Концептуальная информация в притче три сундука
Обновлено: 14.11.2024
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Содержит интересный материал, связанный с анализом текста.
Вложение | Размер |
---|---|
vernye_i_nevernye_utverzhdeniya2.pptx | 631.21 КБ |
otkrytka.docx | 139.63 КБ |
smartfon.docx | 33.56 КБ |
telegramma.docx | 233.65 КБ |
rafael_mustafin_tekst.docx | 12.01 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka1.docx | 27.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Рафаэль Мустафин «Три сундука»
Было у родителей три дочери. Мать с отцом заранее подготовились об их будущем - подготовили каждой дочке по большому кованому сундуку с приданым. А там и перины, и подушки, и постельные принадлежности, и пуховые платки, и платья. Чтобы все было, как положено, чтобы не было стыдно людям в глаза смотреть.
Вот дочери подросли и одна за другой начали выходить замуж. Мать плачет - тяжело расставаться с родными кровинушками. Да и с нажитым добром - тоже жалко.
Но прошло столько-то времени. Старшая дочь разошлась с мужем и вернулась домой со своим громоздким сундуком и ребенком впридачу. Подкинула сына бабушке, а сама укатила в город в поисках лучшей доли. Через некоторое время так же вернулась и средняя дочь, а за ней и младшая. И обе, подкинув детишек родителям, уехали в город. Дома остались только их сундуки. Так и стоят в передней. Отец каждый раз, натыкаясь на них, ругается, грозится выкинуть их. А мать воспитывает ораву прожорливой детворы. И все надеется - вдруг еще понадобятся. Зря надеется…
Рафаэль Мустафин «Три сундука»
Было у родителей три дочери. Мать с отцом заранее подготовились об их будущем - подготовили каждой дочке по большому кованому сундуку с приданым. А там и перины, и подушки, и постельные принадлежности, и пуховые платки, и платья. Чтобы все было, как положено, чтобы не было стыдно людям в глаза смотреть.
Вот дочери подросли и одна за другой начали выходить замуж. Мать плачет - тяжело расставаться с родными кровинушками. Да и с нажитым добром - тоже жалко.
Но прошло столько-то времени. Старшая дочь разошлась с мужем и вернулась домой со своим громоздким сундуком и ребенком впридачу. Подкинула сына бабушке, а сама укатила в город в поисках лучшей доли. Через некоторое время так же вернулась и средняя дочь, а за ней и младшая. И обе, подкинув детишек родителям, уехали в город. Дома остались только их сундуки. Так и стоят в передней. Отец каждый раз, натыкаясь на них, ругается, грозится выкинуть их. А мать воспитывает ораву прожорливой детворы. И все надеется - вдруг еще понадобятся. Зря надеется…
Похожая притча
Было у родителей три дочери. Мать с отцом заранее подготовились об их будущем – подготовили каждой дочке по большому кованому сундуку с приданным. А там и перины, и подушки, и постельные принадлежности, и пуховые платки, и платья. Чтобы все было чин-чинарем, чтобы не было стыдно людям в глаза смотреть.
Вот дочери подросли и одна за другой начали выходить замуж. Мать плачет – тяжело расставаться с родными кровинушками. Да и с нажитым добром – тоже жалко.
Но прошло столько-то времени. Старшая дочь разошлась с мужем и вернулась домой со своим громоздким сундуком и ребенком впридачу. Подкинула сына бабушке, а сама укатила в город в поисках лучшей доли. Через некоторое время так же вернулась и средняя дочь, а за ней и младшая. И обе, подкинув детишек родителям, уехали в город. Дома остались только их сундуки. Так и стоят в передней. Отец каждый раз, натыкаясь на них, ругается, грозится выкинуть их к чертовой матери. А мать воспитывает ораву прожорливой детворы. И все надеется – вдруг еще понадобятся. Зря надеется…
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Похожая притча
Было у родителей три дочери. Мать с отцом заранее подготовились об их будущем – подготовили каждой дочке по большому кованому сундуку с приданным. А там и перины, и подушки, и постельные принадлежности, и пуховые платки, и платья. Чтобы все было чин-чинарем, чтобы не было стыдно людям в глаза смотреть.
Вот дочери подросли и одна за другой начали выходить замуж. Мать плачет – тяжело расставаться с родными кровинушками. Да и с нажитым добром – тоже жалко.
Но прошло столько-то времени. Старшая дочь разошлась с мужем и вернулась домой со своим громоздким сундуком и ребенком впридачу. Подкинула сына бабушке, а сама укатила в город в поисках лучшей доли. Через некоторое время так же вернулась и средняя дочь, а за ней и младшая. И обе, подкинув детишек родителям, уехали в город. Дома остались только их сундуки. Так и стоят в передней. Отец каждый раз, натыкаясь на них, ругается, грозится выкинуть их к чертовой матери. А мать воспитывает ораву прожорливой детворы. И все надеется – вдруг еще понадобятся. Зря надеется…
Подписи к слайдам:
«Верные и неверные утверждения» 1. Наречие – это самостоятельная часть речи ДА 2 . Наречие – это служебная часть речи НЕТ 3 . Наречие не имеет окончание ДА 4 . Наречие – изменяемая часть речи 5. Наречие обозначает признак предмета по действию НЕТ 6 . Наречие обозначает признак действия ДА 7 . В предложении наречие чаще играет роль обстоятельства ДА 8. Наречие может отвечать на вопрос сколько? НЕТ 9 . Наречие имеет форму слова НЕТ 10. Наречие можно разделить на смысловые группы ДА НЕТ
Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить на своем языке. Л.Н. Толстой
Двадцать шестое января. Классная работа. Повторение темы «Наречие». Работа с текстом притчи «Три сундука».
Не с богатством жить – с человеком. Большое приданое мужа не сделает.
ПРИТЧА – небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме. По своему характеру притча близка к басне (в 18 веке иногда даже не делали различия между басней и притчей). Однако смысл притчи более значительный: она иллюстрирует важную идею, касаясь проблем морали, общечеловеческих законов, тогда как басня дает суждение по более частным поводам. Нет в притче и традиционных условных персонажей басни (животных).
Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить на своем языке. Л.Н. Толстой
Задания по теме «Наречие» Задание 1 . Найдите и выпишите из текста все наречия вместе с теми словами, к которым они относятся. Определите их разряд. Задание 2. Найдите в тексте наречие, которое является словом-исключением. Сформулируйте правило. Задание 3. Найдите в тексте предложение, в котором наречие входит в состав сказуемого.
Рефлексия Прием «Пять пальцев
М ( м изинец) – м ышление. Какие знания, опыт я сегодня получил? Б ( б езымянный) – б лизость цели . Что я сегодня делал и чего достиг? С ( с редний) – с остояние духа, настроения. Каким было моё настроение? Изменилось ли? В какую сторону? У ( у казательный) – помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Или мне в чем-то помогли? Б ( б ольшой) – б одрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья?
Домашнее задание 1 вариант. Написать продолжение притчи; 2 вариант . Прокомментировать проблему, поднятую в тексте (написать сочинение - рассуждение); 3 вариант. Написать сочинение «Семейные ценности».
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О.: Буйлова Наталия Николаевна, учитель русского языка и литературы Предмет: русский язык Класс: 7 Тип урока: у рок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД Тема: «Повторение темы «Наречие». Работа с текстом притчи Рафаэля Мустафина «Три сундука».
Систематизация и закрепление знаний по теме «Наречие», совершенствование навыков работы с текстом.
Образовательные: систематизация знаний о наречии; формирование умения находить в тексте наречия и объяснять их правописание, развитие умения работать с текстом, определять роль наречий в данном тексте;
Развивающие: развивать умение правильно употреблять наречия в устной и письменной речи; способствовать развитию познавательной сферы учащихся и логического мышления;
Воспитательные: формирование положительного отношения к семье, семейным ценностям, понимания того, что важная задача семьи - воспитание детей, воспитывать интерес к изучению русского языка.
Личностные УУД : положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, участие в творческом, созидательном процессе;
Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний, планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, исправляют и объясняют их; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные УУД: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; осуществляют совместную деятельность в рабочей группе с у чётом конкретных учебно-познавательных задач; умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.
Познавательные УУД : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Планируемые образовательные результаты
Предметные: знать особенности наречия как части речи, смысловые группы наречий, правописание наречий;
уметь определять синтаксическую роль наречий в предложении.
Метапредметные : способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Наречие, смысловые группы наречий, текст, тема текста, основная мысль текста, типы речи, притча
индивидуальная, групповая, фронтальная
проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение, приемы ТРКМ
Компьютер, презентация, распечатанные тексты, шаблоны открытки, телеграммы, телефона.
Универсальные учебные действия
Здравствуйте, садитесь. Ребята, я скажу слова «Доброе утро . » и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие. Доброе утро всем девочкам! (Девочки машут) Доброе утро всем мальчикам! Доброе утро всем, кому нравится такая погода, какая сейчас за окном! Доброе утро всем, кто любит конфеты! Молодцы! Я вижу, что вы все меня прекрасно слышите и готовы начать работу на уроке.
Итак, сегодня на уроках я принесла с собой сундучок? Как вы думаете, что там может быть? (ответы учеников) Об этом узнаем в конце урока.
Участвуют в беседе
Настраиваются на учебную деятельность
Регулятивные: принятие и сохранение задачи
Личностные: формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
3)Постановка проблемы. Актуализация знаний. Фронтальная работа.
А сейчас давайте выполним задание «Верные и неверные утверждения». (слайд 1)
1. Наречие - это самостоятельная часть речи.+
2. Наречие - служебная часть речи.-
3. Наречие не имеет окончание.+
4. Наречие - изменяемая часть речи.-
5. Наречие обозначает признак предмета по действию.-
6. Наречие обозначает признак действия.+
7. В предложении наречие чаще играет роль обстоятельства.+
8. Наречие может отвечать на вопрос сколько?+
9. Наречие имеет форму слова.-
10. Наречие можно разделить на смысловые группы. +
Оценивание учеником своей работы при помощи смайликов.
Итак, о чем мы будем говорить на уроке? (о наречиях). Но не только наречию будет посвящен наш урок.
Прочитайте высказывание (слайд 2)
Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить на своем языке. Н.Г. Чернышевский
Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с автором? А что нужно, чтобы научиться ясно и понятно говорить на своем языке? (умение составлять тексты, высказывания). А что такое текст?
Итак, мы определили два ключевых понятия нашего урока «наречие» и «текст». Какова же тема нашего урока?
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.
Давайте запишем тему урока: Повторение темы «Наречие». Работа с текстом притчи Рафаэля Мустафина «Три сундука» (слайд 3)
Что мы должны вспомнить? Что должны узнать?
Формулируют задачи учебной деятельности.
Сегодня мы будем анализировать современную притчу Рафаэля Мустафина «Три сундука».
Работать мы сегодня будем следующим образом. Итак, какие ассоциации у вас вызывает название притчи «Три сундука» (богатство, ценность, золото…).Мы с вами не читая произведение попытались предугадать его содержание. А теперь давайте прочитаем текст. Переверните лист, который лежит у вас на столе.
Было у родителей три дочери. Мать с отцом заранее подготовились об их будущем - подготовили каждой дочке по большому кованому сундуку с приданым. А там и перины, и подушки, и постельные принадлежности, и пуховые платки, и платья. Чтобы все было, как положено, чтобы не было стыдно людям в глаза смотреть.
Вот дочери подросли и одна за другой начали выходить замуж. Мать плачет - тяжело расставаться с родными кровинушками. Да и с нажитым добром - тоже жалко.
Но прошло сколько-то времени. Старшая дочь разошлась с мужем и вернулась домой со своим громоздким сундуком и с ребенком впридачу. Подкинула сына бабушке, а сама уехала в город в поисках лучшей доли. Через некоторое время так же вернулась и средняя дочь, а за ней и младшая. И обе, подкинув детишек родителям, уехали в город. Дома остались только их сундуки. Так и стоят в передней. Отец каждый раз, натыкаясь на них, ругается, грозится выкинуть. А мать воспитывает ораву прожорливой детворы. И все надеется - вдруг еще понадобятся. Зря надеется…
Давайте вернемся к записи.
Скажите, можем ли мы что-нибудь добавить после прочтения.
Что мы видим? Говорит ли нам это название и содержании текста, о его теме? (нет). Проблемная ситуация. Ведь мы знаем, что, как правило тема отражается в заглавии, но не всегда. Давайте будем разбираться.
Какова тема этого текста? (В тексте говорится о воспитании детей, о духовном и материальном богатстве, об ответственности родителей за воспитание детей.) Какова основная мысль текста, чему он учит? (Родители, заботясь о накоплении материального состояния, забыли о самом главном – о подготовке дочерей к семейной жизни, о духовном воспитании.)
Вы правильно определили основную мысль текста.
А теперь прочитайте пословицы на слайде и скажите, созвучны ли они нашему тексту?
Не с богатством жить – с человеком.
Большое приданое мужа не сделает.
Таким образом, пословицы раскрывают основной смысл данного текста. Часто родители, желая детям счастливого будущего, думают только о материальном положении, благополучии. Конечно, это не последний пункт в приобретении счастья, особенно в наше время. Но на одном богатстве никогда не построишь крепкую семью. В семье должны царствовать любовь, уважение, взаимопонимание.
Жанр своего художественного произведения автор определил как современная притча. Что характерно для этого жанра? Кто сможет дать определение?
Притча – небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме. По своему характеру притча близка к басне (в 18 веке иногда даже не делали различия между басней и притчей). Однако смысл притчи более значительный: она иллюстрирует важную идею, касаясь проблем морали, общечеловеческих законов, тогда как басня дает суждение по более частным поводам. Нет в притче и традиционных условных персонажей басни (животных) (слайд 5)
Определите тип речи. Докажите свою мысль. (Повествование)
Докажите, что перед вами текст. Вспомните основные признаки текста. (Развернутые ответы учеников).
Воспринимают на слух информацию, смотрят презентацию, принимают участие в диалоге с учителем
Похожая притча
План-конспект урока русского языка в 7 классе. Комплексный анализ текста по притче Рафаэля Мустафина "Три сундука". Рекомендуется проводить после изучения темы "Наречие" .
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_pritche7kl.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
№ 175 Советского района города Казани»
Урок русского языка в 7 классе.
Тема: Комплексный анализ текста
после изучения темы «Наречие»
по притче Рафаэля Мустафина «Три сундука»
Учитель русского языка и литературы
Гимадеева Глюса Ренатовна
Тема. Комплексный анализ текста.
Повторение-обобщение по теме «Наречие».
Цель. 1. Систематизация и закрепление знаний по разделу
2. Совершенствование навыков и умений анализа текста.
3. Способствование формированию чувства ответственности
за воспитание в семье высоких нравственных качеств.
Оборудование: Тексты притчи Рафаэля Мустафина «Три сундука», проектор, экран.
- Организационный момент.
- Ребята, как вы думаете, почему человеку нужна семья? Почему семье отводится большая роль в жизни общества?
( В семье человека окружают любимые, близкие люди.
- Нам дома, в семье комфортно, уютно, хорошо.
- Всем необходимым для жизни умениям человек учится в семье.
- Детей в семье воспитывают и т.д.)
- Действительно, самая ответственная задача семьи – воспитание детей. Ведь от того, какое воспитание получит ребенок в семье, зависит его дальнейшая судьба, а значит, судьба общества, страны. В тексте, который сегодня я хочу вам представить, тоже говорится о семье, о воспитании детей. Это современная притча Рафаэля Мустафина «Три сундука», которая была напечатана в журнале «Идель» в 11 номере 2006 года.
II. Работа по теме.
- Чтение текста учителем.
Было у родителей три дочери. Мать с отцом заранее подготовились об их будущем – подготовили каждой дочке по большому кованому сундуку с приданным. А там и перины, и подушки, и постельные принадлежности, и пуховые платки, и платья. Чтобы все было чин-чинарем, чтобы не было стыдно людям в глаза смотреть.
Вот дочери подросли и одна за другой начали выходить замуж. Мать плачет – тяжело расставаться с родными кровинушками. Да и с нажитым добром – тоже жалко.
Но прошло столько-то времени. Старшая дочь разошлась с мужем и вернулась домой со своим громоздким сундуком и ребенком впридачу. Подкинула сына бабушке, а сама укатила в город в поисках лучшей доли. Через некоторое время так же вернулась и средняя дочь, а за ней и младшая. И обе, подкинув детишек родителям, уехали в город. Дома остались только их сундуки. Так и стоят в передней. Отец каждый раз, натыкаясь на них, ругается, грозится выкинуть их к чертовой матери. А мать воспитывает ораву прожорливой детворы. И все надеется – вдруг еще понадобятся. Зря надеется…
А) Определите тему текста
Тема текста – это то, о чем (или о ком) говорится в тексте. Очень часто тема текста отражается в его заглавии.
( В тексте говорится о воспитании детей, о духовном и материальном богатстве, об ответственности родителей за воспитание детей.)
Б) В определении термина «тема» говорится, что очень часто тема текста отражается в его заглавии. Скажите, раскрывает ли заглавие «Три сундука» тему данного текста?
( Нет. Заглавие притчи не тематическое, а идейное. Три сундука – это символ богатства, материального благополучия. )
В) А что такое идея?
Какова идея данной притчи?
(Родители, заботясь о накоплении материального состояния, забыли о самом главном – о подготовке дочерей к семейной жизни, о духовном воспитании.)
Г) Вы правильно определили идею притчи. А теперь прочитайте пословицы на экране и скажите, созвучны ли они с идеей текста?
Не с богатством жить – с человеком.
Большое приданое мужа не сделает.
(Т.о., пословицы раскрывают основную мысль текста, их можно взять эпиграфами к данному уроку, к данному тексту. Часто родители, желая детям счастливого будущего, думают только о материальном положении, благополучии. Конечно, это не последний пункт в приобретении счастья, особенно в наше время. Но на одном богатстве никогда не построишь крепкую семью. В семье должны царствовать любовь, уважение, взаимопонимание.
Д) Жанр своего художественного произведения автор определил как современная притча. Что характерно для этого жанра? Какие притчи вы можете вспомнить по курсу литературы?
(Рассматривали «Притчу о блудном сыне» при анализе повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»; небольшой объем, содержит поучение, похожа на басню, главные герои – люди)
Притча – небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме. По своему характеру притча близка к басне (в 18 веке иногда даже не делали различия между басней и притчей). Однако смысл притчи более значительный: она иллюстрирует важную идею, касаясь проблем морали, общечеловеческих законов, тогда как басня дает суждение по более частным поводам. Нет в притче и традиционных условных персонажей басни (животных).
Е) Определите тип речи. Докажите свою мысль.
(Повествование – это «мир в действии», несколько кадров фотопленки, рассказывается о событиях, действиях; последовательность событий передается частым употреблением наречий места и времени.)
Ж) Объясните значение словосочетания «орава прожорливой детворы». К какому стилю речи они относятся?
Почему автор так пренебрежительно называет детей?
(Чтобы показать сущность родителей, в данном случае бабушки с дедушкой. И к своим детям, и внукам они относятся как к объектам, нуждающимся в материальном обеспечении. Они только думают, как их накормить, одеть, содержать. К этому времени они состарились, внуки для них не в радость, а обуза.)
З) Какие еще просторечные слова употребляются в тексте?
( Чин-чинарем, к чертовой матери)
И) Докажите, что это текст? Что такое текст?
Тест – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация и др.
К) Первую часть определения термина «текста» мы разобрали, а как же предложения связаны грамматически? Разберем эти вопросы. Как связаны 1 и 2 предложения? Укажите средства связи.
( Лексически: контекстные синонимы, родители – мать с отцом)
2 и 3 предложения?
(С помощью наречия места: сундуки – там)
Л) Вспомните способы связи предложений, приведите примеры цепной и параллельной связи в тексте.
(1 абзац – цепная
2 абзац – цепная
3 абзац – первые 4 предложения параллельная
(Определения можно дать через экран)
М) Каких частей речи больше в тексте?
( Существительные, глаголы, наречия)
Н) Почему в тексте мало прилагательных?
(Прилагательные обозначают признаки предметов, а для автора важно показать поступки, действия. Действия – это глаголы, а при глаголах имеются очень много наречий.)
3. Повторение – обобщение по теме.
А) Найдите и выпишите все наречия вместе с теми словами, к которым они относятся. Определите разряд.
Что такое наречие?
Заранее позаботились (время)
Было чин-чинарем (обр. д-я)
Не было стыдно (обр. д-я)
Начали выходить замуж (места)
Тяжело расставаться (обр. д-я)
Жалко расставаться (обр. д-я)
Вернулась домой (места)
С ребенком впридачу (меры и ст.)
Вдруг ещё понадобятся (врем, меры и ст.)
Надеется зря (обр. д-я)
Б) Определите разряд наречий.
В) Сделайте разбор наречий по составу (морфемный анализ)
Впридачу, чин-чинарем, домой, стыдно
Г) Объясните правописание наречия чин-чинарем. Какие ещё способы дефисного написания наречий вы знаете?
( Наречия, образованные с помощью во-, по-, - ых, -ему, -ому, -и)
Д) Каким членом предложения являются наречия?
Е) Найдите в тексте предложение, где наречие является не обстоятельством, а сказуемым
Вот дочери подросли и одна за другой начали выходить замуж. (устойчивое сочетание)
Сделайте синтаксический разбор предложения.
Объясните отсутствие запятой перед союзом и в сложном предложении: есть общий второстепенный член.
Ж) Объясните знаки препинания в предложениях:
- Отец каждый раз…
- А там и перины, и подушки…
III. Вывод: для чего нам нужны наречия?
(Для полного, четкого, правильного изображения наших действий.)
Пусть ваши действия обозначают только «положительные» наречия, чтобы вам в будущем, как в этой притче, не пришлось сожалеть о ваших действиях, поступках.
IV. Домашнее задание.
В конце притчи автор поставил многоточие. Как вы думаете, почему?
( Недосказанность мысли, место для рассуждения.)
Написать продолжение притчи или дать свою оценку содержания, комментарии к проблеме, поднятой в тексте.
Читайте также: