­даря Гос­пода за послан­ный ему гриб. Он решил сре­зать его на обрат­ном пути себе на ужин.

Помо­лив­шись на горе, монах стал спус­каться вниз. Сол­нышко соби­ра­лось уже зака­титься, и на гору опу­сти­лись сумерки.

Монах дошёл до гриба, послан­ного ему Богом, и уви­дел, что на него насту­пила косуля и оста­лась только половинка.

— Слава Тебе, Боже! — снова ска­зал он.— Зна­чит, мне хва­тит и половинки!

Уже под­ходя к своей келье, монах заме­тил ещё один гриб. Но, нагнув­шись, уви­дел, что он трух­ля­вый. А может быть, он был и ядовитым?

Монах снова стал бла­го­да­рить Бога за то, что Он убе­рёг его от отравления.

Вер­нув­шись, поужи­нал он поло­вин­кой гриба, бла­го­даря Бога.

Утром он вышел из каливы, и — о, чудо!— повсюду вокруг его каливки выросли белые грибы!

Видишь, он бла­го­да­рил Бога и за целый гриб, и за поло­винку, и за трух­ля­вый! За всё он бла­го­да­рил Бога!

Змея вместо пояса

— Когда любишь живот­ных,— ска­зал отец Паи­сий,— они это чув­ствуют и смот­рят на тебя как на друга.

Когда Адам и Ева жили в раю, живот­ные были их люби­мыми дру­зьями. Адам помо­гал живот­ным, а они слу­ша­лись его. Но после гре­хо­па­де­ния, когда чело­век не испол­нил запо­веди Божией, живот­ные оди­чали, пере­стали поко­ряться чело­веку и стали напа­дать друг на друга.

Но и сей­час, если чело­век слу­ша­ется Бога, живот­ные не боятся его и во всём под­чи­ня­ются ему.

Рас­скажу вам один случай.

Жил ста­рец в оди­ноко сто­я­щей каливке. Время от вре­мени ему при­но­сили пищу. А он целыми днями молился и тру­дился. Это был очень про­стой и доб­рый старец.

Там, где он жил, води­лось мно­же­ство змей. Они не боя­лись старца, под­пол­зали к нему очень близко и мешали ему рабо­тать. Тогда ста­рец хва­тал их и выбра­сы­вал вон. Но одна змея все время пыта­лась к нему при­бли­зиться и так доку­чала, что ста­рец, рас­сер­див­шись, схва­тил её, обер­нул вокруг пояса и завя­зал узлом. А потом про­дол­жил свою работу.

В это время к старцу при­шёл монах, при­но­сив­ший ему пищу. Уви­дев змею, кото­рой был опо­я­сан ста­рец, словно поя­сом, он ужас­нулся и закричал:

А про­стой ста­рец сказал:

— Не бойся! Ведь Хри­стос ска­зал: «Вот, даю вам власть насту­пать на змей и на скор­пи­о­нов, и на всю силу вра­жию, и ничто не повре­дит вам!»

Эти слова Гос­пода Иисуса Хри­ста вы и сами можете про­чи­тать в Еван­ге­лии от Луки, в деся­той главе.

Как поделить сливы

Часто старца Паи­сия спра­ши­вали, что такое спра­вед­ли­вость? Как посту­пать справедливо?

Отец Паи­сий говорил:

— Есть спра­вед­ли­вость чело­ве­че­ская, а есть Боже­ствен­ная справедливость.

— А что такое Боже­ствен­ная спра­вед­ли­вость? — спра­ши­вали его.

Тогда ста­рец при­во­дил такой пример:

— Пред­ставьте, что чело­век при­шёл в гости к другу и у них ока­за­лось десять слив. Один из них съел восемь, а дру­гому доста­лось две. Это справедливо?

— Нет,— дружно отве­тили все,— это несправедливо!

Отец Паи­сий продолжал:

— Тогда так. У двух дру­зей было десять слив. Они поде­лили их поровну, по пять, и съели. Это справедливо?

— Да, спра­вед­ливо! — ска­зали все.

— Но это — чело­ве­че­ская спра­вед­ли­вость,— заме­тил отец Паи­сий.— Есть ещё спра­вед­ли­вость Боже­ствен­ная! Пред­ставьте, что один из дру­зей, у кото­рых было десять слив, дога­дав­шись, что дру­гой очень любит их, ска­зал: «Будь дру­гом, съешь эти сливы, я их не очень люблю. И к тому же у меня от них болит живот! Смогу оси­лить только одну».

Отдай дру­гому то, что он хочет, а не поло­вину, отдай ему хоро­шее, а себе оставь пло­хое. В этом и будет Боже­ствен­ная спра­вед­ли­вость,— заклю­чил свой рас­сказ старец.

Где он жил и каким он был

Ста­рец Паи­сий жил в Гре­ции, и не про­сто в Гре­ции, а на Свя­той Горе Афон. Это неболь­шой полу­ост­ров, на кото­ром рас­по­ло­жено мно­же­ство муж­ских мона­сты­рей. Здесь живут только монахи! Так Свя­тая Гора Афон выгля­дит, когда подъ­ез­жа­ешь к ней с моря.

Отец Паи­сий, как было ска­зано в самом начале книжки, жил здесь в оди­ноко сто­я­щей калибке.

Душа старца была пере­пол­нена такой любо­вью, что он готов был стра­дать вме­сто всех тех, у кого было мно­же­ство скор­бей и болез­ней. Именно поэтому, по при­чине вели­кой любви старца к Богу и ближ­ним, Гос­подь и посы­лал к нему столько стра­да­ю­щих людей. Они посто­янно при­хо­дили к нему за духов­ной помо­щью и уте­ше­нием и все­гда полу­чали их. Мно­гие обра­ща­лись с вопро­сами, а мно­гие — с прось­бой помо­литься. А так как ста­рец Паи­сий был мона­хом, он счи­тал молитву своим глав­ным делом и своей глав­ной обязанностью.

В 1994 году ста­рец пере­шёл из нашего мира в мир небес­ный. Он и теперь про­дол­жает свою молитву за нас. А ещё у нас оста­лось мно­же­ство настав­ле­ний старца, кото­рые были запи­саны теми, кто любил его. Когда вы под­рас­тёте, то обя­за­тельно про­чи­та­ете их.

Перед смер­тью, кото­рая для всех хри­стиан — только пере­ход в дру­гую жизнь, он напи­сал сти­хо­тво­ре­ние, кото­рое выбито теперь над его могилкой.

Здесь жизни кон­чен путь земной,
Здесь плоть моя и тленье,
Здесь вздох послед­ний пре­рван мой,
В душе же — свет и пенье.
Живёт мой Ангел, мой святой,
Мне в честь и утешенье,
К душе, сми­рён­ной нищетой,
В нём скорбь от сожаленья.
Чтоб быть мне с Девой Всесвятой,
Он при­не­сёт Хри­сту моленья.

Похожая притча

О семье и воспитании детей. Истории и притчи преподобного Паисия Святогорца обложка книги

Как кузнечик разговаривает с Богом

Один сту­дент при­шёл к старцу Паи­сию и сказал:

— Бога нет. Я в Него не верю!

Ста­рец Паи­сий пожа­лел нера­зум­ного юношу и лас­ково ска­зал ему:

— Подойди сюда и послу­шай! Слы­шишь, как стре­ко­чет куз­не­чик? Он раз­го­ва­ри­вает с Богом! А теперь посмотри, какой мех у моего котё­ночка? Такого нет даже у царицы!

Душа сту­дента смяг­чи­лась от слов старца, и в ней уже было место для веры в Бога.

Есть ли Бог?

Кто глу­пее ящерицы?

Один раз к старцу Паи­сию при­е­хал очень обра­зо­ван­ный и учё­ный чело­век. Он изу­чил много наук, но не верил в Бога.

Он ска­зал старцу Паисию:

— Мне трудно пове­рить в то, что Бог есть. Я так много всего знаю и могу объ­яс­нить, почему и как всё про­ис­хо­дит. И я не могу при­нять то, что ты гово­ришь о Христе.

Ста­рец вни­ма­тельно выслу­шал его и сказал:

— А ведь ты глу­пее ящерицы.

Учё­ный сильно оби­делся и стал воз­ра­жать. Но ста­рец сказал:

— Ты глу­пее яще­рицы, я это тебе докажу.

Рядом с домом старца жила одна его зна­ко­мая яще­рица, и он её позвал.

Она под­бе­жала к старцу. Отец Паи­сий спро­сил её, есть ли Бог? Тогда она под­ня­лась, села на зад­ние лапки и кив­нула головой.

Тут учё­ный рас­те­рялся и заплакал.

А ста­рец ска­зал ему:

— Теперь видишь, что ты глу­пее яще­рицы? Она знает, что есть Бог. Ты чело­век, а не хочешь понять, что Бог существует.

Уче­ный ушёл от старца рас­тро­ган­ный и потрясённый.

Калибка

Мы идём по гор­ной тро­пинке среди зелё­ных зарослей.

Тро­пинка то сужа­ется, то рас­ши­ря­ется, и мы то под­ни­ма­емся в гору, то спус­ка­емся вниз. Нако­нец, мы дошли до калибки старца Паи­сия. Калибка — это малень­кий домик, в кото­ром живут монахи поодиночке.

Отец Паи­сий сидит во дворе, под откры­тым небом, а рядом, на пенёч­ках и дере­вян­ных чур­бач­ках рас­по­ло­жи­лись его посе­ти­тели — те, кто при­шёл за настав­ле­нием и уте­ше­нием,— и слу­шают его рас­сказы. В этих про­стых рас­ска­зах много муд­рых мыслей.

Вот и мы сядем на дере­вян­ные чурбачки.

Ста­рец всем раз­даёт на бла­го­сло­ве­ние орехи, кото­рые ему кто-то принёс.

И нам доста­лось по ореху. Давай поси­дим и послушаем.

Похожая притча

02semya

О семье детей. Истории Паисия Святогорца / Сост. А. Логунов. Пер. М.: Никея,

Преподобный Паисий Святогорец духовно окормлял мирян. Его советы помогали им выстоять море спасения. Рассуждения и тонкие наблюдения старца, представленные касаются различных этапов становления семьи: жизни детей и родителей.

Мудрые советы помочь воспитать настоящего подвижника! Ниже приводим отрывок

Дерзновение любви

В себя свободно. семье живёт уважение перед родителями, казарменной дисциплины и хождения по струнке там нет. Дети радуются, глядя а те радуются, глядя «Любовь говорит авва Исаак. есть дерзновение, в хорошем смысле этого слова. такого рода есть благоговение, уважение она побеждает страх. скромность, нерешительность, потому нет. человека есть скромность, страха, потому настоящая, духовная. Когда скромность духовна, человек ощущает радость. Например, малый ребёнок любит своих отца его отшлёпают. Его отец может быть даже офицером, хватает его фуражку, бросает её и радуется. есть добрая простота, бесстыдства нет. Давайте проведём грань между простотой

Пчела и муха

На лугу росло мно­же­ство цве­тов. Здесь были и белые бла­го­уха­ю­щие лилии, и гиа­цинты, и высо­кие синие ирисы. И малень­ким цве­точ­кам тоже нашлось место в траве. Ветер накло­нял их, весело колы­хал траву и листья, и аро­мат раз­но­сился далеко-далеко!

Над поля­ной, над цве­тами тру­ди­лись пчёлки. Они соби­рали слад­кий нек­тар, чтобы под­кор­мить молод­няк в улье и запа­стись едой на дол­гую холод­ную зиму.

Сюда-то и при­ле­тела муха. Она недо­вольно жуж­жала и оглядывалась.

Одна малень­кая пчёлка, ока­зав­ша­яся здесь в пер­вый раз, веж­ливо спро­сила муху:

— Не зна­ете ли Вы, где здесь белые лилии?

— Не видела я здесь ника­ких лилий!

— Как? — вос­клик­нула пчёлка.—;Но мне гово­рили, что на этом лугу должны быть лилии!

— Цве­тов я тут не видела,— про­бур­чала муха.— А вот неда­леко, за лугом, есть одна канава. Вода там вос­хи­ти­тельно гряз­ная, а рядом столько пустых кон­серв­ных банок!

Тут к ним под­ле­тела пчёлка постарше, дер­жав­шая в лап­ках собран­ный нек­тар. Узнав, в чём дело, она сказала:

— Правда, я нико­гда не заме­чала, что за лугом есть канава, но я столько могу рас­ска­зать о здеш­них цветах!

— Вот видишь,— ска­зал отец Паи­сий.— Бед­няжка муха только и думает о гряз­ных кана­вах, а пчёлка знает, где рас­тёт лилия, где — ирис, а где — гиацинт.

И люди так же. Одни похожи на пчёлку и во всём любят нахо­дить что-то хоро­шее, дру­гие — на муху, и во всём стре­мятся уви­деть только дурное.

А ты на кого хочешь быть похожим?

Воспитание детей по святому Паисию Святогорцу. Часть 1


Все мы знаем, что сегодня дети, как никогда раньше, подвержены всевозможным опасностям и всяческим вызовам. И эти вызовы уже не поджидают их за порогом дома, а в огромной степени вошли внутрь, в самые комнаты и портфели наших детей, поскольку достаточно одного обычного использования компьютера, интернета или телевидения, чтобы каждый мог увидеть и узнать всё. Эта наша действительность, к сожалению, беспощадна и неумолима, и, хотим мы того или нет, наши дети вырастают в такой среде, и, как бы мы их ни оберегали, опасность каждый момент находится рядом с ними. И пока они маленькие и слушаются нас – хорошо, но что начнется, когда они вступят в переходный возраст или достигнут совершеннолетия? Это больной вопрос для большинства неравнодушных и ответственных родителей.

Тема, на которой я остановлюсь, – это воспитание детей по старцу Паисию.

По благоволению Всеблагого Бога нам дано было благословение близко знать преподобного старца Паисия, видеть его, слушать и, рука к руке, прикасаться к обитавшей в нем благодати Пресвятого Духа. А теперь, основываясь на его богодухновенных словах и писаниях, попытаюсь в немногих словах рассказать вам, каким был взгляд преподобного старца на воспитание детей.

Воспитание ребенка начинается с беременности: мать молится и живет духовной жизнью, и дитя в ее утробе освящается

Как все святые, старец Паисий локализует начало воспитания детей до самого их рождения; воспитание детей начинается с беременности, говорит старец. Если мать, носящая плод, нервничает и расстроена, эмбрион в ее утробе волнуется. Если же мать молится и живет духовной жизнью, дитя в ее утробе освящается. Поэтому, когда женщина беременна, она должна молиться, изучать понемногу Евангелие, петь, держаться в стороне от стрессов, и окружающие должны стараться не напрягать ее. Тогда ребенок, который родится, будет освящен, и у родителей не будет с ним проблем, ни когда он будет маленьким, ни когда вырастет [1] .

Наша Церковь всегда верила, а наука сегодня торжественно признает ее правоту, исследуя и считывая генетический код (ДНК), что с самого первого момента зачатия в матери уже есть совершенный человек. Следовательно, воспитание должно начинаться с первого момента вступления нового человека в мир сей. Преподобный старец потому так категорично говорит о периоде беременности, что уже всеми научно признано, что на эмбрион влияет и психологическое состояние беременной матери, и даже окружающая среда. Сегодня мы даже говорим о психологии эмбриона как науке, из которой явствует, как важен этот период жизни человека, в котором он начинает получать первые положительные и отрицательные семена влияния, еще будучи эмбрионом. Однако напрямую на воспитание эмбрионального человека воздействуют главным образом родители, особенно беременная мать.

Сколько таких матерей, которые проводили святую жизнь и растили освященных детей! Вот мать старца Хаджи-Георгия. Даже молоко у этой благословенной матери, которое сосал Гавриил (мирское имя старца Хаджи-Георгия), было аскетичным [2] .

Родители несут ответственность за воспитание начиная с эмбрионального возраста. Если родители, когда ребенок еще во чреве матери, молятся, живут духовно, ребенок будет освящен, – говорил преподобный отец. И если впоследствии ему духовно помогут, он станет освященным человеком и принесет обществу пользу [3] .

Если воспитание ребенка начинается с эмбрионального возраста, то куда больше оно воздействует, когда ребенок родится и будет опекаем родителями. Поэтому родители должны осознавать огромное благословение, огромную привилегию, но и огромную ответственность за то, что стали родителями нового человека – образа Божия в мире сем. Бог, говорит старец, дал первозданным Адаму и Еве великое благословение стать Его сотворцами. После них родители, прародители и т.д. тоже являются сотворцами Богу, поскольку дают детям свое тело [4] .

Старец Паисий Святогорец и дети

Старец Паисий Святогорец и дети

Как только мать и отец вкусят радость того, что взяли ребенка на руки, на них тут же ложится ответственность за воспитание этого нового человека, их ребенка, первейшая цель жизни которого – стать подобным Отцу своему, Богу, свободно и всецело любя Христа, питаясь благодатью Святого Духа в Святых Таинствах Православной Церкви нашего Христа. Родители должны знать, что их ребенок, каким бы ангелочком он ни был, наследственно несет в себе последствия грехопадения, искажение образа Божия и влечение всего его существа к лукавым вещам уже с самой молодости. Поэтому, как добрый педагог, преподобный Паисий говорит: родители должны духовно помогать детям, когда они малы, потому что тогда и слабости их малы и их с легкостью можно отсечь. Они подобны молодому картофелю, который, если его потереть, очищается от кожицы. Когда же подрастет, уже надо брать нож и очищать его, если же на нем окажется что-нибудь черненькое, то придется проникать еще глубже [5] .

Воспитание детей надо вести с малого возраста, потому что тогда душа впитывает хорошие начала и благие семена, которые дадут впоследствии добрые плоды. Все мы по опыту знаем, как сильно влияет детский возраст на жизнь человека, поэтому когда психологи исследуют многочисленные психологические проблемы современного человека, они всегда обращаются к его детскому возрасту, чтобы найти там причины и травмы, оказывающие влияние на всю его оставшуюся жизнь. Родитель должен знать, что воспитание подобно медицинскому искусству, которое, с одной стороны, должно лечить, борясь с микробами, а с другой – укреплять организм с помощью лечебной терапии, чтобы он функционировал нормально.

Ссылаясь на святого Арсения Каппадокийского, житие которого он написал, преподобный старец Паисий описывает, как святой Арсений применял подобные упражнения с детьми. Кроме того, что он учил их грамоте как учитель, каковым являлся в селе, святой параллельно с этим еще и смирял их страсти, развивал в них мужество. Преподавал он детям и умную молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», – или: «Во имя Христа и Богородицы», – а когда они порой грешили или совершали какую-нибудь пакость, учил их говорить: «Согреших Ти, Господи». Говорил он им и чтобы нарезали кусочки виноградных прутиков, нанизывали на веревочку и делали себе четки (наподобие плетеных четок), чтобы отсчитывать молитвы и поклоны, имевшиеся у каждого в качестве правила, и так ум детей очищался непрестанной молитвой [6] .

Отметим важность подвига, чтобы дети могли обрести мужество и не боялись страданий

Здесь надо отметить важность подвига в случае с детьми, чтобы они могли обрести мужество и не боялись страданий, поскольку им предстоит стяжать благо, стяжать добродетель. Боязливость души – это порождение себялюбия, а, по святым отцам, себялюбие является порождением маловерия.

Так, святой Арсений практически помогал детям стяжать мужество, чтобы они потом благодаря мужеству, как говорит старец Паисий ниже, могли смирить свои страсти и очистить ум непрестанным призыванием имени нашего Христа, а также поклонами единственно истинному Богу и Спасителю нашему.

Еще очень важно, что преподобный Арсений учил детей возлагать надежду и черпать силу в имени Христа и Богородицы, а также иметь мужество смиряться, когда они делают ошибки, признавать их и исправлять, говоря: «Согреших, Боже мой». Как плохо, к сожалению, бывает сегодня, когда родители постоянно стараются оправдать своих детей из нездоровой любви к ним, думая, что таким образом они оказывают им любовь, воспитывая их в иллюзорном мире самохвальства и себяоправдания, что, увы, в какой-то момент сокрушит ребенка, когда он встанет перед своими ошибками и их последствиями как перед непреодолимой стеной в нашей жестокой и мстительной реальности.

Подвиг воспитания нашей Церкви, в основе которого лежит рассудительность, терапевтически воздействует на души наших детей, ставя пределы их поискам, воюя с их страстями с самого их появления и очищая души и тела любовью нашего Христа. Разумеется, в подвиге воспитания детей главной является рассудительность, чтобы оно совершалось со многой деликатностью и знанием возможностей ребенка и не приводило к противоположным результатам.

Однажды старца спросили:

– Геронда, некоторые матери спрашивают, какую молитву совершать детям трех-четырех лет?

Мудрый и рассудительный старец ответил:

– Говорите им: «Ты же мать, посмотри, сколько выдерживает твой ребенок». Не надо им действовать по предписанному.

– Геронда, а дети, которых сюда водят на всенощные бдения, не устают?

– Во время утрени надо дать им немного отдохнуть, а на Божественной Литургии пусть берут их в храм. Матери, чтобы дети не озорничали, должны научить их молиться с малых лет. Родители должны рассудительно помогать детям, чтобы они приблизились ко Христу с самого нежного возраста и переживали радости более возвышенные, то есть духовные. А когда дети станут ходить в школу, с ними надо мало-помалу изучать какую-нибудь духовную книгу, помогая переживать ее духовно. Тогда они станут ангелочками и своей молитвой обретут великое дерзновение пред Богом. Такие дети – духовный капитал семей [7] .

Добродетель рассудительности, согласно святым отцам нашей Церкви, рождается из смирения. Только смиренный человек может быть рассудительным, поскольку своим смирением привлекает благодать Святого Духа, и она просветляет его в поступках. А с другой стороны, у смиренного нет предвзятости или приверженности к своей позиции и действиям, и поэтому он доверчиво принимает волю Божию, всецело уважая свободу личности другого, даже если этим другим является это малое дитя.

Эгоист и гордый человек не имеет просветления от Бога, он полон навязчивых идей и предубеждений, желая, чтобы другие стали такими, какими хочет он, он желает действовать по своей воле, а не чтобы происходило то, что действительно угодно Богу и полезно его ребенку. Поэтому он и делает ошибки, травмирует душу своего ребенка, и тот начинает проявлять отрицательные результаты и бунтарство. Такой человек не хочет слышать ни о свободе личности своего ребенка, ни об ограниченности его сил.

Родителю-педагогу самому надо пройти через терапевтическое воспитание, чтобы смочь правильно руководить своими детьми. Вот что говорит нам об этом мудрый преподобный старец, когда был спрошен:

– Геронда, одна мать дает своему ребенку святую воду, а он ее выплевывает. Что ей делать?

– Молиться о ребенке. Может, то, как она дает ребенку святую воду, вызывает у него реакцию отторжения. Чтобы дети стояли на Божием пути, надо, чтобы и родители жили духовно правильно. Некоторые родители, будучи религиозными, стараются помочь детям стать хорошими не потому, чтобы их занимало спасение их души, а потому, что хотят, чтобы те стали хорошими детьми. Их больше волнует, что скажут об их детях люди, чем то, что они попадут в ад. Как же тогда Бог поможет им?

И духовно свободный и рассудительный старец продолжает, говоря:

Цель не в том, чтобы дети непременно делали добро, а в том, чтобы почувствовали добро как необходимость

– Цель не в том, чтобы дети непременно ходили в церковь, а чтобы полюбили церковь. И не чтобы непременно делали добро, а почувствовали его как необходимость. Так они вырастают благочестивыми и с двойным здоровьем [8] , без психических травм. Если родители заставляют ребенка из страха Божия, тогда Бог помогает и ребенку бывает легче. Если же родители делают это из эгоизма, тогда Бог не помогает. Часто детям бывает трудно из-за гордости родителей [9] .

Некритичная, чрезмерная любовь родителей, поскольку содержит в себе эгоизм и отсутствие доверия к Богу, причиняет детям зло, потому что подменяет правильное воспитание и наносит вред вместо того, чтобы послужить на пользу. Когда старца однажды спросили, может ли своей некритичной любовью причинить вред ребенку даже мать, он ответил:

– Конечно, может. Когда, например, мать видит, что ребенку трудно ходить, и со словами: «Как его жаль! Бедняжечка, он же не может ходить», – берет на руки вместо того, чтобы немного поводить за ручку. Как же он научится ходить сам? Она, конечно, делает это из любви, но вредит ему своим излишним вниманием.

Любовь нуждается в некоторых тормозах, с рассудительностью. Настоящую любовь отличает бескорыстность, в ней нет эгоизма, а есть благоразумие. Многие думают, что любят своих детей, но своим отношением приводят их к катастрофе. Когда мать, предположим, из чрезмерной любви целует ребенка и говорит ему, что «на всем свете нет такого ребенка, как мой», она только культивирует в нем гордость и нездоровую самооценку. Потом ребенок перестает слушать своих родителей, потому что думает, что он знает всё [10] .

Митрополит Лимасольский Афанасий
Перевела с болгарского Станка Косова
Слово, сказанное в святой митрополии Этолоакарнании в мае 2009 года (Этолоакарнания – регион в Западной Греции).

[1] Паисий, старец. Слова. Т. 4: О семейной жизни. Издание м-ря св. евангелиста Иоанна Богослова. Суроти; Салоники, 2008. С. 84 (на греч. яз.).

[6] Паисий, старец. Святой Арсений Каппадокийский. Издание м-ря св. евангелиста Иоанна Богослова. Суроти; Салоники, 2008. С. 44–47 (на греч. яз.).

[7] Паисий, старец. Слова. Т. 4. С. 159–161.

[8] Вероятно, старец имеет в виду здесь духовное и телесное здоровье. – Болг. пер.

Аннотация к книге "О семье и воспитании детей. Истории и притчи преподобного Паисия Святогорца"

О чем эта книга
Преподобный Паисий Святогорец духовно окормлял множество семейных мирян. Его советы помогали им выстоять в житейском море и преуспеть в деле спасения. Рассуждения и тонкие наблюдения старца, представленные в сборнике, касаются различных этапов становления семьи: от выбора спутника жизни до взаимоотношений детей и родителей.

Для кого эта книга
Книга для тех, кто интересуется духовным наследием преподобного Паисия Святогорца, темой христианского брака и воспитания в детях благочестия.

Особенность издания
Впервые собраны вместе свидетельства из жизненного опыта преподобного о воспитании детей, отношениях между супругами, выборе пути в юности, силе родительского благословения. Истории разделены на тематические группы и озаглавлены составителем для того, чтобы их было легко запомнить и они стали бы тем назидательным чтением, к которому захочется возвращаться вновь и вновь.

Об авторе
Преподобный Паисий Святогорец, в миру Арсений.

О чем эта книга
Преподобный Паисий Святогорец духовно окормлял множество семейных мирян. Его советы помогали им выстоять в житейском море и преуспеть в деле спасения. Рассуждения и тонкие наблюдения старца, представленные в сборнике, касаются различных этапов становления семьи: от выбора спутника жизни до взаимоотношений детей и родителей.

Для кого эта книга
Книга для тех, кто интересуется духовным наследием преподобного Паисия Святогорца, темой христианского брака и воспитания в детях благочестия.

Особенность издания
Впервые собраны вместе свидетельства из жизненного опыта преподобного о воспитании детей, отношениях между супругами, выборе пути в юности, силе родительского благословения. Истории разделены на тематические группы и озаглавлены составителем для того, чтобы их было легко запомнить и они стали бы тем назидательным чтением, к которому захочется возвращаться вновь и вновь.

Об авторе
Преподобный Паисий Святогорец, в миру Арсений Эзнепидис - один из самых уважаемых греческих старцев нашего времени, монах Афонской Горы, широко известный своими духовными наставлениями и подвижнической жизнью. Арсений родился 25 июля 1924 года в Фарасах, в Малой Азии, но уже в младенчестве был привезен в Грецию, в город Коницу. По окончании школы он стал плотником, был призван в действующую армию, где служил радистом. После войны подвизался на Святой Горе Афон, затем - в монастыре Стомион в Конице и на святой горе Синай. Тысячи людей приходили к старцу Паисию за советом и утешением, и он терпеливо выслушивал каждого, принимая на себя их боль и переживания. "Бог, - говорил Старец, - творит чудо, когда мы сердечно соучаствуем в боли другого человека".

Преподобный Паисий почил о Господе 12 июля 1994 в Иоанно-Богословском монастыре, расположенном близ селения Суроти в окрестностях Салоник. Старца Паисия Святогорца широко почитают во всем православном мире. Недавно он был прославлен в лике святых.
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.
Составитель: А. Логунов.

Похожая притча

Читайте также: