Известный писатель создал философскую притчу в которой действуют герои
Обновлено: 21.12.2024
Известный писатель сочинил философское эссе, где дал весьма субъективную, индивидуально-творческую, совершенно непривычную интерпретацию событий недавнего прошлого. Найдите в приведённом ниже списке характеристики свойственные данному типу культуры, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Похожая притча
Только не надо известной фразы "красота спасет мир". Эта фраза не однозначна, так считал князь Мышкин ("Идиот").
Лучший ответ
Остальные ответы
Достоевский действительно философ и не из-за одной этой фразы, он показал в своих произведениях духовность, муки, страдания, путь к свету, проводил тонкие психологические анализы, рассуждал, создал персонажей, которых можно называть людьми. Можно назвать его "мастером слова", можно - философом, но всё это неполные названия. Просто он один из великих писателей и мыслителей на все времена.
нажраться,проиграть все деньги в карты,а потом сесть и выдать этакое-когда на мели не только философом мона стать.
А КТО его философом обозавал?
Сократ, там, Платон, или Пифагор, например, - это я понимаю БЫТЬ ФИЛОСОФОМ.
Вот его афоризмы. Почитай и подумай, сможишь ли ты после этого не называть его философом?!
-Великодушное сердце может полюбить из жалости….
-Время есть отношение бытия к небытию.
-Дурак, сознавшийся, что он дурак, есть уже не дурак.
-Легко прививаются привычки роскоши и как трудно потом отставать от них, когда роскошь мало-помалу обращается в необходимость.
-Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием.
-Правду говорят только те, у кого нет остроумия.
-Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца.
-Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.
-Чем хитрей человек, тем он меньше подозревает, что его на простом собьют.
-Честный и чувствительный человек откровенничает, а деловой человек слушает да ест, а потом и съест.
-…Чтоб умно поступать – одного ума мало.
Похожая притча
Известный писатель создал философскую притчу, в которой действуют герои национальной истории. Какие дополнительные признаки позволят сделать вывод о том, что данное произведение относится к элитарной культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Произведение выпущено крупным издательством
2) Его содержание сложно для восприятия
3) Произведение рассчитано на ограниченный круг любителей и знатоков
4) Оно создавалось в коммерческих целях
5) Произведение затрагивает проблемы экологии
6) Произведение имеет развлекательный характер
Похожая притча
Просмотр содержимого документа
«Человек и общество. Зачёт №1. Готовимся к ЕГЭ по обществознанию»
учащимся 10-11-х классов
Человек и общество
1-й тематический зачёт в рамках подготовки к
Подготовил для практикума: А.И. Колмаков, учитель истории и обществознания МКОУ Зональной СОШ
1. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
2. Выберите верные суждения о человеке и его потребностях и запишите цифры, под которыми они указаны.
3. Учёные-социологи страны Z проводили исследование современной молодёжи. Они использовали различные методы. Найдите в приведённом списке методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
- анкетирование молодых людей
- наблюдение за поведением разных групп молодёжи
- описание внешнего вида представителей разных молодёжных субкультур
- выявление закономерностей поведения разных групп молодёжи
- выдвижение гипотез о связи выявленных фактов
- формулирование выводов
4. Известный писатель создал философскую притчу, в которой действуют герои национальной истории. Какие дополнительные признаки позволят сделать вывод о том, что данное произведение относится к элитарной культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.
6.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1)гуманизм; 2) мораль; 3) добро; 4) совесть; 5) честь.
Ответ: _______________
7.Ниже приведён перечень качеств, присущих человеку. Все они, за исключением двух, имеют социальную природу. 1) инициативность; 2) темперамент;
3) толерантность; 4) ответственность; 5) задатки; 6) трудолюбие.
Найдите два качества, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: _______________
9.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
( А )Умозаключение как форма мышления характеризуется тем, что из одного или нескольких оснований (посылок) выводится новое заключение или следствие, вывод. ( Б ) Проблемам развития логики, изучающей, в частности, и способы построения умозаключений, должно уделяться больше внимания.
( В )Эти выводы ещё раз прозвучали с трибуны последнего философского конгресса. ( Г ) В его работе приняли участие философы из многих стран мира. ( Д ) Организаторы конгресса постарались на славу, создав участникам благоприятные условия для работы.
Определите, какие положения текста имеют
- фактический характер
- характер оценочных суждений
- характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
10.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Мотивом _____ ( А ) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная ____ ( Б ), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования _____ ( В ), социальной группы, общества в целом. _____ ( Г ) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. _____ ( Д ) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности, в общении с другими людьми. _____ ( Е ) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) потребность; 2) деятельность; 3) природа; 4) социальный; 5) естественный;
6) подлинный (разумный); 7) индивидуальность; 8) индивид; 9) идеальный (духовный).
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
11. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « глобализация »? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любом позитивном проявлении глобализации в сфере культуры, и одно предложение, раскрывающее любое негативное проявление глобализации в сфере культуры.
12. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « истина »? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об абсолютной истине, и одно предложение, раскрывающее взаимосвязь абсолютной и относительной истины.
13. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « мышление »? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных операциях (приёмах) мышления, и одно предложение, раскрывающее творческий характер мышления.
14. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые два позитивных и два негативных последствия глобализации . (Обязательно указывайте, какие последствия глобализации Вы относите к позитивным, а какие — к негативным , иначе ответ не будет засчитан).
15. В стране Z доминирует стремление к гармонизации отношений общества и природы. В экономике на первый план выдвигается сфера услуг, происходит индивидуализация производства и потребления.
Какой тип общества развивается в стране Z? Назовите любые три черты, соответствующие обществу данного типа, не указанные в условии задачи.
16. В ходе реформы системы общего образования в стране Z учащимся старших классов была предоставлена возможность выбора программ, соответствующих их интересам и способностям. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Назовите любые две другие тенденции развития современного образования и кратко охарактеризуйте одну из них.
17. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме « Научное познание как один из видов познания ». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
18. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Духовная деятельность: содержание и формы (виды)». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
С1. Раскройте с опорой на текст авторское понимание восточной цивилизации («Востока»). Приведите четыре признака, отличающие восточное общество.
Работа с текстом. Восточная цивилизация
Известно, что мировая история началась с Востока, именно он - очаг цивилизации. Здесь возникли и приобрели устойчивые формы древнейшие социальные и политические институты. Недаром древние римляне с уважением говорили: «Свет — с Востока».
С2. Какие условия формирования восточного традиционного общества приводит автор, ссылаясь на ученых-востоковедов? Приведите их с опорой на текст и проиллюстрируйте любую из них конкретным примером.
Что же такое Восток? Речь идет не о географическом, а о цивилизационном, историко-культурном понятии. Это гигантская человеческая целостность, весьма неоднородная и противоречивая. Ей присущи некоторые общие черты: воспроизводство сложившихся социальных культур, стабильность образа жизни, жесткий приоритет религиозно-мифологических представлений и канонизированных стилей мышления, растворение личности в коллективе.
С3. Что автор усматривает в качестве важнейшего элемента, характеризующего Восток? Каковы, по мнению автора, причины формирования особой политической организации на Востоке? (Укажите две причины.) Опираясь на знание курса, приведите любой признак восточного общества помимо тех, которые указаны в тексте.
Восток — это прежде всего традиционное общество и традиционный путь развития. Откуда взялась эта традиция, как и кем она была установлена? По мнению востоковедов, традиция была, во-первых, заимствована из цикличности сельскохозяйственных работ, от которых впрямую зависело процветание первых очагов цивилизации. Во-вторых, оформившись в первые государственные образования, они всячески стремились противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно важные.
С4. Автор подчеркивает, что основной культурной доминантой восточного общества выступают мифы, религиозные культы, ритуалы и обряды. Сформулируйте собственную интерпретацию мысли автора (раскройте авторскую мысль).
Основной культурной доминантой здесь являются мифы, религиозные культы, ритуалы и обряды…
Важнейшим элементом, характеризующим Восток, является «восточная деспотия». Деспотизм как форма власти и генеральная структура общества возникает там, где у частной собственности нет приоритета и земля принадлежит сельской общине. В целях организации межобщинных работ формируется орган власти, который, постепенно набирая силу, становится деспотичным по отношению к общинникам. Однако эта власть не лишает общину автономии в решении собственных проблем. Отчисляя в пользу государства ренту-налог, община жила собственными заботами, и общинников мало интересовало, кто кого сменяет на вершине политической пирамиды. Впрочем, и государственных правителей, и их прислужников не интересовали радости и беды крестьян. Главное — вовремя получить традиционно установленную ренту-налог. ( Е.И. Попов )
С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «духовная жизнь общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о духовной жизни.
Работа с текстом. Восточная цивилизация
Известно, что мировая история началась с Востока, именно он - очаг цивилизации. Здесь возникли и приобрели устойчивые формы древнейшие социальные и политические институты. Недаром древние римляне с уважением говорили: «Свет — с Востока».
С6. Информационная революция последней трети XX века привела к масштабным качественным изменениям всех сфер жизни общества. Укажите любые три направления изменений, каждое из которых проиллюстрировав примером.
Что же такое Восток? Речь идет не о географическом, а о цивилизационном, историко-культурном понятии. Это гигантская человеческая целостность, весьма неоднородная и противоречивая. Ей присущи некоторые общие черты: воспроизводство сложившихся социальных культур, стабильность образа жизни, жесткий приоритет религиозно-мифологических представлений и канонизированных стилей мышления, растворение личности в коллективе.
С7. Современный мир называют сетевым. Многие ученые отмечают, что символами современного мира и человека стали компьютер и Интернет. Сформулируйте свою точку зрения на роль компьютера и Всемирной паутины в жизни современного общества. Приведите два аргумента в ее обоснование.
Восток — это прежде всего традиционное общество и традиционный путь развития. Откуда взялась эта традиция, как и кем она была установлена? По мнению востоковедов, традиция была, во-первых, заимствована из цикличности сельскохозяйственных работ, от которых впрямую зависело процветание первых очагов цивилизации. Во-вторых, оформившись в первые государственные образования, они всячески стремились противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно важные.
С8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Основной культурной доминантой здесь являются мифы, религиозные культы, ритуалы и обряды…
Важнейшим элементом, характеризующим Восток, является «восточная деспотия». Деспотизм как форма власти и генеральная структура общества возникает там, где у частной собственности нет приоритета и земля принадлежит сельской общине. В целях организации межобщинных работ формируется орган власти, который, постепенно набирая силу, становится деспотичным по отношению к общинникам. Однако эта власть не лишает общину автономии в решении собственных проблем. Отчисляя в пользу государства ренту-налог, община жила собственными заботами, и общинников мало интересовало, кто кого сменяет на вершине политической пирамиды. Впрочем, и государственных правителей, и их прислужников не интересовали радости и беды крестьян. Главное — вовремя получить традиционно установленную ренту-налог. ( Е.И. Попов )
Спасибо за работу!
Ответственной подготовки и успешной сдачи ЕГЭ.
Ваш учитель
Проверь свою работу и проанализируй результаты!
Критерии оценивания ответа на задание 29
Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании
Характер и уровень теоретической аргументации
Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл (с 2 баллов до 1 балла или с 1 балла до 0 баллов)
Избранная тема (в одном или нескольких аспектах по усмотрению участника экзамена) раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения, рассуждения и выводы
В ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, рассуждения и выводы отсутствуют).
ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой
Качество фактической аргументации
Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала , не засчитываются при оценивании
Фактическая аргументация, относящаяся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления.
Фактическая аргументация отсутствует.
ИЛИ Приведены относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) примеры из источника одного типа.
Максимальный балл
ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису
Приведён только один относящийся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) пример
Похожая притча
Просмотр содержимого документа
«Человек и общество. Зачёт №1. Готовимся к ЕГЭ по обществознанию»
учащимся 10-11-х классов
Человек и общество
1-й тематический зачёт в рамках подготовки к
Подготовил для практикума: А.И. Колмаков, учитель истории и обществознания МКОУ Зональной СОШ
1. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
2. Выберите верные суждения о человеке и его потребностях и запишите цифры, под которыми они указаны.
3. Учёные-социологи страны Z проводили исследование современной молодёжи. Они использовали различные методы. Найдите в приведённом списке методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
- анкетирование молодых людей
- наблюдение за поведением разных групп молодёжи
- описание внешнего вида представителей разных молодёжных субкультур
- выявление закономерностей поведения разных групп молодёжи
- выдвижение гипотез о связи выявленных фактов
- формулирование выводов
4. Известный писатель создал философскую притчу, в которой действуют герои национальной истории. Какие дополнительные признаки позволят сделать вывод о том, что данное произведение относится к элитарной культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.
6.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1)гуманизм; 2) мораль; 3) добро; 4) совесть; 5) честь.
Ответ: _______________
7.Ниже приведён перечень качеств, присущих человеку. Все они, за исключением двух, имеют социальную природу. 1) инициативность; 2) темперамент;
3) толерантность; 4) ответственность; 5) задатки; 6) трудолюбие.
Найдите два качества, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: _______________
9.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
( А )Умозаключение как форма мышления характеризуется тем, что из одного или нескольких оснований (посылок) выводится новое заключение или следствие, вывод. ( Б ) Проблемам развития логики, изучающей, в частности, и способы построения умозаключений, должно уделяться больше внимания.
( В )Эти выводы ещё раз прозвучали с трибуны последнего философского конгресса. ( Г ) В его работе приняли участие философы из многих стран мира. ( Д ) Организаторы конгресса постарались на славу, создав участникам благоприятные условия для работы.
Определите, какие положения текста имеют
- фактический характер
- характер оценочных суждений
- характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
10.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Мотивом _____ ( А ) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная ____ ( Б ), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования _____ ( В ), социальной группы, общества в целом. _____ ( Г ) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. _____ ( Д ) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности, в общении с другими людьми. _____ ( Е ) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) потребность; 2) деятельность; 3) природа; 4) социальный; 5) естественный;
6) подлинный (разумный); 7) индивидуальность; 8) индивид; 9) идеальный (духовный).
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
11. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « глобализация »? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любом позитивном проявлении глобализации в сфере культуры, и одно предложение, раскрывающее любое негативное проявление глобализации в сфере культуры.
12. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « истина »? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об абсолютной истине, и одно предложение, раскрывающее взаимосвязь абсолютной и относительной истины.
13. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « мышление »? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных операциях (приёмах) мышления, и одно предложение, раскрывающее творческий характер мышления.
14. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые два позитивных и два негативных последствия глобализации . (Обязательно указывайте, какие последствия глобализации Вы относите к позитивным, а какие — к негативным , иначе ответ не будет засчитан).
15. В стране Z доминирует стремление к гармонизации отношений общества и природы. В экономике на первый план выдвигается сфера услуг, происходит индивидуализация производства и потребления.
Какой тип общества развивается в стране Z? Назовите любые три черты, соответствующие обществу данного типа, не указанные в условии задачи.
16. В ходе реформы системы общего образования в стране Z учащимся старших классов была предоставлена возможность выбора программ, соответствующих их интересам и способностям. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Назовите любые две другие тенденции развития современного образования и кратко охарактеризуйте одну из них.
17. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме « Научное познание как один из видов познания ». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
18. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Духовная деятельность: содержание и формы (виды)». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
С1. Раскройте с опорой на текст авторское понимание восточной цивилизации («Востока»). Приведите четыре признака, отличающие восточное общество.
Работа с текстом. Восточная цивилизация
Известно, что мировая история началась с Востока, именно он - очаг цивилизации. Здесь возникли и приобрели устойчивые формы древнейшие социальные и политические институты. Недаром древние римляне с уважением говорили: «Свет — с Востока».
С2. Какие условия формирования восточного традиционного общества приводит автор, ссылаясь на ученых-востоковедов? Приведите их с опорой на текст и проиллюстрируйте любую из них конкретным примером.
Что же такое Восток? Речь идет не о географическом, а о цивилизационном, историко-культурном понятии. Это гигантская человеческая целостность, весьма неоднородная и противоречивая. Ей присущи некоторые общие черты: воспроизводство сложившихся социальных культур, стабильность образа жизни, жесткий приоритет религиозно-мифологических представлений и канонизированных стилей мышления, растворение личности в коллективе.
С3. Что автор усматривает в качестве важнейшего элемента, характеризующего Восток? Каковы, по мнению автора, причины формирования особой политической организации на Востоке? (Укажите две причины.) Опираясь на знание курса, приведите любой признак восточного общества помимо тех, которые указаны в тексте.
Восток — это прежде всего традиционное общество и традиционный путь развития. Откуда взялась эта традиция, как и кем она была установлена? По мнению востоковедов, традиция была, во-первых, заимствована из цикличности сельскохозяйственных работ, от которых впрямую зависело процветание первых очагов цивилизации. Во-вторых, оформившись в первые государственные образования, они всячески стремились противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно важные.
С4. Автор подчеркивает, что основной культурной доминантой восточного общества выступают мифы, религиозные культы, ритуалы и обряды. Сформулируйте собственную интерпретацию мысли автора (раскройте авторскую мысль).
Основной культурной доминантой здесь являются мифы, религиозные культы, ритуалы и обряды…
Важнейшим элементом, характеризующим Восток, является «восточная деспотия». Деспотизм как форма власти и генеральная структура общества возникает там, где у частной собственности нет приоритета и земля принадлежит сельской общине. В целях организации межобщинных работ формируется орган власти, который, постепенно набирая силу, становится деспотичным по отношению к общинникам. Однако эта власть не лишает общину автономии в решении собственных проблем. Отчисляя в пользу государства ренту-налог, община жила собственными заботами, и общинников мало интересовало, кто кого сменяет на вершине политической пирамиды. Впрочем, и государственных правителей, и их прислужников не интересовали радости и беды крестьян. Главное — вовремя получить традиционно установленную ренту-налог. ( Е.И. Попов )
С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «духовная жизнь общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о духовной жизни.
Работа с текстом. Восточная цивилизация
Известно, что мировая история началась с Востока, именно он - очаг цивилизации. Здесь возникли и приобрели устойчивые формы древнейшие социальные и политические институты. Недаром древние римляне с уважением говорили: «Свет — с Востока».
С6. Информационная революция последней трети XX века привела к масштабным качественным изменениям всех сфер жизни общества. Укажите любые три направления изменений, каждое из которых проиллюстрировав примером.
Что же такое Восток? Речь идет не о географическом, а о цивилизационном, историко-культурном понятии. Это гигантская человеческая целостность, весьма неоднородная и противоречивая. Ей присущи некоторые общие черты: воспроизводство сложившихся социальных культур, стабильность образа жизни, жесткий приоритет религиозно-мифологических представлений и канонизированных стилей мышления, растворение личности в коллективе.
С7. Современный мир называют сетевым. Многие ученые отмечают, что символами современного мира и человека стали компьютер и Интернет. Сформулируйте свою точку зрения на роль компьютера и Всемирной паутины в жизни современного общества. Приведите два аргумента в ее обоснование.
Восток — это прежде всего традиционное общество и традиционный путь развития. Откуда взялась эта традиция, как и кем она была установлена? По мнению востоковедов, традиция была, во-первых, заимствована из цикличности сельскохозяйственных работ, от которых впрямую зависело процветание первых очагов цивилизации. Во-вторых, оформившись в первые государственные образования, они всячески стремились противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно важные.
С8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Основной культурной доминантой здесь являются мифы, религиозные культы, ритуалы и обряды…
Важнейшим элементом, характеризующим Восток, является «восточная деспотия». Деспотизм как форма власти и генеральная структура общества возникает там, где у частной собственности нет приоритета и земля принадлежит сельской общине. В целях организации межобщинных работ формируется орган власти, который, постепенно набирая силу, становится деспотичным по отношению к общинникам. Однако эта власть не лишает общину автономии в решении собственных проблем. Отчисляя в пользу государства ренту-налог, община жила собственными заботами, и общинников мало интересовало, кто кого сменяет на вершине политической пирамиды. Впрочем, и государственных правителей, и их прислужников не интересовали радости и беды крестьян. Главное — вовремя получить традиционно установленную ренту-налог. ( Е.И. Попов )
Спасибо за работу!
Ответственной подготовки и успешной сдачи ЕГЭ.
Ваш учитель
Проверь свою работу и проанализируй результаты!
Критерии оценивания ответа на задание 29
Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании
Характер и уровень теоретической аргументации
Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл (с 2 баллов до 1 балла или с 1 балла до 0 баллов)
Избранная тема (в одном или нескольких аспектах по усмотрению участника экзамена) раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения, рассуждения и выводы
В ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, рассуждения и выводы отсутствуют).
ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой
Качество фактической аргументации
Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала , не засчитываются при оценивании
Фактическая аргументация, относящаяся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления.
Фактическая аргументация отсутствует.
ИЛИ Приведены относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) примеры из источника одного типа.
Максимальный балл
ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису
Приведён только один относящийся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) пример
Читайте также: