Какие смыслы заключены в содержании этой притчи чашка чая

Обновлено: 21.12.2024

Один профессор пришел к известному учителю. Чтобы спросить о мудрости. Учитель предложил ему выпить чаю и стал наливать чай в чашку. Чашка наполнилась, но мастер все лил в нее чай. Профессор долго следил за ним, и , наконец, не выдержал:
-Что вы делаете?! Чашка переполнена! В нее больше ничего не войдет!
-Как и эта чашка, - ответил учитель, вы наполнены вашими собственными мнениями и знаниями. Как я смогу показать вам мудрость, пока вы не освободите свою чашку?!

Правильный настрой

Ученик сказал новичку: -Должен предупредить, что без правильного настроя ты не поймешь ни слова из того, о чем говорит наставник.
-А как правильно настроиться?
-Будь подобен студенту, страстно желающему выучить иностранный язык. Слова, которые произносит наставник, кажутся знакомыми. Но не попадайтесь на удочку: у них может быть совершенно иной смысл.

Три типа слушателей

Пришли к старцу три человека. Один –большой начальник, другой- очень состоятельный человек, третий очень образован. Они стали просить старца взять их к себе в ученики, но он отказал им.

Они очень удивились и попросили объяснить, почему.
Старец ответил:
-Есть три типа слушателей. Первый- как горшок, перевернутый вверх дном. Можно учить его, но ничего не войдет в него. Он недоступен.
Второй тип слушателей подобен горшку с дыркой в дне. Кажется, что он наполняется, но лишь на мгновенье. Рано или поздно он все равно станет пустым, в нем ничего не может удержаться.
И, наконец, третий тип подобен горшку, полному отбросов. Все, что попадает в него, загнивает. Поэтому нет смысла пытаться научить вас чему-то.

Идеальный учитель

Один молодой человек решил, что будет искать идеального учителя. Он прочел много книг, пос6щал один ашрам за другим, слушал, обсуждал и практиковал, но всегда оставался в сомнении или неуверенности. Один для него казался неудачным в одном, другой в другом. В одном учителе ему не нравилась речь, в другом поведение.
Так он искал двадцать лет и уже совсем потерял надежду. Пока не повстречал человека. Каждое слово и поступки которого, соответствовали его представлению об идеальном учителе. Он не стал терять времени и подошел к нему: -Мне кажется, что вы – идеальный Учитель, умоляю вас, возьмите меня в ученики.
-действительно, так меня называют, сказал Учитель, -но я не могу этого сделать, так как мне нужен идеальный ученик.

Изменения уже начались

К одному мудрецу пришел человек и спросил:- Что мне следует делать, что бы стать мудрым?
Учитель ответил: Выйди, постой снаружи.
А на улице шел дождь…Человек удивился и подумал: «Ну и как это мне может помочь?»
Но он вышел из дома и стал снаружи, а дождь все лил и лил…Человек весь вымок, вода проникла пол одежду. Минут через двадцать он вернулся и сказал:- Я постоял, и что теперь?
Мудрец спросил -Что скажешь? Когда ты стоял под дождем, не открылось ли тебе чего?
Человек ответил: -Открылось? Я просто думал, что выгляжу как глупец!
Мудрец сказал:- Это великое открытие! Это начало мудрости! Теперь ты можешь начинать. Ты на правильной дороге. Теперь ты знаешь, что ты глупец, но изменения в тебе уже начались.

Наклоности

Однажды юноша пришел к мудрецу и спросил: -Что я должен делать, чтобы обрести мудрость?
Мудрец повернулся и пошел к ближайшей реке. Он вошел в воду и кивком пригласил юношу последовать за ним , несмотря на его попытки освободится. Когда же тот освободился и его дыхание выровнялось, мудрец спросил: - сын мой, когда ты был под водой, чего ты желал сильнее всего?
-Воздуха! Я хотел только воздуха!
-А не предпочел бы ты этому богатство, удовольствия, власть или любовь? Не думал ли ты об этих вещах?
-Нет, я хотел только воздуха и думал только о воздухе, - последовал ответ.
-Тогда, если желаешь стать мудрым, ты должен желать этого с такой же силой, как только что желал воздуха. Ты должен бороться за свою цель вплоть до исключения всех остальных целей в жизни. Если ты будешь так стремиться к мудрости, ты обязательно станешь мудрымю

Кошелек с золотыми

Один мудрый учитель решил испытать тех, кто пришел проситься к нему в ученики. Он задал каждому из них вопрос: -Если ты найдешь кошелек с золотыми, вернешь ли ты его хозяину?
Первый ответил:- если бы я знал хозяина, я вернул бы кошелек, не колеблясь ни минуты.
Второй сказал: -Я думаю, что если найду кошелек, значит, это Господь его посылает мне, и я не должен его отдавать.
И, наконец, третий ответил так: -Откуда мне знать, каким я буду в тот момент, когда найду кошелек, и удастся ли мне оградить себя от злой воли? Может быть, она возобладает и я присвою себе чужое. Может быть, Господь поможет мне преодолеть искушение и я верну кошелек законному владельцу.
-Это хорошие слова, -воскликнул учитель, - ты можешь стать моим учеником.

Ты прав

Однажды старец и его ученик вошли в ворота большого города, чтобы рассказать о христианской вере. Один христианин, житель этого города, подошел к ним м сказал: -Отче, вряд ли нужны жителям этого города твои проповеди. Жители эти тяжелы сердцем и сопротивляются слову истины. Они совсем не хотят учиться. Не трать свое время на них.
Старец посмотрел на него и сказал: -Ты прав.
Несколько минут спустя. Подошел к старцу другой христианин и сказал: -Отче, не сомневайся: ты будешь радушно принят в этом прекрасном городе. Люди ждут тебя и надеются услышать драгоценные слова Евангельского учения, исходящие из твоих уст. Они истосковались по знанияю и готовы к служению. Их сердца и умы открыты для тебя.
Старец посмотрел на него и сказал: -Ты прав.
Ученик не выдержал и спросил старца: -Отче, объясни мне, как ты и одному, и другому сказал одни и те же слова, хотя говорили он совершенно противоположное.
Старец сказал ученику- Ты прав. Но наверняка заметил, что оба человека изрекали истину, соответствующую их пониманию мира. Ни один из них не солгал. Оба они сказали правду. Только не всю.

Притча о двух волках

Когда –то давно один старик открыл своему внуку жизненную истину: -В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: -А какой волк побеждает?
Старик улыбнулся и ответил: -Всегда побеждает волк, которого ты кормишь.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Похожая притча

Но, как мне показалось, эта притча о том, что у каждого своя правда, свой внутренний мир.

Анонимный 10.01.2012, 22:57

Комментирует Екатерина Ван:
Эльвина, мне кажется не совсем так. Профессор уже был зрелым мыслящим человеком. Каждое слово учителя Нан-ина он мог оспорить, исходя из своих знаний и мыслей и, главное, опыта. Как же учить человека, который не верит тебе? Чтобы был результат надо поверить в своего учителя как в Бога. Наполнять можно только пустую чашу. В музыке есть подобный пример. Молодой и уже известный скрипач Гидон Кремер захотел учиться у Давида Федоровича Ойстраха - великолепного скрипача и педагога. Но Ойстрах отказался обучать Кремера. После многочисленных просьб молодого скрипача, Ойстрах согласился взять его в свой класс с одним условием. "Вы будете беспрекословно подчиняться и слушаться меня и выполнять все, что я потребую" - сказал великий Ойстрах. Дальше историю не рассказывают. Как вы думаете - почему?

Анонимный 11.01.2012, 15:32

Аня Лучинина
На самом деле,я считаю,что учиться и познавать что-то новое,открывать для себя новые горизонты нужно всегда,независимо от того на какой ступени ученого мастерства ты находишься.
Но,как мне показалось,речь в этой притче ведется о том,что человеку,обладающему знаниями высокого уровня,будет сложно принять и понять те вещи,понятия о которых у него сложились уже до этого.То есть ему придется в каких-то моментах переступать через себя,абстрагироваться от вещей,которые ему были знакомы и ясны ранее.

Анонимный 11.01.2012, 18:27

Как я понимаю, эта притча относиться к тому, что когда ученик приходит получить знания или хочет узнать что либо нового, он должен прийти к учителю с пустой головой, с пустыми мыслями, да бы он мог вместить ему новые знания и новые мысли для размышления)

Анонимный 13.01.2012, 16:17

Ванюкова Анастасия.
Идею этой притчи я готова связать со своей учебой. Мы должны быть готовы к пониманию и восприятию других принципов, пусть даже если раньше ты не был с этим согласен. Ведь может быть такое, что другие представления помогут нам больше, чем наши. Нужно быть свободным внутренне, это и поможет нам постигать новые высоты, приобретать важные знания и умения.

Анонимный 13.01.2012, 17:18

Удивительно,но буквально на днях,я поняла смысл этой притчи,когда сама столкнулась с подобной ситуацией.Я вынесла из этой ситуации урок, что перед тем как принять какое то важное решение,нужно успокоиться и избавиться от ненужных мыслей и эмоций.

Анонимный 17.01.2012, 12:05

кривова Валерия
мало одного желания для знаний, необходимо еще и освободить свои мысли и разум, чтобы узнать что-то новое (не услышать, а именно познать и осмыслить, чтобы это в нас закрепилось). а на это не каждый человек способен - обстрагировать от того что знаешь, что думаешь, чтобы воспринимать новую информацию в том виде какая она есть, а не так, как мы хотим ее услышать

Анонимный 17.01.2012, 21:07

Анастасия Савкина
Восточные культы отрицают понятие "личность". В христианстве взаимодействуют личность Бога и личность человека. Для принятия Бога, человеку не нужно отказываться от своей личности. Безропотное следование чужим мыслям есть примитивная форма идолопоклонства!

На самом деле очень тяжело опустошить свой разум даже на минуту,ведь мы всё равно о чём-то думаем,даже когда ложимся спать. И даже во сне мы пытаемся решить какие-либо проблемы. Мне,кажется,что "опустошить свою чашу",можно лишь тоггда,когда поймём на сколько это всё это нам будет важно,узнать что-то новое. Никто не говорит забыть и не вспоминать,просто отпустить всё,что нас тревожит,для того,чтобы смогли осмысленно понять то,что хотим знать.

Опустошить свою чашу, забыть то, чему тебя учили. На первый взгляд кажется, что речь идет об очень очевидной вещи - чтобы узнать что-то новое, научиться по-новому смотреть на окружающих и на мир в целом нужно открыть свое сознание для другого, непонятного и недоступного ранее. Казалось бы, что может быть проще? Но на самом деле это сложно. Как трудно бывает порой отказаться от своих убеждений и взглядов даже тогда, когда это не несет в себе кардинальных изменений. Кажется, что это все может полностью изменить мир человека. А порой бывает и вовсе обидно за то, что на изучение чего-то потратил массу времени, а теперь тебе нужно по-другому взглянуть на мир. Поэтому мне кажется, что опустошить свою чашу очень и лчень сложно.Но если это удается, то как много нового можно узнать.

Мне кажется правда учителя в том чтобы его воспринимали, его опыт, а не свой личный для этого нужно отмести свой ибо каждый опыт уникален тем более учителя.Олег.

Похожая притча

1) В древнеиндийской религиозной и философской традиции духовный Аб- солют, безличное духовное начало – …

  • Закон нравственного воздаяния, по которому сумма совершённых по- ступков предопределяет характер нового рождения и дальнейшего суще- ствования, – …
  • В индийской религиозно-философской традиции освобождение от колеса пе- рерождений, преодоление сансары – …
  • Концепция древнеиндийской философии, означающая безначальную и бес- конечную цепь перерождений живых существ, – …
  • Понятие в древнеиндийской философии, означающее всепроникающее субъ- ективное духовное начало, – …

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

  1. Возникновение, особенности и значение философии в Древней Индии.
  2. Философские идеи Вед и Упанишад. Основные положения ортодоксаль- ных школ древнеиндийской философии (астика).
  3. Неортодоксальные философские школы Древней Индии (настика). Уче- ние об освобождении в джайнизме. Четыре благородные истины – основа буддистского учения. Материалистическое учение чарвака-локаята.

З а д а н и е 3. Заполните табл. 3

Ортодоксальные школы древнеиндийской философии (астика)

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Саген Миямото в золотой коллекции притч мастеров дзен-буддизма

«Хлопок одной ладони» изложил такую историю.

Профессор одного из токийских университетов решил взять несколько уроков дзен-буддизма у известного Мастера. Придя к нему домой, он с порога начал рассказывать о том, почему он хочет брать уроки и как много он уже прочёл литературы на эту тему. Мастер пригласил его пройти в дом и предло- жил чаю. Профессор продолжал говорить, перечисляя книги, которые он про- чёл о дзен. Мастер стал наливать чай в чашку гостя, когда чашка была полна до краёв и чай начал выливаться из неё, профессор воскликнул:

  • Мастер, что вы делаете, чашка уже полная, и вода переливается через
  • К сожалению, ваше сознание очень похоже на эту чашку, – ответил Ма-

стер. – Оно заполнено всевозможной информацией, и любое новое знание будет переливаться через край. Приходите в следующий раз – с пустой чашкой.

  • Прокомментируйте эту дзен-буддистскую притчу.
  1. Какие смыслы заключены в содержании этой притчи?
  2. Почему, по мнению Мастера, «переполненное» сознание не готово к зна- нию?
  3. Какое знание, с точки зрения древнеиндийской, буддийской философии, считается лишним, ненужным? Почему?
  4. Каким образом буддизм предлагает готовить сознание к восприятию истины? В чём заключается специфика восприятия реальности в буд- дистском мировоззрении?
  5. Сравните представления о назначении философии в древней философии Индии, Китая и Греции. Что общего? В чём заключаются отличия?

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

Похожая притча

Каролина Рыковцева Вопрос задан 26 сентября 2019 в 5 - 9 классы,   Психология.

Читайте также: