Какие особенности жанра притчи отразились в рассказе м и солженицына матренин двор
Обновлено: 14.11.2024
Известный рассказ Александра Солженицына «Матренин двор» знакомит нас с суровым и несправедливым образом жизни советской деревни в тяжелые послевоенные годы, когда законы власти были жестки и строги. В рассказе говорится о тяжелых судьбах простых советских граждан великой страны, и о том, как они выживают в трудное время, когда прошла пора репрессий, а пора, нареченная в народе «оттепелью», еще не наступила. Деревенские жители ожесточились, были бедны духовно и материально, глухи к чужой беде и равнодушны к редким радостям и удачам односельчан.
Повествование ведется от лица некоего Игнатьича. По сути, в образе рассказчика нам представлен сам писатель, тем более, что рассказ во многом автобиографичен.
Весьма интересна композиция всего произведения. Рассказ состоит из трех частей. Первая часть рассказа повествует нам о жизни самого рассказчика Игнатьича, и мы узнаем, что он в свое время был осужден, а после отбывания срока стал школьным учителем, и в эту деревню он прибыл, надеясь провести остаток жизни в спокойствии и размеренности. Как известно, осужденные люди, какое бы высокое и престижное образование они не имели, особым спросом на рынке работ не пользовались, им сложно найти себе работу. Многие из них, которые имели достойное образование, становились всего лишь учителями в деревенских школах. Так было и после смерти Сталина.
Игнатьич обосновался у некоей Матрены, с которой он почти сразу находит общий язык, ему с Матреной становится легко общаться и жить. Благодаря этому он обретает душевный покой.
Во второй части произведения рассказывается о тяжелой жизни главной героини рассказа – Матрены. В юности ей довелось пережить много ударов судьбы – она любила парня, который ушел на войну, а вышла замуж за его брата с детьми, хоть и по-прежнему любила ушедшего. Потом парень вернулся с войны и возненавидел, как своего брата, так и свою уже бывшую возлюбленную. С детьми ей не везло, они долго не проживали, все умерли, и она воспитывает дочь деверя. Несмотря на тяжелую жизнь, Матрена осталась четной и доброй женщиной и была ею до смерти.
В третьей части нам показана жестокость и неблагодарность мира. Игнатьич узнал о том, что Матрена погибла, попав под поезд при попытке перевезти часть дома в подарок Кире, дочке деверя. Игнатьич повествует о похоронах покойницы и поминках. Ему горько от того, что родные и близкие Матрены плачут не из-за чувства утраты ближнего своего, а по традиции.
Они зациклены на вопросе о разделе скромного имущества бедной женщины, и вопрос стоит остро. А любимый, который ее возненавидел, даже не пришел проводить покойницу в последний путь.
Повествование ведется в хронологической последовательности, композиция сюжета линейная. Мы читаем историю жизней. Вторая часть рассказа – это ретроспектива, ведь в ней говорится о прошлом Матрены, и именно эта часть является самой драматической. После прочтения данной части мы начинаем сопереживать и сострадать героине. При этом резкий контраст с ней создают ее же односельчане, которые глухи к ее мытарствам, черствы и злы. Они прошли через нечто похожее, но озлобились и ожесточились, став хуже, чем были.
Такой фон, который отличается особой депрессивностью, очень характерен для многих писателей-диссидентов, которые стремились в своих произведениях показать отрицательные стороны неугодной им советской власти СССР, государственную политику в отношении русской деревни..
Похожая притча
Во второй части героиня рассказывает о себе сама.
Образ Матрены и отдельные детали в рассказе носят символический характер.
Ее дом как бы символизирует ковчег библейского Ноя, в котором он спасается от всемирного потопа. Гибель Матрены символизирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила.
Сочетание страниц лирического и эпического, сцепление эпизодов по принципу эмоционального контраста позволяет автору менять ритмику повествования, его тональность. Таким путем идет автор к воссозданию многослойной картины жизни. Уже первые страницы рассказа служат
убедительным примером.Его открывает зачин, рассказывающий о трагедии на железнодорожном разъезде. Подробности этой трагедии мы узнаем в конце рассказа.
Матрена плоть от плоти народной. Глубоко народный характер проявляется в ее речи. Выразительность, яркую индивидуальность придает ее языку обилие просторечной, диалектной лексики.
Похожая притча
Жанровые особенности. Вторая половина 1950-х годов ознаменовалась формированием оригинального жанра «монументального рассказа». Примером этого жанра может служить рассказ М. Шолохова «Судьба человека». В 1960-е годы жанровые черты «монументального рассказа» узнаются в «Матренином дворе» А. Солженицына, «Матери человеческой» В. Закруткина, «При свете дня» Э. Казакевича. Главным отличием этого жанра является изображение простого человека, который является хранителем общечеловеческих ценностей. Причем изображение простого человека дается в возвышенных тонах, а сам рассказ ориентирован на высокий жанр. Так, в рассказе «Судьба человека» просматриваются черты эпоса. А в «Матренином дворе» уклон сделан на жития святых. Перед нами житие Матрены Васильевны Григорьевой, праведницы и великомученицы эпохи «сплошной коллективизации» и трагического эксперимента над целой страной. Матрена рисовалась автором как святая («Только грехов у нее было меньше, чем у колченогой кошки, ты — мышей душила…»).
Похожая притча
А меня этот рассказ заставил задуматься о тяжёлой судьбе наших с вами мам, бабушек и прабабушек, чья молодость пришлась на военные и послевоенные годы. Это сейчас мы живём достаточно благополучно и представить себе не можем, как это - работать не за деньги, а за трудодни. Или, например, как можно таскать на себе двух- и пятипудовые мешки (в рассказе об этом упоминается). Или как можно пахать на себе. А просто тракторов тогда в глухих деревнях не было, мужчин было совсем мало, да и те, в основном, инвалиды после войны, и женщины пахали поле или на волах, или впрягшись по несколько человек и таща за собой тяжёлую соху (об этом тоже есть в рассказе).
Притом, что часто этим женщинам не доставалось женского и семейного счастья: мужья многих из них погибли на войне, дети часто умирали, как это случилось и у Матрёны.
Но очень многие из этих женщин не озлобились на судьбу, не жаловались, наоборот, с радостью и бескорыстно помогали другим, брали на воспитание чужих детей, сирот, и никогда не сидели без дела, даже будучи уже глубокими старухами.
Вот на таких женщинах-праведницах и стояло наше село, и выстояла наша страна в той войне, и выстоит и сейчас, если надо будет, потому что такие люди есть и в наше время.
З В Ё Н К А [556K] 1 год назадРассказ Солженицына о Матрёне Васильевне, останавливающей на скаку лошадь, заставляет задуматься не о дворе её, а о ней самой. И о равнодушных.
Деревня Тальново, где она живёт, - типичный российский околоток, в котором всё идёт так, как и повсюду. Мужики пьют, бьют своих безмолвных жён. А у Матрёны особенная судьбинушка была. И первый муж её не бил, и названный топором не зарубил. Любил потому что. И от второго мужа много детей было. Но поумирали все.
И когда несребролюбивая Матрёна была раздавлена поездом, перевозя наследникам своё наследство, никто и не всколыхнулся. Погоревали лишь о горнице матрёниной. Да о перекорёженных железнодорожных путях.
И смерть матрёнина не заставила их задуматься о том, что вместе с ней слишком многое погибло. Самое лучшее, что в деревне было.
Bronsh [496] 1 год назад
Он заставляет задуматься о спелости, корысти и эгоизме людей.
Матрена - праведница. Она не гонится за собственным счастьем, не пытается нажить состояние, не обижается на людей за то, что они ей говорят и всегда готова на бескорыстную помощь.
Окружающие люди говорят что она неаккуратна, нелепа, неказиста, нечистоплотна, называют её глупой за то, что она помогает за даром(хотя сами и злоупотребляют её помощью).
Даже после её смерти повод вспомнить Матрену в деревне - начало полевых работ. Только один автор смог понять, что она и есть - "тот праведник без которого, по пословице,не стоит село. Ни город."
Rgoldman [57] 1 год назадСолженицынский рассказ "Матренин двор" - не только о судьбе несчастной этой бабы, прожившей свою жизнь бездарно, грустно и бедно. Без любви, похоронив шестерых крошечных детей, прижитых от нелюбимого мужа, без друзей, без интеллектуальной, культурной пищи, в глухой грязной деревне. Этот рассказ символизирует всю советскую (и российскую) жизнь простого люда, безрадостную и бесцельную, несчастливую и темную. Его трагический финал лишь подчеркивает идею автора.
Lalique [37.9K] 1 год назадНа меня это произведение Солженицына произвело грустный, отягощающий эффект.
Жизнь русской женщины в те времена, да ещё и в глухой деревне непростая. Матрена хотела остаться человеком и смогла им остаться, до последних своих дней. Такие беды, которые выпали на судьбу женщины могли пережить и вынести единицы. После прочтения я задумалась прежде всего о силе духа простой женщины. О бескорыстности, доброте к людям, несмотря на беды которые заполняют всю судьбу. Она никого не винит в этом, ни на кого не злится - проживает тяжелейшую жизнь, оставаясь Человеком с большой буквы.
С другой стороны, в книге описана черствость, жадность, неблагодарность по отношению к Матрене. Тут я задумалась о том, что к людям, которые делают много добра - именно так относятся. Это страшная несправедливость жизни. Но в руках каждого человека - не становиться таким, быть признательным если тебе помогают, отвечать взаимностью на добрые поступки.
РУДЬКО [179K] 1 год назадКажлый человек, почитав рассказ Солженицина-Матрёнин двор , волен думать о своём. То есть о том, что в этом рассказе его тронуло, а что оставило равнодушным.
Лично меня, конечно же, очень расстроило поведение людей, окружавших Матрёну, её знакомых, её подруг, и многочисленных родственников.
Вель получается, что никто не гнушался попросить Матрёну о бесплатной помощи, но в то же время, осуждал Матрёну за то, что она такую помощь оказывала совершенно бескорыстно.
Кроме того, меня лично очень расстроило то, что человек, проживший такую тяжёлую жизнь, еле-еле сумел себе выхлопотать пенсию, с большим трудом и унижениями. Кроме всего прочего, сильно подозреваю, что возможно у Матрёны и паспорта -то не было, как у многих колхозников вплоть до конца 50-х, начала 60-х годов прошлого века.
В обшем-то, много несправедливости выпало на долю праведного, в общем-то, человека. И никто даже после её смерти не поминал её добрым словом. Может только вопитанница Кира.
В общем-то, мало в жизни правды и справедливости. И особенно мало справедливости по отношению к действительно праведным и совестливым, высокоморальным людям. И ещё, Солженицын явно подчёркивает, что вместе с такими людьми как Матрёна, уходит русская партиархальная деревня.
Только моё мнение.
Орина [21.9K] 1 год назадРассказ заставляет задуматься о том, правильно ли мы живём. Мы делаем карьеру, стараемся заработать больше денег. Главной героине рассказа Матрёне всё это чуждо. Она сумела найти радость бытия в другом. Ей доставляет удовольствие работа. Она с радостью и бескорыстно помогает другим людям.А мы можем так? Далеко нам до Матрёны в этом плане. Рассказ заставляет задуматься о нашем духовном развитии.
lady v [623K] 1 год назадРассказ Солженицина "Матренин двор" заставляет прежде всего задуматься о смысле человеческой жизни, о том, что в ней справедливо, а что нет, и почему некоторым людям бог или судьба посылает страшные испытания, от которых некоторые ломаются, а другие просто становятся сильнее и чище душой. С одной стороны Матрене, главной героине, вроде не позавидуешь, она осталась на старости лет одна, она потеряла мужа, она потеряла детей, она прожила трудную, полную лишений жизнь, она оставила на колхозных полях и в барских болотах свое здоровье и свою молодость, и вместе с тем образ Матрены необычайно светел, она словно сияет каким-то внутренним светом, который заставляет ее помогать другим, оставаться доброй и безответной. Матрена живет как умеет, по совести и никогда в жизни не делали ничего постыдного. Не зря наверное ее сравнивают с праведницей, с теми русскими женщинами, на которых держится наша земля.
Nelli4ka [108K] 1 год назад
О том, что в мире алчных, стяжательных и в целом недобрых людей есть и люди праведные, имеющие крепкий дух и чистую совесть. Но таким добрым людям, к сожалению, не всегда находится достойное место среди прочих. Эгоистические натуры коршунами будут виться вокруг своего благодетеля, и даже когда к тому придет смерть, они ни на секунду не усомнятся в своем прежнем поведении, а только утвердят свою пагубность в теперешнем. Они ни на йоту не продвинутся в понимании того, что из жизни ушел человек со своим миром, и только за это стоило бы уважать его, а также ценить то, что он после себя оставил. Но люди часто думают не о том, что умер замечательный человек, а о том, как же они теперь без этого благодетеля будут жить дальше (в том числе после раздела имущества).
Божья коровка [145K] 1 год назадМало кого рассказ Солженицына "Матренин двор" оставит равнодушным. Слишком уж непростой была судьба главной героини. Не видала она ни женского счастья, семейного, ни материнского. Муж ее не любил, а дети умирали еще совсем маленькими, хотя рожала она шестерых. Представьте себе только: шесть маленьких могилок! Осталась она одна, родственники и соседи о ней почти не вспоминали, разве только помощь ее нужна была, да дом у нее был, который хотели к рукам прибрать.
Заставляет задуматься рассказ о жизни вообще, о женской доле, о России, об отношении людей друг ко другу. Задумываешься еще и о том,ч то есть счастье человека. Была ли счастлива Матрена? Как ей хватало сил жить, да еще и другим помогать, тяжело трудиться, добывать себе все для жизни самой.
Главный герой поучительного рассказа Михаила Зощенко "Самое главное" - трусливый мальчик Андрюша Рыженький, который боялся всего, начиная от пауков и заканчивая чужими мальчишками. Мальчик пытается бороться со своими недостатками и в конце повествования он соглашается с мамой, которая считает самым главным для сына учебу.
Мама Андрюши тоже является главной героиней повествования, и она очень озабочена трусостью сына. Женщина пытается пояснить сыну, что страх можно побороть, для чего нужно быть храбрым, сильным и находчивым. Но самое главное - нужно иметь знания, без этого ничего добиться нельзя. Мама правильно воспитывает своего сына, без криков и грубости, она толково объясняет Андрюше как стать умным и смелым человеком.
Кроме того, в рассказе имеются и второстепенные персонажи, такие как мальчишки-обидчики, Саня Палочкин и люди в лодке, которые спасли ребят.
Главная мысль рассказа состоит в том, что в жизни человека нет ничего важнее знаний. Именно знания и умения способствуют будущему успеху, а для этого нужно хорошо учиться. Кроме того, рассказ учит нас бороться со своими страхами, быть умными, бесстрашными и сильными.
1 год назад
Сатира Зощенко имеет особенности:
1 год назад
- Появление нового типа героя. Это хозяева жизни, полупролетарии.
- От авторского голоса происходит полный отказ. Автор использует язык героя, но при этом происходит смешение городской речи, разных иностранных слов, отголоски воровского жаргона, слова военной лексики, элементы крестьянского говора.
- Используется старинный стиль сказа. Голоса рассказчика и разных героев зачастую сливаются.
- Традиции сатиры 19 века были продолжены.
А дальше было вот что.
-Здравствуй, Зурабчик! - заворковала Зинуля. - Заходи! Затоваримся "Зубровкой", забабахаем закуску - загуляяяем!
Зураб запрятал за занавеску заношенный, заплатанный зипун. Заулыбался, засверкав золотыми зубами:
-Зойку Заварзину зазовём, Захара Захаровича Задунайского заодно.
-Зачем? Зойка - заносчивая зануда. Захар -затюканный забулдыга. Заведующая застукает - заставит завуалировать, заданиями задавит.
Задумался Зураб, зачесал затылок, задёрнул занавески, задвинул засов. Замурлыкал:
-Затейница, Зинка! Зацелую! Заласкаю! Захвалю - зазноба знойная! Златовласка! Звёздочка! Зайчик! Земфира!
Зинка захихикала, закокетничала, затрепыхала.
За занавесками занималась заря.
1 год назадПроизведение "Собачье сердце" Булгакова наполнено огромным смыслом. Через него автор передал свое отношение к тому, что происходит в стране, свое отношение к революции 1917 года.
Новый политический режим пришел к власти через революцию. Она резко ворвалась в жизнь простого народа.
Создание нового человека, которое произошло в произведении, перекликается с созданием нового слоя населения - пролетариата.
Булгаков предупреждает, что наделение огромной властью необразованно народа - ни к чему хорошему не приведет. Подобно Шарикову, такие люди будет вести себя нагло, дерзко. Только эволюционной, постепенный процесс может сделать из необразованного народа достойных членов общества, но никак не революция, не операция - как в книге.
Читайте также: