Короткая притча о сказке курочка ряба

Обновлено: 21.10.2024

«Золотое яичко» (в пересказе Ушинского — «Курочка Ряба») — пожалуй, самая парадоксальная сказка из всех русских сказок. В очень коротком тексте видятся сплошные противоречия: дед и баба пытаются разбить яичко, но безуспешно. Когда же мышка хвостиком махнула и яичко упало и разбилось, дед и баба вместо того, чтобы радоваться, что цель достигнута, яичко разбито, почему-то плачут. Самое загадочное — утешение курочки, что она снесет другое яичко, «не золотое — простое». Почему не золотое взамен разбитого? Парадокс!

Почему Ушинский выбрал именно этот абсурдный, парадоксальный вариант сказки? Почему именно этот вариант получил наибольшее распространение? Какова мораль этой сказки? Максимально упрощенная трактовка «золотого яйца» как золота, богатства, буржуазности? Если взять во внимание, что Ушинский создал свою хрестоматию «Родное слово», в которой была напечатана эта сказка в его обработке для начальной школы, в которой учились, естественно, дети бедных людей, то логично, что можно усматривать смысл сказки в воспитании презрения к богатству: мол, надо довольствоваться малым.

Не всё так просто обстояло с «Курочкой Рябой» в 20-е годы при Советской власти. Так, Деткомиссия при ГУСе высказывалась против напечатания «Курочки Рябы», в то время как Комиссия при Главсоцвосе, наоборот, включила эту сказку в список одобренной литературы по темам ГУСа. , возглавлявший тогда Наркомпрос, которому подчинялись все три ведомства, потребовал объяснений, и они были доставлены Главсоцвосом: «Сказка „Курочка Ряба“ помещена в ряде книг для чтения, предназначенных для первых классов сельских школ. Дело педагогов объяснить детям, что золотых яиц куры не несут, и деревенские дети сами это прекрасно знают».

Примечание: ГУС — это Главный ученый совет при Наркомпросе, созданный в 1919 году. Без его предварительной санкции не могла выйти в 20-х годах ни одна детская или учебная книга. Главсоцвос — Главное управление по социальному воспитанию при том же Наркомате, которое рекомендовало или запрещало уже вышедшие книги «для употребления» в школе. Чиновники из двух этих учреждений, соревнуясь между собой, порой расходились во мнениях.

Сказка о курочке Рябе и золотом яичке имеет более полутора десятков вариантов, где присутствуют несколько различных персонажей: дед с бабой или одна старушка, курочка рябая или чёрно-пёстрая, которая сносит яичко или простое или золотое, или неведомо какое, а то и «пёстро, востро, костяно, мудрено». В четырёх лишь сказках дед с бабой пытаются разбить яйцо и плачут, когда его разбивает мышка. И в этом вся загадка, над которой мучается не одно поколение взрослых людей: почему дед с бабой плачут, если сами же хотели яйцо разбить? Вот задача из задач!

Также во многих вариантах сказки происходят странные вещи: почему-то, после того как мышка разбивает яйцо, начинается конец света. В этих вариантах появляются такие персонажи, как поп, попадья, дьячок, то есть представители религиозного культа.

Сказку «Курочка Ряба» принято относить к сказкам о животных. И это очень странная классификация. Многие исследователи сказки с этим не соглашаются и видят в этом сказочном сюжете отражение древнего знания славянских народов. Например, считает, что сюжет сказки содержит мотив, который восходит к мифологическим представлениям многих народов, в том числе и славян. Речь идёт о мотиве Мирового Яйца, которое раскалывает мифологический герой. Из Мирового Яйца возник мир в целом или отдельные его части (небо, земля, ). Топоров считает, что сказка про курочку Рябу является вырожденным вариантом этого мифологического представления.

Чего только не находят в этой невинной сказке в обработке великого педагога , которая с 1864 года будоражит сознание родителей. На этой почве родилось множество версий.

Изучив массу материала, касающегося сказки «Курочка Ряба», и не найдя верного ответа на вопрос, почему великий русский педагог Ушинский навязал нашим детям именно этот вариант сказки, я решила встать на точку зрения Ушинского и посмотреть на сказку глазами детей:

1. Дано: курочка Ряба снесла золотое яичко. Дети не будут вдаваться ни в какие космогонические мифы и скажут: так не бывает, куры золотых яиц не несут, это неправда. Но они принимают это, потому что в сказке всякое бывает, а это сказка.

2. Глупые, с точки зрения взрослых, дед и баба пытаются разбить золотое яйцо вместо того, чтобы тащить его продавать. С точки зрения ребёнка дед и баба получили в подарок от курочки Рябы игрушку — золотое яйцо. Если ребёнок получает подарок, у него в первую очередь возникает желание посмотреть: а что же там внутри? И он, естественно, пытается подарок раскурочить. Ну, не всегда получается.

3. Мышка яйцо разбивает. Дед и баба, которые пытались разбить яйцо, вдруг плачут, когда мышка разбивает его. Вроде бы, они хотели этого, так чего ж они ревут? Хотеть-то хотели, да хотели САМИ его разбить. Представьте ребёнка: кто-то сломал его игрушку. Его реакция? Естественно, плач. Пусть он хотел сломать игрушку, но он хотел САМ сломать, а если ломает кто-то другой, ему становится обидно, что не сам сломал, а с другой стороны, становится жалко игрушку.

4. Курочка обещает деду с бабкой взамен золотого яйца снести простое. Ну, нашла чем утешить, — скажет взрослый. Но сказка эта детская, для детей. И дети вполне удовлетворены таким ответом курочки. Это им ясно и понятно: курочки несут простые яички, а не золотые.

Так что давайте смотреть на сказки с детским простодушием. И помнить о том, что был и остаётся великим русским педагогом и, как никому другому, ему было известно, что детям полезно для их развития, воспитания и развлечения.

Философский смысл сказки

Теперь вернёмся к началу нашего рассказа. Вспомним, что дед и бабка хотели сами разбить яйцо и очень расстроились, когда это случайно сделала за них мышка. А моя внучка Марина сделала вывод, что расстроились они из-за того, что хотели разбить это яйцо САМИ.

Яйцо всегда выступает символом жизни и возрождения, как в дохристианские времена, так и в христианские. Тут уместно вспомнить Пасху и обычай красить, а потом разбивать яйца. Но золотое яйцо такими свойствами не обладает. Яйцо в узах золотой скорлупы, не просто символ смерти, а чистое зло и анти жизнь. Золотые оковы мешают естественному развитию жизни, и дед с бабой это очень хорошо понимают и хотят выбиться из такого хода событий. Мышь в народных сказках часто выступает символом случайности и неожиданных перемен. Разбитое ею яйцо как потеря надежды на бессмертие. Курочка же выступает символом спасения и новой жизни, то есть берет на себя возможности, присущие Богу. А обещание ею золотого яйца сродни бессмертию.

Вот такие противоречивые мнения можно услышать о самой казалось бы незамысловатой детской сказке.

А папа расскажет мне новую сказку А папа расскажет мне новую сказку

Калейдоскоп загадок

Трактовок сказки о курочке Рябе может быть очень много. Порой — взаимоисключающих. Даже в том, что курочка — именно Ряба (бело-чёрная), тоже есть смысл. Белый цвет — день, чёрный — ночь. А тут двухцветие. Рябая курица — среднее между днём и ночью. А более глобально — между жизнью и смертью. И золотое яйцо — нечто неживое. А простое — продолжение жизни.

Золото добывают под землёй. Поэтому оно ассоциировалось со смертью. И деду с бабой пришла весть о скором уходе. Единственный выход отсрочить это — разбить яйцо. Но золото не бьётся. Сделала это мышка — посредница между земным и подземным мирами. И дед с бабой плачут — они не смогли обойти судьбу. Курочка Ряба обещает им другое яйцо — простое. То есть шанс продлить жизнь.

Но можно трактовать и в весьма бытовом ключе. Золотое яйцо — шанс улучшить жизнь. Кстати, на подобные мысли наталкивает вариант Алексея Толстого, где взамен разбитого простого Ряба обещает золотое. Но в версии Ушинского дед и баба не поняли его ценности. Им нужна яичница здесь и сейчас. Мечта сбылась. Но это слишком простое толкование.

Яйцо может быть и символом возрождения и обновления жизни. Мифологическая птица Феникс сама себя сжигала и возрождалась. По одной из версий, на месте самосожжения появлялось яйцо, из которого и появлялся на свет молодой, обновлённый Феникс, ещё более прекрасный. А песня его обладала магическими свойствами.

Очень вероятно, что жар-птица из русских сказок — тоже некий вариант Феникса. Жар от самосожжения, а затем — возрождение. Это могло быть как раз через новое яйцо — очень вероятно, что золотое.

…Незамысловатая, на первый взгляд, сказка содержит в себе много смысла. Она подобна зерну, которое прорастает постепенно в сознании читателя. А ещё — пища для размышлений. У каждого своя цепочка ассоциаций. Вероятно, сказка ещё не до конца разгадана. И сделать это предстоит новым читателям.

Тайны за семью печатями

Яйцо — глубокий символ, олицетворяющий мироздание. В свете этого совсем не случайно, что в некоторых вариантах начинался переполох, куры летали, ворота скрипели. Но ещё яйцо — символ зарождения чего-то нового.

В мифологии Индии бог Брахма долгое время спал в золотом яйце. Пробудившись, создал землю, небесный свод, духов и, наконец, людей из разных частей своего тела (что привело к делению их на касты). Появление мироздания из яйца — весьма выразительный образ. Любопытно, что в этом контексте оно золотое. Налицо ассоциации с солнечным светом.

В греческой мифологии яйцо — весьма интересный предмет. Красавица Леда привлекла внимание самого Зевса. И тот, приняв облик лебедя, овладел ею. Результатом этого стали несколько яиц, рождённых Ледой. Из одного из них появилась на свет Елена Прекрасная — будущая невольная виновница Троянской войны. Такая своеобразная нить, протянутая от чудесного рождения к разрушению.

В литературе разбивание яйца — процесс совсем не простой. Как тут не вспомнить «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта, где шла война между Лилипутией и Блефуску. А всё из-за спора, с какого конца разбивать яйцо. Вражда между тупоконечниками и остроконечниками стала нарицательной для обозначения бессмысленных противоречий.

Похожая притча

На днях я была в гостях у сына. Его младшая дочь Марина (ей скоро исполнится пять лет) рассказывала мне о детском садике и чему она смогла там научиться. Я слушала в её исполнении стихи, песни. Потом зашел разговор о сказках. Начали со знаменитой «Курочки Рябы»:

«Жили-были Дед и Баба. И была у них Курочка Ряба. Как то снесла курочка яичко. Дед бил яичко, да не разбил. Баба била яичко и не разбила. И тут мышка прибежала, хвостиком махнула, упало яичко и разбилось. Дед с бабой стали плакать. А курочка им говорит: «Не плачьте, я снесут вам другое яичко, да не простое, а золотое».

Стоп! Марина, а почему же заплакали дед и баба? Ведь они же хотели разбить это яичко, а мышка им даже помогла. На что Марина ответила не задумываясь: «Как ты не понимаешь! Они ведь хотели разбить его сами!»

Мне очень понравился ответ внучки. Ведь в нём главная детская мудрость, которая зачастую приводит к конфликту детей с родителями и другими взрослыми: дети хотят всё сделать САМИ!

Но сегодня разговор пойдёт не об этом. Я привела мнение маленькой внучки на сказку «Курочка Ряба», а что об этом думаем мы, взрослые? Ведь эта сказка очень короткая и простая на первый взгляд. Почему же она вызывает такое пристальное внимание на протяжении многих лет? Может быть наша внутренняя родовая память ощущает сакральный смысл текста, который передали нам наши предки? Посмотрим, как относились к сказке наши знаменитые писатели и педагоги.

Удивительные вариации

Сказка о курочке Рябе имеет немало вариантов. И различия порой очень существенные.

В сборнике Александра Николаевича Афанасьева можно найти версию под названием «Курочка». Завязка сюжета проста. Была у старика и старушки курочка, снесла яичко «пёстро, востро, костяно, мудрено». Положили его на полку. Но тут мышка пробегала, махнула хвостом, яйцо и разбилось.

Далее разбитое яйцо (отнюдь не золотое, а самое простое) породило настоящую панику. Даже предметы переполошились — «верх на избе шатается». Старушка стала плакать, старик возрыдал. Девочка-внучка с горя удавилась.

Мимо прошла просвирня, спросила, в чём дело. «Как нам не плакать!» — и следует рассказ обо всех событиях, начиная с разбитого яйца. Просвирня услыхала — все просвиры изломала. Затем о происшествиях узнал дьячок, побежал на колокольню и перебил все колокола.

Заканчивается сказка очередной странной реакцией:

Идёт поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал всё горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.

Тут и сказке конец. Сюжет оборван. Открытый финал? А дальше могла быть продолжена череда неадекватных реакций. Однако сказано, что яйцо «мудрено».

Интересен вариант Алексея Николаевича Толстого. Начало знакомое: «Жили-были дед да баба. У них была курочка Ряба». Далее всё предсказуемо — снесла курочка яичко: «пёстро, востро, костяно, мудрено». Мышка хвостиком «вернула», и результат понятен. И началась настоящая фантасмагория. Дед и баба начали рыдать, ворота скрипеть, куры летать… Но заканчивается сказка утешением: Ряба пообещала снести другое яйцо, не простое, а золотое.

Перевёртыш привычного сюжета. Разбилось простое яйцо, а курица взамен пообещала золотое. То есть нечто более ценное.

Версия Н.А. Афанасьева о сказке

Интересно, что Афанасьев в сборнике «Русских народных сказок» придерживается несколько иной версии «Курочки». Сказка начинается с того, что мышка разбила яичко, которое баба положила на полочку. После этого происходит много неприятных событий, причем с персонажами, которые не связаны на прямую с дедом и бабкой. В тексте появляются поп и просвирня. Золотого яичка у Афанасьева нет совсем.

Похожая притча

Есть произведения, которые входят в жизнь человека с раннего детства. Яркие книжки с картинками становятся окном в мир литературы. И одно из первых мест занимает сказка «Курочка Ряба».


Самым популярным стал вариант Константина Дмитриевича Ушинского. Именно этот текст издаётся чаще всего и становится той сказкой, которую дети, едва выучив буквы, читают самостоятельно. Ушинский был выдающимся педагогом и многие тексты создавал в расчете на восприятие маленьких детей:

Жили себе дед да баба. И была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое — золотое. Дед бил-бил — не разбил. Баба била-била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут, курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое, не золотое — простое».

Вроде бы незамысловатый текст. Однако даже у совсем юных читателей могут возникнуть вопросы. Например, почему дед и баба старались разбить яйцо, а когда мышка это сделала — плачут? И почему простое яйцо лучше золотого?

Тут имеют место разные смысловые пласты. Ушинский обработал народную сказку и создал ёмкий, лаконичный, ритмичный текст. Однако глубинный смысл сказки остался спрятанным между строк.

Точка зрение православия на сказку «Курочка Ряба»

Естественно православие, связывает мораль сказки с потребностью в Боге. События жизни предопределены божественным промыслом и должны восприниматься как должное. Мышка символизирует неспособность человека предугадать своё будущее. А золотое яйцо, конечно же, символ богатства, причем избыточного, которое может пойти человеку во вред его душе. Дед и бабка символы Адама и Евы, которые неизбежно приходят к старости, и попадут в Ад или Рай согласно своему поведению при жизни.

Тут есть один интересный момент. Ведь сказки создавались задолго до возникновения христианства. А значит, их выводы могут быть искаженными.

Борис Заходер о сказке «Курочка Ряба»

Например, Борис Заходер трактовал эту сказку как повествование о счастье человеческом. Золотое яйцо как раз символизировало это счастье. Люди били его по-всякому и никак не могли с ним «разобраться». А вот проворной мышке стоило только хвостиком махнуть.

На многих иконах фон представлен золотым цветом, как понятие вечности, отсутствия скоротечности времени.

Курочки бывают разные: сказочные и простые домашние. Хотя, как знать. Курочки бывают разные: сказочные и простые домашние. Хотя, как знать.

Сказка ложь, да в ней намёк.

Настоящий смысл сказки "Курочка Ряба", как в принципе и всех других истинных народных сказок, надо воспринимать подсознанием, а не умом. Наши предки "запечатали" мудрость, которую накапливали веками, в народные сказки, и передавали в виде образов в простых смысловых формах. Это позволило сохранить и донести важные знания до сегодняшнего дня. Нам осталось только понять их и применить.

А как вы относитесь к народным сказкам? Пишите своё мнение в комментариях. Всем удачи и до новых встреч!

Сказка про курочку Рябу
или притча о шансе?

И вправду: однажды в жизни свершилось чудо: курочка снесла не простое, а золотое яичко,т.е создала произведение искусства-слиток золота яйцеобразной формы, совершенной обработки (ну представьте себе,скажем, яйцо Фаберже!)

А глупые дед и баба этого не поняли, не оценили и стали вести себя с золотым так, как всю жизнь вели себя с простыми: стали бить, чтобы использовать в кулинарных целях.

Затем следует эпизод с мышкой, которая, махнув хвостиком, сделала то, чего не удалось ни деду, ни бабе. Яичко упало и разбилось.

Нелепость ситуации только подчеркивает тот факт, чо весь эпизод с мышкой- лишь тест, проверка деда и бабы на реакцию.

Разбилось, что будут делать теперь?

Плачут потому, что они остались без яичницы.

То есть вы получите то, что ожидаете, то, что заслуживаете.

О том, что жизнь предоставляет нам возможность иного пути, иного измерения,

способны жить без чудес,

без глубинного зрения и слуха.

Не случайно именно маленькая девочка неполных семи лет, рано научившаяся читать и писать, сочинила письмо к Курочке Рябе.

Я не помню его дословно, но мысль письма такова:

Сакральный смысл сказки о Курочке Рябе

Сакральный или «космический» смысл сказки опирается на основу слов, которыми именуются главные персонажи этой истории. Дед и баба — по возрасту соотносятся со Стариком и Старухой. Корень слова «Стар» означает старшинство и древность, а значит мудрость рода. СТАРица — покинутое старое русло реки. СТАРинничать — подражать старине. СТАРоста, старшина — брат отца, то есть старшего по возрасту. Естественно, старик и старуха - это два начала жизни: мужское и женское.

Курочка является символом славянской богини Макошь. Мы её знаем как богиню, управляющую временем и судьбой. Макошь — хранительница домашнего очага. Она покровительница ремёсел, поэтому её изображают с веретеном. Но Макошь сплетает не только человеческие судьбы, ей подвластны судьбы мирозданья.

Теперь сконцентрируем внимание на том, почему курочка носит имя "Ряба". Смысл слова "рябая", "рябь" означает наличие пятен, отличающихся по цвету от основного фона. Сегодня учёные физики приходят к пониманию Космоса как целостности, состоящей из множества разнородных элементов. Древнее русское слово "рясно" - означает украшение, повторение пёстрого узора. "Ряса" - нитка, "рять" - ясность, яркость. Суффикс "ба" добавляет слову движение (процесс). Отсюда делаем вывод, что Ряба - это Космос, мерцающий и живой. Курочка Ряба - это часть богини Макоши в её космическом проявлении, разумная Вселенная, которая самостоятельно развивается.

Яйцо - символ жизни, её начала и конца. Золотое яйцо представляется как живое в неживом. Поэтому разбить такое яйцо деду и бабе не под силу, всё равно, как бороться с неизбежным.

В народных сказках мышь имеет самостоятельный непредсказуемый образ, у неё свой план действий, своя логика поведения. Часто она имеет значение смерти или перехода в другое состояние. Кстати, в древнерусском языке "Млечный путь" связывали с мышью и называли "Мышиной тропкой". А в древнеиндийских сказах "Млечный путь" образовался из молока Коровы Земун или Мокоши. Некоторые учёные обратили внимание на созвучие слов Макошь и мышь. Видите, как прослеживается взаимосвязь образов.

Мышь в сказке про "Курочку Рябу" является олицетворением Конца. Она разбивает своим хвостиком яйцо и это означает конец Эры. Причём, "золотая" жизнь символизируется как закостеневшая (скованная в золотых оковах) и умирающая, уходит. На смену ей приходит простая, " живая", свободная, настоящая жизнь.

Из всего перечисленного напрашивается вывод, что смерти нет, а есть непрерывные процессы завершения старого и создания нового. Развитие жизни проходит в постоянном круговороте и оно не зависит от воли и желания людей, то есть неотвратимо.

Сказка про "Курочку Рябу" в лице деда и бабы учит нас ценить настоящий момент жизни (простое яйцо) как награду, а золотую оболочку (золотое яйцо) как переходное состояние между жизнью в миру и возрождением в другом измерении.

Изложение сказки у А.Н. Толстого

В начале сказка соответствует версии Афанасьева, но ни попа, ни просвирни там не наблюдается. А курочка даёт обещание утешить стариков и снести им новое золотое яичко. То есть мы просматриваем цепочку развития яичка от простого к золотому.

Похожая притча

Притча о шансе

Чья версия самая верная?

Мы не можем утверждать, что версия того или иного автора верная, а другого — нет. В разных местностях могли быть отличные интерпретации сказки. Например, в версии Афанасьева есть церковные персонажи. Это не характерно для русских народных сказок. Народу ближе такие образы, как Баба - Яга, Серый Волк, Иван Царевич. Смысл сказки прост и понятен даже на бытовом уровне: не надо раздувать из мыши слона и преувеличивать возникшую проблему, что ведет к нервным расстройствам психики. Афанасьев концентрирует внимание на не способности человека мыслить разумно и адекватно реагировать на мелочи жизни, уметь управлять своими эмоциями.

В трактовке Ушинского смысл истории более глубокий и даже исконный, перекликается с Ведами.

Что говорит о сказке К.Д. Ушинский

Ушинский был образованнейшим человеком своего времени. Он чутко понимал философский подтекст народных сказок и был сторонником снижении роли церкви в социальной жизни. В его пересказе сказки были не только веселые и поучительные, но и заставляли человека размышлять. В "Курочке" Ушинского не было цепочки неприятных событий, но было обещание снести в замен разбитого простого яичка новое золотое.

Читайте также: