Коня приготовляют на день битвы но победа от господа притчи 21 31

Обновлено: 22.11.2024

Источник: Библейская симфония по книгам Ветхого и Нового Заветам / ред.-сост. Д. Гриценко, Е. С. Калугина - Москва : Даръ, 2007. - 480 с.

Похожая притча

31 Готовят коня ко дню битвы,
но победа 28 — от ГОСПОДА.

Примечания:

2 [1] — Букв.: взвешивает сердца. Этот стих почти дословно повторяет 16:2.

4 [2] — Или: целине.

4 [3] — Друг. возм. пер.: а светильник нечестивцев — грех.

5 [4] — Друг. возм. пер.: усердный заботится о достатке.

6 [5] — Друг. возм. пер.: это только морок.

6 [6] — Так по друг. чтению, кот. поддерживает LXX; масоретский текст: мимолетное дыхание (или: уносимый пар) стремящихся к смерти. Ср. Пс 1:4.

7 [7] — Или: поймает (в ловушку); ср. 5:22.

8 [8] — Смысл оригинала неясен.

8 [9] — Или: прямо; здесь противопоставление «извилистого» пути и «прямых» (т. е. «справедливых», «честных») поступков.

9 [10] — Крыши ближневосточных жилищ были плоскими и могли использоваться, в частности, как место ночлега; см., напр., 1 Цар 9:25.

9 [11] — Стих дословно повторяется в 25:24.

11 [12] — Ср. подобное высказывание в 19:25.

12 [13] — LXX: праведник понимает (что на) сердце нечестивых людей, и из-за своих злодеяний они ненавистны ему. Друг. возм. пер.: праведный (Бог) следит за домом нечестивого; Он подвергнет нечестивого гибели.

15 [14] — Или: когда восстанавливается справедливость, это радость для праведника, а злодею — погибель; ср. 10:29.

16 [15] — См. примеч. к 2:18.

17 [16] — Букв.: вино и оливковое масло; оливковое масло употреблялось для умащений, а также в качестве косметического средства и было атрибутом пиров и праздников, ср. 27:9, а также Пс 103:15; Ам 6:6.

18 [17] — Зло, которое нечестивец замышлял против праведника, постигнет его самого, ср. 11:8.

19 [18] — Друг. чтение: вздорной.

20 [19] — Или: растратит.

21 [20] — Или: хвалу.

26 [21] — Друг. возм. пер.: каждый день лентяй снедаем жадным желаньем, а праведник раздает не скупясь. Стихи 25 и 26 связывает между собой одно ключевое слово — «прихоть» (или: алчность, неуемное желанье), присутствующее в обеих пословицах.

27 [22] — Или: из худых побуждений.

28 [23] — Ср. 19:5, 9.

28 [24] — Букв.: но тот, кто слушает, будет вовеки (или: успешно) говорить.

29 [25] — Букв.: лицо; другой возм. пер.: у нечестивца (ни один мускул не дрогнет) на лице, честный (же не сделает шага, прежде чем) всё не взвесит.

29 [26] — Или: а честный обдумывает свои пути. Так по друг. чтению, масоретский текст: твердо следует по своему пути.

30 [27] — Друг. чтение: вопреки Господу.

31 [28] — Или: спасение.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Притчи Соломона, 21 глава

Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.

Похожая притча

Сравнение русских переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Похожая притча

1–3. Всеобщность Промысла Божия, управляющего путями мира и человека. 4–8. Против высокомерия, жадности, обманов и насилий. 9–18. Против немилосердия и других пороков в отношении ближних. 19–26. Наставления подобного же нравоучительного содержания. 27–31. Мздовоздаяние от Господа праведным и грешным.

Притч.21:1 . Сердце царя – в руке Го­с­по­да, как по­токи вод: куда захочет, Он направляет его.

Притч.21:2 . Всякий путь человека прям в глазах его; но Го­с­по­дь взвешивает сердца.

Притч.21:3 . Соблюде­ние правды и правосудия более угодно Го­с­по­ду, нежели жертва.

Образ «поток ов (или каналов) вод» (ст. 1) заимствован из обычая Египта, Сирии, Палестины, Халдеи – удобрять землю для хлебов, фруктов и овощей посредством искусственного полеорошения – посредством орошения небольших каналов в садах, огородах и на полях. Мысль сравнения та, что, подобно тому, как каналы эти всецело в направлении своем зависят от усмотрения устроителя их, так и сердце царя в его мероприятиях на пользу народа не предоставлено собственному произволу, но получает внушения от Премудрого Мироправителя Бога. Вместе с тем, упоминание о потоке вод дает мысль о благотворности царской власти (ср. Пс 1.3 ; Ис 32.2 ), – мысль вполне согласующаяся с идеальным понятием о ней у Премудрого (ср. Притч 20.2, 8, 28 и др.). Ст. 2 сн. Притч 16.2, 25 ). Мысль ст. 3 о предпочтительности пред Богом дел правды и правосудия пред жертвоприношениями (сн. Притч 15.8 ) обща учительным книгам (см. напр., Пс 49.7 сл.) с пророческими ( Мих 6.6–8 , Ис 1 .11сл. сн. 1Цар 15.22 ) и составляет предвестие учения Спасителя, что « вящшая закона – суд, милость и вер а» – ( Мф 23.23 ).

Притч.21:4 . Гордость очей и надмен­ность сердца, отлича­ю­щие нечестивых, – грех.

Притч.21:5 . Помышле­ния при­лежного стремят­ся к изобилию, а всякий торопливый терпит лише­ние.

Притч.21:6 . Приобрете­ние сокровища лживым языком – мимолетное дунове­ние ищущих смерти.

Притч.21:7 . Насилие нечестивых обрушит­ся на них, по­тому что они отреклись соблюдать правду.

Притч.21:8 . Превратен путь человека раз­вращен­ного; а кто чист, того действие прямо.

Осуждается высокомерие и гордость (ст. 4), плоды которой объявляются сплошным грехом (славянский перевод « светило" , соответств. греч. λαμπτὴρ , лат. lucerna, евр. Нир или Нер, точнее русск. синод. «отличающие» ; у архим. Макария лучше, «светильник»), с практической точки зрения одобряется результат деятельности человека рассудительного и прилежного, и осуждается поведение нерадивого (ст. 5, ср. Притч 19.2 ), но с нравственной точки зрения сейчас же осуждается стяжание неправедное (ст. 6) с указанием на ожидающий нечестивых суд Божий и гибель (ст. 7–8).

Притч.21:9 . Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в про­стран­ном доме.

Притч.21:10 . Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его.

Притч.21:11 . Когда наказывает­ся кощун­ник, про­стой делает­ся мудрым; и когда вра­зу­мляет­ся мудрый, то он при­обретает знание.

Притч.21:12 . Праведник наблюдает за домом нечестивого: как по­вергают­ся нечестивые в несчастие.

Притч.21:13 . Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, – и не будет услы­шан.

Притч.21:14 . Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху – сильную ярость.

Притч.21:15 . Соблюде­ние правосудия – радость для праведника и страх для дела­ю­щих зло.

Притч.21:16 . Человек, сбив­шийся с пути ра­зу­ма, водворит­ся в собрании мертвецов.

Притч.21:17 . Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не раз­богатеет.

Притч.21:18 . Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного – лукавый.

По мысли Премудрого (ст. 9), не раз высказываемой им ( Притч 17.1 ) и вообще в учительной ветхозаветной письменности ( Сир 25.18 ), нравственные блага семейной жизни: любовь, мир и под. стоят выше всех благ материальных; отсюда и сожительство с злой женой не может быть покрыто никаким внешним довольством жизни. Ст. 10. С злыми вообще не следует вступать в какое-либо дружество. 11. Сн. Притч 19.25, 9.9 . Далее говорится: о противоположной внешней судьбе праведного и нечестивого (ст. 12, 18), о грехе немилосердия к ближнему (ст. 13, сн. Мф 25.41 сл. Мф 18.23–35 ), о правосудии и уклонениях от него (ст. 14–15, ср. Притч 17.8, 19.6 ), об уклонении от пути истинной мудрости и печальной судьбе уклоняющихся (ст. 16: русск. синод. перев. «в собрании мертвецов» , у архим. Макария – точнее: «в обществе Рефаимов», LXX: εν᾿ συναγωγῆ γιγάντων , Vulg.: in coetu gigantum, слав.: « в сонмищи исполинов» , ср. Быт 6.4 ; Притч 2.18, 9.18 ), наконец о вреде роскошной и невоздержной жизни (ст. 17, сн. Притч 23.29 сл.).

Притч.21:19 . Лучше жить в земле пустын­ной, нежели с женою сварливою и сердитою.

Притч.21:20 . Вожделен­ное сокровище и тук – в доме мудрого; а глупый человек расточает их.

Притч.21:21 . Соблюда­ю­щий правду и милость найдет жизнь, правду и славу.

Притч.21:22 . Мудрый входит в город сильных и ниспровергает крепость, на которую они надеялись.

Притч.21:23 . Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.

Притч.21:24 . Надмен­ный злодей – кощун­ник имя ему – дей­с­т­ву­ет в пылу гордости.

Притч.21:25 . Алчба ле­нивца убьет его, по­тому что руки его отказывают­ся работать;

Притч.21:26 . всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет.

В ст. 19 один из часто повторяющихся образов или сравнений в кн. Притчей в отношении злых жен (сн. ст. 9, Притч 25.24 ; ср. Сир 25.21 ). Ст. 20 сн. ст. 17. Ст. 21 сн. Притч 19.17 . Мысль ст. 22 о превосходстве мудрости перед силой встречается еще в Еккл 9.16 . О хранении языка и дара слова – ст. 23 – говорилось выше: Притч 13:3, 19:6 ; Мф 12.36 . Изображение в ст. 24 дерзкого и кощунника сходно с Авв 2.5 . В ст. 25–26 противопоставление ленивого с одной стороны, прилежного, праведного и милостивого – с другой (ср. Пс 36.26 ).

Притч.21:27 . Жертва нечестивых – мерзость, особен­но когда с лукав­с­т­во­м при­носят ее.

Притч.21:28 . Лжесвидетель по­гибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда.

Притч.21:29 . Человек нечестивый дерзок лицом сво­им, а праведный держит прямо путь свой.

Притч.21:30 . Нет мудрости, и нет ра­зу­ма, и нет совета вопреки Го­с­по­ду.

Притч.21:31 . Коня при­готовляют на день битвы, но по­беда – от Го­с­по­да.

Мысль о неугодности Богу жертвы нечестивых (27а), уже ранее ( Притч 15.6 ) высказанная, теперь усиливается прибавлением, что жертва эта обычно соединяется «с лукавством» (27б, евр. безимма ), т. е. по нечистым побуждениям, даже с преступными целями (LXX: παρανόμως , Vulg.: ex scelere), ср. Сир 34.18 сл. Мал 1.3 . Далее – речь о бесстыдном, ложном свидетеле и о свидетеле правдивом (ст. 23–29, сн. Притч 19.5 ), об отсутствии истинной мудрости у нечестивого (ст. 30, сн. Иез 28.5 ; Иов 5.13 ), наконец, о том, что источник всякой мудрости и силы – в Боге и Его помощи (ст. 31, сн. Пс 19.8–9, 32.17 ).

Читайте также: